На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Дидактические основы формирования позновательной активности дошкольников.

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 09.03.2012. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения познавательного процесса 5
1.1. Особенности изучения познавательных процессов в психологии 5
1.2. Специфика развития познавательных процессов у дошкольников 15
Глава II. Развитие познавательной активности дошкольного учреждения 25
2.1. Построение комплекса занятий, направленных на развитие познавательной деятельности 25
2.2. Примеры практических занятий со старшими дошкольниками 29
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 52

Введение
Принципиальная задача педагогов и родителей – развитие лично¬сти и ее активности. С.Л. Ру¬бинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс, формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его вос¬питания.
Активность познавательной деятельности дошкольника зависит от его мотивации. Данный процесс устойчив, если имеются способы по¬знания. Активизация познавательной деятельности дошкольника должна быть связана с формированием у него мыслительных и творческих средств познания. Для организа¬ции педагогического процесса по формирова¬нию у детей способов познания мира необходи¬мо было проанализировать, отобрать и адапти¬ровать эффективные методы и приемы работы с дошкольниками. Поэтому предложенная тема курсовой работы: «Дидактические основы формирования познавательной активности дошкольников» является актуальной.
Целью курсовой работы является рассмотрение дидактических основ формирования познавательной активности дошкольников.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.
Предметом работы: особенности развития познавательной активности старших дошкольников.
Гипотеза исследования заключается в том, что методически правильные составленные занятия позволяют улучшить познавательную активность старших дошкольников.
Исходя из поставленной цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы изучения познавательного процесса в психолого-педагогических дисциплинах;
– выявить специфику развития познавательного процесса у детей дошкольного возраста;
– рассмотреть особенности развития познавательной активности в дошкольном учреждении;
– разработать комплекс занятий, направленных на развитие познавательной деятельности детей.
Методологической базой исследования являются фундаментальные исследования по психологии следующих авторов: Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой, А.В. Запорожеца, В.В. Зеньковского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, а также методические разработки педагогов: Т.В. Кирсановой, С.П. Кузьминой, Е.Л. Савостиковой, Е.Е. Клопотовой, Г. Глушкова и многих других.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования (анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, периодические издания по организации и оптимизации развивающей среды в ДОУи др.).
Теоретическая и практическая значимость работы. В теоретической части курсовой работы переработана информация об исследовании познавательных процессов в психологии, а также рассмотрены особенности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Материалы курсовой работы могут быть использованы при составлении методических рекомендаций и программ для дошкольных учреждений, а также на лекционных и практических занятиях по дошкольной педагогике, теории и воспитания детей.
Структура работы. Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
?
Глава I. Теоретические основы изучения познавательного процесса
1.1. Особенности изучения познавательных процессов в психологии

Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.
Интересующая человека информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.
Первичные, исходные сведения о мире человек получает через ощущения. Они предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей средой. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.
Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.
Познание – это творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
Познавательная активность (лат. аctivus–деятельный) – становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Индикаторами познавательной активности могут служить такие характеристики деятельности как интенсивность, длительность, операционально-технический уровень, внутреннее целеполагание, настойчивость в решении задач, самостоятельно поставленных индивидом. Познавательная активность проявляется также в уровне внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраске деятельности.
Важнейшим фактором, обусловливающим познавательную активность в онтогенезе, является общение ребенка с окружающими людьми. В первом полугодии жизни главным объектом познавательной активности становятся ухаживающие за ребенком взрослые. В ходе предметно-манипулятивной деятельности, развивающейся в сотрудничестве с ними, формируется познавательная активность, направленная на изучение предметного мира (ранний возраст).
В дошкольном возрасте познавательная активность распространяется на все более сложные явления окружающего мира, включая социальные отношения людей, которые ребенок познает в игре, продуктивной деятельности, в ходе внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения со взрослыми и сверстниками. В школьные годы познавательная активность развивается в процессе учебной деятельности и самостоятельных занятий. По мере развития познавательная активность становится все более произвольной, надситуативной, устойчивой в отношении принятой цели.
В вопросе о закономерностях интеллектуального и когнитивного развития ребенка отечественная психология выдвигает ряд теоретических положений. Во-первых, положение Л.С. Выготского о наличии у человека натуральных и культурных форм поведения. Во-вторых, закон Л.С. Выготского о формировании высших психических функций и высших (культурных) форм поведения. В-третьих, принцип единства деятельности и сознания.
Психические функции, отличающиеся произвольностью, осознанностью и опосредованностью, Л.С. Выготский назвал высшими. Они составляют культурный план деятельности человека, ребенка в частности. Натуральные функции, данные ребенку природой, при жизни в обществе преобразуются в функции культурные.
Л.С. Выготский сформулировал закон формирования высших психических функций. Согласно этому закону, каждая высшая психическая функция (культурная форма поведения, высшая форма поведения) рождается на свет дважды: сначала как функция интерпсихическая, в ситуации общения и совместной деятельности ребенка со взрослым, а затем как функция интрапсихическая, как внутреннее достояние самого ребенка.
Это значит, что всякая психическая функция зарождается, формируется и преобразуется сначала в процессе общения и взаимодействия со взрослым, а затем лишь становится внутренне управляемой самим ребенком. Важно при этом иметь в виду, что произвольность не формируется сама по себе, ее необходимо воспитывать.
Развитие познавательных функций является традиционным и наиболее разработанным направлением работы психолога в детских учреждениях. Этот факт объясняется тем, что на протяжении дошкольного возраста происходят коренные изменения в восприятии, памяти, мышлении. Из непроизвольных они превращаются в осознанные, произвольные и опосредованные (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, О.М. Дьяченко). А это значит, что ребенок постепенно приобретает способности: а) ставить перед собой сознательные цели (нечто воспринять, запомнить, о чем-то подумать); б) активно достигать поставленных целей; в) владеть средствами для их достижения.
В психологической литературе, посвященной познавательному развитию ребенка дошкольного возраста, содержится разнообразная информация о том, на каком уровне развития находится та или иная психическая функция на данном возрастном этапе (Л.А. Венгер, Л.Ф. Обухова, В.В. Зеньковский). Эта информация касается уровня актуального развития ребенка, как сказал бы Л.С. Выготский.
Рассмотрим зону ближайшего развития; о «завтрашнем дне ребенка», о тех качествах, которые формируются под руководством взрослого человека – родителя, воспитателя – в дошкольном возрасте. К таким качествам, составляющим своеобразную задачу дошкольного возраста, относят формирование осознанности, произвольности и опосредованности поведения и психики ребенка.
Осознанность психических процессов означает их выделение в сознании ребенка как самостоятельных. В этом случае говорят о том, что соответствующий психический процесс осознается. В школьном возрасте в качестве самостоятельных процессов начинают выделяться восприятие, логическое мышление, память и другие психические процессы. Исследование этих процессов мы находим в работах Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, З.М. Истоминой.
В дошкольном возрасте, пишет Д.Б. Эльконин (1960), процессы восприятия постепенно вычленяются и начинают формироваться как самостоятельные, целенаправленные процессы со своими специфическими задачами и способами. Умение рассматривать предметы, наблюдать за ними возникает в результате специальной педагогической работы с детьми.
Динамику развития логического мышления исследовал А.В. Запорожец. На первых порах мыслительные процессы, отмечал он, носят характер вспомогательных операций, непосредственно включенных в практическую деятельность; они еще не выделились в самостоятельные интеллектуальные внутренние действия, направленные на решение особых познавательных задач. Впервые познавательная задача начинает выступать перед ребенком в дошкольном возрасте.
Однако, по мнению А.В. Запорожца, отношение дошкольника к познавательной задаче характеризуется некоторым своеобразием, которое заключается в том, что решение интеллектуальной задачи происходит не в контексте особой познавательной деятельности, а побуждается практическими и игровыми мотивами. У младших дошкольников, отмечает А.В. Запорожец, вообще имеется тенденция превратить интеллектуальную задачу в игровую. А в решении логических задач эти дети руководствуются мотивами практической, житейской значимости.
Ситуация меняется у старших дошкольников. Основной задачей у них становится понимание принципа решения той или иной головоломки, в то время как интерес к самому процессу игры, к выигрышу отступает на задний план. Возникновение особых познавательных задач вызывает к жизни особые, внутренние интеллектуальные действия, направленные на решение этих задач, – особый процесс рассуждения. А.В. Запорожец призывает педагогов относиться бережно к первым попыткам ребенка рассуждать. «Нужно отметить, что на ранних ступенях развития эти первые формы рассуждения нуждаются в особо благоприятных условиях для своего появления. Лишь в дальнейшем, окрепнув на этой почве, они могут быть воспроизведены в других обстоятельствах».
Итак, познавательной активностью мы считаем активность, направленную на весь внешний мир, имеющую основой ориентировочный рефлекс, развивающуюся на его базе познавательную потребность, и выражающуюся в построении образа мира посредством ориентировочно-исследовательской, или поисковой, деятельности.
Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.). Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие ребенка, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие. Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение развития познавательной активности внутри рамок, которые определяет общество.
Основными структурными составляющими познавательной активности являются познавательная потребность и саморегуляция поисковой деятельности (А.М. Матюшкин). Наиболее существенный показатель наличия и уровня познавательной активности в поведении субъекта – инициатива в познании, стремление стоить полный и точный образ нового, в конечном счете – образ мира.
Особенно важную задачу представляет выявление факторов, прижизненно влияющих на познавательную активность, обеспечивающих ее качественные преобразования. В лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста М.И. Лисиной была выдвинута гипотеза, согласно которой уровень познавательной активности решающим образом определяют испытываемые ребенком в первые годы жизни влияния окружающей среды, главным из которых является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего – взрослыми, отношения с которыми опосредуют отношения ребенка со всем остальным миром. Общая гипотеза имеет три уточнения: 1) «развитию познавательной активности способствует не всякое общение, а только такое, которое адекватно возрасту ребенка по количеству и – что самое важное – по качеству»; 2) пути влияния общения на познавательную активность неодинаковы на разных этапах детства. Предполагается возможность как неспецифических, так и специфических влияний; 3) не только общение со взрослым, но и общение со сверстником влияет на познавательную активность ребенка.
Гипотезы получили подтверждение в исследованиях М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, Т.М. Землянухиной, выполненных на детях раннего возраста. Однако остается недоказанным, сохраняется ли определяющая роль общения для развития познавательной активности в более старшем, дошкольном, возрасте.
Итак, познавательный интерес – один из ведущих сти¬мулов развития личности. Особенно большое влияние интерес оказывает на формирование личности ребенка. Представ¬ит собой избирательное отношение растущего человека к окружающему миру и к деятельности, направленной на его познание и преобразование. Интерес благотворно воздействует на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, способствует обогаще¬нию ее социального и нравственного опыта.
Интересы детей разнообразны: их предмет¬ная направленность, устойчивость, ши¬рота, глубина, действенность зависят от возрастных и индивидуальных осо¬бенностей детей, а также от той среды, в которой они воспитываются. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
O избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
O проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
O активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
O активное эмоционально-...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.