На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности мотивационно-ценностной сферы юношей

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 19.03.2012. Сдан: 2011. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты исследований по проблеме мотивационно-ценностной сферы юношей 8
1.1 Мотивационно-ценностная сфера личности: понятие, функции, закономерности развития 8
1.2 Потребности, мотивы, ценности как внутренние побудительные силы поведения личности 18
1.3 Психологические особенности мотивационно-ценностной сферы юношей 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Выявление движущих сил поведения человека – одна из центральных проблем наук о человеке. В психологии эта проблема рассматривается с точки зрения анализа мотивации человеческого поведения. При этом сам термин «мотивация» не имеет единого общепринятого определения, что проявляется большим числом различных, зачастую противоречивых концепций мотивации. В наиболее общем смысле мотивация понимается как общее побуждение активности в определенном направлении.
Основные составляющие внутреннего мира индивида – это устойчивые ценности и ценностные ориентации, вытекающие из его уникального личностного опыта и потому присущие только ему. Наряду с потребностями они являются важными мотивационными факторами и источниками поведения. Ценностные ориентации и потребности образуют фундамент внутреннего мира человека. Они выступают важнейшим источником его целеобразования, активизатором мотивационной сферы личности, фактором, обусловливающим определенную направленность познавательной и деятельности и поведения личности.
Проблема мотивационно-ценностной сферы личности в психологии в том или ином аспкте затрагивается представителями различных зарубежных школ и направлений: психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг), когнитивной психологии (К. Левин, Ж. Нюттен, Э. Толмен, Д. Келли, Х. Хекхаузен), индивидуальной психологии (А. Адлер), гуманистической психологии (Д. Ройс, А. Пауэлл, К. Роджерс, Ф. Феникс), экзистенциальной психологии (В. Франкл, Э. Фромм, Д. Бьюдженталь, С. Мадди). В отечественной психологической науке различные аспекты проблемы мотивационно-ценностной сферы личности отражены в работах Б.Г. Ананьева, Б.С. Братуся, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, К. Муздыбаева и др.
Мотивационно-ценностная сфера человека представлена иерархией, соотношением различных мотивов и ценностей. Она является системой, динамика которой зависит от социальных обстоятельств, индивидуальных и возрастных особенностей личности и субъектной активности человека. В процесе онтогенеза ценности способствуют фомированию индивидуального опыта человека и организации его когнитивной и эмоциональной сферы, а также служат источником его поведения. По мере взросления система мотивов и ценностей личности, сохраняя общность с такими же системами других людей, становится уникальной. Рефлексия, переоценка ценностей и переориентировка жизненных смыслов являются закономерными процессами в развитии личности. В юношеском возрасте и следующем за ним возрасте ранней взрослости большинство людей сталкиваются с необходимостью самоопределения и выбора – выбора профессии, карьеры, супруга, образа жизни и т.п. Они намечают жизненные цели и осуществляют их. В процессе профессиональной деятельности и освоения новых социальных ролей (профессиональной, гражданской, супружеской, родительской и др.) происходит дальнейшее развитие мотивационно-ценностной сферы личности. Ценностные ориентации продолжают развиваться как смысловые системы на протяжении всей жизни. Приобретение нового жизненного опыта и освоение новых социальных ролей часто заставляет человека переоценивать многие вещи. То, что было для индивида жизненным смыслом и основной жизненной ценностью, может превратиться в утратить свое ценностное значение и даже сменить свою полярность, превратившись в негативную.
Одним из факторов изменения системы ценностных ориентаций и связанных с ними мотивов поведения являются социально-исторические условия развития и функционирования личности. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей, норм морали общества, социальных групп, отдельной личности. Множество предлагаемых обществом путей развития требует от человека особого умения осуществлять эффективную и постоянную ориентировку в пространстве социальной реальности. Для этого субъекту необходимо осознанно формировать систему основных жизненных отношений к предметному миру, к другим людям и к самому себе и, рефлексируя свои ведущие мотивы, жизненные ценности, реализовывать их в конкретных и всегда меняющихся условиях.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена особой ролью и значением мотивационно-ценностной сферы юношей в организации их подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности, особой, общегосударственной значимостью проблемы качества профессиональной подготовки и профессиональной пригодности кадрового состава пограничных войск ФСБ России, а также недостаточной изученностью проблемы особенностей мотивационно-ценностной сферы юношей-студентов пограничного ВУЗа ФСБ России.
