На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Информатизация социально-культурной сферы

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 22.02.2012. Страниц: 125. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
Введение ________________________________________________
1. ИСО в России
1.1. Как все начиналось_____________________________________
1.2. Мотивация и поддержка _______________________________
1.3. Структура проекта и взаимосвязь его компонентов ________
1.4. Информатизация музеев ______________________________
1.5. Информатизация сельских библиотек __________________
1.6. Российские учреждения и организации культуры в Европейских проектах
______________________________________________________
2. ИСО Челябинской области
2.1. Программа ИСО Челябинской области_______________
2.2. Реализация проекта ИСО на территории Челябинской области______________________________________________
Вывод_______________________________________________
Сокращения_____________________________________________
Ссылки________________________________________________
Список используемой литературы__________________________


Введение

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день Рос¬сия является аутсайдером по использованию информационных и коммуникационных технологий в ключевых сферах жизни общества: государственном управлении бизнесе, культуре и особенно в образовании. Во всех международных индексах готовности к электронному развитию наша страна занимает одно из последних мест среди индустриальных стран по такому показателю, как обучение с использованием ИКТ.
Вот лишь несколько цифр. В школах России на oдин современный компьютер приходится не меньше 50 учащихся, тогда как среднее соотношение в странах Евросоюза союза — 7 школьников на компьютер. Менее одной пятой российских школ подключено к Интерната или пользуется электронной почтой. При этом подавляющее большинство школ, имеющих доступ к Интернету, подсо¬единено по коммутируемым сетям. Ни о какой реализа¬ции образовательных технологий по такому ненадежно¬му каналу говорить не приходится. По данным исследо¬вания, проведенного специалистами Всемирного банка, в России не более 20% программы общеоб¬разовательной школы имеет поддержку цифро¬выми ресурсами и методиками их использования. Для сравнения: в Эстонии более 70%, в Голландии — более 90%.
При этом весьма удручает то обстоятельство, что да¬же имеющиеся в школах ресурсы используются крайне неэффективно. Так, по данным опросов педагогов, про¬веденных в нескольких регионах России, менее 30% учи¬телей старших классов когда-либо использовали ИКТ в учебном процессе. Согласно исследованию Института развития информационного общества, охватившего бо¬лее 1000 учителей и 15% общеобразовательных школ, лишь 4,7% педагогов используют Интернет в работе со своими учениками. Если учесть, что в опросе участвовали и преподаватели информатики, можно сказать, что ис¬пользование Интернета учителями-предметниками близ¬ко к статистической погрешности. Возможно, частичным объяснением этому служит тот факт, что менее 10 % рос¬сийских учителей получили специальную подготовку для использования ИКТ в преподавании (в отличие от 40% в странах Евросоюза).
Эксперты Всемирного банка в ходе специального ис¬следования выяснили, что компьютерный класс в систе¬ме начального профессионального образования работа¬ет в среднем 28 часов в неделю, а в школах — 38 часов. Мало того, что компьютеров в школах явно недостаточно, так они еще и используются далеко не в полной мере! Представьте себе телевизор, который может принимать 50 каналов, но настроен только на один. Примерно такая же ситуация сейчас сложилась применительно к инфор¬мационным технологиям в образовании.
Поэтому главная задача проекта ИСО — не просто поставить в школы оборудование и программное обеспе¬чение, но помочь извлечь из него максимальную пользу. Мы должны сделать так, чтобы для учителей стало естест¬венным использование компьютера практически во всех аспектах своей работы — и как средство коммуникации, и как средство для получения информации, и как помощ¬ника в индивидуальном тренинге для детей.
В конце октября прошлого года Правительство Рос¬сии одобрило привлечение займа Международного бан¬ка реконструкции и развития в $100 млн. на финансиро¬вание проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). Не менее $33,5 млн. к этой сумме добавит россий¬ская сторона: $10,9 млн. профинансирует федеральный бюджет, а $22,6 млн. придется на долю пилотных регио¬нов проекта. На реализацию первого этапа проекта отве¬дено три с половиной года (2005—2008 гг.). Срок пога¬шения займа определен в 17 лет, при этом первый пла¬теж будет совершаться через пять лет.
Практически все участники рынка единодушно отмечают, что государство давно не проявляло такого внимания к образовательным технологиям. До сих пор эффективно ре¬ализовались в основном проекты, связанные с поставкой компьютерной техники в образовательные учреждения. Си¬стемных проектов национального масштаба в сфере обра-зования было немного. Проект ИСО — один из первых, на¬целенных на решение с помощью компьютеров важных прикладных задач в сфере образования. Проект готовился большой группой российских и международных экспертов. В команду подготовки проекта со стороны Всемирного бан¬ка входили М. Кэннинг, К. Васильев, С. Керр, Я. Гамильтон.
Актуальность нашей выпускной квалификационной работы определяется объективной необходимостью пересмотра представлений об информатизации социально-культурной сферы.
Проблема исследования информатизации социально-культурной сферы разработана в социальных, педагогических, технологических, физико-математических науках, ведущими учеными: И.Д. Фруглин, А.Л. Семенов, Симур Пасперт, А. Д. Иванников, А.Г. Свинаренко, Е.Н. Соболева, С.М. Авдеева, Г.А. Бордовский, Б.М. Позднеев, В.А. Королев.
Проект ИСО ориентирован на решение следующих взаимосвязанных между собой проблем:
1. Растущее неравенство в доступе к образовательным услугам.
2. Неравенство региональных возможностей в сфере образования.
3. Снижение качества преподавания.
4. Недостаточная готовность учащихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях.
5. Недостаточный уровень подготовки педагогов и других работников сферы образования к использованию ИКТ в учебном процессе.
6. Несоответствие содержания начального профессионального образования требованиям рынка труда.
7. Несоответствие нормативно-правовой базы задачам иформатизации образования.
Согласно обозначенным в данной работе проблемам поставлены 3 цели исследования:
1.Обеспечение активной учебной работы школьников.
2.Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов.
3.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг.
Объект исследования: информатизация социально-культурной сферы.
Предмет исследования: содержание и технология использования информатизации учреждений социально-культурной сферы.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи исследования:
1. Рывок в обеспечении учащихся и учителей современными учебными материалами.
2. Создание в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых образовательных ресурсов.
3. Подготовка и повышение квалификации педагогов и управленцев.
4. Реализация профильных учебных программ.
5. Создание в регионах, участвующих в проекте, системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ и распространения новой практики преподавания.
6. Поддержка инициатив педагогов и школ, направленных на создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.
Методы исследования: в процессе исследования, в соответствии с его целями использовались следующие методы: теоретический-теоретический анализ предмета и проблемы исследования, теоретические обобщения результатов исследования и интерпретация информатизации социально-культурной сферы и их инноваций подход в свете современных требований; информационные - анализ документного потока; эмпирические – изучение и обобщение материалов краеведческих музеев; социологические – беседы, интервьюирование с людьми; опытно-экспериментальная работа – анализ практической деятельности университетов, школ, библиотек, академий, институтов дополнительного образования, библиотек; методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в обращенности к одной из актуальных проблем информационного общества, попытке ответить на вызов времени и предложить инновационную систему технологии, организации проведения информатизации социально-культурной сферы.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что материалы нашей работы можно использовать на практике учреждений СКС, в образовательных учреждениях средне-специального и высших учебных заведений, библиотеках, музеях, курсах института повышения квалификации для работников СКС.
Структура выпускной квалификационной работы определена логикой исследования, она состоит из введения, двух глав, вывода, приложения, ссылки, списка используемой литературы, приложений.


