На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Совершенствование управления государственным пенсионным фондом

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 15.02.2012. Страниц: 78. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
1. Предпосылки пенсионной реформы в части укрепления финансовой базы пенсионной системы 5
1.1. Сущность и функции пенсионного обеспечения 5
1.2. Возникновение и развитие системы пенсионного обеспечения в России 11
1.3. Особенности управления пенсионной системой в РФ 18
2. Анализ управления пенсионным фондом по «N» области 22
2.1. Анализ функционирования пенсионного фонда «N» области 22
2.2. Анализ причин низкого уровня контроля со стороны застрахованных лиц за своевременной и полной уплатой в Пенсионный фонд страховых взносов страхователями 33
2.3. Исследование причин крайне низкого уровня трудовых пенсий нынешних пенсионеров 36
Глава 3. Основные направления совершенствования системы управления территориальным пенсионным фондом по «N» области 41
3.1. Совершенствование организационной работы системы управления территориальным пенсионным фондом по «N» области 41
3.2. Проблемы системы пенсионного обеспечения страны и направления их решения 58
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложения 78


Введение

Одними из главных вопросов в области социально-экономической политики государства выступают вопросы пенсионного обеспечения.
Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны и каждого гражданина в отдельности.
Современное состояние экономической и социальной сфер свидетельствует о том, что социальная защищенность отдельных групп населения Российской Федерации оставляет желать лучшего. Низкий уровень социального обеспечение пенсионеров вызывает много нареканий, воспринимается как нарушение принципа социальной справедливости и не способствует достижению прочного социального мира. В этой связи нельзя не отметить, что устойчиво функционирующая пенсионная система - залог социальной стабильности в обществе, а неудовлетворительно работающая пенсионная система порождает и эскалирует опасную социальную напряженность.
Формирование системы пенсионного обеспечения, адекватной новым отношениям собственности, распределения, производства и потребления, представляется весьма значимым с точки зрения поддержания достойного существования нетрудоспособных граждан России.
В решении проблемы перехода к современному социальному государству основная роль принадлежит социальной политике, включающей решение различных задач, основанных на реализации принципа социальной справедливости.
Среди этих задач важное место занимает пенсионное обеспечение. Поэтому исследование проблем эффективного управления пенсионным обеспечением в современной России приобретает особую значимость, что и определяет актуальность настоящей работы.
Целью дипломной работы является выявление особенностей управления пенсионным обеспечением в «N» области и разработка предложений по повышению его эффективности. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение сущности и функций пенсионного обеспечения;
- рассмотрение истории возникновения и развития системы пенсионного обеспечения в России;
- изучение функционирования систем пенсионного обеспечения за рубежом на примере Японии;
- рассмотрение состояния финансовой базы системы пенсионного обеспечения России в условиях перехода экономики на рыночные отношения;
- исследование проблем пенсионного обеспечения в России и пути их разрешения.
Объектом дипломной работы является система пенсионного обеспечения как социальный институт и сфера управленческой деятельности.
Предметом дипломной работы являются особенности управления пенсионным обеспечением в «N» области.
Теоретико – методологической базой исследования послужили социально-экономические, правовые концепции, управленческие подходы к исследованию функционирования и развития системы пенсионного обеспечения, и разработки отечественных и зарубежных ученых в области экономики, юриспруденции по вопросам управления пенсионным обеспечением.


1. Предпосылки пенсионной реформы в части укрепления финансовой базы пенсионной системы

