Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Художественно-эстетическое воспитание средствами лоскутного шитья

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 22.02.2012. Страниц: 96. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………...………………………………3
Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания младших школьников.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников………………………..7
1.2 Сущность эстетического воспитания и его содержание……………… 15
1.3 Критерии художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………..23
1.4 Искусство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………26
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства
2.1 Изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию в школе
2.2 Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………..
2.3 Приобщение младших школьников к декоративно-прикладному искусству (с элементами лоскутной техники)……………………………………………….
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы…………………………………..
Приложение………………………………………..



ВВЕДЕНИЕ

Сегодня школа призвана осуществить всестороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Наряду с умственным, нравственным и физическим воспитанием значительное место занимает воспитание эстетическое.
Сегодня время настоятельно диктует более раннее эстетическое развитие, поэтому начальная школа должна в наиболее полной мере реализовывать эту задачу. Несмотря на это, в плане эстетического воспитания начальная школа пока играет незначительную роль. По результатам анкетирования более 70 % опрошенных не назвали школу одним из ведущих факторов эстетического воспитания. Почти 90% учителей признали, что у учащихся начальных классов возможность культурно-эстетического развития понижена. А в среднем и старшем звене обучение ориентировано в основном на предметы гуманитарного цикла. ( , ) В результате для большинства выпускников школы характерен низкий уровень культурного развития, а это приводит к низкому уровню развития всего общества в эстетическом направлении. Отсюда большинство родителей не в состоянии квалифицированно формировать эстетические потребности своих детей, поскольку сами в свое время не были включены в эстетический всеобуч.
Таким образом, существуют явные противоречия между возрастающим статусом эстетического воспитания в деле активизации человеческого фактора повышения духовной культуры и крайне слабым использованием его возможностей в социально-культурном развитии общества.
Сложившаяся ситуация с эстетическим воспитанием чревата серьезными последствиями - торможением в развитии культурного уровня людей, ростом бездуховности. Поэтому определение путей совершенствования эстетического воспитания в современных условиях представляет сегодня актуальную задачу.
На сегодняшний день эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической информации захлестывает людей. Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы.
Противоречия и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания.
Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающее способности детей и формирующая у них художественное видение мира. Здесь большую роль играют уроки трудового обучения в начальной школе.
Эстетическое воспитание на уроках трудового обучения можно рассматривать как формирование специальных творческих способностей младших школьников для развития эстетических взглядов, вкусов, чувств. Эстетическое воспитание не рассматривается в качестве самостоятельного вида воспитания, а выступает стороной всех других видов воспитания. Художественное воспитание выступает высшей, специализированной формой эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание в начальных классах проникает во все сферы развития ребенка: умственного, нравственного, трудового и т.д.
В процессе трудового обучения имеются большие возможности для эстетического развития личности. Такие возможности заключены в содержании программного материала, в организации процесса обучения, в его формах и методах. Хотя в программе по трудовому обучению не выделены конкретные эстетические понятия, это не снимает с учителя ответственности за их формирование. Работа над понятиями красоты, гармонии, меры должна осуществляться на каждом уроке трудового обучения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, уроки трудового обучения представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.
Главным помощником в деле художественно-эстетического воспитания личности ребенка на уроках трудового обучения становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений окружающее любого с ранних лет. Оно поможет восстановить гармонию духовной жизни ребенка, разрушенную формально-логичекими способами изучения и изложения материала, акцентированием внимания на развитие абстрактного, теоретического мышления.
Введение в обучение материалов по декоративно-прикладному искусству позволяет приобщить детей к ценностной народной культуре, к нравственным основам народного миропонимания.
И неслучайно, моя работа посвящена теме художественно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства. Это актуальный, значимый аспект в деле воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, проведение настоящей исследовательской работы обусловлено возрастающим фактором эстетического воспитания в деле становления личности ребенка, и вместе с тем, несовершенством системы эстетического воспитания.
Следовательно, перечисленные выше проблемы и противоречия в эстетическом воспитании являются предпосылкой исследования, определяя его актуальность.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.


ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников;
2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;
3. Провести работу по повышению уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников и на этой основе доказать эффективность одной из программ по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.
ОБЪЕКТ исследования: процесс художественно-эстетического воспитания младших школьников.
ПРЕДМЕТ исследования: уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников.
БАЗА исследования: Снежненская средняя школа Карталинского района.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования явились труды известных ученых о закономерностях формирования и развития ребенка в процессе труда, познание творчества. В качестве теоретических источников были использованы работы Борева Ю.Б., Гончарова И., Монахова Н.И., Неменского Б.М., Лихачева Б.Т., в которых большое значение имело философское обоснование сущности художественно-эстетического воспитания.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ исследования.
В процессе работы были использованы следующие методы:
1.Накопление фактов: изучение литературы и документов, беседа, наблюдение, анкетирование учащихся.
2.Констатирующий и формирующий эксперименты.
Исследование шло в ТРИ ЭТАПА:
1.Проводился теоретический анализ проблемы на основе философской, педагогической, психологической литературы. Изучалось реальное состояние художественно-эстетического воспитания детей на основе документов, отражающих практическую деятельность.
2.Выверялись и уточнялись теоретические положения исследования, разрабатывалась схема обобщения опыта работы.
3.На основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» разрабатывалась система художественно-эстетического воспитания детей средствами декоративно-прикладного искусства.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза: повысить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников можно средствами декоративно-прикладного искусства с элементами лоскутной техники.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения и творческой работы (лоскутное одеяло).


?


