На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ИСТОРИЯ МАСОНСТВА: ПОПЫТКА ДЕМИФОЛОГИЗАЦИИ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 03.04.2012. Сдан: 2009. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра
____________
____________


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ИСТОРИЯ МАСОНСТВА:
ПОПЫТКА ДЕМИФОЛОГИЗАЦИИ


Выполнила:


Научный руководитель:
Гурьева И.Ю.

Рецензент:
___________________


Оглавление
Введение 3
1. Античное наследие масонства 5
1.1. Источники вдохновения масонства. 5
1.2. Внешняя сторона Ордена 8
1.3. Внутренняя сторона Ордена. 12
2. Масонство на Западе 22
2.1. Английское оперативное масонство. 22
1.2. Французское масонство 30
1.3. Итальянская ложа. 36
3. Масонство в России 39
3.1. Русское масонство XVIII века. 39
3.2. Первоначальный период (1731-1762 гг.) 40
3.3. Второй период (176201781 гг.): первая половина \царствования императрицы Екатерины II (масонство нравоучительное) 44
3.4. Третий период (1781-1792 гг.): поиски высших степеней и победа розенкрейцерства (научное масонство). 48
3.5. Масонство ХХ века 57
Заключение 67
Литература 71
Приложения 72
Введение
В настоящее время масонство является темой довольно широкого и чаще всего эмоционального обсуждения.
Особенно в последнее время к этому вопросу возрос общественный интерес. Это объясняется тем фактом, что масонство как тайная организация, противоречащая своим учением всему социалистическому, была длительное время запрещена в России, да и не только в нашей стране, но и в большинстве социалистических стран запада. Возросший интерес к проблеме масонства объясняется также фактом "социальной психологии" или интересом общества ко всему таинственному, находящемуся за рамками традиционного рационалистического мировидения (ума).
Чтобы удовлетворить читательское любопытство, а зачастую следовать моде, в последнее время появляется огромное количество литературы касающейся темы масонства начиная от бульварной, рассчитанной на широкую публику, которая зачастую предпочитает ложную информацию, и кончая более менее научными трудами, которые также в свою очередь могут быть подвергнуты критике, рассматриваться критически.
Так например, по свидетельству Н. Берберовой с 30-х годов в Советском Союзе на протяжении полувека практически не появлялось публикаций о масонстве, даже об иностранном, не говоря уже о русском. Только в 70-х годах на неподготовленного читателя хлынула волна публикаций самого разного толка и качества. Если на Западе тайные общества самых разнообразных типов давно стали неотъемлемым атрибутом политической жизни, то для российского читателя 70-8-х годов масонская тема стала самым настоящим откровением. Сама возможность существования тайных казалась советскому человеку крамолой. И в наше время сохранившиеся немногочисленные дореволюционные публикации, посвященные масонству, в большинстве своем представляют факты сомнительные. Отсюда, почти все авторы, пишущие о масонстве, как прошлых лет, так и XX века вынуждены в качестве опорных перебирать одни и те же источники, домысливая свое и догадываясь обо всем остальном.
Принимая во внимание тот факт, что масонство и в наше время представляет собой "вопрос запутанный", я бы хотела рассмотреть масонство с объективной стороны, интерпретируя труды известных авторов, исследователей масонства - М. Марамарко, Н. Берберовой, М. Холла, Маки, Уорд и многих других. Моя цель: систематически рассмотреть фактическую историю масонской организации, их образование, деятельность, поставленные задачи. На мой взгляд, это должно способствовать демифологизации истории масонства.
В своей работе я бы хотела осветить масонство, как с внешней, так и с внутренней стороны. Внешняя сторона затрагивает историческое развитие Ордена, масонские ритуалы, ее символику. Что касается внутренней стороны, то она стремится проникнуть в глубины масонского учения, дать ее философскую и символическую интерпретацию, раскрыть духовный смысл масонства, его связь с культурными традициями разных религий и эзотерических учений.
Интерес к масонству в моей работе прослеживается и в плане социальной психологии, другими словами я постараюсь изучить то, как люди относятся к масонству, какие цели, интересы влекут их вступить в масонскую организацию. Вместе с тем я постараюсь осветить темную сторону масонского Ордена, связанную со всеми скандальными происшествиями в истории человечества, то, как повлияло масонство на исход революций. Опираясь на источники вышеперечисленных авторов, я бы хотела рассмотреть масонство западное и масонство отечественное, выявить общие черты, найти их различие.
Структура моей работы такова: работа состоит из трех глав. Первая глава рассматривает духовные истоки масонства, которые заключаются в античном наследии.
1. Античное наследие масонства
1.1. Источники вдохновения масонства.
