На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Ответы на вопросы по гражданскому праву

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 23.03.2012. Страниц: 247. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Что является предметом гражданско-правового регулирования?
2. Каков метод гражданско-правового регулирования?


1. Что является предметом гражданско-правового регулирования?

Как и любая отрасль гражданское право состоит из правовых норм, ре-гулирующих соответствующие общественные отношения. Предмет граждан-ского права также составляют общественные отношения.
Круг общественных отношений, регулируемых гражданским пра¬вом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их ис-черпывающий перечень. Этого и не следует делать, так как в задачу граждан-ско-правовой науки входит не перечисление с возможно большей точностью и тщательностью всех общественных отношений, регулируемых гражданским правом, а выявление тех их общих свойств, которые и позволили объединить их в предмете одной и той же отрасли, именуемой гражданским правом.
Первое, что бросается в глаза, это то, что гражданское право имеет де-ло с имущественными отношениями. Под имущественными обычно понима-ют такие общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ, т.е. вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова.
Однако гражданское право регулирует далеко не все имуществен¬ные отношения, возникающие в нашем обществе, а только определен¬ную их часть, именуемую имущественно-стоимостными отношениями. К имущественно-стоимостным относятся, в первую очередь, товарно-денежные отношения. Вместе с тем следует иметь в виду, что граж¬данским правом регулируются и такие имущественные отношения, ко¬торые непосредственно не связаны с денежным обращением и поэтому их нельзя назвать товарно-денежными.
Другой составляющей частью предмета гражданского права в соот-ветствии со ст. 2 ГК являются личные неимущественные отношения. Из само-го названия вытекает, что личные неимущественные отношения обладают, по крайней мере, двумя признаками. Во-первых, указанные отношения возника-ют по поводу неимущественных (духовных) благ, таких как честь, достоин-ство, деловая репутация, имя гражданина и т.п. Во-вторых, личные неимуще-ственные отношения неразрывно связаны с личностью участвующих в них лиц. В этих отношениях проявляется индивидуальность отдельных граждан или организаций и осуществляется оценка их нравственных и иных социаль-ных качеств.
Таким образом, под личными неимущественными отношениями следу-ет понимать возникающие по поводу неимущественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индивиду¬ализация личности гражда-нина или организации посредством выяв¬ления и оценки их нравственных и иных социальных качеств.
В имущественных отношениях взаимная оценка проявляется в стои-мостной форме, а в неимущественных — в виде нравственной и иной соци-альной оценки личных качеств граждан и организаций. Пос¬кольку стоимост-ная оценка имеет место только в имущественно-стоимостных отношениях, а нравственная и иная социальная оценка личных качеств граждан и организа-ций — в личных неимущественных отношениях, то и предмет гражданского права можно определить как взаимооценочные общественные отношения в виде имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений.

2. Каков метод гражданско-правового регулирования?
Если понятие пред¬мета гражданского права связано с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются гражданским правом, то поня-тие метода — с вопросом о том, как эти общественные отношения регулиру-ются нор¬мами гражданского права. Поэтому между предметом и методом право¬вого регулирования существует весьма жесткая связь. Метод предопре-деляется особенностями предмета правового регулирования. Наличие общего родового свойства, присущего всем общественным отношениям, входящим в предмет гражданского права, предопределяет и приме¬нение к ним единого метода правового регулирования.
Общественные отношения, составляющие предмет гражданского пра-ва, носят взаимооценочный характер. Взаимная же оценка участников обще-ственных отношений может правильно формироваться лишь при условии ра-венства оценивающих сторон. Поэтому имущест¬венно-стоимостные и личные неимущественные отношения получают наиболее полное развитие только в том случае, если они регулируются на основе юридического равенства сторон. Из этого логично вытекает, что в гражданском праве применяется метод юридического равенства сторон. Это означает, что ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может предопре¬делять поведение другой стороны только в силу занимаемого ею в пра¬воотношении положения, как это имеет место, например, в административном правоотношении. Применение метода юридическо¬го равенства сторон обеспечивает участникам гражданских правоотно¬шений независимость и самостоятельность, позволяет им проявлять инициативу и предприимчивость, совершать любые действия, не запрещенные законом.
Таким образом, гражданское право можно определить как совокуп-ность правовых норм, регулирующих на началах юридического равен¬ства сторон имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения.

3. На каких основных началах строится гражданское законодательство.
Под принципами граж¬данского права понимаются основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений. Они нашли свое непосредственное отражение в ст. 1 ГК. Принципы могут непосредственно применяться при регулировании общественных отно¬шений, входящих в предмет гражданского права. К таким принципам гражданского права относятся следующие:
1. Принцип дозволительной направленности гражданско-правово¬го регулирования (Содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права сформулированы на базе общего правила: “разрешено все то, что не запреще-но законом”. В соответствии с этим правилом субъекты граж¬данского права могут совершать любые действия, не запрещенные за¬коном).
2. Принцип равенства правового режима для всех субъектов граж-данского права (ни один субъект в граж¬данском праве не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами гражданского права. Одним из проявлений указан¬ного принципа является то, что одни и те же нормы права распростра¬няются на отношения с участием граждан и на отношения с участием организаций. Российской Федерации, субъектов Российской Феде¬рации и муниципальных образований).
3. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в част¬ные дела (органы государственной власти и местного само¬управления и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятель¬ность в соответствии с требовани-ями законодательства. Так, органы государственной власти и местного само-управления не вправе указы¬вать гражданам и юридическим лицам, осу-ществляющим предпринимательскую деятельность, какие товары (работы, услуги) им производить, на каких условиях и по каким ценам их реализовы-вать).
4. Принцип неприкосновенности собственности (В соот¬ветствии с этим принципом нормы гражданского права обеспечивают собственникам возможность стабильного осуществления правомочий по владению, пользова-нию и распоряжению принадлежащим им иму¬ществом, без чего невозможно функционирование не только рыночной, но и, в принципе, любой экономики. Ни один субъект гражданского права не может быть лишен своего имущества иначе чем по решению суда (п. 3 ст. 35 Конституции РФ. Перечень оснований прекращения права собственности – ст. 235 ГК).
5. Принцип свободы договора (принцип предусматривает сво¬боду ус-мотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен).
6. Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации (Единый рынок не терпит каких-либо внутренних границ и барьеров. Поэтому ст. 8 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК устанавливают, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. В соответствии с указанным принципом субъ¬екты Российской Федерации и другие лица не вправе устанавливать какие-либо местные правила, препятствующие свободному переме¬щению товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространстве Российской Федерации.)

