Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности одаренных школьников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 09.03.2012. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
глава 1. Теоретические аспекты исследования одаренных детей 5
1.1. Основные проблемы в исследованиях одаренности 5
1.2. Классификация одаренности 9
1.3. Психо-социальные проблемы одаренности 16
глава 2. Практическое исследование одаренности школьников 22
2.1. Организация и проведение исследования 22
2.2. Результаты исследования 28
2.3. Выводы и рекомендации 34
заключение 41
список литературы 43
приложение №1 45
приложение №2 46
приложение №3 47
приложение №4 49
приложение №5 50

ВВЕДЕНИЕ
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.
Таким образом, актуальность исследования проблемы одаренности и степень разработанности определили цель нашей работы.
Цель: выявить основные психологические показатели одаренности детей в современном обществе.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• изучить научно-методическую литературу по проблеме одаренности детей;
• выявить показатели, способствующие развитию одаренности детей;
• исследовать одаренность у школьников;
• наметить направления психологической работы с одаренными детьми.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.
Предмет: психологические показатели одаренности учащихся начальных классов.
Нами была выдвинута гипотеза: одним из показателей одаренности является высокий уровень интеллектуальных способностей: одаренность проявляется в уровне мыслительных операций. Поэтому, изучая уровень интеллектуальных способностей можно выявить одаренность школьников.
Теоретико-методологической базой исследования послужили следующие теории и концепции:
• теория развития личности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эриксон Э.Г);
• системный и деятельностный подходы в формировании личности (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Петровский А.В., Петровский В.А., Платонов К).
В исследовании применены следующие методы: анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования; наблюдение, анкетирование и психологическое тестирование; математическая обработка данных, полученных с помощью:
- метода опроса (устного и письменного);
- анкетирования;
- тестирования;
- беседы;
- наблюдения.
Исследование было проведено поэтапно:
1 этап – 2002-2003 – сбор материала и работа с научно-методической литературой;
2 этап – 2003-2004 - проведение полевого эмпирического исследования, связанного с изучением основных факторов феномена одаренности;
3 этап – 2004-2005 – обработка результатов исследования, анализ эмпирических данных, оформление выводов и рекомендаций.
Эмпирическая база. Исследование проводилось на базе СОШ №40 г. В работу включены учащиеся начальных классов в количестве 40 человек.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности
В научной психологической литературе труды по одаренным детям и их проблемы наиболее изучены Н.С. Лейтесом. В его трудах рассмотрены вопросы возрастной одаренности, индивидуальных различиях психологических проблем одаренности. В многосторонних исследованиях он обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития; убедительно показал, в частности, что сенситивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания.
Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды); одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Дети, по Н.С. Лейтесу, в целом одареннее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Н.С. Лейтес показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сенситивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности. Эта проблема чрезвычайно важна для решения вопросов эффективного психического развития человека в онтогенезе. Для этого нужны психолого-педагогические технологии, обеспечивающие подлинный индивидуальный подход к школьникам.
Стремление изучить проблему эффективного и непрерывного, продолжительного формирования способностей приводит Н.С. Лейтеса к новому пониманию психического развития человека в онтогенезе. В отечественной психологии широкое распространение и признание получили положения о ведущей для каждого возраста деятельности и социальной ситуации развития как двух важнейших факторах психического развития личности. Н.С. Лейтес настаивает на необходимости изучать внутренние условия развития способностей, среди которых особо выделяются формально-динамические. Подобный подход позволил автору продолжить установление связей дифференциальной психологии с психофизиологией. Н.С. Лейтесу удалось творчески продолжить и применить к детям теорию Б.М. Теплова о том, что талант определяется не столько умственным развитием человека, сколько индивидуальным своеобразием, совокупностью входящих в него факторов. С положением о том, что одаренность характеризуется, прежде всего, своим индивидуальным своеобразием, невозможно не согласиться: талантливые люди в науке, в технике, в искусстве не повторяют друг друга, у каждого свои творческие особенности. Вот почему определение одаренности через нахождение коэффициента интеллектуальности (IQ) недостаточно для выявления уровня одаренности. Более того, чрезвычайно высокий IQ (170 и выше) у ребенка не способствует развитию творчески плодотворной личности.
