Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теория и модели концепций экономического развития

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 22.02.2012. Страниц: 68. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение
КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. 3
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ. 4
МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ. 4
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ. 12
СИЛЫ КОНКУРЕНЦИИ. 16
ТИПЫ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ 40
СТРАТЕГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ МАССОВОГО СПРОСА. 43
СТРАТЕГИЯ ПОДАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОВ. 45
СТРАТЕГИЯ ЦЕНОВОЙ ВОЙНЫ. 51
ЦЕНОВАЯ ВОЙНА КАК МОДЕЛЬ ОЛИГОПОЛСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 51
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ЦЕНОВОЙ ВОЙНЫ. 54
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ЦЕНОВЫХ ВОЙН. 55
МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦЕНОВЫХ ВОЙН. 57
ЦЕНОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЦЕНОВЫХ ВОЙН. 59
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ВОЗНИКШЕЙ ЦЕНОВОЙ БОРЬБЫ. 59
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ФИРМА ВЫИГРЫВАЕТ ОТ УЧАСТИЯ В ЦЕНОВОЙ ВОЙНЕ. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ. 60
ЦЕНОВАЯ ВОЙНА НА РЫНКЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ МОСКВЫ. БИ ЛАЙН GSM ПРОТИВ МТС. 60
НАЧАЛО ЦЕНОВОЙ ВОЙНЫ. 64
ПЕРСПЕКТИВЫ. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАНУРЫ: 72

Введение

В современных условиях выработка и реализация стратегических планов развития предприятия в целом, является одним из приоритетных направлений управленческой деятельности.
Актуальность разработки стратегических планов развития сегодня не вызывает сомнения на всех уровнях управления хозяйственно-экономической деятельностью, в нашей стране. После долгого периода жёсткой, централизованной системы государственного планирования экономической деятельности предприятий, настало время (в конце 80-х – начале 90-х годов), когда отрицалось любое долгосрочное планирование хозяйственной деятельности. Но развитие рыночных отношений в современной России, со всей актуальностью, поставило вопрос об осуществлении стратегического планирования на всех уровнях экономической деятельности в нашей стране. Причём стратегическое планирование признаётся одним из главных направлений управленческой деятельности специалистов менеджерского звена. Причём следует иметь в виду, что в современном мире выработка и реализация стратегических планов ведётся с учётом внутренних и внешних факторов. Стратегические планы не являются незыблемой догмой, они должны постоянно корректироваться в соответствии с динамическим изменением ситуации и среды, в которой приходится действовать предприятию или организации. Это изменение, корректировка планов так же является одним из основных направлений работы менеджеров. Об актуальности разработки гибких стратегических планов говорит так же и то, что подобные разработки, в последние время, ведутся и на уровне Правительства Российской Федерации. И эти разработки в -работе Кабинета министров являются приоритетным направлением. Об этом говорил и Президент России в своём недавнем послании Федеральному собранию.
Целью этой работы: раскрыть и показать основные причины необходимости существования такого понятия как «конкурентная стратегия», освещение видов и разновидностей стратегий крупных предприятий.
В данном проекте я решил подробно осветить сам процесс конкурентоспособности и мотивации поведения фирмы, что и является по сути самой идеей побуждения фирмы к соперничеству (или сотрудничеству). Наиболее подробно я раскрываю стратегию ценовой войны на рынке сотовой связи как наиболее близкий и интересный мне рынок для практического закрепления нижеизложенного теоретического материала. Процесс ценовой борьбы я рассматриваю на примере двух фирм МТС и Билайн как представителей олигополистического рынка.

Конкурентное поведение.
Конкурентоспособность и пути ее достижения.

Мотивация поведения фирмы.
В «Экономиксе» утвердился подход, согласно которому любая фирма стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ей получение максимально возможной прибыли. Эта посылка вовсе не означает, что только прибыль определяет поведение про-изводителя товара. Экономисты исследователи исходят из следующего: при¬быль исключительно важна для любой фирмы; если в основу теории поло¬жить предположение о том, что стремление добиться максимизации прибыли — единственный побудительный мотив действия фирмы, то такая теория будет оперировать вполне корректными умозаключениями. Основываясь на этой теории (а она подтверждается практикой), можно описать поведе¬ние фирмы и научно обосновать принимаемые ею решения.
