На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исламский фактор в политике северных стран Африки

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Политология. Добавлен: 20.03.2012. Сдан: 2009. Страниц: 80. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 4
Глава 1. Социально-политическая обстановка в странах Северо-восточной Африки в 1970-е гг. - начале XXI в. 9
1.1. Особенности социально-политического развития региона Северо-восточной Африки в 1970-е гг. - начале XXI в. 9
1.2. Причины, обусловившие возникновение и развитие религиозно-политических движений в странах северо-восточной Африки 25
Глава 2. Исламистские организации в странах Северо-восточной Африки 48
2.1. Египет (Арабская Республика Египет) 48
2.1.1. "Братья-мусульмане" 49
2.1.2. "Аль-Гамаа аль-Исламия", "Аль-Джихад" 53
2.1.3. Египетский исламский джихад 56
2.2. Алжир (Алжирская Народная Демократическая Республика). 58
2.2.1. Аль-Каида в Исламском Магрибе 61
2.2.2. Исламский фронт спасения (ИФС). 62
Глава 3. Политическая роль ислама в странах северо-восточной Африки 65
3.1. Общая характеристика исламского фактора в странах северо-восточной Африки 65
3.2. Значение внешних условий для активизации общественно-политической роли ислама в северо-восточных странах Африки 68
3.3. Государство и исламский фактор в странах Северной Африки: общее и особенное 71
Заключение 76
Список использованной литературы 79



Введение
В настоящее время жизнь все острее ставит вопрос о том, какое влияние оказывал, оказывает и будет оказывать исламистский фактор на развитие мусульманских обществ, а также их соседей. Это влияние становится все более заметным как в России, так и в мусульманских республиках СНГ. Изучение условий возникновения и развития исламистских движений в Северной Африке может способствовать пониманию сложных процессов, происходящих в настоящее время в мусульманском мире. При этом представляется важным оценить соотношение и взаимосвязь политики «исламизации сверху», проводимой правящими режимами с целью укрепления основ своей власти, и «исламизации снизу», насаждаемой оппозиционными исламистскими движениями.
Исламский фактор – это, прежде всего, огромный исламский мир, объединяющий более 1,3 млрд. мусульман. Последователи исламской религии составляют большинство населения более чем в 40 странах. В целом ряде государств они являются значительным и влиятельным меньшинством. Ислам практически распространен по всему миру. Однако местом его зарождения и ареалом арабо-мусульманской, тюркско-мусульманской и ирано-мусульманской государственности и культуры является мусульманский Восток. Это центр деловой активности и политической жизни исламского мира. Здесь расположены его основные международные организации. Ясное дело, что более миллиарда населения, исповедующего одну из мировых религий, придерживающегося определенных духовно-культурных ценностей, наконец, определенного уклада общественной жизни, не может не стать одним из важных факторов мировой политики.
Исламский фактор в мировой политике, это:
• процесс формирования исламского полюса мировой системы. Последователи ислама давно уже поняли, что в глобализирующемся мире, в котором хозяйничают крупные державы и их международные монополии, нельзя быть самостоятельным и на равных условиях участвовать в международном разделении труда без консолидации и объединения экономических и культурных потенциалов, - то есть без создания интеграционных объединений. Исламский фактор в мировой политике – это усиливающееся влияние исламской религии, в том числе и радикальных исламских течений на внутренние и международные процессы.
• интернационализация радикальных исламских течений и создание угрозы безопасности граждан других государств. Исламский радикализм возник и под влиянием внешних факторов. Международные радикальные исламистские группировки сегодня распространяют свое влияние по всему миру. И появление в Дагестане последователей радикальных исламистских течений нельзя объяснять только дагестанскими причинами и факторами. В значительной степени радикализации религиозных группировок в республике способствовали международные факторы, в том числе и международные исламистские организации.
• возросшая роль восточной культуры в межцивилизационном диалоге. Глобализация настолько углубилась, что объединение национальных экономик на межрегиональном и на межконтинентальном уровне требует диалога культур и цивилизаций. Это сегодня осознается повсеместно. Одной из первых с предложением начать диалог культур и цивилизаций обратилась в ООН исламская Республика Иран.