ГЛАВА 1.Теоретические основы художественно-эстетического воспитания младших школьников.
?
1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие эстетическое воспитание органично связано с термином эстетика. Эстетика (от греческого aisthetiris – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) есть наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности. ( )
В качестве обозначения определенной области знаний термин «эстетика» был введен в научный обиход немецким философом А.Баумгартеном в середине XVIII века, однако история этой науки уходит в глубокую древность. Она возникла тогда, когда еще самого слова «эстетика» не существовало, но уже в суждениях людей искусства, философов были высказывания и даже специальные трактаты, которые потом вышли в эстетическую науку.
История эстетики начинается с Древней Греции. У древнегреческих философов мы находим иного интересных суждений о прекрасном и об искусстве. Одним из первых, кто попытался дать определение красоты, был Пифагор. В своих суждениях об эстетике он остался математиком и пытался подсчитать и измерить красоту. Гераклит в основе прекрасного видит гармонию, но считает, что красоту нельзя свести к низменным законам числовых отношений, как это было у Пифагора. Самым крупным философом древности был Аристотель. Эстетике он посвятил специальное сочинение «Поэтика», где Аристотель четко определяет основные качества предметов и вещей, доказывая, что прекрасное – свойство самих предметов, вещей, явлений. Он считает обязательным для произведений искусства целостность, единство, пропорциональность, соответствие формы и содержания.
На современном этапе развития общества в связи с широким проникновение художественного начала в различные области человеческой жизни, наряду с традиционными проблемами проявления эстетического в природе и искусстве, важным объектом интереса эстетической науки стали виды эстетической деятельности, которые выходят за пределы художественного творчества и охватывают проблемы технической эстетики (формирование гармоничной искусственной среды жизнедеятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей), дизайна (специфический эстетический способ целостного осмысления и формирования объектов, позволяющий достигнуть необходимого комфорта для человека), вопросы эстетического воспитания и т.д.
При анализе психолого-педагогической литературы было выделено несколько факторов эстетического воспитания.
Тезис об искусстве как главном факторе эстетического воспитания обосновывался абсолютным большинством авторов дореволюционной России. И ныне многие ученые и деятели искусства защищают его.
В последующие два десятилетия вышло в свет значительное количество работ по эстетическому воспитанию, к которых подчеркивалась огромная роль искусства в приобщении к эстетическим ценностям жизни. Поэтому заслуживает всяческого одобрения стремление деятелей искусства, педагогов, ученых внести элементы искусства во все важные сферы человеческой жизни – труд, познание, общение.
Другие исследователи главным фактором эстетического воспитания считают либо природу, либо социальную действительность.
Существует еще одна точка зрения, которая начинает развиваться в последние годы. Ее суть состоит в утверждении: труд человека – вот что в итоге определяет эстетическую воспитанность личности.
Абсолютизация искусства как фактора эстетического воспитания ведет к недооценке эстетических явлений действительности в формировании эстетического мира человека. Тенденция принизить роль действительности в системе приобщения человека к эстетическим ценностям неправомерна. Ведь именно эстетическое воспитание в действительности призвано, в самой высокой степени, раздвинуть границы человеческого мировоззрения.
Также неправомерно попытки абсолютизировать действительность человека в сфере познания, общения или труда, вне творческого восприятия искусства полноценное развитие личности является иллюзорным. Такова точка зрения И.Ф.Гончарова.
Таким образом, наиболее целесообразно создать равновесие таких элементов эстетического воспитания как искусство, труд и действительность.
Так В.А.Сухомлинский, Б.Т.Лихачев и ряд других ученых в своих работах включают искусство, природу, социальную действительность, труд и науку в число факторов эстетического воспитания. Теоретическая основа для решения этой проблемы находится в работах выдающихся педагогов А.В.Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т.Шацкого.
Взаимодействие факторов эстетического воспитания вызывает более глубокое восприятие объектов эстетического освоения и как следствие этого-
более основательное изменение в духовной жизни. Возникает вопрос о принципиальной необходимости целенаправленного взаимодействия искусства и действительности в эстетическом воспитании. При этом процесс формирования у школьников эстетического отношения к важнейшим ценностям жизни обусловлен взаимодействием искусства и действительности, связанных в целостную систему фактов, где каждый фактор соединен с остальными прямыми и обратными связями. Это придает эстетическому воспитанию целостность и позволяет оказывать на личность разностороннее и системное эстетическое влияние. Человек не может эффективно воспринимать искусство в изолированном виде. Путь к постижению искусства лежит через восприятие объектов действительности: природы, человека, общества, продуктов его деятельности.
К.С.Станиславский писал : «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее».
Наиболее трудным и мало освещенным в педагогической печати является вопрос о взаимодействии искусства и труда в эстетическом воспитании школьников. Труд формирует школьников в эстетическом отношении в том случае, если они выступают не в роли созерцателя и пассивных потребителей, а как активные участники трудовой деятельности. Именно это служит стимулом развития духовных сил учащихся. Важно, чтобы сам процесс труда носил эстетический характер. Мастерство педагога заключается в том, чтобы в самых разнообразных видах труда открыть для воспитанников волнующие моменты, внушать им, что красота рождается в труде, вызвать желание принять участие в умножении прекрасного.
Самый эффективный путь приобщения школьников к красоте труда – предоставление возможности трудиться самому. Способность осознавать красоту своего труда может быть достаточно развита только в том случае, если занятия в данном направлении проводятся систематически. Как только школьник овладеет этим умением, так приходит успех, а вместе с ним и увлеченное сознательное отношение к труду.
Д.Б.Кабалевский , Б.М. Неменский в поиске наиболее эффективных путей эстетического воспитания оба ищут принцип «основного звена», то общее, что лежит в основе функционирования искусства. Д.Б.Кабалевский называет «три кита» - песню, марш, танец, на которых строится музыка. Для Неменского опорными моментами познания являются постройка, изображение, украшение. В этом художники увидели связь эстетического в действительности, искусстве и в человеке. Методы обучения и воспитания, предложенные ими, исходят из общих принципов, которые объединяют искусство и жизнь.
В.А.Сухомлинский: “…человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел голубизну синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, … и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумился и начал создавать новую красоту”.( 193.91 )
Эстетичность обстановки достигается такой гармонией нерукотворного и созданного человеком, которая побуждает чувство радости. Мы должны стремиться к тому, чтобы ребенок везде видел красоту природы, которая становится еще красивее оттого, что к ней приложил заботу он, ребенок. Гармония окружающих ребенка вещей создает общий эстетический дух обстановки, когда отдельные вещи не кричат о себе, когда их как бы не замечаешь.
На сегодняшний день можно констатировать: в методологическом плане пока не достигнуто единства в понимании сущности, содержания, задач и средств эстетического воспитания. Пока лишь в самом общем виде установлено, что эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс «перевода эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности ( в процессе обратного обогащения общества уникальной культурой личности), процесс формирования творчески активной личности способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиции эстетического идеала, участвовать в созидании эстетической реальности». ( )

