На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности межличностных отношений в группах и коллективах сверстников у дошкольников с умственной отсталостью

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 07.03.2012. Сдан: 2011. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


141К КР Особенности межличностных отношений в группах и коллективах сверстников у дошкольников с умственной отсталостью
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования межличностных отношений в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью 6
1.1 Теоретический анализ понятия «межличностные отношения» 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 12
1.3 Межличностные отношения в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью 22
Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью 25
2.1 Изучение межличностных отношений в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью 25
2.2 Рекомендации педагогам по организации эффективного межличностного взаимодействия детей с умственной отсталостью 27
Заключение 39
Заключение 39
Список использованной литературы 40

Введение

В настоящее время перед вспомогательной школой с особой остротой встает проблема социальной адаптации ее выпускников. Преобразования социальной, экономической и духовной сфер жизни в нашем обществе с одной стороны, способствуют формированию гуманного отношения к умственно отсталым детям, с другой стороны, чрезвычайно усложняют трудоустройство выпускников вспомогательной школы, их самостоятельную жизнь в обществе, затрудняют их взаимоотношения с окружающими людьми.
Известно, что социальное развитие детей связано с постоянными эмоциональными контактами а семье и вне семьи; со сверстниками и взрослыми (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.). От особенностей эмоциональных отношений в семье, в коллективе, во многом зависит становление характера ребенка, формирование его эмоций и чувств, его личности в целом. При этом формирование и проявление отношения к другим людям во многом определяется возрастными возможностями отражения ребенком других людей и самого себя в системе межличностных отношений (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.А. Петровская и др.). Установлено также, что неразвитость или разрушение эмоциональных отношений ребенка с людьми в раннем возрасте может привести к развитию серьезных личностных аномалий (Е.Т. Соколова, М.Ю. Макеева, Т.А. Флоренская. Г.Т. Хоментаускас).
Положение о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский) дает основание полагать, что формирование отношения умственно отсталых детей к окружающим людям обусловлено теми же факторами, которые воздействуют на нормально развивающегося ребенка. Однако наличие нарушений интеллектуального развития препятствует установлению взаимоотношений с окружающими людьми и тем самым создает качественно своеобразную социальную ситуацию развития умственно отсталого ребенка, затрудняет его адаптацию к жизни в обществе.
Исследования в области специальной психологии (О.К. Агавелян, З.А. Евлахова, Ж.И. Намазбаева, М.И. Хузьмицкая и др.) показали, что нарушения познавательной деятельности, присущие умственно отсталым детям, приводят к существенным недостаткам восприятия и понимания личности других людей, мешают установлению причинно-следственных зависимостей в человеческих взаимоотношениях, влияют на формирование самовосприятия и самооценки умственно отсталого ребенка.
В исследованиях В.А. Вяренена, Л.И. Даргевичене, Н.В. Коломенского, Р.Ф. Майрамян, А.И. Раку и ряде других авторов раскрываются особенности межличностных отношении, складывающихся в коллективе детей с умственной отсталостью. Показывается также важная роль семьи в развитии личности умственно отсталого ребенка, анализируются условия семейного воспитания детей с нарушением интеллектуального развития, отмечаются некоторые особенности формирования отношения родителей к умственно отсталым детям.
Поиск эффективных методов коррекционного воздействия на личность ребенка с умственной отсталостью делает изучение этих вопросов весьма актуальным.
Это и определило выбор темы нашей работы: «Особенности межличностных отношений в группах и коллективах сверстников у дошкольников с умственной отсталостью».
Цель работы: проанализировать теоретическим и эмпирически особенности развития межличностных отношений в группах и коллективах сверстников у дошкольников с умственной отсталостью.
Объектом исследования являются межличностные отношения.
Предмет исследования - особенности формирования межличностных отношений детей с умственной отсталостью.
Для доказательства определенной нами цели мы выдвинули следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2. Раскрыть особенности формирования межличностных отношений в группах и коллективах сверстников у дошкольников с умственной отсталостью.
3. Разработать программу изучения межличностных отношений детей с умственной отсталостью.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на совершенствование воспитательного процесса применительно к проблеме межличностного развития умственно отсталых детей.
Задачи определили выбор методов исследования: изучение и анализ общих и специальных литературных источников; индивидуальный эксперимент с детьми с умственной отсталостью; социометрия; качественно-количественный анализ полученных результатов.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования межличностных отношений в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью

1.1 Теоретический анализ понятия «межличностные отношения»

Проблеме отношений в общей психологии уделялось большое внимание (Т.М. Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломенский, И.С. Кон, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев. Н.К. Обоэов, С.Л Рубинштейн и др.). Отношения человека понимаются отечественными психологами как система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами окружающей действительности: важнейшими из которых являются отношения с другими людьми. Отношения проявляются и формируются как правило в общении, в то же время, имеющиеся у общающихся лиц отношения всегда влияют на многие характеристики общения. Большое значение для развития отношений между людьми имеет эмоциональный компонент этих отношений (эмоциональные отношения), понимаемый, как оценка субъектом своих взаимодействии с окружающими людьми, с партнерами по общению (Н. В. Обозов. Л.Я. Гозман и др.)[14, c. 25].
Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятия и понимания людьми друг друга, 2) межличностной привлекательности (притяжение и симпатия), 3) взаимовлияния и поведения (в частности, ролевого). Здесь следует уделить больше внимания межличностной привлекательности, которая проявляется в симпатиях и притяжениях.
В структуре взаимодействия и общения людей, как правило, выделяют три составляющие: поведенческую, аффективную и когнитивную (по Я.Л.Коломинскому); праксическую, аффективную, гностическую (по А.А.Бодалеву); регулятивную, аффективную, информационную (по Б.Ф.Ломову). К поведенческому компоненту относят результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию (перемещение в пространстве), речь. [1; с. 14].................


Заключение

Нарушение интеллекта является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.
Ребенок с нарушениями интеллекта может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал "как все".
Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.
Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда, важнейшей задачей коррекционного обучения является – постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. Реализация коррекционно-компенсаторных процессов нетипичного развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, которая должна выступать ориентиром деятельности учителя, воспитателя, социального педагога и социального работника. Необходимо систематическое, повседневное качественное совершенствование и приращение уровня ближайшего развития.
Список использованной литературы

1. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. — Челябинск, 2003.
2. Борич А. Семья с умственно отсталым ребенком // Дефектология. – 1999 № 5.
3. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: ПЕР СЭ, Смысл, 2000. – 685 с.
4. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
5. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1992.
6. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. – М.: 1995. – 390 с.
7. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. – М.: 1999.
8. Дембо Т.В. Приспособление к увечью – проблема социально-психологической реабилитации. – М.: 1992.
9. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. – М.: 2000.
10. Забранная С. Ж. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: 2003.
11. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М.: 2005.
12. Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. – М.: Педагогика, 1998.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1996.
14. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – М.: 2004.
15. Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. – Киев: 2002.
16. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: РПА, 2001.
17. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. – М.: 2002. – 225с.
18. Левин В. Психологический анализ понятия душевной болезни / Психол. Журнал. – 1999, № 3.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1999.
20. Лубовский В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 2001, № 6.
21. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М.: 1998.
22. Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001, № 1.
23. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 2004, № 3.
24. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М., 1999.
25. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.: 2002.
26. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). // Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: “Academia“, 2001.
27. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2004. – 416 с.
28. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
29. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М.: АПН РСФСР, 1999.
30. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Педагогика, 2000. – 231с.
31. Плахова Н.А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками // Дефектология. – 2005, № 5.
32. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 2003. – 188с.
33. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М.Дульнева и А. Р. Лурия. – М.: 2003.
34. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1996.
35. Семенченко И.В. К вопросу изучения межличностных отношений и их особенностей восприятия внутрисемейных отношений умственно отсталыми школьниками // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. – Красноярск: 2003.
36. Сергеева Т.А. Школа-центр интегрированного обучения и диагностики – новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2001, № 5.
37. Симонов П. В. Избранные труды: В 2 тт: Т. 1: Мозг: Эмоции; Потребности; Поведение. – М.: 2004.
38. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. – М.: 2002.
39. Юдилевич Я.Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно - воспитательной работе // Дефектология. – 2003, № 3.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.