В этой главе мы попытаемся воспроизвести реальную историю возникновения масонства. Постольку поскольку заданы целью раскрыть миф о масонстве. Это - сложная задача, т.к. изначально масонство окружено густым туманом легенд. Они бывают двоякого рода: легенды о масонах и масонстве, возникшие в среде "непосвященных" и легенды масонские, которые выполняют нравоучительную, воспитательную роль в масонской организации. Обращение к истокам возникновения масонства поможет нам уяснить, каковы были идейно-этические корни этой организации, побудительные мотивы ее возникновения и дальнейшего развития.
Следует отметить, что на самом деле достоверных сведений о возникновении масонства крайне мало, да и то, что существует в поле зрения представляет собой полную неразбериху. Поэтому многие исследователи масонства, в частности А. Маки, попытались систематизировать все имеющиеся материалы, что приобрело следующую форму. Происхождение масонства стало сводиться к следующим истокам:
1. Патриархальная религия.
2. Древние языческие мистерии.
3. Храм царя Соломона.
4. Крестоносцы.
5. Рыцари-тамплиеры.
6. Римские корпорации ремесленников.
7. Оперативное масонство.
8. Розенкрейцеры XVIII века.
9. Оливер Кромвель и успехи его политики.
10. Претенденты на реставрацию династии Стюартов на британском троне.
11. Сэр Кристофер Рен.
12. Др. Дезагюлье и его сподвижники в 1717 году.
Однако некоторые исследователи масонства ищут корни родословного древа в языческих мистериях1, другие связывают их с деятельностью знаменитых личностей - реальных и мифических.
Постараемся собрать воедино наиболее важные исторические моменты значимые для дальнейшего развития Ордена. Сравним масонскую версию и научное отношение к ней.
Масонство или "Орден свободных каменщиков" представляет себя мощным и плодотворным течением седой древности. Согласно масонским взглядам люди делятся на две противоположные категории: посвященных и профанов. Посвященные - это лица, принятые, допущенные в орден, знающие его тайны, т.е. франкмасоны - " вольные каменщики". Профаны - это лица не принятые в орден, "неотесанные", не масоны, не посвященные. Предполагая такое деление, масонские авторы, а также сходные во взглядах с ним оккультисты ссылаются на тайны древнеегипетских жрецов, которые якобы первыми разделили людей на посвященных и профанов.
Масонство широко использует в своем учении древнегреческие мифы, имена реальных и мистических персонажей. Как правило, в таких мифах собраны личности, которые развили свои способности до сверхъестественных. Так, например, миф об Алфее, превратившимся в подземную реку Аркадии, для того чтобы следовать вслед за своей возлюбленной Аретузой. Этот миф особенно ценим масонством, т.к. "подземная река" стала символом движения, скрытности и целеустремленности. Далее встречается миф об Аргонавтах, в котором воплощен символ предприимчивости, воли при достижении цели, которая была связана с добычей "золотого руна". Также перечисляются родственные масонам мистерии различного направления и содержания - орфических, элевзинских, диономийских, Озириса-Изиды, Кибелы, секты гностиков, эссенов, манихейцев. Помимо древнегреческих персонажей. Масонство включает в свой исторический багаж библейских героев, начиная с Адама, "первого масона", который обладал "божественным знанием", старца Ноя, царя Соломона и кончая мудрецами Востока, от Вавилона и Персии до Индии и Китая. Вот пантеон учителей древности, которые своей деятельностью создали благоприятное условие для возникновения масонства: Рама, Кришна, Будда, Орфей, Пифагор, Платон, Конфуций, Моисей, Иисус, Магомет. В своем историческом развитии масонство вобрало учение древних обществ, сект. Куда посвящали "избранных", чтобы они овладевали там представлениями о строении мира и его божественной иерархии. Причем, приобщение к высшим истинам связывается с особым развитием личности, которое доступно через овладение тайнами "посвящения", через мистерии и ритуалы.
Принцип эзотеризма, посвящения через таинства имеет общее с религиозным. Но если к религиозной доктрине доступ открыт всем, то масонское учение остается уделом немногих. Их скрывают от внешнего мира. Таким древним обществом в масонстве представлено Пифагорейское общество. Ее основатель великий ученый Пифагор задался целью постигнуть все таинства. Он совершил путешествие в Египет, где был посвящен в тайны мистерий и принят в Орден жрецов. Вернувшись на Родину г. Кротон. В VI в. до н.э. Пифагор основал подобный орден, известный под названием Пифагорейское общество. Желающий вступить в орден испытывался в отношении его образованности, способности к послушанию: собирались также справки о его поведении и его привычках. Члены Пифагорейского общества были подвергнуты особой дисциплине, делалось различие между новичками и "старичками", т.к. последние были посвящены в высшие научные тайны. Открытия, которые были сделаны Пифагорейским обществом в области астрономии, геометрии, математики легли в фундамент человеческой культуры. Общество использовало методы египетских жрецов, которые совмещали серьезные занятия наукой с мистификацией. Пифагор привлекает современных масонов, прежде всего тем, что он первый кто ввел суровые и трудные правила приема в свое общество, которое приняло особо элитарный и замкнутый характер (см. приложение ).
