На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Интерес к учению как фактор активизации познавательной деятельности учащихся СПО

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.03.2012. Сдан: 2010. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО 7
1.1. Понятие познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Интерес как важнейший фактор активизации познавательной деятельности 12
1.3. Методы и средства формирования интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО 25
2.1. Изучение уровня сформированности интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования 25
2.2. Рекомендации по формированию интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования 30
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 39


Введение
Актуальность исследования определяется общими требованиями к будущему специалисту, который должен быть разносторонне развитой, творческой личностью. Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности учащихся, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Интерес к познанию, учению, потребность в освоении необходимых знаний возникают в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшкина, В.С. Мухиной и других. В данных работах особо подчеркивается, что в старшем школьном и юношеском возрасте учебная и познавательная деятельность играет значительную роль.
В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как эмоционально-познавательное отношение к миру (В.А. Крутецкий); как стимул и мотив познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев); как педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина).
В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности. В работах В.Б. Бондаревского, А.А. Люблинской, Н.Ф. Талызиной, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности.
Существующая система организации учебного процесса учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного образования.
Анализ педагогического опыта показывает, что при формировании у учащихся интереса к познанию, развитии творческих способностей, они испытывают определенные трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической, методической литературе рекомендации по развитию познавательных интересов учащихся зачастую не используются в современной практике работы педагогов и учителей или их применение носит ситуативный характер. Устранение этого противоречия требует изменения технологии организации процесса развития интересов к учению.
Интерес к учению является фактором активизации познавательной деятельности учащихся. Многочисленные педагогические и психологические исследования доказывают: учебный процесс протекает эффективно только тогда, когда он вызывает и организует познавательную деятельность обучаемых. Деятельностной подход к обучению активно разрабатывается в трудах известных отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Т.В. Кудрявцева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Б.М. Теплова и др.
Над исследованием путей, средств и способов формирования активной познавательной деятельности обучаемых работали В.И. Загвязинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, К.Г. Маквардт, A.M. Матюшкин, В.Т. Оконь, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин и др. Большая часть этих исследований относится к периоду советской педагогики и не учитывает тех социально-политических изменений в обществе, которые произошли за последнее десятилетие. Требуется использовать все лучшее, что накоплено педагогической наукой для адаптации к новым условиям рыночной экономики.
Таким образом, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в научной литературе определили выбор темы исследования: «Интерес к учению как фактор активизации познавательной деятельности учащихся учреждений среднего профессионального образования (СПО)».
Цель исследования – выявить и обосновать оптимальные пути развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся учреждений среднего профессионального образования (СПО).
Объектом исследования является процесс развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
Предметом исследования – методы и приемы развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
На основе изучения теоретических источников была выдвинута следующая гипотеза: процесс формирования интереса студентов к учению будет эффективнее, если построена образовательная среда на принципах активности, самостоятельности, системности, научности; на положительном отношении студентов к учению; на использовании активных методов обучения.
Исходя из предмета, цели, гипотезы исследования, ставились и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательной деятельности.
2. Изучить особенности интереса к учению как важнейшей составляющей познавательной деятельности.
3. Определить методы и приемы развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
4. Выявить уровень развития интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования.
5. Разработать рекомендации по развитию интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
Теоретико-методологическая база исследования:
- основные идеи деятельностного подходов в обучении, основные положения теории анализа и проектирования профессионального образования (Э.Ф.Зеер, A.M.Новиков, В.А.Поляков, Г.М.Романцев, А.Н.Сергеев, Е.В.Ткаченко),
- основные положения теории содержания профессионального образования (А.Н.Лейбович),
- основные идеи психолого-педагогической концепции деятельности (Э.Ф.Зеер, К.М.Левитан, А.К.Маркова, Г.В.Суходольский, В.Д.Шадриков),
- исследования интереса к учению, познавательного интереса учащихся (А.Г.Здравомыслов, С.Л.Рубинштейн, В.Ф.Сахаров, А.Д.Сазонов, С.Н.Чистякова, Г.И.Щукина и др.)
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; метод наблюдения, анкетирования, тестирования, изучения педагогического опыта; констатирующий эксперимент.
База проведения исследования: УСПО Педагогический колледж №2 г. Челябинска.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО
1.1. Понятие познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе
Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками; ее общественная сущность является предметом общественных наук, ее физиологические механизмы - предметом физиологии; психология изучает психическую сторону деятельности. Деятельность была предметом исследования выдающихся психологов – А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, которые основали теорию деятельности или деятельностный подход. Эта школа советской психологии была основана на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского.
Результатом человеческой деятельности является определенный продукт. Как подчеркивает А.Н. Леонтьев, основной, конституирующей характеристикой деятельности является ее предметность. По мнению Е.И. Рогова, выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета [4].
При этом предмет выступает двояко: первично - в своем независимом существовании как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
По мнению Р.С. Немова, деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе [7].
Е.И. Рогов также считает, что деятельность - категория общественно-историческая. В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид - с другими людьми. Индивидуальную деятельность можно рассматривать как момент, составную часть деятельности общества. Вне общественных связей и отношений индивидуальная деятельность просто не может существовать [8]....................

