На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 21.03.2012. Сдан: 2010. Страниц: 73 + приложения + презентация. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Психологические аспекты успешности профессиональной деятельности…………………………………………………………………….
1.1. Профессиональные качества специалиста как предмет теоретического исследования. Профессиональная деятельность и ее содержание............................................................................................................
1.2. Психологические особенности взаимодействия личности и профессии…...............................................................................................................
1.3. Факторы и условия, способствующие и препятствующие успешной профессиональной деятельности мастеров – консультантов салонов красоты..
1.4. Глава 2. Определение профессионально важных характеристик личности мастеров-консультантов салонов красоты ............................................................................................................................
2.1. Организация и методы исследования............................................................
2.2. Выявление личностных характеристик мастеров-консультантов салонов красоты.....................................................................................................................
Заключение........................................................................................................
Список литературы.............................................................................................
Приложения











ВВЕДЕНИЕ


С переходом к рыночной экономике на российском рынке труда существенно увеличилась доля специалистов, занятых в сфере услуг. Возросла роль профессии мастеров-консультантов салонов красоты. Анализ востребованных вакансий за последние пять лет подтверждает, что «социальный заказ» на профессионалов данного вида деятельности высок.
Однако профессиональная деятельность мастера-консультанта, изучена недостаточно и при рекрутинге персонала, критерии требований существенно различаются.
Высокая потребность найти эффективных мастеров-консультантов, в условиях нестабильной экономики и конкуренции предполагает отбор и подготовку кандидатов, обладающих способностью противостоять профессиональным стрессам и выгоранию, умеющих усилить комфорт и позитивное эмоциональное настроение от посещения салона и общения с мастером, умеющих тонко чувствовать клиента.
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на высокий спрос, вакансии заполняются стихийно. Не разработаны технологии профессионального психологического отбора и сопровождения профессиональной адаптации и развития персонала салонов красоты. Отмечается текучесть мастеров-консультантов.
Специфика деятельности персонала салонов красоты по сравнению с другими профессиями типа «человек-человек» состоит в том, что от работника требуется высокая коммуникативная компетентность, психическая и физическая выносливость, высокий уровень социального интеллекта, что в свою очередь предъявляет особые требования к особенностям эмоциональной структуры личности мастеров-консультантов.
Организации несут убытки, вкладывая средства в сотрудников, внутренний потенциал которых не соответствует занимаемой должности.
Представляется важным выяснить, почему сотрудники одной и той же компании, выполняя сходные задачи и находясь на одном уровне профессионального мастерства, добиваются разных результатов.
Цель работы - выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты.
Объект исследования – женщины, мастера-консультанты салона красоты.
Предмет исследования – психологические характеристики личности, определяющие успешность в профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты.
Гипотеза исследования. Профессионально успешные мастера-консультанты отличаются по ряду психологических характеристик от неуспешных мастеров- консультантов салонов красоты.
Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:
1. Рассмотреть основные подходы к проблеме профкомпетенции в современной литературе.
2. Определить критерии успешности в профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты.
3. Выявить личностный профиль успешных и неуспешных сотрудников салонов красоты.
4. Выявить психологические характеристики успешных и неуспешных мастеров-консультантов салонов красоты.
Для решения задач исследования и доказательства гипотезы использовались следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Психодиагностический метод тестирование: определение профессиональной мотивации по методике Т. Элерса; тест «Удовлетворенность трудом»; многофакторное исследование личности Р.Б. Кеттела; самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях ( М. В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)
3. Метод математической статистики и анализа результатов t-критерий Стьюдента.
