На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Достаточность доказательства в гражданском и арбитражном судопроизводстве

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 22.02.2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Доказывание как философская и юридическая категория 5
1.1. Понятие познания как философской и юридической категории 5
1.2. Доказывание как способ юридического познания 10
1.3. Понятие доказательства 13
1.4. Логические правила определения достаточности доказательств 20
Глава 2. Особенности оценки достаточности доказательств в отношении отдельных средств доказывания 24
2.1. Объяснения сторон и лиц, участвующих в деле 24
2.2. Письменные и вещественные доказательства 28


Введение

За последнее время российская правовая система существенно обновила и изменила свой вид. Государство стало на путь рыночной экономики и построения правового государства, что никак в свою очередь не могло отразиться на правовой системе государства. Переход и перестройка на абсолютно иной лад жизни государства заставил законодателя существенно подвергнуть изменению законодательство. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Гражданин может защитить свои нарушенные права и свободы всеми законными способами. При защите своих прав в суде человек сталкивается с правилами поведения в процессе. Правила поведения и действий лиц, чьи права нарушены, регулируются Гражданским процессуальным кодексом. Задачей ГПК РФ, является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации правосудие осуществляется только судом, а действующим законодательством на суды возлагается обязанность в пределах своей компетенции, в установленный законодательством срок, и правильно разрешать дела, возникающие из гражданских, трудовых, жилищных, семейных, административных и других правоотношений.
Деятельность суда сводится к тому, чтобы в процессе рассмотрения и разрешения каждого дела достичь верного знания о фактических обстоятельствах, характерных для спорного правоотношения, и точно применить к установленным юридическим фактам норму или ряд норм материального права, т.е. оказать судебным решением, как результатом процесса, защиту существовавшим до процесса субъективным правам, либо отказать в такой защите, если установлено отсутствие субъективного права.
Любая судебная ошибка существенно нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и других субъектов права.
Отсутствие в теории гражданского процессуального права ясности по целому ряду вопросов о сущности, процессуальном значении и особенностях доказательств в целом, а также отдельных его видов является одной из тех причин, которые нередко приводят к недостаточной исследованности фактических обстоятельств, что ведет к неправильному разрешению гражданских дел.
Для плодотворного исследования какого-либо вида судебных доказательств необходимо иметь правильные исходные познания в вопросах о сущности доказательств, об их отличительных признаках, об особенностях отдельных видов доказательств.
Достаточность доказательства (или их совокупности) - одно из требований, предъявляемых законом к доказательствам; означает, что они позволяют сделать достоверный вывод о существовании факта, в подтверждение которого они собраны. Если такого вывода сделать нельзя, то это указывает на недостаточность доказательств или их совокупности. Так, единичное косвенное доказательство всегда является недостаточным, поскольку позволяет сделать лишь предположительный, а не достоверный вывод о доказываемом факте. Недостаточными будут также доказательства, противоречащие друг другу, и те, достоверность которых сомнительна (показания заинтересованного свидетеля, объяснения сторон, не подкрепленные другими данными, и т.п.). Недостаточные доказательства не могут быть положены в основу судебного решения до тех пор, пока этот их недостаток не будет устранен путем собирания дополнительных доказательств.
Поэтому цель данной дипломной работы проанализировать достаточность доказательства в гражданском и арбитражном судопроизводстве.

