На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Социальная работа с пожилыми людьми. Роль ЦСО в социальном обслуживании

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 10.03.2012. Страниц: 79. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА…………………………...8
1.1. Понятие социальной работы с гражданами пожилого возраста…………..8
1.2. Современные социальные проблемы граждан
пожилого возраста………………………………………………………...22
2. РОЛЬ КЦСО (КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ) В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ…………………………………...41
2.1. Традиционные технологии в работе с пожилыми гражданами в РФ ……41
2.2. Инновационные технологии социальной работы с гражданами на примере КЦСО «Хорошевский»………………… …………………..…...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....71
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….77


……………………
…………..……………..
ВВЕДЕНИЕ

Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России. Так, в 2008 году из 142 млн. 754 тыс. человек людей в возрасте старше трудоспособного было 29 млн. 109 тыс., что составило 23,03% общей численности населения. Тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения по различным демографическим исследованиям сохраняются . В этой связи становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми на сегодня имеет общегосударственное значение. Социальная работа с пожилыми людьми в России становится специфической формой государственной социальной защиты с целью обеспечения достойной старости.
Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых людей.
Опыт деятельности центров социального обслуживания однозначно свидетельствует о чрезвычайной важности и необходимости той работы, которую проводят эти социальные службы. Перспективным направлением деятельности центров социального обслуживания является расширение спектра социальных услуг, внедрение инновационных технологий социальной работы с пожилыми гражданами.
Новые возможности в совершенствовании работы ЦСО открывает деловое сотрудничество со специализированными научными учреждениями и лабораториями, а также с учебными заведениями, готовящими социальных работников и специалистов по социальной работе. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы.
Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с пожилыми людьми отражены в работах С.А. Беличевой, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, Э.Ш. Камалдиновой, В.М. Капицина, В.В. Колкова, Л.И. Кононовой, А.И. Ляшенко, В.П. Мошняги, В.А. Никитина, Г.И. Осадчей, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и др.
Теоретические и практические аспекты подготовки профессиональных кадров социальной сферы с пожилыми людьми излагаются в работах В.Г. Бочаровой, Г.В. Мухаметзяновой, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Т.М. Трегубовой, Л.В. Топчего, Холостовой, Н.Б. Шмелевой, Р.С. Яцемирской .
В трудах А.И.Арнольдова, Н.Ф.Басова, С.А.Беличевой, В.Г. Бочаровой, Л.Г. Гусляковой, И.А. Липского, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, В.А.Никитина, Т.М. Трегубовой, В.А. Фокина, И.В. Фокина, Е.И. Холостовой, Б.Ю. Шапиро, Т.Ф. Яркиной представлены методологические, методические, прикладные аспекты социальной работы с пожилыми людьми в России и за рубежом . В них внимание акцентируется на осмыслении ее реалий и перспектив с указанной категорией населения и педагогических проблемах, возникающих при работе с пожилыми людьми.
Анализ литературы по теме исследования показал, что социальная работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. Вместе с тем в теории и практике социальной работы в большей степени уделяется внимание традиционным технологиям в работе с пожилыми гражданами, нежели инновационным. Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм, методов и технологий в социальной работы с пожилыми людьми.
Объект исследования данного дипломного исследования – современные социальные проблемы граждан пожилого возраста.
Предмет исследования – роль центра социального обслуживания в повышении качества жизни граждан пожилого возраста.
Цель дипломного исследования – изучение роли центра социального обслуживания в решении современных социальных проблем граждан пожилого возраста.
Гипотеза. Решение современных социальных проблем граждан пожилого возраста будет осуществляться более эффективно при применении КЦСО инновационных технологий социальной работы.
Основные задачи исследования:
1) рассмотреть понятие, сущность и содержание социальной работы с гражданами пожилого возраста;
2) проанализировать современные социальные проблемы граждан пожилого возраста;
3) описать опыт применения традиционных технологий в работе с пожилыми гражданами на примере КЦСО;
4) выяснить значение применения инновационных технологий
в работе с пожилыми гражданами на примере КЦСО.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы дипломной работы был использован комплекс методов:
- теоретические: анализ литературы, систематизация, обобщение;
- эмпирические: анкетный опрос, описательный качественно-количественный анализ.
