На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Организация дистанционного обучения иностранному языку МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИПЛОМА

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.03.2012. Страниц: 105. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
1. Современные подходы к обучению ИЯ детей ограниченными физическими возможностями и с сохранным интеллектом в практике российского образования.
2. Дистанционное управление процессом овладения ИЯ школьниками, находящимися на надомном обучении.
3. Индивидуализация процесса изучения иностранного (английского) языка школьников с помощью интерактивных средств и на основе здоровье сберегающих технологий (2-4 классы, 5-9 классы).
Заключение
Выводы
Список литературы


Введение
Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения, воспитания и развития личности, которые способствовали бы максимальному раскрытию способностей ребенка.
В Законе Российской Федерации «Об Образовании» (1996г.), Концепции модернизации Российского образования до 2010г., Федеральной программе развития системы образования (2000г.) и Национальной доктрине образования в РФ (2000г.) отражены принципы образовательной политики в нашей стране, важнейшими из которых являются гуманистический характер, общедоступность и адаптивность системы образования к особенностям развития и подготовки учащихся.
В федеральной целевой программе «Дети России» говорится о том, что доля здоровых детей составляет в субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов. В настоящее время в стране насчитывается 617 тыс. детей-инвалидов, среди них обучается на дому около 34 тыс. детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, из них 26 тыс. детей в возрасте 1-9 классов являются интеллект сохранными.
Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми.
В письме Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2001г. № 29/1470-6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения» говорится о необходимости создания школ надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с целью интеграции таких обучающихся в общество, формирования у них коммуникативных навыков, создания для них возможности и условий общения со сверстниками.
В научном, теоретическом плане проблема индивидуального надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаточно разработанной, поскольку отсутствует методология, систематизация и научное осмысление опыта, технологий и возможных организационных решений индивидуального обучения на дому.
Значимость данной проблемы заключается также в том, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество.
Для современных научных исследований характерен междисциплинарный подход к рассмотрению вопроса об оказании комплексной реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросами интеграции в социальную среду лиц с различными нарушениями развития занимались A.B. Батова (2004), В.П. Гудонис (1995), Т.А. Добровольская (1992, 1994), Т.А. Карандаева (1998), О.И. Лебединская (2006), Э.И. Леонгард (2004), H.H. Малофеев (1998), Н.С. Морова (1998), С.Н. Чистякова (2204), Н.Б. Шабалина (1998), Б.Ю. Шапиро (2002), Н.Д. Шматко (2004).
Учеными изучены психофизиологические особенности детей с отклонениями в развитии; дана характеристика нарушений и причин, приводящих к трудностям в обучении (M.C. Боскис (1987), Т.А. Власова (1978), Л.С. Выготский (1984), Л.В. Занков (1965), Б.В. Зейгарник (1986), В.В. Лебединский (1976) и др.). Ряд исследований был посвящен вопросам содержания и организации обучения детей с ограниченными возможностями в условиях вариативных образовательных учреждений (М.Л. Баранова (2006), Г.А. Волкова (1994), С.Д. Забрамная (2002), Г.Ф. Кумарина (2006), Е.И. Казакова (2000), В.И. Ляскало (1996, 2003), Е.А. Стребелева (2004), Л.И. Солнцева (2002, 2003), С.Г. Шевченко (2000) и др.).
Вопросами социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья занимались О.И. Витвар (2005), Г.И. Спиридонова (2003) и др. Аспект комплексной (социально-педагогической и медицинской) реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья раскрыт А.Д. Виноградовой (2003), В.А. Никитиной (2002), Л.М. Шипициной (2002) и др.
В ряде исследований изучены проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; разработаны программы социально-педагогической помощи таким семьям (Л.И. Аксенова (2001), М.А. Беляева (1984), Л.К. Грачев (2001), Н.Ф. Дементьева (2004), А.П. Коновалова (2005), Л.Н. Кошелева (2000), М.М. Семаго (2001, 2004)).
Специальных исследований, рассматривающих вопросы организации образовательного процесса по иностранному языку для интеллект сохранных детей с ограниченными возможностями здоровья и находящихся на надомном обучении, мы не обнаружили.