Известно, что тайные общества, а точнее религиозно-мистические союзы посвященных, деятельность которых облекалась в форму мистерий, имелись в древности не только у египтян и греков, но и у халдеев, персов, римлян, евреев и других народов. По мнению Дэп. Фрезера, непременное возникновение таких союзов в разных странах объяснялось как ритуальными соображениями, так и стремлением верхушечного строя рабовладельческой знати к обособлению от остального общества ради усиления духовного и политического господства над ним. Господство это оправдывалось могущественной волей богов, толкователями которой являлись члены общества. Зачастую реальные тайны политической власти маскировались с помощью мистерий.
В глазах основной массы людей, те, кто владел тайной, непосредственно мог обращаться с небесами, божествами. На них лежала печать избранности. И зачастую владение тайной позволяло "посвященным" занимать особое положение в обществе, оказывать большое влияние, получать доступ к богатству. Вместе с тем нельзя отрицать, что в "постижении истины" присутствовал исследовательский, творческий элемент. Так как в подобных обществах основной контингент составляли интеллигенция, люди талантливые, большого ума. Однако их деятельность не могла быть бескорыстной долгое время. Постижение истины не всегда осуществлялось во имя самого знания и его распространения. Очень быстро время диктовало свое: интеллект, ум, способности обращались к цели занять высокое положение в обществе, возвышение по иерархической лестнице, на обогащение.
1.2. Внешняя сторона Ордена
Можно бесконечно перечислять на страницах истории различные секты, общества, которые рождались и умирали, вновь рождались... Однако, и по сей день, общество "каменщиков" занимает влиятельное положение. Если оно существует, значит, все эти долгие годы своего существования оно удовлетворяло человеческое общество, соответствовало его желаниям, и оставалось притягательным на разных исторических этапах.
Чтобы понять это, надо обратиться как к внешней, так и внутренней стороне масонства.
Внешняя сторона касается характера деятельности ордена, которая рассматривается в главах 2,3 - его ритуалов, эмблем, законов, пропаганды идей. Внутренняя сторона заключается в масонской символике, в которой по утверждению Т. Соколовской "раскрывается вся сущность масонской организации: тайна, неразрывная связь каждого члена со своим обществом, наказуемость предателей, защита общества и отдельного его члена, широкая пропаганда масонских идей и борьба за масонские идеалы"[10]. Каждый символ имеет свое объяснение и вместе с тем практическое применение.
Так, линейка и отвес символизируют равенство сословий.
Угломер - символ справедливости.
Циркуль - служит символом общественности.
Наугольник - по некоторым толкованиям означает совесть.
Обыкновенный камень - это грубая нравственность, хаос.
Кубический камень - нравственность обработанная.
Молоток - служит для обработки дикого камня, а так как он принадлежит мастеру, то служит одновременно символом власти.
Лопатка - снисхождение к слабости людей и строгости к самому себе.
Ветка акации - бессмертие.
Гроб, череп, кости - презрение к смерти; печаль об исчезновении истины.
Одеяние членов масонской организации изображает в общем целом добродетель.
Круглая шляпа - символ вольности.
Обнаженный меч - карающий закон, символ борьбы за власть, козни злодеев, защиты невинности.
Кинжал - символ предпочтения смерти.
Печатью масонства служит несколько эмблем. Самым распространенным является круг, в котором заключены два взаимно пересекающихся равносторонних треугольника, один из которых своей вершиной обращен вверх, а другой вниз. Это большая печать Ордена. Помимо этого существуют более простые печати, одной из которых служит шестиконечная звезда.
Следует отметить, что на этих вышеперечисленных достаточно наивных символах масонства сущность его учения не исчерпывается. То, что, по словам профессора Уорда, в одном и том же символе может заключаться несколько значений "матрешка в матрешке" важно для исследования масонской символики. Каждое значение как бы подготавливает своим присутствием следующее, по мере продвижения "ищущего" в масонской науке.
Орден "вольных каменщиков" - организация глубоко конспиративная и сохранение масонской тайны одно из основных правил братства. При вступлении в членство каждый дает клятву о неразглашении своей причастности к Ордену, своего посвящения. Вступая в масонский Орден, человек должен всецело и безраздельно принадлежать ему. Конечно, он остается гражданином своего государства, но, прежде всего он - масон. Вступление в орден предшествует сложный ритуал посвящения.
Таким образом, каждый масон "принимая на себя обязанность беспрекословного подчинения должен без раздумий и колебаний, только в интересах Ордена принести все жертвы, пойти на страдания и смерть за масонские идеалы, сохраняя тайну и верность ордену. Девиз каждого масона "Будь готов!" (из Конституции Великой ложи Франции).
К внешней стороне масонской культуры, как я отметила выше, причисляется пропаганда идеи.
Любая масонская ложа должна служить центром пропаганды. Масоны незаметно вливаются в повседневную жизнь, они не могут уйти от обыденной жизни, т.к. они все же остаются гражданами свей республики и поневоле вынуждены в ней жить и работать.