1.1. Сущность и функции пенсионного обеспечения

Под пенсионной системой понимается комплексное образование, регулирующее отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты, отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами и отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения.
Пенсионную систему также можно определить как составную часть социального обеспечения, частью защитного механизма, призванного обеспечить эффективное функционирование одного из секторов социальной сферы общества.
Описывая пенсионную систему, некоторые экономисты квалифицирует ее как механизм, обеспечивающий сбор, учет взносов и выплату пенсий бенефициарам.
Более точным определением пенсионной системы можно считать следующее, пенсионная система - совокупность правовых, финансово-экономических и организационных институтов и норм, имеющих своей целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, либо это совокупность мероприятий по компенсации гражданам заработка (дохода).
Следует отметить, что понятие пенсионного обеспечения не является тождественно значимым понятию пенсионной системы. Фактически, когда речь идет о пенсионной системе, имеется в виду система, которая функционирует в том или ином государстве.
Поэтому при определении понятия пенсионной системы необходимо добавлять "государство", где функционирует такая система (например, пенсионная система России). Т.е. пенсионная система государства - это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность.
Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования.
Отсюда, пенсионное обеспечение - это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите лиц от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца.
Посредством этой государственной системы действительно обеспечиваются (а не устанавливаются) выплаты пенсий, условия их исчисления исходя из полученных в период трудовой деятельности реальных размеров отчислений обязательных или добровольных пенсионных взносов, а в накопительных пенсионных системах могут применяться еще и условия продолжительности страхового стажа, то есть продолжительности периода накоплений страховых взносов, которые также существенно влияют на размер пенсий [9, c. 12].
Останавливаясь на сущности пенсионного обеспечения как на экономической категории, можно его квалифицировать как обособленную часть национального дохода, которая имеет свою специфику в отличие от других разделов - тем, что оно направляется на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества.
Субъектами этих отношений являются:
1. Государство;
2. Пенсионеры;
3. Работающие члены общества;
4. Организации, отчисляющие пенсионные взносы.
Объектом отношений между ними является часть созданного продукта, которая выделяется из общей структуры национального дохода и направляется на покрытие нужд нетрудоспособных. На эту часть национального дохода, именуемого финансовым активом Пенсионного фонда, претендуют различные категории нетрудоспособных, которых по их трудовому вкладу можно разделить на три группы:
- лица, которые производительно отработали требуемый трудовой стаж и благополучно дожили до пенсионного возраста;
- лица, которые потеряли свою трудоспособность в процессе трудовой деятельности;
- лица, не работавшие по различным причинам (инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильцев).
Объединяет их то, что они все нуждаются в пенсионном обеспечении как субъекты. Различия между ними заключается в следующем - представитель каждой группы имеет разную долю в общем объеме пенсионного обеспечения, которая предопределяется долей его участия в создании национального продукта. Это противоречие между различными группами субъектов путем дифференциации в распределении пенсионных выплат осуществляет пенсионное обеспечение.
Таким образом, участниками пенсионной системы России являются:
1. Пенсионер – физическое лицо, реализовавшее право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и постоянно проживающее в Российской Федерации.
2. Застрахованное лицо. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; [18, c. 21].
- работающие за пределами территории РФ в случаях уплаты страховых взносов в соответствии со ст.29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
- иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. (Письмо ПФ РФ от 10.07.2002 № КА-16-19/6161 «О применении ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»»).
3. Страхователи – физические или юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (в т.ч. организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и обязанные перечислять страховые взносы в пользу застрахованного лица.
