На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Группа как система совместной деятельности Групповая система совместной деятельности.

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 09.03.2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРУППЫ И ПРОБЛЕМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Группа как объект изучения 6
1.2. Динамический подход к исследованию группы 8
1.3.Структура и процессуальные характеристики совместной деятельности 13
1.4. Критерий результативности совместной деятельности 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Анализ особенностей структуры учебной группы 22
2.2. Психологические особенности статуса ребенка в школьном коллективе 26
2.3. Определение видов статусов в школьных классах и группах внешкольного учреждения 30
2.4. Организация исследования 34
2.5. Ход эксперимента по определению статуса в группах 35
2.6. Выводы про итогам проведенного исследования 35
2.6. Заключительный этап исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47


ВВЕДЕНИЕ

Деятельность как процесс позволяет реализовать личности собственные интенции, определить основные направления личностного роста и степень координации собственной деятельности с другими членами группового взаимодействия. Взаимодействие в группе позволяет выявить коммуникативные особенности личности, ее способность вступать в конфликты или находить компромисс. Современное общество – это общество взаимодействия, в результате которого может сформироваться определенная структура общества и наступить распад существующих связей. Современное общество – общество, в котором поиск компромиссов и общих точек контакта в процессе взаимодействия становится более важным, чем противостояние и конфликтность. Все названные факторы позволяют говорить о том, что изучение проблемы группового взаимодействия является актуальным.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя: формы поведения личности в обществе в значительностей степени определяются окружением личности. Именно поэтому группа и специфика группового взаимодействия вызывает неослабевающий интерес. Понимание того, как создаются и развиваются группы, как они работают, в чем их особенность, как ими управлять, как применять в процессе организационного развития, становится важным для всё большего круга специалистов в области работы с людьми: не только предпринимателям и менеджерам, но и психологам, социологам, консультантам по управлению и организационному развитию .
Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой – сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та "равнодействующая" этих групповых влиянии, которая и определит содержание сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп .
Исследованиями процессов, происходящих в группе, занимались многие ученые. Среди зарубежных исследователей можно назвать Дж. Морено, Э. Мэйо, Ч. Кули, Г. Хаймена.
Проблема коллектива (группы) как субъекта деятельности и общения поднималась в работах отечественных ученых А.В. Петровского, Л.И. Уманского, Е.В. Шороховой. Вопросы группового взаимодействия поднимаются также в работах Г.М. Андреевой («Социальная психология»), А.И. Донцова («Психология коллектива»), Кричевского Р.Л., Дубовской Е.М. («Психология малой группы»).
В своей работе мы коснемся феномена совместной деятельности и психологических факторов, определяющих ее эффективность.
Цель настоящего исследования – взаимосвязь членов группы и характеристика рассматриваемых взаимосвязей.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
1. Рассмотреть социальную группу и ее структуру.
2. Определить содержание понятия «совместная деятельность».
3. Рассмотреть механизмы группового взаимодействия для достижения поставленных целей совместной деятельности.
4. Провести эмпирическое исследование социальной группы.
В качестве рабочей гипотезы была выдвинута следующая: существует закономерности повышения результативности совместной деятельности в группе, которые связаны с психологическим климатом в коллективе.
Объект исследования – малая социальная группа.
Предмет исследования – взаимоотношения внутри групп в учреждении дополнительного образования и школьном классе.
В качестве рабочей гипотезы была выдвинута следующая: существует закономерности повышения результативности совместной деятельности в группе, которые связаны с психологическим климатом в коллективе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРУППЫ И ПРОБЛЕМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Группа как объект изучения

Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”.
Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. В каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.
Условия жизнедеятельности малых групп не только в новейшей российской истории, но и в глобальном масштабе в последние годы были экстремалыми и напряженными, что диктует необходимость углубленного изучения деятельности и поведения групп в разных ситуациях наряду с ситуациями оптимальными.
Практическая потребность прогнозирования процесса и результатов совместной деятельности малых групп в оптимальных и напряженных ситуациях делает востребованным их исследование.
Собственно изучение социально-психологических аспектов проблемы группы в разных ситуациях совместной деятельности не проводилось, однако существует ряд исследований по близким проблемам. Особенно много работ, анализирующих социально-психологические последствия стресса.
Основоположник физиологической теории стресса Г. Селье неоднократно указывал на межличностные отношения как источник стресса и называл стресс, вызываемый необходимостью «уживаться друг с другом», главной причиной дистресса. Пути преодоления подобного стресса ученый усматривает в воодушевлении общим идеалом и общей целью, в совместном труде, порождающем сплоченность и солидарность людей.
В монографии Л.А. Китаева-Смыка «Психология стресса» был выделен и исследован социально-психологический субсиндром стресса, понимаемый как изменение общения в экстремальных ситуациях. В частности, этот субсиндром связан с изменениями показателей активности общения, что отражается на взаимодействии индивида с социальной средой: с окружающими людьми, коллективом, группой, производственной организацией и т.д.
Социальное взаимодействие заметно изменяется, если стресс возникает одновременно у многих людей. По данным исследователя, стрессовые изменения общения, вплетаясь в структуру жизнедеятельности, поведения, рабочей активности, могут существенным образом (положительно или отрицательно) влиять на психологический климат коллектива, на производительность труда, на успешность преодоления экстремальных ситуаций. Характер общения в группе также влияет на эффективность и надежность деятельности при стрессе. Л.А. Китаев-Смык подчеркивает, что взаимодействие совокупности людей должно создавать более эффективный защитный потенциал, чем потенциал отдельного человека.
Диссертационное исследование В.Я. Подороги посвященное проблеме влияния стресса на групповую деятельность старшеклассников, позволило установить зависимость между стрессовыми ситуациями и эффективностью групповой деятельности, с одной стороны, и уровнем развития группы как коллектива, с другой. Было экспериментально установлено, что влияние стрессовых ситуаций происходит в виде положительных и отрицательных реакций группы при воздействии стрессоров, что и ведет к различной эффективности деятельности. К сожалению, в указанной работе напряженные ситуации понимаются только как вызванные воздействием стрессоров, в результате которого может возникнуть состояние психической напряженности. При этом стрессовые реакции регистрируются автором, как нам представляется, не вполне корректно – только по отдельным вегетативным реакциям.
Следовательно, проблема группы в напряженных ситуациях явно недосточно исследована в социальной психологии. Не существует приемлемого теоретического объяснения фактов неоднозначности групповой динамики и эффективности совместной деятельности в разных ситуациях. Теоретическое осмысление и эмпирическое исследование социально-психологических основ надежности группы позволит более глубоко изучить и совместную деятельность, и малую группу.

