На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Изучение рынка платных медицинских услуг в Нижнем Новгороде и разработка рекомендаций, которые могли бы помочь медицинским учреждениям в предоставлении тех или иных медицинских услуг населению

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 10.03.2012. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Стр.
Введение 4

Глава 1. Необходимость и возможность использования маркетинга
услуг здравоохранения 8
1.1.Основные понятия маркетинга здравоохранения 8
1.2.Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении 19
1.3.Понятие медицинской услуги 28
1.4.Стратегическое планирование и маркетинговые системы здравоохранения 32
1.5.Формирование рынка медицинских услуг и организация его маркетинга в регионе 41
1.6.Ценообразование медицинских услуг 42
1.7. Нормативно-законодательная база, регулирующая рынок здравоохранения в регионе 49

Глава 2. Маркетинговое исследование рынка платных медицинских услуг Нижегородской области 54
Глава 3. Рекомендации для улучшения управления медицинскими учреждениями 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение 84

Введение
Здравоохранение - система социально-экономических и медицинских мероприятий, а также социальных институтов, деятельность которых направлена на сохранение и повышение уровня здоровья населения. Радикальные реформы экономики и социальной сферы последних лет предопределили существенные преобразования системы здравоохранения. Совершенствование медицинского обслуживания населения является одной из актуальнейших проблем социально-экономического развития современной России. В условиях реформи¬рования бюджетного здравоохранения все большую значи¬мость приобретает сектор платной медицины. Бурное развитие рынка медицинских услуг обусловливает потребность в разра¬ботке методологии его исследования.
Рынок медицинских услуг посте¬пенно расширяется, его значение не-уклонно растет: появляются новые способы лечения, новые медицинские центры, новые для России принципы функционирования медицинских уч¬реждений.
Расширение рынка платной медицины и усиление в связи с этим конкуренции побуждают медицинские центры к разработке и реализации марке¬тинговой стратегии (рекламной стратегии, стратегии работы с клиентами, стратегии продвижения услуг и т. д.). Поэтому все бо¬лее значимой становится достоверная ин¬формация о современной рыночной ситуа¬ции и тенденциях ее развития.
Одной из первостепенных социальных задач развития со¬временного российского общества является повышение качества медицинского обслуживания населения. Нема¬ло проблем, усугубляемых информационной неопреде¬ленностью, возникает в процессе перехода от бесплатного здраво-охранения к обязательной страховой и коммерческой медицине. Как показывает практика, государство в редких случаях способно полно и качественно удовлетворить существующие потребности населения в медицинских услугах.
Платная медицинская помощь давно уже перестала восприниматься россиянами как «экзотика» или как дополнение к бесплатному об-служиванию. В Нижегородской области сформировался обширный и весьма своеоб¬разный рынок платных медицинских услуг. К сожалению, параметры этого рынка информирующие его факторы по ряду объективных и субъектив¬ных причин изучены пока недо¬статочно. Вместе с тем такая ин-формация представляет боль¬шой практический интерес для организаций и учреждений, име¬ющих отношение как к платно¬му, так и к бесплатному меди¬цинскому обслуживанию.
Цель маркетинговых исследований состоит в получении и анализе объективной информации, в разработке прогнозов развития рынка лечебно-профилактических услуг, в оптимизации стратегии оказания медицинской помощи, в решении проблем создания рынка новых услуг для более полного удовлетворения спроса на них. Таким образом, рынок медицинских услуг обладает соответствующим информационным полем, которое поддается изучению, измерению и оценке. Маркетинговые исследования на рынке медицинских услуг базируется на глубоком и всестороннем изучении потребностей и финансовых возможностей фактических и потенциальных потребителей медицинских услуг, на анализе уровня и динамики цен, на выявлении множества других факторов, влияющих на развитие платного сектора здравоохранения в регионе.
Целью дипломной работы является изучение рынка платных медицинских услуг в Нижнем Новгороде и разработка рекомендаций, которые могли бы помочь медицинским учреждениям в предоставлении тех или иных медицинских услуг населению.
