На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Рынок труда

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 04.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление:

Введение 3
Глава 1. Рынок труда: структура и основы функционирования 5
1.1. Процессы на рынке труда 5
1.2. Проблемы рынка труда 12
Глава 2. Пути решения проблем рынка труда РФ 16
2.1. Особенности рынка труда в современной России 16
2.2. Пути решения проблем рынка труда 27
Заключение 30
Список литературы: 33



Введение

Актуальность темы.
Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, секторами экономики.
Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.
Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности, экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные типы. Различают безработицу: фрикционную, структурную, циклическую, застойную, добровольную, сезонную и скрытую.
Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.
Целью данной работы является исследование специфики рынка труда в экономике России.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:


Глава 1. Рынок труда: структура и основы функционирования

1.1. Процессы на рынке труда

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер изменений, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения.
В общей численности населения выделяют категорию трудоспособного населения, к которому относят людей старше 16 лет. Трудоспособное население делится на две части: включаемых в численность рабочей силы (L) и не включаемых в численность рабочей силы (NL).
К категории не включаемых в численность рабочей силы относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию попадают люди:
во-первых, находящиеся на содержании государственных институтов и поэтому называемые институциональным населением, которые исключаются из численности рабочей силы автоматически, так как не считаются потенциальными компонентами рабочей силы:
• отбывающие срок заключения в тюрьмах,
• находящиеся в психиатрических лечебницах,
• инвалиды;
во-вторых, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут:
• студенты дневного отделения (поскольку должны учиться);
• вышедшие на пенсию (как по возрасту, так и по состоянию здоровья — поскольку либо уже отработали свое, либо больше не могут работать);
• домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд);
• бродяги (поскольку просто не хотят работать);
• люди, искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому прекратившие поиск (поскольку отчаявшиеся найти работу учитываются в численности не включаемых в рабочую силу, а не в численности безработных, несмотря на то, что они хотели бы трудиться, то их наличие в экономике занижает официальный показатель уровня безработицы) .
К категории включаемых в численность рабочей силы относят людей, которые либо имеют место работы в общественном производстве, либо работы не имеют, но работать хотят и работу активно ищут. Поэтому общая численность рабочей силы делится на две части:
• занятые (Е) — это люди, имеющие работу в общественном производстве, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную (в этом случае он считается неполно или частично занятым). Человек также считается занятым, если он не работает по следующим причинам: находится в отпуске, болеет, бастует; из-за плохой погоды или стихийных бедствий. В эту категорию, однако, не попадают люди, занятые в теневой экономике, поскольку они официально нигде не зарегистрированы и не учитываются статистическими службами;
• безработные (U) — это люди трудоспособного возраста, не имеющие работы, но активно ее ищущие, т.е. предпринимающие специальные усилия по поиску работы и готовые приступить к работе немедленно, или ожидающие начала трудовой деятельности с определенной даты. Поиск работы — главный критерий, отличающий безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.
Таким образом, общая численность рабочей силы равна суммарной численности занятых и безработных:

Как правило, при подсчете безработицы, в качестве занятых учитывается только гражданское население.
Не следует путать категории "трудоспособное население" и "общая численность рабочей силы". В категорию трудоспособного населения включается также часть людей, не относящихся к общей численности рабочей силы.
Показатели изменения количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу — это показатели потоков. Между этими категориями постоянно происходят перемещения (рис. 1).

Рис.1. Схема рынка труда

Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (кто-то выходит на пенсию, кто-то становится домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, может начать активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). В условиях стабильной экономики (в состоянии равновесия) количество людей, теряющих работу, равно числу людей, находящих работу.
Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах:...............


