Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Реализации прав граждан России в области занятости на примере Калужской области

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 22.02.2012. Страниц: 199. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вводная часть. 4
Раздел I 5
Труд в системе социально-экономических отношений 5
Служба занятости России и проблема занятости от царской России до конца ХХ века: основные этапы. 7
От февральской революции до нового крепостного права 7
Социальные гарантии на рынке труда 10
Советская биржа труда 12
Безработица объявлена несуществующей 14
Организация трудоустройства в СССР в 40-80 г.г. 16
Службы занятости СССР 16
Институционная организация 16
Задачи служб занятости 16
Виды деятельности 16
Трудовое посредничество служб занятости СССР 18
Разделение компетенции служб занятости 19
Эволюция и тенденции развития 21
Безработица и занятость в России 90-х гг. ХХ в. 23
Безработица в России 90-х г.г.: экономика, идеология, политика, право. 23
Безработица в России 90-х г.г.: основные тенденции, цифры и факты 29
Раздел II 37
Теоретико-методологические подходы к анализу проблем труда, занятости и безработицы 37
Особенности формирования и функционирования рынка труда 37
Методологические подходы к анализу проблем занятости и безработицы 39
Основные концепции безработицы и занятости. 40
Характер и типы безработицы 44
Социально-экономические и психологические последствия безработицы 49
Раздел Ш 55
Законодательство о занятости населения в Российской Федерации 55
Конституция Российской Федерации 55
Закон о занятости населения в Российской Федерации 55
Подзаконные акты в сфере занятости 58
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере занятости. 59
ЗАКОН Смоленской области от 06.02.1997 N 5-з (ред. 08.12.1997) 60
Приложение к Программе содействия занятости населения Смоленской области на 2001-2003 годы. 63
Международное право в области занятости, трудоустройства и защиты от безработицы 65
Правовая организация трудоустройства в России 67
(отдельные аспекты и проблемы законодательства о занятости) 67
Понятие занятости и ее проблемы 67
Порядок регистрации и признания граждан безработными 75
Органы службы занятости (центры занятости населения) 82
Подходящая работа - что это такое? 83
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан 86
Общественные работы - помощь безработному 91
Материальная помощь безработным гражданам со стороны службы занятости. 93
Пособие по безработице как одна из социальных гарантий 96
Порядок определения размера пособия по безработице и доплат к пособию. 97
Добровольное страхование на случай потери работы 103
Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан 106
Трудоустройство инвалидов 107
Лица, освобожденные из МЛС 108
Граждане, уволенные из Вооруженных Сил РФ 109
Молодые специалисты 110
Безработные женщины 111
Особенности трудоустройства работников малых предприятий 114
Трудоустройство российских граждан за границей и иностранных граждан в России 115
Беженцы и вынужденные переселенцы 117
Раздел IV 120
Служба занятости в развитых и развивающихся странах с рыночной экономикой. 120
Промышленно развитые страны с рыночной экономикой 120
Службы занятости как инструмент политики занятости 120
Деятельность службы занятости на рынке труда 124
Эффективность деятельности службы занятости 125
Служба занятости в развивающихся странах 126
Состояние служб занятости в развивающихся странах 126
Подлинная роль служб занятости 126
Социальная функция службы занятости 128
Организация рынка труда 128
Попытка реабилитации трудового посредничества 130
Выбор деятельности и средства 130
Раздел V 133
Реализация законодательства о занятости РФ в регионах России (на примере Калужской и Смоленской областей) 133
Создание Модельного центра занятости в г. Калуге 133
Молодежная биржа труда 138
Адаптация безработных : не сломаться и обрести веру в себя. 142
Клуб ищущих работу 142
Программа «Новый старт» 144
Профориентация безработной молодежи. 146
Профессиональное обучение безработной молодежи. 149
Работа — по электронной почте 151
Практика реализации в Российской Федерации программ занятости некоторых категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите. 153
Работа для молодых 153
У безработицы — не женское лицо 158
Снял человек погоны... 162
Как помочь инвалидам 164
Канун 167
Его величество закон 170
Привыкший действовать имеет результат 170
Цель и приоритеты 173
НОВАТОРСКИЙ ПОИСК 175
Воплощение идеи 177
Безработица с дипломом 182
Рождение традиции 183
Районный центр занятости населения – базовая ячейка службы занятости. 185
Центр занятости г. Рославля 186
Человеческий фактор 186
Вчера – безработный, сегодня - предприниматель. 187
Центр занятости п. Красный 191
Здание центра занятости – лицо его работников. 191
Обычные будни борьбы с безработицей. 192
Выводы. 195
Предложения. 196
Литература 199
?

Вводная часть.

Одной из основных причин социальной и политической нестабильности в современной России является такое негативное явление как безработица.
Исследование данного явления, его видов, сущности, отражения в юридических документах, прежде всего в законодательных, и пути совершенствования данной законодательной базы и является основной целью данной дипломной работы.
Для того, чтобы юридически оформить методы борьбы с таким социальным злом как безработица необходимо понять ее суть. Иначе говоря, для того, чтобы ответить на вопрос: «Как с этим бороться?»,нужно прежде ответить на вопрос: «А что это такое?».
В этом нам помогут ведущие социологи России и мира, давно искавшие ответы на эти вопросы. Ответить однозначно на вопрос «что такое безработица?» невозможно, - времена абсолютных истин прошли. Исходя из этого, можно предложить несколько ответов, от которых во многом зависит позиция российского законодателя.
Марксизм и кейнсианство, например, рассматривают безработицу как явление внешнее, вынужденное по отношению к безработному гражданину, т.е. социальное зло, присущее лишь капитализму. Проще говоря, человек хочет работать, но не может, т.к. не может трудоустроиться.
Неоконсервативный (монетаристский) подход исходит, напротив, из того, что безработица не является каким-то имманентно присущим атрибутом общества с рыночной экономикой, его неизбежным, вечным злом. То есть безработица, это явление внутреннее, присущее не обществу (капиталистическому), а человеку с его индивидуальным мировоззрением (здесь уместно вспомнить М.Вебера с его протестантской этикой труда). Проще говоря, человек в капиталистическом обществе может найти работу, но он не хочет работать, т.к. работа не устраивает его по тем или иным причинам (зарплата, расстояние и т.д.).
В зависимости от симпатий законодателя к той или иной концепции строится и его работа по правовому регулированию в данной сфере. То ли необходимо усилить государственное регулирование в экономике в смысле борьбы с безработицей, то ли не усиливать, уповая на то, что рынок сам обеспечит всех граждан работой.
В данном контексте эта дипломная работа преследовала две основные цели:
1)практическая – т.е. чтобы данная работа была пособием для использования и в службах занятости, и пособием для безработных граждан, чтобы они лучше знали свои права в сфере занятости;
2)теоретическая – выявить некоторые недостатки как в законодательстве о занятости, так и в его применении на практике в России. В этом смысле одной из целей данной работы было показать образец реализации прав граждан России в области занятости на примере Калужской области.