Для достижения цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
• Определить частоту обращения к платным медицинским услугам;
• Определить емкость и структуру рынка платных медицинских услуг;
• Выделить наиболее популярные виды медицинских услуг;
• Построить рейтинг востребованности медицинских учреждений, оказывающих платные медицинские услуги; оценить наиболее популярные медицинские центры Нижнего Новгорода;
• Определить размер затрат населения на платные медицинские услуги;
• Выявить основные критерии выбора медицинских учреждений;
• Определить отношение потребителей платных медицинских услуг к ценовой политике медицинских учреждений; наиболее распространенные формы оплаты медицинских услуг;
• Выявить неудовлетворенный спрос на рынке платных медицинских услуг;
• Выделить наиболее популярные источники информации о медицинских учреждениях и услугах;
• Описать социально-демографический портрет потребителя платных медицинских услуг;
• Выявить лидера рынка платных медицинских услуг; описать конкурентные преимущества основных игроков рынка, выявить их слабые и сильные стороны;
• Рассмотреть особенности потребления платных медицинских услуг среди основных доходных групп;
• Выяснить, как нижегородцы, пользующиеся услугами платной медицины, оце¬нивают свое здоровье.
• Выявить лидера рынка платных медицинских услуг; описать конкурентные преимущества основных игроков рынка, выявить их слабые и сильные стороны;
• Рассмотреть особенности потребления платных медицинских услуг среди основных доходных групп;
• Описать портрет потребителя услуг коммерческих медицинских центров и платных отделений государственных медицинских учреждений.
Объект данного исследования – рынок платных медицинских услуг в Нижнем Новгороде, жители г. Нижнего Новгорода и нижегородской области пользующиеся платными медицинскими услугами.
Методом сбора информации в проводимом исследовании является анонимный опрос в форме полустандартизированного интервьюирования.
Была разработана анкета, целью которой был сбор необходимой для проводимого исследования информации.
Методология, а также полученная в результате исследования рыночная информация могут быть использованы как в сфере го¬сударственного управления здравоохранением, так и частными предпринимателями для формирования представления о дина¬мично развивающемся рынке медицинских услуг, о качествен¬ных и количественных параметрах существующего спроса.


Глава 1. Необходимость и возможность использования маркетинга услуг здравоохранения
1.1. Основные понятия маркетинга здравоохранения
Маркетинг - явление сложное и многоаспектное. Концептуальные основы маркетинга были заложены в конце XIX — начале XX столетия.
Ф. Котлер отмечал, что маркетинг представ¬ляет собой вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей человека посред¬ством обмена.
Дж. Р. Эванс и Б. Берман дали следующее определение: «Маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на това¬ры, услуги и идеи посредством обмена». При этом подразумевалось, что объектами маркетинга могут быть не только товары, услу¬ги и идеи, но и люди (политические деятели, актеры и т. д.), организации (Красный Крест, общественные фонды), территории (напри¬мер, курорты).
В классическом понимании маркетинг - это предпринимательская дея-тельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю.
Сегодня маркетинг выступает как одна из важнейших специфических функций менедж¬мента, как некая философия управления, позво¬ляющая достигать удовлетворения потребнос¬тей в том или ином продукте. Маркетинг является средством достижения целей по обслу¬живанию потребителей услуг, следовательно, направленность маркетинговых программ бу¬дет зависеть в первую очередь от задач, постав¬ленных в рамках управленческих процессов.
Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определённых задач организации, таких, как получение прибыли, рост объёмов сбыта, увеличение доли рынка и т.д.
Для восприятия сути маркетинга необходимо рассмотреть сле¬дующие основные понятия: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок. Активный деятель американской ассоциации маркетинга профессор Филипп Котлер в книге "Основы маркетин¬га" рассматривает эти понятия в следующей последовательности.
Первой исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, являет¬ся идея человеческих нужд. НУЖДА - чувство ощущаемой челове¬ком нехватки чего-либо. Это могут быть физиологические, соци¬альные и личные нужды. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным.
Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.