Информатизация системы образования России
1.1
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Начало массовой информатизации отечественного образования было положено в 1984 году, когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о введении предмета «Основы информатики и вычисли-тельной техники» в средней школе и широком внедрении ЭВМ в учебный процесс. За последующие семь лет, вплоть до распада Советского Союза, на информатиза¬цию образования было выделено свыше 3 млрд. долла¬ров. На эти средства организовывалось производство школьных компьютеров, осуществлялись поставки обору¬дования в учебные заведения, выпускались учебные по¬собия, переподготавливались учителя и т.д. В 90-х годах информатизация указывалась среди приоритетных на¬правлений образовательной политики Российской Феде¬рации. В начале XXI века была принята федеральная це¬левая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (ФЦП РЕОИС).
Вместе с тем, начиная с первых шагов и до самого недавнего времени, информатизация образования рас¬сматривалась управленческими структурами и професси¬ональным сообществом преимущественно как некая тех¬ническая задача. Под ней понимались в первую очередь поставки компьютеров, подключение к Интернету, введе¬ние курса информатики. Информатизация не связыва¬лась непосредственно с обновлением содержания, мето¬дов и организационных форм обучения, достижением но-вых учебных результатов, модернизацией всех сторон жизни общеобразовательной и профессиональной шко¬лы, использованием компьютера во всех учебных пред¬метах. Не решался вопрос массового формирования пе¬дагогической ИКТ-компетентности учителей.
Проект ИСО делает самую масштабную и си¬стемную за прошедшие 20 лет попытку решать вопросы информатизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса, измене¬нием парадигмы образования, обновлением спосо¬бов педагогической деятельности.
Полное решение столь масштабной задачи возможно в течение длительного срока, выходящего за пределы временных рамок проекта. Поэтому миссией проекта яв¬ляется запуск процесса изменений, обеспечение условий его необратимости и формирование механизмов под¬держки. Изменения эти, базируясь на информационных и коммуникационных технологиях, будут захватывать и со¬держание образования по всем предметам, и уклад шко¬лы. Проектирование и реализация изменений будут осу¬ществляться на различных уровнях: школы, муниципали¬тета, региона.
При определении состава и содержания работ проек¬та использовались отечественный и зарубежный опыты: информатизации школы, практика работы передовых образовательных учреждений страны, опыт региональных программ информатизации школы, результаты регио¬нальных и федеральных программ и проектов, включая «Федеральную программу развития образования», феде¬ральную целевую программу «Развитие единой образо¬вательной информационной среды», «Инновационный проект развития образования» и др.


Официально проект ИСО вступил в силу 28 февраля 2005 года. Но его подготовка началась за два года до этого. Группа подготовки проекта состояла из российских специалистов, имеющих большой опыт использования ИКТ в образовании, прежде всего в средней школе. Очень ценную помощь нам оказали эксперты Всемирно¬го банка. В итоге удалось заранее, до официального стар¬та, полностью сформировать дизайн проекта, включав¬ший перечень всех запланированных мероприятий и ожидаемых результатов по каждому виду работ.
Изначально проект ИСО задумывался как содержа¬тельное дополнение к федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды» (ФЦП РЕОИС). В этой программе основное внима¬ние уделялось решению инфраструктурных задач: по¬ставкам компьютерной техники, подключению школ к Ин¬тернету и т.д. Для того, чтобы новые технические возмож¬ности вошли в реальную жизнь школы, нужно было эту инфраструктуру наполнить определенным педагогичес¬ким содержанием: разработать новые учебные материа¬лы, обучить учителей новым способам работы, создать систему постоянного методического сопровождения. Что и должен был сделать проект.
Но в процессе разработки проекта ИСО он вышел за рамки «дополнения» и стал самостоятельной системной программой. Содержание проекта охватывает практичес¬ки все линии использования ИКТ в среднем образова¬нии: от создания и разработки ресурсов, методики их ис-пользования до разноплановой подготовки всех катего¬рий работников образования, моделирования и построения информационных сред на уровне отдельной школы, муниципалитета, региона.
В отличие от средней школы сферу начального про¬фессионального образования проект ИСО охватывает лишь частично. Проект ограничивается внедрением ИКТ в обучение по ряду специальностей, наиболее востребо-ванных на рынке труда. Каждый пилотный регион имеет свой список приоритетных профессий. Мы рассчитываем, что опыт «локального» включения компьютерных техноло¬гий в подготовку рабочих кадров послужит моделью для масштабного обновления содержания, форм и методов начального профессионального образования.


РЕГИОНЫ:
ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН

Конкурс по отбору пилотных регионов проекта ИСО был объявлен еще осенью 2002 года. В нем приняло уча¬стие около 40 субъектов Российской Федерации. Из них комиссия Министерства образования выбрала семь — по одному в каждом федеральном округе. В число отоб-ранных попали регионы с большим опытом работы по ин¬форматизации системы образования.
Каждый пилотный регион разрабатывает свой вари¬ант модели информатизации школы. В результате мы по¬лучим семь моделей, каждая из которых может служить основой для разработки программ информатизации в других субъектах Федерации.
Пока проект готовился, многие пилотные регионы на¬чали за счет собственных сил и средств воплощать в жизнь ряд его элементов, не дожидаясь официального подписания соглашения о займе и поступления средств Всемирного банка. Например, в Красноярском крае уже действуют несколько межшкольных методических цент¬ров, которые оказывают методическую поддержку педа¬гогам. Это убедительное свидетельство актуальности про¬екта ИСО, его соответствия ожиданиям педагогов и уп-равленцев.


