Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности развития Православия как разновидности христианства

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 04.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление:

Введение 3
Глава 1. Православие как разновидность христианства 5
1.1. История и современное состояние православия 5
1.2. Православное вероучение и культ 12
Глава 2. Русская православная церковь: история и современность 21
2.1. Развитие русской православной церкви 21
2.2. Организация и управление современной Русской православной церкви 30
2.3. Старообрядчество. Ереси и сектантство 32
Заключение 35
Список литературы: 37



Введение

Актуальность темы.
Политическое и культурное разделение Римской империи уже в III — IV веках привело к обособлению восточных и западных церквей. На востоке Римской империи сформировались четыре автокефальных (самостоятельных) церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской отделилась Кипрская, а затем Грузинская православные церкви. В середине пятого века, не признав решения Халкидонского собора, обособилась Армяно-григорианская церковь. Наиболее крупный удар по единству христианства, был нанесен 16 июня 1054 года, когда глава Западной церкви Римский Папа и формальный глава православия — Константинопольский патриарх, провозгласили друг по отношению друга анафему, т. е. подвергли церковному проклятию.
Фактически же раскол христианства на два основных направления — православие и католицизм — произошел гораздо раньше, после распада Римской империи в начале V в. на Восточную и Западную. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи, в Византии. Католицизм — в Западной части Римской империи. Византия в то время представляла собой сильное централизованное государство. Император Византии считал себя главой всей Римской империи. Столицей Римской империи был объявлен Константинополь. В VI в. глава Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобождения Византией Рима от варваров стал именовать себя вселенским партиархом, то есть главой как восточной, так и западной церкви. Соперничество между главой Римской католической церкви Папой и Константинопольским патриархом за власть над христианами продолжалась в течение многих веков. Эта борьба шла с переменным успехом. После завоевания императором франков Карлом Великим Италии (конец VII — начало VIII в.) Римский Папа выходит из-под юрисдикции византийского императора и начинается процесс усиления его позиций. Византия же в это время подвергается атакам со стороны арабского халифата и теряет ряд важных территорий, на которых происходит консолидация самостоятельных церковных организаций.
В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Автокефальные церкви имеют в различных странах экзархаты, епархии, благочиния, подворья, миссии. Например, Русская православная церковь имеет экзархаты в Средней и Западной Европе, епархию в Бельгии, благочиния в Австрии, Японии, Венгрии, подворья в Белграде, Бейруте, Софии и т. д. В свою очередь, другие автокефальные православные церкви имеют свои представительства на территории России и стран СНГ.
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей развития православия как одной из разновидностей христианства.



