Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Особенности проявления характера в различных видах деятельности

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 04.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение 3
1. Проблема структуры личности в психологии 5
2. Типы темперамента и характера 11
3. Типы личности 18
Заключение 25
Список использованной литературы 26

ВВЕДЕНИЕ

Психология личности занимает в системе психологических знаний особое место. Рассматривая вопросы, касающиеся основных характеристик человека и его развития, выдающийся психолог Б.Г.Ананьев писал: "Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)" .
Другой выдающийся психолог, Б.Ф.Ломов, относя категорию личности к числу базовых для психологической науки и указывая на многоплановость этого понятия, ставил задачу теоретического синтеза накапливаемых в различных психологических дисциплинах данных (порой, по его словам, весьма противоречивых), задачу "...раскрытия интегральных качеств человека, понимания его как организованной целостности..." , а также вскрытия объективных оснований этих "...интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность..." .
Касаясь методологических проблем теории личности в отечественной психологии, он отмечал, что особо значимой становится задача "...исследования организации свойств личности в единую структуру и прежде всего выявления тех из них, которые выступают в роли системообразующих." . А для этого необходимо: "...в первую очередь рассмотреть вопрос о происхождении свойств личности. Откуда они берутся? Что является их объективным основанием? Какие детерминанты определяют их оформление и развитие? В силу каких причин (и при каких обстоятельствах) у того или иного индивида складывается определенная структура личностных свойств и в силу каких причин она изменяется?" .
Подымая эти вопросы, Б.Ф.Ломов тут же отмечает, что многочисленные попытки ответить на них - не увенчиваются успехом, поскольку психические свойства личности не могут быть раскрыты иначе чем системные, т.е. необходимо рассматривать индивида как элемент системы, которой является общество. С другой стороны, особенностью теории систем является взаимная преобразуемость таких понятий как "элемент", "система", "подсистема", "надсистема": "...система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка, а элемент - как система (при углубленном анализе); отношение к системе определяется не только ее содержанием, но и точкой зрения, позицией, задачей исследователя..." . Следовательно, и сама личность должна рассматриваться как целостная система. Однако, для познания объекта как целостной системы "...как минимум требуется три разных уровня его описания: с точки зрения присущих ей внешних, целостных свойств; с точки зрения ее внутреннего строения и вклада ее компонентов в формирование целостных свойств системы; с точки зрения понимания данной системы как подсистемы более широкой системы..." .
Целью данной курсовой работы является исследование основных концепций характера личности.

1. ПРОБЛЕМА СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие "личность". Вначале остановимся подробнее на взглядах отечественных психологов. Довольно подробный анализ черт психологической структуры личности дает Б.Г.Ананьев, особо выделяя при этом работы А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева и К.К.Платонова, отмечая, что расхождения их "в толковании понятия структуры личности весьма характерны для современного состояния проблемы".
А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как:
• темперамент (структура природных свойств);
• направленности (система потребностей, интересов и идеалов);
• способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих "устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к бездействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности." Кроме того, он полагает, что "структура психической жизни личности" образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.
В отличие от него, В.Н.Мясищев придерживался двупланового строения и функционирования психики - потенциального и процессуального. К потенциальному он относил такие качественные особенности личности: ум, талант, характер, способности; к процессам - деятельность, мышление переживание, причем их функционирование является всегда диалектическим единством, при котором "о потенциале можно судить по его реализации в процессе, сам же процесс внутренне определяется характером потенциала" . В соответствии с его концепцией, единство личности характеризуется направленностью (доминирующими отношениями к тем или иным объектам), психическим уровнем развития, динамикой реакций личности (темперамент) и структурой личности, к которой относятся "...пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называется характером личности." Т.о., по словам Б.Г.Ананьева, с точки зрения В.Н.Мясищева структура личности "есть лишь одно из определений ее единства и целостности, то есть более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности."
По другому представляет себе уровень интеграции в структуре личности К.К.Платонов . В соответствии с рядом критериев он выделяет динамическую функциональную психологическую структуру личности, состоящую из четырех подструктур:
• социально обусловленные особенности, формирующиеся путем воспитания (направленности, моральные качества);
• биологически обусловленные особенности (темперамент, половые и возрастные особенности, патологические органические изменения, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
• личный опыт, приобретенный в т.ч. и путем обучения (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек);
• индивидуальные особенности различных психических процессов, или психических функций, как форм отражения (которые наиболее сильно зависят от биологически обусловленных особенностей).
Вдобавок же, "кроме указанных четырех основных, так сказать рядоположенных, выделяются еще две наложенные на них подструктуры - характера и способностей" . Причем, К.К.Платонов называет эту структуру функциональной "потому, что она как целое, так и составные ее элементы рассматриваются как психические функции. Рано или поздно эта функциональная структура как "психологический узор" будет достаточно полно наложена на морфологическую и физиологическую структуру, как на физиологическую канву..." . Кроме того, он называет эту структуру психологической, т.к. "она обобщает психологические свойства личности, хотя и связана с социальными ролями личности."
Проводя свои исследования, Б.Г.Ананьев считает целесообразным не противопоставлять, а "сопоставлять различные взгляды по степени интеграции личностных свойств в структуре личности, так как противоречивые взгляды отражают объективную сложность взаимопереходов между интегрированностью и дифференцированностью явлений развития личности."
Одним из самых существенных моментов в исследованиях Б.Г.Ананьева можно считать вывод о том, что "структура личности строится на по одному, а по двум принципам одновременно: 1)субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные частные социальные и психофизиологические свойства; 2)координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономия каждого из них".
Примечательно, что в своей более ранней книге "Человек как предмет познания", вышедшей еще в 1968 г. (а именно этот год считается годом рождения соционики), Б.Г.Ананьев отмечает, что в структуру личности входят далеко не все психофизиологические функции, процессы и состояния. "-Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентаций лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к биофизиологическим характеристикам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма (выделено и подчеркнуто мной - А.Т.) и др.)-" .
Здесь нельзя также не упомянуть точку зрения А.Н.Леонтьева по этому вопросу: "...исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакую "структуру личности" установить невозможно; то реальное основание личности человека лежит в той системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями." И далее: "Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных внутри себя иерархизированных мотивационных линий... Структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними."
В качестве более поздних исследований можно отметить работу А.А.Малышева , где рассматривается структура личности, приведенная на рис.1.
Кроме того, необходимо отметить наличие во всех вариантах рассматриваемых структур такого понятия как "характер", который определяется (в узком смысле) как "совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования" . Причем, "черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует."
Рассматривая вопрос о соотношении характера и личности, Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает, оценивая характер как индивидное свойство человека, что "...теория "двух факторов" (биологического и социального, генотипического и средового), справедливо критикуемая в отношении процесса формирования личности... , оказывается вполне пригодной для характера как индивидного свойства."

