На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Социальная работа с детьми сиротами

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.03.2012. Страниц: 101. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами…….8
1.1. Сиротство как социальный феномен и
психолого-педагогическая проблема…………………………………….8
1.2. Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы
в России и за рубежом…………………………………………………...15
1.3. Особенности социальной деятельности в домах-интернатах…………20
Глава 2. Технология социальной работы………………………………………28
2.1. Педагогическое и психологическое содержание социальной
работы ………………………………………………………………………28
2.2. Система педагогических методов в практике социальной работы ……..35
2.3. Социализация детей-сирот в условиях школы-интерната……………….39
Глава 3. Исследование эффективности социальной работы интерната……..42
3.1. Постановка проблемы и пути ее решения………………………………...42
3.2. Организация и проведение исследования…………………………………44
3.3. Результаты исследования и психолого-педагогические рекомендации...48
Заключение………………………………………………………………………55
Литература……………………………………………………………………….59
Приложения……………………………………………………………………...62


Введение
Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области образования:
• потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
• потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Психологическим особенностям развития детей-сирот посвящены работы И.В. Дубровиной, Л.Г. Жедуновой, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, H.H. Толстых, И.А. Фурманова и др.
Различным аспектам социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены работы Л.В. Байбородовой, Н.П. Ивановой, A.M. Нечаевой, Л.Я. Олиференко, М.И. Рожкова, Е.Е. Чепурных, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др.
Проблемами профессионального развития и профессиональной подготовки кадров в области социальной педагогики и социальной работы на различных этапах и уровнях профессионального образования занимались такие ученые-исследователи как В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, Н.Ю. Клименко, P.M. Куличенко, Т.В. Лодкина, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, Л.Е. Никитина, С.В. Тетерский и др.
Целью данного исследования являлось изучение особенностей эффективной социальной работы с детьми-сиротами в условиях интерната.
Объектом исследования являлась социальная работа с детьми-сиротами в интернате. В качестве исследуемого интерната был выбран интернат сельского типа в с. Ныда.
Предмет – степень эффективности социальной работы с детьми-сиротами в интернате.
Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи дипломной работы:
• провести теоретический анализ литературы по проблеме;
• определить общую картину проводимой социальной работы в интернатах в настоящее время;
• выявит взаимосвязь между созданными педагогическими условиями сопровождения воспитанников интерната и качеством социальной адаптации и интеграции в общество детей исследуемого интерната;
• разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, работающих в домах-интернатах и детских домах, а также работников органов опеки и социальной защиты детства.
Методологическую основу исследования составляют следующие научные идеи и принципы:
• идея развития путем освоения культурного наследия человечества
(Л.С. Выготский);
• идея о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии личности (А.Н. Леонтьев);
• идея опосредованности системы отношений человека к бытию через его отношениями с другими людьми (С.Л. Рубинштейн) и др.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1 этап – поисково-теоретический, в которого изучалось состояние проблемы в психолого-педагогической теории и реальном опыте педагогов-практиков, определялись исходные позиции исследовании (цели, задачи, методы), формулировался рабочий вариант гипотезы.
2 этап – аналитико-исследовательский, связанный с проведением психолого-педагогического исследования.
3 этап - заключительно-обобщающий, на данном этапе были проведены систематизация материала и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические положения, скорректированы выводы, внедрены психолого-педагогические рекомендации прикладного характера.
В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о наличии связи между созданием необходимых условий для обеспечения эффективности социальной деятельности в процессе сопровождения воспитанников интерната и благополучного протекания социализации и интеграции последних в общество, а именно:
• в качестве модели социальной реабилитации детей-сирот избирается гуманистическая воспитательная система;
• средством социальной реабилитации выступает весь педагогический процесс в условиях интеграции подсистем воспитательной системы школы-интерната;
• в учреждении создана целостная система коррекции особенностей психофизического развития ребенка-сироты, осуществляющая взаимосвязь коррекционно-развивающих усилий всех субъектов образовательного процесса: учителя, воспитателя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, медицинского работника и самого ребенка.