В психолого-педагогической литературе проблематичен вопрос, связанный с определением задач эстетического воспитания. В большинстве литературы выделяются следующие задачи:
- развитие эстетических понятий и чувств,
Восприятие прекрасного всегда начинается с чувств. Хорошая книга, картина, музыка, прежде всего, волнуют нас. Но глубина и культура переживаний зависит не только от совершенства произведения, но и от развития эстетических восприятий и чувств человека. Восприятие красоты предвидит в первую очередь тонкое восприятие ее первичных форм – красок, линий, звуков и т.д. Следовательно, осуществляя эстетическое воспитание, мы обязаны развивать способности эстетического восприятия. А в структуру этих способностей входит и эмоциональность эстетического восприятия (переживания, наслаждения, сопереживание)
- развитие эстетических суждений и вкусов детей
Воспитанник должен не только уметь воспринимать произведения искусства, но и глубоко понимать их красоту. А вкус зависит от художественной образованности и от развития эстетических чувств. Основа художественного вкуса закладывается, прежде всего, в процессе ознакомления с классическим искусством, проникнутым идеями гуманизма. Знание классических произведений, понимание их гармонии и красоты оттачивает, облагораживают художественный вкус. Но воспитывать художественный вкус подрастающего поколения только на классических произведениях не достаточно. Важно также научить его понимать и верно оценивать современное прогрессивное искусство.
- развитие навыков художественной деятельности, творческих способностей, задатков
Решению данной задачи способствуют школьные и внешкольные кружки, студии, ансамбли, специальные школы и т.д.
Решение указанных задач осуществляется целенаправленной и систематической работой школы и семьи, основой которой является восприятие красоты реальной жизни.
Эта классификация отличается от той, что дают А.И.Буров, Б.Т.Лихачев, которые видят основную задачу эстетического воспитания в формировании творческого отношения к действительности. Рассмотрим более конкретные задачи эстетического воспитания, которые выделяют А.И.Буров и Б.Т.Лихачев. Эти задачи определяются самой природой эстетического отношения человека к действительности, спецификой эстетического объекта, его содержанием.
Задачей всякого воспитания является формирование в личности определенных потребностей. В нашем случае речь идет о формировании эстетической потребности, которую мы определяем как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Воспитателю следует обратить внимание, во–первых, на широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; во–вторых, на качество эстетической потребности, которое выявляется в уровне художественного вкуса и идеала; в-третьих, на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Перечисленные признаки можно считать критерием эстетической воспитанности личности.
Классификация А.И.Ильиной сочетает в себе задачи, рассмотренные выше.
М.А.Верб в статье «Эстетическое воспитание в школе» выделяет следующие задачи:
- учитель должен помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях
Надо вызвать у школьников интерес к эстетическим сторонам действительности, научить чувствовать и понимать красоту, в чем бы она не проявлялась.
- развить черты прекрасного в духовном и физическом облике школьника
Решение этих двух задач дает возможность осуществить третью задачу.
- сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение
Тот факт, что в повседневной действительности ребенок сталкивается не только с красивым, но и с уродливым, вызывает необходимость еще одной задачи
- выработки у школьников непримиримого отношения к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем виде, бытовой обстановке и т. д.
В конечном счете, отмечает М.А.Верб, назначение эстетического воспитания состоит в том, чтобы школьник мог сделать себя и все вокруг красивым.
Итак, задачи эстетического воспитания отражают как многообразие источников эстетического воздействия, так и сложность пути эстетического развития человека, которое начинается с развития умения воспринимать и чувствовать прекрасное и завершается умением творить жизнь по законам красоты.
Таким образом, основными задачами эстетического воспитания являются:
v развитие эстетического восприятия, способности воспринимать прекрасное в природе, искусству, окружающей жизни;
v воспитание эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное, отделять истинно прекрасное от неэстетичного;
v воспитание эстетического отношения к действительности, что включает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных ценностей, организацию жизни по законам красоты.
Все эти задачи тесно между собой связаны, однако порядок их перечисления в известной степени отражает последовательность в работе по эстетическому воспитанию.
В современной западной педагогической литературе широко распространен ряд концепций эстетического воспитания.
1 Абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства.
Сторонники этой концепции отвергают художественное реалистическое образное отображение мира, противопоставляют ему идею субъективистского, нефигуративного самовыражения художника с помощью цвета, линий, комбинаций абстрактных форм, художественных фантастических композиций.
Суть: формирование у учащихся «индивидуального» видения мира, умения выражать свои субъективные состояния и переживания с помощью сюрреалистических образов или «высокоинтеллектуальных абстрактных обобщений». Такой подход способствует развитию творческого воображения, абстрактно-мыслительных способностей школьников.
2 Идея спонтанного художественно-эстетического проявления как основа художественного воспитания детей ( Г.Рид,У.Лоуэнфельд) тесно связана с теорией свободного воспитания. Она исходит из признания природного совершенства художественных задатков ребенка и эффективности их развития путем свободного спонтанного проявления. Представители этой концепции изгоняют из преподавания искусства целенаправленное и систематическое обучение умениям и навыкам реалистического творчества, связь с жизнью и социальными проблемами.
3 Концепция утилитарно-прагматического эстетического развития (Дж. Дьюи, Ч.Кроу, О.Гунтер) исходит из идеи максимального развития сенсорной сферы ребенка, его способности различать многочисленные и тончайшие оттенки цвета, нюансы композиции, звуковые тональности. Развитие основывается на неограниченных возможностях человеческой природы, которые в условиях индустриально развитых стран широко используются в промышленном производстве.
4 Теория религиозно-эстетического воспитания (Ж.Маритен, А.Бруннер, И.Лотц) основывается на использовании искусства для пробуждения религиозных чувств, создание религиозно-фантастических образов как духовной опоры религиозности человека.

Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адоптировать детей к духовным ценностям общественного сознания своих стран.
Изучением эстетического воспитания в младшем школьном возрасте в нашей стране занимались Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, В.А.Левин, И.П.Волков и многие другие. Они доказали, что эстетическое воспитание находится в зависимости от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею. Именно эта специфика позволяет считать, что младший школьный возраст – это прежде всего период накопления знаний, умений, в том числе и эстетических, чему благоприятствует повышенная восприимчивость, чувственно-образный характер детского мышления.
Развивая идею Л.С. Выготского, Б.А.Ананьева, Б.П.Юсов пришел к выводу, что тезис о «сензитивных периодах» развития психики ребенка как периодах повышенной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям имеет прямое отношение к процессу художественно- эстетического воспитания. ”Каждому из периодов развития, - пишет Б.П.Юсов, - соответствует ведущий на данном этапе тип художественной деятельности, который находится в связи с особенностями структуры личности ребенка данного возраста. Это тип художественной деятельности именно ведущий, а не единственно возможный”. ( )

Таким образом, теоретический анализ литературы помог определить основные понятия, рассмотреть различные подходы, выделить основополагающие принципы, ознакомиться с нетрадиционными точками зрения на проблему эстетического воспитания школьников, что позволило более глубоко вникнуть в суть исследовательской проблемы.

?
1.2 СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Изучение вопросив эстетического воспитания требует рассмотрения понятия «эстетика», обозначающего науку о прекрасном. Само слово эстетика в переводе на русский язык означает ощущение, чувства. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, в выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:
1. Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждает потребность в приобщении к искусству.
2 Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.
Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. Для воспитания художественного восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении предметов искусства. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
3 Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности.
С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
4 Существенным содержательным компонентом эстетического воспитания является формирование у учащихся художественного вкуса , связанного с восприятием и переживанием прекрасного.
Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
5 Большое место в содержании эстетического воспитания занимает приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе.
Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. Действительно, будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического воспитания. В младших классах она решается прежде всего на занятиях по родному языку, литературе, изобразительному искусству, трудовому обучению и музыке. На этих занятиях иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством.
Как писалось у одной статье для родителей, «… стоит пробудить в ребенке художника – и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку». ( )
Известный композитор Д.Д.Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М.Неменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов предусматривает побуждения их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.
6. И, наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости.
Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используется различные формы классной и внеклассной работы, оказывающие большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивающие и укрепляющие чувства, воспитывающие моральную чистоту мыслей и поведение. Дело в том, что здесь проявляет себя так называемая эмпатия, то есть перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального состояния, стремление следовать его действиям и поступкам.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (обществом и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическом восприятию и переживанию, его эстетический вкус и предс...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.