На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Когнитивные и аффективные детерминанты в решении задач на возрастную идентификацию

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 15.02.2012. Сдан: 2011. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Самосознание как базис.
1.2 Юношеский возраст
1.3 Общая удовлетворенность жизнью
2. ИЗУЧЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 60
3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПОЛОВОЗРАСТНУЮ ИДЕНТИФИКАЦИЮ
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методика исследования самосознания и половозрастной идентификации (вариант для взрослых)
2.2 Анкета «Удовлетворенность»
2.3 Метод беседы
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ.
3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ.
3.3. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ВОЗРАСТНУЮ ИДЕНТИФИКАЦИЮ И УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ С ВАРИАНТАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ПОСТРОЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Наверное, ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к себе такого большого внимания, какое в течение многих лет уделялось вопросам самосознания, самооценки и идентичности.
Структура идентичности включает в себя множество различных идентификаций: половую, возрастную, национальную, именную, этнолингвистическую, профессиональную и т.д. В юности идёт активный поиск и примерка разнообразных социальных ролей и отбор внутриличностных идентификаций, этот процесс очень сложен , хотя очень часто пущен на самотёк и складывается стихийно.
Процесс формирования идентичности долог и сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего, она образует единую систему координат для форм поведения человека в различных сферах жизни. Личная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений. Внутреннее чувство идентичности помогает определить направление, цель и смысл будущей жизни.
Складывается идентичность и нескольких , отличных друг от друга и тесно связанных с собой идентификаций (отождествлений). В конечном счёте, идентичность является положительной и чёткой, если таковыми являются идентификации, составляющие её. Из негативных идентификаций складывается негативный вариант идентичности, расплывчатое, нечёткое «Я», ролевая и личностная неопределённость, в крайних случаях ведущая к психической патологии. Многие выдающиеся учёные занимались изучением психологии самосознания , идентичности . Большая значимость их работ обусловлена тем , что высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. В 1890 году У. Джеймс посвятил феномену «Я» целую главу своей книги «Принципы психологии». В 1947 году К.Роджерс выступал перед Американской психологической ассоциацией с докладом о самооценке, а Хилгард продолжил развитие этой темы в 1949 году. Одна из наиболее значительных работ Э.Эриксона называется «Идентичность, юность и кризис». В ней автор говорит о важности задачи формирования идентичности.
Отечественными психологами выделяются три компонента идентификации: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эти компоненты оказывают взаимное влияние друг на друга и отличаются своей выраженностью на разных этапах развития личности. В нашем исследовании делается акцент на изучении эмоционального и когнитивного компонента идентификации, а также на возрастной идентификации.
Возрастная идентификация отражает жизненные события, переживаемые личностью, и определенным образом сочетается с процессами взросления, становления и старения. Возникает вопрос, какого типа задачей для юношей является задача по идентификации своего возраста - чисто когнитивной, или она содержит в себе эмоциональный компонент? И как в таком случае эмоциональное отношение к возрастной самоидентификации может повлиять на построение идентификационной последовательности жизненного пути человека?
Актуальность темы исследования связана также с той непростой ситуацией, которую переживает наше общество. Она характеризуется крайней нестабильностью, сложностью, противоречивостью. Происходит кардинальная ломка системы ценностей, отказ от устоявшихся стереотипов. Всё это вносит смятение в сознание и поведение молодых людей, затрудняет протекание социализации и идентификации, порождает кризис идентичности. Не имея возможности занять активную социальную позицию, молодые люди нередко испытывают чувство раздражения по отношению к окружающим и к самим себе. В этих условиях для успешного протекания процессов социализации и идентификации требуется мобилизация значительных сил, как от взрослых людей, так и от самих молодых людей, а своевременное выявление идентификационных нарушений является чрезвычайно важным как для диагностики личности, так и для их коррекции этих нарушений.
Цель исследования: Выявить, какие компоненты (когнитивный или аффективный) преобладают в юношеском возрасте в процессе идентификации.
Задачи: Рассмотреть историю становления в психологии проблемы идентификации.
Исследовать преобладания когнитивного или аффективного компонента в отношении к возрастной идентификации;
§ исследовать особенности построения жизненной прямой в юношеском возрасте;
§ разработать анкету для оценки удовлетворенности жизнью, и проанализировать полученные с ее помощью данные;
проанализировать связь между аффективным компонентом в отношении к возрастной идентификации и уровнем общей удовлетворенности.
Согласно методам установить роль аффективной компоненты в процессе юношеской идентификации .


Предмет исследования: особенности возрастной идентификации в юношеском возрасте.
Объект исследования: эмоциональный и рациональный компонент возрастной идентификации в юношеском возрасте.
Выборка: юноши (40 чел) и девушки (40 чел) в возрасте от 19 до 22 лет, выпускники школы № 723, и бывшие выпускники этой школы: учащиеся средних специальных образовательных учреждений, учащиеся ВУЗов, и временно не учащиеся.
Гипотеза. Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью субъекта в значительной степени зависит от аффективной компоненты в процессе возрастной идентификации .

