Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.03.2012. Сдан: 2011. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 6
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 32
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 36
ВЫВОДЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В последние десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с задержкой психического развития (ЗПР) [26, С. 81; 31, C. 49]. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [30]. Среди различных форм психических нарушений ЗПР является одной из наиболее распространенных. Как показывают исследования, дети с ЗПР составляют почти четвертую часть детской популяции и около 50% неуспевающих школьников и, по данным Госкомстата РФ, за последние пять лет их численность увеличилась на 20,2% [44].
Психологические особенности детей с ЗПР рассматривались многими выдающимися педагогами и психологами (В.И. Зыковой, Н.А. Менчинской, Т.А. Власовой, Е.С. Ивановым, М.С. Певзнер и др.). Показано, что у этих детей затруднен процесс овладения знаниями, задерживается развитие познавательной, речемыслительной деятельности. Их несовершенство препятствует развитию игровой, учебной и коммуникативной деятельности. (Е.Е. Дмитриева, 1993; Т.Н. Князева, 1993; Е.С. Слепович, 1989; С.Г. Шевченко, 1999 и др.).
В исследованиях по проблемам социального развития младших школьников с задержкой психического развития отмечается недостаточность развития их общения, его незрелость, проявляющаяся в ситуативности поведения (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова и др.). Показано, что у этих детей снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л.В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер).
Несмотря на интерес исследователей к этой проблеме, до сих пор нет целостного представления об особенностях коммуникативной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста. В частности, требуют исследования их особенности формирования коммуникативных навыков, понимаемых как личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для своевременной успешной социализации, недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у детей с ЗПР, необходимость поиска эффективных источников и средств формирования коммуникативных умений младших школьников с ЗПР с целью профилактики отрицательного влияния несформированности коммуникативных умений на развитие личности определяют актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучить особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Объект исследования: коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста имеет особенности (снижена потребность в общении, общение носит ситуативный характер).
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить степень теоретической и практической разработанности проблемы в психологии;
2. Выявить актуальный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР, исследовать особенности развития их коммуникативных навыков.
3. Обработать полученные данные с помощью методов математико-статистического анализа и сформулировать выводы и разработать практические рекомендации по формированию коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР для их педагогов и родителей.
Методологической основой исследования являются системный и деятельностный подходы; теория коммуникации; общедидактические положения о формировании умений и навыков; представления о взаимообусловленности речевого и психического развития в целом; положения о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР, положение о наличие у каждого ребенка с ограниченными возможностями сохранных функций, опираясь на которые можно развивать его потенциальные возможности.
Методы исследования: Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение информации, математико-статистический анализ. Эмпирические: программированное наблюдение за деятельностью учащихся младших классов с задержкой психического развития, анализ медико-психолого-педагогической документации, беседа, адаптированные тесты, анализ продуктов деятельности учащихся, психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ № 108 г. Челябинска, осуществляющая обучение детей с ЗПР в коррекционно-развивающих классах. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста с ЗПР – учащихся специальных (коррекционных) классов и 30 детей младшего школьного возраста общеобразовательных классов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с ЗПР.
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Понятие общения и его роль в психическом развитии

Проблема общения является актуальной для многих наук. Так, общение является объектом изучения философов (А.А. Брудный, Л.П. Буева, Е.А. Злобина, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин и др.), педагогов (В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, А.В. Мудрик и др.), психологов (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, А.В. Запорожец, Г.А. Ковалев, Я.Л. Коломенский, И.С. Кон, И.А. Коробейников, В.Л. Леви, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, В.Н. Панферов, В.В. Рыжов, Е.О Смирнова, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.).
В психологии общение определяют как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией; выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание другого человека [19, С. 213]. Сложность проблематики общения и большой интерес к ней со стороны науки выражается в многообразии подходов к пониманию сущности общения, среди которых основными являются следующие:
1. Деятельность – средство общения людей.
2. Общение – самостоятельная человеческая деятельность.
3. Общение – атрибут других видов человеческой деятельности, условие их существования.
Современными авторами (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, В.В. Юрчук и др.) общение понимается как сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга. При акценте на обмене и сообщении информации общение превращается в коммуникацию, явление более узкое, но неразрывно с ним связанное [23]. В соответствии с этим в структуре общения традиционно выделяют три стороны:
– информативную (информационно-коммуникативную), которая заключается в обмене информацией и ее понимании, для чего в ходе общения обе стороны должны использовать одну и ту же знаковую систему;
– интерактивную (регуляционно-коммуникативную), благодаря которой вырабатывается стратегия и координация совместных действий индивидов при организации и выполнении совместной деятельности;
– перцептивную (аффективно-коммуникативную), означающую эмо-циональное восприятие и понимание друг друга в процессе общения.
Коммуникативная составляющая прослеживается в составе всех сторон общения, а коммуникативные умения обеспечивают его и обусловливают эффективность совместной деятельности людей (О.В. Костюк).