Теоретической основой исследования явились работы психологов в области деятельностного подхода, структуры содержания деятельности и влияния на различные сферы человеческой жизни занимались: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Альбуханова-Славская, Е.М. Борисова, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, Н.А. Лаврова, А.К. Маркова, Р.С. Немов, Н.С. Пряжников, О.Н Родина, Н.В. Самоукина, С.В. Славнов, Х. Хекхаузен, А.Е. Чирикова, П.А. Шавир; психологии труда - Е.А. Климов, Л.А. Коростылёва, и др.; самооценки и её роли в жизнедеятельности индивида: Б.Г. Ананьев, Н.Е. Анкудинова, Р. Бернс, Л.И. Божович, Ю.А. Борисов, И.А. Кудрявцев, Н.А. Гульянова, У. Джемс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, Р. Мейли, И.Н. Михеева, В.В. Овсянникова, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Н.Е. Шафажинская, Т. Шибутани и проч.
Практическая значимость исследования заключается, в том, что на наш взгляд, полученные результаты данного исследования можно использовать при профессиональном отборе сотрудников не только в салоны красоты, но и любых схожих видов профессиональной деятельности.
Кроме того, с сотрудниками, которые отличаются высоким уровнем профессиональных способностей, можно проводить развивающие и коррекционные тренинги, повышающие профессионально важные личностные качества.





ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1. Профессиональные качества специалиста как предмет теоретического исследования

В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека. При исследовании профессиональной деятельности необходимо исходить из того, что профессионализация сопровождается изменением человека в целом – развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма – специфического свойства, характеризующего человека-профессионала.
В многочисленных исследованиях проблем профессионализации отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы исходят из имплицитного понимания профессионализма, подразумевающего высокую успешность человека при выполнении профессиональной деятельности. Однако в таком случае, необходимо уточнить понятие «профессиональная деятельность», что позволило бы избежать неоднозначности его толкования.............

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер А. Стиль жизни // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М., 2002. – 288 с.
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Психология личности. Хрестоматия Т. 2 / Б.Г. Ананьев. - Самара, 2003. – 156 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. - М., 2001. – 338 с.
4. Асмолов А. Г., Леонтьев Д. А. Личность // Новая философская энциклопедия. - М., 2001. – 482 с.
5. Берн Э. Три аспекта личности. Хрестоматия. Психология личности. Т.1 / Э. Берн. - Самара, 2001. – 440 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. – 352 с.
7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учеб. пособие / В.А. Бодров. – М, 2001. – 318 с.
8. Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека". М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
9. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. – Альманах СО РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. – Вып. 4. – С.23-28
10. Донская Л.В., Линчевский Э.Э.Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания. – Л.: Медицина, 1979. – 168 с.
11. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. –2001. - № 22. – С.44-45.
12. Дружилов С.А. Психологический синдром профессионализма // Материалы научно-практич. конф. «Ананьевские чтения 2003». –2003. – С.131-139
13. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. 2003. № 4-5. – С.35-42
14. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 2. - С.56-62.
15. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. – Новокузнецк, 2002. – 204 с.
16. Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. – 2004. - №6. – С.41-44
17. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - С-Пб.: Изд-во "Питер", 2000. - 320с.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеев. – М, 2003. – 454 с.
19. Знаков В.В. Понимание в познании и общение / В.В. Знаков. - Изд.3-е. - Самара 2000. – 482 с.
20. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. - М.: ПЕР СЭ, 2003. – 286 с.
21. Квинн В. Прикладная психология. - СПб., 2000. – 416 с.
22. Келли Дж. Психология личности (Теория личностных конструктов). - СПб., 2000. – 372 с.
23. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. - М., 2000. – 226 с.
24. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. Пособие / Е.А. Климов. – М., 2003. – 448 с.
25. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000. – 662 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. Хрестоматия. Т.2. Психология личности. / А.Н. Леонтьев. - Самара, 2001. – 574 с.
27. Леонтьев А. Н. Психология деятельности. - М., 2003. – 516 с.
28. Макаров О.Г. Внутриличностные конфликты в профессиональном пространстве практического психолога//Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - №9. - 2006. - Хабаровск:Изд-во ДВГУПС. – С. 118-124
29. Макаров О.Г. Типы и виды внутриличностных конфликтов и их проявление в профессиональной деятельности психолога// Материалы Региональной научно-методической конференции «Психолого-педагогические проблемы повышения качества подготовки специалистов». Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006.- С.80-85.