Влияние исламского фактора на международные процессы, как видно, - многоаспектная проблема. И чем острее будет стоять вопрос о формировании исламского полюса мировой системы, тем сильнее будет стремление исламских стран к единству, консолидации, к вовлечению исламских анклавов и территорий других государств в сферу своих геополитических интересов. В этой связи следует приветствовать взаимодействие, сотрудничество, диалог дагестанского ислама с исламским миром, хотя этому еще нужно основательно учиться. Но вместе с тем будут предприняты попытки еще дальше усилить влияние международных радикальных исламских организаций на исламскую общину республики, что, как показывает практика, ведет к радикализации отдельных религиозных группировок и к разобщению последователей дагестанского ислама. Все это, конечно, может стать серьезным препятствием на пути развития дагестанского общества.
В своей практической деятельности исламисты вдохновляются такими историческими примерами, как революция аль-Махди в Судане, борьба санусидов в Ливии, революция Абдель-Кадера в Алжире, Рифская исламская республика в Марокко.
Африка, раздираемая внутренними противоречиями и междоусобными конфликтами, и страны, находящиеся на грани гуманитарной катастрофы - Сомали, Судан, Нигерия, нуждаются в новом, свежем импульсе, в более глубоком и осознанном возвращении к своей религии – Исламу, выработке общих стратегий взаимодействия с другими конфессиями региона.
Представленный в данной работе анализ действующих в Северной Африке исламистских структур, а также механизмов их функционирования в прошлом и в настоящее время в определенной мере дополняет ряд уже известных работ российских и зарубежных специалистов в области политического ислама. Он делает возможным выделить определенные закономерности, использование которых с учетом происходящих по времени и месту изменений дает ключ для понимания законов развития аналогичных структур в мусульманских республиках СНГ и в некоторых регионах России. Кроме того, он позволяет в определенной мере прогнозировать будущие события в этих регионах.
Ниже будет показано, что для некоторых стран североафриканского региона характерны свои, национальные черты исламизма. Это прежде всего касается тех из них, которые находятся на периферии мусульманского мира.
Предметом данного исследования является процесс зарождения и развития движений политического ислама /исламизма/ в их современном виде в странах Северной Африки на фоне аналогичных явлений в арабском мире в период, охватывающий 70-е годы XX века и начало XXI века, а также исламистские движения обширного региона Северной Африки – движениия, которые рассматривают участие в политической борьбе под знаменами ислама как необходимый элемент для достижения тех либо других политических целей.
Определение североафриканского региона в составе Алжира, Джибути, Египта, Кении, Ливии, Сомали, Судана, Туниса, Уганды, Эфиопии, Эритреи связано с тем, что эта выборка имеет все обязательные атрибуты геополитического пространства. Он состоит из сопредельных государств, имеющих близкие этнодемографические, историко-культурные и природно-ресурсные особенности. Автор предпочел отказаться от использования термина "арабские страны Африки", поскольку ряд государств региона является таковыми весьма условно из-за наличия в них значительных по численности неарабских общин.
Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексное исследование процесса появления и развития исламистских движений в северо-восточных странах Африки, их взаимосвязи и взаимозависимости, отношений с международными исламистскими структурами в период 70-х - годы XX века – начале XXI века на основе проблемно-хронологического, системного и сравнительного методов исторического анализа.
Для реализации поставленной цели будут решаться следующие задачи:
1.Показать, что появление исламистских движений во многом было обусловлено социально-экономическими проблемами северафриканских обществ.
2.Выявить роль официального ислама в процессе появления исламистских движений, выделить их общие и особенные черты.
3.Исследовать влияние международных исламистских структур на деятельность национальных организаций политического ислама.
4.Доказать, что появление и развитие исламистских движений стало во многом следствием деятельности стран Запада.
5.Показать международный характер ряда исламистских структур.
6.Исследовать степень общности процессов появления и развития движений политического ислама в северо-восточных странах Африки.
7.Представить прогноз развития движений политического ислама в регионе Северной Африки на краткосрочную и более отдаленную перспективу.
В соответствии с целью работы и поставленными задачами работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Социально-политическая обстановка в странах Северо-восточной Африки в 1970-е гг. - начале XXI в.
1.1. Особенности социально-политического развития региона Северо-восточной Африки в 1970-е гг. - начале XXI в.
