На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Криминологические и уголовно-исполнительные проблемы преступности несовершеннолетних

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.03.2012. Страниц: 92. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава 1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних 8
1.1. Современные состояние преступности несовершеннолетних 8
1.2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними 17
1.3. Характеристика личности несовершеннолетнего преступника 35
Глава 2. Исполнение наказания несовершеннолетних 45
2.1. Правовой статус воспитательных колоний, осуществляющих наказание в отношении несовершеннолетних 45
2.2. Особенности исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в воспитательных колониях 53
Глава 3. Предупреждение преступности несовершеннолетних 63
3.1. Анализ современного состояния профилактики преступности несовершеннолетних 63
3.2. Предупреждение преступности несовершеннолетних по материалам республики Северная Осетия 73
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 86



Введение

Преступность несовершеннолетних, являясь составной частью преступности вообще, имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием¬ .
Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.
Актуальность изучения преступности несовершеннолетних видится в следующем. В начале XXI столетия отечественные криминологи уделяют повышенное внимание теоретическим и практическим исследованиям криминологических про¬блем в сфере преступности несовершеннолетних. Распространенность совершения преступлений среди несовершеннолетних сохраняет тенденции криминальной обстановки в целом, соответствует росту преступлений в обществе, еще более усугубляя социальный кризис.
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что в России, в целом, и в отдельных регионах, в частности, преступность несовершеннолетних остается на высоком уровне. Становится очевидной необхо¬димость повышения эффективности предупреждения этих престу-плений, усиления контроля над явлениями, влияющими на пре¬ступность несовершеннолетних. В обществе остро стоит проблема обеспечения безопасности несовершеннолетних и защита их от криминальных угроз и преступного насилия.
Несмотря на то, что проблемам противодействия преступности несовершеннолетних постоянно уделяется внимание в науке акцент в значительной мере делается на общие вопросы и не учи¬тывается региональный аспект. В связи с этим существует необходи¬мость дальнейшего развития криминологических исследований, посвя¬щенных теоретическим и практическим проблемам борьбы с преступ¬ностью несовершеннолетних.
Профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, достаточно сложна, что связано как с трудностями выяв¬ления причин и условий совершения данных преступлений, так и с несовершенством методик, с неэффективным уровнем организации профилактической деятельности в рассматриваемой сфере. Право¬применительная практика на региональном уровне требует новых соответствующих исследований, ее запросы обусловлены необхо¬димостью повышения эффективности предупреждения указанных преступлений.
Таким образом, необходи¬мость изучения криминологических и уголовно-исполнительных проблемы преступности несовершеннолетних обусловливается, во-первых, специально с позиций их криминологи¬ческого анализа, во-вторых, с точки зрения их предупреждения уполномоченными ор-ганами на региональном уровне.
Объект исследования – общественные отношения в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних и организации исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников.
Предмет исследования – криминологические и уголовно-исполнительные проблемы преступности несовершеннолетних.
Цель работы состоит в комплексном анализе криминологических и уголовно-исполнительных проблем преступности несовершеннолетних, выявлении проблем и разработке предложений по их устранению.
Достижение указанной цели определило постановку и решение сле-дующих задач:
1. Проанализировать современное состояние преступности несовершеннолетних.
2. Охарактеризовать причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними.
3. Представить характеристику личности несовершеннолетнего преступника.
4. Изучить правовой статус воспитательных колоний, осуществляющих наказание в отношении несовершеннолетних.
5. Рассмотреть особенности исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в воспитательных колониях.
6. Раскрыть современное состояние профилактики преступности несовершеннолетних.
7. Проанализирвоать вопросы ппредупреждения преступности несовершеннолетних по материалам республики Северная Осетия.
Методологической основой исследования являются общенаучный и конкретно-исторический подходы к рассмотрению проблем с применением сравнительно-правового, логического, формально-юридического, проблемно-теоретического и иных методов научного познания.