Исследование было проведено на базе ГУ КЦСО «Хорошевский» САО г. Москвы. Для исследования было отобрано 40 пожилых людей, которые периодически посещают отделение дневного пребывания Центра, из них 15 мужчин и 25 женщин. Возрастные границы выборки – 60-69 лет.
Элементы новизны исследования заключается в недостаточной проработанности применения инновационных технологий социальной работы по проблеме преодоления современных социальных проблем пожилых людей. Данное исследование можно использовать, как в теоретических разработках по исследуемой проблеме, так и в практическом применении в работе ЦСО с целью повышения качества жизни пожилых людей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выявление современных социальных проблем граждан пожилого возраста с учетом их дифференциации, позволяет подобрать наиболее эффективные технологии социальной работы.
2. Повышение качества жизни пожилых людей предполагает комплексный подход к решению основных проблем, присущих пожилому возрасту, к которым можно отнести малообеспеченность, ухудшение состояния здоровья, неконкурентоспособность на рынке труда, рост невостребованности в семье и обществе, резкое снижение социальной активности, одиночество.
3. Применение инновационных технологий способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей, а также повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг.

……………………………………………….


I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие социальной работы с гражданами пожилого возраста

В течение многих веков в России формировался специфический механизм поддержки пожилого населения. Становление социальной работы с пожилыми людьми, как специфического института общества связано с переходом частной благотворительности в организованную систему государственной социальной политики.
В настоящее время социальная работа с пожилыми людьми строится не только на идеологии предоставления льгот и привилегий, но и на гуманистических, демократических представлениях о свободной личности пожилого человека, имеющего свои права, которые закреплены в нормативных документах.
В данном параграфе представлен краткий историогенез социальной работы с пожилыми людьми в России; раскрывается понятие, цели, содержание социальной работы с пожилыми людьми на современном этапе развития российского общества.
Специфический механизм поддержки пожилого населения в течение многих веков в России определялся на основе таких показателей, как состояние уровня экономического развития общества, поликультурная среда обитания, социальная дифференциация, различные типы общественного устройства и др.
Система социальной защиты пожилых людей в России складывалась постепенно на основе частной благотворительности и системы государственного призрения. В общественном сознании российского народа на житейском уровне развивались представления о социальной дифференциации и вере в средства «защиты». Для российского менталитета характерны вера в народничество, славянофильство, западничество, коммунизм. Благотворительность в России как социальный феномен является результатом сострадательного отношения к ближнему .
Л.В.Бадей в истории развития благотворительности России выделяет пять периодов.
Первый период (с IX по XVIII век) включает путь от «нищелюбия» до первых попыток государства вмешаться в организацию заботы о бедных и обездоленных, особенно людей пожилого возраста.
Второй период - от 60-х годов XVIII века до реформы 1861г., когда происходит закладка основ государственного и общественного призрения как форм помощи государства по приюту и пропитанию.
Третий период - 60-е годы XIX века до 1917 года - происходит либерализация социальной политики, передача ее функций органам земского самоуправления и развития русского меценатства.
Четвертый период - с 1917 по 1990 гг., или советский период, при котором частная и общественная благотворительность была сведена к государственной форме социального обеспечения.
Пятый период - с начала 1990-х годов и по настоящее время характеризуется как становление системы социальной работы, соответствующей стандартам гражданского социального общества .
Следует отметить, что сеть различного рода государственных социальных учреждений особенно расширилась при Петре I. В 1718 году только в Москве действовало более 90 богаделен различного профиля, в которых содержалось около 4-х тысяч людей.
При Екатерине II система государственного призрения получает дальнейшее развитие. Создаются «Приказы» или учреждения, которым поручалось «попечение и надзирание» народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен «для убогих, увечных и престарелых», «особого дома для неизлечимо больных», «работных домов для обоего пола» и т.д.
В целом, XVIII и первая половина XIX-ого веков были временем становления государственной системы социального призрения, которая действовала под руководством специальных административно-управленческих органов. Преимущественно она состояла из благотворительных учреждений закрытого типа.
Во второй половине XIX века началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся пожилым гражданам, которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы.
В конце XIX века в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч благотворительных учреждений. Активно росло благотворительное движение. Как свидетельствуют исторические статистические данные, только в течение одного 1898 года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам человек, удовлетворяли 20 миллионов разовых обращений нуждающихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тысяч человек .
