На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психическое развитие ребенка дошкольного возраста средствами игры

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 10.03.2012. Страниц: 69. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение.................................................................................. 2
Глава 1 Теоретические и практические предпосылки амплификации развития личности ребенка дошкольного возраста средствами игры и предметно - развивающейся среды
1.1 Закономерности Сущность амплификации детского развития на этапе дошкольного детства.................................................................................... 9
1.2 Принципы и требования к созданию предметно - развивающей среды ДОУ в психолого-педагогических исследованиях на современном этапе....................................................................................... 20
1.3 Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни детей дошкольного возраста. Педагогическое руководство сюжетно - ролевой игрой ..........................................................33
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по выявлению эффективности педагогических условий амплификации личности ребенка дошкольного возраста средствами игры и предметно - развивающей среды.
2.1 Анализ организации игровой деятельности и особенности создания предметно - развивающей среды в ДОУ............................................ 44
2.2 Результаты опытно - экспериментальной работы............................. 50
Заключение................................................................................. 56
Библиография............................................................................. 60
Приложения................................................................................ 67


Введение
На современном этапе в дошкольном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка - дошкольника.
Итог многочисленных теоретических и экспериментальных исследований педагогов и психологов дает новое понимание дошкольного детства, как особого этапа в становлении человеческой личности. Доказано, что именно в этот период формируются многие психические свойства и способности, имеющие непреходящую ценность и в значительной степени определяющие ход дальнейшего развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, И. А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и другие).
В концепции дошкольного воспитания (1989г.) определены основные задачи дошкольного учреждения, которые направлены на отношение к дошкольному детству, как уникальному периоду развития личности ребенка. Этот документ отмечает, что "в отличии от последующих возрастных этапов, именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка - своего рода фундамент для любых специальных знаний, умений и отношений к миру"(22; с. 11). В психолого-педагогических исследованиях рассматривается, что содержание воспитательно-образовательной работы в условиях дошкольных образовательных учреждений на современном этапе направлено на формирование у детей необходимых элементарных представлений о мире, опыте социального общения, развития у детей творческой и познавательной активности, становление общечеловеческих ценностей (Л. Маневцова, Г.Кравцов, Л. Парамонова, Е.В. Субботский, С. Новоселова, В. Логинова, Р. Буре и другие)
В этой связи основное значение имеет поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для дошкольного возраста. Таким образом, на современном этапе развития системы дошкольного образования главным ориентиром является обеспечение оптимальных педагогических условий для полноценного проживания ребенком этого периода жизни.
Системный подход как важное средство изучения целостной личности ребенка в условиях развивающей предметно пространственной среды в ДОУ стал объектом исследований А.В. Петровского, Н.Я. Михайленко, Л.М. Клариной, Л.Я. Смывиной, Л.П. Стрелковой, С.Л. Новоселовой, Р.С. Буре, М. Маханевой, Г.Н. Годиной и других. Развивая идеи общей концепции дошкольного образования коллективом ученых педагогов (А.В. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.) разработана "Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования", в которой сформулированы принципы построения предметно развивающей среды в ДОУ на основе личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка и представлены варианты построения развивающей среды в условиях ДОУ, реализующих эти принципы.
В данной "Концепции" содержится резкая критика казарменной системы воспитания, отмечается, что на недостаточном уровне разрабатывается проблема требований к построению развивающей среды в ДОУ.
В течение ряда лет учеными - исследователями разрабатывается проблема обогащения деятельностной основы развития личности ребенка; исследуются внутренние закономерности развития игровой деятельности. Предложена новая классификация игр, основанная на исходной идее А.В. Запорожца о значении творческих - сюжетных игр, возникающих по инициативе ребенка, для его психического развития. (А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Л.Г. Шадрина и др.)
На значительное влияние игры в процессе развития личности ребенка указывал Ян Амос Каменский. Он считал, что "дети отражают в игре серьезные стороны жизни (33) Проблема развития игровой деятельности
проанализирована в ряде исследований А.П. Усовой, В.И. Логиновой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина и других.