4. Страховщик: Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее ПФ РФ) - государственный орган, осуществляющий государственное пенсионное страхование населения в Российской Федерации; это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
К функциям пенсионного обеспечения относятся:
- аккумулирование средств,
- учет пенсионных прав граждан,
- назначение и выплата пенсий,
- управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы.
Управление системой пенсионного обеспечение базируется на принципе разделения властных и финансовых функций.
Для управления пенсионными потоками и резервами обязательного пенсионного страхования создаются специализированные финансово-кредитные учреждения. Они осуществляют аккумулирование средств, размещают резервы и управляют финансами [26, c. 23].
Основным финансово-кредитным учреждением, которое реализует функции пенсионного обеспечения является пенсионный фонд.
Функциями пенсионного фонда являются:
- аккумуляция страховых взносов;
- финансирование расходов, предусмотренных законом о Пенсионном фонде;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
- контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств Фонда.
- организация и ведение индивидуального - персонифицированного - учета застрахованных лиц. На каждое застрахованное лицо, ПФР открывает лицевой счет с постоянным номером.
Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:
- платежей по единому социальному налогу работодателей;
- платежей по ЕСН граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- платежей по ЕСН других категорий работающих граждан;
- ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- доходов от капитализации средств Фонда;
- других поступлений.
Таким образом, система пенсионного обеспечения является доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается такими масштабами, как пенсии.
1.2. Возникновение и развитие системы пенсионного обеспечения в России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран.
В эпоху царствования императора Николая I законодательная база пенсионного обеспечения получила свое системное развитие, которое шло по пути совершенствования, дифференциации условий и порядка назначения пенсий, размеров выплат для отдельных категорий служащих.
Несмотря на то, что для гражданских и военных служащих действовали различные условия, порядок и размеры назначения пенсий, имелись и нормы, сближающие пенсионное обеспечение этих служащих. Так, при переходе государственного служащего с военной на гражданскую службу и наоборот стаж суммировался и взаимозасчитывался для расчета выслуги лет. Для военнослужащих и гражданских чиновников, выходящих в отставку по состоянию здоровья, были установлены пенсии по инвалидности, а для их семей – пенсии по случаю потери кормильца.
Отличительными особенностями комплексной системы пенсионного обеспечения, сложившейся в России к началу XX в., можно назвать:
а) заслуженное право на получение пенсий с установлением ограничений для возможного лишения его или приостановления;
б) дифференцированный подход к размеру устанавливаемой пенсии в зависимости от величины денежного оклада, занимаемой должности, стажа государственной службы;
в) установление персональных назначений пенсий и льготных пенсий по отдельным основаниям;
г) назначение пенсий семьям умершим гражданским служащим на основе тех окладов, из расчета которых были установлены им пенсии; д) введение элементов страхового начала для отдельных категорий гражданских служащих.
Система пенсионного обеспечения государственных служащих, сложившаяся в императорской России, прекратила свое существование в результате Октябрьской революции 1917 года.
Правительство Советской России приняло ряд мер по правовому регулированию пенсионного обеспечения трудящихся в случае наступления инвалидности и смерти работника, что явилось началом становления советской пенсионной системы.
Формирование пенсионной системы в СССР завершилось с принятием законов СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и от 28 апреля 1990 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих».
Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения.
Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования.
Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.
Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение.
Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны.
Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.
Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования.
В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г. “О государственных пенсиях”, значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза.