Особенностями современной практики обучения детей на дому являются: несовершенство их общеразвивающей подготовки (форм и содержания, темпов, средств и методов обучения); неадаптированность образовательных программ и технологий обучения, учитывающих состояние здоровья и уровень развития познавательных способностей длительно болеющих детей; отсутствие коррекционно-развивающей помощи и условий социализации; недостаточное использование потенциала дополнительного образования; отсутствие взаимодействия в деятельности общеобразовательных и лечебно-оздоровительных учреждений.
Отсутствует специальная подготовка педагогических кадров в ВУЗах для работы с интеллект сохранными, способными к изучению иностранного языка детьми (с 1 по 9 классы).
Проблема школьников, находящихся на надомном обучении и желающими получить, например, лингвистическое образование, мало изучена, хотя и является актуальной не только для нашей страны, но и для многих стран мира. Однако на практическую значимость решения этой проблемы, например, при обучении иностранного языка (ИЯ) указывали отечественные педагоги Е.С Полат (2005), В.П. Кузовлев (2004) и другие. В исследованиях этих методистов для индивидуализации и дистанционному обучению иностранному языку заложен достаточный потенциал. Для нас особо важными являются вопросы, связанные с индивидуальностью ребенка и которые позволяли бы разрабатывать для каждого ученика программу самостоятельного дистанционного обучения ИЯ на основе интерактивных средств, соответствующих его индивидуальным запросам. В этом плане особый интерес представляют различные теории индивидуальности (Б.Г. Ананьев (1970), А.Г. Асмолов (1985), В.С. Леднев (2006), В.С. Мерлин (1990) и др.). Специальных исследований, рассматривающих вопросы организации образовательного процесса по иностранному языку для интеллект сохранных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения, мы не обнаружили.
Таким образом, изучение научной литературы по данной проблеме, анализ современного состояния практики надомного обучения позволили выявить ряд противоречий:
- между декларируемым в нормативно-правовых актах принципом приоритетного удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием механизмов реализации этого принципа для интеллект сохранных детей-инвалидов, не имеющих возможности по медицинским показаниям посещать школу;
- между необходимостью организации индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья на основе интерактивных средств и отсутствием соответствующей научно-теоретической и методической базы по практике использования Интернет и медиа средств;
- между потребностью детей с ограниченными возможностями здоровья в комплексной психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и наличием учителей, способных и готовых на практике осуществлять обучение иностранному языку детей-надомников на основе интерактивных средств;
- между требованием индивидуализации образовательного и реабилитационного процесса и интеграцией общих подходов к определению содержания и технологий обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, но способными и смотивированными к овладению иностранным языком на интерактивной основе и под управлением учебной деятельности педагогом.
Вышеназванные противоречия обусловили выбор темы диссертационного исследования – «Организация овладения иностранным языком интеллект сохранными школьниками, находящимися на надомном обучении в условиях устойчивого развития цивилизации».
Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий для интенсификации процесса обучения иностранному языку интеллект сохранных школьников. Известно, что понятие интенсификация рассматривается в науке (философии, педагогике, методике, лингвистике) в общем виде как повышение производительности труда без увеличения затрат времени. Учет этого фактора, влияющего на производительность учебного труда особенно важен. В учебном процессе он связывается с возрастанием объема усваиваемого материала без увеличения затрат времени и усилий со стороны учащихся и педагога, в ускорение сроков усвоения учебного материала, за счет специально организованной самостоятельной работы по индивидуальному учебному плану.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что качество овладения ИЯ школьниками, находящимися на надомном обучении, повысится при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
1) наличие мотивации и познавательной активности для изучения ИЯ интеллект сохранными детьми;
2) индивидуализация программ в курсе овладения ИЯ на разных ступенях обучения в школе (2-9 классы) детьми-надомниками с учетом их профессиональной и коммуникативной направленности;
3) надомное обучение ИЯ происходит дистанционно с использованием интерактивных средств и под управлением учителя;
4) наличие здоровье сберегающих технологий и гибкой системы управления иноязычной учебной деятельностью в форме дидактического коммуникативного воздействия учителя (ДКВ) на ребенка.