Северо-восточные страны Африки находятся в самой широкой части материка. Может быть, именно поэтому большинство стран имеют довольно значительные размеры. Есть среди них и настоящие гиганты. Всего несколько стран имеют площадь менее 1 млн. км?. А самые крупные страны этой части Африки – Судан и Алжир – значительно больше 2 млн. км?.
Алжир, официальное название Алжирская Народная Демократическая Республика, – государство в Северной Африке, в западной части Средиземноморского бассейна. Алжир граничит с Марокко на западе, Мавританией и Мали на юго-западе, Нигером на юго-востоке, Ливией и Тунисом на востоке. Алжир – второе по величине африканское государство, большая часть площади которого лежит в пустыне Сахара. Столица – город Алжир. [23, c.112]
Джибути, официально Республика Джибути – государство на северо-востоке Африки в районе Африканского Рога. Граничит с Эфиопией, Эритреей и непризнанным Сомалиленд.
Египет – страна в северо-восточной Африке и части Азии (Синайский полуостров); первоначально – достаточно узкая полоса вдоль нижнего течения Нила, позже – более обширная окрестная территория; также располагавшиеся на её территории различные государственные образования и административные единицы.
Кения – страна в Восточной Африке. Является бывшей колонией Великобритании, получившая независимость 12 декабря 1963 года. На сегодняшний день страна является одной из наиболее динамично развивающихся среди стран Восточной Африки.
Ливия, официальное название Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия – государство в Северной Африке на побережье Средиземного моря. На западе граничит с Алжиром, на северо-западе с Тунисом, на юге с Чадом и Нигером, на юго-востоке с Суданом, на востоке с Египтом. На севере омывается Средиземным морем.
Сомали, официальное наименование – Сомалийская Республика – африканское государство, фактически разорванное гражданской войной и деятельностью сепаратистов на три части.
Судан, полное название – Республика Судан – государство в Северо-Восточной Африке, крупнейшее африканское государство. Граничит с Египтом на севере, Ливией на северо-западе, Чадом на западе, Центральноафриканской Республикой и Демократической Республикой Конго на юго-западе, Угандой и Кенией на юге и юго-востоке, Эритреей и Эфиопией на востоке. На северо-востоке омывается водами Красного моря. Столица – город Хартум.
Тунис, официальное название Тунисская Республика – государство на средиземноморском побережье Северной Африки. На севере и востоке омывается Средиземным морем, на западе и юго-западе граничит с Алжиром, на юго-востоке – с Ливией. Около трети территории страны занимают восточные отроги гор Атлас, остальная территория покрыта саваннами и, в основном, пустынна.
Уганда – государство в Восточной Африке. Входит в британское Содружество. Граничит на севере с Суданом, на западе с Демократической республикой Конго, на юге с Руандой и Танзанией, на востоке с Кенией. На юго-востоке – озеро Виктория.
Эритрея – государство на северо-востоке Африки, на побережье Красного моря. Граничит с Суданом на западе, Эфиопией на юге и Джибути на востоке. Получило независимость от Эфиопии в 1993 году............


Заключение
В конце ХХ – начале XXI в.в. характерным явлением для стран Северной Африки, равно как и для большинства арабских и мусульманских стран, стал быстрый выход на политическую арену принципиально нового общественного течения, получившего при общей сущности - стремлении использовать идеи ислама для достижения определенных политических целей -три разных, но синонимически устоявшихся в прессе и литературе названия: исламский фундаментализм, исламский интегризм и исламизм /политический ислам/.
Как правило, развитие этого общественно-политического течения в каждой отдельно взятой стране шло по одной схеме - оно вышло из университетов, проследовало через мечети с тем, чтобы в конце концов завоевать беднейшие кварталы североафриканских городов и превратиться в массовое политическое движение, зачастую угрожающее стабильности существующих правящих режимов. Само появление этой схемы стало следствием общности процессов в странах региона, где идеи исламизма сначала нашли благодатную почву в среде низшего среднего класса, а затем распространились среди широких масс обездоленных. Она же в определенной мере подтвердила общий характер рекомендаций, выдававшихся национальным исламистским организациям неким наднациональным центром /центрами/.