Глава 1. Доказывание как философская и юридическая категория

1.1. Понятие познания как философской и юридической категории

Теория познания — это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.
Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. В этом отношении некорректно отождествление теории познания с эпистемологией (теорией научного познания), допускаемое в ряде философских публикаций, в том числе в «Философском энциклопедическом словаре». Широко распространено такое отождествление в современной западной философской литературе. Однако целесообразно разграничивать эти понятия, связывая эпистемологию только с анализом научного познания и включая ее в гносеологию. Здесь мы присоединяемся к мнению А. И. Ракитова о том, что научное познание мира обладает целым рядом специфических черт, которых мы не находим в обыденном, художественном, религиозном и ином познании; а поскольку исследования познавательных процедур и операций, критериев и способов образования абстракций, осуществляемых в научной деятельности, представляют для теории познания исключительный интерес, постольку в ней целесообразно выделить особый уровень или раздел, в котором будут сосредоточены проблемы собственно научного познания — эпистемологию. К числу понятий, относящихся к эпистемологии, можно отнести понятия эмпирического и теоретического уровней познания, понятия стиля научного мышления, метода научного познания и т. п. Все они являются также и понятиями теории познания.
Проблемная и предметно - содержательная специфика философской теории познания проясняется при ее сравнении с нефилософскими науками, изучающими познавательную деятельность. А наук, исследующих познание, становится все больше. В настоящее время познавательная деятельность изучается психологией, физиологией высшей нервной деятельности человека, кибернетикой, формальной логикой, языкознанием, семиотикой, структурной лингвистикой, историей культуры, историей науки и др.
Философская же теория познания исследует во многом те же явления познавательной деятельности, но в другом ракурсе — в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. Главной категорией в гносеологии является «истина». Ощущения, понятия, интуиция, сомнение и др. выступают для психологии в качестве форм психического, связанного с поведением, жизнедеятельностью индивида, а для гносеологии они — средства достижения истины, познавательные способности или формы существования знания, связанные с истиной.
Рассматривая многие явления познавательной деятельности, изучаемые также другими познавательными дисциплинами, но с особой точки зрения, современная научная философия в то же время не пренебрегает данными других наук, а, наоборот, опирается на них как на специально-научное (психологическое, физиологическое, историко - культурное и иное) основание.
Философия признает важную познавательную функцию теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задание мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувственные данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный характер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда является объектом непосредственного восприятия. Как же устанавливать истинность наших понятий, их соответствие реальной действительности? Путем сопоставлений понятий, теоретических выводов с чувственными данными.
Рационалисты (от латинского ratio - разум, мышление), опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они несомненно существуют) не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.
Познание — прежде всего процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Некое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание связано с раскрытием тайны об изучаемом объекте.
Метод познания следует рассматривать как средство установления истинного суждения о действительных событиях и существующих предметах в силу их способности к отражению как всеобщему свойству материи.
Метод - это всеобщее правило, способ познания, душа всякой объективности . Метод - способ действия, способ получения результата, избранный исследователем путь познания, конкретные приемы и операции действия и воздействия .
Любой факт, даже самый незначительный, оставляет о себе определенные следы, отражается в человеческом сознании и на предметах окружающего нас мира. Следы отражения могут информировать о явлении или предмете, каким они оставлены .
Мир познаваем не только вообще, но и в его развитии, поэтому возможно уяснить начало и конец любого события через факты и обстоятельства, оставившие о себе информацию в самых разных источниках. Следовательно, возможность выявления такой информации существует. Важно найти способ ее выявления, вычленения конкретных следов из хаоса окружающего нас мира, которые необходимы для исследования искомых знаний.
Вместе с тем понимание диалектики как учения о закономерностях развития, понимание познаваемости мира в движении - само по себе не в состоянии служить путеводителем познания сущности каждого конкретного судебного дела. В методологии познания в гражданском судопроизводстве необходимо философские представления рассматривать как предварительные суждения .
В то же время А. Белкин замечал, что следует исходить из положения о всеобщности процесса познания, из того, что нет и не может быть специфически познания истины. Субъект доказывания, устанавливая при помощи доказательств обстоятельства дела, точно так же, как и в любых других областях человеческой деятельности, переходит от чувственного восприятия отдельных фактов, признаков, свойств тех или иных объектов, играющих роль доказательств, к логическому осмыслению воспринятого, к рациональному мышлению .
Методология - понятие интегральное, объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные теоретические концепции, диалектические категории и законы, обще- и частнонаучные методы.
Метод позволяет узнать одну из сторон изучаемого явления. Методология позволяет познать сущность этого явления.
Методология познания раскрывается как возможность не только познания через созерцание, но и как осмысление происшедшего и происходящего, поиск следов получения информации при понимании того, каких именно следов и для каких целей. Кроме законов философии, должны быть призваны в помощь познающему специальные способы выявления действительности, обязательно существующие в каждой отдельной отрасли знаний.
Методология - это система координат, а метод - вектор поиска и действия. Система координат может быть построена только на основе приверженности какой-либо одной методологической линии, что не исключает стремления, - по мере накопления знания, - объединить различные интеллектуальные традиции и подходы. Это определяется "действительными потребностями познания".
Познание, когда оно огранено принципами состязательности судопроизводства и равноправия сторон, представляет собой сложное действие одновременно нескольких субъектов: суда, сторон, третьих лиц. Их разные роли и разные позиции дают повод полагать, что и их процессуальные действия тоже не одинаковы, имеют разные цели и способы их достижения.
Если суд выступает субъектом познающим, то стороны - субъектами доказывающими. Причем доказывание, вне всяких сомнений, должно представлять собой четко продуманную систему действий.
Ни в коем случае нельзя упускать и еще одно обстоятельство, характеризующее доказывание. Ни в одной области познания, кроме доказывания, исследователю не противостоит субъект, кровно заинтересованный в неудаче исследования, не брезгающий никакими средствами.
Тот, кто постоянно занят в судах - судья, адвокат, прокурор, - знает, как непросто добиваться истины, когда незаинтересованная в этом сторона чинит всяческие препятствия на пути к справедливому решению. М. Клеандров пишет: "Нарушитель не испытывает угрызений совести, даже если сознательно обманул контрагента. Более того, он переходит в контратаку, подтасовывая факты и обвиняя потерпевшего".
Пренебрежение подготовкой к доказыванию, неумение использовать закономерности, выработанные методологией познания, часто приводят к упущениям в работе юриста с судом и как результат - утрате возможностей в защите нарушенного права либо к ненужной волоките.
Познание как мыслительная деятельность не имеет официального закрепления и не регулируется официальным законодательством, но подчиняется законам философии и логики. В свою очередь это не умаляет юридического значения познания.

