На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Проблемы активизации общения заикающихся детей

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.03.2012. Страниц: 152. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы общения 5
.1. Понятие «общение» 5
.2. Стороны общения 6
.3. Функции общения 14
.4. Роль общения в формировании личности 15
.5. Особенности общения старших дошкольников 17
.6. Особенности общения старших школьников 20
Глава 2. Заикание детей как одна из основных
проблем их общения 23
2.1. Понятие «заикание» 23
2.2. Факторы заикания 24
2.3. Влияние заикания на характер развития личности 27
2.4. Методы коррекции заикания 34
Глава 3. Разработка программы активизации общения
средствами фольклора 57
3.1. Цели, задачи и основные принципы программы 57
3.2. Диагностика особенностей общения детей
с нарушениями речи 59
3.3.Методика проведения занятий 61
Заключение 66
Список использованной литературы


Особое внимание к проблеме общения обусловлено новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. Многие виды человеческой деятельности реализуются коллективными усилиями людей и опосредуются процессом их общения. Результаты многочислен¬ных психолого-педагогических исследований Г.М.Андреевой, А.А.Бода-лева, И.А.Зимней, Г.А.Ковалева, Я.Л.Коломинского, А.А.Леонтьева, А.В.Мудрика, А.В.Петровского, И.И.Рыдановой и других также показы¬вают, что именно в общении, особенно со значимыми лицами (родителя¬ми, педагогами, сверстниками и т.д.), происходит становление человечес¬кой личности, формирование мировоззрения и ее важнейших качеств.
Доказано, что самым универсальным средством человеческого обще¬ния является речь. Здоровая речь должна быть неотъемлемым свойством полноценной, гармонически развитой личности. Раннее нарушение речи сужает возможности общения, часто искажает его нормальное формиро¬вание, что способствует появлению определенных черт личности. В боль¬шинстве случаев расстройства речи тормозят обучение и накладывают отпечаток на последующую деятельность человека, так как не всегда имеется возможность ликвидировать речевой недостаток в детстве. Из всех речевых расстройств чаще всего встречается заикание.
Наши исследования показали, что у заикающихся старших дош¬кольников и старших школьников недостаточно сформированы общие навыки общения, самооценка. Большинство из них имеют ограничен¬ный круг общения, не владеют навыками активного слушания, не уме¬ют создавать благоприятную обстановку для разговора, не способны улаживать конфликт и т.д.
Исходя из вышесказанного, становится ясно, что проблема заика¬ния ставится в один ряд с наиболее актуальными проблемами, подле¬жащими глубокому и всестороннему изучению. Изыскание новых, эффективных направлений работы с заикающимися детьми является важной и своевременной задачей из-за высоких требований к конку¬рентоспособности личности в условиях становления рыночных отно¬шений и обострения конкуренции на рынке труда.
Изучение литературы показывает, что существует достаточно много трудов, посвященных вопросу устранения заикания. Наряду с рабо¬той по общему развитию ребенка проблеме заикания посвящены тру¬ды Н.А.Власовой, Г.А.Волковой, ЛСВыготского, Р.Е.Левиной, В.И.Се¬ливерстова, Е.В .Харитонова, М.Е.Хватцева, НА.Чевелевой, G.Andrews, S.Tanner, A.J.Jates, R.I.Ingham, A.C.Rackman. Но не смотря на боль¬шой вклад в теорию данного вопроса, специальные программы акти¬визации общения для заикающихся дошкольников и старшеклассни¬ков не разработаны.
Вместе с тем тщательное изучение содержательного богатства фольклора, которому большое внимание уделено в работах Н.В.Аса¬фьевой, А.В.Запорожца, Т.А.Бернштама, В.Е.Гусева, А.С.Каргина, В.Н.Топорова, Н.А.Хренова, М.М.Бахтина, А.Ф.Некрыловой, Т.Я.ТТТпи-каловой, З.Косовой и других позволяет утверждать о наличии зало-женных в нем больших возможностей по социально-психологическо¬му и педагогическому воздействию на развитие и становление лично¬сти. Особого внимания заслуживает изучение фольклорно¬го материала как средства активизации общения заикающихся. Таких исследований и методических разработок при изучении литературы нами не выявлено.
В данном пособии раскрываются вопросы активизации общения на основе татарских фольклорных материалов. В главе 1 отражены теоре¬тические вопросы общения: понятие, стороны, функции, особенности общения в старшем дошкольном и старшем школьном возрастах. В гла¬ве 2 рассмотрено понятие «заикание» как одна из основных проблем общения детей. В главе 3 описан фольклор как средство активизации общения. Глава 4 посвящена разработке программ по данной тематике. Использование предложенных методик на практике позволит успешно решить вопросы формирования навыков общения у детей. Считаем, что ознакомление с нашей книгой будет полезно для педагогов, психологов, воспитателей, логопедов, для тех, кто, работая с детьми, имеющими про¬блемы в общении, стремится активно использовать в своей деятельнос¬ти наиболее гуманные средства, соответствующие возрастным интере¬сам и психофизиологическим возможностям детей.