30. Макаров О.Г. Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности практического психолога. Конспект лекций. -Хабаровск.: ДВИПиП, 2005. – 153с.
31. Макаров О.Г. Анализ профессиональной деятельности практического психолога в контексте внутриличностной конфликтности// Материалы У научно-практической конференции «Психология и практика на Дальнем Востоке» (29-31 октября 2004года). – Хабаровск.:ДВИПиП, 2004. С.72-79.
32. Макаров О.Г. Особенности поведенческих реакций психолога с конфликтных ситуациях// Материалы IУ научно-практической конференции «Психология и практика на Дальнем Востоке» (21-24 октября 2003года). – Хабаровск.:ДВИПиП, 2003. С.36-39.
33. Макаров О.Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности успешного психолога: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки) / О.Г. Макаров. -Хабаровск 2006. - 28 с.
34. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.
35. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков. - 3-е изд. перераб. И доп. – М., 2002. – 882 с.
36. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.X. и Гарбера Е.И. — М., 2006. — 714 с.
37. Олпорт Г. Становление личности. - М., 2002. – 114 с.
38. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М., 2002. – 22 с.
39. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения/ Н.С. Пряжников. - Москва–Воронеж, 2002. – 370 с.
40. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие / В.А. Розанова. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". – 2003. - 352 с.
41. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер. 2003. – 388 с.
42. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. - М, 2002. – 326 с.
43. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
44. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Учебное пособие для вузов/ В.А. Спивак. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 198 с.
45. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
46. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. Пособие / Ю.К. Стрелов. – М., 2001. – 350 с.
47. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности / Г.В. Суходольский. – СПб., 2003. – 308 с.
48. Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 232 с.
49. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / А.И. Турчинов. – М., 2001. – 374 с.
50. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность/ Х. Хекхаузен. 2-е изд., перераб. - СПб, 2003. – 458 с.
Интернет-ресурсы
1. kref.ru
2. gks.ru
3. tspu.tula.ru
4. kebc.perm.ru

Дипломная речь.
Вступительной слово.
С переходом к рыночной экономике на российском рынке труда существенно увеличилась доля специалистов, занятых в сфере услуг. Возросла роль профессии мастеров-консультантов салонов красоты. Анализ востребованных вакансий за последние пять лет подтверждает, что потребительский спрос на профессионалов данного вида деятельности достаточно высок.
Стоит отметить, что, несмотря на данное обстоятельство, в настоящее время вакансии мастеров-консультантов салонов красоты заполняются стихийно и зачастую кандидат, занимающий данную должность, по своим психологическим, эмоциональным, профессиональным качествам не соответствует предъявляемым высоким требованиям, потому как от специалистов салонов красоты и, в частности, от мастеров-консультантов требуется высокая коммуникативная компетентность, психическая и физическая выносливость, высокий уровень социального интеллекта, что. в свою очередь, предъявляет особые требования к особенностям эмоциональной структуры личности мастеров-консультантов. Однако, необходимо отметить, что далеко не всегда мастера-консультанты соответствуют всем вышеназванным критериям. Представляется, что одной из основных причин такого положения дел является отсутствие эффективных методик профессионального психологического отбора, адаптации к профессиональной деятельности, формирования и развития необходимых эмоционально-психологических качеств персонала салонов красоты. Вышеназванные обстоятельства зачастую являются причиной текучести кадров в салонах красоты.
На основании указанных особенностей профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты представляется актуальным в рамках настоящего исследования рассмотреть и проанализировать, по какой причине сотрудники одной и той же компании, выполняя сходные задачи и находясь на одном уровне профессионального мастерства, добиваются разных результатов.