Нормативной основой исследования являются: Конституция РФ , положения уголовно-исполнительного законодательства России, федеральные законы, подзаконные акты.
Эмпирическая база исследования состоит из статистических дан¬ных и информационных материалов МВД Росси, ФСИН России, органов внутренних дел Северной Осетии.
Теоретическая основа работы включает труды известных российских ученых, относящиеся к теме ис¬следования, учебные пособия, публикации в периодической печати, авторефераты.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введе¬ния, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В настоящее время назрел вопрос о совершенствовании отдельных направлений организации деятельности органов внутренних дел в целом и оперативных подразделений в частности по предупреждению противоправных действий несовершеннолетних, таких как тактика действий сотрудников органов внутренних дел по выявлению и разобщению групп несовершеннолетних асоциальной и противоправной направленности; пути совершенствования деятельности оперативных подразделений ОВД по борьбе с подростковой преступностью
2. В целях повышения эффективности деятельности, направленной на профилактику подростковой преступности, на наш взгляд, необходимо: с учетом анализа ситуации в территориях с наиболее высоким уровнем подростковой преступности сохранить и расширить сеть социозащитных учреждений для детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; осуществлять социальную реабилитацию подростков, особенно вернувшихся из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с заключением под стражу; создавать и квотировать рабочие места для несовершеннолетних; активизировать превентивную работу с ребенком и его семьей, когда жизненно важные для детей социальные связи деформированы, но еще не разрушены; расширять сеть подростковых клубов, детских площадок по месту жительства; сохранить или перепрофилировать имеющиеся профессионально-технические училища с целью сохранения числа их несовершеннолетних учащихся. В вопросе совершенствования деятельности оперативных подразделений хотелось бы обратить внимание на организацию взаимодействия с ПДН, службой участковых уполномоченных милиции и других подразделений ОВД, направленную на более качественное предупреждение противоправных действий несовершеннолетних, обмен информацией в целях своевременного реагирования на изменения в подростково-молодежной среде, а также на рациональное использование сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности по противодействию преступности несовершеннолетних.
3. Для принятия обдуманных решений в области виктимологической профилактики необходима коррекция информационно-аналитической работы.
4. Для совершенствования системы превентивных мер в отношении несовершеннолетних предлагается ряд организационных мер в Северной Осетии.
5. Предлагается принятие в Северной Осетии регионального закона о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На наш взгляд, в указанном региональном законе в первую очередь должны быть урегулированы вопросы, отнесенные Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Глава 1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних

1.1. Современные состояние преступности несовершеннолетних

Прежде чем перейти к качественно-количественной характеристики преступности несовершеннолетних как объекта криминологического исследования необходимо раскрыть понятие несовершеннолетней преступности. Очевидно, что в понятии несовершеннолетней преступности скрыто два термина, во-первых, это понятие преступности и, во-вторых, это понятие несовершеннолетнего преступника. Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых воззрений и даже религиозных. Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма . Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Кроме того, преступность - социально-правовое явление, ибо сама цифра преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период времени преступлений. Однако преступность есть не простая сумма совершенных преступлений, а явление имеющее свои закономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся.
Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного. Преступность - это совокупность преступлений. Не будет такой совокупности, не будет преступности как явления специфически социально-правового. Не будет столь же специфических форм и методов борьбы с ней, должно будет «исчезнуть» уголовное (и не только уголовное) законодательство, суды и прочие атрибуты, рожденные наличием преступности как общественно-опасного явления.
Итак, преступность есть отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущее негативные для общества и людей последствия, и требующее специфических государственных и общественных мер контроля за ней .
Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является достижение им определенного возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.
Объективно возникает вопрос: из чего исходил законодатель, устанавливая в законе такой возраст привлечения к уголовной ответственности? Несовершеннолетние в возрасте 14-16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время особое бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к уголовной ответственности.
Можно сделать вывод, что преступность несовершеннолетних представляет собой ничто иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами не достигшими 16 - летнего возраста.
Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.
Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.
Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, интенсивность социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально-групповых и иных характеристик.
В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня и структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью подростков .
Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Напротив, наиболее ранние выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений. Все это вместе обуславливает необходимость всестороннего анализа преступности несовершеннолетних как относительно самостоятельного феномена, проработки мер по ее предупреждению, т. е. анализ должен заключаться в особенностях подхода, а не в особом подходе, изолирующем изучение преступности несовершеннолетних от изучения других ее видов. Именно поэтому в предмет изучения преступности несовершеннолетних криминологами обязательно включаются вопросы о ее месте во всей преступности, о соотношении преступности молодежи и взрослых (в том числе о влиянии возраста начала преступной деятельности на рецидив, о влиянии взрослых преступников на несовершеннолетних и т. п.).
В методологическом отношении неправильно также сравнивать показатели преступности несовершеннолетних и всей преступности, как будто речь идет о самостоятельных явлениях. Фактически в этом случае осуществляется сравнение части и целого, включающего эту часть. Сравнение необходимо вести по принципу «часть с частью», выделяя показатели групп различной криминальной активности: в среде несовершеннолетних, молодых взрослых (18-21 год) и более старших возрастных контингентов.
Увеличивается количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями. Речь идет о так называемых пограничных состояниях, не исключающих вменяемости и, следовательно, ответственност謬. Сюда относят различные виды неврозов, умеренную дебильность, психопатию, алкоголизм, сексуальные расстройства.
Указанные расстройства - это не тяжелые и стойкие заболевания. В большинстве случаев они приобретены не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания¬. Подобной точки зрения придерживаются многие криминологи. Так, О.В.Старков подчеркивает важность изучения лиц, совершающих преступления, последствий наследственных заболеваний с учетом психики, последствий наследственных заболевании и т.п.
Итак, преступность несовершеннолетних представляет собой ничто иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами не достигшими 16 - летнего возраста. Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества. Несовершеннолетние являются своеобразным «барометром», определяющим катастрофически ухудшающееся состояние «здоровья» общества.
Состояние преступности несовершеннолетних в целом по России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. По данным МВД РФ идет активизация криминальной деятельности несовершеннолетних. Это относится как к количественной, так и к качественной характеристике подростковой преступности. Так, например, в 2008 году в России по статистическим данным МВД РФ зарегистрировано 3236,2 тыс. преступлений, что на 22,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 86 субъектах Российской Федерации, снижение – в 3 субъектах. Выявлено лиц, совершивших преступление – 1177974, из них совершено несовершеннолетними – 135477, что составляет 11, 5 % в общем числе выявленных лиц.
К регионам с наибольшим удельным весом несовершеннолетних, совершивших преступления (от общего числа выявленных лиц) относятся: Сахалинская область – 18, 2 %, Еврейская автономная область – 17, 9 %, Архангельская область – 17, 7 %, Камчатская область – 16, 9 %, Ярославская область – 16, 8 %, Республика Саха – 16,7 %, Амурская область – 16, 6 % .
Проследим динамику преступности несовершеннолетних. Так, приняв за базовую (100 %), зарегистрированную в 1990 г. в России преступность несовершеннолетних 162718 преступлений, то динамика преступности несовершеннолетних в последующие годы будет выглядеть следующим образом: в 1991 г. – 173375 (+6,5 %), в 1992 г. – 199291 (+14,9 %), в 1993 г. – 219623 (+10,2 %), в 1994 г. – 221649 (+0,9 %), в 1995 г. – 209777 (-5,4 %), в 1996 г. – 202935 (- 3,3 %), в 1997 г. – 182798 (- 9,9 %), в 1998 г. – 189293 (+3 %), в 1999 г. – 208313 (+ 10 %), за 2000 г. – 195,4 тыс. преступлений, в 2001 г. – 185379 преступлений. Данная динамика представлена на рисунке 1.



