На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исследование готовности детей дошкольного общеобразовательного учереждения к обучению грамоте

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 22.03.2012. Сдан: 2011. Страниц: 99. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава I. Современное состояние проблемы изучения готовности к обучению грамоте у старших дошкольников 6
1.1. Формирование готовности к обучению грамоте при нормальном речевом развитии 6
1.2. Понятие общего недоразвития речи по данным литературы 10
1.3. Методические рекомендации по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи 13
Глава II. Особенности речи детей с ОНР 18
2.1. Организация экспериментального исследования 18
2.2. Научно-теоретическое обоснование констатирующего эксперимента 19
2.3. Методика констатирующего эксперимента 20
2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
Глава III. Направления коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР 30
3.1.Научно-теоретическое обоснование формирующего эксперимента 30
3.2.Методика формирующего эксперимента 34
3.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 78
Заключение 83
Библиография 86



Введение


Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи особенно нуждаются в формировании к обучению грамоте.
Преодоление общего недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции речевых нарушений, для них характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы», — писала Визель Т.Г. в работе «Аномалии речевого развития ребенка» (М., 1995г.).
В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Левина Р.Е., Жукова Н.С., Ефименкова Л.Н., Мастюкова Е.М.).
Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР является обучение грамоте.
Многие авторы (Филичева Т.Б., ЧиркинаГ.В., ТкаченкоТ.А.) разработали свои системы обучения грамоте детей с ОНР, которые широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе. Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения (в подготовительной к школе группе).
Вместе с тем, опыт многолетней работы показывает, что обучение грамоте детей с ОНР второго года обучения целесообразнее начинать не со второго периода коррекционного обучения, как рекомендовано программой обучения детей с ОНР, а в начале первого периода сразу же после обследования (начало октября).
Более ранние сроки начала обучения грамоте дошкольников с ОНР становятся возможными благодаря уже имеющейся у детей готовности к обучению грамоте (сформированному фонематическому восприятию, навыку звукового анализа и синтезу слов, знанию ритмико-слогового строения слова), сформированным в процессе первого года коррекционного обучения (в старшей группе).
В основу методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б.
Программа обучения рассчитана на 2 года. Дети, поступающие в группы с ОНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
На важность этого указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко.
Цель дипломной работы – изучение формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми.
Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста двух старших групп с ОНР. В каждой группе по 10 человек.
Предмет исследования – процесс формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР, организации работы по устранению речевых нарушений, обучению грамоте в д/с, развитие психологической готовности к школе.
Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР предполагает коррекцию речевых нарушений у детей и будет способствовать большей эффективности.
Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:
Изучение специальной литературы по формированию готовности к обучению грамоте детей с ОНР дошкольного возраста.
Диагностирование особенностей речевого развития детей.
Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной и контрольной групп.
Исследования проводились на базе детского сада №1.

Глава I. Современное состояние проблемы изучения готовности к обучению грамоте у старших дошкольников

1.1. Формирование готовности к обучению грамоте при нормальном речевом развитии


Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 6-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Во многих общеобразовательных детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.
Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.
Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать Далее развитие понимания речи происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется восприятием родного языка.
Несовершенное восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детской речи, с другой – тормозит, усложняет формирование речи, без которой полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.............


Заключение


ОНР – системное недоразвитие речи, проявляется в нарушении всех компонентов речи: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя. В ходе исследования нами были изучены особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР. По результату констатирующего эксперимента нами было выявлено, что на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи, недостаточно сформировано фонематическое восприятие, а также показатели овладения грамматическим строем речи у детей с ОНР существенно хуже, чем у детей с нормой.
Была изучена и проанализирована устная речь детей с ОНР. На основании этого предложена коррекционная работа по проведению коррекции речи детей с ОНР Организуя работу, необходимо помнить, что речевой дефект проявляется обычно на фоне своеобразной личности. Встречаются дети с резко выраженными чертами поведения или наоборот.
Недопустима стандартизация методических приемов; отбор языкового и дидактического материала, определение его последовательности.
Учитывается не только специфика речевого недоразвития, но и особенности личности ребенка - его интересы, возможности, способности. Устраняется травмирующее ребенка воздействие окружающей среды, выбирается правильное отношение ребенка к своему речевому недоразвитию и к логопедической работе по его преодолению. Речь совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей.
У детей с ОНР обычно в начале обучения возможности общения с окружающими крайне ограниченны, вследствие недостаточности речи, а также затруднения в понимании речи.
Важно сформировать у ребенка мотивационную основу для высказывания, развивать речевую и психическую активность, функции подражательной и отраженной речи.
Рабочая гипотеза нами доказана. Действительно, изучение формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР предполагает коррекцию речевых нарушений у детей и будет способствовать большей эффективности.
Изученные и предложенные нами методики дали положительные результаты при их апробации в старшей группе и могут быть предложены для практического применения в коррекционной работе по устной речи логопедами.
Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.
Образцы речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.
Дети с 3-им уровнем речевого развития направляются в логопедические группы с 5-летнего возраста на 2 года.
Важнейший принцип отечественной логопедии – дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При проведении коррекционной работы с детьми с ОНР этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основе речевого недоразвития, учете специфики речевой патологии, установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического развития ребенка.
Дифференцированный подход основывается также на определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строится коррекционная работа. Этот принцип лежит и в основе работы по формированию речи.
Расширение сети коррекционных образовательных дошкольных учреждений с организацией в них групп для детей с ОНР, необходимость дальнейшей разработки проблемы дифференцированного подхода в процессе преодоления системных речевых нарушений, осуществление задач полноценной подготовки детей к школьному обучению – все это определяет особую важность изучения вопросов целенаправленного формирования речи у детей с общим ее недоразвитием.



Библиография


1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
9. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
11. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.
13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.
14. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.
15. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
16. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.
17. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.
18. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
20. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
21. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
22. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.
23. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.
24. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
25. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
26. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.
27. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
28. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
29. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
30. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.
31. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
32. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
33. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
34. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.
35. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
36. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.
37. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
38. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
39. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2000.
40. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.



Приложение 1


Карточки по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
Карточка 1.
Запомнить правила:
1. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
2. Имена, клички животных, названия рек, городов пишут
ся с большой буквы.
3. Слова в предложениях пишутся отдельно.
4. В конце предложения ставится точка (восклицательный,
вопросительный знак).
Карточка 2.............



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.