Раздел I


Труд в системе социально-экономических отношений


В жизни человеческого общества труд занимает совершенно особое место. Под трудом понимают целенаправленную деятель¬ность людей по видоизменению веществ и сил природы и при¬способлению их для удовлетворения человеческих потребностей. Рассмотрим особенности, свойства труда и элементы процесса труда.
Первая особенность труда состоит в том, что труд человека в отличие от того, что делают некоторые животные, пти¬цы, насекомые, является целесообразной деятельностью, т.е. в процессе труда человек осуществляет заранее поставленную цель.
Вторая особенность труда человека коренится в его уникальной способности создавать средства труда и орудия про¬изводства, бесконечно усиливающие, расширяющие и усложня-ющие рабочую силу, т.е. труд человека содержит творческую, со¬зидательную силу, не имеющую границ.
Отсюда вытекает третья особенность труда человека: труд является важнейшим фактором исторического развития че¬ловечества и общественного прогресса. В известном смысле есть основания считать, что труд создал самого человека, являясь са¬мой существенной частью его жизнедеятельности.
Также многообразны свойства труда, но среди них можно вы¬делить три основных: продолжительность, интенсивность, про¬изводительность.
Продолжительность труда человека, как его неотъемлемое свой¬ство, определяется многообразными историческим, социально-политическими, экономико-демографическими и иными факторами, играющими колоссальную роль в жизни общества и являю¬щимися объектом серьезных социальных катаклизмов. Достаточно напомнить, какую роль в истории рыночной капиталистической экономики сыграла борьба трудящихся за сокращение продолжи¬тельности рабочего дня, которая стала общественной мерой про¬должительности труда. Продолжительность рабочего дня измеря¬ется в часах рабочего времени, т.е. в часах труда.
Сам по себе рабочий день — величина неопределенная, он мо¬жет быть длинным или коротким в зависимости от многообраз¬ных обстоятельств. Однако у него есть максимальная граница, дик¬туемая физическими возможностями организма и моральными факторами, суть которых состоит в необходимости иметь время не только для труда, но и для семьи, а также для удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека, опреде¬ляемых принятыми нормами в данном обществе.
Но в то же время продолжительность труда не может сократить¬ся до того минимума, который необходим для поддержания соб¬ственного существования работника и его семьи, потому что кро¬ме этого не менее необходимо затратить так называемый прибавоч¬ный труд для созданий условий развития общества, содержания нетрудоспособных, бедствующих и социально незащищенных и т.д.
Под интенсивностью труда мы понимаем плотность, напря¬женность труда, измеряемую количеством труда, затраченного в единицу рабочего времени. В этом случае рост количества произво¬димых изделий в единицу времени пропорционален росту коли¬чества затраченного на них труда за это же время. С этой точки зрения интенсивность труда равнозначна его продолжительности.
Однако рост интенсивности труда тоже имеет свои границы в пределах одной и той же продолжительности рабочего дня. В изве¬стный момент рост интенсивности труда потребует сокращения его продолжительности. Есть основания считать, что рост интенсивно¬сти труда обратно пропорционален росту его продолжительности.
В отличие от продолжительности и интенсивности труда, ко¬торые имеют определенные границы, сдерживая, таким образом, общественный прогресс, производительность труда есть совершен¬но феноменальное свойство труда в том смысле, что ее рост без¬граничен и бесконечен. Объяснение этого феномена коренится в том, что по своему существу рост производительности труда оз¬начает присоединение к силам труда сил природы, масштабы ко-торых практически бесконечны, и велики возможности человека овладевать этими силами, направляя их на удовлетворение по¬требностей общественно-экономического прогресса.
Производительность труда есть его плодотворность, результа¬тивность; она измеряется количеством изделий, производимых в еди¬ницу рабочего времени, либо количеством труда, затраченного на единицу изделий.
Следовательно, собственно процесс труда включает в себя сле¬дующие простые элементы: труд человека; предметы труда; сред¬ства труда.
Предметами труда называется все то, на что человек воздей¬ствует в процессе труда. Средства труда — это то, при помощи чего человек обрабатывает предметы труда.
В процессе труда человек реализует свою способность к целе¬направленной деятельности, т.е. свою рабочую силу.
Именно труд человека делает возможным само производство, или процесс изготовления материальных благ. Но существующие экономические теории по-разному оценивают человеческую дея¬тельность (и ее различные виды) с точки зрения организации производства.

Марксистская теория выделяет личный и материально-веще¬ственный факторы производства. При этом в качестве личного фактора выступает индивидуальная и совокупная рабочая сила, а в качестве материально-вещественного — средства производства. При этом главной ценностью для организатора является рабочая сила, потому что она — единственный товар, способствующий возник¬новению новых товаров и услуг. Потребление рабочей силы со-провождается созданием новой стоимости. Экономика также в качестве факторов производства выделяет материальные ресурсы (земля, включая все сырьевые ресурсы, ка-питал) и человеческие ресурсы (труд и предпринимательская дея¬тельность), но, несмотря на внешнюю схожесть приведенных клас¬сификаций факторов производства, в них четко прослеживаются принципиальные различия, главное из которых — выделение в рамках экономики педпринимательской деятельности в отдель¬ный фактор производства. При этом главная роль отводится пред¬принимателю как ключевой фигуре бизнеса, инициирующего про-цесс производства. Труд же в системе данной классификации ас¬социирован с наемным работником и, следовательно, с наемным трудом. Марксистская же теория объединяет все виды деятельно¬сти в процессе производства под категорией личного фактора про¬изводства, не выделяя фигуры предпринимателя как трудящего¬ся, рассматривая его с классовых позиций лишь в качестве эксп¬луататора, а не в качестве организатора производства. Более того, сам процесс труда рассматривается как процесс потребления ра¬бочей силы капиталистом, и такой методологический подход при¬дает классовую направленность данной теории.
Конечно же, изучение роли труда в жизни общества не огра¬ничивается названными теориями. В работах А. Смита и Д. Рикардо уделяется большое внимание человеку и его месту в трудовом процессе. В результате исследований сформировалась модель «эко¬номического человека», который характеризовался следующими чертами:
1) экономическое поведение каждого человека определяется личным интересом;
2) экономический субъект должен обладать компетентностью в собственных делах;
3) человеку необходимо учитывать классовые различия и нена¬дежность сегодняшнего благосостояния.
Дж. Миль рассматривал человека как индивида, стремящегося к получению богатства и способного эффективно оценить опти¬мальность путей достижения данного богатства. При этом он счи¬тал, что человек испытывает отвращение к труду и именно это толкает его к добыванию богатства.
В настоящее время многие авторы уделяют основное внимание проблеме мотивации трудовой деятельности в увязке с потребно¬стями людей (А. Маслоу), с экономической сущностью человека (Ф.Тейлор), с «социальной гигиеной» (Ф.Херцберг), с различ¬ными подходами к оценке человека в процессе труда (Д. Макгрегор).
При всем различии подходов к самому понятию «труд», к оп¬ределению места и роли человека в экономической системе об¬щества, к выделению тех причин, которые побуждают человека к труду, общим является признание труда в качестве основы жизни как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
При характеристике роли человека в системе экономики со¬временная литература использует целый ряд понятий: «рабочая сила», «личный фактор производства», «трудовые ресурсы», «че¬ловеческие ресурсы», «человеческий капитал». Рассмотрим их.
Рабочая сила — это индивидуальная способность к труду, ко¬торой обладает живая личность человека и которая пускается им в ход в процессе целенаправленной трудовой деятельности. Способ¬ностью к труду потенциально располагает каждый человек, но реальной производительной силой она становится только в про¬цессе труда.
Личным фактором производства является производительная сила совместного труда, определенная кооперация индивидуаль¬ных рабочих сил, т.е. совокупная рабочая сила в определенной общественно комбинированной форме. Структура личного фак¬тора определяется структурой и степенью концентрации произ¬водства, уровнем разделения, кооперации и специализации тру¬да. Каждая из индивидуальных рабочих сил развита до обществен¬но необходимого уровня, а проявляется это в профессионально-квалификационных характеристиках конкретного работника, которые формируются в соответствии с потребностями обще¬ственного производства. Поэтому индивидуальная рабочая сила является составным элементом совокупной рабочей силы, а ин¬дивидуальный труд человека — неотъемлемой частицей интег¬рированного труда общества.
Трудовые ресурсы — это часть населения страны, представлен¬ная физическими лицами, которые обладают необходимыми фи¬зическими и умственными способностями, профессиональной подготовкой и квалификацией для работы в общественном про¬изводстве. В России к трудовым ресурсам относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет, за исключением инвалидов I и II групп и лиц, получающих пенсии на льготных условиях. Традиционно в состав трудовых ресурсов включают занятое население, находящееся за пределами рабочего возраста (подростки 14-15 лет, мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет, если они работают). Численность трудовых ресурсов харак¬теризует потенциальную массу живого труда, которой в данный момент располагает общество.
Человеческие ресурсы в экономике отождествляются с ресур¬сом труда, который является важнейшим фактором производ¬ства. Рабочая сила, предлагаемая ее собственниками на рынке, рассматривается в качестве человеческих ресурсов в том случае, если речь идет об их взаимозависимости и взаимозаменяемости с другими видами ресурсов (землей, капиталом, предпринима¬тельством) и их конкурентном использовании на рынке факто¬ров производства.
Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас физического здоровья, знаний, навыков, умений и мотиваций, который используется в той или иной сфере приложения труда и приносит доход как собственнику рабочей силы, так и работодателю.


