На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Основные этапы жизнь и деятельности Ивана Федорова, его значение для русской культуры

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: История. Добавлен: 03.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание:


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИВАН ФЕДОРОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В МОСКВЕ И НА УКРАИНЕ 5
2. ЖИЗНЬ ИВАНА ФЕДЕРОВА 17
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИВАНА ФЕДОРОВА 22
4. ОСОБЕННОСТИ ИЗДАНИЙ И. ФЕДОРОВА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 36



ВВЕДЕНИЕ

Иван Федоров - первый русский печатник.
В 1564-65 совместно с Петром Мстиславцем напечатал первые точно датированные русские книги. Вследствие "озлобления... от многих начальник и священноначальник, и учитель" Федоров с Петром Мстиславцем оставил Москву и в 1568-70 издал две книги (вторую уже без своего "клеврета"), в имении Заблудово, которое принадлежало покровителю Православия в Литве гетману Г.А. Ходкевичу. Когда Ходкевич уже не мог ему более оказывать поддержку, Федоров перебрался во Львов (1572), где организовал собственную типографию и напечатал две первые точно датированые книги. В 1575-76 управитель Дерманского Свято-Троицкого монастыря, находившегося во владениях кн. Острожского. Затем в Остроге напечатал новые книги (1578-81). В 1583 Федоров возвратился во Львов, занимался литьем пушек и демонстрировал изобретенную им складную пушку в Вене имп. Рудольфу И. Умер во Львове, похоронен в Онуфриевском монастыре.
Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии с помощью Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было "Учительное евангелие" (1568). Любя свое дело, Иван Федоров, с целью продолжения его, переселился в Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание "Апостола" (1574). Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую "Острожскую Библию", первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого "друкарь москвитин" скончался в предместье г. Львова, в страшной нищете (дек. 1583). Ср. Бахтиаров "История книги на Руси" (СПб., 1890). В. Р.
Среди книг, напечатанных Иваном Федоровым: "Апостол-тетр" (1564, с добавлениями 1574); Часовник (два изд. 1565); Учительное Евангелие (1569); Псалтырь с Часословцем (1570); Азбука (два изд. 1574, 1578), важный памятник восточнославянской педагогики; Псалтырь и Новый Завет (1580); книжка "Собрание вещей нужнейших" Тимофея Аннича (1580); "Хронология" Андрея Рымши (1581); первая полная славянская Библия, известная как Острожская (1580-81).
В рамках данной курсовой работы рассмотрим основные этапы жизни и деятельности Ивана Федорова, значение его издательской и просветительской деятельности для русской культуры.

1. ИВАН ФЕДОРОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В МОСКВЕ И НА УКРАИНЕ

Книгопечатание было одной из необходимейших предпосылок замены феодального миропорядка буржуазным строем. Чтобы выйти из мрака Средневековья, люди прежде всего должны были революционизировать средства регистрации и распространения информации. Поэтому неудивительно, что история книгопечатания всегда привлекала внимание исследователей. Историков волновал и волнует главным образом тот момент, когда было революционизировано производство книги. Изобретение и начало книгопечатания как в общечеловеческом, так и в национальном масштабе эти вопросы обычно упоминаются в числе базовых.
В истории есть имена, над которыми не властно время, но каждая эпоха создает свой облик выдающейся личности. В прошлом Ивана Федорова считали не более чем мастеровым, техническим исполнителем воли и духовных свершений просвещенных властителей мира сего: царя, митрополита, всесильных магнатов. В последние десятилетия сформировался иной облик первопечатника великого просветителя, высокообразованного ученого, одного из титанов эпохи Возрождения. Всю жизнь Иван Федоров работал ради того, чтобы вывести "честный русский народ" (так он назвал свою читательскую аудиторию в послесловии первой подписанной им книги) на столбовую дорогу прогресса.
Прежде чем приступать к рассказу о возникновении отечественного книгопечатания, нужно в первую очередь разобраться в колоссальном историографическом наследии, оставленном нашими предками. Объем проделанной в этой области работы огромен и на первый взгляд необозрим.
Наши предки, жившие в конце XVI начале XVII cтолетия, знали об истоках русского книгопечатания значительно меньше, чем знаем об этом мы. Младшие современники московских первопечатников типографы Никифор Тарасиев, Андроник Тимофеев Невежа, Иван Андроников Невежин лично знали зачинателей нашего типографского дела и, скорее всего, учились у них. Однако в пространных послесловиях к своим изданиям они ни словом не упомянули о мастерах, преподавших им начатки книгопечатного искусства.
Есть, правда, одно свидетельство, которое принадлежит человеку, лично знакомому с первопечатниками. Самое первое упоминание в печатной книге о начале московского книгопечатания и о людях, трудами которых это великое событие было свершено, мы находим в издании, вышедшем в свет еще при жизни Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Это польский Новый Завет, изданный в 1574 году в Лоске. Подготовил издание и написал к нему предисловие Симон (или Шимон) Будный известный реформатор, объявленный еретиком. Первые московские книги он, вне всякого сомнения, получил от самих московских первотипографов, с которыми, как он сам рассказывал, неоднократно встречался. В ХХ веке эти высказывания разыскал и впервые опубликовал в 1965 году молодой белорусский историк Георгий Яковлевич Голенченко (род. в 1937 году).
Новый Завет 1574 года издание очень редкое, и сохранилось оно всего в двух экземплярах, которые находятся в библиотеке Польской академии наук в Курнике и в библиотеке "Оссолинеум" во Вроцлаве. Предисловие озаглавлено "Ко всем верным читателям этих книжек" и посвящено оно в основном критике библейского текста и изданий. По словам Будного, "наши милые теологи и не хотят видеть" ошибок и несоответствий Священного Писания: "все у них правда, что в их Библиях написано, и если кто утверждает иное, тот, по ним, серой пахнет" (то есть является дьяволом).
В этом-то предисловии мы и находим слова, связанные с началом московского книгопечатания. Выступая против отождествления с Богом Иисуса Христа, которого Симон Будный считал исторической личностью и реально жившим на земле человеком, он пишет: "Как ни странно, но в старом славянском переводе, которым русские, москвитяне, сербы и другие славяне пользуются...", в печатных книгах, "что лет с 50 назад Скорина, доктор некий, друковал, так и в тех, что в Москве недавно накладом самого великого князя вышли, в них слово Бог стоит".
Будный приводит примеры из московских книг, сравнивая их с греческими и латинскими. По его мнению, подкрепленному суждением самих московских первопечатников, "которые здесь у нас (то есть в Великом княжестве Литовском. Е.Н.) уже несколько лет", эти книги были напечатаны с неисправных рукописей. Далее идет речь об обстоятельствах создания первой типографии в Москве; сведения об этом Будный почерпнул из послесловия московского "Апостола" 1564 года. "Знаю, пишет Будный, что многие недавние и небольшие ошибки они-то, друкари, как сами мне сообщили, по старым книгам исправили, но старые маркионовские, гомозианские и других еретиков искажения не по московскому собранию книг править и мало для этого голов Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Учинили то, что могли, за что им другие должны быть благодарны, но это малое еще начало".
Симон Будный никогда не бывал в Москве, а если говорить о первых попытках самих московитов рассказать о начале книгопечатания на Руси, то они были предприняты лет семьдесят спустя после того, как свершилось это знаменательнейшее событие отечественной истории. Очевидцев, самолично наблюдавших появление первой русской печатной книги, не осталось. Не было, по-видимому, и никакой более или менее устойчивой устной традиции. ...........