В зависимости от конкретных исторических условий - социально-экономической ситуации, места официального ислама в обществе, степени и продолжительности воздействия западной культуры, уровня демократизации общества, силы традиций в каждой конкретной стране уровень развития исламизма неодинаков. Государства, в которых политический ислам прошел все три ступени развития и пришел к власти, стали центрами интегризма. К ним, прежде всего, необходимо отнести Судан. Три ступени оказались пройденными в той или иной степени еще в ряде североафриканских стран, где на повестке дня в настоящее время стоит прямая борьба за власть. К этой группе можно отнести Алжир и отчасти - Египет.
К началу 90-х годов особенностью региона стала большая вероятность внутренних конфликтов по сравнению с межгосударственными. Это было обусловлено в первую очередь выходом на политическую арену движений политического ислама, что коснулось прежде всего Алжира и Египта. Дело дошло до того, что самой большой угрозой стабильности стран региона стали чисто внутренние причины, связанные с той или иной степенью активности исламистских движений.
Кроме чистой угрозы правящим в регионе режимам исламисты провоцируют этно-религиозные конфликты, автоматически исключая из своего единого, исламского государства немусульман, а также мусульман-несуннитов /шиитов, хариджитов и т.д./. Согласно идеологам исламизма, немусульмане должны существовать в "изолированных общинах" /ахль зимма/, управлять делами своих общин и платить специальный налог /джизью/. До тех пор, пока они уважают мусульманское большинство и признают верховенство исламского государства, немусульманские общины должны пользоваться "состраданием и терпимостью".
Особенно острой сложилась ситуация в Алжире, где политический ислам долгое время угрожал самому существованию государства. Страна с 1992г. по сути дела находится в состоянии перманентной гражданской войны. За событиями в Алжире внимательно следят как в соседних странах, так и на северном берегу Средиземного моря. Такое внимание неудивительно. С учетом наличия во всех странах региона разных по силе исламистских группировок многие специалисты делают вывод, что в случае прихода к реальной власти исламистов в Алжире следующим в списке "очередников" на установление власти интегристов стоит Тунис. Подобная смена власти для европейцев означает появление неспокойного соседства у них под боком, тем более, что во многих европейских странах проживают многочисленные колонии выходцев из североафриканских стран.
Важность региона для стабильности международного миропорядка связана с нахождением в нем двух ключевых для мореплавания мест - Гибралтарского пролива и Суэцкого канала, которые являются весьма уязвимыми в случае попадания под контроль экстремистских режимов.
Ряд государств региона во многом пожал то, что посеял. Оказав поддержку афганским моджахедам в период войны против прежнего кабульского режима, они получили то, на что не рассчитывали в самых мрачных прогнозах - те, кто готовился с их гласной и негласной помощью от имени ислама воевать против советских войск, в конце концов обратили свои знания и навыки против собственных режимов, расцененных ими как "коррумпированные и светские". Ряд политологов из стран региона /А.Эззин, М.эль-Айяд/ напрямую связывает подъем исламизма с деятельностью официальных структур ислама.
Ныне проблема распространения политического ислама напрямую затрагивает Россию и ее политические интересы как внутри страны, так и за ее пределами.



Список использованной литературы

1. Абдурахимов А. Терроризм и экстремихм в политическом конфликте // Азия и Африка сегодня. - 2005. - № 1. - С. 78-79.
2. Абрамова И. О., Васильев А. М.. Страны Африки. - М.: Институт Африки РАН, 2002.
3. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. – М.: Просвещение, 1985 г.
4. Актуальные проблемы межафриканских отношений. - М.: Восточная литератра,1983.
5. Ахмедов В.М. Военные, власть и политический ислам на Ближнем и Среднем Востоке. Проблема региональной стабильности // Восток. – 2006. – N 3. – С. 71-88.
6. Ван ден Берг Л. В. С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии / Л. В. С. Ван ден Берг. - М.: Наталис, 2006. - 240 с.
7. Видясова М. Ф., Орлов В. В. Политический ислам в странах Северной Африки. – М.: Восточная литература, 2008. – 512 с.
8. Волков В. О природе исламского радикализма // Отечественные записки – 2003. – № 5
9. Высоцкая, Н. Россия-Африка: Развитие сотрудничества в 2008 г. / Н. Высоцкая// Интернет-ресурс / www.inafran.ru/ru/content/view/114/51/
10. Глухова А.В. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации // Социол. исслед. - 2005. - № 8. - С. 100-106.