Один из масонских авторитетов, Пикколо Тигр так поучает братьев в своей книге: "Старайтесь под любым предлогом проникать в разные общества, имеющие своей целью торговлю, промышленность, музыку, искусство; собирайте "ничего не разумеющие стада" во главе пастыря, хорошо аттестованного и доверчивого человека".
Масонство действует путем медленного внушения, подготовляя к принятию масонского учения. Священная обязанность каждого ее члена в том, чтобы "светом царственного искусства просветить всю Вселенную".
Здесь можно увидеть, как иудейский семисвечник и Библия соседствуют с греческими колоннами и космогониной Египта. Инструменты каменщического ремесла переплетаются с геральдикой рыцарства - мечом и кинжалом. Обстановка в ложе напоминает чем-то музей, чем-то театр, в котором свален реквизит сразу нескольких пьес. Однако факт существования такого инструментария, орудия масонского учения и по ниши дни остается фактом. Со своими лопаткой, циркулем, треугольником, костями, гробом, свечкой и другими атрибутами масонских церемоний братья не расстаются веками. В чем состоит успех такого применения? К этому вопросу можно найти свое объяснение. Своими ложами масоны объединяют людей, не только граждан одной страны, но зачастую людей различных верований, национальностей, разных вкусов.
Поэтому реквизит масонства так специально условен, нарочит-то символизирован. Отсюда он кажется несколько наивным. К примеру, "...для того чтобы почувствовать Христа своим, новообращенные африканцы изображают его на своих "фигурках" черным, то здесь2 каждый может отыскать свое" (Замойский, 91).
Отсюда сущностное значение масонской символики в том, что она рассчитана на неоднозначное толкование, она представляет двусмысленный характер.
Так, представим себе лестницу масонства, которая масонской символикой изображена как "лестница о семи ступенях, ведущей в храм царя Соломона". Каждый раз, посвящаемый в масоны, видит "лестницу совершенства" в разных ракурсах. Родин ставит перед собой благородные цели, продиктованные заботой о людях. Другой, вступая в ложу, стремится обзавестись выгодными связями, которые могли способствовать его профессиональному успеху, высокому общественному положению. На этот счет, известный масонский идеолог Дт. Уорд отмечает, что "...совмещение "высокого и низкого" в интерпретации масонских целей кажется несколько произвольным". Здесь заключен секрет жизненности. Исторически масонство вобрало немало людей благородных, самоотверженных, талантливых и гениальных. Часто это происходило в периоды антифеодальных революций, войн за независимость, ломки старого, приобретения сторонников. Однако для будущности масонства такая "шахматная" черно-белая природа, двуликость, многозначительность имела иное толкование. Здесь были запрограммированы как светлые, так и темные стороны, причем последним "низким поступкам" братьев всегда находились оправдательные объяснения: их средства к достижению успеха диктовались высшими соображениями.
1.3. Внутренняя сторона Ордена.
Другой вопрос, касаемый не менее важного аспекта нашего исследования относится к изучению внутренней стороны масонской традиции. Внутренняя сторона сосредоточена на глубоком символизме, которым пропитано все масонское учение. В работе я уже отмечала, что в масонстве достаточно широко использованы мифология, знаменитые личности, положившие основу масонскому учению.
Однако то, что касается сердцевины масонских верований, требует глубокого и осмысленного изучения.
Главное божество "каменщиков" представлено "великим архитектором Вселенной". Здесь у исследователя непременно возникают вопросы относительно такой масонской трактовки главного божества. Вопрос об установлении такого имени затрагивает проблему - кому поклоняться, во что верят строители "Храма Соломона". Лишь немногие знают зашифрованный вариант этого имени. По утверждению Ст. Найта (Knight S. Op. cit p 233) "две трети масонов и сами не могут ответить на вопрос об истинном характере собственного бога, Великого архитектора. Эти сведения - сокровенные. Они раскрываются лишь по мере продвижения масонов по иерархической лестнице, в зависимости от степени духовного просвещения каждого из членов братства.
В различных религиях мира во главе ставится какое-то божество, верховный правитель всего, Бог, Творец и т.п. Например, в православии Бог представлен в 3-х лицах: Бог-отец, Бог-сын, (Иисус-Христос) и Святой Дух.
В масонском учении божество истолковывается как нечто "имеющее значение всего", под этим нечто и представлен Великий Архитектор Вселенной.
На самом деле в масонском уставе запрещено произносить имя божества "всуе", может быть вследствие этого смысл его остается нераскрытым, и потому в силу этой нераскрытости возможны различные версии его толкования. Многие исследователи часто задают один и тот же вопрос, а соотносимо ли масонское учение с христианством. По мнению Ст. Найта "оно несовместимо с христианскими религиями. Одно лишь связывает их вместе - это наличие религиозной основы у того и у другого".
