На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГОСЭКЗАМЕНУ «БАНКИ и БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 23.03.2012. Страниц: 173. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РАЗДЕЛ «БАНКИ и БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ВОПРОС № 1. Реформирование банковской системы России на современном этапе.
Стратегия развития банковского сектора экономики
Реформирование банковской системы в России происходило в несколько этапов:
I. 1987 - 1991 годы (подготовительный): правительственным постановлением Госбанк СССР лишился своих монопольных функций. На базе Госбанка и Стройбанка образованы Госбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, на базе сберкасс - Сбербанк СССР. Наряду с государственными возникли коммерческие и кооперативные банки. Приняты законы “О ЦБ РСФСР” и “ О банках и банковской деятельности в РСФСР”. В 1991 году ЦБ РСФСР был принят ряд нормативных документов по регулированию деятельности КБ. Создана двухуровневая банковская система:
Внешторгбанк – ЦБ РСФСР – Сбербанк
Коммерческие банки
II. 1991 – август 1995 года: характеризуется:
- перекачиванием всех национальных ресурсов в банковский сектор;
- стихийный рост числа средних и мелких банков с нерациональной географией их размещения;
- наращивание банковских активов;
- абсолютное преобладание универсальных КБ, специализация развита слабо;
- преобладание банков с низким уровнем уставного капитала и слабой депозитной базой;
- низкий профессионализм сотрудников перекрывался высокими инфляционными доходами;
- ограничение деятельности банков сферой денежного рынка (доля долгосрочного кредитования 4%);
- рост числа правонарушений в банковском секторе.
Причины: 1. Макроэкономические: Высокий уровень инфляции, продолжительный и глубокий спад общественного производства, структурное неравновесие в экономике, сокращение реальных доходов населения, слабость платежной системы; 2. Несовершенство банковского з/дательства; 3.слабость и противоречивость ден.-кредитной политики и надзорной деятельности Банка России; 4. Низкий уровень банковского менеджмента.
Институциональная структура банковского сектора:
1. гос. и полугос. банки: Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк
2. преобразованные из бывших Спецбанков: Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, опирающиеся на гос. поддержку;
3. корпоративные: Автобанк, Авиабанк и др., сформированные на отраслевой основе.
4. новые КБ, не имеющие советского прошлого и гос. поддержки, находились в самом тяжелом положении без связей, опыта и сильной ресурсной базы.
Структура банковского сектора характеризовалась неравномерным распределением финансового капитала, тесными связями с властными структурами и слаборазвитой инфраструктурой.
III. август 1995 – август 1998 года: характеризуется трансформацией кредитной системы России: сокращение числа КБ, устойчивый рост числа крупных КО, усиление концентрации и централизации банковского капитала, совершенствование банковского з/дательства, активизация деятельности ЦБ РФ по повышению надежности банковской системы, ужесточение системы банковского контроля и надзора.
Организационная структура банковской системы:
Банки - резиденты
Банки Банки - нерезиденты
Банк России Кред. организации
Небанковские КО
Факторы кризиса августа 1998 года: 1. Внешние: кризисы на м/народных финансовых и товарно-сырьевых рынках (падение цен на нефть), миграция м/народного спекулятивного капитала (уход иностр. капитала из России); 2.Внутренние: неадекватная ден.-кредитная политика государства, слабость механизмов контроля за финансовым рынком страны.
Причины кризиса:- недостаточность капитала у КО;
- недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками;
- ориентация банковского менеджмента на спекулятивные операции на финансовых рынках и ограниченность кредитования реального сектора экономики;
- активный рост заимствований российских банков на м/народных финансовых рынках;
- высокая зависимость КО от бюджетных средств.
Повод к началу кризиса: дефолт по ГКО-ОФЗ и девальвация рубля.
Последствия кризиса: - сокращение числа КО;
- удар по ресурсной базе КО;
- убытки банковской системы;
- резкое снижение доверия к КО, ЦБ РФ и Правительству РФ.
Банковский кризис 1998 г. носил системный характер, вскрыл глубинные противоречия переходного периода, но не разрешил их в полной мере.
IV. с августа 1998 г. по настоящее время: Цель: восстановление жизнеспособности банковской системы путем ее реструктуризации. Главные задачи:- быстрое очищение банковской системы от неплатежеспособных банков (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) КО», «О реструктуризации КО»);
- наращивание собственного капитала дееспособных КО;
- повышение качества банковского менеджмента;
- создание стимулов эконом. роста;
- создание конкурентной банковской среды (в т.ч. за счет привлечения иностр. банков).
В настоящий момент банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из ЦБ РФ, коммерческих банков, включая их филиалы, а также других кредитных учреждений.
Стратегия развития банковского сектора экономики заключается в следующем:
• укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;
• повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
• укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов (в том числе иностранных) и вкладчиков, в первую очередь населения;
• усиление зашиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
• предотвращение использования КО для целей недобросовестной коммерческой деятельности;
• укрепление финансового состояния действующих кредитных организаций и выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных (по международным стандартам) КО, повышение уровня капитализации КО и качества капитала, расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий, а также по усилению взаимодействия банков с реальной экономикой.
ВОПРОС №2. Банковское регулирование и надзор.
Основные нормативы деятельности банков.
Органом регулирования и надзора за деятельностью КО является ЦБ РФ. Главная цель надзорной деятельности ЦБ РФ – поддержание стабильности банковской системы, что выражается в следующих задачах:
- предупреждение возможности возникновения системного банковского кризиса путем снижения рисков утраты ликвидности КО);
- защита интересов вкладчиков;
- предупреждение монополизации финансового капитала, поддержка здоровой конкуренции в банковском секторе экономики;
- содействие повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.
Факторы, влияющие на содержание банковского регулирования и надзора:
- макроэкономическая ситуация, состояние банковской системы страны;
- соц.-эконом. приоритеты развития общества;
- совершенство з/дательной базы;
- проводимая ЦБ РФ кредитная политика;
- степень независимости ЦБ РФ от органов з/дательной и исполнительной власти;
- исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.
В м/народной практике существует 4 способа организации банковского регулирования и надзора: 1. Под эгидой ЦБ РФ (Россия); 2. Правительства в лице Минфина (Франция); 3. Независимого агентства, ответственного перед Парламентом и Президентом (Федер. Ведомство банковского надзора - Германия); 4. Смешанный тип (США).
В последнее время в России отдельные банковские операции (прежде всего с корпоративными цен. бумагами) переходят под контроль Федеральной комиссии по цен. Бумагам.
Виды банковского надзора: прямой (превентивный) и либеральный (защитный), на практике применяется их сочетание, или разумный банковский надзор.
Методы организации банковской деятельности:
- административные (лицензирование, лимиты, запреты) и экономические (налоговые, нормативные и корректирующие);
- регулирующие (направлены на снижение банковских рисков через инструктивные материалы ЦБ РФ) и надзорные (направлены на организацию контроля за выполнением банковского з/дательства и инструкций ЦБ).
Формы надзора:
- анализ отчетности КБ, представляемой в КБ;
- ревизия отдельных направлений деятельности или КО в целом;
- проведение внешнего аудита аудиторской фирмой.
Все КО обязаны осуществлять внутренний контроль и аудит и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчеты о прибылях и убытках.
Если в результате надзорной деятельности ЦБ РФ выявил нарушение КБ банковского з/дательства или отдельных нормативов, он имеет право: взыскать штраф, назначить временную администрацию для управления банком; отозвать лицензию.
Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:
- постепенный переход на м/народные стандарты бухучета и отчетности, регулирования и надзора;
- введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных КО;
- укрепление банковского менеджмента;
- совершенствование методов банковского регулирования и надзора;
- ограничение деятельности финансово-несостоятельных КО.
Совершенствование регулирования и надзора ЦБ РФ определяет в соответствии с «Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью».
С 1999 года все КО обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности: размер капитала, Н1 норматив достаточности капитала, отчет о прибылях и убытках. ЦБ РФ публикует сводный отчет «О финансовом состоянии» крупных КО.
Обязательные нормативы деятельности банков(расчет производится ежемесячно):
Н1 - норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.
Н2 - норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования.
Н3 - норматив текущей ликвидности банка (НЗ) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней.
Н4 - норматив долгосрочной ликвидности банка регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней.
Н6 - норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка.
Н7 - норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7) регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) банка.
Н9.1 - норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1), регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), к собственным средствам (капиталу) банка.
Н10.1 - норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком.
Н12 - норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к собственным средствам (капиталу) банка.