Содержание социально-педагогической работы с детьми-сиротами активно разрабатывается, в связи с чем возникает ряд противоречий:
• между масштабами потребности общества в полноценных результатах деятельности сиротских учреждений системы образования по эффективной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и эффективному труду и реальным вкладом педагогической практики в осуществлении социальной адаптации воспитанников в рамках образовательных учреждений;
• между потребностью общества решать проблемы социального воспитания детей-сирот в условиях увеличения их количества и недостаточным вниманием к их решению в интернатных учреждениях, отсутствием специально подготовленных выпускников вузов к работе с детьми;
• между потребностью в эффективных технологиях социально-педаго-ги¬ческого сопровождения, направленного на формирование социальной адаптивности выпускников школы-интерната и их недостаточной разработанностью;
• между необходимостью специальной подготовки социальных педагогов к воспитанию детей-сирот, определяемой особенностями развития и социализации этой категории детей, и неразработанностью научно обоснованного теоретического и методического обеспечения подготовки кадров данного профиля социально-педагогической деятельности.
Результатом работы является разработка программы эффективной социальной работы с детьми-сиротами в условиях дома-интерната с целью успешной социализации ее воспитанников.
Разрешение обозначенных проблем и противоречий приведет к:
• иному уровню взаимоотношений между учителями, социальными педагогами, психологами и воспитанниками дома-интерната в течение всего времени пребывания последних в рассматриваемом учреждении;
• уменьшению количества дезадаптированных и асоциальных воспитанников, снятию тревожности, предупреждению неврозов различного генеза;
• эффективному сотрудничеству учителей, социальных педагогов, психологов и органов опеки и социальной защиты в пользу воспитанников детских домов и домов-интернатов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались такие методы, как:
• теоретические (методы сбора, анализа и обобщения научных теоретических данных, педагогического опыта и психолого-педагогической литературы по теме исследования);
• эмпирические (анкетирование, наблюдение и т.д.);
• методы обработки полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии представления о процессе социализации воспитанников интернатов и выделения особенностей социальной работы при сопровождении детей в течение всего нахождения воспитанника в рассматриваемых учреждениях, как одного из важнейших условий успешности этой работы.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в направленности исследования на совершенствование и оптимизацию условий личностного и социального развития детей в образовательных учреждениях интернатного типа путем:
• формулирования и внедрения рекомендаций педагогам;
• разработки программы социальной работы с детьми-сиротами в условиях интерната, позволяющей обеспечить успешное протекание социализации ее воспитанников;
• углубления знаний будущих социальных педагогов о социализации воспитанников домов-интернатов;
• использования полученных результатов в работе социальных педагогов и психологов, а также методистов отделов образования, опеки и социальной защиты по обеспечению эффективности процесса социализации детей-сирот.
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, список используемой в процессе подготовки теоретического материала литературы и приложения.
В первой главе нами рассмотрены основные теоретические положения проблемы сиротства как в России, так и за рубежом, особенности социальной адаптации воспитанников школ-интернатов, а также основные положения, на которые опирается социальная деятельность в учреждениях для детей-сирот.
Во второй главе раскрыта технология социальной работы: психологическое и педагогическое содержание, методы социальной работы и особенности социализации детей-сирот в условиях школы-интерната.
Третья глава посвящена описанию работы школы-интерната сельского типа.


Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами.
1.1. Сиротство как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема.
Поскольку деятельность социального педагога и всей социальной работы с детьми-сиротами в целом напрямую связаны с таким социальным явлением как сиротство, целесообразно рассмотреть его сущность.
Рассмотрение феномена сиротства позволит, во-первых, обосновать значимость профессиональной подготовки специалистов к работе с данной категорией детей и выявить факторы, определяющие специфику данной подготовки, во-вторых, выявить факторы, определяющие эффективность социальной работы с детьми-сиротами в условиях учреждений интернатного типа.
Исходя из многоаспектности изучаемой проблемы и учитывая характер социально-педагогической работы с детьми-сиротами, целесообразным представляется рассмотрение сиротства в двух основных аспектах: как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема.
Подходя к изучению сиротства как социального феномена, необходимо заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях.
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях [2, 5].
Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Проблема сиротства в России имеет давние корни, и практически всегда была актуальная для Руси. Связано это было в первую очередь с нескончаемыми войнами и массовыми болезнями, косившими иногда города и губернии. Но тогдашнее общество старалось само оказать помощь оставшимся без родительской опеки детям, распределяя детей в собственные родственные семьи.
Если никто не мог принять в семью ребенка, тогда его отдавали в монастырь, на попечении монашеской братии. Позже, начиная с конца 17 века, в России начали появляться, так называемые сиротопитательные приюты.