ПОТРЕБНОСТЬ - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Произ-водители товара пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Например, больной человек испы¬тывает потребность в определенном лекарственном средстве.
ЗАПРОС - это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Ресурсы для удовлетворения потребностей ограни¬чены, поэтому человек будет выбирать те услуги или товары, ко¬торые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его фи¬нансовых возможностей. Например, женщина, страдающая забо¬леванием вен нижних конечностей, купит прежде всего специаль¬ные чулки, рекомендованные врачом.
Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения.
ТОВАР - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, при¬обретения, использования или потребления.
Это могут быть, помимо изделий и услуг, личности, места, ор¬ганизации, виды деятельности и идеи. Термин "товар" можно за¬менить на другие термины - "удовлетворитель потребностей", "средство возмещения", "предложение". В МЕДИЦИНЕ - ЭТО МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ, ИЗДЕЛИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удо¬влетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.
Обмен - акт получения от кокого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
ОБМЕН - основное понятие маркетинга как научной дисци¬плины.
Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:
1. Сторон должно быть как минимум две.
2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.
3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять ком¬муникацию и доставку своего товара.
4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в при¬нятии или отклонении предложения другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Эти пять условий создают лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сто¬ронами о его условиях.
Основной единицей измерения в сфере маркетинга является сдел¬ка.
СДЕЛКА предполагает наличие нескольких условий.
1. По меньшей мере двух ценностно зависимых объектов.
2. Согласованных условий ее существования.
3. Согласованного времени совершения.
4. Согласованного места проведения.
Понятие "сделка" непосредственно подводит нас к понятию "рынок".
РЫНОК может быть разделен на СЕГМЕНТЫ. Так как разные медицинские услуги не могут быть необходимы одновре¬менно всем пациентам (или другим потребителям услуг здравоох¬ранения), медицинские учреждения и отдельные специалисты со¬средотачиваются на обслуживании отдельных частей (или сегмен¬тов) рынка.
Каждый продавец медицинских услуг выявляет наиболее при-влекательные сегменты рынка, которые он в состоянии эффективно обслужить. Чаще всего используют географические, демографиче¬ские, психографические переменные. В практике работы ЛПУ важ¬ное место занимает определение профиля сегмента рынка. Так, сегментирование по географическому принципу каждого из выше представленных рынков предлагает разбивку рынка на разные географические единицы: республики, края, области, города, райо¬ны, поселки.
Сегментирование по демографическому принципу заключается в разбивке на основе таких демографических переменных, как: пол, возраст, размер семьи и др. Демографические характеристики лег¬че большинства других типов поддаются замерам.
Сегментирование по психографическому принципу осу¬ществляется среди потребителей медицинских услуг, которые мо¬гут подразделяться на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образу жизни или личностным характери¬стикам.
Сегментирование по поведенческому принципу проводится на основе поведенческих особенностей потребителей медицинских услуг. Потребители делятся на группы, в зависимости от их зна¬ний, отношений, характера реакции на услугу.
Одним из основных составляющих рынка общественного здо¬ровья является рынок медицинских услуг.
РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ - совокупность медицин¬ских технологий, изделий медицинской техники, методов организа¬ции медицинской деятельности, фармакологических средств, реали¬зуемых в условиях конкурентной экономики.
Маркетинг в здравоохранении охватывает совокупность организационно-экономических функций, связанных с реализацией комплекса оздоровительно-профилактических, санитарных и лечебных услуг, лекарственных средств, изделий медико-терапевтического и реабилитационного назначения.
Маркетинг здравоохранения – это система принципов, ме¬тодов и мер, базирующихся на комплексном изучении спроса потре¬бителя и целенаправленном формировании предложений медицинских услуг производителем.
Оcтрая необходимость применения на практике маркетингового управления медицинскими учреждениями возникла в период экономического реформирования здравоохранения России, в условиях дефицита бюджетного финансирования.
Реформирование здравоохранения России основано на внедре¬нии медицинского страхования, для которого характерен рынок медицинских услуг. В большей степени это проявляется при добро¬вольном страховании. Обязательное медицинское страхование не столь активно включается в рыночные связи, по крайней мере в их чистом виде.