4. Каковы правила применения норм м/ународного права к гр. отноше-ниям?
Гражданское законодательство и нормы международного права. Рос-сийская федерация является частью мирового сообщества и поэтому граждан-ское законодательство Российской Федерации не может не считаться с обще-признанными принципами и нормами международно¬го права и международ-ными договорами, в которых участвует Российская Федерация. В силу этого п. 4 ст. 15 Конституции РФ уста¬навливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Феде-рации являются со¬ставной частью ее правовой системы. Это означает, что при регулировании общественных отношений, входящих в предмет граж-данского права, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации приме¬няются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непос¬редственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного ак¬та. При этом указанным актам Конституцией РФ придана более высо¬кая юридическая сила, чем нормативным актам российского граждан¬ского законодательства. Так, п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК устанавливают, что если международным договором Российской Феде¬рации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. Последнее имеет чрезвычайно важ¬ное значение для вхождения Российской Федерации в мировую эко¬номику.

5. Что означает и какова структура гражданского законодательства?
Располо¬женные с учетом их единства и дифференциации нормы граж-данского права находят свое выражение в статьях различных правовых нор-мативных актов, которые принято именовать источниками гражданского пра-ва. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское зако-нодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие “граждан-ское законодательство” используется в узком смысле. Статья 3 ГК включает в понятие “гражданское законодательство” только ГК и принятые в соответст-вии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы граж-данского права, выведены за пределы понятия “гражданское законодательст-во”. Однако ст. 71 Конституции “граждан¬ское законодательство” использует-ся в широком смысле, охватываю¬щем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.
Таким образом, нормы гражданского права могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нор¬мативные акты в зависимости от юр. силы расположены по определенной строго иерархической системе, в которой значение нор¬мативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в систе¬ме гражданского законодательства. Такое построение нормативных ак¬тов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практические значение. Ввиду многочисленности нор¬мативных актов гражданского законодательства и несовершенства за¬конодательной техники встречаются ситуации, когда различные нор¬мативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридичес-кую силу. (Конституция (ст. 35, 36) – М/ународные договоры (п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК устанавливают, что если международным договором Российской Феде¬рации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.) – Гр. кодекс и Основы гр. законодательства – (спец. законы) "О страховании", Патентный закон и пр. – (подзакон. норматив. акты) Указы Президента, Постановления правит-ва и т.д.

6. Что представляют собой "обычаи делового оборота" и каковы усло-вия их применения?
В настоящее время из всех деловых обыкновений (установившиеся в гр. обороте правила поведения) законодатель особо выделяет обычаи делово-го оборота, которые применяются исключительно в сфере предприниматель-ской деятельности. Под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятель-ности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независи-мо от то¬го, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Эти обычаи дело-вого оборота в настоящее время получили значительно более широкое ис-пользование по сравнению с другими деловыми обыкновениями. В соответствии со ст. 6 ГК, если отношение, входящее в предмет граждан¬ского права, не урегулировано законодательством или соглашением сторон, то к нему применяется обычай делового оборота. Вместе с тем, обычаи делового оборота применяются только в том случае, если они не противоречат обязательным для участников соответствующего отно¬шения положениям законодательства или договора (п. 2 ст. 5 ГК).

7. Каково соотношение м/у ГК РФ, Основами гр. законодат-ва и ГК РСФСР? Применяются ли на терр. России законы бывшего СССР?
Основы гражданского законодательства 1991 г., так и ГК 1964 г. дейст-вуют в настоящее время в той части, которая не перекрывается частью первой ГК. Но и в этих оставшихся частях Основы гражданского законодательства 1991 г. и ГК 1964 г. применяются постольку, поскольку они не противоречат ГК РФ. Следует также отметить, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соот-ветствие с ГК законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией Российской фе¬дерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года “О ратификации Соглашения о создании Содружества Не¬зависимых Государств”, постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года “О регулировании граж-данских правоотношений в период проведения экономической рефор¬мы” и от 3 марта 1993 года “О некоторых вопросах применения законо¬дательства Союза ССР на территории Российской Федерации” приме¬няются постольку, поскольку они не противоречат части ГК.

8. В чем состоит различие м/у диспозитивными и императивными нор-мами?
Со¬держащиеся в актах гражданского законодательства правовые нор-мы применяются как самими участниками общественных отношений, так и правоприменительными органами, например, в случае спора, возникшего ме-жду сторонами гражданского правоотношения. Характер гражданско-правовой нормы завысит от степени обязательности для участников граждан-ских правоотношений содержащихся в ней правил поведения. С этой точки зрения необходимо различать диспозитивные и императивные нормы граж-данского права.
Если норма гражданского права содержит в себе правило, которое уча-стники гражданского оборота не могут изменять по своему усмот¬рению, то данная норма является императивной. Если же норма граж¬данского права со-держит в себе правило, которое участники граждан¬ского оборота могут ме-нять по своему усмотрению, то такая норма является диспозитивной. В силу специфики регулируемых граж¬данским законодательством общественных отношений большинство норм гражданского права носит диспозитивный характер. Так, ст. 223 ГК предусматривает, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. (Диспозитив потому, что содержащееся в ней правило о моменте возникновения права собственности может быть изменено соглашением сторон в договоре.)
Однако в гражданском законодательстве встречаются и импе¬ративные нормы. Так, ст. 198 ГК предусматривает, что сроки исковой давности и поря-док их исчисления не могут быть изменены согла¬шением сторон. Это означа-ет, что правила ст. ст. 196— 204 ГК носят императивный характер.