Вместе с тем, обнаруживается противоречие: с одной стороны значимость мотивационно-ценностной сферы юношей в процессе становления личностного, профессионального и гражданского самосознания является общепризнанной, но, с другой стороны, во многих высших учебных учреждениях при организации учебно-воспитательного процесса и подготовки слушателей к самостоятельной профессиональной деятельности особенности мотивационно-ценностной сферы учащихся не учитываются в полном объеме, не проводится ее полноценная психолого-педагогическая коррекция в случае необходимости.
Проблема заключается в том, что в условиях непрерывных социально-политических и социально-экономических преобразований в мире имеющиеся в литературе данные не позволяют точно охарактеризовать особенности мотивационно-ценностной сферы современного поколения юношей.
Тема исследования: «Особенности мотивационно-ценностной сферы юношей (на примере пограничного ВУЗа ФСБ России)».
Цель исследования: изучить особенности мотивационно-ценностной сферы юношей (на примере пограничного ВУЗа ФСБ России)
Объект исследования: мотивационно-ценностная сфера юношей.
Предмет исследования: особенности мотивационно-ценностной сферы юношей-студентов пограничного ВУЗа ФСБ России.
Гипотеза исследования: мотивационно-ценностная сфера юношей-студентов пограничного ВУЗа имеет специфические особенности.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Исследовать мотивационную сферу и ценностные ориентации испытуемых, дать их содержательную характеристику.
3. Выявить значимые особенности мотивационно-ценностной сферы юношей-студентов пограничного ВУЗа ФСБ России.
4. Разработать, обосновать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции мотивационно-ценностной сферы юношей.
Методы и методики. Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического исследования (изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме особенности мотивационно-ценностной сферы юношей, анализ результатов экспериментального исследования, интерпретация полученных результатов и др.); эмпирические методы (эксперимент, психодиагностические методики: тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева, методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, Ценностный опросник Шварца, Методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса) и методы математической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, ?*-критерий Фишера).
Все методы использовались комплексно, что позволило более глубоко изучить рассматриваемую проблему.
Теоретико-методологической основой исследования явились общенаучные принципы: принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леотньев), принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системности (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен), субъектно-деятельностный подход (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, Д.Н. Завалишина, Л.М. Митина и др.).
Экспериментальная база исследования – ГОУ ВПО «Курганский пограничный институт ФСБ России». Выборку исследования составили 50 студентов I и II курсов.
Этапы исследования:
1. На подготовительно-поисковом этапе проанализированы диапазон и глубина проработанности темы в психолого-педагогической теории и практике, определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
2. На теоретическом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме мотивационно-ценностной сферы юношей, сделаны теоретические выводы и обобщения.
3. На экспериментальном этапе был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен сбор эмпирических данных, их анализ, произведены разработка, обоснование и апробация программы психолого-педагогической коррекции мотивационно-ценностной сферы юношей, осуществлен анализ результатов контрольного исследования.
4. На аналитико-обобщающем этапе были проведены обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, систематизированы данные экспериментальной работы, сформулированы общие выводы, оформлена текстовая часть исследования.
Теоретическая значимость исследования. Выявленные в настоящем исследовании особенности структуры мотивационно-ценностной сферы юношей (на примере студентов пограничного ВУЗа ФСБ России) имеют важное теоретическое значение для выявления структуры мотивационно-ценностной сферы и закономерностей ее развития в юношеском возрасте, что дополняет имеющиеся теоретические представления в области психологии личности, психологии развития и акмеологии. Также выявленные в настоящем исследовании особенности структуры мотивационно-ценностной сферы юношей в сравнительном аспекте с данными, полученными другими авторами в разные годы, имеют важное теоретическое значение для понимания динамики изменения мотивационно-ценностной сферы современного человека под влиянием различных социально-экономических и социально-политических факторов.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что выявленные в нем особенности мотивационно-ценностной сферы юношей-студентов пограничного ВУЗа ФСБ России могут быть использованы при проведении профессиональной диагностики и профессионального отбора, а также при составлении практических рекомендаций. Полученные в настоящем исследовании результаты открывают новые возможности для разработки и практической реализации научно-обоснованных направлений психологической коррекции мотивационно-ценностной сферы личности.