В западной экономической литературе разработаны и другие теории оптимизации деятельности фирмы, в основе которых не заложен принцип максимизации прибыли.
По мнению некоторых исследователей, целью фирмы является макси¬мизация не прибыли, а объема продаж. Утверждается, что менеджеры стре¬мятся проводить политику фирмы так, чтобы получать какой-то минималь¬ный уровень прибыли, удовлетворяющий держателей акций и создающий у них иллюзию благополучия, а основные усилия направлять на увеличение объема продаж. Это отражается на престиже фирмы, положении и заработ¬ке менеджера.
В 1978 г. Нобелевскую премию в области экономики получил амери¬канский профессор Г. Саймон за исследования поведения фирмы. Соглас¬но его теории «удовлетворения», фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизиро¬вать. Значит, количество продукции, которое она выпускает, не соответ¬ствует максимальному уровню прибыли. Г. Саймон пишет по этому пово¬ду, что цель фирмы — не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня или нормы прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж.
Существует также эволюционная теория, в соответствии с которой фирмы могут только стремиться, к максимальной прибыли, но не дос¬тигают ее, так как они функционируют в мире неполной, порою иска¬женной, информации, в постоянно меняющихся условиях, на которые фирма не может адекватно реагировать. Несовершенство информации, на основании которой принимаются решения, а также отсутствие или неполное знание предельных величин, в частности предельных издер¬жек, предельного дохода, не позволяют получать максимально возмож¬ную прибыль. Хотя фирмы ориентируются на максимальную прибыль, они никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно. Сто¬ронники эволюционной теории подкрепляют свои выводы материала¬ми из практики, которые свидетельствуют о том, что фирмы направля¬ют свои усилия главным образом на то, чтобы добиться определенной доли на рынке и удержать ее, а не на то, чтобы выйти на новый рынок или покинуть завоеванный. Свои взгляды «эволюционисты» основыва¬ют на теории эволюции в биологии, где поведение биологических ин¬дивидуумов предопределяется генами. Так и поведение фирм в принятии решений, по словам одного из основателей данной теории С. Винтера, является «рутинным». Рутинное принятие решений распространяется, по его мнению, на ценообразование, инвестирование, научно-исследо¬вательские разработки и т. п. Сторонники данной теории считают, что к эволюционному развитию фирмы побуждают инновации, включая новые правила поведения. Фирма меняет рутинный характер только, если ее вынуждают обстоятельства, в противном случае, она «сопро¬тивляется» крупным, «структурным» изменениям.
Во всех названных теориях, хотя целью фирмы и не является макси¬мизация прибыли, последняя сохраняет свою функцию — быть движущей силой в экономике. Изменения в спросе и предложении непременно ска¬зываются на величине прибыли, что побуждает фирму перераспределять ресурсы.
Каждая фирма в своей стратегии ориентируется на получение макси¬мальной прибыли. Как же этого достичь? Общий принцип выбора следу¬ющий: фирма должна использовать такой процесс производства, который при одном и том же уровне выпуска готовой продукции позволял бы при¬менять наименьшее количество вводимых факторов производства, т. е. был бы самым эффективным. Поскольку фирма осуществляет определен-ные затраты на приобретение вводимых факторов производства (нанима¬ет рабочих, закупает сырье и оборудование, платит за землю и т. п.), то вышеприведенное условие выбора можно представить и в следующем виде: фирма должна использовать такой производственный процесс, при ко¬тором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наи¬меньшими затратами на вводимые факторы производств.
Затраты на приобретение вводимых факторов производства, или экономических ресурсов, называется издержками производства. Сле¬довательно, наиболее экономически эффективным методом производ¬ства какого-либо товара считается такой, при котором происходит ми¬нимизация издержек производства.
Следует различать понятия «затраты» и «издержки», что связано с различием соответственно расходуемых на производство ресурсов (ма¬териальных, природных, энергетических, трудовых, информационных и пр.) и их стоимостной оценки. Поэтому издержки — это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостную форму. Издержками называют денежное выражение использования производ¬ственных ресурсов, в результате которого осуществляются производ¬ство и реализация продукции.
