Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Внешнеэкономическая политика России

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 03.04.2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема Внешнеэкономическая политика России


Содержание


Введение
Основные тенденции развития внешней торговли России в 90-х годах
Стратегические направления внешнеэкономической политики России
Государственное регулирование внешнеэкономических связей
Регулирование экспорта
Доступ России на зарубежные рынки
Регулирование импорта
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.
Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.
На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой между-народных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обу-словлено развитием производительных сил, которые, перерастая нацио-нальные рамки, подводят к необходимости интернационализации произ-водства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.
В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохра-нили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.
В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговых связей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере экономических реформ в республиках, отсутствие координации, согла-сованного механизма и рыночной инфраструктуры на товарных рынках стран СНГ односторонние действия республик в области торговой, та-моженной, денежно - кредитной и ценовой политики в отношении с третьими странами без учета интересов стран Содружества; и, наконец, полное отсутствие дисциплины и ответственности в выполнении достигнутых соглашений о взаимных поставках товаров. Россия, например, за 1993-1997 годы выполнила обязательства по поставкам энергоносителей в страны Содружества на 70-7$%, а получила из них товаров всего на 25-30% от объемов, обусловленных соглашениями и договорами. Кредиты, выданные Россией странам СНГ на поддержание товарооборота, не оправдали себя и привели лишь к росту задолженности.
Страны СНГ являются гарантированным рынком сбыта российской продукции, не только энергоресурсов и сырья, но и высокотехнологичных изделий. Поэтому необходимо определить экономически оправданные пропорции взаимоотношений во внешнеэкономических связях России, которые бы не позволили их ослабить со странами Содружества до опасных пределов.
Россия импортирует из стран СНГ многие виды сырья, материалы и технику, продовольственные я непродовольственные товары, что составляет 30% их импорта. Падение импорта в последние годы происходило еще более стремительно, чем экспорта. При этом необходимость уплаты долгов России за энергоносители поставками многих товаров, особенно потребительских, осуществляется в виде бартера, что не способствует укреплению рыночных принципов взаимоотношений.
Наибольшая интенсивность товарооборота России сохраняется с Ук-раиной, Белоруссией и Казахстаном, на долю которых приходится 87,3% российского экспорта и 84% импорта со странами Содружества. Для всего Содружества торговля с Россией, несмотря на резкое сокращение, по - прежнему имеет первостепенное значение. Она составляет свыше 50% их общего внешнеторгового оборота, а для Украины, Казахстана и Белоруссии - более 70%. Тем не менее, Россия хотя и не потеряла сегодня, но значительно ослабила свои позиции на территории СНГ, и поэтому, одним из шагов России, направленных на укрепление СНГ, могла бы стать ратификация договора о создании зоны свободной торговли, подписанной в апреле 1994 года.
Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере остается вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Также по согласованию с МИДом проводится реорганизация торговых представительств. Проводится отказ от малоэффективных торговых представительств. Их функции передаются посольствам.