Исходя из вышеизложенного, гипотезой исследования, является предположение о том, что профессионально успешные мастера-консультанты отличаются по ряду психологических характеристик от неуспешных мастеров- консультантов салонов красоты.
Таким образом, целью исследования явилось выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к проблеме профкомпетенции в современной литературе.
2. Определить критерии успешности в профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты.
3. Выявить личностный профиль успешных и неуспешных сотрудников салонов красоты.
4. Выявить психологические характеристики успешных и неуспешных мастеров-консультантов салонов красоты.
Для решения задач исследования и доказательства гипотезы использовались следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование: определение профессиональной мотивации по методике Т. Элерса; тест «Удовлетворенность трудом»; многофакторное исследование личности Р.Б. Кеттела; самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М. В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)
3. Метод математической статистики и анализа результатов по t-критерию Стьюдента.
Исследование психологических особенностей профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты проводилось в несколько этапов:
Теоретическое исследование (слайды 7,8).
1. На данном этапе была проанализирована современная психологическая литература, посвященная проблематике успешности и эффективности профессиональной деятельности.
2. Рассмотрены основные подходы к проблеме профессиональной компетенции сотрудников салонов красоты
3. Исследованы особенности и содержание профессиональной деятельности
4. Изучены психологические особенности взаимодействия личности и профессии
5. Проанализированы факторы и условия, способствующие и препятствующие успешной профессиональной деятельности мастеров – консультантов салонов красоты
Основные выводы по этапу:
1. Были исследованы труды С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева, Е.А. Климова и др. авторов (слайд 9).
2. Профессиональная деятельность представляет собой сложную деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер (слайд 10).
Профессионализм - высокая успешность человека при выполнении профессиональной деятельности (слайд 11). В процессе профессионализации человека происходит возникновение и проявление системных свойств человека, отражающих степень индивидуальных возможностей личности решать профессиональные задачи на заданном уровне эффективности, надежности и безопасности в течение необходимого времени
Среди специфических особенностей, присущих профессиональной деятельности в сфере услуг необходимо отметить следующие (слайд 12):
- это непроизводительный труд;
- специфической ценностью этой сферы деятельности являются полезные действия, направленные на то, чтобы довести до общества результаты материального и духовного производства и обслужить сам процесс потребления материальных и духовных благ;
- основным содержанием труда является взаимодействие с людьми – потребителями услуг;
- отсутствие точных критериев оценки качества оказываемых услуг;
- нерегулируемая и практически неуправляемая нагрузка работников.
3. Профессии сферы обслуживания необходимо распределить на 3 группы (слайд 13):
1 группа – профессии, для которых взаимное общение с потребителями услуг составляет главное содержание труда и определяет его результат
2 группа – профессии, для которых взаимное общение с потребителями услуг служит инструментом труда (профессия мастера-консультанта)
3 группа – профессии, для которых взаимное общение не обязательно, присутствует эпизодически, не составляет основного содержания работы, а является её условием и не определяет результат труда.
4. При исследовании проблематики взаимодействия личности и профессии был сделан вывод о том, что факторами, определяющими развитие человека как профессионала, являются следующие (слайд 14):
- объективные факторы - это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств)
- субъективные факторы - это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.
В соответствии с предложенной Е.А. Климовым классификацией профессий в зависимости от «объекта труда» (слайд 16) представляется, что профессия мастера-консультанта относится к группе «Человек-Человек».
5. В заключение необходимо выделить специфические особенности профессии мастера-консультанта салона красоты (слайд 17). В современных российских условиях она характеризуется низким социальным статусом, большими морально-психологическими затратами. От работника требуется высокая коммуникативная компетентность, стрессоустойчивость, сдержанность, и, как следствие, психическая выносливость, а в некоторых случаях – и физическая, к примеру, мастерам-консультантам салонов, специализирующихся на оказании парикмахерских, SPA-услуг и др.