Под коммуникативными умениями понимаются личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Первые исследования коммуникативных качеств личности принадлежат А.А. Бодалеву и Б.Г. Ананьеву, которые подробно описали компоненты общения как психологического процесса и необходимые для него качества. Коммуникативные умения как элемент структуры коммуникативной способности представлены в работах Т.М. Андреевой, А.В. Батаршева, Ю.В. Бессмертной, Ю.В. Касаткиной, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др..................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического исследования было установлено, что неуклонный рост числа детей с различными нарушениями психического развития, в частности, с задержкой психического развития (ЗПР), в последние десятилетия представляет собой особенно актуальную проблему и имеет важное социально-психологическое, психолого-педагогическое, нравственно-этическое значение в отечественной науке.
В исследованиях по проблемам социального развития младших школьников с задержкой психического развития отмечается недостаточность развития общения у этих детей, его незрелость, проявляющаяся в ситуативности поведения (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова и др.). Показано, что у детей с ЗПР младшего школьного возраста снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию.
В связи с этим в последние два десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с задержкой психического развития и формированию у них коммуникативных умений, под которыми понимают личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Вместе с тем, большинство экспериментально-психологических исследований детей с ЗПР сфокусированы на изучении специфики их познавательной деятельности, тогда как особенности их коммуникативной деятельности еще мало изучены. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в психолого-педагогической литературе нет единства в понимании сущности и содержания коммуникативных умений, не достаточно изучены коммуникативные умения у младших школьников с ЗПР, что затрудняет работу психологов и педагогов в направлении их совершенствования.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что дети младшего школьного возраста с ЗПР, как правило:
– не в способны самостоятельно и устойчиво принимать и передавать информацию собеседнику, а именно испытывают сложности в удержании внимания в процессе принятия информации, затрудняются в адекватном планировании предстоящего сообщения и его устно-речевом воплощении;
– не всегда готовы взаимодействовать на основе совместного планирования, ориентации на партнера и самостоятельного решения конфликтных ситуаций в режиме сотрудничества;
– испытывают затруднения при включении в систему взаимоотношений в классе, недостаточно удовлетворены общением и проявляют признаки дезадаптации к условиям обучения в школе;
– проявляют искаженное понимание отношения со стороны другого, отсутствие способности к пониманию эмоционального состояния другого человека, и в результате – низкую способность к сопереживанию;
– затрудняются в выделении личностных характеристик партнера по общению, не имеют представления о сущности межличностного общения и личной значимости данных отношений.
Резюмируя результаты данного исследования, уместно отметить, что дальнейшее изучение особенностей коммуникативной деятельности младших школьников с ЗПР является приоритетной задачей психологии и педагогики на современном этапе в связи с задачами совершенствования коррекционно-развивающих программ для данной категории детей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи – решены. Выполненная работа имеет практическую ценность и рекомендована для апробации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст] / Е.М. Алифанова. – Волгоград: Модэк, 2001. – 168 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 12-23.
4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
6. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
8. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования [Текст] / Е.Е. Дмитриева // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 200-210.
9. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 11-17.
10. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 2007. – 205 с.
11. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Дудьев // Логопедия. 2006. № 2. С. 22-26.
12. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с.
13. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
15. Защиринская, О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 223-228.
16. Киселева В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? [Текст] / В.А. Киселева // Дефектология. – 2007, № 3, с. 3-13.
17. Конева, Е.В. Специфика общения школьников с особыми образовательными потребностями в зависимости от социального окружения [Текст] / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Психология обучения. – 2008. – №12. – С. 50-60.
18. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения [Текст] / Е.Н. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.
19. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации [Текст] / И.Ю. Кулагина // Дефектология. – 1987. №3. – С. 9-15.
20. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 63-83.
21. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2005. 214 с.
22. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. - 365 с.
23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
24. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 144 с.
25. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с.
26. Локтева, Е.В. О формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» [Текст] / Е.В. Локтева // Дефектология. – 2006, № 6, с. 81-83.
27. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] / В.И. Лубовский. – М.: Знание, 2003. – 356 с.
28. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени. – М.: Просвещение, 2003. – 164 с.
29. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.
30. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
31. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства [Текст] / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2007, № 3, с. 49-54.
32. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2004. – Кн. 3: Психодиагностика.
33. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задерж-кой психического развития: Пособие для психологов и педагогов
[Текст] / В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2003. – 128 с.
34. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. – Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с.
35. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2007. – 304 с.
36. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.
37. Переслени, Л.И. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С5-8.
38. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.
39. Петровская, Л.А. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. № 3. С. 15-16.
40. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Хрестоматия [Текст] / Ред. В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2004. – 128 с.
41. Развитие общения дошкольников со сверстникам [Текст] / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
43. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР [Текст] / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52-59.
44. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте: пер. с чешск [Текст] / З. Тржесоглава. – М: 1986. – 256 с.
45. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
46. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. – М.: Просвещение, 2000. – 294 с.
47. Ульенкова У.В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова, Т.Н. Князева // Дефектология. – 2005, № 2, с. 19-26.
48. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
49. Чернышева, Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 4. – С. 31-40.
50. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 384 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. – 384 с.
52. Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. № 6. С. 96-107.
53. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности [Текст] / Я. Яноушек // Вопросы психологии, 2007. № 1. С16-19.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Данные параметрического анализа коммуникативного поведения младших школьников (методика Лемяскиной и Стернина)

Название параметров, признаки ЗПР норма
1. Общительность....................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.