После октябрьской революции и гражданской войны на улицах страны бродяжничали и скитались миллионы детей. Были созданы тысячи сиротских учреждений по всей стране. В связи с тем, что новой воспитательной системы не было, это были места массового содержания детей с жесткой и неблагоприятной для воспитанников дисциплиной, поскольку педагогического состава не было, а работниками в основном были женщины «с улицы».
В связи с тем, что нарождавшаяся Советская власть искала способы и методы воспитания сирот, одним из передовых опытов «усмирения» детей, стал метод «колонийного воспитания» известного отечественного новатора в области педагогики – Макаренко Антона Семеновича. Изучив его методику работы с детьми, можно понять, что возможно, она была передовой и полностью вписывалась в идеологию коммунистического государства. Главной идеей его педагогики была коллективная управляемость, когда как личность не считалась главной ценностью [6, 16].
Сегодня детские дома делают многое для детишек, но в связи с недостаточным финансированием нереализованными остаются большое количество проектов. А некоторые программы, например, по адаптации сирот в рамках учреждения, просто невозможны, так как нет системы и сопроводительных институтов детей-сирот, после выхода из стен детского дома.
Чтобы ребенок, оставшийся без родителей, комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения) .
В силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчетам, оно составляет от 500 до 700 тысяч (см. Приложения 4-8).
Основными причинами, способствующими широкому распространению социального сиротства, являются дезорганизация семьи, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей.
Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.
Причины, определяющие неблагоприятные в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как:
• неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребенка и дошкольных детских домах;
• непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей;
• недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;
• бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая из чрезвычайной сужености окружающей среды;
• недостаточная подготовленность воспитателей детских домов, как педагогическая, так и психологическая, их безучастное отношение к детям;
• недостатки программ воспитания и обучения;
• недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения .
Таким образом, проблема психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей, требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, интернате и т.д.
Социальный педагог, профессиональная деятельность которого связана с детьми-сиротами, в своей работе неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными особенностями их социализации.
Одним из главных институтов социализации детей-сирот является интернат, в котором проходит не только их детство, но и образование. С одной стороны, содержание и форма образования отражает состояние и основные тенденции развития общества, с другой – общество оказывает влияние на образование, предъявляя к образовательным учреждениям определенный социальный заказ на подготовку выпускника определенного типа. В условиях интенсивного социального обновления результативность деятельности образовательных учреждений, в том числе и интернатов, определяется подготовленностью выпускников к сознательной активности и самостоятельной деятельности в различных сферах жизни, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений [19].
Говоря о сиротстве как о психолого-педагогической проблеме необходимо также отметить, что темп психического развития таких детей замедлен и сильно отличается от тех же показателей у детей, воспитывающихся в семье. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

***
Подводя итоги выше сказанному, необходимо отметить следующее.
Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. В связи с этим очень важно, чтобы ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, попал в атмосферу доброжелательности, соучастия, к специалистам, готовым и способным помочь ему справиться со всеми трудностями, преодолеть последствия своего одиночества и вступить во взрослую жизнь полноценным членом общества.


1.2. Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы за рубежом и в России.
Социальная адаптация детей-сирот – новая проблема для России. В ХХ веке такой проблемы не существовало, ведь считалось, что в специальном воспитательном учреждении ребенок уже находился в лучшем из возможных мест, где его последовательно приобщали к «правильному» мироустройству. О том, что никакое, даже самое лучшее воспитательное учреждение не может заменить семью, заговорили сравнительно недавно – лет 15 назад. А то, что дети, которые по той или иной причине не могут жить со своими родителями, составляют особо дезгармоничную группу, иногда даже опасную для общества, стали осознавать на практике особенно отчетливо только в последнее, экономически кризисное десятилетие [7].
Важной задачей, которая стоит перед всеми министерствами, заключается в том, чтобы не помещать детей в учреждения различной ведомственной принадлежности, а искать либо приемную семью, либо создавать учреждения по типу центра семейного воспитания, либо детские дома семейного типа, где условия содержания ребенка приближены к семейным.
Между тем еще двадцать лет назад не было и речи ни о подобных центрах, ни о патронатных семьях и других альтернативных государственному надзору формах воспитания детей-сирот. Методы социальной адаптации, о которых сейчас в России говорят уже на государственном уровне, в большинстве своем пришли к нам с Запада. За границей, чтобы поместить сироту в специальное государственное воспитательное учреждение, нужна очень веская причина, связанная либо с его преступной деятельностью, либо с физическим и психическим состоянием. Даже лишенным родительских прав родителям стараются возвращать детей. Если же это невозможно, ребенка все равно пытаются отдать на воспитание в семью – будь то патронатная семья, семейный детский дом или семья новых приемных родителей.