1.2
МОТИВАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА

И на этапе подготовки проекта, и сейчас для нас пер¬воочередной является проблема мотивации педагогов к активному использованию ИКТ-ресурсов. Можно создать великолепные цифровые учебные материалы, по-ставить их в каждую школу, организовать широкомас¬штабное обучение учителей-предметников способам ра¬боты с такими материалами. Но все это не гарантирует, что педагоги действительно начнут использовать новые средства и технологии в своей повседневной работе.
Анализ зарубежного опыта показал, что проблема использования ИКТ в образовании непросто решается повсюду. В настоящее время, по официальным данным ЕС, лишь 15—20% учителей в странах Евросоюза актив¬но используют ИКТ в своей работе. И это происходит в благополучных, развитых странах, где компьютеры и Ин¬тернет доступны повсеместно, где учителя получают до¬стойную зарплату, где существует огромное количество цифровых образовательных ресурсов...
В России использование ИКТ во многом сдерживается техническими сложностями. Не всегда учебные CD имеют дружественный интерфейс, загружаются на персональных компьютерах с любой конфигурацией. Проект ИСО будет способствовать решению этих проблем: в его рамках будут подготовлены стандартизированные требования к качеству цифровых учебных материалов.
Организация учебного процесса с использованием ИКТ на первых порах требует от педагога больших усилий, нежели традиционная форма проведения занятий. Здесь есть определенный барьер — психологический, компе-тентностный, — который надо помочь преодолеть. Поэто¬му в проекте предусмотрена разработка регламентов работы школы в ИКТ-насыщенной среде. Эти регла¬менты будут предусматривать введение дополнительных штатных единиц, возможность деления класса на группы при проведении занятий с использованием ИКТ, надбав¬ки педагогам, проводящим такие занятия, и т.д.
С целью материального стимулирования учителей в проекте ИСО предусмотрена поддержка педагогических конкурсов и инициатив. Такая работа начинается в пи¬лотных регионах уже в этом году.


