На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Ответы на вопросы по экономике

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 23.03.2012. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Собственность как экономическая категория. Основные формы собственности
их характеристика.
Собственность – форма присвоения участниками производства условий и результатов общественного производства.
В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.
Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.
Главным элементом собственности, без которого она, собственно, и не существует, является присвоенность объекта собственности конкретным лицом (лицами). Отсюда следует, что у любой собственности есть свой субъект. Поэтому не случайно, что именно по субъекту и выделяют основные формы собственности.
Структура видов и форм собственности в РФ

Вид собственности государственная муниципальная Частная Общественных организаций
Форма собственности Федеральная

Субъектов федерации Районная, городская, поселковая и т.д. Граждан Общественных организаций, партий, церкви и т.д.

Основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.
По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.
Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье.
Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе.
Разновидностью коллективной собственности является и акционерная собственность. Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной. По правовым признакам различают: частную собственность (граждан и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности. Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.
В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.
2. Предмет и метод экономической теории. Макро- и микроэкономика.

Предмет Экономическая теория изучает экономические отношения производства,
распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.
Методы экономической теории разнообразны:
- метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.
- движение от абстрактного к конкретному;
- метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;
- метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.
- единство исторического и логического, т.е. экономические процесы рассматриваются в исторической последовательности их возникновенияи в логической взаимосвязи;
- экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той
или иной экономической теории.
Микроэкономика. Экономика подразделяется на две основные области: микроэкономику (Приставка "микро" происходит от греческого слова "маленький". Многие из отдельных субъектов невелики, однако лишь по отношению к экономике США в целом. Например, ежегодный товарооборот фирмы "Дженерал моторс", ИБМ или "Экксон" больше, чем валовой национальный продукт многих стран.) и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов. К ним относятся потребители, рабочие, вкладчики капитала, землевладельцы, фирмы - фактически любой индивидуум или хозяйственный субъект, который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов; каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать. Другим важным аспектом микроэкономики является взаимодействие субъектов экономики в процессе образования более крупных структур - рынков в отраслях промышленности. Микроэкономика помогает понять, например, логику исторического развития американской автомобильной промышленности, как взаимодействуют между собой производители и потребители на автомобильном рынке. Она объясняет, как устанавливаются цены на автомобили, какие средства автомобильные компании инвестируют на строительство новых заводов и сколько автомобилей производится ежегодно. Изучая деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика вскрывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия других стран.
Макроэкономика связана с совокупностью общих экономических показателей - таких, как темпы роста производительности в стране, учетные ставки процента, безработица и инфляция. Но границы между макро- и микроэкономикой в последние годы все больше размываются.
Причина заключается в том, что макроэкономика также связана с анализом совокупных рынков, например товаров, услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Чтобы понять, как действуют совокупные рынки, надо сначала изучить поведение фирм, потребителей, рабочих, вкладчиков капитала, которые участвуют в функционировании этих рынков. Таким образом, специалисты по макроэкономики все чаще занимаются микроэкономическими обоснованиями, а сама макроэкономика на самом деле является продолжением микроэкономического анализа.


3. Общие проблемы экономической организации общества. Экономические ресурсы
и потребности.

Ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли) ставит перед обществом проблему выбора: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию, на какие слои общества ориентироваться при создании продукции.
Рациональное решение этих проблем предполагает максимально возможный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.
С помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей удается исследовать уровень эффективности в экономики, оптимальность избранной структуры производства и величину альтернативных издержек производства двух товаров (или групп товаров). Кривая производственных возможностей позволяет также выявить тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет переброски ресурсов из других секторов экономики.
Если экономическое развитие осуществляется на неизмененной технологической основе, вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей общества стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс может осуществляться эволюционным и революционным путем. Последний, в отличие от первого, ведет к принципиальному изменению технологической основы экономики. Развитие технологии в любой форме нейтрализует действие закона убывающей производительности факторов производства.
Проблема экономической организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев; в командной экономике на первый план выдвигается централизованное планирование, в рыночном хозяйстве экономический выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, который не редко испытывает на себе влияние централизованных решений, а также опыта и традиций данной страны.
Чтобы жить, люди должны удовлетворять свои потребности (нужды). Потребности человека весьма разнообразны. Различают потребности материальные (пища, одежда, жилище, здравоохранение, безопасность, транспорт и т.п.) и социальные (труд, общение, образование, уважение и т.п.). Также потребности различают экономические – которые удовлетворяются за деньги; и неэкономические.
Потребности постоянно растут, расширяются. Они безграничны.
Ресурсы. Для удовлетворения потребностей необходимо производство жизненных благ: продуктов, предметов и услуг, а для производства благ необходимы экономические ресурсы, или факторы производства (во многих литературных изданиях эти понятия отождествляют, но строго говоря, ресурсы – это потенциальные факторы. Так, студент, заканчивающий университет – это трудовой ресурс, а вот работник на предприятии – это уже фактор производства). Выделяют 4 группы ресурсов:
а) Трудовой ресурс – люди, обладающие должным уровнем образования, квалификации и трудовой дисциплины (уважением к труду)
б) Природный ресурс (земля) – все то, что дает природа.
в) Капитал – средства производства.
г) Предпринимательство – способность руководителя рационально вести дело.
Проблема соотношения экономических ресурсов и потребностей обусловлена производственными возможностями. Основные факторы их интенсификации являются: прирост рабочей силы, прирост капитальных благ, освоение новых земель, освоение новых месторождений: роста: рост производительности труда, повышение качества рабочей силы, ресурсообеспечение, максимально безотходное производство, повышение качества производимой продукции, улучшение условий труда.


4. Типы и модели социально экономических систем.
Типы.
Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) между частной и общественной собственностью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования. Необходимо выделить следующие экономические системы: чистый капитализм, командную экономику, или коммунизм, авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику, или основанную на определенных обычаях.
В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсообеспеченностью и географическим положением.
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм и конкретные экономические связи между субъектами экономики.
В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы — рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — командно-административная и традиционная.
Модели (основные).
— Американская. Она основана на всемерном поощрении предпринимательской инициативы, обогащения наиболее активной части населения, высоком уровне производительности труда. Задача социального равенства не ставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защитой (льготы, пособия и т.д.);
— Японская. Характеризуется отставанием уровня жизни от роста производительности труда, за счет чего достигается резкое снижение себестоимости продукции и повышение спроса на нее на мировом рынке. Такая модель основана также на высоком самосознании народа, готовностью идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считают национальной японской чертой);
— Шведская. Отличается высоким уровнем социальной политики, направленной на сокращение имущественной пропасти путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980 х гг. около 70% ВВП. Естественно, что это возможно только в условиях жесткой фискальной политики. Функция производства в такой модели ложится на предпринимателя, а функция обеспечения высокого уровня жизни —на государство.
— Немецкая. Государство в такой модели активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Особой поддержкой пользуется mittelschtand —мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляются возможности для устойчивого развития.
Следует также упомянуть и модель современного «капитализма», которая существует сейчас в России. В нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности.
Следует также упомянуть и модель современного «капитализма», которая существует сейчас в России. В нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности. В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, которая состоит из элементов командно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции.
5. Рынок и его функции. Виды рынков и их характеристика.
РЫНОК - специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости являются– деньги.
ФУНКЦИИ РЫНКА
Рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (следовательно, производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.
Рынок. выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют не только количество, но и качество товаров.
Рыночный обмен служит способом осуществления политических интересов, продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей).
Самая важная функция рынка — регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и, прежде всего на производство. Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На макроу-ровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перспективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач государства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения.
Рынок также выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.
Посредническая функция рынка дает возможность оптимального выбора конкретным покупателем конкретного продавца и наоборот. Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкуренцией.
Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественной стоимости того или иного товара или услуги — меновое соотношение, устанавливает связь между стоимостью и ценой, которая чутко реагирует на изменения условий.
Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жестко отбрасывать в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит, в конечном счете, повышение общей устойчивости национальной экономики в целом.
ВИДЫ РЫНКОВ 1) свободный; 2) нелегальный и 3) регулируемый.
свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании. Иначе говоря, стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость, свойственные первому типу рынка, выражают основные черты классического капитализма в сфере обращения:
-на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших фабрик;
-производители обычно создают продукты без предварительной договоренности с покупателями;
-сами производители. Как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.
нелегальный подразделяется на а) теневая торговля. Связана с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий; при неуплате налогов, рыночных сборов и т.п.). Нередко такая торговля связана со спекуляцией - перепродажей дефицитных товаров по повышенным ценам;
б) черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которыми запрещено торговать. Так, согласно УК РФ, уголовно наказуемыми признаны, в частности. Сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 222); быт наркотических средств и психотропных веществ (статья 228); незаконная торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами. Изображениями или иными предметами порнографического характера (статья 242). Общей чертой свободного и нелегального рынков является то, что они развиваются вне государственного контроля.
Регулируемый подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.

