На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Разработка частной методики использования электронных средств образовательного назначения для развития коммуникативных умений учащихся начальных классов

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 17.02.2012. Сдан: 2009. Страниц: 57 + приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: 66.

Описание (план):


Оглавление
Введение 2
Глава 1. Применение компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников 5
1.1. Общая характеристика учебной деятельности младшего школьника 5
1.2. Информационно - коммуникативные средства обучения в начальной школе 16
1.3. Роль развивающей игры в развитии познавательной деятельности младших школьников 21
2.1 Цели, задачи, методология исследования 40
2.2 Констатирующий этап эксперимента 46
2.3 Формирующий этап эксперимента 49
2.4 Контрольный этап эксперимента. Вывод 52
Заключение 53
БИБЛИОГРАФИЯ 55
Приложение





Введение


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.
Как показывают отечественный и зарубежный опыт, а также результаты теоретических и практико-ориентированных исследований по программе "Информатизация общего среднего образования", реализация возможностей современных информационных технологий влечет за собой расширение спектра видов учебной деятельности, совершенствование существующих и возникновение новых организационных форм и методов обучения, расширение и углубление изучаемых предметных областей, интеграцию тем или учебных предметов. Это обуславливает необходимость изменения критериев отбора содержания учебного материала - они основываются на необходимости интенсификации процессов интеллектуального развития и саморазвития личности обучающегося, формирования умений формализовать знания о предметном мире, самостоятельно извлекать знания, осуществлять "микрооткрытия" в изучаемой предметной области.
Внедрение компьютеров перспективно, так как:
-повышает эффективность проведения урока;
-организует режим индивидуального опроса;
-усиливает интерес учащихся к уроку.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные ИКТ, в которых раскрывается сущность ключевых понятий методики ИКТ, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов использования ИКТ в школе (Роберт И. В., Женина Л. В., Маткин А. А., Ковалёва А. Г., Бурлакова А. А., Спирина Л. И., Горячев А.В., Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Первин Ю.А., Дуванов А.А. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. и др.). Однако влияние развивающих игр на базе ИКТ на развитие познавательных способностей учащихся начальной школы еще не до конца изучено.
В связи с вышеизложенным, мы избрали следующую тему нашего исследования: «Применение развивающих игр на базе ИКТ в начальной школе».
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для формирования гармоничной личности младших школьников.
Проблема исследования заключается в устранение противоречия между необходимостью активного развития коммуникативных навыков учащихся начальной школы на уроках информатики с помощью электронных средств образовательного назначения и недостаточностью методических разработок в данной области педагогической информатики.
Целью работы является разработка частной методики использования электронных средств образовательного назначения для развития коммуникативных умений учащихся начальных классов.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1)Анализ учебно-методических комплексов по информатике для начальной школы.
2)Провести сравнительный анализ электронных образовательных ресурсов для начальной школы по информатике.
3)Разработать методику развития коммуникативных умений
4)Провести оценку эффективности предложенной методики
Объектом работы является учебный процесс в начальных классах. Предметом - использование электронных средств образовательного назначения для развития коммуникативных умений
Гипотеза исследования: применение развивающих игр на базе информационно- коммуникативных технологий в начальной школе способствует развитию познавательной активности.
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы нами применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
3. Методы презентации данных: диаграммы.
Базой исследования является средняя общеобразовательная школа г. Москва.
Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.
I этап - изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования.
II этап - проведение опытно-экспериментальной работы.
III этап - анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.



Глава 1. Применение компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников

1.1. Общая характеристика учебной деятельности младшего школьника

Ребенок становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него, и это происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает.
Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов связаны также с особенностями развития самой игровой деятельности. Как считает Н.И. Гуткина, дети 3-5 лет получают удовольствие от процесса игры, а в 5-6 лет -не только от процесса, но и от результата, т.е. выигрыша. В играх по правилам, характерных для старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Например, для игры в классики нужна специальная тренировка, чтобы уметь точно бросать битку и прыгать, хорошо координируя свои движения. Ребенок стремится отработать движения, научиться успешно выполнять отдельные, может быть, не слишком интересные сами по себе действия. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, развивается мотивация достижения. Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний и умений, что, в свою очередь, дает возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус [9].
Итак, в младшем школьном возрасте познавательная деятельность становится ведущей. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка. Естественно, она имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина. Первый компонент - мотивация. Как уже известно, учебная деятельность полимотивирована - она побуждается и направляется разными учебными мотивами......................