1.2. Доказывание как способ юридического познания

Судебное доказывание - это разновидность познания, протекающая в специфической процессуальной форме и охватывающая мыслительную, процессуальную деятельность субъектов, обосновывающих те или иные положения и выводящих на основе этого новые знания в суде.
В процессе судебного доказывания участвуют все субъекты гражданских процессуальных правоотношений, играя различную роль, отведенную им процессуальным законом. Лица, участвующие в деле, например, приводят факты и доводы, подтверждающие их правовую позицию по делу, которая может меняться в процессе судебного разбирательства под влиянием различных обстоятельств. На основе исследованных в суде доказательств эти лица делают умозаключение об устойчивости своей позиции и либо продолжают участие в деле, либо отказываются от иска, ищут пути заключения мирового соглашения, признают иск и т.д. Суд анализирует приведенные факты и доводы сторон, предлагает сторонам представить дополнительные доказательства по делу, содействует собиранию доказательств. В результате рассмотрения дела суд делает умозаключение по всему делу, которое отражается в решении.
В ходе доказывания суд и участвующие в деле лица обосновывают обстоятельства, подлежащие установлению с помощью доказательств, что приводит к формированию нового знания, имеющего значение для разрешения спора.
Свидетели, эксперты, специалисты, будучи участниками процесса доказывания, оказывают помощь в отправлении правосудия, не неся обязанности доказать какие-либо обстоятельства по делу.
Доказывание в суде осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным законодательством и поэтому неизбежно обладает чертами, выделяющими его как разновидность познания. Важным аспектом доказывания является его осуществление в процессуальной форме, свойственной для всего гражданского судопроизводства.
Специфика судебного доказывания обусловлена и тем, что в большинстве своем для суда это опосредованное познание обстоятельств дела, ибо факты, которые должны быть установлены, имели место в прошлом. Именно с познанием фактов прошлого чаще всего суд и имеет дело. Сравнительно редко суд непосредственно познает факты. Это возможно при исследовании фактов состояния, например при осмотре размера квартиры, расположения комнат и проч.
Познание предполагает наличие объекта познания, средств, с помощью которых познается объект. Аналогично в судебном доказывании выделяют предмет доказывания и доказательства.
Процесс доказывания складывается из трёх направлений доказательственной деятельности : выявления, собирания и представления доказательств. В соответствии с принципом состязательности выявлять, собирать и представлять доказательства должны стороны, жалобщики, заявители и другие лица, участвующие в деле. Суд может помогать этим лицам, а в необходимых случаях действовать по своей инициативе.
Подготовка дела к судебному разбирательству в значительной степени связана с выявлением, собиранием и представлением доказательств. Судья опрашивает истца по существу исковых требований, выясняет у него возможные возражения со стороны ответчика, предлагает в случае необходимости представлять дополнительные...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.