6. Конкуренция элемент рыночного механизма. Типы конкурентных рынков.
Конкуренция – это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечением как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды. Конкуренция важное средство контроля в рыночной системе. Конкуренция — один из главных элементов рыночного ме¬ханизма. Режим здоровой конкуренции — необходимое усло¬вие рыночных отношений. Это важнейший фактор стимулиро¬вания хозяйственной активности, увеличения разнообразия и качества услуг, удовлетворения запросов потребителей, сни¬жения издержек и стабилизации цен. По своему экономичес¬кому содержанию конкуренция — объективно обусловленная форма рыночного поведения хозяйствующих субъектов, состо¬ящая в их соперничестве. Она проявляется в состязательности участников рыночных отношений, их стремлении опередить друг друга в борьбе за прибыль, рост капитала, долю рынка, высокую заработную плату. К ней причастны предпринимате¬ли, рабочие, специалисты, продавцы и потребители.
В рыночной системе конкуренция выступает как двигатель экономики и как средство против застоя. Это главный меха¬низм, побуждающий к непрерывному совершенствованию про¬изводства. Угроза разорения и банкротства, в случае пораже¬ния в конкурентной борьбе, заставляет субъектов рынка проявлять предприимчивость, вести разносторонний поиск резервов. На рынке важна конкурентная позиция.
Типы рынков: «совершенная конкуренция», «монополия», «монополистическая конкуренция», «олигополия».
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара.
Здесь цена определяется в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют рынок свободной конкуренции.
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который в не его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. Основные характеристики рынка совершенной конкуренции: большое количество мелких продавцов и покупателей, продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки, невозможность контроля над ценой и объемом купли - продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменений рыночной конъюнктуры - полная свобода «входа» на рынок и «ухода».
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея.
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене. Стремление монополиста к максимализации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и диффенцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды нефти, стали, цемента; дифференциация на рынках потребительских товаров (автомобили). Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.
7. Экономический цикл и его разновидности. Мероприятия государства по регулированию цикла.
Экономические циклы (волны) — это периодические колеба¬ния деловой активности в обществе. (Кризис и бум).
Подъем, эко¬номики начинается с оживления фазы восстановления деловой активности в форме заключения новых хозяйственных догово¬ров, постепенно и очень слабого увеличения спроса на рабочую силу, следовательно, сокращения безработицы, роста потреби¬тельского спроса.
Бум. - высшая точка подъема. чистый рост, который харак¬теризует постоянное, нарастающее увеличение объема производ¬ства товаров и услуг. В это время в экономике наблюдается полная занятость, а производство работает на полную мощность.
Кризис рыночной экономики характеризуется резким спадом производства, который начинается с постепенного сужения, со¬кращения деловой активности. Кризис отличается от нарушения равновесия между спросом и предложением на какой-то опреде¬ленный товар или в отдельной отрасли хозяйства тем, что он воз¬никает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стреми¬тельным падением цен, банкротством банков, остановкой пред¬приятий (фирм), ростом процента и безработицы. Постепенное сокращение деловой активности, замедление темпов роста в эко¬номической литературе называется рецессией. Более высокие темпы сокращения экономической активности характеризуют спад ры¬ночной экономики. Низшая точка этого спада есть кризис. Кризис — важнейший элемент механизма саморегу¬лирования рыночной системы хозяйства.
Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыноч¬ной экономики, в течение которого происходит увеличение объ¬ема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, деп¬рессия, оживление и, наконец, снова его рост.
В понятие «экономический цикл» мы вкладываем подъемы и спады уровней эконо
Мероприятия государства по регулированию цикла. Государственное воздействие на экономику способно существен¬но повлиять на ход экономического цикла, меняя характер эко-номической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжи¬тельность фаз цикла и соотношение между ними. Государствен¬ное регулирование направлено на смягчение циклических коле¬баний, поэтому оно носит антициклический характер. Важней¬шими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюд¬жетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъ¬ема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейше¬му удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвести-ции.
Таким образом, современный механизм самонастройки рыноч¬ной экономики через циклические кризисы изменяется под вли¬янием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.


