На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Защита жизни и здоровья граждан

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 10.03.2012. Страниц: 95. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 7
1.1. Жизнь и здоровье как объекты правовой защиты 7
1.2. Правовое регулирование защиты жизни и здоровья граждан 10
1.3. Понятие, сущность и система мер защиты жизни и здоровья 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ 21
2.1. Гражданско-правовые способы обеспечения благоприятной окружающей среды 21
2.2. Гражданско-правовые средства обеспечения радиационной безопасности граждан 25
2.3. Правовые проблемы применения эвтаназии 31
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ 38
3.1. Гражданско-правовые способы защиты здоровья в сфере оказания медицинских услуг 38
3.2. Правовые проблемы трансплантации органов и тканей человека 42
3. Правовые проблемы планирования семьи 46
3.4. Система правовых мероприятий по профилактике СПИД и ВИЧ-инфекции 51
3.5. Гражданско-правовые проблемы вакцинации 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность состоит в том, что современное положение дел в сфере здравоохранения характеризуется как кризисное. В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 05.11.97 г. № 1387 , отмечается, что кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения. В связи с этим необходима продуманная стратегия реформирования здравоохранения.
Указанная стратегия в качестве одного из основных направлений предусматривает совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения. Остро стоит необходимость обновления действующих законодательных актов об охране здоровья, поскольку значительная их часть морально устарела, система законодательства в целом не вполне соответствует реальной организации здравоохранения, возможностям и потребностям общества.
Необходимость развития и совершенствования правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения обусловлена целым рядом факторов, которые заставляют нас проверить и пересмотреть многие, казалось бы, устоявшиеся в правовой науке и практике представления. Это - организационные факторы (в связи с децентрализацией системы здравоохранения и многообразием субъектов медицинской деятельности), финансовые (в связи с переходом на многоканальную систему финансирования здравоохранения), научно-технологические (в связи с практическим освоением новых медицинских технологий и способов профилактики, лечения, диагностики).
Среди указанных факторов есть такие, которые относятся к развитию системы российского права в целом. Это, прежде всего, принятие Конституции РФ и введение в действие частей первой и второй Гражданского кодекса РФ.
Исходной базой для развития и совершенствования законодательства в сфере здравоохранения являются положения Конституции Российской Федерации, в частности, положения статей 2, 7, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 34, 41, 45, 55. В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Соответственно этому положению основной функцией законодательства о здравоохранении является комплексное правовое регулирование отношений при осуществлении гражданами своего конституционного права на защиту здоровья и медицинскую помощь, закрепленного статьей 41 Конституции РФ.
Главное внимание при подготовке законодательных предложений должно быть уделено созданию действенных правовых механизмов, позволяющих в усяовиях ограниченных ресурсов наиболее эффективно реализовать право каждого гражданина на медицинскую помощь, а также обеспечить защиту национального здоровья в целом.
Отмеченная потребность обновления законодательства о здравоохранении определила выбор темы исследования.
Известный отечественный правовед Л.И. Дембо почти сто лет назад утверждал, что "...признаком культурности нации является также высоко развитый санитарный закон". Уже в те времена, по его мнению, можно было "говорить об особом врачебном праве, как о совокупности норм, определяющих учреждение и образ действия различных органов, так или иначе причастных к делу охранения народного здравия, регулирующих санитарную жизнь страны, определяющих общественное положение врачебного сословия и пр. и пр." Им была определена структура врачебного права, состоящая из трех главных частей: санитарное и социальное законодательство, врачебно-лечебное законодательство и законодательство, определяющее положение врачебного сословия.