Служба занятости России и проблема занятости от царской России до конца ХХ века: основные этапы.


От февральской революции до нового крепостного права
Служба занятости в России до 1917 г. фактически отсутствовала как таковая. В царской России было только 6 постоянных бирж труда и несколько их временных отделений (так называемых корреспондентских пунк¬тов). Февральская революция шла по правильному пути. Она объявила 8-часовой рабочий день, ввела социальные гарантии и предприняла попытку вдохнуть эффективность в общественное производство. Не было тогда еще ни национали-зации, ни жесткого директивного планирования, ни карточного распределения продуктов и товаров, а только стремление наладить рыночную экономику, вы¬ползти из глубокого политического, социального, экономического кризиса, в котором из-за войны и революции оказалась Россия. Именно эту политику поддержали трудящиеся.
Первый государственный Закон о биржах труда был принят незадолго до Октябрьской революции — 19 августа 1917 г. Он предусматривал возможность их открытия в городах с населением не менее 50 тыс. человек. Биржи должны были осуществлять регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывать посреднические услуги по найму, вести статистику и систематизацию сведений о рынке труда. Всего в течение 1917 г. было открыто 42 биржи труда, управляемые на паритетных началах (т.е. совместно рабочими и нанимателями). Однако существенного влияния на регулирование ситуации на рынке труда они в то время оказать не смогли. К началу 1918 г. число зарегистрированных ими безработных достигло почти 100 тыс. человек.
Первые биржи труда были основаны министром труда Временного правитель¬ства меньшевиком Гвоздевым. После Октябрьского переворота нарком труда Шляпников продолжил начатую Гвоздевым политику, провел многие социалис¬тические требования в жизнь. При его непосредственном участии был написан первый КЗоТ, где право на труд сочеталось с правом безработного на получение помощи. Даже временная работа не по специальности не отнимала у человека права пользоваться льготами безработного и права на работу в соответствии с его квалификацией.
Первые биржи труда не зависели от государства, а находились в ведении профсоюзов, были самоуправляемыми и принадлежали тем, кто оказался на рынке труда. В управлении биржи большинство составляли рабочие, но участвовали и предприниматели (работодатели). Соблюдался принцип сохранения паритетности прав и обязанностей работодателей и работников. Были открыты временные и общественно полезные работы...
Октябрьская революция положила начало революционной ломке отношений в сфере труда. Вместе с радикальными социально-экономическими преобразования¬ми стала меняться и ситуация в области занятости. Аграрная реформа, частью которой была отмена помещичьей собственности на землю, привела к укреплению мелкого и среднего крестьянского хозяйства и сократила сельское перенаселение. Это первоначально снизило давление бедняцких слоев деревни на рынок рабочих мест в городах. Значительная часть неквалифицированных и полуквалифициро¬ванных рабочих — выходцев из деревни — вернулась обратно в надежде получить землю и завести собственное хозяйство.
Советское правительство первыми декретами о труде удовлетворило все соци¬алистические требования рабочих. Это создало основные предпосылки для борьбы с усилившейся безработицей. Кроме того, был запрещен детский труд и расширено обучение рабочих-подростков. К апрелю 1918г. все военнопленные были замене¬ны демобилизованными, начались реэмиграция и депортация «желтых» рабочих, освобожденных от кабальных соглашений. Для защиты рабочих от увольнения впервые в мире было введено страхование от всех видов социального риска, в том числе от безработицы, за счет взносов нанимателей. Страхованию сразу же подлежали более 5 млн. человек, т.е. все лица наемного труда. При закрытии предприятий были установлены ликвидационные выплаты (сроком на полтора месяца) в размере полного заработка рабочего. Эта мера использовалась в качестве ответной на локауты капиталистов.
С введением рабочего контроля было ограничено право на закрытие фабрик и заводов, 90 % рабочих были охвачены коллективными договорами, что создавало гарантии занятости. Начала работу выборная рабочая инспекция труда, осущест¬влявшая проведение в жизнь декретов о труде и контроль за их исполнением. Тем не менее, спутницей революционных перемен стала безработица.
Когда началась гражданская война, были объявлены «военный коммунизм», национализация. Впрочем, эта глубоко продуманная система была похоронена: экономику решили поддерживать только методами внеэкономического воздейст¬вия — созданием трудовых армий, милитаризацией труда, принудительным распределением работников по рабочим местам, организацией концлагерей, кото¬рые представляли собой огромные резервуары живого труда без всякой техники. Люди варварски эксплуатировались государством сначала ради достижения кон¬кретных целей, а затем и во имя неких священных идеалов, победы над классовым врагом: вроде победим, тогда все наладится, всем станет жить легко и счастливо. Но «наладили» до того, что экономика вообще стала разваливаться.
Нэп был вынужденной политикой возвращения к реализму. Вместе с ним вернулась к жизни и система занятости, снова появились рынок труда, биржи, была восстановлена система помощи безработным, их переквалификации, экспер¬тиза профессиональной трудоспособности. Последнее понадобилось особенно, потому что в эпоху «военного коммунизма» наступила всеобщая депрофессионализация: многие кадровые рабочие сбежали с предприятий в деревню, чтобы не погибнуть от голода, на их место пришли люди малоквалифицированные, загнан¬ные на предприятия военными методами, или беженцы.
Появились деньги, на которые можно было покупать товары, а не получать по карточкам, по талонам мизерные пайки. Всеобщую принудительную занятость заменила нормальная рыночная система. Работу по специальности и высокую оплату за выполненный труд получал тот, кто хорошо работал. И это был стимул. Впрочем, трудоустраивали на биржах и многочисленных городских обывателей, и бывших белогвардейских офицеров, и представителей господствовавших ранее классов, которых революция и война лишили всего.
Россия нэповская дала миру опыт великолепно налаженной системы посред¬ничества для получения настоящей, хорошо оплачиваемой работы по специаль¬ности и одновременно оказания социальной помощи тем, кто не мог найти себе такую работу по объективным причинам — не было работы, недоставало квали¬фикации или физической возможности работать. К сожалению, в дальнейшем мы не смогли воспользоваться этим славным опытом, зато его успешно применили другие страны.
Гармоничная саморегулирующаяся система не вписывалась в идеологические представления о том, что к коммунистическому раю мы придем через всеобщность труда и по единому плану. Грянула индустриализация, дала мощный толчок внедрению в жизнь книжной идеи, что все поголовно, независимо от индивиду¬альных особенностей, должны работать как в одном большом муравейнике, осуществлять намеченные грандиозные планы, действовать как части хорошо отлаженного и смазанного механизма, по схеме, где человеческая личность ничего не стоит и незаменимых нет.
В конце 30-х годов был запрещен самовольный переход с одного предприятия на другое и введено уголовное наказание за нарушение дисциплины труда. За 20-минутное опоздание следовало полгода принудительных работ, за прогул — год тюрьмы. Подобное же наказание — за самовольное оставление рабочего места. Любой руководитель производства, начиная со сменного мастера, мог упрятать в тюрьму рабочего за невыполнение норм выработки, за неявку на аврал или за то, что он не остался на сверхурочные работы.
Был осуществлен переход на 6-дневную неделю, что увеличило рабочее время на 33 часа в месяц. Но странное дело, темпы экономического роста в результате этих мер стали падать, рабочей силы стало катастрофически не хватать... Тогда ужесточили оргнаборы, в колхозы спускали ежегодные разнарядки — была создана военно-феодальная система трудовых ресурсов.
Во время войны народ откликнулся на призыв «Все для фронта, все для победы!» В результате гигантских материальных и трудовых затрат война была выиграна, но победа как бы реабилитировала систему каторжного труда.
После войны драконовские методы продолжали действовать. Многие заводы открывали ворота раз в неделю, чтобы выпустить рабочих на выходной, колхоз¬ники по-прежнему были в положении рабов, а подростков из ремесленного училища сажали за самовольную отлучку к родным. В 1955 г. наконец разрешили самостоятельную перемену места работы, но наследие тех времен ощущалось и позже.
В конце 80-х мы наблюдали полное крушение сталинской системы принуди¬тельного труда. Она оказалась несостоятельной прежде всего экономически. Закабаление, отчуждение человека от его труда обернулись экономическим засто¬ем. И кризис теории всеобщей, поголовной занятости на фоне обозначившейся безработицы стал очевиден.
Таков краткий исторический экскурс, а теперь немного подробнее о том, как это было.