Структура квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и 7 приложений. Основное содержание выпускной квалификационной работы изложено на 80 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 76 источников. Работа иллюстрирована 10 таблицами и 10 рисунками.


ГЛАВА 1 Теоретические аспекты исследований по проблеме мотивационно-ценностной сферы юношей

1.1 Мотивационно-ценностная сфера личности: понятие, функции, закономерности развития

Мотивационно-ценностная сфера личности – это система индивидуальных мотивов, формирующаяся на основе врожденных или уже приобретенных в течение жизни потребностей, и организующихся в блоки-ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально-этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью [51].
Современная психологическая наука в общей мотивационно-ценностной сфере личности выделяет две взаимосвязанных и взаимодействующих системы – мотивационную сферу личности и систему ценностных ориентаций.
Мотивационная сфера личности – это система побудительных процессов, направленных на совершение каких-либо действий или деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов, интересов, желаний и достижения целей. Она представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих мотивационных переменных (или компонентов): собственно мотивов, целей, ценностей, интересов, влечений и т.п. Мотивационные переменные включают индивидуальные предпочтения, личностные стандарты, локус контроля и привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данном виде деятельности и пр.
Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности.
Понятием «потребность» в психологии обозначают состояние определенной нехватки в чем-либо, которую организм стремится компенсировать. Потребности вызывают внутреннее напряжение, которое динамизирует и направляет активность на получение того, что необходимо для нормального функционирования организма и личности в целом. Основные группы потребностей человека отражены в теории А. Маслоу [30]. ...............

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [текст] / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. – т. 5. – № 5. – С. 63-70.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды [текст] : в 2-х т., Т. I / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
3. Андреева, В. Г. Социальная психология [текст] : учебное пособие / В.Г. Андреева. – Изд. 2-е, стер. – М., 1988. – 432 с.
4. Анурин, В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей [текст] / В.Ф. Анурин // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. – Сборник научных трудов. – Горький, 1982. – С. 116-129.
5. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения [текст] / М.И. Бобнева. – М., 1978. – 312 с.
6. Бубнова, С. С. Методика диагностики ценностных ориентации личности [текст] / С.С. Бубнова. – М., 1995.
7. Бубнова, С. С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой [текст] / С.С. Бубнова // Психологическое обозрение. 1997, № 1.
8. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [текст] / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 1993. – т. 14. – № 5. – С. 99-105.
9. Выжлецов, Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития [текст] / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. – 1996 – №1. – С. 86-99.
10. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности [текст] / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб. : Питер, 2000. – С. 256-269.
11. Гудачек, Я. Ценностная ориентация личности [текст] / Я. Гудачек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 102-109.
12. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [текст] / Б.И. Додонов. – М., 1978. – 272 с.
13. Дробиницкий, О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия [текст] / О.Г. Дробиницкий. – М., 1967. – С. 44-45.
14. Дружинин, В. Н. Психология [текст] : учебник для экономически вузов / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2002. – 672 с.
15. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентации личности в условиях социально-экономических изменений [текст] / Н.А. Журавлева // Мир психологии. – М., 2004. – 226 с.
16. Завалишина, А. Н. Методологический аспект смысложизненной ценности профессионального труда [текст] / А.Н. Завалишина // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы VIII-X симпозиума: в 2 ч. / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. – М. : Смысл, 2008. – Ч.1. – 2008. – 328 с.
17. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности [текст] / А.Г. Здравомыслов. – М., 1986. – 222 c.
18. Истомин, И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения [текст] / И.Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования социального поведения. – М., 1979. – С. 252.
19. Киселев, Г. С. Смысл и ценности нового века [текст] / Г.С. Киселев // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – С. 12.
20. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа [текст] / Е.А. Климов // Психологический журнал. – 1993. – т. 14. – № 4. – С. 130-136.
21. Козлов, А. А. Ценностные ориентации молодежи [текст] / А.А. Козлов Е.А. Гришина, И.М. Ильинский // Молодежь России : тенденции, перспективы. – М. : Молодая гвардия, 1993. – С. 167-189.
22. Кон, И. С. В поисках себя [текст] / И.С. Кон. – М., 1984. – 148 с.
23. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы [текст] / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М., 1991. – 207 с.
24. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [текст] / А.Ф. Лазурский. – М., 1995. – 271 с.
25. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 1975. – 304 с.
26. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [текст] / Д.А. Леонтьев. – M., 1992. – 17 с.
27. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
28. Ломов, Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений [текст] / Б.Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 6-23.
29. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [текст] / Б.Ф. Ломов. – М., 1984. – 448 с.
30. Маслоу, А. Самоактуализация [текст] / А. Маслоу // Психология личности : Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 108-118.
31. Момов, В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы) [текст] / В. Момов. – М., 1975. – 163 с.
32. Моральные ценности и личность [текст] / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М., 1994. – 176 с.
33. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действи-тельности [текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – С. 35-38.
34. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш.А. Надирашвили. – Тбилиси : Мицниерба, 1987. – 361 с.
35. Наумова, Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения [текст] / Н.Ф. Наумова. – М., 1988. – 199 с.
36. Психологическая теория коллектива [текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – 239 с.
37. Психология. Словарь [текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Изд. 2-е. – М., 1990. – 494 с.
38. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. – Изд. 2-е. – М., 1976. – 416 с.
39. Самарцева, О. К. Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы [текст] / О.К. Самарцева, Т.А. Фомина // Материалы международной научной конференции. – Иваново : ИвГУ, 1999. – С. 57-60.
40. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [текст] / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979. – 263 с.
41. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия [текст] / В.Ф. Сежантов. – М., 1990. – 360 с.
42. Современная западная социология: Словарь [текст] / Под ред.. – М., 1990. – 432 с.
43. Сунцова, Я. С. Ценностно-смысловые ориентации и удовлетворенность профессиональной деятельностью [текст] / Я.С. Сунцова // Смысл жизни и акме / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. – М. : Смысл, 2008. – 328 с.
44. Тугаринов, В. П. Теория ценностей [текст] / В.П. Тугаринов. – Л., 1968. – 124 с.
45. Фейдимен, Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии [текст] : в 2-х т. – Т. 2. / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. – М., 1996. – 208 с.
46. Философская энциклопедия / Под ред. В.Ф. Константинова : в 5-ти т. – Т. 5. – М., 1970. – 740 с.
47. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] : Сборник / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
48. Фрейд, З. Я и Оно: труды разных лет [текст] / З. Фрейд : в 2-х т. – Т. 2, - Тбилиси : Мицниерба, 1991. – 425 с.
49. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [текст] / Э. Фромм. – М., 1994. – 447 с.
50. Фромм, Э. Психоанализ и этика [текст] / Э. Фромм. – М., 1993. – 415 с.
51. Хащенко В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социальная психология экономического поведения. М.: Наука, 1999. С. 56-67.
52. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [текст]: в 2-х т. – Т. 2 / Х. Хекхаузен ; Под ред. Б.М. Величковского. – М., 1986. – 408 с.
53. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы [текст] / Ю.А. Шерковин // Психологический журнал. – 1982. – т. 3. – № 5. – С. 135-145.
54. Шостром, Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор [текст] / Э. Шостром. – Минск,1992. – 128 с.
55. Шпрангер, Э. Два вида психологии [текст] / Э. Шпрангер // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) : Тексты. – Изд. 2-е / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1992. – 364 с.
56. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [текст] / В.А. Ядов // Методические проблемы социальной психологии. – М. : Наука, 1975. – 416 с.
57. Яницкий, М. С. К проблеме аксиологической типологии личности [текст] / М.С. Ясницкий // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Выпуск 3. Часть 1. – СПб., 1997. – С. 391- 398.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.