Прошли годы и предпочтение стало отдаваться другому названию -"законодательство о здравоохранении" или "медицинское право", но и сегодня мы по-прежнему подразделяем эту комплексную отрасль законодательства на три основные части: 1) законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, государственной профилактике болезней, организации и финансировании государственной и муниципальной системы здравоохранения, методах государственного управления субъектами медицинской деятельности; 2) законодательство о права и обязанностях медицинских учреждений и их пациентов в процессе оказания медицинской помощи, то есть при осуществления диагностической, профилактической, лечебной и реабилитационной деятельности; 3) законодательство, определяющее правовое положение и меры социальной защищенности медицинских работников.
Цель исследования - осуществить комплексный анализ законоположения относительно правового регулирования защиты жизни и здоровья граждан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику защиты жизни и здоровья граждан;
- рассмотреть правовые средства защиты жизни;
- рассмотреть правовые средства защиты здоровья.
Методология. В процессе исследования наряду с общенаучным диалектическим методом познания, использовались также такие частно-научные методы, как системный, логический, исторический, сравнительного правоведения, которые позволяют рассматривать явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Теоретическая основа исследования - труды таких отечественных и зарубежных ученых-правоведов, как С.С.Алексеев, А.Б.Венгеров, Дж.Гриффитс, Я.Дворжак, Л.И.Дембо, Я.Дргонец, Т.И.Илларионова, А.Ю.Кабалкин, О.А.Красавчиков, Л.О.Красавчикова, М.В.Кротов, Я.Легемаат, Р.С.Мэгнассон, М.Ф.Орзих, М.Н.Малеина, Н.А.Маргацкая, Н.И.Матузов, Е.Я.Мотовиловкер, П.И.Новгородцев, И.Б.Новицкий, А.Н.Савицкая, А.Е.Шерстобитов, Р.О.Халфина, В.Ф.Яковлев, К.Б.Ярошенко и др.
Предмет исследований - защита жизни и здоровья граждан.
Объект исследования - общественные отношения, урегулированные нормативно-правовыми актами, регулирующие защиту жизни и здоровья граждан
Информационная база исследования. Работа выполнена на основе действующего законодательства Российской Федерации, международных договоров, документов Всемирной Организации Здравоохранения.



ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

1.1. Жизнь и здоровье как объекты правовой защиты

Известно, что здоровье наряду с жизнью является первостепенным благом человека. Вместе с тем, здоровье как социально-экономическая, медицинская и юридическая категория трудно поддается определению, поскольку имеет множество аспектов.
Первостепенное значение здоровья для развития общества подчеркивается закреплением права на его защиту и обеспечение многочисленными международными правовыми актами. Среди них следует упомянуть Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г. и другие документы ООН. Вместе с тем, не существует общепризнанного международного стандарта содержания права на защиту здоровья.
Важнейшим региональным документом, закрепившим право на защиту здоровья, является Европейская социальная хартия (Турин, 18 октября 1961 г. – Страсбург, 3 мая 1996 г.), подписанная Россией еще в 2000-м году, но до сих пор не ратифицированная. Продолжительный период подготовки Хартии к ратификации свидетельствует о серьезных проблемах в системе социальной защиты российских граждан и о таком уровне их социальных прав, который не позволяет в короткие сроки обеспечить исполнение европейских требований социальных гарантий. Исследуются также основные юридические акты в области защиты и обеспечения здоровья, действующие на территории СНГ, в частности, Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.
Право на защиту здоровья и медицинскую помощь является конституционным, т.е. основным, базовым правом человека. Конституции многих развитых стран мира содержат те или иные государственные обязательства перед гражданами в сфере здоровья (Конституция Французской Республики от от 27 октября 1946 г. (преамбула), Конституция Итальянской Республики (ч. 1 ст. 32), Конституция Королевства Испания от 27 декабря 1978 г. (ст. 43.1).