1.2. Динамический подход к исследованию группы

Поведение и совместная деятельность группы в разных ситуациях неоднократно становились предметом исследования в отечественной социальной психологии. По мнению А.И. Донцова , любая организованная группа по ходу своей деятельности неизбежно сталкивается с различного рода трудностями и ограничениями. В результате складывается потребность преодоления несогласия, групповой напряженности, противоречий. Описывая влияние указанных ситуаций на динамику групповых социальных процессов, автор приходит к выводу о неоднозначности такого влияния на разные группы.
Большое внимание исследованию совместной деятельности группы в стрессовой, напряженной ситуации для определения влияния регрессивных тенденций на становление социальной общности уделяет Л.И. Уманский . Для описания особенностей жизнедеятельности группы в указанных выше условиях ученый использует понятие «сопротивляемость». По его данным,
группы разного уровня развития обладают различной сопротивляемостью. Так, группы низкого уровня развития обнаруживают «депрессивный синдром» – безразличие, апатию,деморализацию. Взаимодействие в группе
приобретает характер конфликта, члены группы отказываются от выполнения задания, совместная деятельность дезинтегрируется.
Группы-кооперации в тех же условиях отличаются толерантностью и адаптируются, не снижают уровень работы. Группы-автономии и группы-коллективы на сложные ситуации отвечают возрастанием активности и стеничностью эмоционального климата, эффективность деятельности таких групп даже повышается.
Как показывает анализ психологической литературы, преобладающим является статический подход к изучению группы в разных ситуациях. При таком подходе ситуация, окружение имеет значение лишь постольку, поскольку может вызвать «нарушения», то есть вынужденные изменения процессов, соответствующих природе психологии группы. Исследователи, рассматривающие проблемы совместной деятельности и поведения группы в разных ситуациях, делают акцент именно на устойчивости и на том, что с ней связано: стрессоустойчивости, помехоустойчивости, резистентности. Таким образом, учеными подчеркивается отсутствие значительных психодинамических изменений в поведении группы, успешность решения групповых задач, размеренный, спокойно-деловой тон в общении, достаточно быстрое достижение единства мнений и действий и т.п.
Нам представляется, что описание и изучение психологических фактов только в рамках устойчивости не является достаточным. Необходимо уточнение и дополнение такого подхода к изучению ситуаций динамическим подходом, учитывающим изменчивость группы, адекватность ее действий ситуации.
Мы считаем вслед за С.В. Сарычевым, что рассмотрение проблемы взаимодействия группы возможно с точки зрения динамики. Методологически такой подход в психологии обоснован в работе К. Левина «Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» . В соответствии с этим подходом динамика события связывается не с изолированным объектом как таковым, а зависит от ситуации, в которой происходит событие. Динамика конкретного процесса должна выводиться из связи конкретного объекта с конкретной ситуацией, поскольку дело касается внутренних сил, многочисленных связей различных функциональных систем, которые образуют объект.
Свойства и структура объекта важны и при динамическом подходе, но более важной считается ситуация, а не объект. По мнению К. Левина, определенные ситуации обладают методологическим преимуществом и, насколько возможно, устанавливаются экспериментальным путем. Кроме того, вся ситуация изменяется вместе с процессом, оказывая влияние на величину и динамику векторов, которые в данный момент определяют общую динамику .
Исследование группы как динамической системы дает возможность рассмотреть во взаимосвязи и единстве динамические изменения среды, конкретной ситуации совместной деятельности группы и собственно группу.
Группа как субъект совместной деятельности способна проявить себя в полной мере лишь при полной, предельной реализации своих возможностей. Мы считаем, что в динамическом аспекте изучение группы может быть дополнено организованностью как интегральной характеристикой функционирования самой группы.
В отличие от статического подхода к исследованию данной проблемы, предполагающего анализ в основном внешних воздействий (что отражено в понятиях «помехоустойчивость», «стрессоустойчивость», «эмоциональная устойчивость», «резистентность»), динамический подход (который, как мы считаем, адекватно раскрывается понятием «надежность») предполагает анализ и внешних, и внутренних условий совместной деятельности группы, которые создают необходимость перестройки (адекватного изменения) способа организации совместной деятельности в соответствии с этими условиями .
В отношении совместной деятельности группы обеспечивается создание группой адекватных способов организации совместной деятельности, причем адекватность должна обеспечиваться как в отношении внутренних условий (возможностей группы), так и в отношении той внешней среды, в которой группа находится. Оптимальное воплощение этих способов в совместной деятельности обеспечивает оптимальный уровень функционирования группы как субъекта совместной деятельности на определенном отрезке времени и в определенных условиях (то есть в определенной ситуации) .
Если мы определим надежность как социально-психологическое качество группы, то имеем право предположить существование групп, обладающих этим качеством, ? надежных групп. Надежная группа характеризуется:
– высокой эффективностью совместной деятельности (не только по непсихологическому результату деятельности, но и по воспитательному воздействию на членов группы);
– достигаемыми в широких пределах изменениями группового поведения и совместной деятельн...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.