ВОПРОС №3. Платежная система России. Структура платежного оборота.

Платежная система (ПС) – это совокупность организационных форм, инструментов и процедур, способствующих денежному обращению. Функционирование ПС регулируется ГК РФ, ФЗ «О ЦБ РФ», «О банках и банковской деятельности» и документами ЦБ РФ. Структура ПС:
ЦБ РФ

КО, имеющие КО безфилиальные небанковские
филиалы КО

Филиал1 Филиал2

Клиенты Клиенты Клиенты Клиенты Клиенты
Элементами платежной системы являются наличный и безналичный расчет
Субъектами расчетов обязательно являются два или более экономических субъекта и банк. Действующим законодательством предусмотрено, что банк принимает и хранит на счетах денежные средства клиентов, осуществляет по их поручению расчетные, кредитные кассовые и другие банковские операции. Клиенты банка открывают расчетные, ссудные, текущие, депозитные валютные счета. Вся систем расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств.
Платежный оборот – процесс непрерывного движения средств платежа во всех формах (наличные и безналичные ден. средства, чеки, сертификаты, векселя, платежные поручения и др.).
Денежный оборот – составная часть платежного оборота, процесс непрерывного движения ден. знаков в наличной и безналичной форме.
Безналичный оборот – в виде записей по депозитным счетам (депозитные деньги).

Платежный оборот

наличный безналичный м/народные расчеты

с участием межхозяйственный платежные
населения на незначит. суммы карточки межхозяйственные межбанковские

расчеты по расчеты за РКЦ Прямые и кор/счета Клиринг
внетоварн. товары и
операциям услуги МФР –
внутрибанковские
межфилиальные
платежные расчеты
поручения, чеки,
аккредитивы,
платежные
требования (по инкассо)


Денежное обращение – часть денежного оборота, налично-денежный оборот – переход ден. знаков от одних субъектов к другим.
Форма расчетов избирается клиентами самостоятельно и предусматривается в договорах заключенных между клиентами и банком.
Расчеты осуществляются как в наличной, так и безналичной форме. Инструментами при безналичной форме расчетов являются платежные поручения 74-89%, платежные требования- 1,6%, инкассовые поручения 05% и чеки 0,2%, а форма аккредитива применяется редко. Банковские карты используются в основном в РФ для снятия денежной наличности.
При наличных расчетах основным платежным инструментом является приходный и расходный кассовый чек, объявление.
В основном безналичные платежи осуществляются электронным способом (79-89% всех платежей.)
Разнообразие участников безналичных расчетов обуславливает организацию одноуровневую и двухуровневую систем расчетов.
При одноуровневой системе платежи осуществляются через расчетного агента (ЦБ РФ) который выполняет важные задачи по обеспечению ликвидности в системе расчетов, гарантирует своевременное проведение расчетов и является гарантом окончательного завершения расчетов. В двухуровневой системе помимо прямых пользователей присутствуют расчетные ассоциации, которые ведут расчеты при посредничестве пользователей, открывая у них счета.
Воздействие на организацию системы расчетов оказывает размер платежей. В зависимости от размера платежи делятся на крупные (оптовые), мелкие, низкостоимостные (розничные).
Крупные платежи относительно нерегулярны и составляют небольшой объем по количеству платежей. Осуществляются электронным способом в режиме реального времени. Такие расчеты являются государственными и осуществляются ЦБ.
Низкостоимостные платежи применяются почти всеми субъектами хозяйствования. Они универсальны и удовлетворяют самые разнообразные потребности.
Мелкие платежи принято подразделять на регулярные (страховые взносы, платежи за коммунальные услуги, квартплата, зарплата, пенсии, налоги) и нерегулярные (время от времени при разовых покупках товаров).
Очередность платежей: при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований предъявляемых к счету, расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очереди (дата поступления в банк плательщика).
При недостаточности денежных средств на счете их списывание осуществляется следующим образом: по исполнительным листам, по оплате труда, по налоговым отчислениям и отчислениям в бюджет, другие платежные требования.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Механизм функционирования платежной системы: клиенты коммерческих банков заключают договора на расчетно-кассовое обслуживание (банк, кредитные организации и их филиалы заключают договора РКЦ ЦБ на обслуживание), и на основании распоряжений клиента осуществляются расчеты, в основном электронным способом.
Стратегия развития платежной системы в настоящее время реализуется по двум направлениям:
- переход к электронной системе межбанковских расчетов в режиме реального времени;
- сокращение наличных денег в обращении путем внедрения расчетов платежными картами.