Право на защиту здоровья отражено в конституциях бывших республик СССР: Российской Федерации, Беларуси, Украины, Таджикистана и т.д., ныне – государств-членов СНГ. В целях обеспечения указанного права провозглашается принятие мер по оздоровлению окружающей среды (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан), развитию физической культуры и спорта (Армения, Беларусь, Украина, Таджикистан), возможности пользоваться оздоровительными учреждениями (Беларусь, Украи¬на), гарантии санитарно-эпидемиологического благополучия (Азербайджан, Россия, Украина), а также возможности для раз-личных форм медицинского страхования (Азербайджан, Россия, Украина).
Всеми государствами в той или иной форме закреплено по¬ложение о создании условий, которые обеспечивали бы населению меди¬цинскую помощь и уход в случае болезни. «Бесплатную» медицин¬скую помощь декларируют конституции Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Ук¬раины, Таджикистана, Туркменистана. Однако, в действительности слова сильно расходятся с делом – социальные права в указанных странах, включая Россию, реализуются из рук вон плохо.
В юридической теории распространен подход, согласно которому под содержанием конституционных прав понимают те конкретные правомочия, на которые «распадается» основное право при ближайшем рассмотрении.
Собственный подход к содержанию права на защиту здоровья зиждется на выделении основного, базового содержания этого права, т.е. тех правомочий, без которых рассматриваемое право не может существовать, поскольку они составляют его смысл.
Право на защиту здоровья наряду с такими правами, как право на достойную жизнь, труд, образование, жилище, социальное обеспечение и социальную защиту, создание профсоюзов и т.д. большинством ученых относится к категории социальных (социально-экономических) прав. Отмечается, что общепринятого определения социальных прав в литературе не существует.
По мнению автора, праву на защиту здоровья присущи все черты и характерные особенности социальных прав, выделяемые в литературе: социальные права образуют составную часть системы неотъемлемых прав человека; главной характерной чертой социальных прав является то, что они призваны обеспечивать личности удовлетворение важнейших жизненных нужд, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии; социальные права являются краеугольным камнем формирования подлинно социального государства; реализация социальных прав становится проблематичной в условиях недостатка материальных и финансовых ресурсов; юридическая природа социально-экономических прав в их соотношении с так называемыми классическими правами – личными и политическими – до сих пор остается спорной.
Выделим ряд проблем, которые возникли с закреплением в конституциях посттоталитарных государств широкого перечня социально-экономических прав и в связи с необходимостью их реализации: снижение значимости гражданских и политических прав как фундаментальной ценности социального устройства; опасность вмешательства государства в рыночные процессы, поскольку с провозглашением позитивных прав такое вмешательство превращается в конституционную обязанность; невозможность судебной защиты многих социально-экономических прав и свобод; противоречие установок, которые задают конституционные социально-экономические права и свободы человека, основным либерально-демократическим принципам – свободы и формального равенства; отсутствие в таких государствах материальных ресурсов, необходимых для реализации социально-экономических прав и свобод и др.
Право на защиту жизни и здоровья имеет широкие связи с иными конституционными правами человека и гражданина.
Для того, чтобы воплотиться в действительность, из декларированного превратиться в фактическое, другими словами, для того, чтобы каждый человек, которому адресовано указанное право, мог им реально воспользоваться, необходимы соответствующие предпосылки, формирующие благоприятную для реализации социальную и правовую среду, обстановку, а также специфические юридические средства и способы реализации. Эту обстановку, или среду, состоящую из ряда объективных и субъективных факторов, а также конкретные средства и способы реализации создает институт гарантий реализации и защиты субъективного права, являющийся важнейшим инструментом их обеспечения. По словам Л.Д. Воеводина, «вопрос о гарантиях возникает всякий раз, когда осуществляется переход от должного к сущему».
Вопросам, связанным с сущностью и классификацией гарантий, в юридической литературе всегда уделялось достаточно много внимания, поскольку гарантии являются одним из важнейших элементов правового статуса человека, обеспечивают саму возможность его существования и реализации.