Как следствие, факторами и условиями, способствующими успешности профессиональной деятельности мастеров-консультантов являются (слайд 18): социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы; организованность, справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, тактичность, креативность, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция и др.; высокий уровень профессионального самосознания; умение преодолевать противоречия, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности; умение преодолевать стрессовые ситуации.
Практическое исследование (слайд 19). Исследование психологических аспектов успешности профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты проводилось в течение двух месяцев (май-июнь 2009 г.) в несколько этапов (слайд 20).
1 этап. Формирование базы исследования.
2 этап. Изучение и анализ личностных качеств испытуемых на основе методики многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттела и методики «Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях» М.В. Секача, В.Ф. Перевалова, Л.Г. Лаптева.
3 этап. Комплексное исследование отношения испытуемых к профессиональной деятельности на основе методики определения профессиональной мотивации Т. Элерса и теста «Удовлетворенность работой».
4 этап. Подведение итогов исследования: общий анализ результатов и выводов по всем проведенным методикам, определение значимых структурообразующих факторов профессиональной деятельности успешных мастеров-консультантов салонов красоты, выявление основных аспектов профессиональной деятельности мастеров-консультантов с невысокими показателями успешности.
Выборка испытуемых проводилась по следующим основным параметрам (слайд 21).
Численность выборки. В исследовании приняли участие 70 мастеров-консультантов 12 салонов красоты. Представилось целесообразным сформировать две группы испытуемых: первую группу мастеров с относительно невысокими показателями успешности и вторую группу – с высокими показателями. Было проведено анкетирование испытуемых на предмет определения критериев успешности мастеров-консультантов салонов красоты. На основании результатов анкетирования, подтвержденных наблюдением за поведением испытуемых, а также опросом администраторов и клиентуры салонов, были сформированы контрольная и экспериментальная группы испытуемых, объединенных по следующим параметрам:
1) в состав контрольной группы вошли мастера-консультанты с относительно низкими показателями успешности. Численность группы – 20 человек;
2) в состав экспериментальной группы вошли мастера-консультанты с высокими показателями успешности. Численность группы – 20 человек.
Необходимо пояснить, что оставшиеся 30 испытуемых показали средние результаты, поэтому включение их в какую-либо группу не представляется целесообразным в контексте обеспечения доказательности выводов исследования.
При определении параметров выборок принимались во внимание следующие характеристики испытуемых:
1) пол – в исследовании принимали участие только лица женского пола, так как они составляют подавляющее большинство в структуре населения РФ, занятого в сфере услуг;
2) возраст – были изучены характерологические особенности мастеров-консультантов 20-35 лет, потому как лица данного возраста составляют основную массу специалистов, оказывающих услуги в данной сфере;
3) уровень образования испытуемых – в исследовании принимали участие только мастера-консультанты, получившие профессиональное образование (не ниже среднего специального), связанное с оказанием услуг в салонах красоты и иных подобных учреждениях;
4) опыт работы по специальности – в группу испытуемых вошли лишь те мастера-консультанты, опыт работы которых в сфере оказания данных услуг составляет на момент проведения исследования не менее 1 года;
5) опыт работы в данном учреждении – в исследовании принимали участие только те мастера-консультанты, опыт работы которых в данном салоне красоты составил не менее полугода, так как такой срок представляется показательным в контексте налаживания отношений с трудовым коллективом, приобретения постоянной клиентуры, а также совершенствования навыков работы по специальности.
В работе были определены критерии успешности мастеров-консультантов салонов красоты (слайд 22). К таковым можно отнести:
1) востребованность клиентами услуг, оказываемых конкретным мастером. Данный критерий определяется как качеством этих услуг, так и скоростью их оказания, ценой, а также общими психологическими характеристиками мастера, потому как из общения с клиентами салона становится понятно, что большинство выберут мастера, с которым приятно общаться, даже если цена оказываемых им услуг будет выше стоимости, предлагаемой мастером, общение с которым не доставляет такого удовольствия. Также немаловажное значение имеют положительные рекомендации мастера другими клиентами, управляющими салона.