Глава 1.
Теоретические аспекты проблемы общения
1.1. Понятие «общение»
Проблема общения - одна из наиболее многоаспектных и интен¬сивно исследуемых в современной педагогике и психологии. В изуче¬ние тех или иных сторон общения вовлечены и другие науки: филосо¬фия и социология, лингвистика и психолингвистика, этнология и эт¬нография, психиатрия и информатика.
Возросший интерес к проблеме общения обусловлен целым рядом причин. Прежде всего переход от индустриального общества к инфор¬мационному, который ведет к увеличению объема информации и, со-ответственно, возрастанию интенсивности процессов обмена этой ин¬формацией. Вторая причина - все большая специализация работни¬ков, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей.
Исходя из принятых в отечественной психологии и педагогике трак¬товок общения и его феноменов, общение не может быть сведено к феномену «коммуникация», что часто наблюдается в литературе. Пу¬таница в терминах «общение» и «коммуникация» возникает, во-пер¬вых, за счет того, что сам термин «общение» не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «communication».
Другой причиной является существующее в отечественной психо¬логии расширенное толкование феномена «коммуникация» (все есть сообщение, все есть текст и т.д.), выступающее в роли синонима поня¬тию «общение», что имеет не совсем положительное значение для кон¬кретных областей науки.
Итак, если коммуникация — это «направленная связь, то есть связь, которая выражается в передаче сигналов между субъектами, имею¬щих текстовую основу и личностный характер» [12, с.10], то «обще¬ние - сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный по¬требностью совместной деятельности и включающий обмен инфор¬мацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [57, с.91]. «Само слово «общение» не-
5

сет человеческую теплоту, предполагает индивидуальное, отличитель¬ные особенности участников. За общением признается самостоятель¬ная потребность в нем человека, то есть несводимость к другим нуж¬дам и потребностям. Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими» [12, с.10].
Полноценное общение создает состояние душевного подъема, по¬буждает к наиболее полной реализации духовно-психического потен¬циала человека. В общении проявляется вся гамма человеческих эмо¬ций и страстей. Процесс общения включает в себя не только взаимо¬понимание и взаимоуважение, но включает в себя и человеколюбие, сострадание, милосердие, сопереживание. Общение гуманизирует общество, придает ему человеческое лицо.
1.2. Стороны общения
Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого явления. Сложность обще¬ния требует выделения отдельных его составляющих, описания струк¬туры. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяются три взаимосвязанных стороны общения (иногда их назы¬вают аспектами, функциями) — коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Употребление этих терминов условно. Некоторые ис¬следователи в более-менее аналогичном смысле употребляют и дру¬гие. Например, Б.Ф.Ломов выделяет информационно-коммуникатив¬ную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникатив¬ную функции общения [41].
Рассмотрим указанные выше стороны общения поподробнее.
1. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами [9; 60].
Во время акта общения имеет место не просто движение информа¬ции, а взаимная передача закодированных сведений между двумя ин¬дивидами - субъектами общения. Следовательно, схематично комму¬никация может быть изображена так: S <=> S. Значит, имеет место об¬мен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются инфор¬мацией, они стремятся выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодифика¬ции и декодификации информации. То есть «все должны говорить на одном языке». Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сооб¬щение - имеет место в различных образовательных системах).
В условиях человеческой коммуникации могут возникать комму¬никативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, кото¬рые используются в коммуникативном процессе. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принци¬па: лексический и синтаксический. Речь является самым универсаль¬ным средством человеческого общения, поскольку при передаче инфор¬мации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Постоянный и эффективный обмен информацией является зало¬гом достижения поставленных перед собой задач. Однако при этом необходимо преследовать и цель обеспечения правильного понима¬ния передаваемой информации или смысловых сообщений. Умение точно выражать свои мысли, умение слушать — составляющие комму-никативной стороны общения. Неумелое выражение мыслей приво¬дит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание ис¬кажает смыл передаваемой информации [9, с.27-28].
Неверебальная коммуникация включает следующие основные зна¬ковые системы:
1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые до¬
бавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип
речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.).
2) Оптико - кинетические (это то, что человек «прочитывает» на
расстоянии - жесты, мимика, пантомимика).
7

