На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Одушевленность и неодушевленность имен существительных в предложно-падежных формах

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 11.03.2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Функционально-семантическое поле одушевленности-неодушевленности
2. Проявление категории одушевленности-неодушевленности имен существительных в предложно-падежных формах
Литература

1. Функционально-семантическое поле одушевленности-неодушевленности

Поскольку значение одушевленности-неодушевленности находит выражение на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка, представляется целесообразным рассматривать различные средства репрезентации одушевленности - неодушевленности в их взаимосвязи и взаимодействии: в системе функционально-семантического Поля Одушевленности-Неодушевленности.
Так как в современном русском языке одушевленность- неодушевленность представляет собой грамматическую категорию, данная категория выполняет роль ядра, грамматического центра Поля Одушевленности-Неодушевленности, который объединяет все остальные средства выражения значения одушевленности-неодушевленности.
Горизонтальный срез рассматриваемого поля обнаруживает два микрополя: Поле Одушевленности, объединяющее средства выражения значения “живое существо”, и Поле Неодушевленности, с общим значением “неживой предмет”. В свою очередь, внутри Поля Одушевленности выделяется Поле Лица, к которому относятся средства выражения значения “лицо” (“человек”), а также Поле Фауны, организующее средства выражения понятийной сферы, связанной с характеристикой и жизнедеятельностью прочих живых организмов.
Вертикальное сечение Поля Одушевленности - Неодушевленности обнаруживает его трехуровневую структуру: значение одушевленности - неодушевленности находит выражение на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.
1. Лексические средства выражения одушевленности - неодушевленности.
На уровне лексики использование метода компонентного анализа позволяет выделить ряд семантических групп имен существительных, характеризующихся специфическими различиями в структуре значения одушевленности - неодушевленности.
Основным компонентом Поля Одушевленности является группа имен существительных, получившая название “абсолютно - одушевленные”. Данную группу составляют субстантивы, объединенные общим семантическим компонентом “живое существо”. Часть из них, обладая семой “человек”, относится к Полю Лица (человек, мужчина, ребенок, учитель и др.), остальные входят в Поле Фауны (животное, птица, рыба, насекомое и др.).
Поле Неодушевленности представлено группой “абсолютно - неодушевленных” имен существительных, объединенных общим семантическим компонентом “неживой предмет” (гора, река, камень, дом, стол и др.).
Как известно, на лексическом уровне не все имена существительные четко противопоставлены по одушевленности - неодушевленности. Зону пересечения Поля Одушевленности и Поля Неодушевленности составляют имена существительные, совмещающие в своих значениях семы, отражающие признаки живого и неживого. Примером могут служить названия умерших людей (покойник, мертвец, усопший и др.), содержащие сему “человек”, указывающую на принадлежность к Полю Одушевленности, и семы “мертвый”, “неживой”, свидетельствующие об отнесенности к Полю Неодушевленности.
Субстантивы, совмещающие в своих значениях семантические компоненты, отражающие признаки живого и неживого, объединены в лексико-семантические группы, которые мы будем называть промежуточными.
Как показывает анализ языкового материала, в основе деления имен существительных на одушевленные и неодушевленные лежат обыденные понятия носителей языка о живом и неживом. Сходное понятие - “обыденное представление о живом” - встречается в ”Русской грамматике”. Однако обыденные представления есть образы, лишенные внутренней дифференциации. Они формируются независимо от сознательной активности субъекта и лишены каких-либо признаков, в том числе признаков живого и неживого. Признак “живое-неживое” появляется не у представления, а только у понятия предмета, именованного субстантивом. Понятие может возникать из сознательного и специального анализа субъектом своих представленний - в этом случае мы имеем дело с так называемыми научными понятиями, функционирующими в сознании квалифицированных носителей языка (в данном случае специалистов-биологов и др.). Понятия же, с которыми мы имеем дело в анализе лингвистических феноменов, возникают вне контекста специальной и сознательной работы с понятийной картины мира. Это обыденные понятия, которые обнаруживают себя в речи основной массы носителей языка.
По всей видимости, обыденные понятия о живом включают такие признаки, как развитие, питание, размножение, восприятие внешних воздействий (чувствительность), способность к активному передвижению, смертность, некоторые другие проявления физической и физиологической активности.
Ведущая роль гносеологического основания категории одушевленности-неодушевленности проявляется в том, что одушевленные и неодушевленные субстантивы обозначают не столько живые и неживые предметы, сколько предметы, осмысливающиеся как живые и неживые. Так, по мнению Л. Ельмслева, в основе противопоставления “одушевленное-неодушевленное” лежит факт субъективной оценки объектов действительности человеком: “Субъективная классификация... редко покоится на физических свойствах объекта, чаще она основывается на роли, функции полезности (воображаемой или реальной) данного объекта”.
Кроме того, между членами оппозиции “мыслимый как живой - мыслимый как неживой” существует ряд промежуточных образований, совмещающих признаки живого и неживого, наличие которых обусловлено ассоциативными механизмами мышления и другими особенностями мыслительной деятельности человека:
1) мыслимый как бывший живым (мертвец, покойник, усопший и др.);
2) мыслимый как будущий живым (эмбрион, зародыш, плод);
3) мысленно представляемый живым (русалка, леший, вампир, киборг и др.);
4) мыслимый как подобие живого (кукла, пупс, валет, ферзь и др.);
5) мыслимый как совокупность живого (народ, толпа, стая, стадо и др.);
6) мыслимый как часть живого (рука, нога, голова и др.) .
Признаки живого (неживого), нашедшие отражение в понятии на гносеологическом уровне, становятся конструктивными компонентами значения слова на уровне языка и формируют значение одушевленности-неодушевленности субстантива. В свою очередь, грамматическое обобщение семанти...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.