2) уровень заработной платы мастера. Данный критерий мы берем за основу, потому как размер заработной платы мастера зависит, прежде всего, от его востребованности (эти два критерия теснейшим образом взаимосвязаны), так как мастера в салонах получают определенный процент от выполненной работы. Здесь помимо приведенных выше аспектов немаловажную роль играет востребованность самого салона в целом, так как в тех учреждениях, которые пользуются популярностью, соответственно, выше уровень заработной платы как управленческого, так и обслуживающего персонала.
3) квалификация мастера – очень важный критерий, потому как уровень владения сотрудником профессиональными знаниями и навыками зачастую является определяющим при выборе клиентом мастера, который непосредственно будет его обслуживать. Также повышение мастером уровня профессиональной компетенции, как было выяснено в процессе проведения эмпирического исследования, является немаловажным аспектом успешности его профессиональной деятельности.
4) отзывы клиентов и управляющего персонала. Данный аспект рассматривался нами во взаимосвязи с остальными критериями, так как мнение окружающих по большому счету является следствием проявляемых мастером личностных качеств и черт характера.
При проведении данного исследования были использованы следующие методики (слайд 23):
1. Определение профессиональной мотивации по методике Т. Элерса.
2. Тест «Удовлетворенность трудом».
3. Многофакторное исследование личности Р.Б. Кеттела.
4. Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М. В. Секач, В. Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)
1. Для выявления личностных характеристик мастеров-консультантов салонов красоты применялось многофакторное исследование личности с помощью 16-факторного опросника Р.Б. Кеттелла. Средние показатели выраженности основных личностных факторов по 16-факторной методике Р.Б. Кеттелла в экспериментальной и контрольной группах показаны на слайде 24.
Основные выводы по исследованию (слайд 25):
1) Испытуемых экспериментальной группы отличают такие качества, как коммуникабельность, достаточно высокий уровень интеллекта и общей вербальной культуры, эмоциональная стабильность, независимость, активность, жизнерадостность, высокая нормативность поведения, смелость, уживчивость, развитое воображение, дипломатичность, спокойствие, свободомыслие, наличие интеллектуальных интересов, собственного мнения, высокий самоконтроль, собранность, адекватная самооценка.
2) В отличие от них, испытуемые контрольной группы демонстрируют следующие психологические качества: замкнутость, скрытность в общении, средний либо недостаточный уровень интеллекта и оперативности мышления, эмоциональная нестабильность, подчиненность, слабость, мрачность, пессимистичность, недостаточная нормативность поведения, робость, чувствительность, впечатлительность, практичность, осторожность, подозрительность, практичность, хороший творческий потенциал, прямолинейность, беспокойство, ранимость, склонность к депрессии, некоторая консервативность суждений, зависимость от мнения группы, недостаточный уровень самоконтроля, апатичность, вялость, завышенная или заниженная самооценка.
2. Для определения самооценки психической устойчивости в межличностных отношениях использовалась методика М. В. Секача, В. Ф. Перевалова, Л. Г. Лаптева (слайд 26).
Высокий уровень психической устойчивости отмечается у 25% (5 чел.) испытуемых экспериментальной группы, стабильный уровень – у 20% (4 чел.) испытуемых, удовлетворительный уровень – у 55% (11 чел.) испытуемых.
Высокий уровень психической устойчивости отмечается у 5% (1 чел.) испытуемых контрольной группы, стабильный уровень – у 15% (3 чел.) испытуемых, удовлетворительный уровень – у 30% (6 чел.) испытуемых, недостаточный уровень – у 40% (8 чел.).
К сожалению, в соответствии со «шкалой лжи» у 10% (2 чел.) испытуемых контрольной группы результаты теста были признаны недействительными.