Заключение
Поставленные в начале исследования задачи решены. Во-первых, была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме познавательной деятельности. Познавательная деятельность обучаемых имеет своей целью усвоение новых знаний и умений в какой-либо предметной области, интериоризация, т.е. перевод из внешней во внутреннюю, психическую.
Во-вторых, были изучены интереса к учению как важнейшей составляющей познавательной деятельности. Было выявлено, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Мы понимаем под интересом к учению избирательную деятельность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.
В-третьих, были определены методы и приемы развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО. Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Во второй главе представлены результаты диагностики интереса к учению студентов педагогического колледжа и описание деловых игр, которые проводились с целью развития познавательного интереса. Методика проведения деловых игр включает следующие этапы: составление плана игры, написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков, подбор информации; средств обучения, разработка способов оценки результатов игры.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза исследования о том, что процесс формирования интереса студентов к учению будет эффективнее, если построена образовательная среда на принципах активности, самостоятельности, системности, научности; на положительном отношении студентов к учению; на использовании активных методов обучения, нашла свое подтверждение.


Список литературы
1. Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. [Текст] / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1999 – 568 с.
2. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.П.Белозерцев; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
3. Гатанов, Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации [Текст] / Ю.Б.Гатанов // Психологическая наука и образование. - 1998. - №1. - С.93-100.
4. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы студентов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. А.Г.Казакова – М.: Издательский центр «Академия», 202. – 368 с.
5. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия [Текст] / Е. Каратаева // Директор школы. – 2000. - №9. - С.75-80.
6. Кукушин, В.С. Педагогические технологии: Учеб. Пособие [Текст] / Под ред. В.С.Кукушина. – Ростов-на-Дону, 2002.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 410 с.
8. Макиенко, Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования [Текст] / Н.И.Макиенко. - М., 1986.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
10. Норенкова, Н.А. Проектирование педагогических технологий в начальном профессиональном образовании: учебное пособие [Текст] / Н.А.Норенкова. - ГУ ПО и Н адм. Челяб. обл., Чел ИРПО. – Челябинск, 2001. - 50 с.
11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 528 с.
12. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С.Полат. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
13. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С.217-233.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 705 с.
15. Рыжов, В.Н. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев [Текст] / В.Н. Рыжов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318 с.
16. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение» [Текст] / Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск: Издательство БГУ, 2002. – 90 с.
17. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 512 с.
18. Шалунова, М.Г. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Шалунова М.Г.. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2002. – 138 с.
19. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988.
20. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие [Текст] / Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург, 2004. – 150 с.

Приложение
Тест
1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
............


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.