УСТОЙЧИВОСТЬ
И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
Проблемы устойчивости проекта и востребо¬ванности его результатов также являются для нас приоритетными. Мы постоянно совершенствуем его ди¬зайн в ходе консультаций с федеральными и региональ¬ными партнерами.
Всем образовательным учреждениям, на базе кото¬рых будут создаваться межшкольные методические цен¬тры, рекомендовано внести изменения в уставы, чтобы они могли оказывать населению образовательные услу¬ги, связанные с информационными технологиями. Осо¬бенно актуально это для отдаленных районов, где школа является не только общеобразовательным учреждени¬ем, но и культурным центром. Таким образом, после окончания проекта межшкольные методические центры (ММЦ) должны иметь два источника финансирования: средства региональных и муниципальных программ ин¬форматизации системы образования и внебюджетные поступления.
Для нас важно, чтобы опыт информатизации школы, накапливаемый в пилотных регионах, был доступен дру¬гим регионам России. В начале 2007 года мы планируем объявить конкурс для отбора до 20 регионов, которые по¬лучат гранты на подготовку своих проектов информатиза¬ции, используя опыт пилотных регионов проекта ИСО. В результате они смогут открыть несколько ММЦ, провести у себя эксперимент по дистанционному обучению школь¬ников, внедрить в образовательный процесс ресурсы, разработанные в проекте. На втором этапе реализации проекта ИСО (2008—2010 гг.) эти регионы станут его пол¬ноправными участниками.
ЗАДАЧИ НА ПЕРВЫЙ ГОД
Главная и самая сложная задача первого года реали¬зации проекта ИСО — запуск системы межшколь¬ных методических центров в пилотных регионах. Для сравнения: за пять лет действия ФЦП РЕОИС было от¬крыто чуть больше тридцати ресурсных центров, пример¬но столько же региональных центров дистанционного обучения. Мы же в течение полугода должны открыть 232 центра! Для этого надо провести ремонт помещений, по¬ставить технику, обучить персонал, разработать планы работы на все последующие годы реализации проекта. С1 января 2006 года система ММЦ должна начать рабо¬тать в плановом режиме: проводить обучение педагогов прикрепленных школ и оказывать любую методическую помощь — как очную, так и посредством сети Интернет.
Мы проектировали ММЦ таким образам, чтобы они были максимально приближены к школе, учителю и ученику. Программа РЕОИС ориентировались на создание региональных центров, осуществлявших координацию на уровне «регион-Федерация». В проекте ИСО сеть ММЦ покрывает всю территорию пилотных регионов, а сами центры будут доступны для каждого педагога. В этих цент¬рах будут отрабатываться все инновационные модели и ресурсы, созданные в рамках проекта.
Вторая важная задача первого года — проведение конкурса на разработку инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК). Этот конкурс явля¬ется одним из стержней проекта. Его результатом должно стать создание учебных материалов нового поколения. Это те ресурсы, которые облегчат работу учителя, предло¬жат ему новые формы организации учебного процесса, позволят существенно повысить образовательные ре-зультаты учащихся.
Мы уже провели четыре семинара с потенциальными авторами и разработчиками новых учебных материалов. Их участниками стали все ведущие издательства и фир¬мы, которые занимаются созданием цифрового образо¬вательного контента. Мы очень внимательно прислуши¬вались к их мнению, использовали их предложения в разработке нашей конкурсной документации.
Наконец, третья задача — запуск системы апро¬бации цифровых образовательных ресурсов. Эта система должна заработать в пилотных регионах летом 2005 года. Через нее будут пропускаться все ресурсы, разработанные в рамках проекта ИСО — начиная с инно¬вационных УМК и заканчивая элементарными информа¬ционными источниками. Первые ресурсы, которые мы планируем апробировать на этих площадках, — учебные CD, разработанные в 2002—2004 годах по госзаказу в рамках ФЦП РЕОИС и Инновационного проекта развития образования (ИПРО).
В декабре 2004 года практически все российские школы получили медиатеки, содержащие полный ком¬плект этих материалов — порядка 50 дисков. Мы хотели бы посмотреть, как эффективно использовать эти ресур¬сы в учебном процессе, подготовить методики работы с ними. И естественно, определить, что в этих ресурсах мо¬жет явиться основой для разработки ИУМК, как уже су¬ществующие ресурсы могут войти в единую националь-ную коллекцию, которая должна быть создана в результа¬те реализации проекта ИСО.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Необходимо понимать, что использование инфор¬мационных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результа¬тов. По данным того же международного исследования PISA практически во всех странах количество учащихся, достигающих высокого уровня в области навыков чтения, обратно пропорционально количеству тех, кто никогда не использовал компьютер в школе. Объяснение этому очень простое: компьютеризация школы непосред¬ственно влияет на выбор образовательной стра¬тегии, ориентированной не на запоминание и репродук¬цию, а на творческое осмысление, совместное обучение.
Очевидно, основные рекомендации в области дости¬жения качественно новых образовательных результатов могут быть следующими. Во-первых, необходимо со¬здать сеть демонстрационных школ, эффективно использующих информационные технологии. Во-вторых, разработать новые стандарты содержания обра¬зования, стимулирующие использование ИКТ. На¬конец, необходимо организовать массовое обучение студентов педагогических учебных заведений и повышение квалификации учителей в целях внедре¬ния информационных технологий в обучение по всем предметам учебной программы.
Еще одной важной задачей является развитие уме¬ний учащихся в области информационных техно¬логий. Поданным экспертов Всемирного банка, лишь 55% выпускников старшей школы имеют навыки работы на ком¬пьютере. Еще хуже ситуация в области начального профес¬сионального образования: всего 16% учащихся учреждений начального профобразования регулярно пользуются ком¬пьютером и только 50,1% хотя бы раз пробовали на нем ра¬ботать. Для сравнения: 60% выпускников старшей школы в США свободно печатают «вслепую» на клавиатуре.
Исправить ситуацию, на наш взгляд, поможет созда¬ние системы сертификации компетентности в области информационных технологий выпускников школ и учреждений начпрофа. Вероятно, такая система мо¬жет быть двухступенчатой: обязательной на минимальном уровне (входящей в состав итоговой аттестации) и добро¬вольной — на повышенном уровне. Примером такой доб¬ровольной сертификации могут служить уровневые экза¬мены по английскому языку. Кроме того, необходимо рас¬ширение программ учреждений дополнительного образования (домов детского творчества, станций юных техников и т.д.) в области «продвинутых» ИКТ-умений.
В целом при разработке проекта ИСО мы ориентиро¬вались не на конкретный пример какой-либо страны, а на те образовательные результаты, по которым Россия пока отстает. Для нас важно, чтобы российское образование было конкурентоспособным на мировом уровне. Проще говоря — чтобы наши дети были на «ты» с компьютером и новыми информационными технологиями.
ПРОЕКТ ИСО
И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
При разработке дизайна проекта мы достаточно внима¬тельно изучили международный опыт, другие проекты Все¬мирного банка, реализуемые в данной области. Но в первую очередь учитывались специфические особенности отечест¬венной системы образования. Могу с полной ответственнос¬тью заявить: разработанная российскими экспертами схема ни в коей мере не является слепым заимствованием какой-то зарубежной модели или собирательным образом не¬скольких международных проектов. Прежде всего она отра¬жает реальные потребности российской школы. Вместе с тем в каждом компоненте проекта ИСО присутствуют элементы, апробированные в мировой образовательной практике.
Российский рынок цифровых образовательных ре¬сурсов значительно моложе, чем в любой из стран Запа¬да. Изначально для него была характерна ориентация на домашнего пользователя. Школы в качестве непосредст¬венных участников рынка большой роли не играют: у них для этого слишком мало свободных средств. Поэтому за¬падная практика, когда сами школы в массовом порядке закупают необходимые им продукты, в сегодняшней Рос¬сии в полной мере воспроизведена быть не может. А спрос на подобного рода ресурсы со стороны учителей растет. Исходя из этих обстоятельств, в первом компо¬ненте проекта ИСО «Создание учебных материалов нового поколения» реализуется идея централизован¬ных государственных закупок и государственных заказов на разработку образовательного «софта».
Более того, задача ставится таким образом, чтобы не только обеспечить школы данными ресурсами, но и вклю¬чить их в регулярный учебный процесс. Последнему должна способствовать предусмотренная в проекте процедура дли¬тельной апробации. Реальные школы получат возмож¬ность встретиться с производителями дисков, задать им во¬просы, предъявить претензии, объяснить, что нравится и что не нравится. В итоге у нас будет шанс сделать именно тот продукт, который нужен и удобен учителям и детям. Ни один ресурс не будет куплен и отправлен в массовую школу, пока он не пройдет «обкатку» в условиях реального учебного про-цесса, пока не сформирована методика его использования.
Модель принадлежащей государству национальной образовательной коллекции цифровых ресурсов в том виде, как она заложена в проекте ИСО, также во многом уникальна. Пожалуй, наиболее близким для нас является опыт Австралии, где портал департамента образования со¬держит ссылки на довольно обширную коллекцию ресур¬сов. Там отработана технологическая схема пополнения со¬брания «снизу», за счет разработок учителей, причем преду¬смотрена очень интересная процедура, позволяющая удостоверить качество новых ресурсов перед попаданием в коллекцию. В США часто аналогичные коллекции формиру¬ются вокруг университетов или департаментов образова¬ния отдельных штатов. В Польше есть частная коллекция, также постоянно пополняемая, но доступ к ней возможен только на платной основе. Однако в нынешних российских условиях фактор свободного доступа играет ключевую роль, и обеспечить его может только государство.
Во втором компоненте проекта — «Профессиональ¬ное развитие педагогов в области использования ИКТ» — наиболее ярко проявилось разумное сочетание традиций российского образования и мирового опыта. Общеизвестно, что в нашей стране сложилась во многом уникальная государственная система массового повыше¬ния квалификации учителей, непосредственно связанная с системой аттестации. Однако при этом отсутствует до¬вольно распространенная на Западе модель «горячей ли¬нии» — постоянно действующих консультаций для педаго¬гов. Эти консультации осуществляются в рамках разветв¬ленной сети учреждений (как правило, «продвинутых» в той или иной области учебных заведений или специаль¬ных методических служб). Фактически речь идет об обуче¬нии в реальном учебном процессе, «без отрыва от произ¬водства». В проекте ИСО предлагается задействовать обе модели, создав тем самым для педагогов возможность выбора: повышать свою квалификацию и получать мето-дическую помощь в традиционном ИПКРО или ИУУ либо в межшкольном методическом центре. Причем сер¬тификат такого центра о прохождении учителем обучения в сфере информационных технологий будет учитываться в традиционной системе повышения квалификации и госу¬дарственной аттестации педагогических кадров.
Третий компонент проекта предусматривает создание в «пилотных» регионах сети ресурсных центров — ре¬гиональных координационных (РКЦ) и межшкольных мето¬дических (ММЦ). Сам по себе подход, при котором форми¬руется разветвленная система своеобразных «площадок роста», оказывающих поддержку соседним участникам проекта, чрезвычайно широко распространен в мировой практике, в том числе — в сфере информатизации образо¬вания. Особенностью российской модели ресурсного цент¬ра в рамках проекта ИСО является лидерство в двух на¬правлениях: технологическом и методическом. Так, в Великобритании (и большинстве стран Запада) уро¬вень технической оснащенности школ весьма высок, по-этому лидирующие школы оказывают коллегам чисто мето¬дическую поддержку, стимулируют более активное исполь¬зование информационных технологий. А в Турции, наоборот, подобные центры выступают преимущественно как лидеры в плане технического оснащения, своего рода «точки доступа» к информационным технологиям для учите¬лей и учащихся соседних школ. Для России пока актуальны оба эти направления, поэтому при проектировании моде¬лей РКЦ и ММЦ мы в равной степени уделили внимание технической и методической составляющей их работы.
Важной задачей ресурсных центров будет также под¬держка дистанционного обучения школьников из уда¬ленных сельских районов и «удаленной поддержки» учителей сельских школ. Не стоит думать, что проблема «малокомплекток» — чисто российская специфика. В той же Австралии есть весьма отдаленные от центра мало¬численные школы, где невозможно держать полный штат учителей по всем предметам. И там активно используется модель центров, специализирующихся на дистанционных технологиях и удаленной поддержке.
ЗА СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Ключевой задачей, стоявшей перед разработчиками проекта ИСО, было обеспечение устойчивости пред¬лагаемых инноваций. Принципиально важно, чтобы про¬ект продолжал жить и развиваться после того, как заем¬ные средства на его финансирование закончатся. И нам кажется, что в итоге удалось по каждому направлению найти конкретные механизмы, гарантирующие стабиль¬ное развитие запущенных процессов.
Применительно к национальной образовательной коллекции — это технология ее непрерывного пополне¬ния новыми ресурсами, в том числе бесплатными; под¬держание постоянного спроса на эти ресурсы среди учи-телей. Применительно к подготовке педагогических ди¬зайнеров — это обученные тренеры, разработанные учебные материалы, налаженные контакты с зарубежны¬ми партнерами — словом, отработанная схема, которую без труда можно превратить в постоянно действующую. Что касается сети ресурсных центров, то, если они проде¬монстрируют эффективную модель повышения квалифи¬кации учителей, власти регионов будут заинтересованы переключить на них часть бюджетных средств, выделяе¬мых на цели повышения квалификации и методической работы. Кроме того, при разумном отношении ресурсные центры смогут по крайней мере частично сами обеспечи¬вать свои потребности: например, работая в качестве центров общественного доступа в Интернет, предостав¬ляя платные услуги взрослому населению, сотрудничая со службой занятости, местными администрациями...


