На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Влияние личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 22.03.2012. Сдан: 2010. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1 Теоретический анализ проблемы влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива 8
1.1 Понятия «коллектив» и «психологические особенности коллектива» 8
1.2 Понятие руководства в психологии 18
1.3 Личностные качества руководителя и их влияние на психологические особенности коллектива 22
Выводы по главе 1 33
2 Программное исследование влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 39
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Литература 50
Приложения 54

Введение

Актуальность исследования. Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической ситуации потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления.
Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают аспекты эффективного управления социально-психологическим климатом в коллективе. Выбор руководителем оптимальных форм взаимодействия с сотрудниками и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга. Важнейшей областью пространства социальных отношений являются взаимодействия внутри трудового коллектива. От социально-психологической атмосферы в коллективе, специфики организационной культуры во многом зависит не только эффективность совместной деятельности, которая выражается в экономических показателях, но и отношение сотрудников к своей работе, эмоциональный настрой и, в конечном итоге, удовлетворенность работой. Социально-психологический климат играет существенную роль в создании корпоративной культуры и повышении эффективности существования коллектива, объединенного общей целью.
Однако на многих предприятиях не уделяют должного внимания оценки социально-психологического климата, отсутствует планирование и выстраивание модели управления им с учетом миссии организации. В настоящее время практически отсутствуют научные разработки по исследованию социально-психологического климата в коллективе несколько затормозились по сравнению с 70-80-ми годами ХХ в., хотя изучение социально-психологического климата является одним из наиболее востребованных практиками направлений работы.
Представляется закономерным возрастание интереса научных исследователей и практиков к изучению социально-психологического климата и управлению им. Интерес практиков к данной теме диктуется, в частности, и возросшими требованиями к человеку в его профессиональной деятельности, и усложнением взаимоотношений в коллективе, и ростом уровня притязаний сотрудников. Социально-психологический климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей корпоративной культуры организации, но одновременно и проблема решения завтрашних, перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений. Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива является одним из главных условий эффективности совместной деятельности.
В научных публикациях чаще рассматриваются достаточно общие вопросы, связанные с характеристикой природы, роли и факторов социально-психологического климата в коллективах. Наибольшее количество исследований по этой проблематике производилось в 80-е годы ХХ в. Сейчас возникло некоторое несоответствие между запросами практиков и теоретическими разработками в области изучения социально-психологического климата коллектива и детерминирующих его факторов. Особое внимание уделяется исследованию влияния на социально-психологический климат коллектива такого фактора как личностные особенности руководителя.
Существенное влияние на методологию разработки структуры личности руководителя оказали классические модели личности, построенные Б.Г. Ананьевым, А.Г. Ковалевым, В.С. Мерлиным, В.Н. Мясищевым, К.К. Платоновым, Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейном и Л.И. Уманским. Влияние руководителя на социально-психологический климат коллектива рассматривается, прежде всего, через стиль уководства, который опосредован характеристиками личности руководителя, его личностной направленностью.
Направленность личности является устойчивой личностной характеристикой, совокупностью целей, мотивов деятельности, более или менее осознанных личностных смысловых установок, ценностных ориентации и норм, представлений о желательных и допустимых способах поведения (Л.И. Габдулина, 1999; Ю.А. Желтонова, 2000; Л.И. Рюмшина, 2000, 2004). Традиционно ее связывают с убеждениями, мировоззрением, личностными свойствами каждого человека, в том числе и ценностями (К.А. Абульханова-Славская, 1980; Б.Г. Ананьев, 1980; А.А. Бодалев, 2000; Л.И. Божович, 1995; Б.И. Додонов, 1978; А.Н. Леонтьев, 2005; Д.А. Леонтьев, 1997; Б.Ф. Ломов, 1984; B.C. Мерлин, 1996; K.K. Платонов, 1986; С.Л. Рубинштейн, 2007 и др.).
В последнее время у руководителей высшего и среднего звена управленческого персонала наблюдается рост потребности достижения их собственных целей, используя ценности и смыслы подчиненных. Поэтому проблема влияния направленности личности руководителя на группу приобретает особую значимость. При этом необходимо отметить, что имеется недостаточное количество эмпирических исследований, показывающих характер влияния личностной направленности руководителя на взаимоотношения и взаимодействия людей в межличностном общении и совместной деятельности (Л. Братченко, 1997; Е.Л. Доценко, 2003; В.В. Знаков, 2000, 2001, 2002; Л.И. Рюмшина, 2000, 2001, 2003, 2004; Е.В. Сидоренко, 2002 и др.). Таким образом, исследование влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива является актуальным.
Тема исследования: «Влияние личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива».
Цель исследования – изучить влияние личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива.
Объект исследования: личностная направленность руководителя и психологические особенности коллектива.
Предмет исследования: влияние личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива.
Гипотеза исследования: Личностная направленность руководителя оказывает влияние на психологические особенности коллектива.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современных отечественных и зарубежных литературных источников по проблеме влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива.
1.1. Провести теоретический анализ представлений современных отечественных и зарубежных исследователей о содержании социально-психологических понятий «коллектив», «психологические особенности коллектива», «социально-психологический климат коллектива».
1.2. Проанализировать отечественную и зарубежную научную литературу по проблеме руководства, критериев его успешности и психологических факторов, оказывающих влияние на успешность руководства.
1.3. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме личностных особенностей руководителя и их влияния на психологические особенности коллектива.
2. Спроектировать и осуществить программное исследование, направленное на изучение влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива
2.1. Осуществить проектирование программного исследования, направленное на изучение влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива, подобрать психодиагностический инструментарий, адекватный целям исследования.
2.2. Провести программное исследование, направленное на изучение влияния личностной направленности руководителей на психологические особенности коллектива, проанализировать полученные результаты с применением методов математико-статистического анализа, провести интерпретацию полученных результатов и сформулировать выводы.
3. Провести анализ результатов проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования проблемы влияния личностной направленности руководителей на психологические особенности коллектива, оформить заключение по проделанной работе.
Теоретико-методологической основой исследования явились общенаучные принципы: принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности; принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип общественно-исторической обусловленности сознания (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец). В исследовании использовались основополагающие идеи системного подхода (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен) личностного и субъектно-деятельностный подход (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, Л.М. Митина и др.), концепции отечественных и зарубежных исследователей о социально-психологических особенностях коллектива (Б.Д. Парыгин, Н.Н. Обозов, Е.М. Дубовская, А.В. Петровский, К.К. Платонов, К. Левин, Я.Л. Морено, Л. Фестингер, Ф. Фидлер и др.), в том числе представления о социально-психологическом климате коллектива (Е.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, Г.А. Моченов, В.Н. Панферов, Е.В. Шорохова, О.И. Зотова и др.).
Методы и методики исследования: Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического исследования (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ результатов экспериментального исследования, интерпретация полученных результатов и др.); эмпирические методы (психодиагностические методики: Ориентационная анкета Б. Басса, Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто, Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса) и методы математико-статистического анализа данных (метод одномерного дисперсионного анализа).
База исследования: коммерческие организации ООО «Арсенал», ООО «Азия-авто» и ООО «Технопарк» (г. Челябинск).
1 Теоретический анализ проблемы влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива

1.1 Понятия «коллектив» и «психологические особенности коллектива»

Одной из важнейших потребностей человека является потребность в принадлежности к группе – потребность входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты [25]. В социальной психологии различные общности людей обозначают понятием «группа» [3]. При этом официально организованные группы, объединения людей, занятых каким-либо общественно-полезным трудом, принято обозначать понятием «коллектив» [31].
Коллектив – это высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов [21, С. 15].
Коллективная деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных и т.д.). Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной взаимозависимости выделяются:
- свобода и открытость информационного обмена;
- взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;
- доверие, дружелюбие в отношениях сторон.
В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие нейтральных лиц, облегчающих взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого; личностные особенности участников взаимодействия.
Психологические особенности коллектива – это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе его формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов. В рамках анализа содержания отношений между членами коллектива можно выделить следующие сферы: профессиональную, ценностно-мировозренческую и сферу межличностных отношений.
Профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач.
Ценностно-мировоззренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными установками, преобладающими в конкретной социальной группе.
Сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, степенью удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности [21]; это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [22]. Каждая общность людей характеризуется преобладающим в ней видом деятельности: для трудового коллектива, например, преобладающей будет профессиональная деятельность, для учебной группы – овладение знаниями, умениями и навыками и др. Соответственно, в каждом типе общностей преобладает тот вид межличностных отношений, который обеспечивает главный для нее вид деятельности.............