8. Деньги и их функции. Структура денежной массы.
Деньги имеют товарную природу, но являются не обычным, а специфическим товаром, постоянно выполняя роль всеобщего эквивалента. Сущ¬ность де¬нег про¬яв¬ля¬ет¬ся че¬рез: все¬об¬щую не-по¬сред¬ст¬вен¬ную об¬ме¬ни¬вае¬мость; са¬мо¬стоя¬тель¬ную ме¬но¬вую сто¬имость; внеш¬нюю вещ¬ную ме¬ру тру¬да. Разница между обыкновенными товарами проявляется в их потребительской стоимости. Каждый товар способен удовлетворять лишь какую-либо определенную человеческую потребность, т.е. имеет единичную потребительскую стоимость. Денежный товар кроме этого обладает непосредственной и всеобщей стоимостью (может быть легко обменян на другой товар). Поэтому деньги обладают всеобщей потребительской стоимостью.
Функции денег 1. Ме¬ра стои¬мо¬сти. День¬ги вы¬сту¬па¬ют ме¬рой стои¬мо¬сти. Об¬ще¬ст¬во счи¬та¬ет удоб¬ным ис¬поль¬зо¬вать де¬неж¬ную еди¬ни¬цу в ка¬че¬ст¬ве мас¬шта¬ба для со¬из¬ме¬ре¬ния от¬но¬си¬тель¬ных стои¬мо¬стей раз¬но¬об¬раз¬ных благ и ре¬сур¬сов. Бла¬го¬да¬ря де¬неж¬ной сис¬те¬ме нам не на¬до вы¬ра¬жать це¬ну ка¬ж¬до¬го про¬дук¬та че¬рез все дру¬гие про¬дук¬ты, на ко¬то¬рые он мог бы быть об¬ме¬нен; мы не долж¬ны вы¬ра¬жать стои¬мость ско¬та че¬рез зер¬но , цвет¬ные ка¬ран¬да¬ши , си¬га¬ры , ав¬то¬мо¬би¬ли и т. д. Ис¬поль¬зо¬ва¬ние де¬нег в ка¬че¬ст¬ве об¬ще¬го зна¬ме¬на¬те¬ля оз¬на¬ча¬ет, что це¬ну лю¬бо¬го про¬дук¬та дос¬та¬точ-но вы¬ра¬зить толь¬ко че¬рез де¬неж¬ную еди¬ни¬цу. Та¬кое ис¬поль¬зо¬ва¬ние де¬нег по¬зво¬ля¬ет уча¬ст¬ни¬кам сдел¬ки лег¬ко срав¬ни¬вать от¬но¬си¬тель¬ную цен¬ность раз¬лич¬ных то¬ва¬ров и ре¬сур¬сов. По¬доб¬ные срав¬не¬ния об¬лег¬ча¬ют при¬ня¬тие ра¬цио¬наль¬ных ре¬ше¬ний. В ка¬че¬ст¬ве ме¬ры стои¬мо¬сти день¬ги ис¬поль¬зу¬ют¬ся и в сдел¬ках с бу¬ду¬щи¬ми пла¬те¬жа¬ми.
2. Сред¬ст¬во пла¬те¬жа. День¬ги вы¬сту¬па¬ют как сред¬ст¬во пла¬те¬жа. Эта функ¬ция де¬нег про¬яв-ля¬ет¬ся пре¬ж¬де все¬го в об¬слу¬жи¬ва¬нии пла¬те¬жей вне сфе¬ры то¬ва¬ро¬обо¬ро¬та. Это на¬ло¬ги, со¬ци-аль¬ные вы¬пла¬ты, про¬цен¬ты за кре¬дит. День¬ги лег¬ко при¬ни¬ма¬ют¬ся в ка¬че¬ст¬ве сред¬ст¬ва пла¬те-жа. Это удоб¬ное, на мой взгляд, со¬ци¬аль¬ное изо¬бре¬те¬ние, по¬зво¬ляю¬щее пла¬тить вла¬дель¬цам ре-сур¬сов и про¬из¬во¬ди¬те¬лям “то¬ва¬ром” (день¬га¬ми ), ко¬то¬рый мо¬жет быть ис¬поль¬зо¬ван для по¬куп-ки лю¬бо¬го из все¬го на¬бо¬ра то¬ва¬ров и ус¬луг, имею¬щих¬ся на рын¬ке.