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Как показывает мировой опыт, процесс информати¬зации школьного образования развивается по несколь¬ким направлениям. Если какое-то из них «западает», все вместе идет плохо. Например, если поставки компьюте¬ров не сопровождаются разработкой и поставками соот¬ветствующих цифровых образовательных ресурсов — от компьютеров мало толку... Исходя из мировой практики успешных (и неуспешных) программ информатизации можно выделить следующие направления:
1. Лидерство и видение. Если руководитель не по¬нимает, что информатизация образования является ком¬плексной стратегической задачей, то процесс не пойдет: «Какие компьютеры, если в школах крыша течет, зарпла¬та учителей низкая?», «Зачем вам покупать софт, если все можно переписать?», «Зачем ИКТ историку или физику, если мы уже купили компьютерный класс для изучения информатики?» Никакими экономическими вычисления¬ми нельзя доказать, что вложить деньги в информатиза¬цию образования эффективнее, чем в надбавки учите¬лям. Это вопрос приоритетов, стратегического видения лидеров. Лидеры нужны на уровне страны, на уровне сис¬темы образования и на уровне отдельной школы.
2. Кадры: обучение, методическая поддержка, по¬вышение квалификации, аттестация, поиски, продвиже¬ние, мотивация, формирование сообщества. Грамотный в области информационных технологий специалист вос¬требован в куда более престижных отраслях экономики, чем образование. Если не создать эффективную систему работы с кадрами, включающую все перечисленные ас¬пекты, задержать квалифицированные кадры в школе мы не сможем.
3. Технология: оборудование в составе, отвечаю¬щем" потребностям всего учебного процесса в данном уч¬реждении, цифровые образовательные ресурсы, теле¬коммуникационные линии, обслуживание техники, ре¬монт, модернизация и обновление.
4. Нормативная база: та система документов, ко¬торая регламентирует деятельность школы и которая должна быть изменена в связи с тем, что у нас появля¬ется новая образовательная среда, меняется весь ук¬лад школы. Как обеспечить работу библиотеки по 12 ча¬сов в день семь дней в неделю, предоставляя доступ школьников и учителей к средствам ИКТ, Интернету? Как вести электронный журнал и портфолио? Как опла¬чивать работу учителя в Интернете? Можно ли дать уста¬ревший компьютер учителю домой для научно-методи¬ческой работы? Как списать компьютер, который уже пять лет не удается отремонтировать? Каков норматив бумаги для принтера? Как предоставлять платные ин¬формационные услуги населению? Когда и какая разум¬ная система правил и регламентов придет на смену СанПиНам? И еще десятки вопросов, на которые нужно будет дать ответ...
Движение по этим четырем направлениям в соответ¬ствии с общими задачами развития, модернизации сис¬темы образования, формирования новых целей для этой системы и дает действительно эффективную информати¬зацию. При этом информатизация становится необходимым условием, важнейшим результа¬том и катализатором изменений.