В середине XIX века намечаются новые подходы в развитии российской благотворительности, основными из которых являются децентрализация и индивидуализация при оказании помощи пожилому населению.
В XX веке вновь возрастает роль неправительственных организаций в благотворительности. Однако ее объем и масштабы не соизмеримы с вкладом российского дворянства, купечества и зарождавшейся буржуазии в благотворительность и попечительство.
Краткий историогенез социальной работы с пожилыми людьми позволяет сделать вывод о том, что эта деятельность, прежде всего, была направлена на оказание материальной помощи пожилым сначала на уровне филантропии, а затем стала системой общественного воспитания.
Социальная работа с пожилыми людьми в настоящее время строится не только на идеологии предоставления льгот и привилегий, но и на гуманистических, демократических представлениях о свободной личности пожилого человека, имеющего ряд прав (экономических, социальных, культурных). Пожилые люди в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ .
В Российской Федерации возрастные границы пожилого возраста для мужчин обозначены 60-74 годам, у женщин - 55-74 годами
Система социального обслуживания в современной России выстраивается и регулируется в соответствии с правовыми нормами и положениями Федеральных Законов: Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (последняя редакция от 22.08. 2004 г.), Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (последняя редакция от 25.11. 2006 г.).
Благоприятные возможности для реального обеспечения граждан пожилого возраста высококачественными социальными услугами создало утверждение в 1997 г. Правительством РФ целевой программы «Старшее поколение», одной из наиболее эффективных программ социального назначения, характеризующихся инновационным подходом и комплексностью, устойчивым финансированием. Действие программы было продлено на 2002-2004 гг. и на этот период поставлены новые задачи.
Главной целью программы являлось создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.
Целевая программа «Старшее поколение» стала эффективной моделью межотраслевого сотрудничества, объединения усилий ряда министерств и ведомств по укреплению, прежде всего, материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Были повсеместно осуществлены меры по капитальному ремонту, реконструкции, разукрупнению, техническому переоборудованию объектов для пожилых людей, их оснащению средствами, облегчающими уход за престарелыми.
В ходе реализации программы усилились акценты на необходимости системного решения проблем развития социального обслуживания пожилых людей, применения единых принципов управления сетью и последовательном внедрении новых организационно-правовых форм учреждений, обеспечения доступности социальных услуг с помощью мобильных социальных служб, наличия специалистов, имеющих высокий статус по всем основным показателям.
С учетом норм и требований основных международных документов активно развивались идеи о необходимости восприятия лиц старшего поколения не только как получателей помощи, но и как субъектов, способных проявить активность, участвовать в социальной жизни общества. В настоящее время продолжает реализация Федеральной целевой программы «Старшее поколение», которая рассчитана на период до 2010 года.
Указом Президента Российской Федерации от 2 декабря 1998 года Россия присоединилась к проведению Международного года пожилых людей.
Важным событием в отношении внимания к проблемам пожилых людей является факт объявления 1999 года Международным годом пожилых людей. В документах ООН, касающихся концептуальной и оперативной основ проведения Года, говорится о том, что каждое государство свободно в выборе стратегии его проведения.
В 2002 году на Второй всемирной конференции по проблемам старения в Мадриде был принят Международный план действий по проблемам старения, в котором государства-члены взяли обязательство принять меры по трем приоритетным направлениям: пожилые люди и развитие, содействие улучшению здоровья и благосостояния в пожилом возрасте; обеспечение существования в благоприятной устойчивой среде .
В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, В.В. Путин, будучи Президентом России в 2006 году определил главной проблемой страны проблему демографии, назвал ее самой острой проблемой современной России.
На расширенном заседании Государственного совета в феврале 2008 года, когда рассматривался вопрос о Стратегии развития до 2020 года, Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным была поставлена задача о том, чтобы сократить смертность населения в Российской Федерации более чем в 1,5 раза и увеличить продолжительность жизни к 2020 году до 75 лет. Средняя продолжительность жизни в Российской Федерации 66 лет, из них у мужчин – 60 лет, у женщин – 73 года. В то время как в экономически развитых странах разрыв продолжительности жизни между мужчинами и женщинами составляет примерно 6-8 лет, а в России - 13 лет .