3. Сред¬ст¬во об¬ра¬ще¬ния. День¬ги вы¬сту¬па¬ют как сред¬ст¬во об¬ра¬ще¬ния об¬слу¬жи¬ва¬ния то¬ва¬ро-обо¬ро¬та. Во-первых день¬ги яв¬ля¬ют¬ся се¬го¬дня сред¬ст¬вом об¬ра¬ще¬ния, день¬ги мож¬но ис¬поль¬зо¬вать при по¬куп¬ке и про¬да¬же то¬ва¬ров и ус¬луг. Как сред¬ст¬во об¬ме¬на день¬ги по¬зво¬ля¬ют об¬ще¬ст¬ву из¬бе-жать не¬удобств бар¬тер¬но¬го об¬ме¬на. И, пред¬став¬ляя удоб¬ный спо¬соб об¬ме¬на то¬ва¬ра¬ми, день¬ги по¬зво¬ля¬ют об¬ще¬ст¬ву вос¬поль¬зо¬вать¬ся пло¬да¬ми гео¬гра¬фи¬че¬ской спе¬циа¬ли¬за¬ции и раз¬де¬ле¬ния тру¬да ме¬ж¬ду людь¬ми.
4. Сред¬ст¬во на¬ко¬п¬ле¬ния (сбе¬ре¬же¬ния). День¬ги слу¬жат сред¬ст¬вом сбе¬ре¬же¬ния. По¬сколь¬ку день¬ги наи¬бо¬лее ли¬к¬вид¬ное иму¬ще¬ст¬во, они яв¬ля¬ют¬ся наи¬бо¬лее удоб¬ной фор¬мой хра¬не¬ния бо-гат¬ст¬ва. Вла¬де¬ние день¬га¬ми за ред¬ким ис¬клю¬че¬ни¬ем не при¬но¬сит де¬неж¬но¬го до¬хо¬да, ко¬то¬рый из¬вле¬ка¬ет¬ся при хра¬не¬нии бо¬гат¬ст¬ва, на¬при¬мер, в фор¬ме не¬дви¬жи¬мо¬го иму¬ще¬ст¬ва (соб¬ст¬вен¬но-сти ) или цен¬ных бу¬маг (ак¬ций, об¬ли¬га¬ций и т.д.). Од¬на¬ко день¬ги име¬ют то пре¬иму¬ще¬ст¬во, что они мо¬гут быть без¬от¬ла¬га¬тель¬но ис¬поль¬зо¬ва¬ны фир¬мой или до¬маш¬ним хо¬зяй¬ст¬вом для лю¬бо¬го фи¬нан¬со¬во¬го обя¬за¬тель¬ст¬ва.
5. Ми¬ро¬вые день¬ги. Функ¬ция “ ми¬ро¬вые день¬ги “ - это день¬ги в сис¬те¬ме ме¬ж¬ду¬на¬род¬ных эко¬но¬ми¬че¬ских от¬но¬ше¬ний.
Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.
Структура денежной массы - Наличные средств - бумажные деньги и мелкая разменная монета, банковских денег-чеков, кредитных карточек; “Квази-деньги”- денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов; Денежные агрегаты М1 - денежный параметр, в который включаются наличные деньги и трансакционные депозиты. М2 - Однодневные займы в евродолларах – краткосрочные ликвидные активы, аналогичные соглашениям об обратном выкупе, и служащие для операций с долларовыми фондами, находящимися на балансах депозитных институтов вне США. М3 - сумма параметра М2, депозитных сертификатов, срочных соглашений об обратном выкупе, срочных займов в евродолларах и титулов собственности взаимных фондов денежного рынка, принадлежащих различным институтам, представляют собой денежный агрегат. L - Сумма активов банковские акцепты, коммерческие бумаги, краткосрочные ценные бумаги и облигации Казначейства США и параметра М3, - груп¬пи¬рую¬щие раз¬лич¬ные пла¬теж¬ные и рас¬чет¬ные сред¬ст¬ва по сте¬пе¬ни их ли¬к¬вид-но¬сти, при¬чем ка¬ж¬дый их по¬сле¬дую¬щий аг¬ре¬гат вклю¬ча¬ет в се¬бя пре¬ды¬ду¬щий.

