На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Обучение младших школьников культуре письменной речи

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 10.03.2012. Страниц: 106. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Сущностные основы культуры речи………………………………….
1.3. Понятие культуры речи……………………………………………………….
1.2. Характеристика культуры речи в психолингвистической литературе………
1.3. Лингвистические основы культуры речи ………………………………..
Глава 2. Педагогическая работа по формированию культуры речи………………
2.1. Анализ программ и учебников………………………………………………….
2.2. Педагогический опыт формирования культуры речи
2.3. Средства и приемы формирования культуры речи
Глава 3. Развитие культуры письменной речи младших школьников на уроках русского языка
2.1. Этапы психологического эксперимента по развитию речи младших школьников на уроках русского языка 43
2.2. Методы и приёмы развития письменной речи младших школьников на уроках русского языка 49
2.3. Результаты психолого-педагогического эксперимента по формированию письменной речи у учащихся начальных классов на уроках русского языка 73
2.4. Методические рекомендации по формированию письменной речи младших школьников на уроках русского языка 79
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..




Введение

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства.
Система уроков развития речи - один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности.
На уровень развития культуры речи влияет окружающая речевая среда, которая дает образцы речи.
Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих сейчас перед школой. Вопросам «умения говорить» посвящаются статьи в журналах и газетах, так как в последние годы невнимание к культуре речи привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. А речь учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Поэтому на современном этапе развития общества при стремительном увеличении объема информации наиболее актуальной становится задача воспитания у школьников навыков культуры речи.
Исходя из актуальности, была определена тема исследования: «Организация обучения младших школьников культуре речи».
Проблема исследования: в чем суть работы по воспитанию навыков культуры речи в начальной школе? Ведь именно в этот период у ребенка появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорит много и охотно, когда у него пробуждается потребность говорить правильно, когда он легко усваивает новые языковые и речевые единицы.
Проблема развития речи учащихся в целом и формирования культуры речи в частности разрабатывается в двух направлениях - в психологическом и методическом. Психологический аспект проблемы имеет своей целью обнаружить особенности мыслительной деятельности учащихся при решении ими различных задач, связанных с работой над текстом на уроках чтения, а также выделить условия, при которых эта работа способствует развитию устной речи учащихся.
Методическая работа по формированию культуры речи учащихся складывается из следующих компонентов: развития речевого слуха; работы над орфоэпически правильным, литературным произношением; работы над словарным запасом учащихся, над предложением, над связной речью, включающей пересказ и рассказывание.
Проблема культуры речи волновала и продолжает волновать многих ученых. Выдающиеся отечественные психологи Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн показали, что психика ребенка развивается в основном путем "социального наследования", присвоения общественного опыта. В процессе такого усвоения - обучения в широком смысле слова - и совершается подлинное развитие его психики. Обучение ведет за собой развитие, говорил Л.С.Выготский [8; 198]. Поскольку исторически сформировавшееся содержание человеческого опыта обобщено в словесной форме, то передача и усвоение его предполагают участие речи в этом процессе. Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (восприятия, мышления и т.д.).
В психологии сложилась система взглядов, в соответствии с которой возникновение и развитие речи у детей происходит в процессе их общения с окружающими людьми. Эту точку зрения поддерживают такие психолингвисты, как Н.А. Жинкин, И.А. Зимняя, психологи - В.И.Мухина и др.
Поскольку ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя, то огромная роль в развитии речи учащегося как компонента его общего развития принадлежит именно учителю. Общеизвестно, что "уровень сформированности речевой культуры отдельного человека в значительной мере определяет его интеллектуальную и эмоциональную культуру, и в целом - общекультурное состояние социума" [16; 68]. Поэтому необходима систематическая работа по развитию речевой культуры в урочное и внеурочное время.
Проблеме формирования культуры речи учащихся посвящены исследования многих методистов, в частности Львова М.Р., Ляудис В.Я., Ладыженской Т.А., Соловейчик М.С., Титовой Н.Ф., Соколовой В.В., Липкиной А.И., Омороковой М.И. и др. Система работы над формированием культуры речи на уроках русского языка в их трудах разработана достаточно глубоко.
Исходя из определенной нами проблемы исследования вытекает цель исследования: определение содержания и организации обучения младших школьников культуре речи.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является процесс формирования и совершенствования культуры речи.
