На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Психологические типы аудитории массовой коммуникации

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 07.03.12. Сдан: 2011. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологических типов аудитории в массовой коммуникации 5
1.1 Понятие массовой коммуникации и ее функции 5
1.2 Аудитория как объект массовой коммуникации 9
1.3 Характеристики аудитории 14
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Эмпирическое исследования психологических типов аудитории в массовой коммуникации 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Результаты исследования 30
Заключение 38
Литература 41
Приложение 1 43
Приложение 2 46
Приложение 3 50


Введение

Значение средств массовой информации в современном мире переоценить невозможно. На современном этапе развития общества пресса, радио, телевидение и интернет представляют важнейший элемент в социальных отношениях. Они являются мощным инструментом воздействия на сознание масс, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнообразных формах. Это может быть обучение, убеждение, внушение. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна.
Между тем, нередки случаи, когда сообщения, реализующие целевые установки издателя, подготовленные на высоком журналистском и техническом уровне, не воспринимаются читателями, слушателями, зрителями или интерпретируются ими неадекватно намерениям издателя и коммуникатора. Понимание закономерностей формирования общественного мнения предполагает изучение процессов, связывающих средства массовой информации и их аудиторию. В связи с этим значительная часть современных исследований, прямо или косвенно изучающих процессы и феномены массовых коммуникаций, посвящены проблемам повышения эффективности СМИ, увеличению роли СМИ в жизни общества, их влиянию на мировоззрение отдельного человека и целого социума. Решение задач увеличения эффективности массовой коммуникации и повышения рейтингов средств массовой информации требует изучения психологических особенностей аудитории и учета ее интересов, потребностей, установок и ценностных ориентаций. Это определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучить психологические типы аудитории массовой коммуникации.
Задачи исследования:
1. теоретический анализ литературных источников по проблеме психологических типов аудитории массовой коммуникации;
2. изучить психологические особенности аудитории телевидения;
3. обработать результаты эмпирического исследования с помощью методов математико-статистического анализа и выделить основные психологические типы аудитории телевидения.
Объект исследования – взрослая часть аудитории телевидения.
Предмет исследования – психологические типы аудитории телевидения.
Гипотеза исследования: аудитория телевидения характеризуется рядом психологических особенностей, на основании которых в ней можно выделить определенные психологические типы.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования выявленных психологических характеристик аудитории для решения задач увеличения эффективности массовой коммуникации и повышению рейтинга отдельных СМИ. Учет интересов аудитории при разработке содержания транслируемой информации может способствовать установлению и поддержанию контакта с аудиторией.
Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.
Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы психологических типов аудитории массовой коммуникации, подробно представлены наиболее известные виды СМИ – печать, радио, телевидение и интернет. Даны их характеристики, представлены достоинства и недостатки, как по отдельности, так и в сравнении. В связи с последними показаны предпочтения аудитории, выбирающей в зависимости от своих желаний, возможностей и реальной ситуации то или иное СМИ.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологических типов аудитории в массовой коммуникации

1.1 Понятие массовой коммуникации и ее функции

В наиболее общем смысле коммуникацию понимают как обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.
С позиций деятельностного подхода коммуникация – это совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
В зависимости от числа участников выделяют интраперсональную, межличностную, групповую и массовую коммуникации. Интраперсональная коммуникация – это разговор с самим собой. В межличностной коммуникации участвуют двое коммуникантов. Групповая коммуникация – это коммуникация внутри группы, между группами или коммуникация типа «индивид – группа». Массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей. Если представить все типы коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидуумов – членов различных социальных структур.
Рассматриваемая как один из видов общения, массовая коммуникация представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия на аудиторию через смысловую и оценочную информацию при помощи различных коммуникативных средств и каналов. Это систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
По мнению выдающегося теоретика коммуникологии и коммуникативистики Г. Лассуэлла, «наиболее подходящий способ описания коммуникационного акта состоит в том, чтобы ответить на следующие вопросы: «Кто?» – «Что сообщает?» – «По какому каналу?» – «Кому?» – «С каким результатом?»» [10, с. 37]. Данная конструкция, получившая название формулы Лассуэлла, применяется в качестве иллюстрации круга основных проблем, находящихся в поле зрения коммуникативистики: изучения коммуникаторов, исследования сообщений (контент-анализ), средств коммуникации, аудитории и результатов информационного воздействия.
Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, различают средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и собственно технические средства. К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение. К средствам массового воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. Технические средства коммуникации – телефон, телетайп и т.п...............