9. Спрос и полезность. Закон убывающей предельной полезности.
Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Спрос изменяется в зависимости от цены.
Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).
Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.
Полезность — понятие сугубо индивидуальное. Главным фактором потребительского выбора является по¬лезность того или иного товара. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельст¬ва, ограничивающие возможности покупателя в его приобрете¬нии. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства лю¬дей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позво¬ляют потреблять его в больших количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.
Закон убывающей предельной полезности. Предельной называют дополнительную полез¬ность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. В сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй — меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Таким образом, предель¬ная полезность обратно пропорциональна объему потребления.
Оценим предельную полезность товаров А и Б в баллах исходя из наших субъективных представлений и поместим данные в соответствующие графы таблицы. Согласно нашей оценке наибольшее удовлетворение нам принесет покупка товара Б. Однако мы учитываем не только предельную полезность, но и цену товара. А цена товара Б в два раза превышает цену товара А. Мы принимаем решение о покупке исходя из полезности на единицу затраченных средств, т.е. на 1 руб. Данные предельной полезности на 1 руб. будут иными, поэтому максимально удовлетворит наши потребности покупка 3 единиц товара А и 2 единиц товара Б.
Любая другая комбинация количеств товаров А и Б при существующих ценах и определенном размере имеющихся в наличии средств (350 руб.) даст меньшую суммарную полезность для покупателя.

