На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Развитие воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами сказки

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.03.2012. Сдан: 2010. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами сказки 5
1.1 Воображение как высший психический процесс 5
1.2 Развитие воображения в дошкольном возрасте 13
1.3 Сказка как средство развития воображения дошкольника 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами сказки 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Первичная диагностика (констатирующий эксперимент) 24
2.3 Составление плана-прогноза и описание формирующего эксперимента по развитию воображения 28
2.4 Оценка эффективности коррекционной работы 32
Заключение 36
Литература 38

Введение

Многие авторы отмечают важную роль воображения в умственном развитии ребенка. Оно является основой наглядно-образного мышления. По мнению Л.С. Выготского, воображение является основой психического развития, проявляется во всех сторонах жизни ребенка. Развитое воображение – это один из показателей готовности ребенка к школе.
У младшего дошкольника только начинает развиваться воображение, причем его пассивная форма. Он с большим интересом слушает сказки и представляет их образы как реально существующие явления. Его воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантирование, описанных сказочных образов в реальную жизнь. Старший дошкольник характеризуется активизацией воображения, вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).
Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку сказочный мир, наполненный тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый мир, активно действует в нем, творчески преобразует его, но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Существует множество приемов работы со сказкой, которые можно использовать для развития воображения детей.
Цель исследования: разработка и реализация программы по развитию воображения средствами сказки у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: воображение как психический процесс.
Предмет исследования: сказка как средство развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование сказки является эффективным средством развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать описанные в психолого-педагогической литературе методы и средства развития детского воображение, в том числе метод сказки.
3. Рассмотреть особенности воображения у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать программу развития воображения средствами сказки и апробировать ее в экспериментальной деятельности в группе детей среднего дошкольного возраста.
5. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты, сформулировать выводы.
Теоретико-методологической основой исследования выступили: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и концепция возрастных новообразований Е.Е. Кравцовой, концепция развития воображения в детском возрасте О.А. Дьяченко.
Методы опытно-экспериментальной работы определяются его предметом, целью и задачами. Анализ литературы, включенное наблюдение, естественный эксперимент, методы математической обработки данных, комплекс методик:
- Методика «Дорисовывание фигур» (Е.П. Торренс).
- Методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
- Методика «Изучение воссоздающего воображения» (О.В. Боровик).
Испытуемые: в исследовании приняли участие 24 ребенка среднего дошкольного возраста 4-5 лет – воспитанники средней группы детского сада №457 «Полянка» г. Челябинска.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Практическая значимость: Разработанная программа может быть использована для развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.


Глава 1 Теоретические аспекты формирования воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами сказки

1.1 Воображение как высший психический процесс

Одной из специфических особенностей человека, отличающей его от животных, является способность действовать соответственно воображаемой ситуации, которая нередко отличается от ситуации, воспринимаемой в данный момент. Такая особенность, дающая человеку возможность сознательно преодолевать «ситуационную ограниченность», называется воображением.
Воображение является одним из самых малоизученных психологических явлений. Природа и жизненное значение воображения до сих пор до конца не изучены, несмотря на многочисленные попытки исследователей.
Древние философы считали воображение проявлением таинственных сил природы, теологи усматривают в нем божественное начало. По И. Канту и М. Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира [20]. Философский словарь определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» [31]. Психологи-гуманисты рассматривают воображение как проявление первоначальной сущности человека, психоаналитики – как результат сублимации примитивных влечений человека. В отечественной психологии воображение рассматривается как психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
В психологии воображение понимается как особое проявление человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающее промежуточное положение между восприятием и памятью [20]. Это психический познавательный процесс создания образов объектов ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом [23]. С.Л. Рубинштейн писал, что воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов [27]. Л.С. Выготский отмечал, что воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением [6].
В житейском обиходе, воображением или фантазией называют то, что нереально, не соответствует в действительности, не имеет никакого практического значения. Воображение связанно с активностью организма, с происходящим в нем физиологическими процессами и с этой точки зрения мало чем отличается от других психических процессов. В то же время воображение является самым «психическим» из всех психических процессов человека. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики...................

Литература

1. Бадина Л.П. Психология познавательных процессов: Учебное пособие [текст] / Л.П. Бадина. – М.: АСТ, 2005. – 240 с.
2. Большой психологический словарь [текст] / Под общей ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с
3. Боровик О.В. Развиваем воображение [текст] / О.В. Боровик // Дошкольное образование. – 2001. – №1 (49) – С. 14.
4. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации [текст] / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ Рон», 2000. – 112 с.
5. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку [текст] / И.В. Вачков. – М.: Ось, 2007. – 144 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по психологии. – М: Просвещение. – 1991.
7. Выготский Л.С. Психология искусства: 3-е изд. [текст] / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2001. – 480 с.
8. Гамезо М.В. Атлас по психологии [текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 420 с.
9. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… [текст] / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 240 с.
10. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии, 1988, № 6. – С. 11-17.
11. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения [текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии, 1980, №2. – С. 35-39.
12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника [текст] / О.М. Дьяченко. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
13. Ермолаева М.Е. Психология развития [текст] / М.Е. Ермолаева. – М.: МПСИ, 2006. – 420 с.
14. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества [текст] / Л.Б. Ермолаева-Томина // Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 420 с.
15. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [текст] / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. – 410 с.
16. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей Под ред. Т.А. Барышевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 360 с.
17. Кузнецов В.Б. Развитие творческого воображения младших школьников на основе применения базовых элементов ТРИЗ [текст] / В.Б. Кузнецов. – Челябинск: ЮУрГУ. – 2001. – 28 с.
18. Лазарева С.Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста [текст] / С.Ю. Лазарева, Е.Ю. Фатеева // Открытый урок, 2005-2006, № 1. – С. 24.
19. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности [текст] / М.В. Мусийчук. – М.: МГПИ, 1994. – 240 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн.: 4-е изд. [текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
21. Николаенко Н.Н. Психология творчества [текст] / Н.Н. Николаенко. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
22. Общая психология. Хрестоматия [текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М.: МПСИ, 2008. – 710 с.
23. Петровский А.В. Психология: учебник для вузов [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. Речь: 2003. – 480 с.
24. Программа обучения, воспитания и развития ребенка в детском саду [текст] / Под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1-12.
25. Пропп В.Я. Русская сказка [текст] / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.
26. Рибо Т. Творческое воображение [текст] / Т. Рибо. – СПб., 2002. – 380 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд. [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
28. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей-дошкольников [текст] / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1999.
29. Столяренко Л.Д. Основы психологии [текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 500 с.
30. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
31. Страунинг А. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари [текст] / А. Страунинг, М. Страунинг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. – 120 с.
32. Философский энциклопедический словарь [текст] / Под ред. Л.Я. Кагана. – М.: Инфра-М, 1998. – 576 с.
33. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростка [текст] / Под ред. Г. Бурменской. – М.: МПСИ, 2005. – 656 с.
34. Эльконин Д.Б. Психология игры [текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2001. – 360 с.



Приложение 1
Дорисовывание фигур.............



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.