Цель исследования – создание модели по организации дистанционного обучения ИЯ интеллект сохранных школьников, находящихся на надомном обучении на основе интерактивных средств.
Задачи исследования:
1) изучение литературы и выявление современных подходов к обучению иностранному языку детей-надомников;
2) анализ программ и УМК по иностранному языку и выявление их возможности обучению английскому языку интеллект сохранных детей (2-9 классы);
3) комплексная организация дистанционного надомного обучения ИЯ школьников на основе интерактивных средств;
4) разработка инвариантных компонентов индивидуальных электронных программ дистанционного надомного обучения ИЯ интеллект сохранных школьников со 2 по 9 классы;
5) оценка эффективности существующих электронных средств, ориентированных на разные уровни обучения (2-4 и 5-9 классы);
6) разработка индивидуальных здоровье сберегающих технологий и электронных учебников, ориентированных на разные уровни интеллект сохранных школьников для формирования навыков дистанционного овладения ИЯ с помощью интерактивных средств.
Объект исследования – процесс овладения ИЯ интеллект сохранными школьниками (со 2 по 9 классы), находящимися на надомном обучении.
Предметом исследования является организация педагогического процесса овладения ИЯ интеллект сохранными школьниками, находящимися на надомном обучении, на основе интерактивных средств дистанционного обучения.
Научная новизна
- Более глубоко раскрыто понятие «надомное обучение интеллект сохранных школьников».
- Выявлены современные подходы к организации процесса овладения иностранным языком школьниками (2-9 классы), находящимися на надомном обучении.
- Интенсификация и индивидуализация дистантного обучения иностранному языку надомников на основе интерактивных средств, направленных на достижение ребенком максимально возможного для него уровня социализации, освоения образовательной программы по ИЯ, реализации потенциальных задатков, способностей, развития интеллектуальных и духовно-нравственных основ личности на основе компенсации имеющихся нарушений здоровья и развития.
- Теоретически обоснован комплекс организационно-педагогических условий, обуславливающих повышение качества надомного обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями, а также установлены факторы, способствующие социально-педагогической реабилитации, адаптации и коммуникативному развитию интеллект сохранных детей в условиях надомного обучения, а также самоорганизации и самоуправлению личности.
Теоретическая значимость. В работе впервые проведена комплексная оценка возможностей применения современных электронных учебников и УМК, а также проанализированы интерактивные средства, используемые в дистанционном надомном (2-9 классы) обучении ИЯ интеллект сохранных школьников.
Разработаны теоретические основы для составления новых программ, электронных учебников. Подготовлены методические рекомендации для учителей иностранного языка по использованию интерактивных средств, ориентированных на работу с учащимися, находящимися на надомном обучении, при формировании у них навыков дистанционного овладения ИЯ на основе интерактивных средств.
Получены новые данные по оценке эффективности разработанных электронных программ и электронных учебников, ориентированных на разные уровни учащихся, находящихся на надомном обучении, для формирования навыков дистанционного овладения ИЯ с помощью интерактивных средств.
Практическая значимость определяется результатами исследования, позволившими:
- предоставить в образовательные учреждения объективную информацию об образе жизни и условиях обучения иностранному языку интеллект сохранных детей, находящихся на надомном обучении;
- разработана и апробирована программа и электронные учебники для формирования навыков дистанционного овладения ИЯ с помощью интерактивных средств (со 2 по 9 классы), которые позволили повысить эффективность процесса овладения ИЯ интеллект сохранными детьми-надомниками;
- систематизированы и внедрены современные здоровье сберегающие технологии в практику работы учителей иностранного языка, занимающихся надомным обучением английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья;
- представлен пакет документов, состоящий из карты развития учащегося, обучаемого индивидуально на дому, и индивидуальной программы овладения ИЯ детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому;
- предложена уровневая модель управления учебной иноязычной деятельностью интеллект сохранных детей в форме ДКВ;
- разработаны методические рекомендации учителю иностранного языка для работы с детьми, изучающими ИЯ в условиях надомного обучения, которые могут использоваться при подготовке студентов педагогических колледжей и педагогических институтов, слушателей курсов повышения квалификации.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, его методологической базе; опорой на передовой опыт общеобразовательных учреждений по индивидуальному обучению и реабилитации детей-инвалидов; апробацией исследовательских методик и корректностью их применения.