Предмет исследования: приемы, способствующие формированию и совершенствованию культуры речи в процессе обучения младших школьников.
В рамках поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить проблему формирования и совершенствования культуры речи в психолого-педагогической и лингвистической литературе.
2. Проанализировать программы и учебники с точки зрения наличия-отсутствия материала по рассматриваемому вопросу.
3. Изучить работу отдельных учителей начальной школы по выделенной теме.
4. Раскрыть эффективные методы и приемы по формированию культуры речи в начальной школе.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем следующее предположение. Если в процессе обучения младших школьников культуре речи будет уделяться внимание:
- учету возрастных, психофизиологических особенностей становления речевой деятельности детей младшего школьного возраста;
- использованию в работе таких приемов, как работа над орфоэпически правильным чтением, над выразительным чтением и дикцией, словарная работа, работа над грамматическим строем речи ученика, над содержанием и логической структурой речи - то формирование и совершенствование культуры речи учащихся будет происходить наиболее эффективно.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ учебных программ и учебников;
- эмпирические – эксперимент.
В выпускной квалификационной работе также нашли отражение важные моменты организации обучения культуре речи, система указаний для проведения работы по теме, подобраны примеры, позволяющие разрешать трудности воспитания у школьников культуры речи.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

1.1 Понятие культуры речи

Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Это сравнительно молодая область науки о языке оформилась как самостоятельная дисциплина после революции под влиянием социальных сдвигов, происшедших в нашей стране. Возникнув и активно развиваясь как сугубо прагматическая дисциплина, культура речи постепенно вырабатывает и свою теорию. Интерес к теоретическим вопросам, к экспериментальным исследованиям в этой области особенно повысился, когда в едином прежде аспекте языкознания стали различать две стороны: язык и речь. В связи с этим вычленилась собственная культурно-речевая проблематика и резче обозначились границы, отделяющие культуру речи от смежных лингвистических дисциплин: фонологии, лексикологии и грамматики, изучающих строй языка, речи и функциональной стилистики, изучающей строй речи.
Что же составляет содержание культуры речи как лингвистической дисциплины? У нее тот же, что и у стилистики, предмет изучения – речь, но точка зрения на материал иная. Функциональная стилистика изучает стили как речевую систему: ее интересует зависимость языковых средств, образующих эту систему, от сферы общения и функции речи. Она изучает стиль сам по себе, его структуру. Культура речи интересует иное: как пользуется человек речью для целей общения? В рамках одного и того же стиля может быть создано бесконечное число высказываний: одни из них будут удачными, другие менее удачными, третьи совсем неудачными. Вопросами качественной оценки высказывания и занимается культура речи.
Возникла культура речи как учение о нормах литературного языка. Понятие «языковая норма» считалось центральным понятием этого раздела языкознания, а вопросы правильности речи – единственным объектом изучения. Такое понимание проблематики культуры речи, закрепившееся в школьной практике, поддерживалось тем обстоятельством, что вопросами искусной речи, хорошего слога занималась в те годы практическая стилистика. С развитием же функциональной стилистики, предметом которой стал не слог, а стиль, вопросы качественной оценки речи так же перешли в ведение культуры речи.
Идея разграничения двух ступеней культуры речи впервые в отечественном языкознании была высказана Г.О. Винокуром: «Понятие культуры речи можно толковать в двояком смысле слова в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или также речь умелую, искусную». Эта идея была поддержана Б.Н. Головиным, который разработал понятие «хорошей речи» и ее качеств. Теоретическое обоснование проблематика культуры речи получила в статье В.Г. Костомарова и А.А. Леонтьева, где был сформулирован принцип коммуникативно-стилистической целесообразности речи. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями – низшей и высшей – овладения литературным языком. «Правильность речи – непременный, но элементарный критерий речевой культуры. Подлинная высота речевой культуры определяется разнообразием способов выражения того же смысла, находящихся в распоряжении говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответственно коммуникативной задаче».
Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка. «Норма – это существующие в данное время в данном языковом коллективе и обязательные для всех членов коллектива языковые единицы и закономерности их употребления». Однако не любая норма является проблемой культуры речи. Эта проблема возникает лишь при наличии сосуществующих в языковой системе однозначных элементов, когда говорящий оказывается в ситуации выбора. По справедливому замечанию Ф.П. Филина, «там, где нет возможности выбора, нет и проблемы нормы».