ВОПРОС №4. Система межбанковских расчетов.
Межбанковские расчеты – это система б/н расчетов между КО, осуществляемых на основе Положения «О б/н расчетах в РФ». Функции межбанковских расчетов: - размещение ден. средств в виде депозитов и кредитов;
- переучет векселей друг у друга и в ЦБ;
- покупка/продажа цен. бумаг;
- предоставление централизованных кредитов;
- расчетно-кассовое обслуживание клиентов по поручению друг друга на основе кор. отношений.
Расчеты могут производиться через:
- расчетную сеть ЦБ РФ;
- КО по кор. счетам «Лоро» и «НОСТРО»;
- небанковские КО, осуществляющие расчетные операции (клиринговые палаты);
- внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов).
Для осуществления расчетов заключаются договоры между КО и открывается кор/счет. Корреспондентский счет - банковский счет КО, на котором отражаются расчеты, произведенные одной КО по поручению другой КО на основе заключенного договора. Он может быть открыт в подразделении ЦБ РФ или в другой КО.
Расчетная сеть ЦБ РФ представляет собой систему РКЦ. Расчетно-кассовый центр – структурное подразделение ЦБ РФ, действующее в составе его территориального учреждения. В последнее время идет процесс их объединения в единые телекоммуникационные региональные сети. Для обслуживания и контроля за расчетными операциями наиболее крупных банков, влияющих на стабильность всей платежной системы страны, создан специальный центр при ЦБ РФ – Операционное управление. Цель деятельности РКЦ – обеспечение надежного, эффективного и безопасного функционирования платежной системы России.
РКЦ осуществляют операции по открытию, переоформлению и закрытию счетов КО, списанию (зачислению) средств со счетов (на счета), контроль за соблюдением правил проведения расчетных операций.
Прямые (децентрализованные расчеты) осуществляются на базе корреспондентских отношений между банками. Банки-корреспонденты открывают друг у друга кор/счета «Лоро» и «Ностро». «Лоро» - пассивный счет (депозит до востребования), открытый в банке А банком В для обслуживания его клиентов. «Ностро» - активный счет – отражение «Лоро» в банке В. Банк, ведущий счет «Лоро», должен ежедневно отслеживать остатки по счету. Если остаток дебетовый, банку-корреспонденту направляется телекс с извещением о сумме овердрафта, который должен быть покрыт.
Виды операций по к/счетам: - расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка-корреспондента;
- операции по межбанковским займам и депозитам;
- собственные операции банка, ведущего к/счета: получение и выплата %, расходы и др.
SWIFT «Общество всемирных межбанковских телекоммуникаций» осуществляет переводы по счетам «Лоро» и «Ностро», выполняет клиринговые расчеты.
Межбанковский клиринг - система б/н расчетов между банками, осуществляемых через единые расчетные центры. Преимущества клиринговых расчетов перед корреспондентскими прямыми расчетами состоит в том, что ден. средства не распыляются по к/счетам, а клиринговые центры аккумулируют средства для расчетов и заметно их ускоряют. Центром может быть клиринговая палата ЦБ или палата самого банка (крупного).
Механизм клиринговых расчетов основан на зачете взаимных требований и обязательств с обращением на счете только сальдовых оборотов. По результатам всех перчислений определяется сальдо счета каждого участника. Если сальдо превышает допустимый минимум задолженности, то разница должна быть внесена на счет Клиринговой палаты. При отсутствии у владельца счета средств может быть предоставлен краткосрочный кредит – овердрафт. В случае образования кредитового сальдо разность образует свободный остаток, который может быть востребован со счета Клиринговой палаты.
Взаиморасчеты значительно сокращают объемы перемещаемых ден. средств, ускоряют процессы расчетов, повышают ликвидность банков. Вместе с тем клиринговые расчеты связаны с достаточно высокими рисками ликвидности, техническими и информационными.
Система межбанковских расчетов через учреждения ЦБ РФ в настоящее время играет ведущую роль.