Для того чтобы полнее представить себе Масонское Верховное Божество, а также выявить истоки происхождения системы разделения на привилегии (в масонской иерархической лестнице) следует обратиться опять же к мифологии. Главный миф масонского учения повествует историю строительства Храма Соломона (см. Приложение). Интересом для масонов служит принцип строительства, руководит которым Адонирам. Принцип этот значим тем, что армия строителей общей численностью " 180 тыс. рабочих были разделены согласно их профессии, способностям. Умениям, на цеха, во главе которых стояли отобранные управляющим мастера.
Прежде чем начать интересное повествование истории строительства Храма Соломона, я бы хотела рассказать о Дионийских Архитекторах, которых царь Соломон использовал в строительстве своего храма. Данная строительная организация почиталась не только своим превосходным умением возводить храмы, но и тем, что в основе их философии относительно строительства лежали принципы симметрии, выводимые из пропорций, установленных Природой, между частями и членами человеческого тела, применительно только к архитектуре.
Начнем с того, что Дионийские Архитекторы считались наиболее почитаемыми братством ремесленников в древнем мире. Эта организация состояла исключительно из посвященных в культ Вакха-Диониса, которые посвятили себя науке строительства и искусству украшения зданий. Им поручалось проектирование и возведение наиболее важных общественных зданий и монументов.
По общему убеждению, Дионийские Архитекторы обладали сокровенными знаниями науки архитектоники, вместе с тем они столь тщательно хранили секреты своего мастерства, что лишь небольшие фрагменты остались от их эзотерического учения. Так по утверждению Дт. Вайса, "Дионийские Архитекторы появились не позднее 1000 лет до Рождества Христова. У них существовали специальные знаки для распознавания друг друга. Богатый должен был помогать бедному. Все члены состояли в коммуне под управлением Мастеров (начальников). Ежегодно Орден давал фестиваль (в том городе, где он находился). Их церемонии считались священными. По всеобщему мнению, у членов Ордена были средства сообщения со всем известным тогда миром, и от них, без всякого сомнения, произошли гильдии Странствующих Масонов, ставших известными в средние века в Англии" (см. дальше).
Дионийские Архитекторы распространились по всему региону Малой Азии, достигли Египта и Индии (на это свидетельствует историческая справка). Они утвердились почти во всех странах Средиземноморья и с возникновением Римской империи проникли в Центральную Европу и даже в Англию (см. дальше).
Одним из наиболее блестящих представителей данной организации был Витрувий (Всемирная история, Т.II, С.661). Он известен как автор "Десяти книг об архитектуре", а также как создатель "достижений строительной техники".
В различных разделах своего труда Витрувий делает намеки на философию лежащую в основе Дионийской концепции, принципов симметрии (см. Приложение). На что указывает свидетельства многих авторов. Сооруженные Дионийскими Строителями здания и в самом деле были "проповедью в камне". Даже непосвященные, которые не были способны оценить космические принципы, заложенные в этих произведениях человеческого гения и мастерства, переполнялись чувством величия и симметрии, возникшим из совершеннейшего соотношения между колоннами, сводами, арками и купалами. Варьируя размеры, материалы, расположение украшений и цвета, строители преследовали цель вызвать в наблюдателе определенную чувственную или эмоциональную реакцию.
Высшее устремление Дионийских Архитекторов заключалось в постройке зданий столь гармоничных, сколь гармонична сама Природа. Они верили, что сооруженное подобным образом здание не будет подвержено разрушительному влиянию времени. И как логическое следствие такого философского подхода такое здание, находящееся в полном согласии и слиянии с космосом станет оракулом (местом, где предсказывают сказания Божества). Согласно исследованию Жозефа де Косты, "дионийские ритуалы имеют свое происхождение из астрономии". Согласно его точки зрения, посвященные этого ордена, совмещали свое строительное искусство с астрономическими принципами. Так многие воздвигнутые здания были основаны на геометрических структурах, заимствованных в звездном небе; отсюда храм мог быть спланирован или согласно созвездию Пегаса или Весов. Вместе с тем многие символы и терминология дионийской гильдии произошли по большей части от элементов архитектуры.
Интересным научным фактом служит то, что Дионийские Архитекторов, будучи язычниками по вере, принимали участие в возведении ранних христианских аббатств и соборов, чьи древние стены до сих пор несут в себе символы этих просвещенных строителей (к этому факту склоняются многие авторы истории масонства). Такие строительные инструменты как циркуль, угольник, линейка, деревянный молоток можно увидеть над входом церквей Старого Света или искусно изображенными на фресках. И в наши дни порталы Собора Нотр Дам, содержат в себе великую тайну. Большинство из них было разрушено во времена Французской революции, однако уцелевшие части, в частности барельефы, указывают на изображение розенкрейцеровских (см. дальше) и масонских эмблем.
Следом Дионийских Архитекторов является также пол в современных масонских ложах. Он представлен в виде черно-белой шахматной доски. Таким образом, пол несет в себе прежнюю символику, выросшую из метафизических доктрин античного общества.