Таким образом, у большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается высокий либо удовлетворительный уровень психической устойчивости (слайд 27). Данное качество личности имеет большое значение для мастеров салонов красоты, так как в процессе профессиональной деятельности им приходится сталкиваться с большим количеством людей – клиентов. Необходимо найти подход к каждому, а, учитывая личностные характеристики клиентов, составляющих основной контингент салонов красоты, это не всегда бывает легко, как, впрочем, в любом учреждении сферы обслуживания. При этом показателен тот факт, что 73% испытуемых экспериментальной группы работают в данном салоне уже более 3-х лет; 28% испытуемых данной группы имеют среднее специальное образование, а 56% - высшее либо неоконченное высшее образование, связанное с деятельностью в сфере услуг. Также 60% испытуемых постоянно повышают свой профессиональный уровень посредством дальнейшего обучения и повышения квалификации по специальности осуществляемый ими трудовой деятельности (различные курсы, тренинги, в том числе и направленные на личностный рост, коучи и др.).
При этом большая часть испытуемых контрольной группы отмечают недостаточный уровень психической устойчивости. Необходимо отметить, что 75% испытуемых данной группы имеют лишь среднее специальное образование в области осуществляемой ими трудовой деятельности, при этом они не собираются далее повышать свой профессиональный уровень. Также показательно, что 55% испытуемых контрольной группы работают в данных салонах красоты не более 1 года, а 38% в течение последних двух лет сменили 2 и более места работы.
3. Для определения профессиональной мотивации была использована методика Т. Элерса (слайд 28).
Высокий уровень мотивации к успеху отмечается у 25% (5 чел.) испытуемых экспериментальной группы, умеренно высокий – у 60% (12 чел.), средний уровень – у 15% (3 чел.).
Высокий уровень мотивации к успеху отмечается у 5% (1 чел.) испытуемых контрольной группы, умеренно высокий – у 20% (4 чел.), средний уровень – у 35% (7 чел.), низкий уровень – у 40% (8 чел.).
Таким образом, большинство испытуемых экспериментальной группы отличает высокий либо умеренно высокий уровень мотивации к профессиональной деятельности (слайд 29). Большинство испытуемых контрольной группы отличает средний либо низкий уровень мотивации к профессиональной деятельности.
При этом среди психологических качеств испытуемых данной группы превалируют организованность, собранность, честолюбие, доброжелательность, целеустремленность, любовь к своей профессии, трудолюбие. Примечательно, что по результатам тестирования в контрольной группе были получены следующие результаты: основными психологическими качествами, препятствующими формированию должной мотивации у испытуемых, являются лень, привычка не доводить дела до конца, работа без «искры», без вдохновения, ощущения себя в рабочем коллективе «не в своей тарелке», отсутствие стремления к повышению профессионального уровня, склонность жаловаться, сетовать, нетерпеливость, невнимательность.
4. Тест «Удовлетворенность работой» (слайд 30).
По результатам тестирования: вполне удовлетворены своей работой 40% (8 чел.) испытуемых экспериментальной группы, удовлетворены – 55% (11 чел.), не вполне удовлетворены – 5% (1 чел.). В контрольной группе вполне удовлетворены своей работой 15% (3 чел.), удовлетворены – 20% (4 чел.), не вполне удовлетворены – 35% (7 чел.), не удовлетворены – 30% (6 чел.).
Испытуемые экспериментальной группы отмечают более высокий общий уровень удовлетворенности различными аспектами осуществляемой ими трудовой деятельности (слайд 31). По графе «Удовлетворенность предприятием (организацией), где работает испытуемый» результаты распределились следующим образом: в экспериментальной группе вполне удовлетворены предприятием 68% испытуемых; удовлетворены 32%. В контрольной группе вполне удовлетворены организацией 25% испытуемых, 30% удовлетворены, 35% не вполне удовлетворены, 10% не удовлетворены.
При беседе с испытуемыми выяснилось, что большинство испытуемых контрольной группы – 64% - наиболее привлекательными аспектами работы именно на данном предприятии считают официальное трудоустройство, «социальный пакет» и «белую» заработную плату. В экспериментальной группе возможность продвижения по служебной лестнице и карьерного роста в качестве наиболее привлекательного аспекта отметили 22% испытуемых. Заработную плату посчитали наиболее привлекательным аспектом 64%.