ВОПРОС №5. Организация безналичных расчетов.
Безналичный оборот денег в современных условиях играет ведущую роль и в некоторых странах составляет около 95% всех расчетов. Безналичные расчеты существуют в виде записей по депозитным счетам (депозитные деньги). Принципы организации безналичных расчетов:
1. правовой режим осуществления расчетов и платежей;
2. осуществление расчетов по банковским счетам, ограничение кассовой наличности.
3. Все расчеты осуществляются только через банк (государство контролирует объем денег в обращении) и под контролем всех его участников (с целью исключения возможности ошибок и разбазаривания денег).
4. Платежи со счета осуществляются по распоряжению владельцев, и это право клиента не может быть ограничено (исключение: деньги могут быть списаны по решению суда). Если денег на счете достаточно, чтобы удовлетворить все требования, предъявленные к счету, то списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента на списание (календарная очередность). Если же денег не достаточно, то списание происходит в очередности согласно Гражданскому Кодексу. При недостатке средств для оплаты расчетных документов, банк, в редких случаях (если клиент первоклассный, а недостаток денег – явление краткосрочное) может предоставить кредит, т.е. оплатить документы за счет собственных ресурсов, а при поступлении денег на счет, взыскать эту сумму.
5. Соблюдение принципа срочности платежей позволяет субъектам безналичных расчетов более рационально построить свой денежный оборот, точно определить потребность в заемных средствах и, таким образом, управлять ликвидностью своего баланса. Различают:
- досрочный платеж (предоплата, аванс) – платеж до отгрузки товаров;
- платеж после отгрузки товаров;
- пролонгированный (отсроченный) – платеж осуществляется через определенный срок после завершения торговой операции;
- просроченный (при отсутствии у плательщика средств).
6. Обеспеченность платежей, т.е. наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем. Различают:
a. оперативную обеспеченность, т.е. наличие достаточной для платежа суммы ликвидных средств 1-го класса (денежные средства);
b. перспективную обеспеченность – это оценка платеже- и кредитоспособности плательщика.
Основные формы б/н расчетов:
- расчеты платежными поручениями (преобладающая форма);
- расчеты платежными требованиями (по инкассо) применяются реже в случае поручения клиента банку получить платеж от 3-го лица – его дебитора;
- расчеты чеками и аккредитивами (в РФ применяются незначительно);
- платежные карты и вексельные расчеты.
Банки осуществляют б/н расчеты на основании расчетных документов, которые представляют собой оформленные в виде документа на бумажном носителе или электронного платежного документа (платежные поручения и требования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения).
Б/н расчеты осуществляются через КО и/или ЦБ РФ по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета). Ведущую роль в организации бесперебойного и надежного функционирования системы расчетов играет ЦБ РФ, осуществляющий расчетно-кассовое обслуживание КО через систему РКЦ.
Система б/н расчетов охватывает расчеты: - для клиентов банков: ЮЛ (межхозяйственный оборот) и ФЛ; - межбанковские расчеты; - внутрибанковские расчеты; - международные расчеты. Общий срок безналичных расчетов установлен ФЗ «О ЦБ РФ» и не должен превышать двух операционных дней.
Платежное поручение – документ, подтверждающий перечисление определенной ден. суммы от плательщика к получателю б/н путем за купленный товар, выполненные работы, оказанные услуги или в качестве налоговых выплат. В большинстве случаев используется как средство предварительной оплаты работ, услуг и др. Действительно в течение 10 календарных дней.
Платежное требование – документ, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате ему через банк определенной ден. суммы. Применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и др. Виды платежных требований: с акцептом плательщика и без акцепта. Вид платежа оговаривается в договоре между плательщиком и получателем. Один экземпляр договора передается в банк.
Срок платежа для акцепта плательщика – не менее 5 рабочих дней, не считая дня поступления в банк платежного требования. Если плательщик согласен платить по выставленному на него платежному требованию, то он ставит сумму к оплате в специально отведенных для этого строках платежного требования и подтверждает ее подписями руководителя и главбуха фирмы и печатью. Если отказывается, то он должен вернуть его в банк и заполнить заявление об отказе от акцепта с указанием причин отказа.
Один экземпляр заявления об отказе вместе с первым экземпляром платеж. требования помещаются в документы дня банка, второй экземпляр направляется в банк получателя для передачи его получателю, а третий возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.
При безакцептном списании ден. средств со счета клиента банк списывает сумму, указанную в платеж. требовании лишь с его уведомлением об этом.
Срок действия платеж. требования ограничен 10 календарными днями.
Аккредитив – условное ден. обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя при предъявлении им документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить осуществить платежи другому банку.
Покрытый (депонированный) аккредитив – банк-эмитент перечисляет на счет плательщика сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
Непокрытый (гарантированный) аккредитив – банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с его корресп. счета в пределах суммы аккредитива.
Отзывной аккредитив – может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитетнта перед получателем после отзыва аккредитива.
Безотзывной аккредитив – может быть отменен только с согласия получателя средств.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. В договоре отражается: наименование банка-эмитента, получателя средств, сумма аккредитива, его вид, способ извещения плательщика о номере счета, открытого исполняющим банком, полный перечень документов, представляемых получателем средств и их характеристика, срок действия аккредитива.
Вексель – это письменное долговое обязательство, строго установленной формы, удостоверяющее безусловное обязательство одной стороны уплатить в установленный срок определённую денежную сумму другой стороне и право последней требовать этой уплаты. Виды векселей: коммерческие – основаны на реальной сделке по купле-продаже товаров в кредит, выдача их влечёт отсрочку платежа. Коммерческие векселя передаются фактически под залог товара и обеспечиваются теми денежными средствами, которые поступают от продажи товаров, приобретённых с помощью векселя; финансовые – являются непосредственным следствием договора-займа, когда одна сторона получает от другой некоторую сумму денег, выдавая взамен вексель. В торгово-промышленном обороте финансовые векселя используются предприятиями для пополнения оборотных средств; обеспечительные – используются в качестве средства обеспечения своевременности и точности исполнения обязательства по какой-либо другой сделке. Коммерческие векселя бывают простыми и переводными. Простой (соло) представляет собой простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по наступлению срока конкретную сумму векселедержателю. Простой вексель по сути своей является простой долговой распиской покупателя, вручаемая продавцу в обмен на товар или услугу. Переводной (тратта) – это письменный документ, содержащий приказ векселедателя, адресованный плательщику-должнику, уплатить деньги (в определённый срок и в определённом месте) получателю-держателю векселя или по его приказу другому лицу.
Расчёты чеками: при расчётах чеками владелец счёта (чекодатель) даёт письменное распоряжение плательщику (банку, выдавшему расчётные чеки) уплатить определённую сумму, указанную в чеке получателю средств (чекодержателю). Расчетные чеки следует отличать от денежных чеков, по которым из банка выдаются наличные деньги: с них нельзя давать сдачу наличными деньгами. Чеки используются в расчетах за товары, принятые по приемо-сдаточным документам, а так же за услуги транспорта. Это одна из гарантированных форм расчетов. Оплата чеков обеспечивается банковским кредитом или из специально созданного депозита.
Расчеты в форме пластиковых карточек. По экономическому содержанию различают дебетовые и кредитовые карточки. Кредитовые карточки связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров и при получении кассовых ссуд. Дебетовые карточки предназначены для получения наличных в банковских автоматах или покупки товаров с использованием электронных терминалов. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке.

ВОПРОС №6. Кассовые операции банков.
Кассовые операции – это операции банков по приему и выдаче денег и ценностей клиентам банка. Касса – наиболее ликвидный, но низкодоходный актив. Целевое назначение кассовых операций – бесперебойное обслуживание клиентов. Вся ден. наличность, используемая для выполнения этих операций, называется операционной кассой банка. Налично-денежный оборот КБ регулируется ЦБ РФ, являющимся эмиссионно-кассовым центром на основе Положения «О правилах организации наличного ден. обращения на территории РФ».
Принципы организации ден. обращения:
- все хозяйствующие субъекты хранят ден. средства на счетах в КО;
- прием наличных средств осуществляется в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ;
- порядок и сроки сдачи/получения наличных денег устанавливается ЦБ РФ по согласованию с клиентом;
- клиентам банков устанавливается лимит кассовых остатков;
- банкам устанавливается лимит операционной кассы.
Кассовые операции ЦБ РФ нацелены на обслуживание КБ, осуществляются на основе договора и обеспечивают рациональный оборот наличности в рамках проводимой ден.-кредитной политики; своевременное оприходование и зачисление на счета клиентов поступившие в кассы РКЦ наличные деньги; своевременную выдачу клиентам ЦБ в соответствии с их лимитными требованиями денег для осуществления рсчетов.
Каждый РКЦ имеет свою оборотную кассу, предназначенную для учета денег, находящихся в обращении. Правила регулирования оборотных касс: установление лимита оборотных касс, подкрепление оборотных касс, перечисление сверхлимитных остатков в резервные фонды, обмен ветхих купюр.
Поступающие от КБ заявки удовлетворяются при наличии средств на кор/счете накануне дня их выдачи. Резервные фонды – еще не выпущенные в обращение или уже изъятые ден. знаки. Средства резервного фонда могут быть использованы только с разрешения ЦБ РФ.
Кассовое обслуживание клиентов в КБ производится в соответствии с «Положением о порядке ведения кассовых операций в КО РФ» и «Положением о правилах организации наличного ден. обращения на территории РФ».
Деньги могут быть сданы в кассы банка, инкассаторам для последующей сдачи в банк, предприятиям связи для перечисления на счета в банк.
Выдача наличных денег производится всем хозорганам в пределах имеющихся у них на счетах средств на основании справки – заявки о потребности в определенной сумме денег на потребление (зарплата, командировочные расходы и др.).
Банки выполняют операции с наличными деньгами в соответствии с утвержденным ЦБ РФ на основании их проектов кассовым планом. Кассовое планирование банка базируется на кассовых заявках клиентов.
Организация кассовой работы в банке осуществляется в соответствии с правилами ЦБ РФ и обозначается термином «кассовая дисциплина». Правила регламентируют:
- общий порядок ведения операций;
- правила перевозки и хранения денежных знаков;
- порядок замены и уничтожения поврежденных банкнот.
Банки обязаны иметь хорошую материально-техническую базу, специально оборудованное и охраняемое помещение, иначе они не получают разрешения на проведение кассовых операций.
Отдел кассовых операций включает следующие операционные кассы: приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние, для размена денег, для пересчета денежной выручки.
Прием и выдача денег возможна только на основании распоряжения операционного работника, оформленного кассовыми документами (приходными и расходными), которые должны иметь подписи соответствующих должностных лиц банка. Для обеспечения сохранности ценностей и правильной организации кассовой работы кассовые операции находятся под постоянным контролем (текущим внутренним и внешние ревизии).
Отличительной особенностью кассовой деятельности современных банков является стремление к максимальной автоматизации кассовых операций.