Концепция педагогического руководства игрой, разработанная Р.И. Жуковской и Д.В. Менджерицкой получила свое развитие во многих педагогических исследованиях, в которых данная проблема рассматривается в нескольких направлениях:
- воспитание посредством игры нравственных качеств (В.Г. Нечаев, В.П. Залобина, П.А. Пеньковская, Р.И. Жуковская, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон);
- обогащение содержания игры и развитие детского творчества (А.Н. Леонтьев, Н. Короткова, И. Кириллов);
- взаимосвязь игры и других видов деятельности дошкольника. (Т.Н. Година, Д.В. Сергеева, А.И. Виноградова, Р.С. Буре, С.А. Козлова);
- разработка и уточнение педагогических приемов руководства игрой (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина и д.);
Проблемы сюжетно ролевой игры и ее закономерности развития рассмотрены в работах Д.Б. Эльконина. Педагогические условия развития игры соответственно каждому возрасту дошкольника определены в исследованиях Л.В. Артемовой, Н.Я. Михайленко, Н.С. Батиной и других. Результаты этих исследований подтвердили положение, высказанное Н.М. Аксариной и Ф.И. Фрадкиной еще в 30-40-е годы о том, что элементарные игровые умения требуют специального взаимодействия ребенка со взрослым.
Вместе с тем, в психолого-педагогических исследованиях последних лет содержится недостаточно сведений о создании комплекса организационно - педагогических условий амплификации развития личности ребенка дошкольника средствами игры и предметно - развивающей среды; о специфике использования методов, форм работы с детьми, способствующих развитию у дошкольника свойственных ему психологических новообразований: (самостоятельности, инициативности, воображения, творчества,); развитию благоприятных взаимоотношений в коллективе детей и взрослых.
Проведенное нами пилотажное исследование, в котором приняли участие более 60 респондентов ( воспитатели, методисты, студенты Славгородского педагогического колледжа), показало, что специалисты дошкольных учреждений недостаточно владеют знаниями и умениями о современных подходах, принципах и требованиях к организации развивающей среды, методах педагогического руководства игровой деятельностью детей в условиях современного ДОУ. Подавляющее большинство педагогов ДОУ (60%) указали на то, что они испытывают значительные затруднения в организации пространственно развивающей среды с точки зрения новых современных подходов.
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что проблема обогащенного личностного развития детей дошкольного возраста средствами игры и предметно - развивающей среды изучается и интерпретируется с различных точек зрения в психологических и педагогических теориях. Вместе с тем, педагогические условия амплификации развития личности ребенка-дошкольника средствами игры и предметно - развивающей среды в условиях ДОУ изучены в настоящее время недостаточно. В этой связи существует противоречие между необходимостью существенного повышения уровня обогащения личностного развития ребенка средствами игры, предметно развивающей среды и не разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования.
Указанное противоречие определяет проблему исследования, которая заключается в обосновании оптимальных педагогических условий, способствующих эффективной амплификации развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования: разработать педагогические условия амплифицированного развития личности ребенка дошкольника средствами игры и предметно - развивающей среды в условиях ДОУ.
Объектом исследования: является личностное психическое развитие детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс амплификации развития личности ребенка дошкольного возраста средствами игры и предметно -развивающей среды.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи исследования:
- проанализировать и обобщить теоретические и практические предпосылки психического развития личности ребенка дошкольника средствами игры и предметно - развивающей среды;
• разработать педагогические условия амплификации развития личности ребенка дошкольника средствами игры и предметно - развивающей среды;
• разработать и внедрить в практику методические рекомендации для педагогов ДОУ.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой выдвинуто предположение о том, что процесс амплификации развития личности ребенка дошкольного возраста будет протекать более успешно если:
- личностное развитие ребенка дошкольника определяется как основная задача ДОУ, и осуществляется на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка в игре и обновленной предметно -развивающей среде;
- в условиях ДОУ создана гибкая обогащенная информационно - досугово -предметно - развивающая среда;
- на всех возрастных этапах дошкольного возраста реализуются принципы организации педагогического руководства игровой деятельностью ребенка.
Методы исследования определены гипотезой, задачами и целью данного исследования. Использовался комплекс методов, включающий теоретический анализ философской, психолого - педагогической литературы по избранной теме исследования; изучение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент, наблюдение, опрос - анкетирование, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились старшие группы ДОУ №41 города Славгорода, Алтайского края.
Исследование проводилось в несколько этапов.
I этап: поисково-теоретический: в этот период происходило осмысление проблемы, ее актуальности и современного состояния; сформулированы цель, задачи, гипотеза. На основе теоретического изучения проблемы определены тенденции амплификации развития личности ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры и предметно - развивающей среды.