9. Какова роль руководящих разъяснений Пленума ВС и Высш. Арб. Суда РФ?
Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ рассматривают обобщенные мате-риалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Разъяснения Пленума ВС РФ обяза-тельны для всех судов общей юрисдикции в РФ. Разъяснения Пленума ВАС РФ обязательны для всей системы арбитражных судов в РФ. Указанные разъ-яснения являются не нормативными актами, а актами применения права. Пос-тановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками гражданского права. Вместе с тем суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы гражданского права лишь в ис-толковании, содержащемся в пос¬тановлении соответствующего судебного пленума. Поэтому участники гражданского оборота руководствуются поста-новлениями судебных пленумов и тогда, когда дело не доходит до суда, что имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения единообразного пони-мания и приме¬нения гражданского законодательства на всей территории Рос-сийской Федерации.

10. Как действуют гражданский закон во времени, пространстве и по кругу лиц?
Действие гражданского законодательства во времени. Содер¬жащиеся в гражданском законодательстве нормы права призваны регулировать общест-венные отношения, составляющие предмет граж¬данского права. Гражданское законодательство периодически обновля¬ется и в нем появляются новые нор-мы гражданского права, а устаревшие нормы прекращают свое существова-ние. С другой стороны, на территории Российской Федерации постоянно воз-никают обществен¬ные отношения, которые по своим признакам входят в предмет граж¬данского права. В связи с этим важно четко определить, с какого момен¬та вступает в действие та или иная норма гражданского права и на какие отношения она распространяется. Введение в действие гражданских законов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” . В соответствии со ст. 1 указанного закона на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные, федеральные законы, которые официально опубликованы.
Гражданские законы вступают в силу одновременно на всей терр. РФ по истеч. 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установ. иной порядок вступления их в силу.
Наряду с моментом вступления в действие гражданско-правового нор-мативного акта важное значение имеет также момент прекращения его дейст-вия. Иногда в самом нормативном акте устанавливается срок его действия. Такие нормативные акты утрачивают юридическую силу с наступлением ус-тановленного в них срока. Так, постановлением Со¬вета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах” установлено, что указанное Положение действует до принятия Закона об акционерных обществах .
Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц. Поскольку гражданское законодательство находится в ве¬дении Россий-ской Федерации, гражданско-правовые нормативные ак¬ты распространяют свое действие на всей территории Российской Феде¬рации.
Точно также действует гражданское законодательство и по кругу лиц. По общему правилу, действие гражданского законодательства рас-пространяется на всех лиц, находящихся на территории РФ. К указанным ли-цам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Правила, установлен-ные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участи-ем иностран¬ных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 2 ГК). Когда действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается опреде-ленной территорией Российской федерации, то указанный акт действует только в отношении тех лиц, которые находятся на данной территории.

11. Что такое гр. правоспособность и каково ее содержание?
Закон определяет правоспособность как способность иметь граждан-ские права и нести обязанности (ст. 17 ГК). Содержание правоспособности граждан раскрывается через весь тот комплекс прав и обязанностей, которы-ми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательст-вом. Именно поэтому, да¬вая характеристику правоспособности граждан, под-черкивают не толь¬ко то, что она приурочена к гражданину (иностранцу, лицу без граж¬данства) как психофизической особи, но и присущие ей социально-юридические качества. Специально посвященная объему правоспособ¬ности граждан ст. 18 ГК дает перечень только основных, наиболее значимых граж-данских прав, к числу которых относятся возможность иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать иму¬щество; заниматься пред-принимательской либо любой иной деятельно¬стью, не запрещенной законом; и пр.. Кроме того, гражданин вправе иметь иные имущественные и личные неимущественные права, включая и такие, которые прямо законом не преду-смотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского зако-нодательства. Перечень, приведенный в ст. 18 ГК, дает представ¬ление о наи-более значимых правах, возможность обладания которыми включается в со-держание гражданской правоспособности.

12. Право гражданина на имя. Его содержание.
Нельзя представить нормальное осуществление гражданских прав и обязанностей без четкого представления о том, с кем именно вы вступаете в гражданские отношения. Индивиду¬ализация каждого отдельного гражданина осуществляется прежде всего по его имени. Имя гражданину дается при рож-дении и, как правило, состоит из фамилии, собственно имени и отчества, если законом или национальным обычаем не предусмотрено иное, например, не употреб¬ляется отчество. Все гражданские права гражданин вправе приобретать только под собственным именем, не пользуясь именем других лиц. В случаях, предусмотренных законом, гражданин вправе использовать вымышленное имя — псевдоним, либо не пользоваться ни подлинным ни вымышленным именем. Например, при опубликовании произве¬дений науки, литературы или искусства, гражданин вправе выпустить произведение в свет как под собственным именем, так и используя псевдоним или анонимно, т.е. без указания имени автора (п.1 ст. 15 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”). Используя псев¬доним, необходимо следить за тем, чтобы вымышленное имя не совпа¬дало с каким-либо именем конкретного лица, в противном случае будет иметь место использование имени другого гражданина.
В жизни встречаются случаи, когда данное гражданину при рож¬дении имя ему не нравится. В этом случае он вправе в соответствии с законом пере-менить свое имя. Все права и обязанности при этом за ним сохраняются, кро-ме того, на него возлагается обязанность сообщить об изменении имени его кредиторам и должникам (ст. 19 ГК).