Помимо оперативного аспекта организации Дионийских Архитекторов, масонство вобрало в свое учение их спекулятивный философский код. Здесь человечество рассматривается как грубый необработанный камень, добытый из недр Природы. Этот грубый блок является истинным приложением труда искусных камнетесов, которые ровняют, шлифуют, полируют его, превращая в прекрасное произведение искусства.
Так же как и Дионийские Архитекторы, Масоны почитают Божество под маской Великого Архитектора, а также мастера-ремесленника, "который добывает грубые валуны в полях пространства и обтесывает их во вселенные".
Исследования истоков масонского символизма свидетельствуют, что истоки масонской идеологии прослеживаются в древности, отсюда масонские ритуалы, символы должны сохранять многое от различных сект, обществ и институтов, через которые масонство прошло, прежде чем принять современный вид.
Поэтому мы встречаем в масонстве то, что я указала раньше, индийские, египетские, еврейские и христианские идеи, символы и термины.
Однако больше всего масонство "обязано" Дионийским Архитекторам, их культу, благодаря которому было заимствовано огромное количество символов и ритуалов архитектурной науки. По мнению Чарльза Хеккретона от этих древних и просвещенных ремесленников "воспринято наследство" незавершенного Храма Цивилизации - громадной невидимой структуры, над которой инициированные строители трудились со времени основания их братства (см. раздел Строительство Храма Соломона). В данном разделе начнем наше повествование с уяснения личности царя Соломона, тем божеством коим он представлен масонской мифологией. Из того свидетельства, что на нашем пути исследования масонства мы постоянно встречаемся и будем встречать упоминание о царе Соломоне, следует то, что этот человек и его деяния является важным для масонского символизма.
Как показывает "Всемирная История" (Т.II, С.503) "царь Соломон, сын Давида, был человеком острого ума, патриотом свей страны, который многое сделал во благо своего народа". Так вот этот самый царь, согласно Библейскому писанию решил построить храм, "коему равных бы не было в мире".
Масонская легенда о строительстве Храма Соломона сильно расходится с версией Библейского писания, особенно в том, что касается Хирама. Согласно Писанию, Мастер вернулся в свою страну, после завершения строительства. Однако в масонской аллегории он был убит. Однако по объяснению. Масонских идеологов, исторические детали не так уж существенны, здесь важна не история, а стоящая за ней аллегория. Отсюда рождена новая легенда о Мастере-Строителе, придуманная масонами (А. Уайт, Новая энциклопедия масонства). Хирам, как Мастер-Строитель, разделил рабочих на 3 группы, которые именовались Входящими Подмастерьями, Товарищами Ремесленниками и Мастерами Каменщиками (Мастерами Масонами). Каждой группе были присвоены отличительные знаки, слова и правила, с помощью которых можно было быстро определить принадлежность работника. Чтобы работа была сознательной, Адонирам знакомил работников с познаниями избранных мудрецов, предлагая им символы и изъясняя их; степень познания была соразмерна степеням Ученика, Подмастерья и Мастера. Однако согласно легенде, некоторые работники остались недовольны своим положением, они претендовали на более высокое жалованье. Наконец, трое товарища, ремесленника решили силой выведать у Хирама пароль, возводящий в степень Мастера. Подкараулив Хирама и получив в ответ отказ на требование открыть слово Мастера, разбойники убили его линейкой, циркулем, молотком. Тело погребли под горой Мория, где на могиле посадили ветку акации. Узнав о гибели своего помощника, Соломон пришел в великую печаль, повелел найти тело Великого Мастера. В знак невиновности в убийстве, работники явились в белых перчатках. Тело было найдено, однако мастера из боязни, что древнее слово уже потеряло значение, решили его заменить первым, которое будет кем-либо из них произнесено при открытии тела погибшего Мастера. В то мгновение, когда они увидели тело, раздался возглас присутствовавших: "Плоть от костей отделяется", другими словами "Макбенак". Это-то выражение и было принято отличительным словом мастерской степени.
После смерти архитектора Соломон решает взять на вооружение принципы организации Хирама. Они нужны для создания всемирной организации строителей символического "храма Соломона". Так итальянский автор Франкогоччи в своей книге говорит о том, что Соломон утвердил корпорацию, избранных, которая, находясь на службе у Бога и царя, является инструментом порядка и исполнения справедливости (Francocci, op.113).
Наилучшим образом информированные масонские авторы понимали, что Храм Соломона есть представление в миниатюре Вселенского Храма3, достижение которого практиковалось "вольными каменщиками".....................

Но что касается самих масонов, то по мнению Н. Берберовой они желали мирного обновления России, путем ее эволюционного преобразования.
Масонство 20 в. в нашей стране было более политически окрашено, чем в других странах Запада, вследствие отсутствия гражданского общества в России.
Да, с масонами связано немало легенд. Одни из них создали сами масоны, думается для возвеличивания собственных традиций, в простой попытке сохранить свое учение, выжить.