Литература

1. Агапов, В. С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя [текст] / В.С. Агапов. – М. : Изд-во МОСУ, 2000. – 415 с.
2. Агапов, В. С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии [текст] / В.С. Агапов // Психология и жизнь : сборник научных трудов. Выпуск №1. – М. : МОСУ, РПО, 2000. – С. 78-85.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений [текст] / Г.М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.
4. Бабенко, О. А. Профессионально важные качества личности руководителя [текст] / О.А. Бабенко. – М. : Академия, 2006. – 516 с.
5. Базаров, Т. Ю. Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы : учебное пособие [текст] / Т.Ю. Базаров, О. А. Долгополова.– Волгоград : Изд-во ВАГС, 2002. – 224 с.
6. Блейк, Р. Р. Научные методы управления [текст] : пер. с англ. / Р.Р. Блейк, Д.С. Моутон. – Киев : Наукова думка, 1990. – 240 с.
7. Диксон, П. Р. Управление маркетингом [текст] / П.Р. Диксон. – М. : ЗАО «Издательство Бином», 1998. – 556 с.
8. Диневич, В. А. Показатели и критерии эффективности управления [текст] / В.А. Диневич, С.В. Роганов, Н.И. Якунина. – М. : Интерр-А, 1999. – 260 с.
9. Друкер, П. Ф. Практика менеджмента [текст] : пер. с англ. / П.Ф. Друкер. – М. : Вильямс, 2000 – 398 с.
10. Зеленевский, Я. Организация трудовых коллективов : введение в теорию организации и управления [текст] / Я. Зеленевский. – М. : Прогресс, 1971. – 280 с.
11. Карпов, А. В. Психологический анализ трудовой деятельности [текст] / А.В. Карпов. – Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1988. – 76 с.
12. Карпов, А. В. Психология трудовой деятельности [текст] / А.В. Карпов. – Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1989. – 240 с.
13. Китов, А. И. Экономическая психология [текст] / А.И. Китов. – М. : Экономика, 1987. – 303 с.
14. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск : Изд-во БГУ, 2009. – 284 с.
15. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов [текст] : 2-е изд., перераб. и доп. / Ю.Д. Красовский. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 511 с.
16. Кричевский, Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [текст] / Р.Л. Кричевский. – М. : Дело, 1996. – 384 с.
17. Лутошкин, А. Н. Психологический климат первичного производственного коллектива [текст] / А.Н. Лутошкин. – Кострома : Изд-во КГУ им. А.Н. Некрасова, 1978. – 183 с.
18. Марков, М. Н. Технология и эффективность социального управления [текст] / М.Н. Марков. – М. : Бизнес-Сфера, 2001. – 420 с.
19. Минцберг, Г. Школы стратегий : Стратегическое сафари : экскурсия по дебрям стратегий менеджмента [текст] / Г. Минцберг; пер. с англ. Д. Раевская, Л. Царук; под общ. ред. Ю. Каптуревского. – СПб. : Питер, 2000. – 330 с.
20. Модели и методы управления персоналом [текст] / Под ред. Е. Б. Моргунова – М. : Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – 464 с.
21. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1 : Основы общей психологии [текст] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2009. – 688 с.
22. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [текст] / Н.Н. Обозов. – К. : Наукова думка, 2006. – 192 с.
23. Ольшанский, В. Б. Личность и социальные ценности [текст] / В.Б. Ольшанский. – М. : Просвещение, 2008. – 339 с.
24. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива : пути и методы его изучения [текст] / Б.Д. Парыгин / Под ред. В.А. Ядова. – Л. : Наука, 1981. – 192 с.
25. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [текст] / А.В. Петровский. – М. : Наука, 1982. – 255 с.
26. Петровский, А. В. Психология : Учебное пособие [текст] : 5-е изд. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2006. – 512 с.
27. Платонов К.К. Вопросы психологии труда [текст] : издание 2-е доп. / К.К. Платонов. – М. : Медицина, 1979. – 264 с.
28. Платонов, К. К. Психология [текст] / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. – М. : Наука. 1977. – 185 с.
29. Погорелова, Т. В. Эффективность труда управленческого персонала и ее составляющие / Проблемы управления в условиях перехода к рыночной экономике : материалы всероссийской конференции. – М., 1998.
30. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [текст] : 2-е изд. / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2003. – 560 с.
31. Психологическая теория коллектива [текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М. : Педагогика, 1979. – 240 с.
32. Социология : Энциклопедия [текст] / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М. : Издательство «Книжный Дом», 2003. – 612 с.
33. Толочек, В. А. Организационная психология : управление персоналом частного охранного предприятия и службы безопасности [текст] : 2-е изд., испр. и доп. – М. : Баярд; ООО Информполиграф, 2004. – 175 с.
34. Трифонов, Е. В. Психофизиология человека : толковый словарь [текст] / Е.В. Трифонов. – СПб. : Питер, 2001. – 356 с.
35. Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 273 [текст].
36. Чугунова, Э. С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров [текст] / Э.С. Чугунова; отв. ред. В.Я. Ядов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. – 160 с.
37. Шакуров, Р. Х. Психология управленческой деятельности [текст] / Р.Х. Шакуров. – Казань : ИССО, 1997. – 124 с.
38. Шепель, В. М. Человековедческая компетенция менеджера [текст] / В.М. Шепель. – М. : Народное образование, 1999. – 420 с.
Приложения
Приложение 1
Ориентационная анкета Б. Басса

Инструкция: По каждому вопросу возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего». .................



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.