13.Что такое гражданская дееспособность?
Дееспособность граждан. Закон определяет дееспособность как спо-собность гражданина своими действиями приобретать и осуществ¬лять граж-данские права. создавать для себя гражданские обязанности и исполнять кх (ст. 21 ГК). Наиболее существенными элементами содер¬жания дееспособно-сти граждан является возможность самостоятельно¬го заключения сделок (сделкоспособность ) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).
В отличие от правоспособности, дееспособность счяяана с совер-шением гражданином волевых действий, что предполагает достижение опре-деленного уровня психической зрелости. Закин в качестве критерия достиже-ния гражданином возможности собственными действиями приобретать для себя права и нести обязанности лредус-матривает возраст. Полная дееспособ-ность признается за совершенно¬летними гражданами, т.е. достигшими восем-надцатилетнего возраста. Допускается два изъятия из этого правила: полная дееспособность мо¬жет возникнуть у гражданина и до достижения18-летнего возраста в случаях, во-первых, вступления в брак лицом, не достигшим 18 лет, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст, во-вторых, эмансипации (ст. 27 ГК).
Эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимает-ся предпринимательской деятельностью, полностью дееспо¬собным. Указан-ные действия служат достаточным доказательством то¬го, что несовершенно-летний в состоянии самостоятельно принимать решения по имущественным и иным гражданско-правовым вопросам, т.е. достиг уровня зрелости, обычно наступаемого по достижении совер¬шеннолетия. Эмансипация совершается по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей, либо суда. если родители или один из них на то не согласны. Цель эмансипации заклю¬чается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса.

14. Как определяет закон начало и конец правоспособности граждани-на?
Правоспособностью гражданин наделен с момента рождения и в тече-ние всей жизни до смерти. Определение моментов рождения и смерти не со-ставляет предмет юридической науки, поскольку речь идет о чисто физиоло-гических понятиях. Для права важно лишь, что с мо¬мента, когда гражданин считается родившимся, а медицина, как правило, руководствуется в этом слу-чае критерием начала самостоя¬тельного дыхания, ребенок приобретает граж-данскую правоспособ¬ность.
Прекращается правоспособность смертью гражданина. Для опреде-ления момента, с которым гражданское законодательство связывает прекра-щение правоспособности, следует говорить о биологической смерти, т.е. то-гда, когда возврат человека к жизни исключен.

15. Допустимо ли ограничение правоспособности гражданина?
Ограничить правоспособность гражданина вообще нельзя? Нет, су-ществуют такие возможности, которые поддаются ограничению именно в их обобщенном значении, например, возможность выбирать место жительства может быть ограничена указанием на обязанность граж¬данина проживать в конкретном месте либо запрещением проживать где-либо, может быть огра-ничена и возможность занятия предпринима¬тельской деятельностью. Однако подобные ограничения совершаются лишь в случаях и порядке, установлен-ных законом. Так, лишение сво¬боды, лишение права заниматься предприни-мательской деятельно¬стью, а также иные уголовные и административные на-казания пред¬ставляют собой допускаемые законом ограничения правоспособ-ности граждан, применяемые в качестве санкции за совершенное преступ-ление или административное правонарушение. Собственными действиями гражданин не может ограничить свою правоспособность или отдельные ее элементы. Так, будет признано ничтожным обяза¬тельство гражданина поки-нуть город, где он постоянно проживает, для того, чтобы впредь не встречать-ся со своей бывшей женой и сыном. Однако гражданин, дав такое юридически ничтожное обещание, может его исполнить. Ограничивается ли исполнением такого обещания его правоспособность? Нет, поскольку он вправе как остаться проживать в том же городе, так и переехать в другой по собственному желанию. Возможность выбора места жительства для него гарантирована, и никто не вправе принуждать его к этому юридическими мерами.


16. Что означает полная дееспособность и частичная дееспособность?
Дееспособность – это способность своими действиями приобретать права (и обязанности). Полная дееспособность наступает с 18 лет. С 14–18 лет дееспособность частичная : подростки имеют право совершать только мелкие сделки, например, делать несущественные покупки.


17. Каков объем дееспособности несовершеннолетних?
Несовершеннолетние, не достигшие четырнадцатилетнего возра¬ста (малолетние), по общему правилу недееспособны, все сделки от их имени со-вершают только их родители, усыновители или опекуны. Однако четырна-дцать лет — достаточно большой промежуток для ста¬новления психики несо-вершеннолетнего, его интеллектуальной зре¬лости. Поэтому закон предусмот-рел возможность совершения малолетними опреде¬ленных сделок. От б и до 14 лет — первый возрастной промежуток, с которым закон связывает опреде-ленчый этап взросленил. В этом возра-сте малолетние вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо госу-дарственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предостав-ленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для оп-ре¬деленной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК).
Мелкие бытовые сделки — сделки, которые направлены на удов-летворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме.
Еще большие возможности предоставляет закон малолетним, наде¬ляя их правом совершать сделки по распоряжению предоставленными им средст-вами. Указанные сделки совершаются под косвенным контро-
лем законных представителей малолетнего, поскольку средства предо-ставляются либо ими, либо с их согласия третьими лицами, следова¬тельно, законные представители вполне могут контролировать сумму, предоставляе-мую ребенку, целевое использование средств и т.д. Ре¬ализуя предоставленные возможности, ребенок демонстрирует закон¬ным представителям свою зрелость, взвешенность и обоснованность заключаемых им гражданско-правовых сделок, что позволяет кор¬ректировать его поведение еще задолго до достижения дееспособности в полном объеме.
Малолетние, несмотря на обладание возможностью совершения опре-деленных сделок, не несут самостоятельной ответственности, являясь недее-способными. Отвегстзенность за их действия, включая сделки, которые они вправе совершать самостоятельно, несут их родители, усыновители или опе-куны в полном объеме, они же отвечают и за вред, причиненный малолетни-ми. В целом, хотя статья Граждан-ского кодекса и названа “дееспособность малолетних”, граждане, не достигшие 14 лет, являются недееспособными.
С достижением 14-летнего возраста несовершеннолетний каделг-ется правом совершать самостоятельно любые сделки при условии письменного согласия его законных представителей. Согласие может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одоб¬рением уже состоявшейся сделки. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно и без сог¬ласия законных представителей, помимо сделок совершаемых мало¬летними, распоряжаться собственным заработком, стипендией или иными доходами; и пр. (ст. 26 ГК).