И если кто-то утверждает, что "да масоны участвовали в каком-то темном событии, то это вовсе не означает, что это событие вызвано ими и что они играли в нем определенную роль.
Сводить все разнообразие социально-экономических, политических факторов к действию хотя бы одного влиятельного тайного общества это значит исказить историческую правду. В своей работе я постаралась избежать критических оценок и выводов, а придерживалась объективной стороны дела.

Литература
1. Бакунина Т.В. Русские масоны, М.,1990.
2. Бегун А.П..Франкмасонство, Витебск, 1984.
3. Береброва Н., Люди и Ложи, М.: "Прогресс".
4. Всемирная история, Т.II,IV.
5. Даль В., Толковый словарь русского языка, М.,1955.,Т.II.
6. Замойский Л., За фасадом масонского храма, М., 1990.
7. Иванов В., Православный мир и масонство, М., 1993.
8. Косицкий А.В., Масоны, М., 1938.
9. Марамарко М., Масонство в прошлом и настоящем, М.: "Прогресс", 1990.
10. Масонство под ред. Т.Соколовской, СПб., 1914.
11. Милюков П., Воспоминания 1859-1917 гг., Нью-Йорк, Т.2.
12. Нис Э. Основные черты современного масонства.
13. Новиков Р.Д., Масоны и русская культура, М., 1996.
14. Платонов О.А., терновый венец России, М., 1996.
15. Серков А.И., История русского масонства, 1997.
16. Советский Энциклопедический словарь.
17. Толковый сорварь под ред Ушакова, М., 1938.
18. Уорд Дж., Толкование высших степеней в масонском ордене
19. Холл М.П., Интерпретация секретных учений, Начальник, 1997., Т.III

Приложения
Приложение 1.
Пифагор родился между 600 и 590 гг. до Рождества Христова и жил около 100 лет. Учение Пифагора говорит о том, что он был превосходно знаком с содержанием восточных и западных экзотических школ. Пифагор был инициирован в египетские, вавилонские, халдейские Мистерии. После возвращения из своих странствий Пифагор основал школу или как говорят университет в Кротоне, дорийской колонии Южной Италии. Он собрал вокруг себя небольшую группу преданных учеников, которых посвятил в глубокую мудрость, ему открытую, а также в основы оккультной математики, музыки, астрономии, которые рассматривались им как треугольное основание для всех искусств и наук.
Изучение геометрии, музыки и астрономии считалось существенным для понимания Бога , или природы.
Богом Пифагора была Монада, или Единое, которое есть все. Он описывал Бога как Верховный ум, рассредоточенный по всем частям Вселенной, как причину всех вещей, разум всех вещей и силу всех вещей.
Пифагор определял знания как плоды умственного накопления. Главным путем для достижения ума было наблюдение. Мудрость есть понимание источника, причина всех вещей, и она может быть достигнута только поднятием интеллекта до той точки, где он интуитивно осознает невидимые проявления. Окончательным источником, который должен быть постигнут мудростью, была Монада, таинственный вечный атом пифагорийцев. (Холл Т., стр.220.)
Фрэнк Хиггенс - масонский идеолог дает следующую сводку масонских доктрин: "Учение Пифагора имеет огромную важность для масонов, потому что оно было результатом его контактов с ведущими философами всего цивилизованного мира того времени и представляло то, в чем они все были согласны. Таким образом, аргументы Пифагора в защиту чистого монотеизма является достаточным свидетельством того, что единство Бога было высшим секретом всех древних инициаций.
Философская школа Пифагора была в известной мере также серией инициаций, поскольку он заставлял учеников проходить через различные ступени и никогда не вступал с ними в личный контакт, пока они не достигали определенной степени совершенства. Степеней было три. Во-первых, это касалось "Математики" - его ученикам вменялось знание математики и геометрии, которое было и тогда и могло быть сейчас, если бы масонство было должным образом внедрено, основанием, на котором воздвигалось все здание. Во-вторых, это касалось "Теории", которая имело дело с искусными предложениями точных наук. Наконец, речь шла о степени "Избранности", которая присваивалась кандидату тогда, когда он постигал свет полного просвещения. Ученики пифагоровской школы разделялись на "экзотериков" или учеников внешних степеней и "эзотериков", тех, кто проходил третью степень инициации и был допускаем к секретной мудрости".


Приложение 2
Соломон, персонификация универсальной мудрости.
Попытаемся уяснить в данном разделе каким интересам служит имя Соломона и какое значение оно представляет для Масонства. Итак, имя Соломон может быть разделено на части СОЛ-ОМ-ОН, которые символизируют свет, славу и истину как вместе, так и раздельно соответственно.
Согласно древним учениям, Соломон был посвященным (инициированным) в школы Мистерии и храм, который им возводился был на самом деле домом инициации, в котором была масса языческих, философских и фаллических эмблем. Увенчанные пальмовыми ветвями колонны, гранаты, столпы перед воротами, устройство помещений, а также драпировка - все эти признаки указывают на то, что храм Соломона был сделан по подобию таких же храмов в Египте и Атлантиде.