Кстати, А.В.Батаршев данный вид невербальной информации назы¬вает кинестетикой. Он считает, что это более правильно, так как в осно¬ву данного слова заложено понятие, «кинестезическое ощущение» -ощущение движений, положений частей собственного тела индивида и прилагаемых мышечных усилий. Кинестезическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности - кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной. А слово «кинетический», по А.В.Батаршеву «относящийся к движению механических частей (меха¬ника), к энергии механического движения (физика)» [9, с.32-33].
Жест — это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:
- коммуникативные (заменяющие речь),
- описательные (их смысл понятен только при словах),
- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Мимика - это движение мышц лица.
Пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксемика (организация пространства и времени коммуника¬
тивного процесса). В психологии выделяют четыре дистанции обще¬
ния:
- Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связан¬
ные, как правило, близкими доверительными отношениями. Инфор¬
мация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с
помощью жестов, взглядов, мимики.
- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется
общение между друзьями.
- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Ис¬
пользуется для делового общения, причем чем больше расстояние меж¬
ду партнерами, тем более официальны их отношения.
- Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением
перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за ре¬
чью, за правильностью построения фраз.
4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что
обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд [37].
Исследования АА.Бодалева и его школы показывают, что воспри¬ятие и понимание человеком человека являются результатом комплек-

сного воздействия всех факторов, связанных как со свойственными ему средствами вербального и невербального общения, так и счетом характеристик его внешних данных, при этом особая роль в качестве фактора понимания людьми друг друга в ситуации общения остается за таким главным инструментом их коммуникативного поведения, ка¬ким является речь индивида. Об этом более всего свидетельствуют результаты исследования влияния речевой психологической установ¬ки на процесс взаимного восприятия человека человеком [10].
2. Интерактивная сторона общения заключается в организации вза¬имодействия между общающимися индивидами (обмен действиями) [3; 9].
В ходе совместной деятельности организуется коммуникация и именно в данном процессе людям необходимо обмениваться и инфор-мацией, и самой деятельностью, то есть вырабатывать формы и нор¬мы совместных действий.
Целью общения при этом является удовлетворение потребности в совместной деятельности людей. Результат такого общения — измене¬ние поведения и деятельности других людей [9, с. 34].
Как отмечает Е.И.Рогов, исходным условием успешности обще¬ния является соответствие поведения взаимодействующих людей ожи¬даниям друг друга [60, с. 174]. Нельзя представить себе общение все¬гда и при всех обстоятельствах гладко протекающим и лишенным внут¬ренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается анта¬гонизм позиций, отражающих взаимоисключающие ценности, задачи и цели. Это иногда оборачивается взаимной враждебностью, возника¬ют межличностные конфликты. Причины конфликтов могут быть са¬мые разнообразные. Например, взаимно исключающие интересы об-щающихся или непреодолимые смысловые барьеры в процессе взаи¬модействия партнеров. Так, иногда несовпадение смысла высказыва¬ния, требования, приказа препятствует эффективному взаимодействию и взаимопониманию партнеров.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
1) Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание дру¬
гого человека, представление себя другому человеку.
2) Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходяще-