Маркетинг в здравоохранении охватывает совокупность организационно-экономических функций, связанных с реализацией комплекса оздоровительно-профилактических, санитарных и лечебных услуг, лекарственных средств, изделий медико-терапевтического и реабилитационного назначения.
В условиях рыночной концепции управления методология маркетинга направлена на удовлетворение потребностей в услугах отрасли, лекарственных средств и товаров.
Маркетинг в здравоохранении имеет свои отличительные особенности, связанные со спецификой потребительского спроса и рын¬ка медицинских товаров и услуг. Американ¬ская медицинская ассоциация рассматривает маркетинг здравоохранения как комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления производством медицинских услуг, ценовой политикой в области лечебно-профилактиче¬ской деятельности, продвижением услуг и то¬варов медицинского назначения к потребите¬лям, а также их реализацией. Очевидно, что именно такое понимание маркетинга здравоохранения связано с рыночной моделью организации системы здравоохранения в США. Поэтому в данном случае маркетинг в сфере здравоохранения представлен как средство обеспечения усло¬вий для эффективного коммерческого обмена между производителями и потребителями ме¬дицинских услуг.
Следует подчеркнуть, что за рубежом марке¬тинг в сфере здравоохранения развивается с 1960-х гг., тогда как в России данную дисциплину начали изучать только в 1987 г.
Административно-командной системе, суще¬ствовавшей в доперестроечные времена, был чужд маркетинговый подход к управлению здра¬воохранением, свойственный рыночной эконо¬мике. Экономические составляющие системы здравоохранения при тотальном государствен¬ном регулировании не являлись ключевыми.
Управление подобными методами марке¬тинговой системой, каковой становится здра¬воохранение в смешанной экономике, является неэффективным в силу объективных причин. Возникает необходимость не просто предо¬ставления государственных гарантий населе¬нию в сфере здравоохранения как таковых, а удовлетворения потребностей граждан в меди¬цинских услугах. Задачи данного уровня и ха¬рактера решаются посредством маркетинга, ко¬торый выступает в качестве специфического инструмента управления здравоохранением.
По мнению специалистов, успех внедрения современных технологий управления в практи¬ку медучреждений в значительной степени за¬висит от маркетинговой концепции. Комплекс¬ный подход к системе здравоохранения в рам¬ках данной концепции позволяет рассматри¬вать лечебно-профилактическую деятельность как единый технологический процесс.
Так, по мнению практиков, согласно марке¬тинговой концепции, залогом достижения це¬лей медицинской ор¬ганизации является определение нужд и потребностей целевых рынков в сфере оказа¬ния медицинской помощи и обеспече¬ние желаемой удовлетворенности потенциаль¬ных пациентов более эффективными, чем у конкурентов, способами. В связи с этим реали¬зация маркетинговых принципов управления медицинской организации позволяет:
• получить необходимую информацию о том, какие медицинские услуги и почему хотят получить пациенты;
• установить, сколько они готовы запла¬тить за них;
• определить, где наиболее высокий спрос на конкретные медицинские услуги и как оптимизировать структуру медицинских спе¬циализаций (служб);
• добиться повышения объемов и качества оказываемых услуг;
• получать более высокие (по сравнению с конкурентами) доходы;
• прогнозировать ситуацию на рынке медицинских услуг и т. д.

В маркетинговой деятельности медицинского учреждения немаловажное значение имеет проведение маркетинговых исследований, которые должны опережать реальное начало любой медицинской деятельности.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед организацией маркетинговой ситуацией, их отбор, анализ и отчет о результатах.
Исследователи маркетинга обычно решают следующие задачи: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможно¬стей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его потенциал, долгосрочное прогнози¬рование, изучение политики цен.