Согласно учению Мистерий, есть три Храма Соломона, точно так же, как есть три Великих Мастера. Первый храм - это Великий Дом Вселенной, посреди которого помещено солнце (СОЛ), восседающее на золотом троне.
Двенадцать знаков Зодиака являются его сотоварищами, - ремесленниками, которые собрались вокруг своего блистательного повелителя. Три света - звездный, солнечный и лунный - освещают этот Космический Храм. Сопровождаемый шлейфом из планет, лун и астероидов, этот Божественный Царь (Соломон), с чьей славой не может сравниться ни один из земных монархов, торжественно шествует по пространству.
В то время как Хирам представляет активный физический свет солнца, Соломон означает его невидимую, но всемогущую духовную и интеллектуальную лучезарность.
Вторым символическим храмом является человеческое тело - Малый Дом, сделанный по образу Большого Универсального Дома. Здесь приводятся слова апостола Павла: "Знаете ли вы, что вы есть Храм Господень и что Божий Дух обитает в вас?"
Таким образом Масонство внутри храма из камня не может быть спекулятивным, но масонство внутри живого Храма тела являться оперативным.
Третьим символическим храмом является Душевный Дом (Soular House), не видимая структура, вместилище высшей Масонской мудрости. Тайна этого неосязаемого строения скрыта под аллегорией Soma Psuchicon или сине - золотой одежды (в масонстве).
Душа, сконструированная из невидимой огненной субстанции, пылающего золотом металла, отливается Мастером Рабочим в форму из глины (физическое тело) и называется купелью. Храм человеческой души построен тремя Мастерами Масонами (Каменщиками), персонифицирующими Любовь, Мудрость и Служение.
Этот храм, будучи возведенным по (согласию) Закону Жизни, является обиталищем духа Божьего. Душевный (Soular) Храм есть истинный Вечный Дом, и тот, кто может его воздвигнуть или отпить, является подлинным Мастером Масоном. Масонство является результатом и доказательством этого.


Приложение 3
Устройство храма зиждется на принципах симметрии, которые должны тщательно соблюдаться архитектором. Они обусловлены пропорцией в ????????. Пропорция есть соответствие между частями и целым. Отсюда получаются принципы симметрии. Без симметрии и пропорции не может быть принципов устройства храма, то есть, если нет точного соотношения между его частями, каковое существует в хорошо слаженном человеке. Потому что человеческое тело сформировано Природой, что лицо от нижних корней волос надо лбом до подбородка занимает десятую часть всего его роста. То же самое для кисти от запястья до кончика среднего пальца, для головы от макушки до подбородка - восьмую часть, для шеи и плеч от верха груди до низших корней волос - шестую часть, от середины груди и до макушки - четвертую. Если рассмотреть размер лица, расстояние от нижней части скулы до ноздрей равно расстоянию от последней точки до линии между бровей. Отсюда до нижних корней волос - треть длины всего лица, включая лоб. Длина стопы - шестая часть высоты тела, длина предплечья - одна четвертая, ширина груди - тоже одна четвертая. Другие члены тоже имеют свои симметричные пропорции, которые использовались знаменитыми художниками и скульпторами античности.
Сооружения Дионисийскими Строителями здания были и в самом деле "проповедями в камне". Даже непосвященные, которые не были способны полностью оценить космические принципы, заложенные в этих произведениях человеческого гения и мастерства, переполнялись чувством величия и симметрии, возникавшим из совершеннейшего соотношения между колоннами, сводами, арками и куполами. Варьируя размеры, материалы, расположение украшений и цвета, строители преследовали цель вызвать в наблюдателе определенную умственную или эмоциональную реакцию. Витрувий, например, описывает расположение бронзовых ваз в комнате, которое приводило к определенному изменению в тоне и звучании человеческого голоса. Подобным же образом каждая комната, через которую проходил посвященный в Мистерии, имела свою акустику. Так в одном зале голос жреца усиливался до такой степени, что казалась вибрирующей вся комната. В другом помещении голос утихал и смягчался так, что звучал, как серебряный колокольчик. В некоторых подземных переходах кандидат как будто лишался голоса, потому что, несмотря на то, что он почти кричал, до него доносился едва ли не шепот собственного голоса. Однако, пройдя несколько шагов, он обнаруживал, что самый тихий его вздох превращается в рев.


1 Мистерии - тайные культовые обряды в религиях древнего мира, к которым допускались лишь посвященные, а также религиозные процессии с элементами представления в восточных религиях, обряды, исполняемые в масонских ложах.
2 В масонских ложах
3 Рая, царство Эдема Астреи.
4 колонны
5 созерцательный
6 Численно преобладающая часть любого ордена, массовая опора его руководящей верхушки.
7 Период национально-освободительного движения под руководством Дж. Гарибальди.
26



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.