18. В каких случаях и каком порядке допускается ограничение дееспо-собности? В чем выражается ограничение дееспособности? Каковы основания и порядок признания гражданина недееспособным?
С достижением 18 лет, а также в уже рассмотренных случаях, дееспо-собность граждан возникает в полном объеме. На содержание дееспособности более не оказывают влияния возрастные факторы, однако способности граж-данина к волевым осознанным действиям мо¬гут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления ал¬когольными или наркотическими веще-ствами. При наличии указанных проявлений необходимо защитить имущест-венные интересы такого гражданина либо интересы его семьи. Этой цели служит признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособ-ность граж¬данина, злоупотреб-пяющего спиртными напитками или нар-котическими веществами.
Гражданин, который вследствие психического расстройства не мо¬жет понимать значения своих действий или руководить ими, признает¬ся судом недееспособным. В этом случае гражданин не вправе совер¬шать вообще никаких сделок, включая мелкие бытовые, от его имени все сделки совершает его опекун (ст.29 ГК). Ограничением дееспособности устанаиливается контроль со стороны специальни назначенного лица — попечителя — за совершением сделок, включая получение зарплаты, иных доходов и распоряжение ими, гражданином, ограниченным судом в дееспособ¬ности, В отличие от признания лица недеесдособньм, при ограничении дееспособности гражданин вправе сам совершать все сделки при ус¬ловии. что имеется согласие попечителя. Лишь одну категорию сделок он вправе совершать, не испрашивая согласия, — мелкие бытовые сделки.
Признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособ-ности происходят вследствие даличия болезни либо иных обстоя¬тельств. ко-торые в дальнейшем могут отпасть.

19. В чем суть установления патронажа над дееспособными граждана-ми?
Попечительство может устанавливаться не только над частично или ограниченно дееспособными гражданами, но и над дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осу¬ществлять и за-щищать свои права и исполнять обязанности, например, над инвалидами по зрению. Такая форма попечительства именуется патронажем (ст. 41 ГК). По-печитель над совершеннолетним дееспо¬собным гражданином назначается ор-ганом опеки и попечительства с согласия совершеннолетнего и осуществляет свои функции на осно¬вании договора поручения либо договора о доверитель-ном управлении. Договор заключается попечителем с лицом, над которым учреждается патронаж.

20. Что такое попечительство, каковы основания и порядок установле-ния и отмены по
попечительства?
Для защиты прав и интересов недееспо¬собных или не полностью дее-способных граждан, законом введен институт опеки и попечительства (ст.ст. 31—-40 ГК). Попечительство — над несовершеннолетними в возра¬сте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие зло-употребления спиртными напитками или нар¬котическими веществами.
Опекунами и попечителями могут назна¬чаться только совершеннолет-ние дееспособные граждане. Являясь за¬конными представителями подопеч-ного, опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если эти расходы направлены на содержанке са-мого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получать пред¬варительное разрешение органов опеки и попечительства, особенно это касается сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного: отчуждение имущества, сдача его в наем, залог, безвозмездное пользо¬вание и т.п. Не вправе опекуны и попечители, а также их супруги и близкие родственники совершать сделки с .подопечными, кроме пере¬дачи подопечному дара или предоставления ему безвозмездного поль-зования каким-либо имуществом. Указанное ограничение вытекает из отношений законного представительства, с одной стороны; и отсутствия дееспособности в полном объеме либо в части у подопечного, с другой.

21. В чем заключаются юридические последствия признания безвестно отсутствующим и объявление умершим?
Признание гражданина безвестно отсутствующим.
Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Годичный срок начинает исчисляться с момента получения об отсутст-вующем гражданине последних сведений. Если этот день невоз¬можно опре-делить точно, то срок исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности ус-тановить месяц — с первого января следующего года.
Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим вы-носится судом в порядке особого производства (см. гл. 28 ГПК).
На основании решения суда о признании гражданина безвестно отсут-ствующим, орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующе-го гражданина в доверительное управление определенно¬му этим органом лицу (ст. 43 ГК). Из имущества безвестно отсутству¬ющего выдается содержание гражданам, которых отсутствующий обя¬зан содержать, и погашается задолженность по его другим обязательст¬вам. Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь и другие установленные законом пос¬ледствия.
Объявление гражданина умершим. Если гражданин безвестно отсутст-вует не менее пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим. Важно отличать объявление гражданина умершим от установления факта смерти гражданина (см. п. 8 ст. 247 ГПК).
Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрены, поскольку они долж¬ны сов-падать с теми, что имеют место при смерти гражданина: откры¬вается наслед-ство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер.

22. Что такое опека и каковы основания и порядок установления и от-мены опеки?
Для защиты прав и интересов недееспо¬собных или не полностью дее-способных граждан, законом введен институт опеки и попечительства (ст.ст. 31—-40 ГК). Опека уста¬навливается над малолетними, а также гражданами, признанными не¬дееспособными.
Опекунами и попечителями могут назна¬чаться только совершеннолет-ние дееспособные граждане. Являясь за¬конными представителями подопеч-ного, опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если эти расходы направлены на содержанке са-мого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получать пред¬варительное разрешение органов опеки и попечительства, особенно это касается сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного: отчуждение имущества, сдача его в наем, залог, безвозмездное пользо¬вание и т.п. Не вправе опекуны и попечители, а также их супруги и близкие родственники совершать сделки с .подопечными, кроме пере¬дачи подопечному дара или предоставления ему безвозмездного поль-зования каким-либо имуществом. Указанное ограничение вытекает из отношений законного представительства, с одной стороны; и отсутствия дееспособности в полном объеме либо в части у подопечного, с другой.