Длительность рабочего дня устраивает 86% испытуемых экспериментальной группы (52% - вполне удовлетворены, 24% - удовлетворены) и 34% испытуемых контрольной группы (30% - вполне удовлетворены, 4% - удовлетворены).
В экспериментальной группе вполне удовлетворены стилем работы начальника 57% испытуемых контрольной группы, удовлетворены – 33%, не вполне удовлетворены – 10%
Вполне удовлетворены стилем работы начальника 33% испытуемых контрольной группы, удовлетворены – 27%, не вполне удовлетворены – 12%, не удовлетворены – 28%.
По вопросу удовлетворенности заработной платой в плане соответствия ее трудозатратам результаты были следующими: в экспериментальной группе вполне удовлетворены – 64%, удовлетворены – 36% испытуемых; в контрольной группе вполне удовлетворены – 28%, удовлетворены – 24%; не вполне удовлетворены – 32%; не удовлетворены – 16% испытуемых.
Необходимо отметить, что при беседе с руководителями салонов красоты (управляющими, администраторами, непосредственным начальством) был выяснен интересный факт: в тем салонах, где уровень удовлетворенности работников установился на отметке «не вполне удовлетворены» или «не удовлетворены», отмечается текучка кадров, невысокие заработные платы, низкий или средний уровень общей культуры работников, низкий уровень мотивации работников к успеху. Таким образом, необходимо сделать вывод о прямой зависимости успешности профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты от уровня удовлетворенности трудом.
Выводы по работе в целом.
В заключение необходимо сделать следующие основные выводы по исследованию:
1) психологическими качествами успешных мастеров-консультантов являются (слайд 33): коммуникабельность, достаточно высокий уровень интеллекта и общей вербальной культуры, эмоциональная стабильность, независимость, активность, жизнерадостность, высокая нормативность поведения, смелость, уживчивость, развитое воображение, дипломатичность, спокойствие, свободомыслие, наличие интеллектуальных интересов, собственного мнения, высокий самоконтроль, собранность, адекватная самооценка;
2) психологическими качествами неуспешных мастеров-консультантов являются (слайд 34):замкнутость, скрытность в общении, средний либо недостаточный уровень интеллекта и оперативности мышления, эмоциональная нестабильность, подчиненность, слабость, мрачность, пессимистичность, недостаточная нормативность поведения, робость, чувствительность, впечатлительность, практичность, осторожность, подозрительность, практичность, хороший творческий потенциал, прямолинейность, беспокойство, ранимость, склонность к депрессии, некоторая консервативность суждений, зависимость от мнения группы, недостаточный уровень самоконтроля, апатичность, вялость, завышенная или заниженная самооценка;
3) В качестве итога был выявлен типовой психологический профиль успешных мастеров-консультантов салона красоты:
 Возраст: от 25 до 35 лет.
 Образование не ниже среднего специального. Постоянное повышение уровня профессиональной компетенции.
 Опыт работы не менее 2-3-х лет, работа в одной организации.
 Эмоциональная устойчивость, зрелость, выдержанность, работоспособность, ориентированность на реальность.
 Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость, достаточно высокий уровень общей культуры.
 Коммуникабельность, тактичность, любезность, услужливость, почтительность, скромность очень важны для мастеров-консультантов салонов красоты, как для работников сферы обслуживания и имеют положительное значение при определении успешности их профессиональной деятельности.
 Точность, трезвость, надежность, серьезность, скурпулезность.
 Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, совестливость, развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.
 Художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, склонность к эмпатии.
 Открытость, уживчивость, терпимость, покладистость; свобода от зависти, уступчивость.
 Высокая скорость решения практических задач, ориентация на внешнюю реальность.
 Умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.
 Собранность, энергичность, повышенная мотивация.
 Адекватная самооценка.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.