Заключение

В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации, которая вытекает из сущности социальной системы как системы информационной. Потребность в информации выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обеспечении практически всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение личности в существующую в обществе систему социальной информации. Потребность в информации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творческую сущность человеческого сознания. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который «имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим данным».
Особенности массовой информации состоят в том, что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов. В этом случае особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна, доступность. Эти особенности массовой информации отражаются в характеристиках аудитории, полученных в ходе психологических исследований. Опрашиваемые гораздо чаще объясняют характер своих взаимоотношений с источниками массовой информации не долгом или обязанностью, а интересом.
Эффективность средств массовой коммуникации есть отношение достигнутого результата к предварительно намеченной цели. Конечный эффект любой коммуникативной кампании существенно зависит от установления определенного уровня взаимопонимания, прежде всего, со «своей» аудиторией, т.е. от умения точно определить адрес того сегмента аудитории, на который ориентирована кампания, предвидеть его возможную реакцию, характер влияния коммуникативного воздействия на поведение представителей этого сегмента и т.д.
Как показало проведенное нами исследование, просмотр телевизора как является наиболее популярным видом организации отдыха и досуга, опережая даже общение с семьей и друзьями. Среди других видов организации досуга лидирует кино, тогда как театры, музеи и концерты большинство респондентов посещали в последний раз несколько лет назад. Преобладающее большинство респондентов смотрят телевизионные программы ежедневно и даже по несколько раз в день, выбирая по программе определенные интересующие их передачи. По данным опроса, в структуре зрительских предпочтений респондентов лидируют юмористические программы и выпуски новостей (их постоянно или часто смотрят более трети опрошенных), а также спортивные программы. Основная часть телепросмотров приходится на период от 20 до 22 часов.
На основе кластерного анализа психодиагностических показателей испытуемых (особенностей их системы ценностей и личностных свойств), их социально-демографических показателей и данных о структуре досуговой деятельности нами выявлено пять кластеров испытуемых, обладающих определенной структурой телекоммуникативных интересов и стереотипов поведения:
Первая группа зрителей отдает явное предпочтение развлекательным программам, редко обращается к культурно-просветительным программам, чаще, чем другие категории зрителей, бывает на концертах и в кино; их отличают наиболее высокие показатели экстраверсии, общительности и эмоциональной лабильности, преобладание материальных ценностей и ценностей отношений, среди инструментальных ценностей – жизнерадостность, независимость, широта взглядов.
Вторая группа испытывает заметное тяготение к культурно-просветительным программам и серьезным жанрам искусства; их отличают высокие значения интроверсии и застенчивости; среди терминальных ценностей преобладают красота природы и искусства, развитие, творчество; среди инструментальных ценностей – терпимость, исполнительность.
Третья группа зрителей отличается высоким интересом к информационным передачам и выпускам новостей и сдержанно относится к таким телевизионным жанрам, как игры, конкурсы, эстрадные шоу; в данной группе преобладают «деловитые домоседы» с наиболее высокими показателями уравновешенности и преобладанием семейных ценностей, ценностей здоровья и активности, среди инструментальных ценностей – сдержанности, самоконтроли, ответственности, твердой воли.
Четвертая группа – политизированный тип зрителя – отличается интересом к документальной хронике и познавательным передачам, радиопередачам, чтению прессы, художественной литературы и литературы по специальности; у них высокие показатели уравновешенности и общительности; среди терминальных ценностей преобладают здоровье, познание, жизненная мудрость; среди инструментальных ценностей – образованность, чуткость, ответственность.
Пятая группа зрителей отличается высокой ориентацией на просмотр театральных постановок и художественных фильмов, чтение художественной литературы; у них высокие оценки по шкале общительности и реактивной агрессивности; среди терминальных ценностей преобладают здоровье, уверенность в себе познание, общественное признание; среди инструментальных ценностей – эффективность в делах, высокие запросы чуткость, смелость в отстаивании своего мнения.
Таким образом, теоретический анализ литературы по проблеме психологических типов аудитории массовой коммуникации и результаты собственного эмпирического исследования показали, что аудитория СМИ в целом и аудитории отдельных средств массовой информации представляют собой не однородную структуру, а множество взаимосвязанных и взаимопересекающихся типологических групп, отличающихся по целому ряду показателей – социально-демографических, социально-психологических, личностных, мотивационно-потребностных и пр. Это объясняет неоднородность ее реакций на содержание информационных сообщений. Всестороннее исследование типов аудитории является фактором и предпосылкой эффективности деятельности СМИ.
Литература