Нормы литературного языка соотносятся с уровнями системы языка. Существуют нормы лексические, орфоэпические (фонетические), грамматические – словообразовательные, стилистические.
Лексические нормы литературного языка связаны с правильным употреблением общепринятых норм слов и устойчивых выражений (фразеологизмов), с использованием их в том значении, которое они имеют в современном языке. Соблюдение лексических норм требует от пишущего и говорящего умения свободно распоряжаться своим активным словарным запасом. Бедность активного словарного запаса совпадает обычно с низким уровнем культуры речи человека, то есть с большим количеством лексических ошибок, допускаемых им в устной и письменной речи. Сюда относится, прежде всего, незнание границ употребления слова и возможности его сочетания с другими словами; столкновение слов из разных по времени состояний языка; употребление в речи жаргонных, бранных слов и выражений.
Грамматические нормы литературного языка соответствуют строго установленной системе речевого строя, включающей в себя образование грамматических форм и употребление этих форм в устной и письменной речи; они в основном сводятся к пониманию и правильному использованию законов грамматики, то есть определенных правил изменения и сочетания слов в предложении. Когда человек не соблюдает грамматических норм языка, его речь кажется сумбурной. Мысли и чувства, высказанные им, с трудом воспринимаются слушателями и нередко понимаются ими искаженно. «Иногда приходится слышать оратора, - пишет автор известных пособий по культуре речи Б.Н. Головин, - который умудряется насытить речь таким количеством различных ошибок против правил и норм языка, что слушатели начинают подсчитывать эти ошибки и мысленно разбирать их, вместо того, чтобы вникать в содержание».
Пренебрежительное отношение к законам грамматики приводит говорящего к неряшливому построению предложения, к нарушению в нем логически мотивированной связи и последовательности мысли, он нарушает согласование слов в предложении, неправильно употребляет падежи, предлоги, причастия, деепричастные обороты и т.д.
Орфоэпические (фонетические) нормы – это единственные правила произношения отдельных звуков и их сочетаний.
К нарушениям орфоэпических норм, например, относятся те случаи, когда говорящий под влиянием письменной речи произносит некоторые слова точно так, как они пишутся, неправильная постановка грамматического ударения в общеизвестных и распространенных словах, как алфавит (алфавит), договор (договор) и т.д.
Стилистические нормы – особые приемы и средства, помогающие наиболее точному и образно-эмоциональному выражению мысли.
К искажениям стилистических норм относятся: неточная передача мысли, громоздкость, неблагозвучие, неудачный порядок слов в предложении, неудачное использование выразительных и изобразительных средств языка.
Оценивая правильность речи, мы учитываем, что говорящему приходится выбирать из двух языковых вариантов – нормативного и ненормативного. В одних случаях приходится решать вопрос: как построена (образована) языковая единица (слово, словоформа, словосочетание, предложение) – по правильной модели или нет, например: насмешка или надсмешка? без носков или без носок? заведующая аптекой или аптеки? В других случаях решается проблема правильного употребления в речи слова или словоформы: одел свитер или надел? лесистое озеро или лесное? Дирижер – это лицо, управляемое (или управляющее) оркестром. И в том и в другом случае оценка речи бывает однозначной: правильно или неправильно образована или употреблена языковая единица.
Вторую ступень культуры речи можно определить как мотивированное употребление средств языка для целей общения, как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения.
При оценке коммуникативной целесообразности речи мы опираемся на синонимический ряд, исходим из того, что для передачи определенного значения в языке существует несколько нормативных средств, несколько примерно равных способов выражения данного смысла. Задача состоит в том, чтобы решить, самый ли удачный вариант из числа возможных избран говорящим. На этом уровне оценка речи не бывает жесткой, однозначной: эта оценка степени качества произведенного говорящим отбора языковых средств: хуже или лучше других использованное средство.61 При этом выбранное говорящим языковое средство, так же как и вся его речь в целом, оценивается не само по себе, а в зависимости от того, насколько оно соответствует речевой ситуации. Вводя понятие речевой ситуации, мы различаем в нем две стороны: денотативная, описываемая ситуация (то, что составляет содержание высказывания – его тему) и ситуация общения (то, что характеризует сам акт коммуникации – где говорим, с кем, зачем?).