ЛОГИКА ПРОЕКТА. МЕСТО ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Когда российское правительство и руководство Меж¬дународного банка реконструкции и развития договари¬вались о выделении России займа на информатизацию, были сформированы следующие направления финансирования:
1. Цифровые образовательные ресурсы, причем не только их разработка сама по себе, но и создание че¬ловеческого потенциала и инфраструктуры их производ¬ства и воспроизводства.
2. Работа с кадрами, методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка и подготовка в масштабах страны, по единому плану.
3. Создание ресурсных центров в субъектах Федерации. Выбрано семь пилотных регионов — по од¬ному в каждом федеральном округе. В каждом регионе будет создано некоторое число ресурсных центров, об¬щим количеством более 200.
Все эти направления тесно увязаны между собой. Так, например, апробация вновь создаваемых продуктов будет происходить на базе ресурсных центров и других учреждений региона, в ходе ее будут обучаться учителя и т.д. Программа в целом (а в рамках каждого из трех ком¬понентов есть десятки отдельных работ) выглядит доста¬точно сбалансированной на мировом уровне.
С точки зрения становления и развития рынка циф¬ровых образовательных ресурсов особое значение имеет первое направление.
Цифровой образовательный ресурс может иметь три функции: источника информации, инструмента для ее об¬работки и системы управления учебным процессом. Об¬щее число отдельных источников, необходимых для об¬разования, исчисляется миллионами. Если посчитать чис¬ло инструментов, необходимых для школы, окажется, что их сотни. Система управления в каждом отдель¬ном продукте создается непосредственно разработчика¬ми и имеет авторский характер, однако она тоже может создаваться с помощью некоторого инструмента, на этот раз — профессионального инструмента педагогического проектирования (дизайна).
СОЗДАНИЕ ОТКРЫТЫХ РЕСУРСОВ. ХРАНИЛИЩЕ И СТАНДАРТЫ
Одной из важнейших целей проекта является форми¬рование инфраструктуры, исходной базы, используя кото¬рую сейчас и в последующем можно создавать качест¬венные цифровые образовательные ресурсы и учебно-методические комплексы (УМК), включающие в себя как бумажный, так и цифровой компонент.
Предположим, мы решили создать УМК по истории России. Нам нужны качественные источники: оцифрован¬ные изображения исторических источников — картин, ар¬хитектурных сооружений, предметов быта, летописей и старинных книг. За многое из этого придется платить му¬зеям, собраниям частных коллекций и т.д. Конечно, мож¬но при разработке каждого диска по русской истории ез¬дить в Киев, Владимир и Новгород и фотографировать имеющиеся там исторические памятники. Или многократно платить деньги Третьяковской галерее за право сфото¬графировать картину «Иван Грозный убивает своего сы¬на». Нам нужны инструменты — например, геоинформаци¬онная система, которая позволяет создавать и дополнять карты, «привязывать» к ним информацию о тех или иных исторических объектах или событиях. Нужна и аналогич¬ная «временная карта», или ось, линия времени, на кото¬рой уже расположены события нашей истории со ссылка¬ми на изображения, видеофильмы, архивные документы, позволяющая размещать на ней события местной или да¬же семейной истории. Представьте только, что в каждой сельской школе будет создана карта родной деревни, вмещающая всю ее историю... Право использовать источ¬ники и инструменты тоже стоит немалых денег.
Но почему нельзя один раз оцифровать все необхо¬димые информационные источники, поместить их в Хра¬нилище, которое сможет использовать каждый разработ¬чик, заключивший соответствующий контракт с уполно¬моченной государственной структурой? Почему нельзя закупить необходимые для образования инструменты и также обеспечить к ним свободный доступ? Наконец, по¬чему нельзя сделать общедоступными инструменты (кон¬структоры) для создания целостных учебно-методических комплексов? Все это потребует объемных разовых инве¬стиций, зато сэкономит значительную часть денег, кото¬рые государство платит за разработку заказанных им дисков. Дешевле один раз заплатить миллион долларов, чем 50 тысяч раз по сто долларов (для каждой школы) или тысячу раз — по 50 тысяч долларов (за каждое раз¬рабатываемое цифровое издание)...
Именно поэтому в Проекте планируется создание об¬щих, доступных для всего образования коллекций источ¬ников и инструментов, размещаемых в Хранилище обра¬зовательных ресурсов.
Однако мало разместить образовательные ресурсы в Хранилище и обеспечить доступ к ним. Надо еще дать возможность и автору учебника, и учителю, и школьнику найти то, что ему нужно. Это непростая задача, и к ней специалисты разных стран движутся совместно. В частно¬сти, мы пытались решать эту задачу в рамках проекта фе¬дерального Общеобразовательного портала. Решение ищется на пути создания национальных и международных стандартов описания ресурсов. Стандарты должны ох¬ватить не только описания источников, инструментов, УМК, но и учащихся, учителей и их работ, образователь¬ных программ, учреждений и т.д. Стандартизовать надо и описания механизмов управления учебным процессом.
Создание вышеупомянутого Хранилища является примером реализации очень важного и интересного те¬чения в мировом компьютерном сообществе, называе¬мого «открытость». Помимо общедоступности ресур¬сов, о которой шла речь выше, открытость имеет и другие аспекты. Упомянем о некоторых из них.
Создавая инструменты «с открытым кодом», разработчик разрешает этот код совершенствовать и мо¬дифицировать в соответствии с конкретными задачами использования этого инструмента, перестройки под дру¬гую операционную систему и т. д.
Важно и понятие «открытый стандарт (фор¬мат) хранения» информационных источников. Такой формат позволяет, в частности, создавать инструменты для работы с источниками разным разработчикам.
Естественно, начинать такую работу нужно с того, чтобы понять, какие источники и инструменты нужны, какие долж¬ны быть варианты конструкторов для создания целостных курсов, включающих элементы управления процессом.
Список источников сформировать в принципе не¬сложно, хотя по объему это очень большая работа. Опре¬делить, что имеется во всех стандартах, программах и учебниках федерального перечня; опросить методистов и авторитетных учителей, что бы они еще хотели туда вклю-чить... В рамках подготовки к проекту займа уже возник¬ли некоторые списки. Они критикуются за неполноту и не¬структурированность, но первый шаг сделан. Элементами списка тоже должны быть описания: как существующих ресурсов, так и еще не созданных (в цифровой форме). Специфика процесса состоит в том, что мы пока не име¬ем стандарта описаний и списки будут создаваться па¬раллельно с принятием стандарта в Проекте.
Формируя список инструментов, следует в первую очередь исходить из того, что уже имеется в наличии. Здесь вопрос стоит о цене закупки: за сколько фирма-правообладатель согласна продать свой продукт государ-ству. Если цена оказывается непомерно велика — можно заказать разработку аналога. В некоторых случаях имеет смысл заказывать новые инструменты на основании тех или иных набросков, проектов. Очевидно, заказывать разработку «с нуля», с негарантированным результатом, вряд ли целесообразно...
Пока отечественный рынок цифровых образователь¬ных ресурсов имеет одно сходство с рынком учебников: на нем могут выжить только крупные игроки. Не случай¬но, что туда так стремятся крупнейшие издательства, ком¬пьютерные фирмы с большим оборотом.
В Проекте будет создана инфраструктура производст¬ва и воспроизводства цифровых образовательных ресур¬сов. Та трансформация, о которой сейчас идет речь, долж¬на привести к тому, что создание нового продукта станет существенно более дешевым делом, приблизится к стои-мости издания книги. Разработчики смогут сосредоточить¬ся не на решении технических вопросов, а на собственно методических задачах — организации текста, гиперссыл¬ках, заданиях и т.д. Стоимость диска будет определяться стоимостью интеллектуальных усилий, потребовавшихся для его создания, а не большим числом привходящих мо¬ментов. При этом оно не будет требовать большой матери¬альной базы. Произойдет расширение предложения, включение новых участников, вырастет конкуренция, по-высится роль учителя. В конечном итоге это обязательно отразится на качестве образовательной продукции.