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной задачей своей жизни Иван Федоров считал неустанно трудиться во славу просвещения, хотя мнение о его необходимости как всеобщего в ту пору было далеко не общепринятым. Большинство книг, отпечатанных им, были учебниками. Причем в каждом из них автор стремился небольшой его объем использовать с максимальной эффективностью. Остроумные федоровские приемы для знакомства с цифирью, азбучные акростихи, применение в качестве текстов для чтения рассказов, хорошо знакомых детям со слов родителей и другие новаторские находки использовались впоследствии не одним русским издателем.
Не был равнодушен первопечатник и к проблемам воспитания. Федоров не оставил после себя сколько-нибудь стройной теории педагогики. Но он оставил литературное наследие, отмеченное печатью гуманизма. Многочисленные и обширные послесловия к его книгам содержат наставления и советы родителям и ученикам. Так, родителям в системе обучения предлагалось сочетать строгость и ласку: "отцы, не раздражайте чад своих, но воспитайте их в наказании..., в милости, в благоразумии...".
Красной нитью через все послесловия проходит тема просвещения, пускай и "божественного". "Божественное слово" у Москвитина ассоциируется с книгой.
К 80-м годам XX в. ученые насчитывали свыше 500 экземпляров 12 изданий великого русского просветителя. Многие из них сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, Киева и Львова, а также - в Польше (Варшаве и Кракове), Югославии, Великобритании, Болгарии и США. До сих пор поражают они современников своим высочайшим художественным совершенством.
Жизнь его была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и достигнутым необыкновенным результатам. Беззаветный труд, сопряженный с постоянными неудачами и переездами, мучительные и упорные поиски технических и художественных приемов, филологические, корректорские, писательские и педагогические разыскания ставят Ивана Федорова не только на место выдающегося техника-полиграфиста. Этот человек русский был и остается в памяти всех людей грамотных просветителем, художником, творцом, создателем русской и украинской книжности, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины XVI в. Человек, создавший для нас первую Азбуку, достоин бессмертия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зёрнова А.С. Начало книгопечатания в Моевке и на Украине. М., 1947
2. Иван Фёдоров и его эпоха. М.: ООО "Издательство "Энциклопедия", 2007.
3. Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999, 202 с. Серия "Slavica Petropolitana", III.
4. Малышевский И.И. Новые данные для биографии Ивана Федорова, русского первопечатника // Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца. Киев, 1893. Кн. 7. С. 95-116.
5. Немировский Е. Возникновение книгопечатания в Москве. И.Федоров. М., 1964
6. Немировский Е.Л. Мир книги: с древнейших времен до начала XX века. М., Книга, 1986.
7. Немировский Е.Л. Полиграфическая техника Ивана Федорова и его учеников. В книге "Иван Федоров" М., Наука, 1959 или Вопросы истории естествознания и науки, 1984, 1.
8. Петрушевич А.С. Иван Федоров русский первопечатник. Историческо-библиографическое рассуждение. О начале книгопечатания на Руси вообще, а в городе Львове в особенности // Временник Ставропигийского института на 1884 год. Львов, 1883. С.137-142. Имеется оттиск: Львов, 1883. 38 с.
9. Румянцев В.Е. Древние здания Московского Печатного двора // Древности. Труды Московского Археологического общества. М., 1869. Т. 2. Вып. 1. С. 1-38.
10. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1857. Т. 7.
11. У истоков русского книгопечатания: Исследования и материалы. М., 1959




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.