Существует несколько подходов к рассмотрению издержек произ¬водства.
Во-первых, издержки производства с позиции социально-эконо¬мических отношений делятся на издержки общества и издержки пред¬приятия. С позиций общества к издержкам относятся затраты всего живого и овеществленного труда, отраженные в стоимости готовой про¬дукции.
Издержки производства предприятия представляют собой резуль¬тат воспроизводственного процесса и отражают денежные затраты пред¬приятия на потребленные в производстве средства производства и вып¬лату заработной платы.
Во-вторых, существуют так называемые экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек предприятия.
При бухгалтерском подходе издержки представляют собой факти¬ческий расход факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения. Издержки предпри¬ятия в бухгалтерской и статистической отчетности выступают в виде себестоимости продукции.
Экономическое понимание издержек производства основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного исполь¬зования. Экономические издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех воз¬можных вариантов использования. Они могут быть явные (денежные) или неявные (имплицитные или вмененные).
Явные — это альтернативные издержки, которые принимают фор¬му явных денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Они связаны с приобретением ресурсов на стороне. Это например, зарплата рабочим, менеджерам, оплата транс¬портных расходов и пр.
Неявные — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или собственности фирмы как юридического лица), которые недополучены в обмен на явные (денеж¬ные) платежи, например, недополученная прибыль при отказе от сдачи в аренду собственных зданий. В бухгалтерском учете неявные издержки не отражаются.
Существует множество классификационных признаков, по кото¬рым проводится разделение издержек производства на различные виды. Наибольшее практическое значение имеет деление издержек на посто¬янные и переменные.
Постоянные издержки — это такие, сумма которых в данный пери¬од времени не зависит непосредственно от величины и структуры про¬изводства и реализации.
К постоянным издержкам, как правило, относятся: оплата обяза¬тельств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчисле¬ний на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, жало¬вание высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы.
Постоянные издержки могут быть разделены на две группы: стар¬товые и остаточные. К остаточным издержкам относится та часть по¬стоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены. К стартовым издержкам относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реали¬зации.
Переменные издержки — это такие, общая величина которых на дан¬ный период находится в непосредственной зависимости от объема про¬изводства и реализации продукции, это, например, затраты на заработ¬ную плату, сырье, топливо, энергию, транспортные услуги.
Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение. Постоянные издержки должны быть оплаче¬ны, даже если продукция не производится вообще. Переменными из¬держками предприниматель может управлять путем изменения объе¬мов производства.
В динамике переменных издержек при изменении производства и реализации возможны три случая:
1. Пропорциональными переменные издержки называются тогда,
когда их относительное изменение равно относительному изменению
объема или загрузки производства.
2. Если относительный рост переменных издержек меньше, чем от¬
носительное увеличение объема производства, то говорят о дегрессив-
ных переменных издержках.
3. Прогрессивные переменные издержки имеют место тогда, когда относительное увеличение переменных издержек больше, чем объем производства.
Под валовыми издержками предприятия понимается сумма его по¬стоянных и переменных издержек. Валовые издержки с каждой новой единицей продукции увеличиваются на ту же величину, что и сумма переменных издержек.
Существует большое количество видов затрат, которые определяют величину совокупных затрат при изменениях объема производства, к примеру затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, транспортные расходы, расходы на энергию, отдельные виды заработ¬ков и т. д. Поскольку коэффициент реагирования этих переменных затрат определяет решения об увеличении или снижении объемов про¬изводства, такие затраты называют в западном учете решающими. Зат¬раты других видов не зависят от объемов производства, например зар¬плата администрации предприятия, охраны, плата за арендованные основные средства и т. п. Так как они непосредственно не влияют на решение о том, в каких количествах осуществлять производство, а про¬сто являются условием, предпосылкой функционирования предприя¬тия, их принято называть затратами, неопределяющими решения.