Заключение

Основой расширения занятости и совершенствования ее структуры, а также ликвидации диспропорций на рынке труда является развитие системы рабочих мест.
В этой связи в качестве действенного инструмента государственного управления сферой занятости и процессами на рынке труда может выступить Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, разрабатываемая Министерством труда и Институтом макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ. Она призвана определить перспективные направления развития системы рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезе с учетом возможности обеспечения эффективной занятости.
Впервые делается попытка совместить принципы и приоритеты политики занятости с приоритетами инвестиционной и структурной политики. Это включает выявление отраслевых и региональных приоритетов в создании новых и сохранении существующих перспективных рабочих мест, разработку нормативно-правовой базы, ориентированный на формирование условий для создания и сохранения рабочих мест, стимулирование эффективной структуры занятости, сохранение уникальных передовых производств и накопленного интеллектуального потенциала.
Если рассматривать отраслевой разрез данной проблемы, то очевидно, что политика развития рабочих мест должна быть согласована с перспективной промышленной политикой. В этом аспекте разработчики Генеральной схемы исходят из посылки, что экспортоспособные отрасли, где вопросы занятости менее остры (в первую очередь нефтедобывающая, газовая, лесная, а также металлургическая) вряд ли могут рассчитывать на государственную финансовую поддержку. Они скорее всего будут ориентироваться на самостоятельное развитие за счет внутренних источников финансирования и одновременно решать задачи подтягивания смежных производств и отраслей. Однако многие регионы сосредоточения этих «благополучных» отраслей с позиций занятости находятся в критическом состоянии.
Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом, и уникальные производства, способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для внешнего и внутреннего рынков (гражданская авиация, космос, станкостроение, энергетическое машиностроение, атомная промышленность, электротехника), нуждаются в государственной поддержке, хотя и здесь сфера государственного финансирования в условиях дефицита ресурсов будет ограничена приоритетными проектами.
Необходимость государственной поддержки этих отраслей усиливается и тем обстоятельством, что в них накоплен самый большой потенциал скрытой безработицы, который нужно в кратчайшие сроки трансформировать в эффективную занятость. Если финансовые вложения пойдут в эти отрасли, то в процессе их освоения на региональном уровне должна осуществляться взаимоувязка интересов развития производства с интересами обеспечения занятости, так как они не всегда совпадают.
Отрасли, характеризующиеся заметным технологическим отставанием от мирового уровня, за которыми, однако, исходя из государственных приоритетов сохраняется значительная часть внутреннего рынка (электроника, автомобильная, легкая и пищевая промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение), могут рассчитывать на государственную поддержку в форме защитных импортных тарифов, а также мер нетарифного регулирования. Представляется, что на данном этапе разумная и в то же время активная протекционистская политика может стать действенным инструментом создания и сохранения рабочих мест.
В этой связи в ближайшие сроки предстоит сформировать методологию и методику отнесения региона или города к депрессивному типу и сами типы депрессивности. Первым шагом можно считать разработанный Министерством труда РФ при участии автора порядок выделения городов с моноструктурной экономикой, критической ситуацией на рынке труда и крайне низким уровнем жизни, который основывается на формировании единого числового критерия на базе нескольких основных показателей занятости и уровня жизни населения. Важнейшими параметрами такого критерия являются уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ; средняя продолжительность регистрируемой безработицы; доля скрытой безработицы в численности занятых; уровень бедности и степень расслоения населения по уровню доходов.
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
• обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
• переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
• достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
• предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
• создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
• развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
• рост мобильности трудовых ресурсов.

Список литературы:

1. Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда; основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели. // Экономика и управление, 2007, № 5.
2. Андрианов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. М., 2006.
3. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М., 2005.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М., 2005.
5. Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования. // Вопросы экономики, 2007, № 2.
6. Калинников С. Развитые рынки труда – неотъемлемый элемент государственной политики. // Человек и труд, 2005, № 5.
7. Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. Экономист. 2006.-№3.
8. Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. М., 2004.
9. Куприянова З.В. Социально-экономические условия и качество рабочей силы. / Общ-во и эк-ка – 2006, №10-11.
10. Мелкунян А. Проблемы безработицы. // Экономист, 2005, № 8.
11. Осаковский В., Брагин В. Безработица и экономическая активность. // Человек и труд, 2005, № 7.
12. Попов А. Рынок труда: оценка ситуации и перспективы. /Человек и труд. 2007.-№9
13. Прокопов Р. Безработица в переходной экономике России. Человек и труд. 2004. №1
14. Размещение производительных сил. Учебник./Под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. М.: Экономика, 2005.
15. Региональная экономика. Учебник./Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2006.
16. Шишкин А.Р. Экономическая теория. - М., 2007.
17. Экономика. / под ред. А.С. Булатова. – М., 2007.
18. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / под ред. д.э.н. проф. Николаевой И.П. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
19. www.rostrud.ru


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.