Ныне действующий Президент России Д.А. Медведев неоднократно обращал внимание к проблемам граждан пожилого возраста со стороны Государственной Думы, российской общественности.
С учетом поставленных Президентом РФ задач, Государственной Думой начата активная работа, нацеленная на общий рост доходов в стране, на улучшение системы пенсионного обеспечения. Приняты важные социально ориентированные федеральные законы, направленные на создание условий для качественного роста трудовых пенсий граждан путем стимулирования их пенсионных накоплений, в том числе за счет софинансирования из средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В осеннюю сессию 2008 года были рассмотрены почти 585 законопроектов, из них 51 законопроект предложен на рассмотрение Комитетом по труду и социальной политике . Государственная Дума ведет активную работу, нацеленную на общий рост доходов в стране, на улучшение системы пенсионного обеспечения, социального обслуживания граждан пожилого возраста.
В отечественной теории социальной работы, исходя из современной практики социальной работы с пожилыми людьми, в недостаточной степени разработано содержание понятия социальной работы с пожилыми людьми. Понятие социальной работы с пожилыми людьми А.Н. Панов условно подразделяет на следующие группы определений:
1) определения, в которых сущность социальной работы с пожилыми людьми представлена обобщенно, включая макросоциальные процессы в структуре социальной деятельности, направленной на оказание помощи, содействия пожилым людям;
2) определения, не имеющие прямого отношения к социальной работе с пожилыми людьми, а затрагивающие отдельные аспекты;
3) определения, в которых предметное поле социальной работы сводится к ее отдельным социальным услугам;
4) определения, адекватно идентифицирующие социальную работу с понятиями, принятыми во многих странах мира .
В широком смысле социальная работа с пожилыми людьми выступает как следствие социальной политики государства, направленной на поддержание жизненного уровня старшего поколения и обеспечения его социальной безопасности.
В узком смысле она направлена на оптимизацию активности пожилого человека как субъекта различных сфер жизни .
На основе теоретического анализа и сопоставления точек зрения различных исследователей социальная работа с пожилыми людьми определена как особый и осуществляемый профессионально подготовленными специалистами процесс целенаправленной практической деятельности, гуманистически направленной на действенное разрешение индивидуальных проблем пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Следует отметить, что большинство исследователей продолжают рассматривать социальную работу с пожилыми людьми как деятельность по удовлетворению потребностей клиента и разрешению его проблем: малообеспеченность, ухудшения здоровья и одиночества. Это требует от социального работника умения оказывать специальные виды помощи, которые, однако, не дифференцированы в зависимости от возможностей, способностей и субъектности пожилого человека, в то время как в мировой практике социальной работы наметилась тенденция в переводе пожилого человека из позиции объекта социальной работы в ее субъект.
Поэтому, исходя из субъектного подхода в социальной работе с данной категорией населения, назрела острая потребность в пересмотре содержания социальной работы с пожилыми людьми. Построение данного вида деятельности имеет в своей основе цели различного уровня. В современных геополитических условиях они заключаются не столько в адаптации к этому возрасту, оказании материальной и психологической помощи, сколько в инициировании активности пожилого человека в решении своих проблем. Для его перевода из объекта социальной защиты в субъект необходимо создание реальных условий на основе экономических, психологических, педагогических программ, позволяющих привести в движение стимулы развития активности данной категории населения .
В широком социально-экономическом смысле цель социальной работы в этом случае заключается в компенсации экономической ущербности и выравнивании возможностей этой группы населения на основе использования своих прав.
В узком, организационно-социальном смысле, цель социальной работы с пожилыми людьми заключается, прежде всего, в оказании им различных видов помощи по реализации узаконенных социальных прав и компенсации физических, психических, интеллектуальных недостатков, препятствующих их полноценной жизнедеятельности .
Из этого следует, что цель социальной работы с пожилыми людьми заключается, прежде всего, в обеспечении пожилым достойной старости.
Все цели социальной работы с пожилыми людьми можно дифференцировать по времени реализации на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. Долгосрочными целями являются:
- содействие безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых граждан;
- содействие обеспечению их человеческого достоинства; утверждение их значимой роли в социальном развитии.
Среднесрочными целями является:
- обеспечение оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;
- предоставление необходимой социальной помощи и гарантированного социального обслуживания, способствующих созданию и поддержанию...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.