II этап: опытно-экспериментальный: на этом этапе осуществлялась опытно экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих амплификацию развития личности ребенка дошкольника: определялась эффективность форм занятий, организации предметно -развивающей среды, игровой деятельности и педагогического руководства игрой ребенка дошкольника. В ходе реализации опытно-экспериментальной деятельности, посредством экспериментальных методов исследования (наблюдений, беседы, анкетирования, методов математической статистики) выявлена эффективность внесенных в предметно - развивающую среду и игровую деятельность позитивных изменений и объективность сформулированных положений, касающихся эффективности педагогических условий амплификации развития личности ребенка дошкольника посредством игры и предметно - развивающей среды.
III этап: заключительно - обобщающий: был посвящен систематизации материала обобщению результатов исследования, послуживших основой для разработки методических рекомендаций руководителям и педагогам ДОУ, их внедрение в практическую деятельность; литературному оформлению работы.
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки амплификации развития личности ребенка дошкольного возраста средствами игры и предметно - развивающей среды.
1.1 Закономерности психического развития ребенка дошкольного возраста. Сущность амплификации детского развития на этапе дошкольного детства.
В этом параграфе мы рассматриваем закономерности психического развития ребенка; основные личностные достижения (новообразования) дошкольного детства и процесс их полноценного развития в условиях ДОУ средствами игры и предметно - развивающей среды, а также раскрываем сущность амплификации детского развития.
Ученые - исследователи считают, что психическое развитие личности ребенка- это чрезвычайно сложный процесс количественных и качественных изменений, вызываемый закономерностями развития организма и обстоятельствами жизни и приводящие к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л. Люблинская и др.).
Развитие личности ребенка педагоги определяют по изменениям, которые происходят во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и, которые проявляются в различных видах его деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей, ценностноориентировочной (классификация М.С. Когана).
О развитии личности ребенка свидетельствует и смена ведущего вида деятельности: эмоциональное общение, манипулятивная деятельность, предметно-орудийная деятельность, сюжетно - ролевая игра, учебная деятельность ( по классификации А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина).
Л.С. Выготский отмечал, что о развитии личности ребенка свидетельствует изменение его активности в социальной ситуации развития. "Социальная ситуация развития - это специфическая система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью, определяющей весь образ его жизни
Э. Пиклер считает, что о развитии личности ребенка можно судить по результатам изменения его поведенческого репертуара; Л.И. Божович - по появлению противоречий и кризисных состояний, новых качеств и свойств личности
Л.С. Выготский, рассматривая ход психического развития ребенка, предлагал разделять стабильные возрастные периоды, на протяжении которых происходит сравнительно медленное, постепенное развитие психики ребенка, появление психических новообразований; и критические периоды сопровождающиеся возрастными кризисами и определяющие переход от одного стабильного периода к другому.
Ученые-психологи отмечают, что взрослые должны уметь видеть и понимать психологический возраст ребенка, определять кризисы в развитии его личности, основные противоречия возраста и адекватно к ним относиться.
По мнению Чирковой Т.И. (71), одним из заблуждений педагогической практики было то, что ожидание изменений в личностном развитии ребенка прогнозировались только в сторону возникновения положительных качеств и свойств. Вместе с тем, развитие психики - это динамичный противоречивый процесс. В этой связи на определенном этапе развития ребенка закономерно появление негативных проявлений, кризисных состояний. Л.С. Выготский писал о том, что если бы "кризисы в развитии не возникали, то их бы было нужно создавать искусственно. Только через диалектическое отрицание возможно появление нового"
Психические особенности личности, ее духовный облик и нравственные качества дошкольника формируются под определяющим
воздействием социальной среды.
К социальным факторам, которые определяют развитие личности, ученые относят:
1- природную среду ( климат, род занятий родителей);
2- социальную среду ( семья , родня, близкие знакомые);
3- условия жизни и деятельности ребенка ( средства коммуникации);
4- социальный опыт человека;
5- обучение и воспитание, роль которого в психическом развитии личности особая, так как это, "есть сознательный, целенаправленный процесс воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности, отвечающих запросам общества" (Ю.К. Бабанский);
6- индивидуальная ситуация развития, возникающая потому, что ребенок не только объект , но и субъект обучения и воспитания. Благодаря активности, деятельности и общения, внешним стимулам, целям и задачам, которые ставят взрослые и сам ребенок в обучении и воспитании, внутренним переживаниям, происходит избирательность деятельности, самовоспитания, взаимодействия со средой.
Ведущим типом деятельности ребенка дошкольника, по мнению многих психологов, является игра (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и Другие).