Однако будет неверным считать, что все переменные издержки вли¬яют на решение об объемах производства, а все постоянные — нет. Необходимо принимать во внимание тот факт, что издержки одного и того же вида могут вести себя по-разному. Существует большое коли¬чество издержек, которые в определенной ситуации по принятию ре¬шения являются переменными, а в другой ситуации могут быть посто¬янными. Ответ на вопрос, считать ли данные издержки постоянными или переменными, зависит прежде всего от двух факторов: длительно¬сти периода, рассматриваемого для принятия решения, и делимости производственных факторов. Обычно временные периоды подразделя¬ют на краткосрочные и длительные. В длительном периоде времени большая часть издержек становятся переменными.
Постоянные издержки могут возникать в результате договорных отношений (например, договоры на лизинг, о найме, арендные догово¬ры и пр.). Бесполезно делить издержки на постоянные и переменные по их сущности. В западной классификации издержек утверждается, что характер их поведения (постоянные или переменные) зависит от ситуации, в которой принимается решение.
Так как большинство конкурирующих предприятий имеют устойчи¬вую ориентацию на прибыль, естественно и их стремление к получению максимальной прибыли. В связи с этим различают три типа конкурент¬ного поведения: креативный, приспособленческий, обеспечивающий (гарантирующий). При креативном конкурентном поведении система действий конкурентов состоит из мероприятий, направляемых на со¬здание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками (новая продукция, включая субституты, новые формы технологии и организации произ¬водства, новые методы распределения и сбыта, включая рекламу). Су-щественным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения.
При приспособленческом конкурентном поведении учитываются иннова¬ционные изменения в производстве и делаются попытки упредить действия соперников, связанные с модернизацией производства. Приспособленчес¬кое конкурентное поведение применяется в том случае, когда предприни¬матель не до конца уверен в своих инновационных возможностях. Поэтому он стремится прежде всего к копированию в возможно более сжатые сроки достижений своих соперников.
Обеспечивающее (гарантирующее) конкурентное поведение основано на стремлении предпринимателей к сохранению позиций на рынке за счет повышения качества продукции, видоизменения ассортиментного набора продукции, оказания дополнительных услуг, связанных с гарантийным об¬служиванием. К такому поведению предприниматель прибегает, если у него возможности существенно менять производственную и коммерческую про¬граммы и слабый инновационный потенциал.
Названные типы конкурентного поведения применяются предприни¬мателями в зависимости от избираемых методов конкурентного соперниче¬ства (ценового и неценового).
В зависимости от обстоятельств фирма может применять любые мето¬ды конкуренции, если они не запрещены законодательно, и использовать любую модель конкурентного поведения. Следует подчеркнуть, что все ее действия в конечном счете подчинены принятой конкурентной стратегии.
Конкурентная стратегия — это концепция и подчиняемая ей система действий фирмы, направленных на достижение конечных целей. Изначально конечной целью всякой фирмы являлась монополизация рынка товара (или товаров) для максимизации доходов. Жизнь, однако, показала, что ни одна фирма в странах с рыночной экономикой не сумела за годы своего суще¬ствования монополизировать рынок, сегодня по существу ни в одной от-расли зарубежной экономики нет монополистов, если не принимать в рас¬чет временные, локальные или случайные монополии (т.е. монополии, невоспроизводимые в масштабах народного хозяйства).
Такое положение приводит к тому, что всякая фирма осуществляет полистратегический поиск, во всяком случае применяет в своей дея¬тельности одновременно, по крайней мере, две стратегические установки — на монополизацию рынка и на интеграцию своей деятельнос¬ти в единый процесс функционирования рынка. Действия согласно первой установке направлены в целом на уменьшение числа конкурен¬тов, действия согласно второй установке — на стабилизацию своего собственного положения путем уменьшения степени риска за счет дол¬го- или краткосрочного сотрудничества с другими фирмами в форме корпорации (горизонтальной, вертикальной и др.) или иначе. Первая установка изначально предполагает дискриминирующие действия по отношению к конкурентам, она влечет за собой изменение баланса сил на рынке; вторая установка предполагает снижение конкурентной ак¬тивности, сохранение баланса сил, если эти силы признаются равнове¬ликими.