1. Алешина, И. Паблик Рилейшенз для менеджеров и маркетеров [текст] / И. Алешина. – М.: Тандем, 2002. – 377 с.
2. Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения [текст] / Н.Н. Богомолова. – М.: МГУ, 2005. – 403 с.
3. Брайнт, Дж, Томпсон, С [текст] / Дж. Брайнт, С. Томпсон. Основы воздействия СМИ. – М., Спб, Киев Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
4. Власов, И.П. Рекламный менеджмент: телевидение и радиовещание [текст] / И.П. Власов. – М.: Бизнес, 2000. – 340 с.
5. Герасимова, С.А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием [текст] / С.А. Герасимова // Управленческое консультирование – 2007. – № 2. – С. 142-147
6. Дроздов, А.Ю. Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена [текст] / А.Ю. Дроздов // Социологические исследования, № 8, 2001, с. 62-64.
7. Катлип, С.М. Паблик Рилейшенз: теория и практика: 8-е изд. [текст] / С.М. Катлип, А.Х. Сентер, Г.М. Брум. – М.: Издат. дом «Вильямс», 2001. – 624 с.
8. Климов, И.А. Телевидение: модальности существования [текст] / И.А. Климов // СОЦИС – 2005 – № 10 – С. 93-99.
9. Коновченко, С.В. Общество – СМИ [текст] / С.В. Коновченко. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001. – 371 с.
10. Лассуэл, Г. Структура и функции коммуникации в обществе [текст] / Г. Лассуэл. – М.: Мысль, 2000. – 350 с.
11. Манаев О.Т. Методологические проблемы исследования эффективности СМИ. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2001. – 428 с.
12. Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования [текст] / М.М. Назаров. – М.: 2004.
13. Ольшанский, Д.В. Психология масс [текст] / Д.В. Ольшанский. – СПб, 2003.
14. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.
15. Пашенцев, Е.Н. Связи с общественностью [текст] / Е.Н. Пашенцев. – М.: Дело, 2000. – 271 с.
16. Почепцов, Г.Г. Теория и практика коммуникации [текст] / Г.Г. Поцепцов. – М., 2005.
17. Роббер, М.А. Закономерности общения и взаимодействия людей [текст] / М.А. Робер, Ф. Тильман. – М., 2003.
18. Ровинская, Т. Методы воздействия СМИ на общественное сознание [текст] / Т. Ровинская // МЭ и МО – 2008 – № 6 – С. 100-103.
19. Семенов В.Е. СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии, 2004, № 1, c. 56.
20. Современные методы исследования средств массовой коммуникации: Материалы межреспубликанской научной конференции [текст] / Под ред. А.Н. Федотова. – Таллинн, 1983. – 240 с.
21. Средства массовой информации и пропаганды [текст] / Коллектив авторов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 352 с.
22. Фаликман, М.В. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания [текст] / М.В. Фаликман, А.Я. Койфман // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. – 2005. – № 3 – С. 86-98.
23. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций [текст] / Р. Харрис. – СПб: Прайм-Еврознак, 2003. – 420 с.
24. Хлусов, В.П. Основы маркетинга [текст] / В.П. Хлусов. – М.: ПРИОР, 2001. – 160 с.
25. Чуников, А.Н. Связи с общественностью: теория и практика [текст] / А.Н. Чудников, М.П. Бочаров. – М.: Дело, 2003.
26. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций [текст] / Ф.И. Шарков. – М.: РиП-холдинг, 2004. – 276 с.
27. Эффективность средств массовой информации. – М.: Логос, 2002. – 390 с.

Приложение 1
Опросник

1. Возраст
от 18 до 20 лет
21-30 лет
31-40 лет
41-50 лет
Свыше 50 лет
2. Образование
среднее
среднее профессиональное
высшее
два и более высших образования
послевузовское профессиональное (аспирантура)
3. Род занятий
студент
безработный
рабочий
служащий
предприниматель
домохозяйка
4. Семейное положение
холост/не замужем
женат/замужем
разведен
вдовец/вдова
5. Место ..............



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.