Заключение

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
В ситуации дидактической игры знания усва­иваются лучше. Дидактическую игру и урок про­тивопоставлять нельзя. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактичес­кая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще все­го непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педа­гогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения.
Компьютерные игры позволяют не только реализовывать развивающие функции, но и решать задачи адаптации ребенка к жизни в современном информационном обществе.
Проведенное констатирующее тестирование определило уровень сформированности умений составлять связные устные высказывания на заданную тему у учащихся, позволило в ходе его проведения дифференцированно подойти к учету ошибок при составлении высказывания младшими школьниками, что поможет своевременно выявить слабые звенья и пробелы в обучении младших школьников связному устному высказыванию, установить причины и принять необходимые меры по их устранению. Для этого нами была предложена система проведения урока с помощью интерактивных игр.
Это, во-первых, отработка и развитие определенных умений, слабое усвоение которых было выявлено в ходе диагностического исследования, во-вторых, совершенствование и развитие уже сформированных и новых умений.
В ходе методического эксперимента доказана эффективность разработанной системы. Данные эксперимента подтверждают гипотезу, которая состояла в предположении о том, что применение развивающих игр на базе информационно- коммуникативных технологий в начальной школе способствует развитию познавательной активности.
Полученные в исследовании результаты дают возможность наметить определенные перспективы: дальнейшее внедрение таких уроков на базе новейших компьютерных технологий повлечет за собой дальнейшее совершенствование системы диагностики умений и навыков связной устной и письменной речи.
В приложении представлены примеры уроков для 5 класса на базе классов информатики.











БИБЛИОГРАФИЯ


1. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.
2. Астафьева Н.Г. О результатах деятельности системы образования Тамбовской области в 2004 году ио приоритетных направлениях модернизации образования в 2005 году.
3. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопросы психологии. – 2003. № 3. – С. 51–53.
4. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 2001. № 3. – С. 69–73.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н/Д, 1983.
6. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.
7. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1959. Т. 1.
8. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 2004. № 4. – С. 63–65.
9. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000.
10. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. - Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
11. Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатике. // Информатика в начальном образовании. – 2001. № 3. – С. 3–78.
12. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
13. Камалов Р.Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики. // Информатика и образование. – 2004. № 5. – С. 76–78.
14. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2008
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие – М.: РОУ, 1996.
16. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психол. произведения : В 2 т. М., 1983. Т. 1.
17. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
18. Макасер И.Л. Игра как элемент обучения. Информатика в начальном образовании. 2006г., № 2, с. 71 – 73.
19. Материалы круглого стола в рамках курсов повышения квалификации по направлению «Совершенствование образовательных программ и переход к управлению образовательными программами в высшей школе»
20. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 – 57.
21. Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М., 1999 – с. 172
22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
23. Овчинникова С.А. Игра на уроках информатики. // Информатика и образование. – 2003. № 11. – С. 89–93.
24. Орлов Ю.М., Шкуркин В.И. Мотивационно-потребностная структура отношения к ученику // Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси, 1981.
25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – с. 324
26. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2005.
27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста – с. 72
28. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2007. – С. 54 – 112.
29. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 2002. – С. 114 – 119.
30. Спирина Л. И. Использование информационных технологий в образовательном процессе для повышения познавательного интереса обучающихся.// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебный год.
31. Хабиб, Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся/ Р.А.Хабиб. М.: Педагогика, 1979
32. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И.Шамова. – М.: Педагогика, 1982
33. Шапкин А.С. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. // Психологический журнал. – 2000. № 1. – С. 79–82.
34. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б.Эльконин. –– М., 2003


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.