Глава ? Организация процесса овладения ИЯ интеллект сохранными школьниками, находящихся на надомном обучении в условиях устойчивого развития цивилизации
1.1. Современные подходы к обучению ИЯ интеллект сохранных детей-надомников в практике российского образования
1.1.1. Принципы и методы обучения ИЯ интеллект сохранных детей-надомников

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения предмету, учебных пособий и других обучающих средств. В этой ситуации необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников педагогического процесса и, прежде всего, – учителя. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Именно это положение в значительной мере и определило отказ от готовых методических «рецептов», жестко регламентирующих деятельность учителя в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам в контексте общих проблем, стоящих перед обществом и школьным образованием в целом, а также с учетом современного уровня состояния методической науки и смежных с нею областей научных знаний.
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Но такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка [59, 60]. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых [61, 70]. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями [5, 16, 48, 49].
Обновление всех сфер общественной жизни со всей определенностью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения школьников, поэтому проблема индивидуальных различий учащихся, находящихся на надомном обучении, и дифференцированного подхода к их обучению волнует учителей и ученых и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой [71]. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ А.А. Кирсанова (1980), Г.Ф. Суворовой (1974), И.Э. Унт (1980), С.Д. Шевченко (1991) [3, 62].
Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы индивидуализации процесса обучения школьников овладению ИЯ дистанционно. В настоящее время активно разрабатываются концепции личностно-ориентированного образования.
И.А. Зимняя, видный отечественный методист, при построении обучения предлагает опираться на личностно-деятельный подход, суть которого заключается в том, что в центре обучения находится учащийся как субъект учебной деятельности [41]. Вся система личностно-ориентированного обучения имеет главной задачей развитие личности ребенка и преподавателя как единого субъекта образовательного процесса. Организация обучения на основе личностно-деятельностного подхода предполагает, что все методические решения учителя должны учитывать особенности личности обучаемого, его потребностей, мотивов, способностей и других индивидуально-психологических особенностей [42].
Образовательный процесс может достигнуть личностно-ориентированного уровня, если у учащихся обеспечивается положительная мотивация собственной деятельности, собственная позиция в отношении предлагаемых извне ценностей и норм, определение учениками системы жизненных смыслов, вплоть до самого важного – сути жизни, построение личностной картины мира, предполагающей развитие индивидуального мировоззрения. Обучение также должно обеспечить предотвращение сведения жизнедеятельности только к утилитарным целям [2, 9, 55, 58].
Проблема подхода к индивидуальным особенностям детей не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Известные психологи А.В. Запорожец (1982), А.Н. Леонтьев (1983), А.А. Люблинская (1966), Д.Б. Эльконин (1978) и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. В современной психологической науке выделяются следующие существенные признаки понятия личности:
1) личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей,
2) в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин,
3) чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесёт он обществу своим трудом.
Индивидуализация обучения иностранному языку состоит в создании оптимальных режимов работы и предоставлении своего рода помощи каждому ученику. Учёными установлено, что очень важным условием раскрытия индивидуальных особенностей учащихся является опора на положительный характер в свойствах личности ребёнка. Развитие индивидуальных особенностей требует от педагога терпения, умения разобраться в сложных проявлениях характера ребёнка. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка и влияние этих индивидуальных особенностей на выбор образов и символов. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача состоит не только в развитии тех положительных качеств, которые уже есть у ребёнка, но и в формировании качества личности [39].