Конституционные гарантии права на защиту здоровья и медицинскую помощь занимают особое место в структуре юридических гарантий, поскольку носят отправной, базовый, фундаментальный характер. Конституционно-правовое обеспечение права на защиту здоровья и медицинскую помощь представляет собой совокупность норм конституционного законодательства, регламентирующих общие условия и предпосылки, а также конкретно-юридические способы и средства обеспечения рассматриваемого права.
Важным условием обеспечения реализации права на защиту здоровья и медицинскую помощь является социальное государство.

1.2. Правовое регулирование защиты жизни и здоровья граждан

В настоящее время на правовое регулирование здравоохранения направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов (различных отраслей права, как частного, так и публичного).
В соответствии с п.1 ст. 3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, законодательство РФ о здравоохранении состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности, с одной стороны, и граждане (в ряде случаев все находящиеся на территории Российской Федерации) - с другой» .
В комплексе норм, образующих действующее законодательство о здравоохранении, ключевое значение имеют нормы конституционного, административного, финансового, гражданского законодательства и, несомненно, законодательства о социальном обеспечении граждан. Концепция защиты здоровья населения Российской Федерации, объективируя правовую основу здравоохранения, справедливо обращает внимание на необходимость совершенствовать законодательство в области защиты труда, окружающей среды, создания условий для занятия физической культурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий. По мнению разработчиков Концепции, в законодательстве, подчиненном охране здоровья населения, должны найти отражение вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей, а также лиц предпенсионного возраста. Таким образом, в законодательстве о здравоохранении вполне уместны и могут сыграть серьезную профилактическую роль в охране здоровья населения нормы трудового, экологического, семейного и некоторых других отраслей законодательства.
Представим иерархию обозначенных нормативных актов.
Конституция Российской Федерации – Основной законы страны, базисный акт в сфере защиты здоровья, закрепляет следующие принципы (ст.41):
«1. Каждый имеет право на защиту здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы защиты и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
Прежде чем переходить к рассмотрению пласта законодательных актов о здравоохранении, необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство данной области, базируется на общепризнанных международных нормах. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Вышесказанное означает, что приоритет над национальным законодательством имеют ратифицированные РФ международные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Среди актов направленных на регулирование здравоохранение можно выделить:
- Конвенция Международной Организации Труда №164 о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков (Женева, 8 октября 1987 г.)
- Конвенция Международной Организации Труда №120 о гигиене в торговле и учреждениях (Женева, 8 июля 1964 г.)
- Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.)
- Соглашение о сотрудничестве в области защиты здоровья населения (Минск, 26 июня 1992 г.)
- Соглашение о сотрудничестве в области санитарной защиты территорий государств - участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2001 г.)
- Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.)
- Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (Женева, 17 октября 1980 г.)
Центральным актом национального законодательства Российской Федерации, направленным на установление основ здравоохранения в РФ, является Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г.) (далее по тексты – Основы).
Как подчеркивается в п.2 ст.3 Основ, они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области защиты здоровья граждан.
Наряду с Основами на правовое регулирование здравоохранения в РФ направлены многие другие законодательные акты (специальные федеральные законы). Это несколько десятков актов. В частности можно выделить:
- Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г.) ;
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) ;
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) ;
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. №2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и мн. др.
Необходимо подчеркнуть, что федеральные законы вводят наиболее общие, основополагающие нормы, находящиеся на высших этажах иерархии норм права субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации являются не столько дополнительным звеном, способствующим созданию комплексного механизма реализации федерального закона, сколько тем элементом механизма регулирования, который снимает чрезмерную абстрактность общефедеральных норм, наполняя их спецификой региональной практики правоприменения.
В настоящее время в субъектах РФ принято около 300 законодательных актов в сфере здравоохранения.
Важно подчеркнуть, что законодательные акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не должны ограничивать права граждан в области защиты здоровья, установленные Основами (п.3.ст.3 Основ).
Наряду с законодательными актами на правовое регулирование здравоохранения в РФ направлены и подзаконные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), а также ведомственные акты.