Социальные гарантии на рынке труда


В ноябре 1922 г. был принят Кодекс законов о труде, который зафиксировал коренные перемены в его общественной организации, связанные с проведением нэпа. Он исходил из приоритета социальной защиты прав трудящихся на произ¬водстве и рынке труда. Принципиально новым в законодательстве было то, что его нормы и условия представляли собой обязательный минимум установленных государством гарантий. Их реальный уровень на производстве определялся в результате соглашения между работниками (профсоюзом) и предприятиями госу¬дарственного, кооперативного и частного секторов экономики, зафиксированного в коллективных договорах, что резко повышало их роль в регулировании труда. Трудящиеся снова получили возможность отстаивать свои интересы путем трудо¬вых споров и конфликтов (вплоть до забастовок) по поводу условий и режимов труда, зарплаты и быта на предприятиях. Заключенные колдоговоры подлежали регистрации в органах НКТ, которые имели право отменять те их части, которые ухудшали положение рабочих по сравнению с трудовым законодательством.
В новом КЗоТе была зафиксирована полная отмена трудовых мобилизаций и повинностей (за исключением особо оговоренных случаев, например стихийных бедствий). Предоставление работы всем гражданам теперь происходило только в порядке добровольного найма при трудовом посредничестве специальных органов по трудоустройству, которое носило обязательный характер. Это рассматривалось в качестве одной из основных форм помощи государства трудящимся при их устройстве на предприятия. Одновременно была установлена ответственность нанимателей за достоверность сообщаемых ими сведений об условиях предлагае¬мой работы и оплаты труда, соблюдение обязательств по найму и правил приема на предприятия. Закон предоставил рабочим инициативу прекращения трудовых отношений. Вместе с тем он легализовал увольнения в связи с полной или частичной ликвидацией предприятий, концентрацией или свертыванием производ¬ства, сокращением штатов или объемов работ, но с обязательным предваритель¬ным уведомлением работников и выдачей выходного пособия.
Так как формирование резерва кадров и временная незанятость становились неотъемлемыми элементами общественной организации труда, была возобновлена выплата пособий по безработице. Первоначально их размеры были определены не ниже 1/6 средней заработной платы в данной местности в зависимости от квалификации и стажа работы по найму. Продолжительность выплаты пособий составляла не более 6 месяцев. Право на их получение в первую очередь имели работники, уволенные по сокращению штатов или при ликвидации предприятия, члены профсоюза, демобилизованные. Безработным предоставлялся целый ряд льгот: полное или частичное освобождение от уплаты налогов, платы за квартиру и коммунальные услуги, а также льготный проезд на транспорте.
Сначала пособия получали только 10% всех безработных, что снижало их роль в системе социальной защиты. В 1924 г. в условиях роста безработицы нормы пособий были повышены для квалифицированных работников до 1/2 прожиточного минимума (для остальных они составили 1/3), а доля безработных, получавших пособия, увеличилась до 23%.
Для поддержки особо нуждающихся безработных, не получающих пособия, на местах создавали специальные фонды за счет средств, поступавших от устройства благотворительных концертов и спектаклей, лотерей, отчислений предприятий и частных лиц. Они расходовались на выдачу разовых пособий, бесплатных обедов и т.п. Профсоюзы также создавали особые работы. Кроме того, они специально организовывали сбор средств среди работников предприятий для оказания мате¬риальной поддержки тем, кто был уволен при сокращении штатов.
Важной формой борьбы с массовой безработицей, принимавшей в ряде регио¬нов страны (особенно в местах с преобладанием сельского населения) застойные формы, стали общественные работы. При их проведении государственные и местные органы исходили из того, что они должны максимально обеспечить занятость безработных и соответствовать квалификации привлекаемой к ним рабочей силы, давая наибольший эффект общественному хозяйству. Эти работы должны были заканчиваться в сроки, не превышавшие 6 месяцев, и окупать производственные затраты. Их проведение заранее планировалось и осуществля¬лось хозяйственным способом или по договорам с коллективами безработных. Организация общественных работ была возложена на органы по труду (при участии профсоюзов). Наибольшее распространение они получили в городском (коммунальном) хозяйстве и на транспорте. Вместе с тем в планах развития народного хозяйства предусматривалась организация многолетних общественных работ на добровольной основе, без применения принудительного труда, в том числе строительство Семиреченской железной дороги, канала Волго-Дон, линий электропередачи и т.д.
В некоторых городах успешно работали трудовые артели безработных. Они имели статус кооперативов и находились на полном хозрасчете, управляло ими правление, избранное общим собранием. В целях оказания более эффективной трудовой помощи стали создавать коллективы безработных, которыми управляли уполномоченные органы по труду. Состав этих трудовых формирований перио¬дически менялся. Их средства образовывались из сумм, вырученных за произве¬денные работы, государственных и местных субсидий, пожертвований учрежде¬ний и частных лиц, займов и прочих поступлений. Чистая прибыль коллективов поступала в распоряжение бирж труда и использовалась на увеличение помощи безработным. В отдельных городах число безработных, объединенных в артели и коллективы, достигало 10-12% их общего количества.
С конца 1924 г. в соответствии с постановлением СНК органам по труду было разрешено организовывать производственные и торговые предприятия. Отделы по труду могли брать в аренду фабрики и заводы. Им был предоставлен целый ряд налоговых льгот (например, освобождение на 6 месяцев от промыслового и подоходного налогов, взносов по социальному страхованию). Таким образом во многих городах силами безработных была налажена рентабельная работа закры¬тых предприятий.
Усиление безработицы, особенно среди отдельных социальных групп, вызы¬вало необходимость принятия мер по обеспечению их занятости. Так, постанов¬лением ВЦСПС и НКТ от 28 февраля 1922 г. и другими актами было запрещено увольнять со службы в связи с сокращением штатов беременных женщин и кормящих грудью, а также одиноких матерей, имеющих детей до 1 года. Кроме того, были предусмотрены дополнительные гарантии - не допускалось увольне¬ние женщин в тех случаях, когда их труд был равноценен труду мужчин.
Для женщин были введены льготные условия посылки на работу, в том числе группами, организованы женские артели, работа в столовых и прачечных. При проведении общественных работ особо предусматривались пропорции занятости женщин по отношению к мужчинам. Кроме того, им было предоставлено право самостоятельного подбора места работы независимо от производственного стажа и квалификации.
В целях обеспечения работой юношей и девушек, оканчивающих школы, в соответствии с постановлением ВЦИК от 2 мая 1922 г. был установлен обязатель¬ный процент численности молодежи 15-17 лет в численности персонала предпри¬ятий промышленности (так называемая броня подростков, составлявшая 5-8% в зависимости от отрасли). Эта норма была определена как для государственных, так и для частных предприятий. Чтобы облегчить трудоустройство молодежи, было расширено производственное и профессиональное обучение с использовани¬ем различных форм подготовки молодых рабочих. В наиболее крупных городах были созданы бюро по использованию труда подростков, которые совместно с комсомольскими организациями осуществляли содействие молодежи в ее трудо¬устройстве. Вместе с тем получали дальнейшее развитие формы социальной защиты конкретных групп работников на рынке труда.


