На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Средний класс - критерии принадлежности и проблемы становления

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 04.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление:

Введение 3
1. Место среднего класса в социальной структуре общества: критерии принадлежности и особенности формирования 6
2. Исследование трудовой деятельности среднего класса 14
Заключение 22
Список литературы: 24



Введение

Актуальность темы.
Первые попытки исследований среднего класса в нашей стране стали предприниматься лет 15 назад.
Для характеристики его применялись в основном количественные показатели: как-то: наличие автомобиля, достаточного и благоустроенного жилья и т. п. В качестве матрицы исследования брались в основном критерии, эквивалентные американскому стандарту среднего класса. И эти оценки были достаточно благодушные: численность среднего класса оценивалась от 13,5% до 30%. В его жизненной надежности почти никто не сомневался.
Чуть позднее большие надежды на его укрепление и развитие стали связывать с ваучерной передачей собственности широким массам населения. Казалась, вместе с акцией десяткам миллионов людей перейдет ответственность за собственность, возможность ей управлять, распоряжаться и получать доходы…
В последнее время мы видим достаточно серьезный интерес к проблеме среднего класса. Совсем недавно появилась коллективная монография «Средний класс в современном российском обществе», в которой анализируются результаты большого социологического исследования, проведенного по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта.
Все-таки основным критерием среднего класса должны быть не уровень личного дохода и даже не устойчивость его. Здесь требуется вполне определенная форма самосознания, включающая основополагающие жизненные ценности, мотивы экономической и социальной активности, жизненные стратегии и амбиции, ориентированность на выполнение определенных социальных функций.
Проблема среднего класса в России на сегодняшний день является одной из самых острых дискуссионных тем. Доказав его наличие, можно было бы говорить об определенном успехе и эффективности реформ последних пятнадцати лет. Однако так же очевидно, что российский средний класс будет обладать своими особыми чертами, отличающими его от западных аналогов, и эти черты еще предстоит выявить.
Целью данной работы является анализ критериев принадлежности и проблем становления среднего класса в России.
В рамках данной работы будут решены следующие задачи:
- рассмотрены проблемы определения места среднего класса в социальной структуре общества;
- приведены результаты исследований критериев принадлежности и особенностей формирования среднего класса;
- исследована трудовая деятельность представителей среднего класса.
Среди исследований среднего класса можно выделить следующие:
В статье, завершающей представление результатов эмпирического исследования среднего класса, проведенного РНИСиНП, Бызов П. исследовал потребительские практики и уровень имущественной обеспеченности российского среднего класса образца конца 1990-х гг.
Горшков М. в статье, базирующейся на данных всероссийского социологического опроса, проведенного в 1999 г., предпринимается очередная попытка выделения границ среднего класса. Основные выводы статьи заключаются в следующем. Наибольшее значение для самооценки респондентами своего социального статуса (выделенного на уровне первоначальной выборки по социально-профессиональному статусе и среднедушевому доходу) , а, следовательно, и принадлежности к тому или иному слою имели: 1) самооценка материального положения по сравнению с положением окружающих; 2) степень удовлетворенности своим положением в обществе; 3) представления о том, каким будет собственное материальное положение по отношению к окружающим через 2-3 года .
Анализ данных исследования среднего класса, проведенного РНИСиНП в 1999 г., позволил Петухову В. сделать ряд важных с точки зрения политической организации среднего класса выводов. Во-первых, формирование групповой идентичности, являющейся необходимой предпосылкой складывания среднего класса как относительно целостной общности, идет, хотя и не без противоречий. С одной стороны, налицо достаточно высокий уровень согласия представителей средних классов по ряду позиций, относящихся к так называемым парадным ценностям демократического общества, с другой стороны, в отношении приверженности к тем или иным идеологическим течениям наблюдается значительный разброс мнений. Во-вторых, в отношении политических предпочтений и электорального выбора средний класс расколот на три примерно равные части: тех, кто вообще не видит никаких политических сил в стране; тех, кто идентифицирует себя с так называемой «партией власти» и тех, кто связывает политическое будущее страны с так называемой демократической оппозицией .