23. В чем состоит сущность и роль института юридического лица в граж¬данскою праве?
Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.
Юридическим лицом признается организация, кот. Имеет в собств. хоз. ведении или оперативном управлении обособл. имущ-во и отвечает по своим обязат-вам этим имущ-вом, может от своего имени приобретать и осущ-ть имущ. и личные неимущ. права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком.
Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капитала для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого кол-лективного участия лиц в гр. обороте и является конструкция юридического лица.

24. Каковы организационные и экономические предпосылки признания организации юридическим лицом?
1) Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов уп¬равления (еди-ноличных или коллегиальных), составляющих его струк¬туру, и в четкой рег-ламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множест¬ва участников в единую волю юри-дического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредитель-ными документами (уставом и/или учредительным догово¬ром) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.
2) Если организационное единство необходимо для объединения мно-жества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практи-ческая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предме-тов техники, знаний, наконец, просто — денеж¬ных средств. Объединение этих инструментов к один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имуществен¬ной обособленностью юридического лица.

25. Назовите признаки юридического лица.
Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополага¬ющих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности -достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом граж¬данского права, т.е. юридическим лицом.
1) Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов уп¬равления (еди-ноличных или коллегиальных), составляющих его струк¬туру, и в четкой рег-ламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множест¬ва участников в единую волю юри-дического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредитель-ными документами (уставом и/или учредительным догово¬ром) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.
2) Если организационное единство необходимо для объединения мно-жества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практи-ческая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предме-тов техники, знаний, наконец, просто — денеж¬ных средств. Объединение этих инструментов к один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имуществен¬ной обособленностью юридического лица.
3) Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответст-венности юридического лица сформулирован а ст. 56 ГК. Согласно этому правилу, участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отве¬чает по обязательствам первых. Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.
4) Выступление в гражданском обороте от собственного имени озна-чает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это — итоговый признак юридического лица и, одновременно, та цель, ради которой оно и создается.
Таким образом, в российском гражданском праве юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, кото-рая обладает обособленным имуществом, само¬стоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

26. Каковы учредительные документы юридического лица? Их особен-ности.
Кто имеет право утвердить устав юр. лица?
Правовой основой деят-ти любого юр. лица, наряду с законода-тельством, являются его учредит. док-ты. Именно в них учредители конкрети-зируют общие нормы права применительно к своим интересам.
Состав учредит. док-тов для разных видов юр. лиц различен. Так, общества с огранич. или дополнит ответственностью, ассоциации и сою-зы действуют на основе учредит. догвора или устава. Правовой базой деят-ти хозяйственных товариществ является учредит. логовор. Для остальных юр. иц единственным учредит. док-том счит. устав.
Учредит. договор - это консенсуальный гр.-правовой догвор, регулир. отнош-я м/у учредителями в процессе создания и деят-ти юр. лица. Его можно рассматривать как разновидность договора о совместн. деят-ти, хотя сущ-ет мнение о том, что это - самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в пис. форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав, в отлич. от учредит. договора, не заключается, а утвер-ждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиал. хар-ра и связано лишь с различ. процедурой принятия док-та. Устав, как правило, под-писывают не все учатсники, а специально уполномоч. ими лица (напр., пред-седатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредит. договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, опре-деляющего прав. полож-е юр. лица и регулир-го отнош-я м/у участниками и самим юр. лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юр. лица. Ряд некоммерч. организ. может действовать также на основе общего по-ложения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.
Содержание учредит. док-тов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдел. видов юр. лиц - в соотв. разделах ГК и спец. норматив. актах (например, содержание устава и учредит договора ком. банка определяется п.2 ст.52, п.3 ст98 ГК, а также п.3 Положения о порядке гос. регистрации субъектов предпр. деят-ти (Указ През. от 8.07.94).

27. Что такое орган юридического лица и какие вам известны виды ор-ганов юридического лица?
Приобретение и, отчасти, осущ-е прав и обязанностей - прерога-тива т.н. органа юр. лица. Орган юр. лица - это правовой термин, обозначаю-щий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), пред-ставляющих интересы юр. лица в отнош-ях с др. субъектами права без спец. на то уполномочий (без доверенности). В соотв. со ст. 53 ГК именно через свои органы юр. лицо приобретает гр. права и принимает на себя гр. обязан-ности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юр. лица.
Юр. лицо может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и несколько одновременно (напр., директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юр. лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.

28. Когда возникает правоспособность и дееспособность юридического лица?
С какого момента юр. лицо считается созданным?
Правоспособность и дееспособность юр. лица возникает в момент его создания, кот. приурочен к его гос. регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК)

29. Чем определяется содержание гражданской правоспособности и дееспо¬собности юридического лица?
В науке гр. права принято различать общую (универсальную) и спец. правоспособность. Общая правоспособность означает возм-ть для субъ-екта права иметь любые гражд. права и обязанности, необходим. для осущ-я любых видов деят-ти. Именно такой правосп-ю обладают граждане. Спец. правоспо-ть предпол-ет налич. у юр. лица таких прав и обяз-й, кот. соотв-ют целям его деят-ти и прямо зафиксированы в его учредит. документах. ГК на-деляет только частн. коммерч. организации общей правоспособностью.
Для участия в гр. обороте юр. Лицу необходима не только пра-воспособность, но и деесп-ть. Налич. у юр. лица деесп-ти означает, что оно своими собств. действиями может приобретать, создавать, осущ-ть и испол-нять гр. права и обязанности.