го, выдержка паузы.
3) Обсуждение интересующей проблемы.
4) Решение проблемы.
5) Завершение контакта (выход из него).
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говоряще¬му не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно ока¬жется неэффективным.
Конкретным содержанием различных форм совместной дея¬тельности является определенное соотношение индивидуальных «вкла¬дов», которые делаются участниками. Однако необходимо также про¬следить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сло-жившимися между участниками взаимодействия отношениями.
Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту ре¬альную социальную деятельность, частью которой (или формой орга-низации которой) взаимодействие является. Межличностные отноше¬ния также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаи-модействия, который возникает при данных конкретных условиях (бу¬дет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выра¬женности этого типа (будет ли это более успешное или менее успеш¬ное сотрудничество).
Присущая системе межличностных отношений эмоциональная ос¬нова, порождающая различные оценки, ориентации, установки партне¬ров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие. Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия; даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимо¬действие обязательно существует. В какой мере оно определяется меж¬личностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчинено» выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует. Поэтому рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла. Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявлена быть не может именно потому, что порождается более широкой системой деятельнос¬ти, в условиях которой оно развертывается.
10

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осозна¬ется каждым участником его вклад в общую деятельность; именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимо-действия, возникающий на основе взаимопонимания между его участ¬никами. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зави¬сит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия опреде¬лена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.
Таким образом, для познания механизма взаимодействия необхо¬димо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое про¬является в принятии совместного решения. Иными словами, дальней-ший анализ проблемы общения требует более детального рассмотре¬ния вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности. Такая по¬становка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей стороны общения, условно названной перцептивной.
3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [3; 9 и др.].
Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разно¬му: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаи-модействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по об¬щению, иными словами, процесс восприятия одним человеком друго¬го выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Сам термин «соци-альная перцепция», или, в более узком смысле слова, «межличност¬ная перцепция», «восприятие другого человека» употребляется в ли¬тературе в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя
11

последние исследования и в общей психологии восприятия характе¬ризуются известным сближением восприятия и других познаватель¬ных процессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соот¬несение их с личностными характеристиками воспринимаемого ин¬дивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Изучая социальную перцепцию, ученые выделили ряд универсаль¬ных психологических механизмов, объясняющих, как происходит про-цесс оценки другого человека на основе воспринятых внешних осо¬бенностей. Эти механизмы можно разделить на три группы: во-пер¬вых, познания и понимания людьми других (идентификация, эмпатия, аттракция); во-вторых, познание самого себя (рефлексия); в-третьих, механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению (казуальная атрибуция) [60]. Рассмотрим основные психо-логические механизмы.
Идентификация - один из механизмов познания и понимания дру¬гого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподобле¬нии себя значимому другому. Здесь значимый другой - это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельно¬сти. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаи¬модействия индивид делает попытки поставить себя на место партне¬ра по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием сво¬ей тождественности с ним [9, с.41].
Существует много экспериментальных исследований процесса иден¬тификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, ус¬тановлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия — это постижение эмоцио¬нальных состояний другого человека в форме сопереживания. Схожесть механизма эмпатии с механизмом идентификации состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим че¬ловеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относит¬ся к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения [9, с.42].
12

Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отно¬шений. Так, когнитивная эмпатия характеризуется направленностью внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Про-цесс сопереживания осуществляется путем сравнения поведения парт¬нера со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жиз¬ни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реак¬циям собеседника. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом идет процесс не только мышления (восприятия, понимания), не только чув¬ствования (сопереживания), но и действия (помощь делом). Эта выс¬шая форма эмпатии — действенная — характеризует нравственную сущ¬ность человека. Из сказанного становится ясным, что формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека [60, с.203-204].
Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это «осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, то есть как будет партнер по общению воспринимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются опре¬деленные характеристики друг друга» [9, с.42]. Как пишет И.С.Кон, это «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием ко¬торого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаи¬модействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отража¬ется внутренний мир первого исследователя» [32, с.НО].
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в свя¬зи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регу¬ляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследова¬ний, связанных с выявлением механизмов образования различных эмо-циональных отношений к воспринимаемому человеку, получила назва¬ние исследования аттракции. Буквально аттракция — привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не пе¬редает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция — это и про-
13