ВОПРОС №7. Ресурсы банка. Пассивные операции банков.
Успешность функционирования банка зависит от его ресурсной базы. Все источники формирования ресурсов отражаются в пассиве баланса банка. Ресурсы банка – это собственные средства банка (капитал) и его обязательства (привлеченные средства), используемые для проведения активных операций.
Собственные ресурсы банка: 1. банковский капитал, сформированный из средств учредителей и собранного акционерного капитала; 2. нераспределенная прибыль банка; 3. денежные средства, приравнен¬ные к денежному капиталу. В состав фондов банка входят: уставный фонд; резервный фонд; специаль¬ные фонды. Собственный капитал банка имеет большое значение для обеспечения его нормальной деятельности и выполняет следующие функции: 1. регистрационная; 2. эмиссионная; 3.защитная функция – обеспечивает ликвидность банка; 2. оперативная функция — создает условия для бесперебойной работы банка; 3. регулирующая – проявляется в том, что соблюдение требований о поддержании собственного капитала на определенном уровне влияет на регулирование пропорций между разными статьями баланса банка.
Уставный фонд служит основным обеспечением обязательств банка и формируется из взносов предприятий, объединений и организаций, которые м.б. оплачены путем: перечисления ден. средств; взноса в натуральной форме: зданий, сооружений, оборудования, а также в виде иных имущественных прав, включая право на интеллектуальную собственность. Уставный фонд банка м.б. увеличен путем привлечения новых пайщиков (акционеров); приобретения дополнит-х (новых) паев или акций учредителями; переоценки стоимости имущества. Увеличение или уменьшение размеров уставн. фонда производится решением общего собрания (совета) банка. Изменения уставного фонда регистрируются ЦБ. Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных расходов и убытков банка. Формируется путем ежегодных отчислений в размере, например не менее 5% чистой прибыли банка до тех пор, пока он не составит 25% величины уставн. фонда. Обязательные отчисления возобновляются, если размеры резервн. фонда окажутся меньше 25% величины устав. фонда. Расходуется он по решению правления банка.
Пассивные операции – это совокупность операций обеспечивающих формирование ресурсов коммерческого банка. Ресурсы коммерческого банка могут быть сформированы за счет собственных и привлеченных средств. Собственные ресурсы банка - 10-20%, остальной заемный или привлеченный капитал.
Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке финансовых ресурсов, коммерческие банки удовлетворяют потребности экономики в дополнительных оборотных и инвестиционных средствах.
Размер и структура привлеченных средств банка зависит от специализации банка, конъюнктуры банковского сектора, макроэкономической ситуации, регулирующей политики ЦБ РФ.
Привлеченные средства формируются посредством следующих банковских операций:
• Первичная эмиссия ценных бумаг КБ;
• Привлечение кредитов и займов, полученных от юридических лиц;
• Депозитные операции.
Депозиты — суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят в банк и которые на определенное время оседают на счетах в банке в силу действующего порядка осуществления банковских операций. Депозиты подразделяют на три группы: срочные депозиты, депозиты до востребования, сберегательные вклады населения.
Срочные депозиты классифицируются в зависимости от их срока: депозиты до 3-х месяцев; депозиты от 3-6 месяцев; депозиты от 6-9 месяцев; депозиты от 9-12 месяцев; депозиты свыше 12 месяцев.
Депозиты до востребования классифицируются в зависимости от характера и принадлежности средств, хранящихся на счетах. Это могут быть:
• средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах предприятий
• средства на специальных счетах по хранению различных фондов
• средства предприятий и организаций в расчетах
• средства на корреспондентских счетах
Сберегательные вклады в зависимости от особенностей их хранения подразделяются на: • срочные
• выигрышные, молодежно-премиальные
• условные на предъявителя.
Каждый из видов депозитов имеет свои достоинства и недостатки.
Депозиты до востребования наиболее ликвидны. Их владельцы могут в любой момент использовать деньги, находящиеся на счетах до востребования.
Основными недостатками депозитов до востребования являются: для владельцев - низкий процент, для банка - необходимость иметь высокий оперативный резерв для поддержания ликвидности.
Срочные депозитные счета имеют четко установленный срок, по ним уплачивается владельцам фиксированный процент. Достоинство срочных депозитных счетов для клиентов является получение высокого процента, для банка- возможность поддержания ликвидности.
Сберегательные вклады выгодны банкам тем, что они, как правило, носят долгосрочный характер и, следовательно, могут служит источником долгосрочных вложений.
Кроме депозитных источников привлечения средств коммерческие банки используют в своей практике и так называемые «недепозитные». Они характеризуются тем, что банк получает деньги через реализацию долговых обязательств на денежном рынке. Специфика недепозитных источников заключается в следующем:
• инициатива привлечения принадлежит банку, а не вкладчику;
• этот источник широко используется крупными банками, которые имеют свободный доступ к денежным ресурсам;
• недепозитные источники – это оптовый (неперсонифицированный) бизнес, т.к. долговые обязательства реализуются крупным инвестором на крупные суммы.
В настоящее время российские банки для привлечения дополнительных средств выпускают облигации, векселя и сертификаты.
К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся:
1. получение займов на межбан¬ковском кредитном рынке;
2. соглашение о продаже ц/б с обратным выкупом;
3. учет векселей и получение ссуд у ЦБ;
4. продажа банковских акцептов – согласие на оплату, погашение;
5. получение займов на рынке Евродоллара;
6. выпуск облигаций и других ценных бумаг.