Рис. 1. Динамика преступности несовершеннолетних в России
за период с 1990 г. по 2008 г.

Криминологов особенно тревожат не только масштабы (уровень) преступности несовершеннолетних, но и негативные изменения в структуре преступности несовершеннолетних, неблагоприятные тенденции в динамике этих структурных изменений.
Что касается социально-демографических характеристик несовершеннолетних преступников, то эти характеристики отражают социально-демографическую ситуацию в нашем обществе. Пропорционально, хотя и с различными коэффициентами, в уголовной статистике представлены учащиеся-школьники, учащиеся ПТУ, студенты техникумов, колледжей и вузов, работающие подростки, неработающие и неучащиеся, имеющие официальный статус безработных. Так, например, из общего числа осужденных несовершеннолетних в 2002 г. трудоспособных, неработающих и неучащихся было 28243, в 2003 г. - 35770, в 2004 г. - 44504, в 2005 г. - 37572, в 2006 г. - 29442. Нетрудоспособных в 2002 г. было 4258, в 2003 г. - 4609, в 2004 г. - 4245, в 2005 г. - 3823, в 2006 г. – 2844 .
Необходимо констатировать невысокий образовательный уровень несовершеннолетних преступников, что обусловливает и специфику их социальных ролей. Тот факт, что среди несовершеннолетних преступников гораздо меньше учащихся, чем среди законопослушных несовершеннолетних, свидетельствует о том, что общеобразовательная школа при всех недостатках ее воспитательной деятельности была и остается для большинства несовершеннолетних наиболее благоприятной (после семьи) средой, формирующей позитивные личностные установки.
Согласно данным официальной статистики последних лет в структуре преступности несовершеннолетних и при их соучастии около 1% составляет умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, менее 1% - умышленные убийства с покушениями, изнасилования - также около 1%, кражи - порядка 60% всех преступлений, более 10% - грабежи и разбои, вымогательство - около 2%, менее 1% - мошенничество, порядка 3% преступлений приходится на долю умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества .
От общего числа преступлений, совершенных подростками, 8% составляют особо тяжкие, более 15% - тяжкие, около 5% - средней тяжести.
Изучение возрастных особенностей личности несовершеннолетних преступников позволяет сделать вывод о том, что среди них доминируют лица старшего возраста (16 - 17 лет). В общем количестве выявленных лиц, совершивших преступление, доля несовершеннолетних колеблется от 10 до 15%, но среди них две трети составляют лица 16 - 17 лет. Так, например, в 2002 г. было осуждено 88334 несовершеннолетних, из них 16 - 17 лет - 59815 (67,7%), 14 - 15 лет - 28519 (32,3%). В 2008 г. было осуждено 82218 несовершеннолетних, из них 16 - 17 лет - 56632 (68,9%), 14 - 15 лет - 25586 (31,1%) . Доля лиц, совершивших преступление в возрасте до 14 лет, значительно ниже. Указанные показатели сохраняют относительную стабильность более 10 лет (66,7 - 72,3% - лица в возрасте 16 - 17 лет; 27,7 - 33,3% - 14 - 15-летние) .
При этом криминальная активность несовершеннолетних увеличивается прямо пропорционально возрасту. Однако изложенное не означает необходимости сосредоточения профилактических усилий исключительно на данной категории лиц, так как антиобщественные установки формируются у несовершеннолетних в более раннем возрасте.
Одной из типичных, сохраняющихся характеристик преступности несовершеннолетних является ее повышенная латентность. Экспертами уровень преступности в этой возрастной группе в целом оценивается как в 3 - 4 раза более высокий, чем отражаемый статистикой .
Тревожным является тот факт, что значительное количество несовершеннолетних совершают преступление повторно. Так, в 2004 г. таких лиц было 25479 (18,1%), в 2006 г. - 22540 (15,5%), в 2004 г. - 22250 (14,6%), в 2005 г. - 24095 (16,1%), в 2008 г. - 23717 (16%).