цесс формирования привлекательности какого-то человека для воспри¬нимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отно¬шения. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого обще¬ния, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение все¬гда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вто¬рым типом отношений, реализуемых в общении.
Необходимо сказать, что все три стороны общения — коммуника¬тивная, интерактивная, перцептивная - тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс об¬щения в целом.
1.3. Функции общения
По своему назначению общение многофункционально. По Е.И.Ро-гову, выделяются пять основных его функций:
1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодей¬
ствии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция общения проявляется в процессе раз¬
вития человека и становления его как личности. Необходимо отме¬
тить, что общение ребенка и взрослого — это не только передача перво¬
му суммы умений, навыков и знаний, которые он механически должен
усвоить. Это также сложные процессы взаимных влияний, обогаще¬
ний и изменений.
3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе
общения с другими людьми можно познать, понять и утвердить себя в
собственных глазах.
4. Функция организации и поддержания межличностных отноше¬
ний выражается в том, что общение для любого человека неизменно
связано с оцениванием других людей и установлением определенных
эмоциональных отношений - либо положительных, либо отрицатель¬
ных. Естественно, эмоциональные межличностные отношения не ис¬
черпывают общения, однако они пронизывают всю систему взаимоот¬
ношений между людьми, часто накладывают отпечаток на деловые, и
даже на ролевые отношения.
5. Внутриличностная функция общения — одна из самых важных.

Благодаря диалогу с самим собой принимаются определенные реше¬ния, совершаются значимые поступки. Такое «внутреннее» общение может рассматриваться как универсальный способ мышления челове¬ка [60, с.11-13].
Б.Лихачев дает более расширенный список функций общения (не¬которые из них перекликаются с вышеназванными сторонами общения). Он выделяет коммуникативную (обеспечение связи между людьми), информативную (способствование духовному обогащению людей зна¬ниями, умениями и навыками), психотерапевтическую (предоставление возможности одним, одаренным и подготовленным, индивидам оказы¬вать на других оздоровляющее влияние), педагогическую (формирова¬ние сознания, организация деятельности и отношений детей и молоде¬жи), гедонистическую (введение человека в процессе общения в состо¬яние духовного удовлетворения, наслаждения), нравственно-эстетичес¬кую (умиротворение тревожного чувства совести человека, удовлетво¬рение духа гуманными поступками, переживание чувства красоты), ре-лигиозную (обеспечение коллективного и личностного взаимодействия с Богом на основе неограниченной веры в бессмертие, надежды на спа¬сение и потребности любви к ближнему) функцию [40, с.237].
1.4. Роль общения в формировании личности
Общение является глубочайшей потребностью личности, а следо¬вательно, и условием, и средством ее удовлетворения. Вне общения не могут быть удовлетворены и все сугубо личностные потребности че¬ловека, которые связаны с его стремлением к самореализации, само¬выражению и самоутверждению. Именно в общении, особенно со зна¬чимыми лицами (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.), про¬исходит становление человеческой личности, формирование мировоз¬зрения и ее важнейших качеств.
Анализируя причины, обусловливающие значимость общения в формировании личности, необходимо обратиться к воспитательной роли общения, на которую указывает в своих работах А.А.Бодалев. Как считает автор, воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор и способствует раз¬витию психологических образований, но и в том, что оно является не-обходимым условием формирования общего интеллекта личности, в



14

15

том числе и таких его характеристик, как внимание, восприятие, па¬мять, воображение и мышление. Не меньшее значение имеет общение и для развития эмоциональной сферы ребенка, для воспитания его чувств, а также для становления воли [10, с.79-80].
На сегодняшний день имеется ряд исследований, посвященных изу¬чению особенностей общения, его развития в дошкольном [39; 54; 61; 66; 71 и др.], младшем школьном [33; 86 и др.], подростковом [8; 21 и др.], а также в старшем школьном [32; 47; 68 и др.] и других возрастах.
Следует выделить ряд исследований, посвященных общению де¬тей дошкольного возраста друг с другом. Среди зарубежных авторов общение детей между собой во время игры, характер возникающих при этом конфликтов, роль соревновательных моментов и дружеских отношений изучали Х.К.Хейви, П.Дж.Грейн [94], А.Т.Джерсилд и Ф.В.Марки [97] и другие.
Среди отечественных работ необходимо выделить исследования, проведенные М.И.Лисиной [39] и под ее руководством [52]; труды, в которых общение изучалось в условиях реальной группы детского сада [71], сравнивалось речевое общение детей со сверстниками и со взрос¬лыми [18], а также устанавливались мотивы, обусловливающие изби-рательность общения одного ребенка с другим [63].
Особенности процесса общения старшеклассников изучены и опи¬саны в работах И.С.Кона, А.В.Мудрика [32; 47 и др.]. Авторы рассмат¬ривали общение как фактор развития личности, выделив специфичес¬кие типы общения на разных этапах онтологического развития. Ими отмечается, что юношеский тип общения характеризуется изменени¬ем содержания и предмета общения, появлением потребности в дове¬рительном общении со взрослыми. Сам старшеклассник также стано¬вится субъектом разнообразных взаимоотношений.
Имеется также ряд психологических и педагогических исследова¬ний, в которых отмечается особое значение общения со взрослыми на этапе ранней юности [32; 47 и др.].
Итак, общение играет существенную роль для каждого возрастно¬го этапа. В данной работе мы решили провести анализ особенностей общения старшего дошкольного и старшего школьного возрастов. Выбор данных периодов объясняется следующим. Оба возраста явля¬ются этапами завершения важных событий в жизни человека. Если
16