Патронатные семьи на настоящий момент – самая распространенная за рубежом форма социальной адаптации детей-сирот. Ребенок действительно «погружается» в семейную среду, когда есть старший наставник, опекающий его и следящий за его развитием. Но патронатные семьи не гарантируют самого главного – того, что у ребенка по-настоящему появится семья. Некоторые дети сменяют за 7-10 лет по несколько таких семей.
В России приемные семьи прижились. Наиболее яркие примеры – развитие этого института в Саратове и Самаре. Семейные детские дома, когда на одного отца и одну мать приходится в среднем по 10-12 детей, на российской почве оказались мало применимы. Хотя эта форма адаптации детей-сирот в России все еще существует, в 1998 году программа семейных детских домов официально закрылась, и теперь понятие «семейный детский дом» стало составной частью понятия «приемная семья». Причина такой неуживчивости проста – государство выделяло на содержание каждого ребенка минимум средств. Дотаций, положенных на десятерых, реально хватало на пять-шесть детей.
В США существует еще одна форма детского дома – интернатные группы. Дети по признаку возраста, развития делятся на группы, проживающие в разных домах на территории одного городка. Воспитатели, педагоги, психологи и социальные работники не живут вместе с детьми, а работают в домах посменно. Такая система близка к нашей «классической» форме детского дома, за исключением уровня проживания и достаточно разнопланового в американском варианте штата работников [10].
Во всем мире самым приемлемым способом социальной адаптации детей-сирот, конечно, является усыновление. Отношение российского общества к этой процедуре прямо противоположно западному. Российскому гражданину, усыновившему ребенка, по закону положены льготы. В США же, как и в большинстве стран Западной Европы (за исключением скандинавских), будущим родителям не только не полагается «компенсация» за ответственный шаг, но, напротив, с них требуется огромное количество всяческих подтверждений собственной состоятельности для принятия такого решения. Потенциальные усыновители должны предъявить практически все, что может описать их жизнь: от финансовых документов, свидетельствующих, что они могут обеспечить ребенку нормальный уровень проживания, образования и т.д., до медицинских анализов. Зато потом, после усыновления, они вправе рассчитывать на поддержку общества: к их услугам психологи, социальные работники, кризисные центры. В некоторых штатах США услуги врача и психолога для усыновленного ребенка предоставляются бесплатно. В России все по-другому: после усыновления, кроме причитающихся минимальных в денежном выражении льгот, от государства, тем более от общества, никакой помощи ждать не приходится. Поэтому, казалось бы, логично, что за границей в развитых странах детей усыновляют чаще, чем в нашей стране. Это связано, конечно, с плохими условиями проживания, бедностью, но не только. Многие эксперты отмечают, что меньший процент усыновления в России сильно отличается от процента имеющих желание усыновить – таких гораздо больше.
Всему виной социокультурная обстановка. Всегда следует принимать во внимание социальный контекст, в котором совершается усыновление. На Западе усыновление – это нормально, потому что всегда престижнее иметь семью и детей, даже не своих, нежели оставаться бездетным. В России же приемные родители инсценируют беременность, прибегают к различным хитростям, только чтобы никто не заподозрил, что ребенок не родной. Страх оказаться «белой вороной» сильнее, чем желание создать ребенку нормальные психологические условия для адаптации, которых он наверняка не будет иметь в ситуации постоянного нервного напряжения родителей. Получается, что за границей социальный климат априори благоприятнее для более успешной и безболезненной адаптации ребенка-сироты в обществе.
Важный аспект адаптации ребенка-сироты в обществе – уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно бытовая и социальная адаптация. Для российских детей, выходящих из интернатов и детских домов, это чуть ли не важнейшая жизненная проблема. Государственная опека избавляет воспитанников своих учреждений от какой-либо привычки к самообеспечению, позиционированию себя в обществе, общению с новыми людьми. Получив по выходе из детского дома стипендию и квартиру, молодые люди через два дня могут оказаться совершенно без денег и выдворенными на улицу предприимчивыми обманщиками. Если же не происходит таких страшных вещей, то более мелкие неприятности осложняют жизнь: неумение приготовить пищу, выбрать одежду, вызвать мастера починить протекающий кран и так далее, и так далее. К этому надо еще добавить невольную изолиро...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.