Если говорящий адекватно выражает описываемую ситуацию (то есть отбирает слова и конструкции с той мерой точности, которая нужна в данном случае, чтобы раскрыть содержание, смысл высказывания), мы говорим о точности речи. Если же говорящий учитывает и адекватно передает в своей речи ситуацию общения (то есть при отборе слов и конструкций заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать именно у этого вполне определенного слушателя нужную реакцию на сообщение – интеллектуальную (обеспечить понимание), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), мы говорим о выразительности речи.
Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата.
Как уже говорилось выше, понятие коммуникативно-целесообразной речи предполагает достаточно высокий уровень развития речевой культуры, который применительно к школьной практике удобно обозначать с помощью простого и понятного термина хорошая речь.
В понятие хорошей речи включаются как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность речи.
Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых в речи морфологических форм и синтаксических конструкций.
Требования к степени развитости лексического и грамматического строя варьируются применительно к возрасту детей с учетом того объема сведений по лексике, морфологии и синтаксису, которым владеют учащиеся одного класса.
Точность речи понимается по-разному. Обычно, говоря об этом качестве речи, прежде всего имеют в виду правильное словоупотребление, или соблюдение в речи лексических норм: употребление слова в соответствии с тем значением, которое закрепилось за ним в языке, соблюдение лексической сочетаемости. Однако это лишь часть проблемы. Понимаемое как требование точности речи не выходит за рамки правильной речи. На уровне же коммуникативно-целесообразной (хорошей) речи точность речи осмысляется шире: это не просто правильное, а оптимальное словоупотребление; это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль или, как уже говорилось выше, адекватно передают описываемую ситуацию.
Для достижения такой точности речи важно, чтобы человек владел синонимикой – только в этом случае у него будет из чего выбирать. Не менее важно, чтобы он различал оттенки значения смысловых синонимов – только при этом условии он сумеет выбрать из ряда близких по значению слов то, что точнее других передает оттенки смысла, существенные именно для этого высказывания.
И второе важное для организации этой работы обстоятельство: чтобы оценит целесообразность выбора языкового средства (то есть наладить контроль и самоконтроль за речевой деятельностью учащегося), нужно ясно представлять себе ту коммуникативную задачу, которой подчинен языковой отбор.
Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Поэтому содержательность речи обусловлена личностным или социальным значением, ролью предмета речи. В противном случае, если бы предмет речи не имел значимости, говорение потеряло бы смысл.
Для того, чтобы говорить о логичности речи, как ее особом качестве, нужно иметь в виду, что:
в речи нет подмены понятий;
в речи нет нарушений логической последовательности;
нет искажений фактов действительности;
должны приводиться необходимые доказательства;
текст композиционно целостен.
Логические умения применительно к организации высказывания формируются в процессе целенаправленной работы. Например, детей в начальных классах учат строить рассказ, составлять план.
Ясность речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Так как речь всегда имеет адресата, то говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы адресата. Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами, цитатами, «красивостями». Выбор языковых средств зависит от ситуации, от обстоятельств речи.
Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения. Это качество речи предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности данной ситуации и при выборе слов и выражений учитывает специфику условий речи. Каждый функциональный стиль наделен своими средствами выразительности. Выразительность художественной речи связана с использованием таких средств языка, которые воспринимаются не только рассудком, но и воздействуют на наглядно-чувствительное восприятие человека, на его эмоциональный строй. В художественном стиле уместны (предпочтительны) конкретные слова, потому что предметы, называемые ими, можно «увидеть», представить, в всей их реальной конкретности. Можно, например, «увидеть» воробья, ласточку, голубя, но нельзя «увидеть» птицу вообще. В художественном стиле уместны также слова в переносном значении, так как они вызывают в представлении читателя ассоциации, столь необходимые для создания образного строя речи; слова и выражения, имеющие дополнительную эмоционально-оценочную окраску, с помощью которых передается авторская оценка героев произведения или событий.