старший дошкольный возраст — это время выпуска из детского сада, подготовка к учебе в школе, то старший школьный возраст — это время окончания школы, подготовка к вступлению во взрослую жизнь. У старших дошкольников появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности, а у старшеклассников появляется возможность полностью реализовать это желание. В стар¬шем дошкольном возрасте дети интенсивно познают социальный мир, учатся ориентироваться в социальном пространстве. В это время зак¬ладывается психологический фундамент личности, происходит осоз¬нание себя как субъекта взаимоотношений. Старший школьный воз¬раст выступает как своеобразная «черта» между детством и взрослос¬тью, это период, когда важным является процесс становления само-сознания и устойчивого образа своей личности и когда потребность в общении достигает высокого уровня развития. Именно в дошкольном возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче изменить положение ребенка в группе, сформировать у него общие навыки об¬щения. Ребенку, имея определенные знания и навыки взаимодействия с окружающими, проще будет учиться в школе, общаться с ровесника¬ми, учителями, родителями, в целом, идти по жизненному пути, чем заканчивать школу, имея те же трудности в общении (что и в дошколь¬ном возрасте, а то и больше), обусловленные недостаточностью зна¬ний о реальных социальных и личностных взаимоотношениях с людь¬ми и способах их выражения, а также неуверенностью в оценивании собственных качеств в коммуникативной деятельности.
Таким образом, каждый возрастной период жизни имеет собствен¬ные типы и формы общения, которые обладают специфическими харак¬теристиками. Подробнее особенности общения в старшем дошкольном и старшем школьном возрастах рассмотрим в следующих двух разделах.
7.5. Особенности общения старших дошкольников
К концу дошкольного возраста появляется внеситуативно-личност¬ная форма общения, которая служит целям познания социального мира и представляет собой уже собственно коммуникативную деятельность в «чистом виде». Значение этого периода в развитии ребенка обусловле¬но тем, что на этом этапе закладывается психологический «фундамент» личности. «Это время интенсивного накопления социально значимого
17

опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основ¬ных черт характера и отношения к окружающему миру» [40, с.84-84].
Общение ребенка развертывается на фоне теоретического и прак¬тического познания социального мира и протекает в ряде самостоя-тельных эпизодов. В нем удовлетворяется потребность ребенка не про¬сто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, ребенку важно знать — «как нужно». Несмотря на огорчения, которые ребенок испытывает от критических оценок взрос¬лых, он готов внести поправки в свою работу, изменить свое мнение или отношение для достижения общности взглядов и оценок со взрос¬лыми. Взрослый для ребенка приобретает конкретность на уровне ис¬торического и социального лица. Он предстает перед глазами ребенка как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социаль¬но-нравственными нормами. При доминировании личностных моти-вов общения взрослый становится центром ситуации для ребенка. Стремление к общности взглядов со старшими обусловливает усвое¬ние детьми нравственных понятий, становление моральных суждений.
А.Г.Рузская и Л.Н.Абрамова установили, что многие жалобы де¬тей на своих товарищей по группе детсада вызваны желанием прове¬рить себя, так ли они усвоили, что и как следует делать. Жалуясь, дош¬кольники часто не желают наказания другому ребенку - они только ждут, как рассудит их взрослый. Это свидетельствует о значительных формирующих возможностях внеситуативно-личностного общения, способствующего повышению восприимчивости детей к воспитатель¬ным воздействиям и созданию благоприятной обстановки для усвое-ния наставлений взрослых. Специальная организация внеситуативно-личностного общения сопровождается усилением целенаправленнос¬ти поведения дошкольников. Сам дошкольник ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.