1. Место среднего класса в социальной структуре общества: критерии принадлежности и особенности формирования

Средний класс не может быть сконструирован механическим образом, — он вырастает из недр гражданского общества, и в свою очередь — является его главным признаком и основой. Средний класс является балансиром общества, мерой, величина которой служит критерием творческого потенциала общества. Средний класс, «обыватель» есть основа устойчивости социума. Именно он — носитель и создатель экономических, эстетических, моральных, политических и т. д. норм.
Средний класс — это тот центр, относительно которого меряется, например, «потребительская корзина». Но ведь краеугольной важности вопрос, чем эта «корзина» наполнена.
И здесь важно помнить, что во все времена именно средний класс был как потребителем, так и создателем этой «корзины», в которую включались и образование, и культура и нормы социальной жизни. Таким образом, средний класс и есть та величина, которой меряется здоровье общества.
Уместно вспомнить, что Иммануил Кант, основоположник идеи гражданского общества, был самым убежденным сторонником просвещения, направленного на формирования именно среднего, массового сословия, полагая его необходимым условием, как гражданского общества, так и правового государства. Именно с XIX века начинается славная страница российского просвещения и первых среднесословных «разночинцев», которые в значительной степени определили «золотой век» русской культуры, подъем экономики, геополитическое значение нашей страны.
Важной характеристикой среднего класса являются его отношение к своей работе, степень удовлетворенности различными ее аспектами, особенности производственной деятельности.
К числу остродискуссионных тем относится и проблема определения среднего класса в современной России. Это неудивительно. Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности реформ, говорящего о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно было бы воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований. Именно в силу политического характера проблема среднего класса окутана густой пеленой предрассудков и мифов................

Заключение

Основной сферой жизненной активности среднего класса является работа. В понимании ценности и негативных обстоятельств, сопряженных с работой, наблюдается различие между представителями высшего среднего слоя и всеми остальными группами. Если первый ценит возможность самореализации, карьерного роста, хотя в силу этого вынужден мириться с утомительным характером труда, то все остальные группы демонстрируют скорее традиционный для советской интеллигенции набор оценок своей работы: она интересна и сопровождается хорошим психологическим климатом в коллективе. Правда, довольно часто не удовлетворяет уровень оплаты.
Таким образом, мы имеем дело с типичным различием между инноваторами-предпринимателями и "белыми воротничками", с одной стороны, и "синими воротничками" (к тому же часть из них, по-видимому, испытывает дискомфорт от столкновения собственного позднесоветского отношения к труду с такими реалиями российской трансформационной экономики, как задержки и невыплаты зарплаты). Наиболее комфортно чувствует себя средний слой СК, у представителей которого более сбалансированным является набор позитивных моментов их трудовой деятельности и относительно слабее выражены негативные ее стороны.
Значительная часть среднего класса в своей повседневной экономической деятельности выступает в качестве руководителя-организатора.
Следует учитывать, что российский средний класс далеко не монолитен. На существующую в нем дифференциацию накладываются значительные различия между мегаполисами и провинциями страны, в условиях которых та же Москва и по уровню жизни, и по структуре занятости, и по ментальности ближе к западным столицам, чем к какому-нибудь райцентру на расстоянии сотни километров от нее. Отчетливо выражены и поколенческие различия, связанные с тем, что существенное изменение алгоритмов выживания и успеха, произошедшее в 90-е годы, провело рубеж между старшими поколениями («старыми русскими») и молодежью, в целом достаточно успешно освоившей «новые правила игры».
Средний класс все больше втягивает в себя людей различных слоев, профессиональных статусов, сближая на практике новый средний класс, формирующийся на базе частного сектора, представителей бюджетной сферы и средних слоев, сложившихся еще в советский период. При этом по своим основным образовательно-профессиональным характеристикам он становится все более сходной с населением в целом группой. Значимыми остаются, пожалуй, только возрастные «фильтры» попадания в средний класс, способствующие уменьшению представительства в нем старших возрастов. Ослабевают региональные и становятся весьма условными образовательные «фильтры» .
Таким образом, в социально-профессиональном составе среднего класса за последние годы произошли важные изменения. Одни из них связаны с общим ростом российской экономики и соответствующим расширением границ среднего класса, другие – с изменением ситуации на рынке труда, позволяющей работникам госсектора относительно быстрее улучшать свое положение, третьи – с ростом значимости профессиональных навыков и умений независимо от занимаемой должности. В целом вектор этих изменений, несомненно, имеет положительную направленность.


Список литературы:

1. Бурэ Э.Г. Средний класс: к определению понятия. // Социологические исследования, 2005, № 4.
2. Бызов Л. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 42-48.
3. Горшков М. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 4-12.
4. Грызлов Б.В. Средний класс и становление гражданского общества. // Средний класс в России: прошлое, настоящее, будущее. – М., 2006.
5. Елисеев С.М. Средний класс современной России как субъект демократического транзита. – М., 2005.
6. Малева Т. Россия в поисках среднего класса. // Неприкосновенный запас, 2007, № 53.
7. Петухов В. Политические ценности и поведение среднего класса // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 23-33.
8. Российский средний класс: динамика изменений (1999-2003 гг.). Аналитический доклад. – М., 2003.
9. Солонин Ю.Н., Дудник С.И. Общество в поисках стабильности: от социальной однородности к «среднему классу». // Средний класс в России: прошлое, настоящее, будущее. – М., 2006.
10. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии // Под ред. Т.М. Малевой. М.: Гендальф, 2003.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.