Научный стиль, напротив, не терпит переносных, образных значений, избегает конкретных и эмоционально-оценочных слов. Это стиль, обращенный к рассудку человека, и средства выразительности у него иные. К ним относится абстрактная понятийная лексика, позволяющая охарактеризовать обобщенно-отвлеченный характер предмета речи, особая точность словоупотребления (отсюда стремление к терминологичности речи, исключающей двоякое понимание), подчеркнутая (выраженная лексическими и синтаксическими средствами) логичность высказывания и пр.
Итак, выразительность речи достигается в том случае, если в тексте раскрываются ведущие черты стиля и используются языковые средства, наиболее характерные для данного функционального стиля.
И выразительность, и ясность речи предполагают также ее чистоту, то есть отсутствие лишних слов (так называемых слов-паразитов и пр.), грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов и т.п.
Таким образом, культура речи имеет теоретическое обоснование, которое позволяет ей более целенаправленно выполнять свое прикладное значение, и теоретические основы представляются при помощи понятий:
язык, речь, речевая деятельность, текст, смысл текста;
понятие нормы языка;
понимания функционального расслоения языка и речи, представленные в виде стилей.
Итак, культура речи – явление сложное и вместе с тем определенное, что главным ее результатом должно быть умение говорить и писать правильно, что она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.


1.2. Вопросы культуры речи в психолингвистической литературе

В числе теоретических предпосылок успешного описания и верного понимания речевой культуры, понимания и описания качеств хорошей речи оказывается умение увидеть системные отношения речи, ее языковой структуры к другим, неречевым структурам. Это необходимо потому, что речь в процессе ее построения и понимания всегда решает те или иные коммуникативные задачи и всегда соотнесена и связана с другими, внешними по отношению к ней структурами (самого языка, сознания его в целом, мышления и т.д.).
Попытаемся внимательнее присмотреться к тому, с чем же именно и как соотносится речь.
Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях. Процесс использования языка – это речь.
Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения.
Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Если язык существует независимо от того, кто на нём говорит (на латинском языке или санскрите, например, уже давно никто не говорит), то речь всегда привязана к говорящему. Только речь отдельного человека может быть правильной или неправильной, испорченной или улучшенной. Язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников.
Под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.
Благодаря языку формируется сознание. Речь не только выражает мысль, но формирует ее. Мысль человек облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, оно находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта». Знание, факты – материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.
Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неравномерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Психологи выделяют наглядно-образное и конкретно-действенное мышление. Эти два вида на практике тесно связаны с логическим, речевым мышлением, дополняют и поддерживают его. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Это обеспечивает связь мышления и речи.
Рассмотрим механизмы речи, проанализируем речевой акт.
Слово акт с латинского «действие», «высказывание».
Речевой акт – такое действие человека, которое имеет коммуникативную, познавательную или иную задачу, совершенствуется с помощью средств языка и имеет самостоятельный законченный характер.
Самый простой речевой акт – высказывание одного человека. Это может быть целый рассказ ученика, прочитанная диктором статья и т.д. Речевой акт может быть также коллективного характера: в диалоге речь каждого рассматривается как отдельные речевые акты. Например, вклад каждого писателя в книгу рассматривается отдельно.
Выясним, в каком соотношении находятся речевой акт и действие. Речевой акт – это отрезок речевой деятельности, но акты складываются не механически.
Может ли речевое действие быть разделено на составные части?
Первой его частью является речевая ситуация. Под ней понимается такое стечение обстоятельств жизни, которое порождает мотивы какого-то речевого действия. Речевая ситуация – не элемент, а предпосылка какого-то речевого действия. Например, в школе идет урок, ситуация для создания статьи.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человек порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. Выделяются три ступени мотивации речевого действия:
мотивы могут вызываться трудовыми действиями;
мотивы могут быть разной напряженности;
мотивы могут носить биологический характер.
Мотивы, по А.В. Леонтьеву, перерастают в потребности (например, потребность поделиться горем или радость с кем-либо), а осознанные потребности превращаются в цели. На этапе цели происходит осознание потребности и других аспектов, составляющих предпосылку речевых высказываний, и человек должен решить, в какой форме он будет высказываться: устной, письменной, на каком языке. Эту стадию Леонтьев определяет как речевую интенцию (намерение). На этом этапе человек принимает эти решения.
Следующая стадия – вероятностное прогнозирование результата речи. Оно осуществляется на основе опыта: собственного или общечеловеческого. Человек всегда ожидает результатов своего высказывания.