Основные методы и принципы исследования:
1. Психологический вербально-коммуникативный метод (беседа)
2. Метод объективного наблюдения
3. Метод интроспекции
4. Методы : анализ и синтез.
Исследование основывалось на принципе идивидуализации .
Научная новизна исследования. Впервые изучалась возрастная идентификация с целью выявления преобладания аффективного и когнитивного компонента. Показана связь нарушенной идентификационной последовательности с уровнем удовлетворенности жизнью. Установлено неравнозначное влияние разных компонентов удовлетворенности на общую удовлетворенность жизнью. Установлена связь самоидентификации с занимаемым социальным статусом.
Теоретическое значение исследования:
1. Полученные данные могут быть использованы в теории развития личности в юношеском возрасте, обогащая её новыми положениями, составляющими характеристику особенностей протекания процесса идентификации в современных условиях.
2. Выявленная специфика идентификации в юношеском возрасте может поспособствовать дальнейшему изучению этого аспекта проблемы.
Практическое значение исследования:
1. Понимание природы аффективной и когнитивной компанентов в становлении возрастной идентификации позволит более полно решать возникающие в рассматриваемом аспекте проблемы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается совокупностью методологических и теоретических положений исследования, проведением содержательного анализа результатов, полученных на репрезентативной выборке испытуемых, а также использованием методов математической статистики для обработки данных.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1 АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ

1.1 Самосознание как базис


Прежде чем говорить о понятиях идентичность и всё что с этим связано , необходимо указать на базис этого понятия , дабы уяснить суть проблемы более полно, цельно. Психология самосознания – одно из самых старых , и наиболее интересных направлений в психологии , а за отсутствием какой либо чётко выработанной методологии ( здесь , и в психологии в целом) всякое мнение ( конечно же личностей достойных нашего доверия в силу общепризнанного их авторитета в различных областях знания , не только психологии ) – крупных философов, учёных и т.д. приковывает наше внимание . Действительно, посути мы имеем дело с несколькими методологиями , подходами и результатами, анализируя которые мы имеем возможность выявить в них общее – суть. Это важно.
В зарубежной психологии проблема самосознания рассматривается в неразрывной связи с личностью и изучается очень многими психологами различных направлений и школ. Богатство теоретических воззрений позволяет проделать многоплановый анализ изучаемого феномена , увидеть не только разногласия и противоречия но и разные точки зрения и перспективы видения проблемы . Так , самосознание рассматривалось как атрибут субъективных представлений и психических образов переживания (интроспекционистская психология) ; как эпифеномен , иллюзия наивного житейского опыта (бихевиористская психология) ; как самопознание через систему когнитивных карт (когнитивная психологич) ; как символическая интроекция ( символистический интроекционизм) ; как самовосприятие , детерминируемое сознательным и бессознательными процессами ; в узком мсысле – структурный компонент личности , психическое явление , характеризующее динамику внутреннего мира личности (психоаналитические теории ) ; как гештальт – образ индивидуального «Я» в окружающем мире ; процесс идентификации и отчуждения возможностей , ограничение и расширение протекающего контакта ( гештальт - психология) ; как феноменальное поле самоактуализации ; системообразующий и субъективный мир личности ( гуманистическая психология ) ; как центр сознания личности , отражение высшего «Я» (трансперсональная психология).............................

Выводы:

1. Испытуемые, составившие верную последовательность, решали задачи на когнитивном уровне.
2. Так же испытуемые со средним уровнем удовлетворенности выкладывали верную последовательность.
3. Неверную последовательность выкладывали только испытуемые с высокой и низкой удовлетворенностью.
4. Испытуемые с низкой удовлетворенностью решали задачи на когнитивном уровне.
5. Испытуемые с высокой удовлетворенностью решали задачи на эмоциональном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Возрастная идентификация отражает жизненные события, переживаемые личностью, и определенным образом сочетается с процессами взросления, становления и старения. В современных условиях для успешного протекания процессов социализации и идентификации требуется мобилизация значительных сил, как от взрослых людей, так и от самих молодых людей, а своевременное выявление идентификационных нарушений является чрезвычайно важным как для диагностики личности, так и для их коррекции этих нарушений.
Целью данной курсовой работы являлось исследование влияния эмоционального отношения к возрастной самоидентификации в юношеском возрасте на построение идентификационной последовательности жизненного пути.
В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были даны определения понятию «идентификация» и «идентичность»; рассмотрены разные точки зрения на процесс формирования идентичности;
проанализирован процесс идентификации в юношеском возрасте; описан юношеский возраст; разобран когнитивный и аффективный копанет структуры личности; описаны исследования половозрастной идентификации; рассмотрен вопрос общей удовлетворенности жизнью.
Было проведено эмпирическое исследование. Согласно выдвинутой гипотезе, мы предполагали подтвердить, что эмоциональное отношение к возрастной самоидентификации в юношеском возрасте влияет на построение идентификационной последовательности жизненного пути.
В ходе проведенного исследования мы не получили данных однозначно подтверждающих нашу гипотезу, однако, мы установили
– что юноши и девушки, оценивающие свою удовлетворенность жизнью как среднюю, решают задачи на возрастную идентификацию на когнитивном уровне и выкладывают верную последовательность жизненной прямо;
– низкая удовлетворенность жизнью характерна для тех, кто выкладывает неверную последовательность жизненного пути на когнитивном уровне;
– юноши и девушки с высокой удовлетворенностью выкладывают неверную последовательность на эмоциональном уровне.
Так же мы установили, что на общий уровень удовлетворенности в юношеском возрасте в большей мере влияет материальное благополучие и удовлетворенность личной жизнью, и что для работающей молодежи непривлекательным образом является старость, а для учащейся молодежи – смерть.
В нашей работе впервые изучалась возрастная идентификация с целью выявления преобладания аффективного и когнитивного компонента. Показана связь нарушенной идентификационной последовательности с уровнем удовлетворенности жизнью. Установлено неравнозначное влияние разных компонентов удовлетворенности на общую удовлетворенность жизнью. Выявленная специфика идентификации в юношеском возрасте может поспособствовать дальнейшему изучению этого аспекта проблемы.
Предложен методический блок, позволяющий изучать процесс идентификации личности в юношеском возрасте, включающий субъективные и объективные методы исследования. Данное исследование может служить отправной точкой для более масштабных и глубоких исследований влияния эмоционального компонента на самоидентификацию.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.