Советская биржа труда

Проведение новой политики занятости потребовало радикальной перестройки системы управления трудовыми ресурсами. В постановлении НКТ от 12 апреля 1922 г. отмечалось, что благодаря все растущему массовому предложению труда и значительному по размерам, хотя и уступающему первому, спросу на труд уже сложился более или менее развитой рынок труда, государственное регулирование и овладение которым становится не только основной задачей отделов труда, но и одним из важнейших вопросов профессионального политического строительства. НКТ принял решение перейти к новым формам работы для выполнения органами по труду функций трудового посредничества и борьбы с безработицей. С этой целью его центральный отдел — отдел распределения рабочей силы был преоб¬разован в отдел рынка труда, а местные отделы распределения — в биржи труда. В постановлении подчеркивалось, что принудительное привлечение к труду противоречит нэпу и даже при наличии массовой безработицы является объектив¬но вредным для народного хозяйства.
Биржи труда были открыты для всех желающих получить работу. Первона¬чально не существовало никаких ограничений при регистрации — ни социальное положение, ни стаж работы по найму, ни даже наличие заработка не могли служить основанием для отказа в постановке на учет и трудоустройстве.
Управление биржами труда осуществлялось на государственно-общественной основе — при участии профсоюзов, советских и хозяйственных органов. Совмест¬но с работниками местных органов по труду они образовывали комитеты, которые решали все вопросы, входящие в компетенцию бирж. В задачи биржи входили прежде всего регистрация, проверка, квалификация и периодическая отметка лиц, ищущих работу, назначение пособий и льгот безработным, т.е. контроль за предложением труда и движением рабочей силы. Сначала все учтенные на бирже делились на две группы: собственно безработные, не имеющие никакого дохода, и имеющие какой-либо заработок, но желающие переменить свое занятие и получить другую работу.
Затем, когда число безработных резко возросло, они стали квалифицироваться по другому принципу — в зависимости от членства в профсоюзе, профессии и уровня квалификации, а также стажа работы, что определяло очередность посылки на работу в соответствии с наличием свободных рабочих мест. При этом особое предпочтение отдавали высвобожденным квали-фицированным рабочим, демобилизованным из Красной Армии, инвалидам труда и войны (при трудоустройстве на специализированные предприятия).
В 1921/22 хозяйственном году биржи труда зарегистрировали 3209,9 тыс. человек, предлагавших свой труд, через год — уже 4257,0 тыс. человек (в 1,3 раза больше). Параллельно с этим они изучали состав безработных в профессиональ¬но-квалификационном, социально-демографическом и территориально-отрасле¬вом разрезах, вели статистику безработицы (в том числе по ее продолжительности и причинам), проводили социологические исследования.
Для актуализации сведений о предложении рабочей силы и решения вопросов, связанных с выплатой безработным пособий и предоставлением им льгот, перио¬дически проводилась перерегистрация поставленных на учет. Тогда это называ¬лось «чисткой каталогов». Перерегистрации порой принимали характер кампаний, проводимых по всей стране. В результате одной из них в Петрограде с учета биржи сразу было снято более 20 тыс. человек. Фактически это были чистки не каталогов, а людей.
Одной из важнейших задач регулирования рынка труда стала концентрация сведений о свободных рабочих местах и вакансиях. Биржи труда вели учет поступавших заявок на рабочую силу, проверку заявленного спроса и его испол¬нения, пересекали нарушения правил о найме работников. Сначала наниматели удовлетворяли значительную часть своих потребностей в квалифицированных кадрах помимо биржи труда. Многие рабочие приходили на биржу лишь для регистрации и получения направления на то предприятие, где они уже самостоя¬тельно подобрали себе место работы. Это называли «именным спросом». Во многих городах такой спрос достигал 70% и более. Органы по труду боролись с ним, так как считалось, что он подрывает монополию биржи на трудовое посред¬ничество.
В 1921/22 хозяйственном году предприятия подали сведения о 2211,8 тыс. свободных мест, на следующий год число учтенных рабочих мест составило 3066,9 тыс. (в 1,4 раза больше). В целом спрос на рабочую силу, учтенный биржей труда, формировался более активно, чем ее предложение.
При регистрации заявок на бирже труда предприятия были обязаны описать характер работ и условия труда, изложить квалификационные требования к рабочей силе, указать срок найма и уровень оплаты труда. Заявки на кадры должны были удовлетворяться немедленно. Если в течение 3 дней выяснялась невозможность удовлетворения заявленного спроса, то биржа труда извещала об этом нанимателя с указанием причины отказа в рабочей силе. В свою очередь наниматель был обязан информировать орган по труду о приеме или об отказе в приеме направленных рабочих в течение 6 дней, а служащих — в течение 2 недель со дня их явки на работу. В целях гласности и информирования нанимателя о состоянии рынка труда биржи публиковали в местной прессе (как правило, 2 раза в неделю) сведения о предложении труда с разбивкой по профессиям и специальностям.
При направлении на работу биржи осуществляли контроль за тем, чтобы условия труда и уровень заработной платы были не ниже норм, установленных законодательством о труде и коллективными договорами. Они не направляли кадры на те предприятия, где, по сведениям профсоюзов, происходили конфликты между работниками и работодателями.
Кроме того, биржи труда оказывали безработным разнообразную помощь в целях адаптации их к новым условиям на рынке труда. При трудоустройстве особое внимание было обращено на необходимость точного определения профес¬сии и специальности рабочих и служащих, уволенных по сокращению штатов, установление уровня их реальной квалификации путем проведения экспертизы, практического испытания на производстве.