Полистратегический поиск фирм — типичное явление для стран с развитой рыночной экономикой. Здесь важно иметь в виду, что интег¬рирующая стратегия родилась не случайно. Конкуренция и монополия всегда выступали как парные характеристики рыночной экономики. Конкуренты соперничали за достижение монопольного положения, но монополизация рынка каждым из них оказывалась невозможной. По¬этому конкуренты вынуждены были вести борьбу, не имея по сути шан¬сов на окончательный успех. В то же время они не могли и прекратить борьбу — в такой ситуации они были бы немедленно устранены сопер¬никами.
Отражением такого положения и является интеграционная страте¬гия, базирующаяся на понимании фирмами динамики соотношения «конкуренция—монополия». Важно, однако, подчеркнуть, что интег¬рация в рыночной экономике — это не товарищеское сотрудничество. Она основана на понимании баланса конкурентных сил и предполагает взаимное сотрудничество (корпоративное или иное) ради сохранения этого баланса сил.
Стратегия интеграции применяется фирмами в единстве со страте¬гией монополизации, которая вовсе не сходит на нет под воздействием новых мотивов поведения конкурентов. Каждый конкурент, даже если он и настроен миролюбиво в данном конкурентном рыночном случае, никогда не перестает быть конкурентом, озабоченным борьбой за от¬носительно лучшие — по сравнению с другими фирмами — условия существования. Поэтому его миролюбие относительно и изменчиво, но и его монополистические притязания также не следует абсолютизиро¬вать. В действиях любой серьезной фирмы должны просматриваться оба типа конкурентной стратегии.
Выбор стратегии или сочетания стратегий осуществляется фирма¬ми в зависимости от собственной ролевой и содержательной функции в процессе конкурентного взаимодействия.
В соответствии с ролевой функцией фирмы можно выделить следующие типы конкурентов: а) лидеры (40-про¬центная доля на рынке), б) претенденты на лидерство (30-процентная), в) «ведомые» (20-процентная), г) новички («окопавшиеся в рыночных нишах», доля до 10 процентов)—
В соответствии с содержательной функцией фирмы можно выде¬лить следующие типы конкурентов: а) крупные высокоустойчивые ком¬пании, осуществляющие массовое производство; б) специализирован¬ные компании, закрепляющиеся в определенных нишах (обычно это одна-две ниши, наилучшим образом приспособленные к определенно¬му рынку) и добивающиеся успехов исключительно в рамках этих ниш; в) мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное про¬изводство, благодаря чему опережают соперников в нововведениях; г) мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и вы-сокой маневренности в конкуренции с другими компаниями.
Наличие столь разнородных конкурентов делает, в конечном счете, конкурентную борьбу неисчерпаемой. Крупные фирмы, обладая пре¬имуществами над соперниками в мощи, уступают им в гибкости, при¬способленности к особым сегментам рынка, инновационной активно¬сти. Поэтому полной монополизации рынка крупными фирмами не происходит.
Тем не менее полезно знать, каким образом фирма осуществляет политику рынка, как она должна действовать, если желает подчинить рынок себе. В зависимости от конкретных целей фирма может исполь¬зовать разные приемы. Она подчиняет соперников своей воле, навязы¬вает им свои интересы либо вытесняет и устраняет их с рынка. Фирма-монополист внимательно присматривается к конкуренту, изучает его сильные и слабые стороны, нащупывает уязвимые места, прежде чем начнет осуществлять свою стратегию. В прошлом доминировала «вой¬на» на полное уничтожение. Сегодня под воздействием различных фак-торов стратегия монополизации осуществляется в основном через зах¬ваты соперников и подчинение их своим интересам. Такими факторами являются распространение акционерной собственности, наличие раз¬нообразных типов конкурентов по их содержательной функции. Фирме оказывается выгоднее усвоить достижения других компаний-соперни¬ков, чем устранить их с рынка. Такие захваты могут происходить через скупку акций, выдачу кредитов, а также через договоры о слиянии фирм.
Конкурентоспособность и пути ее достижения.