Согласно И.С. Якиманской, «главной задачей обучения должно стать раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика» [92]. По мнению автора, личностно-ориентированное обучение – это постоянное обращение к субъектному опыту школьников, признание самобытности и уникальности каждого ученика. Исходным пунктом всего образовательного процесса в рамках личностно-ориентированной дидактики становится построение общения ребенка и взрослого, характер которого определяет возникновение «субъектности» как индивидуального отношения к миру, к другим людям, к самому себе [67].
Личностно-ориентированный подход к образованию, развитию личности наиболее полно отражает современные цели школьного образования. А это значит, в свою очередь, что ориентировка на среднего ученика, столь характерная для школы прошлых лет, более не отвечает потребностям человека и общества. Некоторые педагоги и психологи указывали на необходимость ориентации на каждого конкретного ученика в процессе его активной познавательной деятельности. Например, Л.С. Выготский считал, что «пассивность ученика является величайшим грехом с научной точки зрения, так как берет за основу ложное правило, что учитель – это все, а ученик – ничто. В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» [24]. Формирование самостоятельного мышления школьника на основе самостоятельной активной познавательной деятельности – актуальная задача для надомного образования.
В личностно-ориентированной дидактике особое место в ряду индивидуальных особенностей учащегося уделяется формированию образно-символичного моделирования. Психологической особенностью младшего школьника, например, является возможность всю информацию, получаемую им в процессе дистанционного овладения ИЯ, воспринимать в игровой форме. Функция дистантного учителя состоит в организации и управлении игровой учебной деятельностью учащегося с конкретным материалом. Учитель разрабатывает уроки с использованием образов и символов, которые близки и понятны ученику в силу ряда его психических особенностей [68]. Главным в этой системе с одной стороны является формирование у детей интереса к самому процессу игровой деятельности с применением образно-символических пособий и разработок. С другой стороны, образовательный процесс на этом этапе подкреплен оценкой учителя, что является для ученика стимулом к дальнейшей познавательной деятельности в условиях личностно-ориентированной модели общения [40].
Формирование личностно-ориентированной модели общения педагогов с детьми – важнейшее условие продуктивного дистанционного овладения ИЯ. В настоящее время изменяются подходы к пониманию образованности – наряду с традиционными формами, сегодня в педагогике складываются новые представления о человеке и образованности, происходит смена антропологических оснований педагогики, так как идет формирование личностно-ориентированной модели общения педагогов с детьми.
Некоторые отечественные педагоги, например, В.И. Слободчиков (1995) и Е.И. Исаев (1999), в ситуации личностно-ориентированного образования исключительную роль отводят дистантному учителю. Противопоставляя учителя – транслятора знаний, педагогам, которые «пристрастны» (А.Н. Леонтьев, 1983) к своей деятельности, авторы показывают особую необходимость формирования и развития личности самого педагога, значимости его фигуры для всего дистанционного образовательного процесса.
Целью общения дистантного учителя с учениками должно стать стремление вооружить учащихся ЗУНами (знаниями, умениями, навыками), опирающимися на идеи гуманизации педагогического процесса. В условиях личностно-ориентированного общения педагога со школьниками появляется возможность обеспечить учащимся, не имеющим возможности посещать школу, чувство психологической защищенности, доверия к миру, чувство собственного достоинства, ощущения своей значимости.
Американские ученые К. Роджерс и Г. Лэндрет (1994) разработали правило трех «П» – понимание, принятие, признание, использование которого способствует формированию личностно-ориентированной модели общения дистантных педагогов с учениками. Необходимо признавать право учащихся на выбор, что очень важно для развития личности и самовыражения дистантного школьника. Под пониманием подразумевается умение видеть ребенка с точки зрения и взрослого и самого школьника. Способность видеть учащегося «изнутри» помогает учителю понять мотивы, движущие школьниками. Учитель должен обращаться к учащемуся с просьбой, советом, одобрением, поддержкой, используя соответствующие слова, фразы, невербальные средства. Учащиеся со временем начнут пользоваться стилем общения учителя, что формирует высокий уровень культуры общения как педагогов с учениками, так и учеников между собой, например, при совместной работе над проектами с использованием интерактивных средств, или общении (устном или письменном) с носителем языка [28].