Для этого при биржах были образо¬ваны экспертные комиссии. Они давали соответствующие рекомендации и кон¬сультации высвобожденным работникам, а также подросткам и женщинам, кото¬рые зарегистрировались в органах по трудоустройству. Для обучения, а также переобучения безработных в соответствии с имеющимися вакансиями при биржах были открыты специальные курсы, где профессиональная подготовка велась по методикам, разработанным Центральным институтом труда.
На биржи были возложены функции межрегионального перераспределения свободной рабочей силы (в то время это называлось «обменом излишками»). В соответствии с заявками предприятий на квалифицированных рабочих и времен¬ных работников они проводили вербовку и организовывали перемещение кадров в местности, где был их дефицит. В 1923 г. поступили заявки на 162 тыс. рабочих, они были выполнены более чем на 80%. Чтобы стимулировать переезд к новому месту работы, особенно в отдаленные районы, были введены дополнительные льготы, и в их числе выдача в двойном размере всех видов компенсаций, выплата в первые три месяца работы двойной тарифной ставки, гарантия занятости на предприятии при сокращении штатов.
Для информационного обеспечения работы по территориальному обмену трудовыми ресурсами НКТ СССР в 1924 г. присту¬пил к изданию еженедельного бюллетеня всесоюзного рынка труда «Трудовой посредник». С концентрацией основных функций по регулированию рынка труда в органах принципиально нового типа, какими стали биржи труда, появилась возможность решать комплекс задач по планомерному перераспределению рабо¬чей силы и борьбе с безработицей. Действуя совместно с советскими и хозяйст¬венными органами и профессиональными союзами при проведении общественных работ и создании трудовых коллективов, биржи труда становились влиятельным фактором подъема экономической жизни на местах, увеличения занятости и решения социальных проблем труда.
В наиболее крупных промышленных городах (Москва, Петроград, Киев, Нижний Новгород, Иваново-Вознесенск и др.) были созданы многофункциональ¬ные биржи труда. Они строили свою работу на основе профессиональных секций, что позволяло координировать деятельность органов по труду и профсоюзов по обеспечению занятости. Соответствующие секции создавались, когда число заре¬гистрированных безработных по профессии достигало 500 человек. Например, на Московской бирже труда было 19 секций (комиссий), в том числе строительных рабочих, металлистов, пищевиков, кожевников, текстильщиков, химиков, швей-ников, полиграфистов, железнодорожников и водников, совслужащих, работни¬ков просвещения, медицины, искусства, инженерно-технических работников и др. При ней одновременно работала комиссия по трудоустройству бывших белых офицеров. К лету 1922 г. биржей было устроено на работу более 1,2 тыс. человек из этого «спецконтингента» и поставлено на учет еще 370 человек.
Биржи труда так называемого смешанного типа были образованы в большин¬стве губернских и в некоторых наиболее крупных уездных городах. Они вели трудоустройство лишь по определенным группам профессий. В большинстве уездных городов открывались небольшие местные биржи и районные отделения губернских бирж труда. Там, где не было необходимости содержать постоянные органы, по мере надобности создавались временные службы содействия трудоу¬стройству и вербовки рабочей силы — корреспондентские пункты, которые действовали во время пуска или закрытия фабрик и заводов, в течение опреде¬ленного сезона и т.д. Всего же развернутая сеть органов обеспечения занятости насчитывала более 280 бирж труда и тысячи корреспондентских пунктов.
Однако формирование системы эффективной занятости происходило в упор¬ной борьбе с администрированием на рынке труда, попытками «спрятать» реаль¬ную безработицу или свести ее к классово-однородному минимуму. Уже к концу 1923 г. под предлогом экономии государственных средств число бирж труда было сокращено практически вдвое, их функции были ограничены и упрощены. При этом численность работников бирж уменьшилась в 11 раз. На миллион зареги¬стрированных безработных приходилось около 700 работников по трудоустройст¬ву. Одновременно с закрытием бирж прошли массовые «чистки» безработных, создававшие видимость уменьшения безработицы.
В результате органы по труду стали терять контроль над рынком труда. Усилилось нерегулируемое движение рабочей силы. Все более частыми станови¬лись случаи нарушения трудового законодательства и трудовые конфликты. С ростом безработицы ухудшалось положение рабочих и снижалась их трудовая активность, так как осложнилась проблема трудоустройства.
Средняя продолжи¬тельность безработицы превысила 6 месяцев. Все это потребовало не просто открытия ранее закрытых бирж, но и расширения их периферийной сети, изменения правил регулирования рынка труда, в том числе совершенствования условий найма, переориентации службы трудоустройства на обслуживание тех, кому ее помощь была действительно необходима, повышения пособий безработ¬ным, расширения масштабов трудовой помощи. Центральным звеном регулирования рынка труда стали многофункциональные биржи труда. В крупных городах РСФСР удельный вес принятых на работу при их посредничестве поднялся с 27% в 1925 г. до 70 % в 1927 г. В Москве и Ленинграде этот показатель был еще выше - 84 и 74%.
Таким образом, несмотря на немалые трудности, в СССР в беспрецедентно короткий срок была создана самая передовая для того времени система занятости. Однако по мере экономического роста все более острым и противоречивым становился вопрос: как в условиях строительства социализма сочетаются полная занятость и массовая безработица?