ВОПРОС №8. Депозитные операции банка и депозитная политика банков.
Депозитные операции - деятельность банка, направленная на привлечение ден. средств ЮЛ и ФЛ в различных формах и на разные сроки. Исключение составляют средства др. банков. Роль депозитных операций в банке зависит от истории развития банка. По мере развития банка возрастает роль депозитных операций, которые постепенно выходят на первый план среди источников деятельности банка, меняется структура депозитных операций с точки зрения клиентов банка. Работа начинается сначала с юр. лицами. Через 2 года образования, банк получает возможность привлекать средства физ. лиц. По мере развития банка меняются формы привлечения средств клиентов (существенно расширяются: векселя, сертификаты, возрастает число вкладов, различных форм депозитов и т.д.).
Существуют пассивные и активные депозитные операции. Пассивные депозитные операции заключаются в привлечении средств предприятий, учреждений, банков и населения во вклады на срок и до востребования. По экономическому содержанию депозиты подразделяются на 3 группы:
1. Срочные депозиты (с разновидностью — депозитными сертификатами) классифицируются по срокам: депозиты со сроком до 3 месяцев; от 3 до 6; от 6 до 9; от 9 до 12; свыше 12. Недостатки срочных депозитов для клиентов - в их низкой ликвидности и невозможности использования этих средств для расчётов и платежей, а также для получения наличных. Для банка недостаток - в необходимости выплаты повышенных %% по вкладам и снижении таким образом маржи (разницы между % по активным и по пассивным операциям).
2. Депозиты до востребования классифицируются в зависимости от характера и принадлежности средств, хранящихся на счетах:
а) средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах предприятий и организаций;
б) средства на специальных счетах по хранению различных по своему целевому экономическому назначению фондов (собственные средства предприятий, предназначенные для капвложений; средства предприятий в расчётах; средства на корсчетах для расчетов с др. банками; средства местных бюджетов).
Депозиты до востребования наиболее ликвидны, т.к. их владельцы могут в любой момент использовать свои деньги, но по ним банк обязан резервировать 16% в ЦБ (в то время как по срочным вкладам св. 12 мес. — 10%).
3. Сберегательные вклады населения подразделяются в зависимости от особенностей их хранения на срочные, сроч¬ные с дополнительными взносами, молодежно-премиальные, на предъявителя, сберегательные сертификаты, пластиковые карты и др.
Выгодны банкам - носят долгосрочный характер и могут использоваться для долгосрочных инвестиций. Недостаток - подвержены полит., психологич. и эконом. факторам, что повышает угрозу быстрого оттока средств с этих вкладов и потери ликвидности банка.
Корреспондентские счета – средства на счетах других банков, открытые в данном банке, по сути являются депозитами и их можно рассматривать как привлеченные ресурсы, учитываются на счете «Лоро».
2 вида корр. счетов: 1) валютные открываются иностр. банками в др. банках и предназ.начены для хранения валюты и проведения расчётов за импортно-экспортные операции; 2) рублевые - способствуют ускорению платежей между регионами (платежи проходят за 1—3 дня) и проще в использовании, чем расчёты через РКЦ (платежи проходят при телеграфных переводах за 3—5, а при почтовых — за 10—18 дней).
Активные депозитные операции связаны с размещением временно свободных ресурсов одних банков в др. кредитных учреждениях на счете «Ностро». По остаткам средств на кор/счете в валюте в иностр. банках %% в пользу корреспондента начисляются, а по остаткам на к/счете в российских банках вопрос о начислении или неначислении средств решается по согласованию между банками. Средства на счете в ЦБ не приносят доход, а средства на к/счете в др. банках и вложения в ГКО приносят банку доход.
На долю депозитных операций обычно приходится до 95% пассивов. При реализации депозитной политики банку следует:
- разнообразить депозиты по срокам, размерам, формам;
- особое внимание уделять срочным депозитам, которые в наибольшей степени поддерживают ликвидность баланса;
- постоянно отслеживать остатки средств на счетах клиентов, обороты по ним. При наличии на счетах постоянных остатков рекомендовать владельцам переводить их на счета срочных депозитов;
- свести к минимуму свободные средства на депозитных счетах;
- проводить привлекательную для вкладчиков процентную политику и устанавливать процентную маржу не ниже, чем в сопоставимых банках.
Структура вкладов в коммерческих банках изменяется в зависимости от конъюнктуры денежного рынка и государственного регулирования нормы процента по вкладам. Осуществляя пассивные операции, связанные с депозитами, менеджеры контролируют ситуацию, учитывая объемы издержек по разным категориям вкладов, возможные риски и предпринимают усилия для привлечения вкладов и оптимизации их структуры.
Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и о качественном улучшении своих депозитов. Они используют для этого разные методы. Важным средством конкурентной борьбы при этом является процентная политика банка. Процентная политика формируется каждым банком индивидуально, исходя из особенностей клиентской базы и специфики самого банка, с обязательной привязкой к величине ставки рефинансирования. Одновременно, все без исключения банки соблюдают несколько единых для всех принципов организации депозитных операций. Они заключаются в следующем:
• депозитные операции должны содействовать получению прибыли или создавать условия для получения прибыли в будущем;
• депозитные операции должны быть разнообразными и вестись с различными субъектами;
• особое внимание в процессе организации депозитных операций следует уделять срочным вкладам;
• должна обеспечиваться взаимосвязь и согласованность между депозитными и кредитными операциями по срокам и суммам депозитов и кредитных вложений;
• организуя депозитные и кредитные операции, банк должен стремиться к минимизации своих свободных ресурсов;
• банку следует принимать меры к развитию банковских услуг, способствующих привлечению депозитов.

В российской банковской системе традиционно применяются простые проценты, как по аннуитетам, так и по дисконтным операциям.