30. Какой может быть степень обособленности имущества юридиче-ского лица? Как классифицируются юридические лица в ГК и Основах граж-данского законодательства?
Назовите юридические лица, в отношении имущества которых их уча-стники сохраняют обязательственные права.
Назовите юридические лица, на имущество которых их учредители со-храняют право собственности или иное вещное право.
Назовите юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют имущественных прав. Что такое "коммерческие " и "некоммерческие" организации? Их виды.
Степени обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут существенно различаться. Так, хозяйственные товарищества и об-щества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия — лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом говорит о такой степени обособленности имущества, которая достаточна для признания данного социального образования юридическим лицом.
Классификация. 1. В зависимости от формы собствен¬ности, лежащей в основе юридического лица. выделяются государст¬венные и частные (негосу-дарственные) юридические лица.
2. Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извле¬чение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством.
3. В зависимости от состава учредителей можно выделять; юри-дические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия), или же любые, за отдельными исклю¬чениями, субъекты права (все остальные юридические лица).
4. Различный характер прав участников в отношении юридиче-ского лица позволяет классифицировать:
— организации, на имущество которых учредители имеют право соб-ственности или иное вещное право: государственные и муниципальные уни-тарные предприятия, а также учреждения;
— организации, в отношении которых их участники имеют обяза-тельственные права: хозяйственные товарищества и общества, коопе¬ративы;
— организации, в отношении которых их участники не имеют имуще-ственных прав: общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц.
5. Объем вещных прав организации. В зависимости от объема прав са-мого юридического лица на используемое им имущество можно различать:
— юридические лица, обладающие правом оперативного управ¬ления на имущество: учреждения и казенные предприятия;
— юридические лица, обладающие правом хозяйственного ве¬дения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кро-ме казенных);
— юридические лица, обладающие правом собственности на иму-щество — все другие юридические лица.
6. Личное или имущественное участие. Хозяйственные товарищест¬ва и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим, по степени увеличения предпринимательского риска участников, хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное то¬варищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответ¬ственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
7. Порядок образования. Порядок создания юридического лица так¬же может выступать в качестве критерия классификации: в таком слу¬чае юриди-ческие лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.
8. Учредительные документы. По составу учредительных докумен¬тов разграничиваются договорные юридические лица — хозяйственные товарище-ства, договорно-уставные — общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также ус¬тавные юридические лица.

31. Какими нормативными актами определяется содержание учреди-тельных документов юридического лица?
1. ФЗ "Об общих принципах организации местн. самоупр-я в РФ" от от 28.08.95.
2. Отделения общ. объединений, являющихся юр. лицами, могут дей-ствовать на основании устава того общ. объединения, в структуру которого они входят, без принятия каких-либо индивидуал. учредит. док-тов - ч.8 ст.21 Закона "Об общественных объединениях" (95 г.)
3. Содержание устава и учредит. договора ком.банка определяется п.2 ст.52, п.3 ст.98 ГК, а ткже Положения о порядке гос. регистрации субъектов предпр. деят-ти (Указ През. от 8.07.94). (Ст.9 "О банках и банковской деят-ти" от 13.02.92)


32. Что такое государственная регистрация юридического лица? Каки-ми органами она осуществляется?
Гос. регистрация явл. заверш. этапом образ-я юр. лица, на кото-ром компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организа-ции юр. лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый гос. реестр юр. лиц и становятся доступными для всеобщего ознаком-ления.
В соотв. со ст. 51 ГК, проведение регистрации всех юр. лиц воз-ложено на органы юстиции. Однако часто органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому, на практике гос. регистрация юр. лиц осущ-ся различными органами, глав. роль среди которых играют Регистрационные палаты субъектов РФ. (Минюст РФ и его местные управления регистрируют общ-е и религиоз. объединения. Местн. органы власти (районные администрации) регистр-ют товарищества домовладельцев, потребительские кооперативы и их предприятия. Предприятия с иностр. инвестициями рег. Гос. регистр. палатой и ее местными отделениями. Ком. банки рег. Центральным банком.

33. Возможен ли отказ в регистрации юридического лица? Если воз-можен, то в каких случаях или по каким основаниям?
Возможно ли обжалование отказа в регистрации юридического лица? Если возможно то в каком порядке?
Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоотв. учре-дит. документов организации закону или несоблюдения установленного по-рядка образования юр. лица и может быть обжалован в суд. Также в суд мож-но обратиться в случае уклонения компетентного органа от регистрации юр. лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.

34. Что может служить основанием реорганизации юридического лица?
При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юр. лица или их часть переходит к иным субъектам права, т.е. присходит универсаль-ное правопреемство. Реорганизация юр. лиц может осущ-ся путем слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения юр. лица к другому, разделения юр. лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации др. юр. лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юр. лица.


35. Каковы правовые формы, порядок и последствия реорганизации юридических лиц?
При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юр. лица или их часть переходит к иным субъектам права, т.е. присходит универсаль-ное правопреемство. Реорганизация юр. лиц может осущ-ся путем слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения юр. лица к другому, разделения юр. лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации др. юр. лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юр. лица.
Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юр. лица (или собственников имущ-ва), т.е. добровольно. Однако в отношении ком. организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно (напр., ст. 19 Закона "О конкуренции и ограничении монополистич. деятельности на товар. рынках"). Причем, если решение суда или компетентного гос. органа о реорганизации не выполнено в установл. срок, суд назначает внешнего управляющего юр. лицом, кот. и осущ-ет его реорганизацию (п.2 ст.57 ГК).
В зависимости от того, в как. формк проводится реорганизация юр. лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, пре-образование), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразо-вание). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент гос. регистрации вновь соз-данных юр. лиц. С др. стороны, при присоединении новых юр. лиц не возни-кает и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения при-соединенной организации из единого гос. реестра.
Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юр. лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредито-ров, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юр. лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).