Проблемы, решаемее в проекте
Проект ИСО ориентирован на решение следующих взаимосвязанных между собой проблем:
1.Растущее неравенство в доступе к образова¬тельным услугам. В рамках проекта предполагается создание широкого спектра учебных материалов «ново¬го поколения», ориентированных в том числе на само-стоятельное использование учащимися для самообра¬зования, а также обучение педагогов способам эффек¬тивной работы с этими материалами. Дизайн проекта предусматривает формирование системы дистанцион¬ного профильного обучения через Интернет учащихся старших классов и поддержку заочных школ, ведущих целенаправленную подготовку способных учеников к поступлению в вуз по избранной специальности. Все это позволит учащимся, независимо от места их прожи¬вания и социального статуса, получить доступ к новым средствам обучения и учебным программам более вы¬сокого уровня.
2.-Неравенство региональных возможностей в сфере образования. Проект нацелен на решение про¬блем отдаленных районов и сельских школ посредством создания разветвленной системы межшкольных методи¬ческих центров (ММЦ). Эти центры широко охватят райо¬ны внутри регионов, тем самым облегчив доступ сель¬ским учителям, учащимся и местному населению к обра¬зовательным и информационным ресурсам. Новые учебные материалы, разработанные в рамках проекта, будут доставляться в отдаленные районы страны на CD-носителях или через спутниковую связь. Формирование системы ММЦ и создание общедоступных учебных мате-риалов в значительной степени позволят преодолеть рас¬тущую угрозу разрыва в уровне информатизации образо¬вания между российскими регионами и на территории конкретных регионов.
3. Снижение качества преподавания. В ходе реали¬зации проекта будет сформирован потенциал по разра¬ботке и использованию современных электронных учеб¬но-методических материалов, которые найдут примене¬ние во всех школах России. Новые учебные материалы
будут стимулировать разработку и использование совре¬менных методов преподавания. Будет организована по¬стоянно действующая система повышения квалификации и методической поддержки учителей, способствующая распространению новых подходов к преподаванию. Пре-дусматривается организация обучения для специалистов в области педагогического дизайна, которые будут рабо¬тать в формирующейся отрасли по выпуску электронных материалов.
4. Недостаточная готовность учащихся исполь¬зовать свои знания в реальных жизненных ситуа¬циях. Повышение образовательных результатов, обес¬печение активной учебной работы школьников в пилот¬ных регионах проекта будет достигнуто путем предоставления им возможностей:
работать непосредственно с понятиями, ма¬териалами и средами; принимать на себя роль экспериментатора, проверять гипотезы и стремить¬ся делать заключения на основе собранной инфор¬мации;
работать в условиях группы или команды. Это позволяет добиться более глубокого осмысления но¬вых идей и их последующего изложения, установле¬ния взаимосвязи новых понятий с ранее изученным материалом;
работать в условиях реального мира. Средства ИКТ позволяют более точно моделировать различ¬ные ситуации и условия реального мира, в котором впоследствии необходимо будет применять новые знания;
гибко использовать ИКТ-ресурсы, работать с изучаемым материалом множеством различных спо¬собов, создавать и представлять продукцию, демонст¬рирующую результаты обучения в очень конкретных формах.
5.
Недостаточный уровень подготовки педаго¬гов и других работников сферы образования к ис¬пользованию ИКТ в учебном процессе. Большинство учителей и работников управления образованием в пи¬лотных регионах проекта пройдут подготовку в области информатизации образования и применения новых, ос¬нованных на ИКТ учебно-методических материалов. В дальнейшем педагоги и администраторы образования будут получать постоянную консультационную и методи¬ческую поддержку на базе ММЦ.
6.
Несоответствие содержания начального про¬фессионального образования требованиям рынка труда. Проект окажет поддержку учреждениям началь-ного профессионального образования посредством со¬вершенствования учебно-методических материалов, ос¬нованных на ИКТ и предназначенных для развития общих навыков по решению проблем, которые очень востребо-ваны на рынке труда. Будут разработаны материалы и проведено обучение преподавателей, ориентированное на переход к современным гибким методам педагогичес¬кой работы.
7.
Несоответствие нормативно-правовой базы задачам информатизации образования. Проект ока¬жет содействие в реформировании российской норма¬тивно-правовой базы, связанной с созданием и приме¬нением учебно-методических материалов, основанных на ИКТ, а также дистанционным обучением. Указанная дея¬тельность предполагает включение вопросов, связанных с использованием ИКТ, в аттестацию учителей — как бу¬дущих педагогов, так и учителей, повышающих свою ква¬лификацию.
Цели проекта
Проект ориентирован на достижение трех взаимосвя¬занных между собой целей:
1.Обеспечение активной учебной работы школь¬ников, формирование у них организованности, способ¬ности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, решать не встречав¬шиеся ранее задачи.


2.Поддержка развития творческой работы педа¬гогов и педагогических коллективов, обеспечение пере¬хода педагогов к более индивидуальным и активным ме¬тодам обучения, предоставление им возможности ис¬пользовать новые ресурсы.
3.Обеспечение доступности качественных обра¬зовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услу¬ги в своей школе.
Первая цель относится к вечным проблемам обра¬зования. Школа индустриального общества (единая об¬щеобразовательная школа) ее фактически не решала: соответствующие усилия прикладывались лишь в срав¬нительно немногих элитных учебных заведениях. Перед школой информационного века стоит задача фор¬мировать познавательную самостоятельность у боль¬шинства учащихся. К новым инструментам и технологи¬ям, появившимся сегодня для решения этой задачи, от¬носятся:
энциклопедически полные, постоянно обновляемые и расширяемые, общедоступные библиотеки цифровых образовательных источников — мультимедийные образовательные материалы нового поколе¬ния, задающие новый уровень наглядности и доступно¬сти, обеспечивающие простор для самостоятельной дея¬тельности учащихся;
компьютерные инструменты и среды для поддержки этой деятельности — от стандартных офисных приложе¬ний и общедоступных редакторов до специализирован¬ных предметных и задачных сред, профессиональных приложений и их учебных адаптации.