Человек, владеющий ИЯ, является не только образованным и культурным, но и понимает и принимает культурные позиции и ценности других наций, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только собственной независимости, но и чужой.
В XIX веке отечественный методист В.В. Латышев (1909), сказал, что надо обучать не знаниям, а мышлению. Овладение ИЯ способствует развитию личности, развивает способность мыслить, формирует склонность к непрерывному обучению. Ученик обретает способность не только смотреть, но и видеть; он учится утверждаться в жизненной позиции, обретает уверенность в формировании конкретной установки на отношение к миру. Учащихся с ограниченными физическими возможностями также как и учащихся, посещающих общеобразовательную школу, необходимо адаптировать к вступлению во взрослую жизнь, к выбору профессии, подготовить к поступлению в колледж или институт для продолжения образования. Без овладения ИЯ в философии образования не обойтись думающему и творческому человеку, ориентированному на ответственность перед миром и самим собой [52, 53].
В методической рекомендации «Индивидуальная образовательная программа обучающегося» отмечается, что необходимо педагогически грамотно построенная работа с детьми и, прежде всего, строгое соблюдение педагогами принципа индивидуального подхода к обучающимся данной категории [44].
Индивидуальные программы учитывают особенности развития учащихся, овладевающих ИЯ дистанционно. Эти программы должны позволять школьнику в удобном для него темпе, в соответствии с интересами, личными способностями и возможностями, осваивать школьную программу. Главное назначение индивидуальных интерактивных программ – помочь обучающимся дистанционно в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Дистантный учитель выступает как сотрудник, помощник и руководитель учащегося в собственной работе ребенка. Учитель не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует учащегося к общему развитию, создает условия для его самодвижения. Появление новых ценностей образования (саморазвитие, самообразование, самореализация), переоценка прежних, не соответствующих настоящему времени, утверждение отношения к учащемуся как к личности, наполнили образование новым смыслом, изменили задачи, стоящие перед педагогом, потребовали изменение форм и средств совместной работы, общающихся сторон в системе «учитель-ученик» [72]. Индивидуальная образовательная программа понимается как индивидуальный маршрут учащегося и проектируется с учетом его склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей.
Образовательная программа разрабатывается дистантным учителем и по необходимости корректируется им в совместной деятельности с учетом интересов ученика и его родителями. Создавая совместно с учащимся индивидуальную образовательную программу, учитель осуществляет педагогическое проектирование, которое можно представить как определение этапов и условий реализации определенной педагогической системы. Рекомендуется представить программу как совокупность взаимосвязанных модулей: диагностического, базово-инвариантного, вариативно-предметного, вариативно-личностного, коррекционно-развивающего.
Диагностический модуль определяет особенности развития ученика.
Базово-инвариантный модуль реализует идеи базового содержания общего образования и отражает специфику конкретной школы надомного обучения или надомного отделения общеобразовательной школы.
Вариативно-предметный модуль проектирует условия для самоопределения учащихся через углубленное изучение других предметов, а также для реализации творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность.
Вариативно-личностный модуль определяет условия для коммуникативных, организаторских и дидактических социальных компетенций учеников, посредством включения их в совместную работу творческих лабораторий, центров (проектная, исследовательская деятельность).
Коррекционно-развивающийся модуль проектируется с целью решения проблем учебной деятельности, социализации, здоровья, личностного самоопределения. Для решения учебных проблем в этот модуль должны входить
- перечень учебных тем по ИЯ, перечень материала, отобранного для повторения по каждой из тем, программное содержание повторения;
- отобранный тренировочный и контрольный материал, дидактический материал;
- тексты проверочных и контрольных работ увеличивающейся сложности;
- программу прохождения учебного материала, отличающуюся, при необходимости, темпом прохождения;
- описание педагогических технологий, включающих интерактивные средства [44].
Не последнюю роль в успешном овладении иностранным языком играет и процесс сотворчества учителя и ученика, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), и который составляет перспективную тактику обучения ИЯ в современном образовательном процессе. Причем этот процесс логически проходит этапы «развития» от процесса управления к соуправлению учителя и ученика и далее самоуправлению ученика, к творчеству каждого ученика через грамотно построенный процесс сотворчества учителя и ученика.