36. Каковы основания и порядок ликвидации юридического лица? Ка-ковы обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица? Правовые последствия ликвидации. Какова очередность удовлетворе-ния требований коедитооов пои ликвидации юридического лица?
Ликвидация юр. лица - это способ прекращения его деятельно-сти без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим ли-цам. ГК содержит полный перечень оснований ликвидации юр лиц: добро-вольный порядок и принудит. ликвидация.
В добровол. порядке юр. лицо ликвидируется по решению его участников или органа юр. лица, уполномоченного на то учредит. докум-ми. Типичными основаниями добровол. ликвидации являются нецелесообраз-ность дальнейш. сущ-ния юр. лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение, или напротив, принципиальная не¬достижимость устав-ных целей организации.
Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в слу¬чаях, когда деятельность юридического лица осушествляется без соот¬ветствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодатель-ства .
Для отдельных видов юридических лиц законом установлены до-полнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкрот¬ства) . Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предус¬мотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т.е умень¬шение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минималь¬ного размера уставного капитала. И в том, и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудитель¬но.
Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61-64 ГК и состоит из следующих этапов:
1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, приняв-шие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или еди-ноличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвида-ционная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юриди-ческим лицом;
2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликви-дации юридического лица, порядке и сроке заявления ттаетензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;
3) ликвидационная комиссия оценивает, состав кредиторской за-долженности, принимает решение об удовлетворении (отклонениг) вы-явленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;
4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удов-летворяются законные Требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК. Если де¬нежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов.
5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная ко-миссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распре¬деляет оставшееся имущество между участникам юридического лица, если иное не следует из законодат-ва или учредит. док-тов организации.

37. С какого момента ликвидация юридического лица считается завер-шенной, юридическое лицо - прекратившим свое существование ?
Все док-ты, оформляющие ликвидацию, передаются реестр. органу, который на их основе вносит соотв. запись в един. гос. реестр. юр. лиц. С это-го момента деятельность организации считается прекращенной.
Исключение юр. лица из единого гос. реестра юр. лиц (п.8 ст. 63 ГК).

38. Что такое филиал и представительство юридического лица?
Филиалы и представительства — это территориально обособ-ленные структурные подразделения юридических лиц, предназначен¬ные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они располо¬жены вне места нахождения юридического лица.
Представительства и филиалы выполняют различные функции. Пред-ставительства выступают в гражданском обороте от имени создав¬шего их юридического лица, т.е. представляют его интересы и обес¬печивают их защи-ту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют инте-ресы, и выполняют основные функции (все или часть) юридического лица (п.1 и 2 ст. 55 ГК). Так, представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться некоммерческими организациями, что соответству¬ющим образом определит характер деятельности филиала.
Представительства и филиалы не могут иметь прав юридического лица и, следовательно, выступать в обороте от своего имени . Их руко-водители действуют от имени юридического лица на основании дове-ренности. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов, поскольку в них должны быть поименованы все филиалы и представительства. Сами же эти обособленные подразделения действуют на основе утверждаемых юридическим лицом положений (как правило, общего вида).

39. Какие организации могут быть признаны в качестве хозяйственных об¬ществ и товариществ?
Хозяйственные тов-ва и общ-ва - это родовое понятие, обозна-чающее несколько самостоятельных видов ком. юр. лиц, общим для которых является то, что их уставной (складочный) капитал разделяется на доли. Именно это отличает хоз. общества и товар-ва от др. ком. орг-ций.
Хоз. тов-ва в росс. законодат-ве понимаются как договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деят-ти под общим именем.
Хоз общ-ва - это организации, создаваемые одним или несколь-кими лицами путем объединения их имущества для ведения предпринимат. деят-ти.


40. Что такое "хозяйственное товарищество" и в каких организационно-правовых формах они создаются?
Хоз. тов-ва в росс. законодат-ве понимаются как договорные объеди-нения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деят-ти под общим именем.
Главное действующее лицо любого тов-ва - полный товарищ - несет неограниченную ответственность по обязательствам фирмы всем своим имущ-вом. Поэтому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают личное участие в делах предприятия. По этой же причи-не лицо может являться полным товарищем лишь в одном товариществе. Круг учредителей обычно гораздо уже, чем в обществах, в силу лично-доверительных отношений м/у ними. Принципиальные положения, опреде-ляющие возможный состав участников хоз. обществ и тов-в, содержатся в п.4 ст. 66 ГК.
Формы: 1. Полное товарищество - Хоз. тов-во, участники кото-рого солидарно несут субсидарную (дополнительную) ответственность по его обязат-вам всем своим имущ-вом.
2. Товарищество на вере - Хоз. тов-во, состоящее из двух кате-горий участников: полных товарищей, солидарно несущих субсидарную от-ветственность по его обязат-вам своим имущ-вом, и товарищей-вкладчиков, не отвечающих по обязат-вам предприятия.

41. Что такое "хозяйственные общества" и в каких организационно-правовых формах они создаются?
Хоз общ-ва - это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения их имущества для ведения предпринимат. деят-ти.
Для хоз. общ-в характерным является объединение не столько личных усилий участников, сколько их имуществ. Участники не отвечают по обязат-вам фирмы (за исключением обществ с доп. ответ-ю), и их предприни-мательский риск ограничен суммой вкладов в уставный капитал. Принципи-альные положения, определяющие возможный состав участников хоз. об-ществ и тов-в, содержатся в п.4 ст. 66 ГК.
Формы: 1. Общество с огр. ответ. - ком. организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образо-ванная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязат-вам.
2. Общество с дополнительной ответственностью - коммерче-ская организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее опре-деленных размеров, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.
3. Акционерное общество. Коммерческая организация, образо-ван¬ная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязатель-ствам, с уставным капиталом разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами — акциями.
4. Дочерние и зависимые общества. Упоминаемые в ст. 105 и 106 ГК дочерние и зависимые хозяйственные общества не являются само-стоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц. Их выделение преследует цель защитить интересы кредиторов и участников об-ществ (акционерных и с ограниченной ответственно¬стью), оказавшихся под влиянием других предпринимательских организаций.


42. Каковы права и обязанности участников хоз. товариществ или об-ществ?
Основные права и обязанности в общем виде закреплены ст. 67 ГК и могут дополняться в учредительных док-тах. Участники имеют право управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деят-ти, участвовать в распределении прибыли и получать чать имущ-ва, ос-тавшегося после ликвидации предприятия (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в образовании имущ-ва пр...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.