11. Градировский С. Ислам и политика: В поисках формы // Россия и мусульман. мир. – 2008. – N 7 (193). – С. 136-145.
12. Демиденко С. Появится ли на Ближнем Востоке курдское государство? // Вестн. аналитики. – 2007. – N 2. – С. 71-81.
13. Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях // Дипломат. ежегодник. – М. : Науч. книга, 1997. – С. 62-89
14. Егорин А.З. Египет нашего времени / А.З. Егорин. - М.: ИВ РАН, 1998. - 347 с.
15. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Восточная литература, 2003.
16. Заброда Т.Н. Некоторые проблемы генезиса и особенности современного "исламского экстремизма" // Философия права. – 2007. – N 3. –С. 129-134.
17. Игнатенко А. Эпистемология исламского радикализма // Россия и мусульман. мир. – 2006. – № 1. – С. 133-159.
18. Игнатенко А.А. Ислам и политика. – М.: Восточная литература, 2004.
19. Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Средней Азии). – М.: Восточная литература, 2001. – С. 7–21.
20. Ихаб Абдалла (Судан). Роль национального вопроса в процессе политического развития Судана // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. / Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. – М.: МАКС Пресс, 2001. – С. 158–160
21. Киреев Н. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. – № 6. – С. 17-23.
22. Кобищанов Ю. М. История распространения ислама в Африке. - М.: Наука, 1987. - 226 с.
23. Колосов Е. Н. Религии народов мира. - М. : Изд-во РУДН, 2004. – 30
24. Косов Г.В. Политическая концепция ислама : проблемы цивилизационного и политического анализа : монография / Г.В. Косов. – Ставрополь: Возрождение, 2008. – 219 с.
25. Косухин Н. Политизация ислама и столкновение цивилизаций // Обозреватель-Observer. – 2007. – № 2. – С. 107-115.
26. Кучер О. Н. Ислам / О.Н. Кучер, О.П. Семотюк. - Ростов н/Д : Феникс; Харьков : Торсинг, 2004. – 284
27. Льис Б. Свобода и справедливость на сегодняшнем Ближнем Востоке // Россия в глобальной политике. – 2005. – № 3. – С. 152-169.
28. Манчха П.И. Актуальные проблемы современной Африки / П.И. Манчха. – М. : Политиздат, 1979. – 343 с.
29. Мирский Г.И. "Политический ислам" и западное общество // Полис: Полит. исслед. – 2002. – № 1. – С. 78-86 .
30. Мирский Г.И. Исламский фундаментализм, сунниты и шииты // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2008. – № 9. – С. 3-15.
31. Нанаева А. Исламский фундаментализм и политический ислам в странах Центральной Азии // Обозреватель-Observer. – 2008. – № 10. – С.87-95.
32. Поликанов Д. Политические технологии и Интернет // Азия и Африка сегодня. - 2002. - N 9. - C. 28-35
33. Ражбадинов М.З. Умеренный исламизм в Египте: На примере деятельности организации «Братья-мусульмане». – М: Восточная литература., 2006.
34. Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. - М., 1983. - 223 с.
35. Современная Африка. Метаморфозы политической власти: сборник / Рос. акад. наук, Ин-т Африки; отв. ред. А. М. Васильев. -М.: Восточная литература, 2009. -493 с.
36. Солленберг М. Крупные вооруженные конфликты / М. Солленберг, П. Валленстин // Ежегодник СИПРИ, 1997: вооружения, разоружение и международная безопасность. - М., 1997. - C. 51-63.
37. Третий раздел Африки // Коммерсантъ. - 2006. - № 164 (3495). - 5 сент.
38. Трифонов Е. Войны ислама // Новое время. - 2000. - № 8. - C. 24-27.
39. Тульский М. Ислам в неисламском мире//Интернет-ресурс/ africana.ru/relig/index.htm
40. Финькова Е.Ю. Влияние религиозной доктрины на правовую систему в исламе // Онтология и аксиология права : тез. Докл. и сообщений Второй междунар. науч. конф. (октябрь 2005 г.). – Омск : Изд-во Омск. акад. МВД России, 2005. - С. 192-195.
41. Шкваря Л.В. Социальные аспекты развития стран Ближнего Востока и Северной Африки// Проблемы экономики. - 2007. - № 1. - С. 155-159.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.