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символическо -моделирующему типу деятельности, в которой операционально - техническая сторона минимальна: сокращены операции, условны предметы (77). Все виды деятельности дошкольника, считает Д.Б. Эльконин, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер.
Следовательно, основные личностные новообразования ребенка первых семи лет жизни возникают в двух группах их деятельностей: в моделирующих деятельностях (игра, изобразительная, конструктивная) и
реализует свои жизненно важные функции, обеспечивающие его жизнедеятельность. Между этими двумя типами деятельности существуют взаимосвязи, взаимопереходы, взаимовлияния. Развитие их имеет общие условия:
- развивающее общение со взрослыми;
- активно- развивающая предметная среда;
- наличие условий для формирования и проявления активности ребенка ,его психических новообразований: коммуникативности, инициативы, самостоятельности, креативности.
Д.Б. Эльконин открыл закон чередований типов деятельности: за ориентацией в системе отношений следует ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникает противоречие (по достижении предельного уровня совершенствования, доступного возрасту в этих деятельностях). Они и становятся причиной развития ребенка. По мере развития, психика ребенка приобретает целостность, единство, как необходимые условия формирования личности; происходит перерастание отдельных психических состояний в черты личности. Например, состояния удовлетворения, радости, возникающие в процессе занятия, деятельности, закрепляясь при частом повторении, переходят в трудолюбие, как черту личности.
Ученые-исследователи отмечают, что темп и содержание развития психики ребенка изменяется на протяжении онтогенеза (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и другие).
Периоды интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, мышления и др.) и для развития психики ребенка в целом.
Анализ психолого - педагогической литературы позволяет определить причины неравномерности психического развития, которые заключаются в том, что:
- закономерности и особенности органического созревания и роста ребенка строго индивидуальны; разные дети обладают разными задатками;
- некоторые психические процессы формируются на основе других психических процессов, которые нужно в свое время усиленно развивать;
- разный жизненный опыт взаимодействия со средой.
Л.С. Выготский писал о том, что существуют оптимальные сроки для становления и развития психических функций. Такие возрастные периоды, когда условия для раз вития тех или иных психических свойств и качеств будут оптимальны, он назвал сензитивными (чувствительными). Дошкольное детство - это наиболее сензитивный период для развития личности ребенка.
С позиции культурно - исторической теории С.Л. Выготского, развитие высших психических функций идет по линии осознанности и произвольности. Е.В. Субботский в статье: "Концепция Л.С. Выготского о высших и низших психических функциях" отмечает, что в отличии от низших психических функций, которые врождены, неопосредованы, непроизвольны и изолированы одна от другой, высшие функции формируются социально, они опосредованы, произвольно управляемы и объединены в системы (64; с.91).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие психических новообразований личности "представляет собой исходный момент для всех динамических изменений" (8). Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным (8).
Таким образом, дошкольный психологический возраст-это период совершенствования, развития и по содержанию и по формально-динамическим характеристикам (сила, объем, темп, ритм, скорость), возникших к концу предыдущего психологического возраста личностных
новообразований, которые за период дошкольного детства индивидуализируются.
Анализ работ ученых-психологов Кравцовой Е.Е. (25), Элько-нина Д.Б. (76), Новоселовой С.Л. (38), и др., позволил выделить базисные характеристики личности, которые формируются в дошкольном возрасте и на каждом этапе имеют свое особое специфическое значение.
Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности. " Самостоятельный ребенок -это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и педагогически грамотное к ней отношение взрослого, не как неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития (21; с. 14). Наблюдения показали, что для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность их помощи ребенку. Недостаточная степень самостоятельности ребенка или полное ее отсутствие часто являются показателем чрезмерности этой помощи и служит препятствием для осознания своих возможностей в саморегуляции и развитии инициативности. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека взрослого формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важный показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Наблюдения показывают, что в дошкольном возрасте инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет найти занятия, соответствующее собственному желанию, включится в разговор, предложить интересное дело другим детям. Развитие инициативности требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.
Воображение - Е.Е. Кравцова предполагает, что на основе анализа работ Л.С. Выготского и его учеников Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца есть основание считать новообразованием стабильного периода дошкольного детства- воображение. " Расхождение видимого и смыслового поля - новое в дошкольном возрасте. Это основа игры - создание мнимых ситуаций. Это новая ступень абстракции, произвольности, свободы " (8). Анализ Кравцовой Е.Е. (25) воображения показал, что в дошкольном возрасте можно выделить три стади...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.