Заметна опасная тенденция все большего участия несовершеннолетних в преступной деятельности совместно со взрослыми. Из общего числа осужденных несовершеннолетних совершили преступление в группе с участием взрослых в 2004 г. - 25042 (28,3%), в 2005 г. - 26074 (26,9%), в 2006 г. - 24606 (25,2%), в 2007 г. - 24073 (24,3%), в 2008 г. - 19469 (23,7%).
Относительное большинство преступлений подростками совершается в группах. В 2004 г. в группах было совершено 85529 преступлений (60,9%), в 2005 г. - 85163 (58,5%), в 2006 г. - 85005 (56%), в 2007 г. - 79106 (52,7%), в 2008 г. - 72375 (48,7%) .
Вызывает опасение совершение подростками большого количества преступлений в состоянии алкогольного опьянения. Так, в 2004 г. таких лиц было 30148 (21,5%), в 2005 г. - 29287 (20,1%), в 2006 г. - 24478 (16,1%), в 2007 г. - 21468 (14,3%), в 2008 г. - 18207(12,3%).
Что касается структуры преступности несовершеннолетних в России, то в 2008 г. 51,2% составили кражи (в 2006 г. - 47,3%), 19% - разбои и грабежи (в 2006 г. - 14,4%).
Изучение статистических данных о половой принадлежности несовершеннолетних преступников показывает, что абсолютное большинство из них - лица мужского пола. В 2004 г. несовершеннолетними женского пола было совершено 11107 преступлений (7,9%), в 2005 г. - 11226 (7,7%), в 2006 г. - 11981 (7,9%), в 2007 г. - 12859 (8,6%), в 2008 г. - 13876 (9,3%) .
Преобладание в структуре несовершеннолетних преступников мужского пола предопределяется не высокой нравственностью лиц женского пола, не большей их социальной сознательностью, а теми социальными условиями, которые определяют роль женщины в обществе и, как следствие, влияют на потребностно-ценностную и мотивационную сферы .
Таким образом, преступность несовершеннолетних представляет собой ничто иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами не достигшими 16 - летнего возраста. Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества. Несовершеннолетние являются своеобразным «барометром», определяющим катастрофически ухудшающееся состояние «здоровья» общества.
Анализ статистических данных показывает, что идет активизация криминальной деятельности несовершеннолетних. Это относится как к количественной, так и к качественной характеристике подростковой преступности.
1.2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений
несовершеннолетними

Преступность несовершеннолетних, имеет свои причины. Причины - это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие .
Преступность несовершеннолетних - это явление, имеющее множество граней, а это значит, что причины ее нельзя познать, изучая лишь отдельные факторы или стороны нравственного формирования подростка в семье, школе. Необходимо рассматривать взаимодействие и взаимообусловленность этих явлений, так как они взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Важно отметить, что эти причины - не простая сумма социальных явлений, а целостная система взаимодействующих элементов. Жизненные ситуации несовершеннолетнего, его воспитание объединяют в себе уже две противоположные тенденции по качественному их влиянию на личность: они или положительно влияют на нее, способствуя становлению положительных качеств и правовой культуры; либо делают лицо уязвимым к неблагоприятным внешним условиям и ситуациям криминогенного характера. Причины преступности связывают с отрицательной стороной этого противоречия - условиями неблагоприятного нравственного формирования личности .