В настоящее время ведомственные акты, направленные на регулирование здравоохранения – лишь малая часть законодательного массива в сфере защиты здоровья граждан.
В целом, характеризуя правовой фундамент регулирования здравоохранения в РФ необходимо подчеркнуть, что законодательные акты, принятые в последнее десятилетие, создают правовые основы для модернизации отечественной системы здравоохранения, определяют ее будущее.
Вместо совершенствования существующей массы законов, активизации работы по систематизации медицинского законодательства планируется, в частности, принятие актов по отдельным заболеваниям, о Российском обществе Красного Креста, об обеспечении безопасности психосферы человека, о судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизе и др. Конечно, данные проблемы важны и актуальны, но не следует сводить регулирующую функцию закона к оперативному реагированию на все разнообразные проблемы жизни общества . В то же время задерживается принятие таких важных законопроектов как «Об обязательном медицинском страховании» и др.


1.3. Понятие, сущность и система мер защиты жизни и здоровья

Конституция Российской Федерации провозглашает защиту и защиту основных ценностей общества - жизни и здоровья, которые являются высшими неотчуждаемыми благами человека. Их утрата нивелирует многие другие ценности. Вследствие сказанного возникает необходимость всемерной защиты жизни и здоровья человека.
Применительно к возможностям защиты жизни и здоровья гражданским правом следует отметить, что применяются многие его институты. Однако в цивилистической литературе авторами наряду с термином "защита" используется и такой термин, как "защита", который имеет более емкое содержание, включающее обеспечительные меры политического, экономического, организационного, правового и иного характера . Применяются и другие термины, в том числе "меры", "способы", "средства", "формы" .
В теории как гражданского, так и процессуального права различают несколько классификаций форм защиты права. Это вполне объяснимо, поскольку определяющим является критерий, положенный в основу классификаций. Приведем основные подходы. Так, А.А. Добровольский и С.А. Иванова отмечают исковую и неисковую формы защиты гражданских прав и при этом полагают, что "все сложные правовые требования, подлежащие рассмотрению с соблюдением процессуальной формы защиты права, называются исковыми, а правовые требования, подлежащие рассмотрению без соблюдения установленной законом процессуальной формы защиты права, в законодательстве и в теории вполне справедливо не называются исковыми" . Профессор О.А. Красавчиков склонен считать, что формы защиты следует разграничивать с учетом специфики объекта и характера защищаемого права. К числу таковых относятся признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих права, принуждение к исполнению обязательства в натуре, прекращение или изменение правоотношения, взыскание причиненных убытков, а в случаях, предусмотренных законом или договором, неустойку .
Профессор А.П. Сергеев выступает за две формы защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную. Рамками юрисдикционной формы защиты права охватывается защита в судебном и в административном порядке. Самостоятельная деятельность гражданина или организации по защите гражданских прав без обращения к государственным или иным компетентным органам квалифицируется в качестве неюрисдикционной. Самозащита гражданских прав - это форма, а не способ.
Г.А. Свердлык, Э.Л. Страунинг, Е.Е. Богданова констатируют наличие в действующем законодательстве трех форм защиты: судебной, административной и самозащиты. Учитывая, что ст. 14 ГК РФ допускает защиту нарушенных гражданских прав самостоятельно управомоченным лицом, которое, защищая принадлежащее ему право, устанавливает фактические обстоятельства, применяет нормы материального права, определяет способ защиты от посягательства и принимает конкретное решение, которое само и воплощает, вполне логично представить самозащиту как форму защиты гражданских прав . Автору статьи близка указанная научная позиция.
Вред жизни и здоровью может быть причинен при реализации как вещных, так и обязательственных правоотношений. Так же очевидно, что при возможном нарушении прав абсолютного характера делинквет заранее неизвестен как в относительном, а любой и всякий. Обязательство существует в смысле ненарушения, но в случае неисполнения, воздержания возникают известные последствия. В целом возмещение вреда здоровью на основании ст. 1085 ГК РФ состоит из утраченного заработка (дохода), который потерпевший имел либо определенно мог иметь, а также дополнительных расходов, вызванных повреждением здоровья.