Количество, ед. Товар А (цена 50 руб.) Товар Б (цена 100 руб.)
предельная полезность предельная полезность
на 1 руб. предельная полезность предельная полезность
на 1 руб.
1 5 0,1 9 0,09
2 4 0,08 6 0,06
3 3 0,06 5 0,05
4 2 0,04 3 0,03
5 1 0,02 1 0,01

Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Обозначив предельную полезность через MU, получим равенство:

Что произойдет, если цена товара Б снизится в 2 раза? Тогда на те же 350 руб. мы купим 3 единицы товара А и 4 единицы товара Б. Таким образом, при снижении цены количество купленных товаров будет возрастать.


10. Закон спроса. Графическая модель спроса. Детерминанты (неценовые факторы) спроса.

Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость.
Со¬стоя¬ние рын¬ка оп¬ре¬де¬ля¬ет¬ся со¬от¬но¬ше¬ни¬ем ве¬ли¬чи¬ны спро¬са и пред¬ло¬же¬ния
Спрос и пред¬ло¬же¬ние - взаи¬мо¬за¬ви¬си¬мые эле¬мен¬ты ры¬ноч¬но¬го ме¬ха¬низ¬ма, где спрос оп¬ре¬де-ля¬ет¬ся пла¬те¬же¬спо¬соб¬ной по¬треб¬но¬стью по¬ку¬па¬те¬лей (по¬тре¬би¬те¬лей), а пред¬ло¬же¬ние - со¬во¬куп¬но-стью то¬ва¬ров, пред¬ло¬жен¬ных про¬дав¬ца¬ми (про¬из¬во¬ди¬те¬ля¬ми); со¬от¬но¬ше¬ние ме¬ж¬ду ни¬ми скла¬ды¬ва-ет¬ся в об¬рат¬но про¬пор¬цио¬наль¬ную за¬ви¬си¬мость, оп¬ре¬де¬ляя со¬от¬вет¬ст¬вую¬щие из¬ме¬не¬ния в уров¬не цен на то¬ва¬ры.
Графическая модель спроса. Спрос изо¬бра¬жа¬ет¬ся в ви¬де гра¬фи¬ка, по¬ка¬зы¬ваю¬ще¬го ко¬ли¬че¬ст¬во про¬дук¬та, ко¬то¬рое по¬тре¬би¬те¬ли го¬то¬вы и в со¬стоя¬нии ку¬пить по не¬ко¬то¬рой це¬не из воз¬мож¬ных в те-че¬ние оп¬ре¬де¬лен¬но¬го пе¬рио¬да вре¬ме¬ни цен. Спрос вы¬ра¬жа¬ет ряд аль¬тер¬на¬тив¬ных воз¬мож¬но¬стей, ко-то¬рые мож¬но пред¬ста¬вить в ви¬де таб¬ли¬цы. Он по¬ка¬зы¬ва¬ет то ко¬ли¬че¬ст¬во про¬дук¬та, на ко¬то¬рое (при про¬чих рав¬ных ус¬ло¬ви¬ях) бу¬дет предъ¬яв¬лен спрос при раз¬ных це¬нах. Спрос по¬ка¬зы¬ва¬ет ко¬ли¬че¬ст¬во про¬дук¬та, ко¬то¬рое по¬тре¬би¬те¬ли бу¬дут по¬ку¬пать по раз¬ным воз¬мож¬ным це¬нам.
Су¬ще¬ст¬во¬ва¬ние за¬ко¬на спро¬са под¬твер¬жда¬ют не¬ко¬то¬рые фак¬ты:
1. Обыч¬но лю¬ди дей¬ст¬ви¬тель¬но по¬ку¬па¬ют дан¬но¬го про¬дук¬та боль¬ше по низ¬кой це¬не, чем по вы¬со¬кой.
2. В лю¬бой дан¬ный пе¬ри¬од вре¬ме¬ни ка¬ж¬дый по¬ку¬па¬тель про¬дук¬та по¬лу¬ча¬ет мень¬ше удов¬ле¬тво-ре¬ния, или вы¬го¬ды, или по¬лез¬но¬сти от ка¬ж¬дой по¬сле¬дую¬щей еди¬ни¬цы про¬дук¬та. 3. На не¬сколь¬ко бо-лее вы¬со¬ком уров¬не ана¬ли¬за за¬кон спро¬са мож¬но объ¬яс¬нить эф¬фек¬та¬ми до¬хо¬да и за¬ме¬ще¬ния. Эф¬фект до¬хо¬да ука¬зы¬ва¬ет на то, что при бо¬лее низ¬кой це¬не, че¬ло¬век мо¬жет по¬зво¬лить се¬бе ку¬пить боль¬ше дан¬но¬го про¬дук¬та, не от¬ка¬зы¬вая се¬бе в при¬об¬ре¬те¬нии ка¬ких-ли¬бо аль¬тер¬на¬тив¬ных то¬ва¬ров. То есть, сни¬же¬ние це¬ны про¬дук¬та уве¬ли¬чи¬ва¬ет по¬ку¬па¬тель¬ную спо¬соб¬ность де¬неж¬но¬го до¬хо¬да по¬тре¬би¬те¬ля, а по¬это¬му он в со¬стоя¬нии ку¬пить боль¬шее ко¬ли¬че¬ст¬во дан¬но¬го про¬дук¬та, чем пре¬ж¬де.
Об¬рат¬ную за¬ви¬си¬мость ме¬ж¬ду це¬ной про¬дук¬та и ве¬ли¬чи¬ной спро¬са мож¬но изо¬бра¬зить в ви¬де про¬сто¬го двух¬мер¬но¬го гра¬фи¬ка, по¬ка¬зы¬ваю¬ще¬го ве¬ли¬чи¬ну спро¬са на го¬ри¬зон¬таль¬ной оси, а це¬ну на вер¬ти¬каль¬ной оси.
Детерминанты (неценовые факторы) спроса - дру¬гие фак¬то¬ры, ко¬то¬рые влия¬ют на по¬куп¬ки. Из¬ме¬не¬ние од¬ной из де¬тер¬ми¬нант из¬ме¬ня¬ет по¬ло¬же¬ние кри¬вой спро¬са. Ес¬ли по¬тре¬би¬те¬ли об¬на¬ру¬жи-ва¬ют же¬ла¬ние и спо¬соб¬ность по¬ку¬пать боль¬шее ко¬ли¬че¬ст¬во дан¬но¬го то¬ва¬ра по ка¬ж¬дой из воз¬мож¬ных цен, то про¬изош¬ло уве¬ли¬че¬ние спро¬са и кри¬вая спро¬са сме¬сти¬лась впра¬во. Умень¬ше¬ние спро¬са про-ис¬хо¬дит то¬гда, ко¬гда из-за из¬ме¬не¬ния в од¬ной его де¬тер¬ми¬нан¬те (или бо¬лее) по¬тре¬би¬те¬ли по¬ку¬па¬ют мень¬шее ко¬ли¬че¬ст¬во про¬дук¬та по ка¬ж¬дой из воз¬мож¬ных цен, это вле¬чет со¬кра¬ще¬ние спро¬са и сме¬ще-ние кри¬вой спро¬са вле¬во.


