На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основы работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 11.03.2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
1. Характеристика ОНР, онтогенез речи
2. Закономерности развития детской речи.
3. Схемы системного развития нормальной детской речи
Заключение
Список использованной литературы


Введение

Вопросы освоения языка детьми являются наиболее обсуждаемыми в лингвистике, психологии, логопедии, методике развития речи и других областях научного знания. Одной из актуальных проблем методики развития речи младших школьников с общим ее недоразвитием является реализация семантико-парадигматической и семантико-синтагматической направленности в усвоении лексического материала. Важный аспект развития речи - формирование образных средств языка, которые способствуют точной, яркой, выразительной передаче смысловой информации.
В работах логопедов образность понимается как лексико-семантическая категория, обобщающая свойства слова, характеризующегося семантической двуплановостью и ассоциативно-метафорическим характером внутренней формы. Сравнение строится на основе учета трех элементов: предмета – того, что подвергается сравнению, образа – того, с чем сравнивается, признака – основания для сравнения одного с другим.
В число коррелятов при сравнении включаются предметы, явления, действия, качества, имеющие близкие или одинаковые признаки. Олицетворение является особым видом метафоры и реализуется в отдельном словосочетании, предложении или более крупном фрагменте текста.
В основе трудностей усвоения образных средств языка дошкольниками с общим недоразвитием речи лежит недостаточная сформированность следующих механизмов: метафоризации, интерференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля. Анализ экспериментальных материалов с точки зрения теории индивидуального языкового варьирования позволил распределить младших школьников с нормальной и нарушенной речевой деятельностью по уровням владения образными средствами.

1. Характеристика ОНР, онтогенез речи

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных в 50-60-х годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.
С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы. Образность языка и речи определяется целым рядом условий: тренировкой речевых навыков, направленностью на понимание выразительных возможностей языка, развитием специальной речевой интенции, накоплением опыта использования языковых средств, развитием когнитивных аспектов семантики языковых единиц (Андреева Н. Г., [1] Аржанухина Е. К., [4]). Языковыми средствами выражения образов являются сравнение, олицетворение, фразеологический оборот.
Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что детям дошкольного возраста доступно употребление ряда образных средств. Актуализация различных образных слов детьми (на разных этапах онтогенеза) рассредоточена во времени: сначала усваиваются простейшие формы образной речи, затем – устойчивые сочетания слов, обладающие высокой степенью метафоризации. Наиболее доступным и ранее других актуализирующимся в речевом онтогенезе является сравнение (1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев). В 3 года дети начинают использовать олицетворения.
Овладение фразеологическими оборотами начинается позднее: к 4 годам происходит усвоение более легких по семантике конструкций, в шесть – семь лет в речи детей встречаются сочетания с высокой степенью метафоризации. Для младших школьников с общим недоразвитием речи характерно: расхождение объема пассивного и активного словарного запаса, снижение возможностей актуализации лексических единиц и смысловых связей между ними, ограниченность понимания слов с переносным значением.
Исследователи рассматривают олицетворение как наиболее сильное образное средство, как основополагающий когнитивный процесс и важный компонент процесса понимания (Алтухова Т. А., [1] Битова А.Л., [5] Гончарова Л.А. [11]. Среди образных средств языка особое место занимают фразеологические обороты. В них заложена возможность объективации переносного значения высказывания, их использование в речи конкретизирует предмет мысли и выражает отношение к нему (Глистина И.А., [10] Микляева Н.В., [34] Рябова О.В. [49]).
Образные средства языка представляют собой сложную форму человеческого отражения. Прямое отношение к проблеме их формирования имеет своеобразие образного мышления и образного восприятия (Нищева Н.В., [39] Трофимова В.Н., [54] Еремина В.Н. [17]. В основе понимания и употребления образных средств языка лежит ряд механизмов: метафоризации, инференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля (Чистякова Е.Б. [64]).
У детей отмечаются трудности овладения семантикой лексических единиц, недостаточное использование стратегий идентификации значения слова, ограничение объема семантических полей. Т.В. Захарова указывает на фрагментарность усвоения выразительных средств речи дошкольниками с ОНР.
Недоступность понимания переносного значения, отсутствие связей между первичными и вторичными наименованиями позволяют говорить о несформированности операций полисемантизации, лежащих в основе механизма метафоризации. Буквальное понимание значений образных выражений, недоступность выводимости значения как скрытых, так и формально закрепленных компонентов семантики, резкое ограничение фоновых знаний являются показателями несформированности механизма инференции. Как отмечают Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В., привнесение ложного содержания в значения образных средств и невозможность их включения в контекст предложения является свидетельством дисфункционального состояния механизма языкового контроля. [23, с. 13]
Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. Как пишет Грибова О.Е., в этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям. [13, с. 18]
Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем в особых условиях обучения. Практика показывает, что направление детей с нерезко выраженными речевыми нарушениями в массовую школу может привести к возникновению у них вторичных невротических и неврозоподобных расстройств. У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов.
У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. У этих детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. При моторной аламии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.
Характерными признаками моторной аламии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи. Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р.Е. Левиной определить три уровня речевого развития этих детей. [27, с. 17]. Позднее, в 1990 году, Т.Б. Филичева описала 4 уровень как более высокую стадию развития речи. [59, с. 30]
Первый уровень речевого развития, характеризуется в литературе как отсутствие общеупотребительной речи. Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («сина» - машина).
Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа» кофта, свитер). Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними («бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»).
Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию неязыковых средств жестов, мимики, интонации. Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи.
Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д.
Однако специально направленные задания позволили выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным является понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые.
Ребенок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее рас...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.