Эти исследования проводятся двумя методами. Первый метод -МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК, когда требуемая информация получается путем подбора и опроса экспертов, по предполагаемым вопросам. Второй - МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДО¬ВАНИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕ¬ДОВАНИЯ выглядит следующим образом: первый этап - выявление проблем и формулирование целей исследования; второй - отбор ис¬точников информации; третий - сбор информации; четвертый - ана¬лиз собранной информации; пятый - представление полученных результатов.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ исследователь должен четко определить проблему и согласовать цели исследования. "Хорошо определен¬ная проблема - это уже полпути к ее решению" - гласит старинное присловие. Цели могут быть поисковыми, т.е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу. Они могут быть описательными, т.е. предусмотреть описание опреде¬ленных явлений, например, выяснить численность и состав по раз¬личным характеристикам (полу, возрасту, социальному положе¬нию и т.д.) пациентов, пользующихся услугами конкретного меди¬цинского учреждения. Бывают и экспериментальные цели, пред¬усматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например, о том, что снижение цен на платные медицинские услуги на X процентов вызовет приток пациентов, по крайней мере, на У процентов.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ необходимо определить вид интересую¬щей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбо¬ра. Необходимо собрать вторичные или первичные дан¬ные или те и другие одновременно.
Вторичные данные - информация, которая уже где-то существу¬ет, будучи собранной ранее для других целей.
Первичные данные - информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они более доступны, но должны быть точными, надежными и пол¬ными. К ним, например, могут быть отнесены данные, получаемые с помощью существующих государственных форм отчетности.
Для сбора первичных данных необходимо разработать СПЕ¬ЦИАЛЬНЫЙ ПЛАН, требующий предварительных решений отно¬сительно методов исследования, орудий исследования, плана со¬ставления выборки, способов связи с аудиторией. Схематично этот ПЛАН выглядит следующим образом.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос.
Аппарат исследования: анкеты, технические устройства.
План составления выборки: единица выборки, объем выборки, процедура выборки.
Способы связи с аудиторией: телефон, почта, личный контакт.
При проведении ТРЕТЬЕГО ЭТАПА - сбора информации, очень важно наладить успешное общение между людьми, для чего исследователям рекомендуется соблюдать следующие ПРАВИЛА:
- Необходимо прояснить взгляды тех, кто является объектом коммуникаций с целью их полного или частичного учета;
- прежде чем осуществить коммуникацию, необходимо выяснить преследуемую цель: получить информацию, изменить взгляды какого-либо лица, побудить к действию и т.д.;
- необходимо принимать во внимание окружающую среду (место, физиче¬ское, человеческое окружение, время и т.п.);
- необходимо учитовать то, что результаты коммуникаций зависят не только от слов, но и оттого, кто и как осуществляет коммуника¬ции: с какой мимикой, интонацией и т. д.;
- при реализации коммуникаций нужно стремиться понять собеседника – быть хорошим слушателем.
Следующий этап маркетингового исследования - извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. После сведения полученных данных в таблицы выво¬дятся или рассчитываются различные показатели, а в дальнейшем, с помощью моделей принятия решений, применяются в системе мар¬кетинговой информации, обрабатывается полученные данные для получения дополнительных сведений.
На этапе представления полученных результатов исследователь должен представить основные результаты заказчику для принятия главных насущных маркетинговых решений.
ПЛАН МАРКЕТИНГА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ должен отвечать на три основных вопроса:
1. Какова существующая на сегодня ситуация?
2. К чему мы стремимся?
3. Как этого добиться?
ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА МАРКЕТИНГА:
- анализ текущей ситуации на рынке;
- постановка задач и учет ограничений;
-формирование рыночной стратегии и конкретных программ (сроки, ответственные лица, средства и т.д.);
- оценка реальных возможностей намеченных программ для до-стижения целей (да, нет);
- составление плана маркетинга (включая механизм контроля за выполнением программы);
- представление плана на утверждение (утвержден, не
утвержден);
- выполнение плана.
План маркетинга любого лечебно-профилактического учреж¬дения должен строиться на фактах, поэтому пона¬добится подробная информация о рынке. Источником такой ин¬формации могут служить собственные отчетные документы, а так¬же клиенты, конкуренты, профессиональные ассоциации и отчеты государственных предприятий.
Итак, МАРКЕТИНГ- явление сложное и многоаспектное. Для...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.