Защита жизни и здоровья в административном порядке осуществляется путем обращения к вышестоящему органу или должностному лицу. Однако в п. 2 ст. 11 ГК РФ закреплено, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Примером осуществления административной формы защиты жизни и здоровья является Инструкция Министерства юстиции РФ о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких.
Статья 23 Конституции РФ предусматривает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и защищает действующим законодательством. Например, Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" содержит запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни. В самом широком понимании жизнь представляет собой одну из форм существования материи, закономерно возникающую при определенных условиях в процессе ее развития. В биологическом плане жизнь - это физиологическое существование человека или животного; а при формально-логическом подходе жизнь - это время от рождения до смерти человека. В то же время жизнь - это деятельность общества и человека во всей совокупности ее проявлений, а в качестве отдельных проявлений деятельности человека с присущим им внутренним содержанием выступает личная жизнь гражданина, которая носит разнообразный характер и включает различные стороны.
Личная жизнь как объект гражданских правоотношений включает в себя как сами реальные явления и отношения, так и информацию о них. В связи с этим различаются и задачи гражданско-правовой защиты, которые в первом случае сводятся преимущественно к обеспечению свободы собственного усмотрения в индивидуальной жизнедеятельности и исключению вторжения в личную жизнь, а во втором - к недопущению распространения информации о личной жизни гражданина и обеспечению гражданско-правовыми средствами сохранения тайны личной жизни.
Правовая защита свободы от постороннего вмешательства является одним из наиболее существенных средств обеспечения неприкосновенности личной жизни и сохранения ее тайн. Использование в соответствующих случаях форм гражданско-правовой защиты обуславливается в первую очередь объективной пригодностью таких форм к выполнению данной функции по отношению к личным неимущественным связям в целом и к охране личной жизни в частности.
По своей структуре гражданско-правовая защита личной жизни разделяется на три следующих звена: регулятивное, обеспечительное и защитное.
Существо регулятивного звена состоит в том, что заключенные в нем меры и способы регулируют поведение третьих лиц, которые, соприкасаясь с личной жизнью гражданина (например, в силу своих профессиональных функций), не должны вторгаться в сферу личной жизни и ее тайны.
Роль обеспечительного звена в общей структуре гражданско-правовой защиты личной жизни носит существенный характер, т.к. для достижения поставленной законом цели обеспечения реальности защиты личной жизни одного предоставления субъективных прав и наделения соответствующих субъектов обязанностями недостаточно. Необходимо юридически обеспечить правовыми средствами надлежащее исполнение обязанностей и возможность действительного осуществления субъективных прав уполномоченным лицом, и к таким мерам относятся различные материально-правовые и процессуально-правовые гарантии.
Защитное звено гражданско-правовой защиты личной жизни заключает в себе две категории правовых мер: меры защиты и меры ответственности. Первые характеризуются тем, что их основное назначение состоит в ликвидации имеющегося правонарушения и восстановлении положения, существовавшего до указанного противоправного действия, вне зависимости от субъективной стороны поведения правонарушителя. Меры ответственности отличаются от мер защиты тем, что обращены против правонарушителя, путем оказания воздействия на имущественные или неимущественные интересы этого лица и применения к виновному правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, гражданско-правовая защита личной жизни представляет собой систему установленных государством гражданско-правовых мер и способов обеспечения свободы гражданина определять свое поведение в индивидуальной жизнедеятельности по своему усмотрению, исключающей вмешательство в личную жизнь со стороны других лиц, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.



ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ

2.1. Гражданско-правовые способы обеспечения благоприятной окружающей среды

Право на благоприятную окружающую среду составляет важную часть конституционного статуса личности и центральное звено ее эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан в сфере защиты окружающей среды.
