На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Диагностика социальной компетентности у дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.02.2012. Сдан: 2010. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1. Анализ литературы по проблеме
1.2. Содержание понятия «социальная компетентность дошкольника»

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Модель социальной компетентности и ее описание
2.2. Практическое применение диагностических методов изучения уровня социальной компетентности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности - способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.
Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия.
В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.
Мы также считаем, что необходим условием построения функциональной модели социальной компетенции дошкольников является применение различных диагностических методик на всех этапах: для диагностики уровня начальных социальных знаний дошкольника, для прослеживания динамики процесса, для выявления уровня сформированности социальной компетенции у детей.
В связи с этим, гипотезой нашего исследования является предположение о том, что диагностика уровня компетентности у дошкольников должна носить комплексный характер и использовать различные методики для его определения.
Цель исследования в нашей работе - разработать модель социальный компетентности дошкольников с учетом включения в нее диагностических методов.
Объект исследования - процесс социализации детей дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования – методика диагностики уровня социальной компетентности дошкольников.
Задачи работы:
- выявление сущности и характеристика понятия социальная компетентность у детей дошкольного возраста;
- разработать модель социальной компетенции дошкольников;
- определить комплекс диагностических методов уровня социальной компетентности.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы быть использованы в практике работы социальных педагогов и психологов детского сада, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах, колледжах.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1.1. Анализ литературы по проблеме

Комплексные исследования последних лет (Г.М.Андреева, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, И.С.Кон, М. Мид, А.В. Мудрик, В.Д.Семенов, Н. Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.
Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Это Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, В.А.Сухомлинский и др. Особую роль в развитии теории социализации сыграл американский социолог Ф.Г.Гиббингс.
Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А.П.Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.
Крупные исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики так или иначе затрагивали эту проблему в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Г.М.Гуткина, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддъяков).
В исследованиях Л.С.Выготского, В.В.Давыдова П.Ф.Каптерева, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина выявлены эти особенности.
В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.
В книге Блонского П.П. «Педология: Книга для преподавателей и студентов высших учебных заведений» (1999 г.) автор, опираясь на глубокие и разнообразные знания - анатомо-физиологические, неврологические, психологические, социологические, педагогические, воссоздает целостную картину развития ребенка, особо обращая внимание на процесс его социализации
Если мы обратимся к работам современных педагогов и психологов, то отметим здесь также большой интерес к вопросам социального развития дошкольника по разным направлениям.
В статье Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника» в журнале «Дошкольное воспитание» [2003. N2. С.47-51] затрагиваются вопросы готовности дошкольника к школе, в частности автор отмечает, что готовность к школе - это определенный уровень социальных умений, личностного развития ребенка, речевого развития, развития внимания и памяти и т. д. Предлагаются тесты, которые помогут взрослым глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.
Одним из направлений по развитию социального потенциала у детей является краеведение и патриотическое воспитание. Интересна в этом плане статья Рыбаловой И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания», размещенная также в журнале «Дошкольное воспитание» [2003. N6 С.45-55]. В ней отмечается, что в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. И это один из важных компонентов социального развития детей.................................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведённого исследования, целью которого являлось разработка модели социальный компетентности дошкольников с учетом включения в нее диагностических методов, мы можем сделать основные выводы, подтверждающие нашу гипотезу о том, что диагностика уровня компетентности у дошкольников должна носить комплексный характер и использовать различные методики для его определения:
1. Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:
• мотивационный, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
• когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;
• поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
2. При выделении этапов социализации ребёнка от рождения до старшего дошкольного возраста было выявлено, что основной одним из условий успешной социализации ребенка является социально-психологическая обстановка в семье. Следовательно, формирование дошкольником личностной социальной компетентности и усвоение общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении, прежде всего с родителями. Опыт первых отношений в семье является фундаментом для дальнейшего развития личности старшего дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
При этом, коррекция нарушений эмоциональной сферы и социальной адаптации старших дошкольников (агрессивность, стеснительность, тревожность, и т.д) возможна лишь при совместной работе с родителями старшего дошкольника.
Обобщая результаты проведённого теоретического исследования, можно выделить основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей дошкольного возраста:
• полоролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками);
• способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);
• самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);
• самооценка (завышенная адекватная – неадекватная, средняя, заниженная);
• усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.).


ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т.М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2003.
2. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2000.
3. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей. - Якутск: Бичик, 1995.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.
5. Аранобская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии № 2, 2001
6. Арон И.С. Основные факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Психолог в детском саду. - 2000. - 1. - С. 70 - 75.
7. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. нормативно-правовых документов/Под ред. Р.Б.Стеркиной. – М., 1997.
8. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004.
9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001.
10. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск: ГЦРО, 2000.
11. Белобрыкина О.А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации / О.А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. - 1999. - 3 - 4. - С. 3- 12.
12. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н.Л, Белопольская. - М.: Просвещение, 1995.
13. Блощицина Т.С., Питерская Ю.А. Работа детского сада в рамках эксперимента. Дошкольное учреждение - открытая социально-педагогическая система / Е.С. Бабунова // Воспитание и развитие детей дошкольного возраста : сб. ст. - Магнитогорск, 2005
14. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
16. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 1998.
17. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.
18. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003.
19. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Педагогика, 1976.
20. Выготский Л. С. Воспитание дошкольника. Собр. сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984.
21. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // В кн.: Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Просвещение, 1982.
22. Годовикова Д.Б. Осознание детьми 5 - 7 лет качеств сверстников и их общение / Д.Б. Годовикова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Красноярск, 1978.
23. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004.
24. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 1993.
25. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004.
26. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П.Елисеева; Под ред. М.М. Ермолинской. - Мн.: Лексис, 2004.
27. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред.О.М.Дьяченко. - М., Гном - Пресс, 1999.
28. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 1988.
29. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 2001.
30. Дуброва В. П. Педагогическая практика в детском саду / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевих. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 147 с.
31. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.- Самара,1997
32. Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОУ / О.М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. - 1992.- 2. С. 18-24.
33. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: 2т. Т. 2. / А.В. Запорожец. - М., 1986.
34. Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург,1995
35. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.
36. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. - 2001. - №4. - С.34.
37. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. - 145 с.
38. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., 2001.
39. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников / О. Князева // Дошкольное образование. - 1998. - № 9. 79-82.
40. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2004.
41. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С.98-101.
42. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2000
43. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
44. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Журнал "Детский сад от А до Я" - 2004. - № 5.
45. Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.
46. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10.
47. Кон И. С. Категория "Я" в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - 3. - С. 25 - 37.
48. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2004.
49. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.
50. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев //Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
51. Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность / А.И. Леонтьев. - М: Наука, 1975.
52. Липкина А. И. Самооценка дошкольника / А.И. Липкина. - М.: Просвещение, 1976.
53. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997.
54. Люблинская А. А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971.
55. Матюхина В. Возрастная социальная психология // Дошкольное воспитание. - 1993. - №10. - С.62.
56. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2004.
57. Мир дошкольника: Вопросы и ответы / Г.К. Кислица и др. - М.: Дрофа, 2002.
58. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 1993.
59. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002.
60. Мудрик А.В. Социальное развитие личности / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1986.
61. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000..
62. Мухина В.С. Психология игры / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002.
63. Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения, к ней человека / В.П. Мясищев // В кн.: Проблема сознания. - М.: Наука, 1966.
64. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: Владос, 2002.
65. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия / Сост. А.В.Мардахаев. - М.: Академия, 2003.
66. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т. // гл. ред. М.М. Дейнеко. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - Т. 3.
67. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.
68. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М.,1996.
69. Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е.В.Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
70. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А.Парамоновой. – М, 2004.
71. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.А.Соломенникова. – М, 2003.
72. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада // Т.А. Репина - М., 1978.
73. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. - СПб: ПитерКом, 1998.
74. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
75. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё "Я" / Е. Рылеева. - М.: изд-во ГНОМ и Д., 2000.
76. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководителей и методистов. - М.: Айрис Пресс, 2004.
77. Сергеева Г. Для тех, кто выбирает детский сад// Няня № 7, 2001.
78. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.- М.,1987
79. Словарь практического психолога // сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997.
80. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. - 2004. - №3. - С.69-71.
81. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.Н. Ерофеевой. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
82. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ.пед.вузов и колледжей/Под ред. Т.И.Ерофе-евой. – М., 1999.
83. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду.- М.,2000
84. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т.В.Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
85. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников // под ред. Бабуновой Т.М. - Магнитогорск, МаГУ, 2005.
86. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.1. - М.: Апрель-пресс, 2000.
87. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 1999. – № 10.
88. Стеркина Р. "Я, ты, мы" - программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 7.
89. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.
90. Телегин М.В. «Психологические условия развития мировоззрения детей» /Тезисы конференции «Роль образования в обеспечении прав детей/ Ханты-Мансийск 2000 г.
91. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников. - Магнитогорск, 2007.
92. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н.Поддьякова.- М.,1984
93. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: .: Издательский центр "Академия", 1998.
94. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ. – М., 2003.
95. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы философии. - 1985. – № 6
96. Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. - М.: Университетское, 2000.
97. Шипицина Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.
98. Щеглова С. Социализация и дошкольники / С. Щеглова Н. Витяева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №10.
99. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 - 5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984.
100. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.