Безработица объявлена несуществующей
Газета «Правда» 7 ноября 1930 г. провозгласила: «Пролетариат СССР в союзе с трудящимся крестьянством под руководством ВКП(б), разбивая классовых врагов и их подголосков, в ожесточенной борьбе за социализм добились полной ликвидации безработицы в СССР». В пропагандистских целях к празднику всему миру было объявлено, что мы окончательно избавились от проклятого наследия капитализма — безработицы. Победе всемирно-исторического масштаба рукоплескали пролетарии всех стран: ведь Великий кризис оставил без работы миллионы людей во всем мире.
Экономически, социально, а главное — политически безработица не вписыва¬лась в сооружаемую систему социального труда. Рынок труда был официально «закрыт». Однако в действительности сначала была ликвидирована не сама безработица, а система социальных гарантий работникам на рынке труда. Реаль¬ная безработица, которая к концу пятилетки должна была по плану составлять не менее 0,5 млн. человек, была объявлена вне закона, загнана в подполье, подвер¬глась административному преследованию. Летом 1930 г. реорганизованы Нарко¬мат труда и его органы на местах. Его руководство было заменено и объявлено оппортунистическим, так как оно признавало долговременный характер безработицы, исходя из порождающих ее объективных условий.
Новый нарком труда A.M. Цихон, сменивший на этом посту И. А. Угланова, обвиненного в правом уклоне, повторял вслед за Сталиным, что безработицы как таковой уже нет. Поэтому в сентябре 1930 г. органы по труду получили право привлекать в принудительном порядке безработных к проведению неотложных работ. В октябре было принято решение о распределении всех безработных на работы и прекраще¬нии выплаты пособий по безработице. На эти средства была развернута массовая переподготовка безработных при органах труда (к началу 1931 г. ее единовремен¬но проходило 20-22 тыс. человек) с обязательным распределением на предпри¬ятия. Затем отменены все остальные льготы зарегистрированным на бирже труда, кроме одной — немедленного направления на работу независимо от возраста, пола, места проживания, наличия профессии или специальности. Всем зарегистриро¬ванным на бирже труда безработным в принудительном порядке были предостав¬лены рабочие места. Фактически же безработица перешла в скрытую форму.
Безусловно, рассасыванию учтенной безработицы способствовало ускоренное создание все новых рабочих мест, в том числе за счет перехода от 8-часового на 7-часовой рабочий день (в соответствии с Манифестом сессии ЦИК СССР от 15 октября 1927 г.). К началу 1931 г. на сокращенный рабочий день перешли 58% всех рабочих и служащих, а в 1932 г. он был установлен во всей промышленности. Чтобы увеличить загрузку оборудования, были введены непрерывная рабочая неделя и трехсменный режим работы промышленных предприятий. Все это потребовало дополнительных рабочих. В результате свыше 1 млн. бывших безработных получили работу. Однако вместе с экстенсивным расширением сферы занятости воспроизводи-лись и условия, порождавшие высокую текучесть кадров, уход работников с предприятий в надежде улучшить свое материальное и бытовое положение.
Провозглашенная «борьба с безработицей» постепенно стала борьбой против текучести кадров. Наркомат труда получил задание выявлять «трудовых дезер¬тиров», «летунов», «рвачей» и лишать их права на получение работы в течение 6 месяцев. Для того чтобы обеспечить полную занятость не устроенного биржей пролетариата, с предприятий изгонялись «социально чуждые» и кулацкие элемен¬ты, «дезорганизаторы социалистического производства» — на их места посылали зарегистрированных безработных. «Бывших людей» биржи не брали на учет для трудоустройства, а те, кто не имел работы, подлежали выселению в администра¬тивном порядке и направлению на принудительные работы. Биржи труда были преобразованы в территориальные управления кадров, которые были обязаны «снабжать» народное хозяйство рабочей силой, осуществлять ее плановую пере¬броску и перераспределение на ударные предприятия и стройки.
И тем не менее безработица продолжала существовать. Еще в апреле 1931 г. в Москве на учете состояли 17 тыс. безработных. Боевой орган Наркомтруда «На трудовом фронте» недоуменно вопрошал: если, мол, безработица ликвидирована, то почему на «Рахмановке» (бывшей Центральной бирже труда) толкутся люди? Под предлогом, что половина из них - «лодыри» и «рвачи», с учета сняли всех. Однако, несмотря на регулярно проводимые чистки «лжебезработных», почти полное закры¬тие бирж и отделов труда, осуществлявших регистрацию и направление на работу, безработица в той или иной форме проявлялась и в других городах (например, в Ленинграде, Харькове, Одессе). Даже по официальной статистике на 1 августа 1931 г. в условиях «полностью ликвидированной безработицы» на учете состояли 18 тыс. человек. Затем всякое упоминание о безработице исчезло, как и о бездомных, голодающих, забастовках и трудовых конфликтах.
Постепенно функции подбора, профподготовки и переброски рабочей силы перешли к предприятиям и их ведомствам. Стали создаваться отделы кадров, самостоятельно решавшие вопросы планирования, организации и оплаты труда, обеспечения предприятий квалифицированными кадрами, включая их организо¬ванный набор, в соответствии с планами производства. Исключив рынок труда и безработицу из системы регулирования общественно-трудовых отношений, органы по труду так и не сумели выполнить возложенную на них задачу — организовать прямое распределение и перераспределение трудовых ресурсов. Поэтому они были повсеместно упразднены за ненадобностью (1933 г.). На повестку дня непосред¬ственно выдвигались методы директивного управления общественным трудом, «подстегивания» трудового энтузиазма масс.
Что было дальше, хорошо известно большинству современников. Да, в 50-60-е годы по существу закончилось социалистическое крепостное право. Безработицы не было, поскольку власть делала вид, что платила, а народ делал вид, что работал.


Организация трудоустройства в СССР в 40-80 г.г.


Службы занятости СССР
Институционная организация
Службы занятости (конторы по рабочей силе, бюро по трудоустройству при исполкоме Совета, отдел по труду) в это время представляют собой более или менее широкую сеть учрежде¬ний, расположенных по всей стране. Организованные на двух или трех административных уровнях, они обычно включены в региональные административные структуры и зависят от исполкомов местных советов. В техническом плане они зависят от министерств труда или государственных комитетов по вопросам труда при Республиканском Совете министров.
В их обязанность входит участие в подготовке и реализации плана по вопросам труда. Эти же органы устанавливают нормы труда и производительности, классифицируют профессии и специальности, устанавливают структуру заработной платы, рассчи¬тывают систему материальных поощрений, регламентируют и коорди¬нируют на государственном уровне человеческие ресурсы. Связь между службами занятости, министерствами или государственными комите¬тами по труду носит скорее функциональный характер и не следует принципам административной иерархии. Участие работников в управ¬лении службами занятости обеспечивается через профсоюзы или группы народного контроля, которые также, как и службы, должны содействовать разработке, выполнению и анализу государственных планов и планов обеспечения рабочей силой учреждений и организа¬ций.
Задачи служб занятости
Основная задача служб занятости в СССР заключается в следующем: /
способствовать разработке планов обеспечения рабочей силой, давать на местных, региональных и государственном уровнях соответ¬ствующую информацию;
осуществлять равновесие между спросом и предложениями на труд с учетом требований плана, потребностей предприятий в рабочей силе, навыков и стремлений работников, права на свободный выбор профессии и места работы.