Эколого-правовой статус как отраслевая разновидность статуса личности базируется на отраслевой правоспособности. Поскольку конституционное право на благоприятную окружающую среду реализуется и в конкретных, и в общем правоотношениях, а условием реализации права в общем правоотношении служит общая же правоспособность, то отраслевая правоспособность совпадает в данном случае с общей, то есть возникает с момента рождения.
Право на благоприятную окружающую среду выступает как непрерывно реализующаяся правовая возможность пользоваться некоторым социальным благом (благоприятной окружающей средой) , и реализация такого рода есть постоянный способ существования данного права, сопровождающий субъекта на протяжении всей его жизни. Это право существует в регулятивных правоотношениях, складывающихся в результате такого действия норм, при котором обеспечивается экологический правопорядок, реализуясь в них самим фактом пользования благоприятной окружающей средой как социальным благом, а также и в отношениях охранительного типа, когда это качество благоприятности нарушается или создается угроза его нарушения. Конституционные права личности образуют правоотношения общего типа - правовые связи, в которых субъекты не имеют поименной индивидуализации, а круг обязанных контрагентов неопределенно широк, и в этом смысле право на благоприятную окружающую среду реализуется в общих правоотношениях как право абсолютное, где обязанными субъектами являются все и каждый.
В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" была предпринята попытка расширить круг предметных отношений, о чем свидетельствует название нормативного акта, а также включение в понятие окружающей среды помимо природных и природно-антропогенных компонентов также и антропогенных объектов (ст. 1). Однако в содержании Закона не удалось выйти за пределы регулирования экологических отношений, то есть отношений в сфере взаимодействия общества и окружающей природной среды. Поэтому право на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", представляется все же связанным, так же как и конституционное, с природной средой. Полностью корреспондирует с конституционным закрепленное в этой же норме право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Обращает на себя внимание введение двух новых правовых возможностей, отсутствовавших в ранее действовавшем Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды": согласно ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде. Оба правомочия направлены на достижение общеполезных целей и составляют ярко выраженное публичное начало в эколого-правовом статусе граждан. Перечень других перечисленных здесь прав (направлять обращения в органы власти, участвовать в массовых акциях, предъявлять иски и т.п.) в совокупности с вышеназванными образует довольно значительный объем экологической правосубъектности граждан. Но внутренняя структура нормы представляется не совсем удачной, поскольку неверно отражает истинное соотношение целей и средств, существующее в институте экологических прав граждан
В настоящее время наибольшее распространение для обозначения совокупности правовых возможностей личности в природоохранных и природноресурсовых отношениях получило использование категории экологических прав. В свое время В.В. Петров писал, что "современный взгляд на экологические права человека должен учитывать три аспекта его прав, связанных с окружающей средой. Первый аспект - право человека на благоприятную для жизни окружающую природную среду. Второй аспект - право человека на защиту здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Третий - право человека и его обязанность как гражданина участвовать в охране окружающей природной среды" . Сегодня термин "экологические права" применяется в качестве собирательного наименования для всех тех полномочий граждан и общественных объединений, которые закреплены в Законах "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе" и целом ряде других нормативных актов . Под экологическими правами человека понимаются, например, "признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой" .
Наиболее близко примыкают к нему право на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), право на благоприятную среду жизнедеятельности (ст. 7 Градостроительного кодекса РФ) , право на защиту здоровья (ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан), право на защиту в чрезвычайных ситуациях (ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), право на радиационную безопасность (ст. 22 Федерального закона "О радиационной безопасности населения"), право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) (ст. 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").
Отличие от первых двух состоит главным образом в характеристике объекта права. Так, объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Таким образом, права на благоприятную среду обитания и на благоприятную среду жизнедеятельности пересекаются с правом на благоприятную окружающую среду в природной сфере их...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.