Сотворчество представляется, с одной стороны, как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество рассматривается как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности, важным свойством которой является ее полиязыковой и поликультурный характер.
Состоявшееся творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества учителя и ученика. Сказанное означает, что чем ярче проявляются творческие функции, тем продуктивнее процесс их совместной деятельности, направленной на обновление, как содержания образования, так и его технологической базы. При этом чем выше творческий потенциал учащихся, тем более высокие и сложные профессиональные и коммуникативные задачи приходится решать учителю [12].
Придавая исключительно важное социальное значение творческой самореализации личности, необходимо помнить, что свобода выбора стратегии и тактики обучения, предоставление равных возможностей для каждого в использовании средств вербального и невербального поведения становятся необходимыми условиями осуществления на практике принципов гуманистической педагогики.
Обращение к опыту педагогов-новаторов позволяет назвать несколько наиболее значимых педагогических стратегий эффективного протекания совместной деятельности учителя и ученика:
- творчество в планировании и прогнозировании результатов образования и воспитания не может осуществляться без учета педагогом сформированности языковой компоненты деятельности ученика.
- формирование и творческая реализация личностного языкового пространства – это продолжительный и непрекращающийся творческий процесс, имеющий место в образовательном пространстве каждого урока любой учебной дисциплины, а также во внеаудиторной и внеучебной деятельности современной школы.
- организация образовательного процесса и управление учебной деятельностью в школе требует от педагога умения чутко реагировать на малейшие изменения (как положительные, так и отрицательные) в индивидуальном языковом статусе ученика.
- учет личностного своеобразия языковой «концептосферы» учащихся (возраст, пол, социальный статус и т.д.) при коллективном характере обучения и воспитания в школе – фактор, о котором педагогу следует помнить при работе над совершенствованием собственных языковых стратегий для дальнейшей их реализации в реальном образовательном процессе.
- обучение искусству интерпретации, адекватного прочтения личностного языкового пространства – важная педагогическая стратегия, позволяющая осуществлять подлинную коммуникацию в процессе образования личности ученика [13, 14, 53].
Адекватное прочтение информации, передаваемой личностью с целью дальнейшего продуктивного общения и сотрудничества, не мыслится без постоянного расширения концептосферы (Д.С. Лихачев, 1999) родного (русского) языка обоими участниками образовательного процесса. Овладение разнообразными языковыми стратегиями интерпретации носит творческий характер. В арсенале учителя-профессионала должно быть множество таких стратегий, которыми ему необходимо поделиться с учениками в ходе сотворчества.
Система развивающих заданий, в основе которых разнообразные образовательные ситуации, выступает в качестве эффективного средства становления подлинно полиязыкового пространства, если:
а) использование приемов мнемотехники предполагает выход на знаково-контекстное обучение,
б) полипредметный, полипрофильный характер обучения не препятствует последующей специализации,
в) социокультурная, ценностная направленность содержания заданий включает элементы культурологической драматизации,
г) лингводидактическая тактика требует семиотического анализа,
д) интерактивный подход имеет эмоционально-положительную окраску,
е) усложнение происходит за счет характера выполняемой деятельности: от активной репродуктивной и частично поисковой к творческой.
Следует подчеркнуть, что лишь сотворчество ученика и учителя, предполагающее коммуникативный подход к освоению информационно-образовательного пространства, способно в полной мере обеспечить понимание обоими участниками его целостности. Именно в целостности и одновременно полифоничности образовательного пространства видится возможность наиболее полной реализации творческих потенций учителя и ученика, а также эффективного становления языкового пространства развивающейся личности [15].
Нетрадиционные формы урока английского языка могут быть использованы обучения детей-надомников и реализовываться после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля.
На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, навыков и умений ученика по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение ученика к уроку;
- предусматривается минимальное участие дистантного учителя.
Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.
Важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала [19].
На таких уроках решаются воспитательные, обучающие и развивающие задачи:
- приобретение новых знаний;
- развитие способности к распределению внимания, д...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.