Основные тенденции развития внешней торговли России в 90-х годах

В 90-е годы торгово-экономическое сотрудничество России успешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым ежегодным ростом его объемов. Однако азиатский финансово-экономический кризис, в результате которого существенно упали цены на основные товары российского экспорта, прежде всего энергоносители, а также кризис российской финансовой системы в августе 1998 г. ухудшили эти показатели.
В 1998 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) сократился по сравнению с 1997 г. на 16% и составил 118,1 млрд. долларов.
Российский экспорт в 1998 г. уменьшился по сравнению с 1997 г. на 16% и составил 72,5 млрд. долларов. При этом из-за падения цен на энергоносители только экспортеры российского минерального топлива недополучили валютную выручку в сумме свыше 11 млрд. долларов.
Российский импорт (без учета неорганизованной торговли) сократился в 1998 г. на 15% и составил 45,6 млрд. долларов. Особенно сильным это снижение было в августе - декабре 1998 г. (47% по сравнению с аналогичным периодом 1997 г.).
В 1999 г. по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова, вы-сказанной им на заседании коллегии Минторга РФ в конце февраля 2000 г., развитие внешнеэкономических связей России происходило в достаточно сложных условиях и характеризовалось противоречивыми тенденциями. Оно было направлено на стабилизацию социально-экономического положения в стране, поддержку реального сектора экономики, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения.
Внешнеэкономические связи играют важную роль в экономике России. По своим масштабам экспорт эквивалентен 38% валового внутреннего продукта страны (ВВП), импорт - 16%. На экспорт отгружается три четверти производимых минеральных удобрений, немногим менее половины добытой нефти, треть нефтепродуктов, газа, круглого леса, целлюлозы. Доля импорта, хотя и снижается, в потреблении отдельных групп продовольственных товаров относительно высока. В потреблении мяса она превысила 20%, растительного масла, молока и молокопродуктов, сахара, овощей составляла порядка 10%.
Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета. Положительное сальдо торгового баланса России составляет порядка 20% ВВП страны и способствует улучшению структуры ее платежного баланса.
В 1999 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) составил 103,9 млрд. долларов, что на 11 % ниже показателей 1998 г.
Неблагоприятная для России конъюнктура цен и элементы дез-организации экспортно-импортных операций, сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., привели к резкому сокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26%). Однако в дальнейшем обстановку удалось стабилизировать. Как экспортеры, так и импортеры заработали в нормальном режиме, что в сочетании с начавшимся ростом цен на мировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23%, а со II полугодием 1998 г. - на 7%).
Основной удельный вес во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34%).
1998 г. стал первым годом реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступили к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделиями, предусматривающее полную отмену количественных ограниче-ний в торговле данным товаром, а также Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных.
На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится соответственно 17 и 13%.
Ведущими торговыми партнерами России являются Германия, Украина, США, Белоруссия, Италия, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Финляндия, Польша и Япония, на долю которых приходится более 60% оборота внешней торговли. В 1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82% (1998 г. - 78%), а доля стран СНГ - 18% (в 1998 г. - 22%).
В 1999 г. российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в стоимостном выражении он увеличился по сравнению с 1998 г. на 0,5%, а его физический объем - на 10%).
Произошедшее наращивание физических объемов поставок только частично компенсировало снижение цен на товары российского экспорта, что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5%, несмотря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложи-лась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляющим основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы, на целлюлозно-бумажную продукцию и продукцию химической промышленности).
Рост физического объема экспорта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ряда отраслей российской экономики, ориентированных на внешний рынок. Улучшилась ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабилизации доли продукции, отгружаемой на экспорт отраслями ТЭК, заметно усилилась экспортная ориентация лесной, целлюлозно-бумажной промышленности.
В то же время произошло сокращение на 4% экспортных поставок продукции российского машиностроения (7,8 млрд. долларов). Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г.
В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорга-низованной торговли сократились на 30% и составили 30,9 млрд. долларов. Его физический объем уменьшился на 13%. Основным фактором падения объемов российского импорта было продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения и инвестиционных возможностей российских предприятий, а также переориентация импорта на ввоз более дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19%. В известной степени сокращению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения.
Вместе с тем, несмотря на преобладание понижательных тенденций в динамике импорта, с сентября 1999 г. наблюдалось некоторое увеличение его стоимостных объемов, что объясняется, в первую очередь, постепенным восстановлением потребительского и инвестиционного платежеспособного спроса.
Наряду с развитием внешнеторгового комплекса страны пра-вительством особое внимание уделялось либерализации инвестиционного режима в России, созданию благоприятной инвестиционной среды, привлекательной как для отечественного, так и для иностранного капитала.
В соответствии с действующим инвестиционным законодательством иностранные предприниматели имеют возможность осуществлять свою деятельность на условиях национального режима.
В ряде случаев инвесторам предоставляются даже лучшие условия, чем национальным. Так, при создании предприятия не взимаются таможенные пошлины на имущество, ввозимое на территорию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.
Для предприятий с иностранными инвестициями в первые четыре года работы установлен льготный налоговый режим.
Иностранным инвесторам гарантируется репатриация прибыли. Российское земельное законодательство не содержит различий в порядке приобретения и пользования приватизированными участками земли для российских и иностранных инвесторов.
Емкость российского рынка, объем природных ресурсов, имеющийся производственный потенциал в условиях ограниченности в настоящее время собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значительные возможности для осуществления капиталовложений в российскую экономику.

Стратегические направления внешнеэкономической политики России

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.
В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:
- повышение конкурентоспособности российской экономики;
- сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
- обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
- проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения националь-ного производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рын-ке;
- сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля над осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.
Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Сейчас Россия пока находится вне рамок действия согласованного «кодекса поведения» участников мирового внешнеэкономического обмена и не может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискриминации торговых интересов российских производителей. Сегодня это наиболее ярко проявляется применительно к российской сталелитейной и химической продукции.
В настоящее время в основном уже завершен так называемый «информационный этап» этого процесса. Начаты консультации и переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по выработке конкретных условий принятия России в ВТО. В ходе этих переговоров имеется в виду добиться обеспечения таких условий членства России в этой международной организации, которые способствовали бы улучшению торгово-политического режима в целом, учитывали бы интересы российских производителей и экспортеров, а также интересы стран - членов ВТО в плане условий доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.
Присоединение России к ВТО возможно лишь после достижения в ходе переговорного процесса указанного баланса интересов, что в свою очередь зависит не только от российской стороны, но и от позиции наших торговых партнеров.
Установленный в России внешнеторговый режим либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.
В настоящее время ограничительные меры (главным образом анти-демпинговые пошлины и угрозы применения таковых) по отношению к российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Турция, Индия и др.).
В этой связи ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров. В частности, в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров, в том числе по экспорту титановой губки, кованого титана, капролактама и вольфрама.

Государственное регулирование внешнеэкономических связейю.......................


Заключение

У России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).
Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования.
В области экспорта приоритетным направлением должна стать под-держка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.
Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными ме-тодами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России.
Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.
Россия должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.
Россия должна бороться за равноправие на мировом рынке.


Список использованной литературы


1. Е.Т.Гайдар «Экономика переходного периода», 1999 г., стр.827-856.
2. Д.Д.Дэниэлс, Ли.Х.Радеба «Международный бизнес», 2001 г.
3. «Российская торговля», №11, 1998 г., стр.7; №5, 2001 г., стр.15.
4. Курьеров В. Г. Внешнеторговая политика, иностранные инвестиции и внешний долг России//ЭКО. – 1999. – №9. – с. 15 – 33.
5. «Экономика и жизнь», №12, 2000 г., стр.25; №10, 2001 г., стр.45.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.