При подготовке к речевому действию у человека складываются два этапа речевого акта:
внутренний план высказывания;
семантико-грамматическое структурирование, включающее три элемента: отбор слов, расположение слов в нужной последовательности и маркирование.
Относительно этапа отбора слов существует ряд гипотез. Первая утверждает, что в механизмах памяти слова хранятся в виде блоков по тематическому признаку, и выбор происходит по методу проб и ошибок. По теории словесных ассоциаций в выборе слова в процессе отбора слов большое значение играет ассоциация. Ассоциация – та связь, которая сложилась между двумя словами. Такой подход довольно широко используется в теории обучения народным языкам, согласно которой при подготовке к высказыванию идет борьба стандарта и выразительности.
В различных языках существует порядок слов. В предложении он связывается с логическим ударением, что может поменять смысл предложения. Порядок слов определяется так же выделением известного и нового. Согласно теории актуального членения высказывания, механизм, определяющий порядок слов, связан с тем, от чего мы отталкиваемся, и новым.
Далее в подготовке высказывания оформляются слова при помощи средств грамматической связи. Грамматическая маркировка может быть проверена проговариванием про себя.
На следующей стадии речевого акта происходит материализация акустическая, то есть переключение внутренней речи на звуковые акустические сигналы, и графическая – запись высказывания.
Для акустической материализации используются выработанные у каждого народа системы звуков. Комбинации звуков связываются с определенным значением. Например, под фонемой [а] подразумевается некий условный эталон, который представляет собой обобщенный вариант всех звучаний звука «а». В основном фонемы в разных языках не совпадают. Человек объединяет эти фонемы в комплексы и произносит звук, используя речевой аппарат.
При графической материализации человек может испытывать затруднения: само написание, трудность орфографическая, то есть соотнесение звуков и буквенного состава, и соотнесение смысла с написанием.
Следующий этап речевого акта – восприятие речи перципиентом. Он может быть рассмотрен как отдельный акт. Чтобы восприятие состоялось, надо чтобы высказывание полностью совпало с теми знаниями, которые имеются в сознании перципиента.
Обратная же связь от перципиента к говорящему может представлять собой новый речевой акт, может осуществляться чисто визуально, может быть письменной.
Итак, речь – это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств. Речь разнообразна. Она бывает внешней и внутренней. Внешняя подразделяется на устную (звучащую) и письменную (графически зафиксированную). Выделяют также типы внутренней речи: монолог и диалог (полилог).
Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя и на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений; она отрывочна, лишена четких грамматических форм. Внутренняя речь возникла в результате интериоризации эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь появляется в возрасте 2-3 лет и после 5 лет человек почти полностью отказывается от нее. Этот вид речи не направлен на коммуникацию, а на самого себя. Например, ребенок рассказывает, что он делает. Личный дневник человека отражает внутренний мир человека, поэтому он может служить подобием эгоцентрической речи.
Если внутренняя речь – это речь для себя, то внешняя речь – для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и требования к ней бываю высокими. Внешняя речь имеет четыре вида проявления:
речь – говорение;
речь – восприятие с пониманием (аудирование);
речь – письмо;
речь чтение.
Внешняя, звучащая речь бывает диалогическая и монологическая.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений. Синтаксис его обычно не сложен.
В отличие от диалога монолог, то есть речь одного человека, более произволен, требует волевого усилия. Он не может быть стихийным, он всегда организован. Именно в монологической речи обнаруживаются различия видов текста (описание, повествование и пр.), стилистические особенности (речь деловая и речь эмоционально-образная).
Данный тип речи нередко выступает в письменном варианте. Письменной речи в общем свойственны те же черты, что и устному монологу, но они более строго выражены. Здесь выше требования к построению предложений, к выбору слов, к логике, к полноте раскрытия темы, к последовательности изложения, к правильности языка. В то же время есть и отличительные черты письменной речи.
Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной.
Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную речь в роли устной.
В-третьих, письменная речь осложнена орфографией.
К письменной речи иногда приближается устная речь, и она имеет большие преимущества: интонация, мимика и жесты, паузы, умолчание. Поэтому живое слово всегда доходчивее.
Устная и письменная речь различаются и по лексике, и по синтаксису, но педагога будет больш...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.