ВОПРОС №9. Баланс банка. Структура баланса, особенности учета активных и
пассивных операций.
В отечественной практике синтезирующим источником информации о деятельности банка является бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Кромк того, банки обязаны ежемесячно представлять отчет о выполнении экономических нормативов деятельности, отчет о кассовых оборотах и ежеквартально данные, характеризующие кредитный портфель и расход клиентами (ЮЛ) средств на потребление. Требования к составу и содержанию отчетности изложены в Инструкции ЦБ РФ №17 «О составлении финансовой отчетности». Правила ведения бухучета в КО изложены в Инструкции ЦБ РФ «Правила ведения бухучета в КО, расположенных на территории РФ».
Баланс банка характеризует в денежном выражении состояние ресурсов коммерческих банков, источники их формирования и направления использования, а также финансовые результаты деятельности банков на начало и конец отчетного периода. Ба¬ланс банка выступает основным документом бухгалтерского учета, отражающим суммы остатков всех лицевых счетов ана¬литического учета, расположенных в порядке возрастания их номеров. Последние сгруппированы в разделы баланса по эко¬номически однородным признакам учитываемых денежных средств и банковских операций.
Баланс банка – сводный итоговый документ, отражающий обобщенные статьи пассивных и активных операций на определенную дату. Информация о движении средств формируется в процессе бухучета и отражается на соответствующих счетах. Банковские балансы составляются по унифицированной форме, представленной в Плане счетов бухучета, разрабатываемом и утверждаемом ЦБ РФ.
Балансы КБ подразделяются на годовые и промежуточные: полугодовые, квартальные, ежемесячные. Ежемесячно на 1 число банк представляет баланс в главное управление ЦБ РФ. Все совершенные за рабочий день операции отражаются в ежеднев¬ном балансе кредитной организации (ее филиала). Состав и структура баланса банков зависят от характера и специфики их деятельности, принципов построения бухгалтерского учета в банках и используемых банковских операций. Кредитная организация составляет сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации по счетам второго порядка. Счета в бухгалтерском учете банка определены только активные или только пассивные.
Главы и соответствующие разделы Плана счетов:
Глава А («Балансовые счета») включает в себя 7 разделов.
• Раздел 1 «Капитал и фонды»
• Раздел 2 «Денежные средства и драгоценные металлы»
• Раздел 3 «Межбанковские операции»
• Раздел 4 «Операции с клиентами».
• Раздел 5 «Операции с ценными бумагами».
• Раздел 6 «Средства и имущество».
• Раздел 7 «Результаты деятельности».
Глава Б («Счета доверительного управления»)
Глава В («Внебалансовые счета»)
Глава Г («Срочные операции»).
Глава Д («Счета ДЕПО»)
Структура баланса:
Актив: 1) ден. средства, счета в ЦБ; 2) госуд. долговые обязательства;
3) средства в банках и кред. учреждениях
4) вложения в ценные бумаги
5) кредиты предприятиям, организациям, населению
6) основные средства и НМА
7) прочие активы.
Пассив:
Обязательства: 1) средства ЦБ;
2) средства банков и КО
3) средства клиентов, включая вклады населения
4) выпущенные банком долговые обязательства
5) прочие обязательства.
Собственные средства:
1) УК; 2) Прочие фонды и др. собственные средства
3) прибыль (убыток) за отчетный год
4) распределенная прибыль
5) нераспределенная прибыль (убыток).
Анализ баланса банка необходим при установлении корреспондентских связей одного банка с другим, предоставлении кредитов и др. межбанковских отношений. Задача анализа банка - установление надежности, платежеспособности банка, его способности покрывать возможные убытки за счет собственных средств. Баланс банка - средство рекламы для привлечения потенциальных клиентов и партнеров, средство банковского менеджмента.
Методы анализа. 1) Горизонтальный анализ. 1) строится на основе группировки А и П (по отдельности). Берется баланс на две даты. 2) определяются темпы роста: итоговая сумма группы на последнюю дату делится на итог. сумму статей группы на предпоследнюю дату. При помощи горизонт. анализа возможно: определить темпы роста статей баланса a определить тенденции изменения статей a прогнозировать рост или уменьшение суммы статей. Т.е. рассматривается динамика изменения статей баланса.
2) Вертикальный анализ. (структурный анализ).Строится на основе определения удельных весов отдельных групп. Удельный вес = сумма группы баланса/ баланс нетто * 100%.
1) Позволяет определить структуру пассивов и активов, т.е. какой объем занимает та или иная группа.
2) оценить состав клиентской базы
3) определить стоимость банковских ресурсов
4) выявить основные виды акт. операций
5) выявить зависимость банка от МБР
6) определить наиболее и наименее эффективные вложения банка
7) подготовить мероприятия по управлению П и А.
3) Коэффициентный анализ. Для оценки структуры пассивов: 1) Коэф-т клиентской базы = сумма вкладов ф. и ю. лиц / общий объем привлеченных банком ср-в. Показывает качество ресурсной базы + устойчивость и независимость от МБЗ и бюдж. ср-в. (=1)
2) Коэф. диверсификации кл. базы = привлеч. ср-ва ф.лиц / привл. ср-ва ю. лиц. Показ. степень устойчивости ресурсной базы. (если 0 то работа только с юр. лиц)
3) коэф. покрытия = собств. капитал нетто / сумма привлеченных ср-в. Степень защиты интересов вкладчиков собственным капиталом.
Для оценки структуры активов: 1) коэф. достаточности капитала = капитал нетто/ сумма активов, приносящих доход. Если К > 1 не работают ср-ва.
2) Коэф. текущей ликвидности = ликвидные активы банка/ обязательства до востребования. К <1 плохо, =1 - идела, >1 - проедает капитал.
3) коэф. защищенности от риска = резервы под возможные потери по ссудам / ссудная задолженность. Показывает сколько активов приносящих доход могут быть компенсированы за счет полученной прибыли и созданных резервов.
Анализ данных баланса дает комплексную характеристику деятельности банка за определен¬ный период. Анализ баланса позволяет определить наличие собственных средств, изменения в структуре источников ресурсов, состав и динамику активов и т.д. Кроме того, на основе баланса можно судить о состоянии ликвидности, доходности, возможных перспективах развития коммерческого банка .


ВОПРОС №10. Управление активами банка. Анализ их эффективности.
В процессе управления активами банка ставится задача обеспечения прибыльной работы банка и поддержания ликвидности баланса.
Управление активами предполагает:
1. диверсификацию активных операций по степени их ликвидности:
• первичные резервы (высоколиквидные) – кассовые активы, средства на к/счетах в других банках;
• вторичные резервы – госуд. ценные бумаги, ссуды и др. платежи в пользу банка со сроком погашения в течение 30 дней;
• остальные ссуды;
• ценные бумаги негосударственных эмитентов;
• основные средства – здания, сооружения, оборудование (неликвидные).
2. отслеживание рисков и их снижение, создание резервов на возможные потери по ссудам и ценным бумагам.
3. поддержание доходности активов.
Методы управления активами:
1. метод общего фонда средств: все ресурсы банка образуют общий фонд средств, ктороый размещается по активам на основе текущих приоритетов либо с позиций обеспечения текущей ликвидности, либо обеспечения спекулятивной прибыли. Метод считается рискованным. Им в отдельные периоды могут пользоваться только банки с высокой финансовой устойчивостью.
2. метод распределения активов (консервации средств): широко распространен в банковской практике, базируется на скорости обращения различных видов привлечения ресурсов. Управление осуществляется одновременно пассивами и активами путем их координации по срокам и размерам. Метод приводит к созданию внутри банка относительно обособленных «центров ликвидности – прибыльности».
При ориентации банка на более полное удовлетворение потребностей клиентов оба метода имеют недостатки. Спрос на кредиты и предложение ресурсов могут не совпадать. Ориентируясь на средний уровень ликвидности, банки меньше думают о клиентах.
3. метод научного управления активами или экономико-математический ориентируется на максимизацию прибыли при соблюдении нормативов ликвидности и диверсификации рисков. Этот метод считается наиболее эффективным. В основе научного управления активами и пассивами лежат т.н. «золотые банковские правила»:
-краткосрочные пассивы размещаются в краткосрочные активы, долгосрочные пассивы – в долгосрочные активы;
- сумма краткосрочных и среднесрочных средств по активу не должна превышать сумму краткосрочных и среднесрочных средств по пассиву;
- сумма долгосрочных средств по активу может превышать сумму долгосрочных обязательств банка и его собственного капитала. Срок размещения не должен превышать срок привлечения;
- в структуре активов чем ниже доля высокорисковых активов в балансе банка, тем выше его ликвидность;
- в структуре пассивов чем ниже доля вкладов до востребования и больше доля срочных вкладов, тем выше ликвидность.
Анализ активов банка проводится как по вертикали, так и по горизонтали.
Вертикальный анализ состоит в определении удельного веса основных статей активов баланса в общем объеме, а по горизонтали, предполагает выявление изменений как абсолютной величины средств, так и их структуры во временном аспекте.
Анализу производительных и непроизводительных активов банка проводится на основе группировки статей актива баланса путем разделения их на производительные и непроизводительные. К числу производительных активов относятся: выданные кредиты, размещенные депозиты, вложения в ценные бумаги и другие доходные активы. К числу непроизводительных активов относятся средства в кассе и на корреспондентских счетах, обязательные резервы, перечисленные в ЦБ РФ, средства отвлеченные в расчеты, дебиторы, капитализированные активы и другие активы, не приносящие дохода.
Анализ эффективности использования активов банка проводится с помощью коэффициента (Кэф), который определяется как отношение величины активов, приносящих доход, к общей сумме активов банка.
Немаловажную роль в анализе качества состава активов банка играет коэффициент нагрузки производительных активов, который определяется как отношение величины непроизводительных активов к производительным. Данный коэффициент показывает, сколько «неработающих» активов приходится на 1 тенге активов приносящих доход. Задача анализа эффективности управления активами заключается в совершенствовании методов управления активами с целью создания рациональной структуры активов банка и улучшения их качественного состава.