В своих трудах Н.С. Лейтес привлекает внимание к тому, что свойства сенситивности разных периодов детства могут суммироваться, оказывая совместное действие в развитии ребенка. Представленные материалы и выводы из них настолько существенны, что можно говорить о разработке новой концепции психического развития человека в онтогенезе. В основе ее лежат положения о возрастной одаренности, под которой понимаются те ее признаки, которые обусловлены особенностями разных возрастов. Эта концепция опирается на целостную картину хода развития и своеобразия интеллекта у младших школьников, подростков и старших школьников. Ее обоснованию служат доказательно интерпретируемые монографические описания индивидуально-типологических особенностей личности школьников.
Н.С. Лейтеса умело связывает отдельные возрастные и индивидуальные особенности личности, выявляя их взаимозависимость и общность, показывает конкретно, что недостатки личности являются продолжением ее достоинств, а порой играют и положительную роль. Он рассматривает проблему раннего проявления одаренности как проблему детского возраста, дает "психологические портреты" выдающихся детей, раскрывает понятие "возрастная одаренность" и освещает некоторые другие общие вопросы, связанные с одаренностью. Кроме того, он выделяет три школьных возраста: их возрастные особенности как предпосылки развития способностей. На примерах учащихся II, VI и IX классов выделяет, по существу, компактные, насыщенные богатым жизненным материалом психолого-педагогические характеристики основных школьных возрастов. Анализируя интеллектуальные различия, обусловленных ходом возрастного развития, Н.С. Лейтес приводит ряд очень содержательных и развернутых психологических характеристик представителей определенных видов (вариантов) возрастного развития.
Рассматривая "Индивидуально-типические различия по интеллекту". Н.С. Лейтес опирается на результаты психофизиологических исследований Б.М. Теплова и представителей его школы, разрабатывающих определенные аспекты учения Павлова о высшей нервной деятельности. Например, павловские характеристики "художественного" и "мыслительного" типов совпадают в общем с выявленным в середине нашего века делением людей на право - и левополушарных.
При этом Н.С. Лейтес рассматривает вопрос о нравственной стороне одаренности. Известно, что в одной и той же семье вырастают нравственные люди и без нее, причем различия эти начинают проявляться с раннего детства.
Н.С. Лейтес в своих трудах рассматривает самые общие предпосылки способностей, природные предпосылки дифференциально-психологических свойств, о сенситивных периодах психического развития, соотношение возрастного и индивидуального в способностях школьника.
Работы Н.С. Лейтеса в области одаренности восстанавливает давнюю традицию европейский психологии (с ее вниманием к психологическим характеристикам), забытую под влиянием чрезмерно увлекающейся статистикой американской психологии.
Группа исследователей Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Маркутина, АА Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Л.В. Попова, М.С. Старчеус, В С Юр-кевич также глубоко изучали проблемы одаренности. В их работах отражены современные исследования по данной проблеме в России и за рубежом. Основная направленность их работы - возрастные и индивидуально-типические особенности развития одаренности школьников, способы ее выявления проблемы воспитания и обучения одаренных учащихся.
В результате их труда появилось понимание того, что одаренные отличаются не сколько способностью усваивать чужое, сколько создавать свое. Именно эти 15-25% от общего количества детей при благоприятно сложившихся обстоятельствах могут составить цвет нации. К сожалению, это имеет место, из тысячи детей, родившихся с потенциалом гения, им становится лишь один, нужны определенные условия. Осознание важности этой проблемы привело к тому, что в ряде цивилизованных стран приняты и выполняются законы об одаренности, существуют фонды, функционируют консультационные центры. И наша страна становится в ряд с цивилизованными странами. В частности, в Москве, в центре педагогической реабилитации “Юго-Запад” ежеквартально проводятся семинары по работе с одаренными детьми.
1.2 Классификация одаренности
Дифференциация видов одаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение своеобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
2) степень сформированности одаренности;
3) форма ее проявления;
4) широта проявлений в различных видах деятельности;
5) особенности возрастного развития.
Рассмотрим их подробнее.
1. По первому критерию классификация типов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).
К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены разные уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный, понятийно-логический уровни; эмоциональной - уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания; мотивационно-волевой - уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.
Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности: в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная; в познавательной - интеллектуальная различных видов; в художественно-эстетической - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная; в коммуникативной - лидерская и аттрактивная. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям. Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), в познавательном (интерпретации), в коммуникативном (коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), в духовно-ценностном (придания смысла своей деятельности в качестве музыканта). Классификация по критерию "вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики" является наиболее важной в плане понимания природы детской одаренности. Оценка одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления о ней как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества.
При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку те или иные ее компоненты у разных индивидуумов могут быть выражены в различной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов "внут...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.