Почему покупатель выбирает тот, а не иной продукт? Какими критериями он при этом руководствуется? Как склонить его к выбору определенного товара или услуги? Подобные вопросы играют центральную роль в коммерческой деятельности каждой фирмы. А для рыночной экономики в целом важ¬но получить ответ на принципиальный вопрос, какие товары произво¬дить в данной стране? Ответы на них связаны с конкурентоспособнос-тью.
Конкурентоспособность - это степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Конкурен¬тоспособность связана не с отличными характеристиками товара как та¬ковыми, а с его привлекательностью для клиентов делающих покупку.
В качестве потребителей товаров, выпускаемых фирмой, и услуг могут выступать либо частные лица, либо другие фирмы (по-иному их называ¬ют институциональными потребителями). Более просто и наглядно цен¬ность товара для потребителя выступает во втором случае. Дело в том, что фирма-покупатель как и фирма-производитель является коммерчес¬кой, т. е. действующей ради получения прибыли организацией. Цен¬ность любого приобретаемого фирмой товара прямо зависит от той при¬были, которую его использование может ей принести, и может быть точно выражена в рублях и копейках.
деятельности каждой фирмы. А для рыночной экономики в целом важ¬но получить ответ на принципиальный вопрос, какие товары произво¬дить в данной стране? Ответы на них связаны с конкурентоспособнос¬тью.
Конкурентоспособность - это степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Конкурен¬тоспособность связана не с отличными характеристиками товара как та¬ковыми, а с его привлекательностью для клиентов делающих покупку.
В качестве потребителей товаров, выпускаемых фирмой, и услуг могут выступать либо частные лица, либо другие фирмы (по-иному их называ¬ют институциональными потребителями). Более просто и наглядно цен¬ность товара для потребителя выступает во втором случае. Дело в том, что фирма-покупатель как и фирма-производитель является коммерчес¬кой, т. е. действующей ради получения прибыли организацией. Цен¬ность любого приобретаемого фирмой товара прямо зависит от той при¬были, которую его использование может ей принести, и может быть точно выражена в рублях и копейках.
У каждого конкурентоспособного товара цена реализации ниже потребительской ценности. Для потребителя неоплаченная часть по¬требительской ценности равна полученной им от использования товара дополнительной прибыли. Для поставщика она соответствует «запасу конкурентоспособности» его продукции.
При этом потребитель заинтересован в том, чтобы неоплаченная им доля была как можно больше. Отношение же поставщика к этой величине двойственное. С одной стороны, он также выигрывает от ее больших размеров: значительный запас конкурентоспособности гаран¬тирует, что будет куплен именно его товар, а не продукция других фирм. С другой стороны, поднимая продажную цену, а, значит, снижая запас конкурентоспособности, он непосредственно увеличивает свою при¬быль.
Что именно предпочтет поставщик - зависит от конкретной ситуа¬ции на рынке. Если он занимает почти монопольную позицию, то вполне вероятно, что цены будут завышены, а запас конкурентоспособности упадет практически до нуля. Да он и не нужен производителю: в отсут¬ствие выбора товар все равно купят у него.
Напротив, на остроконкурентном рынке прибылью, скорее всего, пожертвуют. Лучше какое-то время обходиться низкими доходами, а порой и работать в убыток, чем потерять свою нишу.
Между этими двумя крайностями существует множество промежу¬точных вариантов, когда фирма одновременно заботится и о прибылях, и о запасе конкурентоспособности.
Фирма-производитель способствует получению институциональным потребителем прибыли, а следовательно, добивается высокой конку¬рентоспособности своей продукции либо путем снижения издержек потребителя, либо с помощью повышения его дохода. Если первые могут быть снижены с помощью понижения цены потребляемого товара, уменьшения стоимости его доставки, установки, наладки, сокращения стоимости эксплуатации продукта и др., то повышение дохода потре¬бителя может произойти за счет повышения цен на его готовую про¬дукцию, в случае использования комплектующих, позволивших повы¬сить качество или давших возможность выпустить принципиально новую продукцию и др.