Виды деятельности
Разработка планов рабочей силы. Участие в разработке планов обеспечения рабочей силой является одной из основных задач служб занятости. Она осуществляется в виде анализа структуры, состава и динамики развития рабочей силы. Службы занятости черпают инфор-мацию либо из штатных планов предприятий (централизацией которых они обычно занимаются) или из регулярных отчетов о движении рабочей силы, подготовленных предприятиями для статистических служб, или же из периодического посещения предприятий. Там, где предприятия сами определяют количество свободных мест, они обязаны информировать службы занятости о вакансиях, а в дальнейшем подробно объяснять, откуда они появились. Иногда службы занятости входят в управления по рабочей силе, которые также осуществляют контроль за трудом. Посещение предприятий проводится с целью контроля за соблюдением законодательства о труде и использованием рабочей силы.
В службах занятости СССР в это время работают высококвалифицированные специалисты, которые дают рекомендации предприятиям по организации труда. В руках у служб занятости концентрируется огромная информация, которую они получают благодаря своему промежуточному положению между пред¬приятиями, исполкомом местных советов и министерством труда, и используют ее для составления плана. Исходя из практики различных стран, участие службы занятости в составлении планов может выражаться в изучении или анализе, различных проблем и предложе¬ний, выдвинутых предприятиями, или же в прямом их участии при составлении региональных балансов рабочей силы.
Реализация плана по обеспечению рабочей силой. Одной из важных задач службы занятости является выполнение плана по обеспечению рабочей силой. Для осуществления трудоустройства молодежи, жен¬щин, инвалидов, освобожденных из мест заключения и других категорий населения, эти службы в ряде стран имеют в своем распоряжении специальные фонды, предназначенные для создания новых рабочих мест. Совместно с другими общественными организа¬циями они могут взять на себя инициативу по созданию независимых кооперативов или добавить новые отделения к уже существующим единицам производства. Эти службы имеют возможность посредством субсидий договариваться с руководством предприятий о принятии на работу социально трудной категории населения или даже об изменении уже существующей структуры рабочих мест с целью создания рабочих мест по специальностям, которые соответствовали бы квалификации этой категории работников.
Огромен был вклад служб занятости в организованное перераспределе¬ние рабочей силы. Когда по итогам государственного баланса стано¬вится очевидным, что в одной из отраслей промышленного или сельского хозяйства наблюдается недостаток или излишек рабочей силы, плановый орган, совместно с органами сферы труда и профсо¬юзами, разрабатывает планы профессиональной конверсии или терри¬ториальное перераспределение рабочей силы. Реализация этих планов возлагается на различные региональные службы занятости.
Посредст¬вом прямой рекламы в прессе или на радио они призывают работников принять участие в планах территориального перераспределения рабо¬чей силы. Более точная информация о возможностях перераспределе¬ния, о новых предприятиях, страдающих от нехватки рабочей силы, о социальных гарантиях в случае смены места работы (учет общего стажа, компенсации, жилье, возможность повышения квалификации или переподготовки, зарплата, поощрение и т.д.) сообщается индиви¬дуально или всему коллективу (на предприятии или в общественных организациях).
Иногда службы занятости заключают по просьбе предприятий контракты с работниками, согласными поменять место работы. Если речь идет о массовом переезде на новое место работы, то службы занятости занимаются организационной стороной этого дела и поручают своему представителю сопроводить работников до нового места работы, чтобы помочь решить возможные проблемы. Операции по проведению организованного набора рабочих проводятся совместно службами занятости всех заинтересованных районов под контролем министерства труда, которое осуществляет общее руководство и выплату пособий и компенсаций на государственном уровне.
Перераспределение рабочей силы проводится и с целью управления сезонными видами работ. Некоторые виды неплановых или цикличе¬ских работ также требуют переброски рабочей силы на добровольных или контрактных условиях, которая проводится под прямым руководством службы занятости, как и в случае организованной вербовки, при участии таких общественных организаций, как профсоюзы или молодежные организации.
Направление на работу. Направление работников на предприятия происходит по принятым в СССР правилам. Часто оно осуществ¬ляется через прямые контакты школ, университетов, институтов с предприятиями. Иногда при необходимости в решение этого вопроса включаются отраслевые министерства, но в большинстве случаев на уровне региона вопрос о рациональном распределении квалифицированной рабочей силы по производственным единицам находится в компетенции служб занятости. Но в любом случае эти службы обладают информацией об изменениях, происходящих в регионе.
Эта информация дополняется уже имеющейся у них общей инфор¬мацией, необходимой для разработки планов по найму рабочей силы. Службы по найму рабочей силы или занятости продолжают в это время (70-80-е г.г.) принимать активное участие в процессе направления молодых дипломированных специалистов на предприятия. На эти службы может быть возложена ответственность по заключению с предприятиями трудовых соглашений, исходя из годовых планов по найму рабочей силы.
Иногда эта функция полностью или частично выполняется самими предприятиями при соблюдении определенных условий, например в случае определенной категории работников или если работники проживают в других регионах. Во всех остальных случаях эта задача выполняется только специальным персоналом предприятия. Из-за возросшей в 70-80-е г.г. автономии предприятий роль службы занятости как прямого посредника при назначении на работу значительно снизилась.

Трудовое посредничество служб занятости СССР

В период 70-80-х г.г. трудовая посредническая деятель¬ность получила в СССР широкое развитие - факт сам по себе тем более знаменательный, потому что до этого само понятие "трудовое посредничество" было практически полностью забыто. Службы занятости в СССР занимались почти только трудовых. посредничеством. До конца 30-х годов их основным занятием было обеспечение рабочих мест массе трудящихся, не имевших их до установления советской власти, а также снабжение кадрами новых предприятий. Когда к концу 30-х гг. с безработицей было окончательно покончено, трудовое посредничество потеряло основной смысл своего существования и этот вид деятельности был прекращен. Со второй половины 60-х гг. вновь возникает необходимость в трудовом посредничестве.
Создаются конторы, основным видом деятельности которых является трудовое посредничество, и их роль продолжает возрастать. В работах некоторых авторов приводятся очень характерные по этому поводу данные. Если в 1967 г. таких контор насчитывалось около десятка, то в 1974 г. их число уже достигает 20. В период от 1967 до 1970 гг. число лиц, прибегающих к услугам этих контор, увеличивается в пять раз. В некоторых крупных городах в 1974 г. 20-30 % всех трудоустройств осуществлялось при посредничестве службы занятости. В городах, население которых превышает 100 тыс. жителей, появля¬ются хозрасчетные конторы по трудовому посредничеству и эконо¬мической информации, похожие на частные конторы трудового посредничества.
Это обстоятельство характерно для большинства социалистических стран и отнюдь не случайно. Оно обусловлено глубокой модификацией организации труда в этих странах и имеет четыре основных причины.
Во-первых, усилия, направленные на повышение уровня произво¬дительности труда и защиту прав на труд, часто приводили к несменяемости кадров на предприятиях. Увольнение считалось суровой мерой, применяемой только в исключительных случаях. Законодатель¬ство обязывало руководителей предприятий найти для увольняемого новое место работы. Это явилось препятствием к повышению производительности труда. В сложившейся ситуации появление тру¬дового посредничества избавило руководство предприятий от необхо¬димости трудоустройства тех, кто не смог справиться со своей работой, и одновременно защищать их право на труд. Службы занятости призваны были, таким образом, сыграть в этом случае роль посредника и придать большую гибкость системе внутреннего управления пред¬приятий.
Второй причиной является последствие ситуации полной занятости. В связи с устойчивым спросом на некоторые квалифицированные специальности работники стараются найти более высокооплачиваемые или же подходящие им по профессиональным или личным интересам рабочие места вне своего предприятия. Иногда поиск лучшей работы осуществляется индивидуально, т.е. каждый ищет сам. По мере того, как эта ситуация становится все более распространенной, возникает угроза роста потери рабочего времени (прогулов) в результате неудачного поиска из-за недостаточного знания сферы труда. Такая ситуация может вывести из-под контроля властей возможность организации значительной части спроса и предложений труда.
Трудовое посредничество явилось средством для удовлетворения профессионального стремления каждого человека и полного контроля над рынком труда. Поэтому в некоторых странах предприятия ограничены в найме без использования посреднических услуг службы занятости.
Третья причина, объясняющая все возрастающее значение трудового посредничества, обусловлена свободой управления, предоставленной предприятиям. Руководители предприятий, в целях увеличения эф¬фективности производства и повышения производительности труда, а также объема производимого продукта пытаются извлечь выгоду из предоставленной им автономии руководства (в рамках фондов фикси¬рованной заработной платы). Они считают себя вправе использовать свои штаты и потребности в рабочей силе по своему усмотрению. Таким образом, автономия предприятия привела к созданию рынка предложения труда, в котором должна действовать служба занятости.
И,наконец, четвертая причина заключается в самой динамике развития советской экономики. Стремясь с самого начала к полной занятости в ущерб повышению уровня производительности, эта экономика оказалась по мере своего развития перед лицом нехватки рабочей силы. И для высвобождения рабочей силы, необхо¬димой для реализации новых инвестиционных планов, правительство вынуждено было сделать упор на механизацию и рационализацию труда. Эта попытка широкомас...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.