С крахом административно-командной экономики произошло и изменение пенсионной системы.
Развитие пенсионной системы в России за период с 1990 по 2008 годы можно условно разделить на три этапа:
- первый этап – разрушение системы пенсионного обеспечения административно-командной экономики (1990 – 1992 год);
- второй этап – переходный этап развития системы пенсионного обеспечения, переход от пенсионного обеспечения к пенсионному страхованию (1992-2002);
- третий этап – развитие системы пенсионного страхования (2002-2008).
Рассмотрим основные проблемы каждого этапа развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации [27, c. 34].
Первый этап характеризуется основными процессами, происходившими в Российской Федерации в 1990-1992 годах. На данном этапе основные проблемы пенсионного обеспечения заключались в следующем:
- низкий размер пенсии;
- постоянные задержки выплат пенсий;
- распределительных характер пенсионного обеспечения, существовавший в СССР работает неэффективно.
Данные проблемы негативно сказались на значительном количестве наиболее социально незащищенных слоях общества, что привело к тому, что большая часть населения России находится за чертой бедности.
Второй этап развития пенсионного обеспечения происходит в условиях сложных социально-экономических преобразований.
В результате мер, принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.04.96 г. № 550, минимальный уровень пенсионного обеспечения (пенсия вместе с компенсацией) был повышен и сохраняется на уровне 80-82% прожиточного минимума пенсионера.
Достигнутый уровень пенсионного обеспечения не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания уровня жизни пенсионеров. Несмотря на меры, принимаемые по увеличению пенсий в связи с инфляцией, доходы пенсионеров остаются слабо защищенными от роста стоимости жизни.
Наряду с этим происходит деформация основного принципа пенсионного обеспечения - зависимости размера пенсии от трудового вклада.
Дифференциация максимальной и минимальной пенсий составляет 1,6:1 вместо 3 (3,5):1 по существующему законодательству. Существование этой негативной тенденции связано с наличием в действующем пенсионном законе фиксированного максимального размера пенсии, который искусственным образом ограничивает величину пенсии.
Очевидная заниженность максимального размера пенсии, усугубленная эффектом “сплющивания” размеров пенсий в результате их индексации, привели к тому, что заработная плата практически не играет сколь-нибудь заметную роль при исчислении размера пенсии. Вследствие этого у населения ослабли стимулы к “зарабатыванию” пенсии.
Обострение проблем в пенсионном обеспечении обусловлено, в первую очередь, отсутствием достаточных финансовых ресурсов. Следствием этого является и кризисное положение с обеспечением своевременной выплаты назначенных пенсий [13, c. 45].
В то же время почти 2/3 регионов России являются дотационными. Это связано, прежде всего, с более низким уровнем оплаты труда по сравнению с регионами Севера и Дальнего Востока, высоким уровнем концентрации пенсионеров, в том числе и за счет миграции из северных районов.
Кризисное положение с финансированием пенсионного обеспечения имеет много общего с экономическим кризисом в стране и в первую очередь связано с ним.
Устойчивый дефицит бюджета Пенсионного фонда России образуется, в основном, вследствие следующих причин.
Рост просроченной задолженности предприятий и организаций по страховым взносам. В свою очередь образование просроченной задолженности по страховым вносам в глубинной основе имеет жесткую бюджетную и финансовую политику, которая привела к “зажатию” финансовых ресурсов и оборотных средств предприятий и организаций, что вынуждает их использовать многообразные способы неденежного ведения хозяйственных операций.
Другой возможной причиной недостаточности средств для своевременной выплаты пенсий, является то, что сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и Пенсионного фонда России по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим по призыву и их семьям, пенсии по Чернобыльской программе), практически не гарантирует своевременного покрытия данных расходов.
Многие проблемы, накопившиеся в пенсионном обеспечении, обусловлены тем, что действующая пенсионная система еще в значительной степени носит социально-иждивенческий характер, унаследованный от складывающейся десятилетиями централизованно регламентируемой экономики. На смену единой, обезличенной и уравнительной должна прийти разветвленная, персонифицированная, многоуровневая пенсионная система, построенная на принципах социального страхования.
Потребность в пенсионной реформе вызывается также и расточительным характером действующего пенсионного обеспечения.
Многочисленные льготы и привилегии для отдельных категорий работников в отношении выхода на пенсию и ее выплаты, введения всевозможных надбавок и повышений, установления льготного порядка исчисления стажа, включая в стаж, наряду с работой иных периодов и т.п., превратились в один из существенных факторов, приводящих к низкому уровню пенсий.
Расточительность пенсионной системы связана и с избыточной численностью пенсионеров, образовавшейся в результате искусственного сохранения низких возрастных условий выхода на пенсию (до 25% общей численности пенсионеров получили пенсию досрочно).
Все это усиливает тенденцию непропорционального увеличения числа пенсионеров по отношению к трудоспособному населению. Это в свою очередь вызывает необходимость изменения механизма назначения пенсий на льготных условиях, в том числе пенсий при пониженном пенсионном возрасте в связи с особыми условиями труда.
С 2002 года начинается третий этап в развитии пенсионного обеспечения в Российской Федерации, который продолжается и в настоящее время.
Данный этап характеризуется разработкой механизма по реформированию системы пенсионного обеспечения, вступают в силу федеральные законы "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании".
В стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином [8, c. 12].
Развитие пенсионной реформы и развитие сопровождается рядом проблем.
Данные проблемы в первую очередь связаны:
- со сложностью начисления и расчета пенсий;
- по причине преобладающего большинства пенсионеров в общей массе населения России размер пенсии не соответствует прожиточному минимуму;
- слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий;
- отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни;
- не достаточный объем сборов финансовых средств в пенсионный фонд по причине распространения теневых выплат заработной п...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.