Составная часть проекта ИСО — формирование и распространение этих библиотек и инструментов, ис¬пользуемых в новых учебных курсах, основанных на ак¬тивных методах учебной работы школьников.
Вторая цель недостаточно часто оказывается в цент¬ре внимания специалистов в области информатизации школы. Вместе с тем хорошо известно, что любые попыт¬ки требовать от педагогов создать условия для развития творческой активности и самостоятельности школьников, в то время как сами учителя лишены этой возможности, обречены на провал. Учителя должны давать примеры и образцы поисковой, творческой деятельности, быть мас¬терами учения.
Сегодня появились доказавшие свою эффективность интеллектуальные инструменты и новые информацион¬ные технологии, которые облегчают творческую работу учителей, помогают оформлять, накапливать и развивать свои педагогические находки. В проекте ИСО эти инстру¬менты включены в комплекс средств формирования ин¬формационной среды образовательного учрежде¬ния: работа с коллекциями цифровых образовательных источников, разработка учебных занятий и учебно-мето-дических материалов, работа с базами данных учащихся, накопление и обработка материалов педагогического опыта и т.п. В проекте также предусматривается текущая поддержка учителей в освоении и использовании обра¬зовательных технологий.
Третья цель касается интернет-образования. Она ста¬новится особенно актуальной в связи с введением про¬фильной подготовки школьников. Заочная форма учеб¬ной работы единственная возможность получить уг-лубленную подготовку для тех школьников, которые не могут изучать профильные курсы (в том числе — электив¬ные) в своей школе. Быстро развивающиеся сегодня тех¬нологии и инструменты учебной работы через Интернет обеспечивают практическую возможность углубленной подготовки учащихся в таких школах.
Основные задачи, решаемые в проекте.

Проект направлен на создание условий для систем¬ного внедрения и активного использования инфор¬мационных и коммуникационных технологий в ра¬боте школ и профессиональных училищ. В ходе реализа¬ции проекта предполагается решение следующих основных задач:

• Рывок в обеспечении учащихся и учителей со¬временными учебными материалами, активно использующими информационные и коммуникацион-ные технологии, в том числе — цифровыми образова¬тельными ресурсами.
• Создание в России устойчивого потенциала в об¬ласти производства высококачественных, от¬крытых, доступных по стоимости цифровых образовательных ресурсов, отвечающих нуждам образовательных учреждений.
• Подготовка и повышение квалификации педа¬гогов и управленцев в области использования инфор¬мационных и коммуникационных технологий в практике образования и проектирования такого использования.


• Реализация профильных учебных программ сред¬ствами дистанционного образования.
• Создание в регионах, участвующих в проекте, систе¬мы межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ и распростра-нения новой практики преподавания.
• Поддержка инициатив педагогов и школ, направ¬ленных на создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.

В результате реализации проекта в большинстве школ и училищ в пилотных регионах и лидирующих шко¬лах других регионов учебный процесс будет гибко органи¬зован, будет использовать современные цифровые обра¬зовательные ресурсы, там будут созданы условия для ак-тивной самостоятельной работы учащихся. Проект предоставит учащимся, независимо от места их прожива¬ния или социального статуса, образовательные возмож¬ности, адекватные новым требованиям рынка труда и со¬временной жизни (см. рис2)


Проект ИСО имеет ряд особенностей, которые выде¬ляют его среди других образовательных программ, осу¬ществлявшихся в России:
1.Продолжительность. Устойчивые изменения в ра¬боте школы накапливаются достаточно медленно и замет¬ны не ранее, чем через два-три года. Для того чтобы разра¬ботать новые модели учебной работы, опробовать их на практике и сформировать механизмы, обеспечивающие распространение этих моделей по всей стране, проект дол¬жен иметь продолжительность не менее шести-семи лет. Эти соображения определили общую продолжитель¬ность проекта и его деление на два этапа. Первый этап (март 2005 - июнь 2008 гг.) продолжается три с полови¬ной года, второй (июль 2008 — июнь 2010 гг.) -три года.
2.Масштабность и распределённость. ИСО — долгосрочный проект, который направлен на преобра¬зование образовательной системы во всей стра¬не. На первом этапе реализации он охватит свыше 6 ты¬сяч школ в регионах проекта и более 400 тысяч педагоги¬ческих работников во всей России. В рамках проекта предполагается создать учебные материалы нового поко¬ления по всем основным предметам общеобразователь¬ной школы — свыше 150 учебно-методических комплек¬сов и более 75 тысяч цифровых информационных источ¬ников. В 50 регионах страны будет проведено повышение квалификации педагогов в области форми¬рования базовой ИКТ-компетентности.
Для участия в проекте на первом этапе отобрано семь пилотных регионов: Республика Карелия, Ставро¬польский, Красноярский и Хабаровский края, Калуж¬ская, Челябинская и Пермская области (см. рис. 2). Пи¬лотные регионы проекта находятся в каждом из семи фе¬деральных округов. В каждом регионе создается система из регионального координационного и межшкольных ме¬тодических центров (система РКЦ — ММЦ), осуществляю¬щих постоянную методическую и консультационную под¬держку использования ИКТ в системе образования. Все¬го в рамках проекта предполагается сформировать 232 РКЦ и ММЦ.
На втором этапе в проекте примет участие не менее 20 российских регионов. Школы страны получат доступ к новым цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) и учебно-методическим материалам нового поколения, ко¬торые основаны на их использовании.
3.Системность. Проект охватывает три ключевые составляющие образовательной практики: содержание образования, методы обучения, педагогические кадры. Три его компонента направлены на решение ключевых проблем и во взаимодействии с региональными и федеральными про¬граммами - создание нового кадрового потенциала, инфра¬структуры, нормативной базы, ориентированных на разви¬тие процесса информатизации после завершения проекта. Трансформирующейся школе нужна новая инфраст¬руктура, которая обеспечит создание и поставку образцов современных вариативных технологий учебной работы, поможет педагогам осваивать, использовать и развивать эти технологии и на этой основе постепенно совершенст¬вовать работу своего образовательного учреждения. По пути создания такой инфраструктуры пошли разработчики проекта ИСО. Системные эффекты проекта затронут преж¬де всего основных участников образовательного процес¬са: школьников и их родителей, педагогов, образователь¬ные учреждения в целом (см. рис. 3).





Этапы и фазы проекта.

Весь комплекс работ, выполняемых в рамках проекта ИСО, можно разделить на два этапа и три фазы (см. рис. 4).
Главные задачи первого этапа (март 2005 — июнь 2008 гг.):
• разработать и апробировать серию высококачествен¬ных, открытых цифровых образовательных ресурсов и
учебно-методических комплексов, отвечающих новым задачам подготовки учащихся;
• создать эффективный механизм изменения практики обучения через повышение квалификации педагогов в области информатизации;
• развернуть в регионах, участвующих в проекте, систему межшкольных методических центров, которые обеспе¬чивают эффективную текущую поддержку процессов ин¬форматизации школ.
В результате этих усилий в регионах проекта должно произойти продвижение школ на такую ступень информа¬тизации образования, которая характеризуется актив¬ным использованием ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Специальный мониторинг будет показывать, какой прогре...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.