В прямой связи со способами повышения конкурентоспособности находятся и два основных метода ведения конкурентной борьбы - це¬новая и неценовая конкуренция. Первая из них состоит в том, что кон¬курирующие фирмы стараются привлечь потребителя с помощью уста¬новления более низких, чем у соперника, цен. Другими словами, при ценовой конкуренции фирмы наперегонки снижают издержки потре¬бителя на приобретение товара, тем самым увеличивая его прибыль от покупки. А значит, в конечном счете, повышают запас конкурентоспо¬собности своей продукции.
На достижение той же конечной цели ориентирована и неценовая конкуренция. Но в этом случае фирмы соревнуются не в снижении издержек потребителя, а в повышении потребительской ценности то¬вара. Этого можно достичь очень многими способами: повышением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретного потребителя, созданием принципиально нового вида продукции, улуч¬шением сервиса, активизацией рекламы и др.
Основное отличие ценности товаров для частных потребителей по сравнению с институциональными состоит в том, что в этом случае она чаще всего не может быть выражена в денежных единицах. Так, оче¬видно, что телевизор с четким изображением обладает для потребителя большей ценностью, чем телевизор, дающий размытую картинку. Но «прибыль», которую человек получает, глядя на улучшившееся изобра¬жение, подсчитать невозможно.
Многочисленные маркетинговые исследования показали, что, де¬лая покупку, большинство покупателей ориентируется на критерий «цена/качество». Понимание, что такое «хорошее качество» у разных людей сильно отличается: для одних - это надежность, для других -красота, для третьих - экстравагантность и т. п. Но алгоритм выбора в большинстве случаев одинаков. Человек взвешивает, «удовлетворяет ли качество» предлагаемого ему товара за данную цену.
Таким образом, конкурентоспособность товара и частными лица¬ми оценивается тем выше, чем больше доля неоплаченной, полученной потребителем даром полезности, в чем бы и как бы последняя ни выра¬жалась. Иными словами, происходит тот же поиск выгодной покупки, что и у институционального потребителя, с тем важным отличием, что выгода понимается человеком значительно более сложно и многоила-
ново, чем организацией. Правда, в ряде случаев и для частных лиц можно установить стоимостную величину ценности товара. Например, экономичный холодильник позволяет меньше платить за электроэнер¬гию.
Каждый производитель стремится выпустить товар, имеющий наи¬большую ценность для потребителя. Ведь именно величина потреби¬тельской ценности определяет суммарные размеры получаемой им при¬были и запаса конкурентоспособности.
Выпустить продукцию с высокой потребительской ценностью, од¬нако, не легко. Эта продукция должна быть дешевой, высококачествен¬ной, отличающейся новизной и одновременно иметь отработанную конструкцию, в сочетании с хорошими дизайном и функциональнос¬тью, быть выгодной для производства и пр. Описать такую продукцию легко, а вот практически изготовить почти невозможно. Поэтому ис¬пользуют принцип компенсации. Он состоит в том, что стремление добиться наилучших характеристик товара в одних отношениях застав¬ляет в какой-то мере поступиться другими достоинствами. Например, дешевый товар обычно уступает по качеству дорогому. Радикально но¬вые конструкции по большей части первое время бывают «сырыми» и т. д.
В реальной жизни достичь наивысших показателей по всему спек¬тру свойств не представляется возможным. Причины этого носят отча¬сти объективный, а отчасти субъективный характер. Например, скоро¬стные и топливосберегающие характеристики автомобиля находятся в объективном противоречии.
Многое зависит и от потребителя, от того, что он субъективно ищет в данном товаре.
Успех фирмы на рынке, таким образом, зависит не только от ее готовности улучшать свою продукцию, но и от обоснованности выбора тех свойств, которые подлежат совершенствованию, а также (что не менее важно) от определения того, чем за это можно пожертвовать.
Действие принципа компенсации этим не ограничивается. Оно рас¬пространяется глубже: не только на товары, но и на сами компании, которые их производят.
Многие характеристики фирм (размер, степень специализации, организационная структура и др.) во многом диктуются особенностями тех товаров (услуг), которые они производят, и соответственно запро¬сами тех слоев потребителей, на которые они ориентированы. Ведь потребители предъявляют столь несхожие (а порой и взаимоисключаю¬щие) требования, что создавать товары для них надо с использованием принципиально отличающихся технических и (если приемлемо такое выражение) экономически...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.