11. Закон предложения. Детерминанты предложения.
Закон предложения С повышением цен соответственно возрастает и ве¬личина предложения; со снижением цен сокра¬щается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения.
Предложение можно определить как шкалу, по¬казывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и пред¬ложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.
Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое ко¬личество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.
Детерминанты предложения. При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предло¬жения любого продукта. Однако кривая пред¬ложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением "при прочих равных условиях". Иными словами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому опреде¬ленные неценовые детерминанты величины пред-ложения даны заранее и не подвергаются из¬менениям. Если одна из этих неценовых де¬терминант предложения в действительности пре¬терпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.
Детерминанты Пред¬ложения: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.
Перемеще¬ние одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение вправо, с S1 к S2 означает увеличение предложения: производи¬тели при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево, с S1 к S3 указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.


12. Совокупный спрос и совокупное предложение. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос.
Совокупный спрос – это модель, показывающая реальный объем национального производства, который покупатели готовы приобрести при данном уровне цен. При прочих равных условиях чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят купить домохозяйства, предприятия, правительство и зарубежные покупатели.
На величину совокупного спроса, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.
Совокупное предложение. - условия на рынках произ¬водственных факторов не меняются, когда в отрасли уве¬личивается или уменьшается производство.
Когда уменьшается совокупное предложение растет инфляция.
Ценовой фактор – это цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос обратно пропорционально. Таким образом, действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса.
Неценовые факторы ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.