На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Особенности проявления в научной мысли идей диалектики

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Философия. Добавлен: 22.03.2012. Сдан: 2010. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ 5
1.1. Стихийная диалектика древности 5
1.2. Развитие диалектики в классический и современный периоды 6
1.3. Критика гегелевской диалектики и диалектики марксизма 10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ДИАЛЕКТИКИ 14
2.1. Законы и категории материалистической диалектики 14
2.2. Категории диалектики 19
2.3. Метафизика как противоположность диалектики 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31


ВВЕДЕНИЕ

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания реальности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Актуальность нашей работы связана с необходимостью изучения особенностей развития диалектики как ключевого направления философской мысли, повлиявшего на современный уровень научного понимания философии.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринимается попытка изучить специфику диалектики с связи с изучением ее исторического развития и эволюционных форм.
Объектом нашего исследования является философская мысль в ее историческом развитии.
Предметом исследования является изучение специфики диалектики как ключевого направления философской мысли.
Цель нашей работы заключается в изучении особенностей проявления в научной мысли идей диалектики.
Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть стихийную диалектику древности.
2. Определить развитие диалектики в классический и современный периоды.
3. Изучить критику гегелевской диалектики и диалектики марксизма.
4. Выделить законы и категории материалистической диалектики.
5. Рассмотреть категории диалектики.
6. Изучить метафизику как противоположность диалектики.
Теоретической основой для написания работы послужили научные труды М.А. Абрамова, Т.В. Адорно, Н.В. Мотрошиловой.
Основными методами нашей работы являются сопоставительный и описательный, что соответствует цели и задачам нашего научного исследования.
Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Библиографического списка.



ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ

1.1. Стихийная диалектика древности

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания реальности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Стихийная диалектика древности в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же пора не существует, пребывает в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это» [10; с. 281].
Ряд диалектических проблем поставил в свое пора Зенон из Элеи. Аристотель более того называл Зенона «изобретателем диалектики».
На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.
Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

1.2. Развитие диалектики в классический и современный периоды

В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.
Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания реальности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.
Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.
Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…» [14; с. 180], метод исследования, противоположный метафизике.

В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:
1. Попытка обойти Кантово опровержение рационализма. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.
2. Описание развития разума в терминах диалектики. Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности, — но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель с наибольшим успехом применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии».
Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной — если не важнейшей — частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьёзным препятствием для диалектики.
3. Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, ещё раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям, — и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться..................

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамов, М.А. Догмы и поиск (сто лет дискуссий о диалектике в английской философии) / М.А. Абрамов. ? М.: Наука, 2004. ? 210 с.
2. Адорно, Т.В. Негативная диалектика / Т.В. Адорно. — М.: Научный мир, 2003. — 372 с.
3. Берти, Э. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли слова / Э.Берти // Историко-философский ежегодник. — М., 2001. — С. 321—344.
4. Джохадзе, Д.В., Джохадзе, Н.И. История диалектики: Эпоха античности / Д.В. Джохадзе, Н.И. Джохадзе. ? М.: Феноменология-Герменевтика, 2005. ? 326 с.
5. Злобин, Н.С. Культурные смыслы науки / Н.С. Злобин. ? М.: Российский институт культурологии, 2007. ? 288 с.
6. Канке, В.А. Философия (Карманная энциклопедия студента) / В.А. Канкее. ? М : Логос, 2001. ? 272 с.
7. Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального / под ред. Ю.Н. Давыдова. ? М.: Наука, 2008. ? 478 с.
8. Косарева, Л.М. Генезис научной картины мира / Л.М. Косарева. — М: Инион, 2005. — 348 с.
9. Косарева, Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени / Л.М. Косарева. ? М.: Наука, 2008 г. ? 215 с.
10. Кохановский, В.П., Золотухина, Е.В. Философия для аспирантов / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина. ? Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. ? 448 с.
11. Мотрошилова, Н.В. История философии / Н.В. Мотрошилова. ? М: Феноменология-Герменевтика, 2001. ? 326 с.
12. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448 с.
13. Природа философского знания // Что такое философия? (Материалы «круглого стола» МГУ им. М.В. Ломоносова. ? 1995. ? № 2. ? С. 73?81.
14. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3.: Новое время / Дж. Реале, Д. Антисерн. ? СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996 г. ? с. 712.
15. Семенова Е.А. Исторические аспекты научного знания: Особенности функционирования и развития в мировом сообществе ХХI века / Е.А. Семенова, В. В. Лузгин. //История науки и техники. ? 2003. ? № 11. ? С. 28?35.
16. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. ? М.: Гардарики, 2002. ? 592 с.
17. Чан Шэнь. Диалектика Гегеля и китайская традиция диалектического мышления / Шэнь Чан // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. — М., 2000. — С. 335—347.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.