Рис. 1 - Психологическая структура личности (по Малышеву А.А.)
Б.Г.Ананьев в своем исследовании уделяет этому также много внимания, прослеживая историю вопроса еще от А.Ф.Лазурского , который, в свою очередь, считал одной из закономерностей характерообразования переход отношений в черты характера. Для него "...отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка." Т.о. характер представляется как "система свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни." То есть, относящиеся к таким свойствам статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественое поведение, основные тенденции развития. При этом "структурной интеграцией отношений является именно характер личности."
Идеи А.Ф.Лазурского анализируются и Ю.Б.Гиппенрейтер, которая отмечает: "Переходя к более высоким уровням развития человека, А.Ф.Лазурский, таким образом, постепенно исключает из характеристики человеческой индивидуальности черты характера, замещая их свойствами личности." Она же, анализируя различные типологии характеров, говорит о важности задачи - проследить, почему и как определенные свойства характера способствуют формированию определенных свойств личности, отмечая: "...типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности."
Богатая палитра взглядов на проблему "личности" и ее "структуры" в зарубежной психологии также исследовалась многими... Ограничимся кратким обзором только наиболее ярких представителей, интересных непосредственно для нашего исследования.
Так, например, взгляды видного американского психолога Г.Мерфи (Murphy), представителя биосоциального подхода, подробно анализировал В.Н.Мясищев .
В теории З.Фрейда вся человеческая психика делится на сознательное, предсознательное и бессознательное . При этом структура личности состоит из трех систем - "Оно" (Id), "Я" (Ego) и "Сверх Я" (Super-Ego). Поскольку данная структура широко известна, мы не будем останавливаться на ней подробно. Напомним только, что аналогичные названия, используемые в соционике для обозначения отдельных функций в модели А обладают абсолютно иной семантикой.

2. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА.....................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность - это индивид, рассмотренный как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью.
Установлено, что основу индивидуальных различий составляет индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека.
Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека называется психическим свойством личности.
К психическим свойствам относят способности, характер, темперамент. Они формируются в процессе обучения, воспитания, деятельности.
Характер человека выражает его отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе. Характер – явление сложное. Развитие характера в раннем возрасте целиком зависит от условий жизни и воспитания ребенка, а когда человек становится взрослым, то наибольшее значение приобретает самовоспитание.
Если характер определяет содержательную сторону отношений, переживаний, поступков человека (как относится, как поступает, что переживает), то темперамент указывает на форму, в которой проявляются эти отношения, переживания, поступки.
Оценка личности не может быть полной без учета темперамента. Ибо характер деятельности ее находится в прямой зависимости от типа нервной системы. Темперамент - это проявление в поведении нервно-психологической конструкции, заложенной в человеке от рождения (генетически унаследованной). Темперамент прежде всего сказывается в динамически-скоростных, энергетических параметрах поведения. Сила и подвижность темперамента связана с силой и подвижностью нервной системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999
2. Берн Э. Три аспекта личности. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999
3. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.:ЧеРо,1998.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Понятие личности в трудах А.Н.Леонтьева и проблема исследования характера. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология, 1983, No 4
6. Госдинер А.Л. Владимир Николаевич Мясищев (воспоминания об ученом). // Психологический журнал, 1999, Т.20, No 4
7. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Системотехника. -М.: Радио и связь, 1985
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - С-Пб.: Изд-во "Питер", 2000.
9. Кречмер Э. Медицинская психология. М.–Л., 1927
10. Кречмер Э. Строение тела и характер. 2 изд., М.–Л., 1930
11. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982
12. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999
13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии -М.: Наука, 1984.
14. Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. -Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977
15. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986
16. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. //
17. Основания краниоскопии. СПб., 1844
18. Платонов К.К. О системе психологии. -М.: Мысль, 1972
19. Платонов К.К. Теория функциональных систем, теория отражения и психология. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 1978
20. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. - М.: Наука, 1983
21. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999
22. Теория личности З.Фрейда. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, Фрейд З. "Я" и "ОНО". // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999
23. Теория личности К.Юнга. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.