ВОПРОС №11. Собственный капитал банка. Управление капиталом.
Собственный капитал банка имеет большое значение для обеспечения его нормальной деятельности банка и выполняет следующие функции: 1. регистрационная при создании КО; 2. эмиссионная при формировании акционерного капитала; 3.защитная функция – обеспечивает ликвидность банка, гарантии вкладчикам; 2. оперативная функция — создает условия для бесперебойной работы банка; 3. регулирующая – проявляется в том, что соблюдение требований о поддержании собственного капитала на определенном уровне влияет на регулирование пропорций между разными статьями баланса банка.
На размер и структура капитала влияют следующие факторы:
- приток средств из внутренних и внешних источников;
- использование собственных средств.
Структура капитала банка:
1. Основной (первичный, капитал 1-го уровня): акции (уставной капитал), эмиссионный доход, часть фондов и часть прибыли отчетного года. Под основным капиталом КО понимается постоянная (неизменяемая по стоимости) часть капитала, которая может быть использована на покрытие любых убытков.
2. Дополнительный (вторичный, капитал 2-го порядка): величина, изменяемая в зависимости от изменения стоимости активов КО или рыночных рисков.
Элементы собственного капитала: Уставный капитал (фонд) - это организационно-правовая форма капитала, величина которого определяется учредительским договором о создании банка и закрепляется в Уставе банка. Уставный капитал создается путем выпуска акций (акционерные банки) или перечисления паевых взносов ( паевые банки). Сумма уставного капитала законодательно не ограничивается. Для обеспечения устойчивости банков устанавливается минимальная сумма уставного капитала. Уставный капитал банка отражается в пассиве баланса и формируется денежными взносами, материальными и нематериальными активами, иностранной валютой и ценными бумагами, эмитированными третьими лицами и имеющими рыночную котировку.
Резервный капитал банка создается из прибыли до налогообложения в размере 25 % от оплаченной суммы уставного капитала. Целью создания резервного фонда является покрытие общих рисков, вытекающих из основной деятельности банка, по которым не формируются специальные резервы. Он может быть также использован на выплату процентов по выпущенным банком облигациям при недостаточности текущей прибыли и на увеличение уставного капитала банка. При расчете нормативов достаточности собственного капитала резервный капитал, законодательно созданный, в международной практике относится к капиталу I уровня, т.е. к основному капиталу.
Специальные фонды банка состоят из трех видов: учредительская прибыль, прибыль от переоценки основных фондов, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Коммерческие банки формируют фонд "Износ основных средств" путем амортизационных начислений на все виды основных средств. Амортизация начисляется в процентах к балансовой стоимости, исходя из утвержденных норм.
Фонды экономического стимулирования создаются из прибыли банка после налогообложения. К основным средствам банка относятся также средства от переоценки иностранной валюты.
Размер капитала определяется банком самостоятельно с учетом нормативов, установленных ЦБ РФ. Капитал характеризует финансовую устойчивость любой КО по следующим элементам: - размер капитала;
- структура капитала;
- темп роста капитала;
- доля собственных средств – нетто.
Основные источники увеличения капитала:
- выпуск акций при акционерной форме организации банка;
- дополнительные взносы пайщиков при паевой форме организации банка;
- использование прибыли и эмиссионного дохода на увеличение капитала (создание резервного и др. фондов);
- субординированные долги (кредит, полученный банком в валюте РФ на срок не менее 5 лет).
Достаточность капитала (Н1) – относительный показатель, характеризующий деятельность банка с точки зрения его устойчивости при возникновении различных рисков по активным операциям банка. Рассчитывается как отношение капитала к его активам, взвешенным с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.
Минимальное значение Н1 для банков с капиталом менее 5 млн. евро – 11%; более 5 млн. евро – 10%.
Общий критерий достаточности капитала: обеспечение максимальной прибыли, с одной стороны, и ликвидности, с другой.
Управление капиталом предполагает:
- обоснование его достаточности в соответствии с объемом, структурой и содержанием активных операций банка. Чем больше доля рисковых активов, тем сравнительно большего размера требуются собственные средства. Банки с высокой долей собственного капитала считаются более надежными и конкурентоспособными.
- выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала:
а) использование прибыли, размер которой связан с дивидендной политикой банка. Поэтому доходность акций должна быть не ниже доходности других инвестиций с аналогичной степенью риска. Недостаток наращивания прибыли связан с размером ее налогообложения.
б) увеличение капитала банка за счет повторных эмиссий связано с высокими издержками.
в) субординированный кредит.
- учет стоимости и рисков привлечения средств клиентов и др. КО, или управление пассивами.


ВОПРОС №12. Кредит, его сущность, функции, формы.
Кредит (от лат. ссуда, долг, доверяю) – форма движения ссудного капитала, ссуда в денежной или товарной форме, предоставленная на условиях возвратности, срочности и платности. Он имеет денежную природу и выступает в качестве формы разрешения противоречия между накоплением временно свободных денежных средств у одних экономических субъектов и потребностью в них у других. Условием существования кредита является наличие крупного фонда денежных средств – ссудного капитала.
Ссудный фонд – экономическая категория, отражающая одновременно мобилизацию денежных средств в экономике, их распределение между экономическими субъектами через КО на возвратной основе.
Принципы кредитования:
- принцип срочности: между моментом выдачи ссуды и моментом ее погашения всегда существует определенный промежуток времени, фиксируемый в кредитном договоре;
- принцип возвратности: ссуда предоставляется на срок и должна быть возвращена заемщиком кредитору;
- принцип платности: кредитор надеется получить процент на ссуженный капитал с учетом степени риска, а заемщик предполагает использовать заемный капитал так, чтобы извлечь доход, достаточный для выплаты процентов по ссуде и получения собственной прибыли;
- принцип обеспечения ссуды: чтобы обеспечить возврат ссуд банки требуют от своих клиентов материальных гарантий возвра...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.