Рассмотрим несколько точек зрения на классификацию причин преступности. Так, например, А.А. Герцензон подразделял их на материальные и идеологические. Г.А. Аванесов выделял три класса причин: связанные с противоречиями социального развития; искаженно мировоззренческие; связанные с конкретной личностью. В.Н. Кудрявцев рассматривал три категории причин: причины, лежащие в сфере общественного сознания; причины, лежащие в области общественного бытия; причины, обусловленные внешними противоречиями между двумя противоположными социально-экономическими системами - социализмом и капитализмом. Однако несколько позже он начал подразделять причины преступности на объективные и субъективные . Эта классификация долгое время сохранялась в советской криминологии, да и в наше время является тоже весьма актуальной. Думается, именно она может быть основой рассмотрения причин преступности несовершеннолетних и в настоящем исследовании. Суть данной классификации в том, что в основе противоправного поведения лица находятся различного рода противоречия. Противоречия эти имеют социальную, смешанную и психологическую природу. Для определения причины правонарушений необходимо обратить внимание на систему внешних и внутренних факторов, которая делает возможным это поведение в различных конкретных условиях, применительно к разным людям, особенно к несовершеннолетним. Исходя из этого субъективные причины преступности несовершеннолетних можно определить как элементы социальной психологии подростков, которые противоречат установленным нормам права и запретам, общепризнанной морали и нравственности. Объективные причины преступности несовершеннолетних - это конкретные противоречия в общественном бытии, экономических и социальных отношениях людей.
Все перечисленные классификации причин преступности имеют под собой апробированную практикой и выработанную теорией основу и в той или иной степени полезны для создания моделей, приемов и способов для борьбы с преступностью, в том числе с преступностью несовершеннолетних, но не всегда каждая точка зрения, проводимая авторами касательно причин и условий преступности, в отдельности отвечает в полной мере реальности.
Во взаимодействии с причинами необходимо также рассматривать условия преступности. Условия - это различного рода организационно-управленческие упущения и просчеты, недостатки правового, технического порядка, поддерживающие действие субъективных причин преступлений. Условия подразделяются на объективные и субъективные. Субъективные условия преступности несовершеннолетних можно определить как социально-психологические особенности несовершеннолетних (черты характера, темперамент, возраст). Объективными условиями можно считать недостатки организационного и технического характера, которые поддерживают действия объективных и субъективных причин преступности несовершеннолетних .
Необходимо отметить, что в криминологии широкое распространение получила точка зрения, исходя из которой поведение отдельной личности детерминируется: общественной средой - общий уровень социальной детерминации (макросредой); непосредственным окружением (микросредой); внутренним миром конкретного человека. Каждая последующая составляющая указанной пирамиды определяется предыдущей, то есть микросреда во многом определяется макросредой, личностные качества человека - микросредой, а все три уровня взаимообусловлены и взаимосвязаны. Макроуровень и микроуровень связаны с объективными причинами преступности несовершеннолетних; личностные качества - с субъективными .
Макроуровень - это общая ситуация в государстве, которая имеет существенное значение, так как от него зависит положение на микроуровне, от которого, в свою очередь, - положение конкретной личности. Макроуровень характеризуется особенностями социального, политического, экономического развития общества, правового пространства. Следует отметить, что политические приоритеты во многом определяют экономическое развитие общества или государства и наоборот; равно как и социальная сфера во многом детерминируется экономикой и политикой, а право - всеми тремя и наоборот. Следовательно, все сферы развития государства и общества сильно взаимосвязаны, они влияют друг на друга. Если нарушается одна из них, то происходят сбои и в функционировании других. Из этого следует, что их нельзя рассматривать отдельно, так же как нельзя разрозненно рассматривать объективные и субъективные причины преступности несовершеннолетних. Правильно вести речь о причинно-условном комплексе, включающем в себя и причины, и условия преступности несовершеннолетних.
Объективными причинами преступности несовершеннолетних можно считать недостатки в политической, экономической, социальной жизни нашего государства, недостатки, связанные с защитой прав ребенка, недостатки в профилактической деятельности, указанных в законе органов профилактики, да и сами эти законы. Большую роль также играют фоновые явления (или условия) преступности несовершеннолетних. Ежегодно 350 тыс. российских детей появляются на свет вне брака, 20 тыс. из них - у матерей, не достигших восемнадцати лет . Семья почти потеряла возможность контролировать поведение своих детей, так как родители в основном сосредоточили свое внимание на необходимости достойно их содержать, но не у всех это получилось. Очень часто «заботу» о воспитании таких детей ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.