На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Развитие образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.03.2012. Сдан: 2010. Страниц: 78. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении 7
1.2. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении 25
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении 39
2.1. Цели, задачи, содержание опытно-экспериментальной работы развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Реализация педагогических условий организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении 52
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 64
Выводы по 2 главе 66
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение 76


Введение
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания.
Речевой фольклор является результатом отбора и фильтрации народного опыта. Он использовался в педагогических целях Ф.И. Буслаевым, К.Д. Ушинским, И.И. Срезневским. Общественная и педагогическая ценность пословиц и поговорок, обобщающих в художественной форме опыт народа, делает их важным средством ознакомления детей с окружающим миром, приобщения их к ценностным ориентирам (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Г.Н. Волков) и емким средством как общего, так и речевого (лексического) развития дошкольников.
Влияние фольклора на овладение богатством языка показаны в работах по дошкольной лингводидактике - A.M. Бородач, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, М.В. Фадеевой, Н.В. Гавриш.
Однако анализ литературы, связанной с исследованием вопроса о целесообразности и возможности включения различных жанров фольклора в речь старших дошкольников с целью развития образности, свидетельствует о том, что теоретические и методические основы использования этих единиц речи в качестве развивающего потенциала образности речи детей недостаточно разработаны.
Вместе с тем, на наш взгляд, малые формы фольклора и сказки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, его семантике, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка.
Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство этого фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным (аксиологическим) ориентирам духовной культуры.
В аспекте развития содержательной стороны речи и обогащения словаря не только за счет расширения его объема, но также и освоения семантики отдельного слова и выражения, освоения образности речи.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития образной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Объект исследования - процесс развития образной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития образной речи средствами малых форм фольклора.
Гипотеза исследования: процесс развития образной речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
1) организована работа с педагогами (консультации, мероприятия, семинары);
2) разработана система работы (перспективный план) по развитию образной речи средствами малых форм фольклора в разных видах деятельности.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития образной речи детей дошкольного возраста;
2. выделить особенности развития образной речи в дошкольном возрасте;
3. рассмотреть особенности использования фольклора в развитии образной речи;
4. проверить эффективность педагогических условий использования фольклора в развитии образной речи детей дошкольного возраста.
Для решения задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение, беседы, анкетирование), педагогический эксперимент).
Экспериментальная база исследования – МДОУ ЦРР детский сад № №474 г. Челябинска, старшая группа (17 детей).

Глава 1. Теоретические аспекты организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении
Проблема формирования выразительности и образности детской речи нашла отражение в трудах многих исследователей детской речи (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.И. Айдарова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкина и др.).....................


Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте.
В процессе анализа ряда исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, нам удалось выделить особенности образной речи детей 5-6 лет, среди которых: наличие представлений у детей о средствах выразительности; понимание и овладение переносным значением многозначных слов; использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения); использование в речи синонимов и антонимов; осознание обобщенного смысла малых форм фольклора.
Важнейшими источниками развития образности и выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. В ходе ознакомления с пословицами, поговорками и загадками дети овладевают выразительными средствами (эпитетами, метафорами, сравнениями) с помощью различных форм и методов работы.
С целью проверки педагогических условий развития образной речи старших дошкольников с помощью малых форм фольклора была проведена опытно-поисковая работа. В качестве диагностической методики для изучения уровня сформированности образной речи детей старшей группы использовалась серия заданий, разработанных В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Едаковой на основе исследований Н.В. Гавриш.
Детям было предложено выполнить следующие задания: выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения; изучение умений пересказывать литературные тексты сюжетного характера; изучение умений придумывать монологи (рассказы, сказки) с использованием образных средств языка; выявление особенностей понимания фразеологизмов; выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы; выявление умений использования образных средств в повседневном общении; изучение особенностей понимания пословиц.
Полученные результаты показали недостаточно высокий уровень развития образной речи детей старшего дошкольного возраста, что вызвало необходимость определения направлений и этапов работы над образностью речи. Экспериментальное обучение было направлено на развитие понимания прямого и переносного значения слов и иносказательного содержания пословиц и поговорок. Работа включала четыре взаимосвязанных этапа обучения: вводный, познавательный, деятельностный, результативный. Также была проведена работа с воспитателями по повышению педагогической грамотности в вопросах методики развития образной речи старших дошкольников с помощью малых форм фольклора.
Для оценки эффективности проведенной работы по развитию образной речи старших дошкольников с помощью малых форм фольклора был проведен контрольный эксперимент с использованием аналогичных диагностических заданий, которые использовались на констатирующем этапе. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что значительно улучшились показатели развития образной речи. Особенно это заметно при выполнении задания на понимание пословиц. Одним из важных результатов работы стало то, что дети начали использовать образные средства в повседневной речи.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240с.
3. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. - 1992. - №5-6. - С.5-8.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
5. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 1976. - 178с.
6. Гербова В. В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.170-173.
7. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
8. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Под редакцией В.И. Логиновой. – М., 1992.
9. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук. –Барнаул: БГПУ, 2000. – 183с.
10. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. - С.16-22.
11. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. –368с.
12. Зимина И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.
13. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. – 143с.
14. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. - 1983. - №5. - С.34-35.
15. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. – 125 с.
16. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 1986. - №9. - С.23-26.
17. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.139-144.
18. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 112с.
19. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие. Часть 1. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с.
20. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. – М.: Просвещение, 1967. – С.46-60.
21. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – 239с.
22. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни. – М.,2001.
23. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. – 315с.
24. Народная педагогика и воспитание / Авт.-сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. - Барнаул: БГПУ, 1996. – 49с.
25. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с.
26. Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис.... канд.пед.наук. - Киев, 1967. - 18 с.
27. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
28. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование.- 2008. - №8. – С.23-35.
29. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 143 с.
30. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. - Барнаул: БГПУ, 2000. - 67с.
31. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. – 200 с.
32. Рогаткина Т, Овод Г. В нашем театре – сказка // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5. - С. 125-127.
33. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. - 1990. - №7. - С.15-18.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
35. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой. – М.: Высшая школа, 1986. – 135с.
36. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников. – Владимир, 1995. - 184 с.
37. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост.: Ю.Г. Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. – С.176-185.
38. Савушкина Е.В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства //Дошкольное воспитание. – 1979. - №1. – С. 5-9.
39. Светлова Г. О сказках Пушкина для малышей // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – С. 87-93.
40. Смольникова Н.Г., Ушакова О.С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.150-153.
41. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175с.
42. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника // Вопросы психологии. -1989. - №3.
43. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7. – С. 6-10.
44. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2008. - 288 с.
45. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2007. -144 с.
46. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 159с.
47. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78с.
48. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 1995. - №1. - С.59-66.
49. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1998. - №9. - С.71-78.
50. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
51. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
52. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
53. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. –М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224с.
54. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
55. Флерина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.189-191
56. Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Ч. 2. Теоретические и методические основы. – Глазов: Изд. центр ГГПИ, 2004. – 176 с.
57. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. - Кишинев, 1986. - 110 с.
58. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990. – 384с.
59. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.
60. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960. – 348с.


Приложение
Фрагменты содержания занятий
Занятие 1
Воспитатель, обращаясь к детям: «Вы уже называли потешки, пестушки, а знаете ли вы чем они отличаются друг от друга? Слово «потеха» означает развлечение, забаву, что-то смешное. Вспомните, как радуются малыши, когда играют с их пальчиками, носиком, ручками, ножками. Слово «пестовать» означает заботливо и ласково нянчить, воспитывать. Попробуйте теперь определить, что за форма народной речи у текста:............



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.