Глава 1. Православие как разновидность христианства

1.1. История и современное состояние православия
После того как в конце IV в. Римская империя распалась на Восточную и Западную, восточная ее часть становится сильным единым государственным образованием, а западная - раздробленным конгломератом княжеств. В VI в. Константинополь освободил Рым от завоевавших его варваров, и Рим оказался на определенное время в зависимости от византийских императоров. Константинопольский патриарх стал даже именовать себя вселенским, т.е. главой и восточной и западной церкви. Однако римским папам удалось превратить церковь в заметную экономическую силу, повысить ее политический престиж.
С середины VII в. сама Византия подверглась нападению Арабского Халифата, которому удалось захватить Антиохию, Александрию, Иерусалим, Сирию. В этих условиях Италия стала освобождаться от зависимости Византии. Римской церкви в VII в. удалось освободиться из-под опеки Византии, была создана Папская область, возрастает впасть пап.
Начиная с XI в., между Римом и Византией стали возникать непримиримые территориальные споры. Обострение отношений было связано со взаимной претензией обеих церквей на Сицилию и Южную Италию, а также с тем, что Моравия приняла христианство от Рима. Однако позже, стремясь избавиться от папского диктата, правители Моравии пригласили в 863 г. духовную миссию из Константинополя, которую возглавили Кирилл и Мефодий. В свою очередь Болгария отказалась принимать христианство от Рима и в 865 г. ее жителей крестили византийские священники. Конфликт между Римом и Константинополем разрастался, несмотря на то, что Византии угрожали сельджуки, а Риму - норманы.
Папы и византийские императоры обменивались резкими письмами. Бывало, что патриарший престол в Константинополе занимали патриархи, симпатизировавшие Риму. Нередки были случаи свержения византийских патриархов в острой борьбе за патриарший престол. Да и римские папы также попадали в сложные ситуации. Окончательный разрыв произошел, когда византийским императором стал Константин Мономах, который в патриархи возвел Михаила Кирулария, слабо разбиравшегося в христианском вероучении. В 1053 г. в связи с увеличением числа богослужений по западному образцу Кируларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в Константинополе. Римский папа Лев IX послал в столицу Византии послов во главе с кардиналом Гумбертом - резким и высокомерным человеком. Однако ни Кируларий, ни Гумберт путей к примирению не нашли, да и едва ли нашли бы их - слишком глубока была пропасть между Западом и Востоком. Константинопольский патриарх объявил послов еретиками, в свою очередь они прокляли Кирулария и предали анафеме. Так 16 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв западного и восточного христианства .
Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская (Египет) и Антиохийская (Сирия, Ливан) церкви, позже - Иерусалимская. В IV в. восточное христианство приняла Грузия, в IX в. – Моравия и Болгария.
Православие сложилось в недрах Византийской империи в IV -VIII вв., а самостоятельным стало в XI в. (1054 г.) в результате церковного раскола. Решающее влияние на его становление оказал ряд факторов, связанных с экономической, политической и духовной жизнью Византии. На первое место следует поставить замедленные темпы феодализации восточной части бывшей Римской империи, вызвавшие застойность ее общественных отношений, всех форм социальной жизни, в том числе и религиозной. Немаловажную роль сыграло также наличие в Византии сильной императорской; власти, которая рассматривала христианство как государственную идеологию, а церковь - как часть государственного аппарата. Наконец, существенное значение имело отсутствие в Византии единого церковного центра. В восточной части бывшей Римской империи было четыре епископа, добившихся титула патриарха и претендовавших на руководство общественными делами: константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Первый из них, используя свою близость к императору, претендовал на исключительное положение и даже именовался «вселенским», хотя никаких реальных преимуществ это ему не давало.
По мере распада Византии каждый из названных патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) православную церковь. Впоследствии самостоятельные православные церкви возникли и в других странах. Этим объясняется раздробленность православия, отсутствие у него единого религиозного центра.
В настоящее время каноническое достоинство автокефальных церквей отражено в официальном перечне - «диптихе чести». Согласно этому списку, первенствующей считается Константинопольская православная Церковь, а ее глава носит громкий титул Святейшего Архиепископа Константинополя - Нового Рима и Вселенского Патриарха. Образовалась эта церковь в IV в. на базе столичной епархии в Византийской империи. Многие столетия Константинопольский патриархат занимал ведущее положение в православии, сохраняя контроль над большинством поместных церквей даже в условиях турецкого господства. По церковным данным, эта церковь имеет более 2 млн. верующих. В Турции есть 1 архиепископия и 4 митрополии, 12 епархий в Греции. Кроме этого, существуют приходы в некоторых странах Азии, Европы, Америки и в Австралии. В юрисдикции Константинопольской православной Церкви находятся Финляндская автономная и Критская полуавтономная церкви, а также монашеские обители на «святой горе» Афон в Греции. Не имея реальной власти над другими церквами, Константинопольский патриархат, однако, пользуется заслуженным авторитетом в православном мире, а его глава - патриарх - считается «первым среди равных».................


Заключение

Догматические и культовые особенности православия сформировались в рамках единой христианской церкви до раскола ее на греко-католическую, православную и римско-католическую. Все нововведения, осуществленные католической церковью и протестантизмом, православие не признает. Православные считают, что вся полнота христианского учения содержится в Никео-Цареградском символе веры, его догматы представляют собою абсолютную истину, неизменную, вечную и поэтому не подлежат никаким поправкам, дополнениям и усовершенствованиям. Таким образом, православие - это древнейшее из имеющих мировое значение направлений христианства.
В православии Священное Предание равноправно со Священным Писанием; оно такое же божественное откровение, такое же слово Божие. Различие лишь в том, что Священное предание есть слово Божие, устно переданное церкви Иисусом Христом и апостолами, а Священное Писание - слово Божие, заключенное в книги, и в письменах переданное церкви "богодухновенными мужами".
Православные вероучительные догматы делятся на непостижимые для человеческого разума и постижимые для него. К первым относится, например, краеугольный догмат христианства о пресвятой Троице, учащий, что Бог един по существу, но троичен в лицах (см.тексты ч.IV); ко вторым - важнейший догмат о единой, святой, соборной и апостольской церкви.
Исключительное место отводит православие догматическим понятиям соборности и единства церкви, тесно взаимосвязанным. Понятие " Соборная церковь " означает:
1) церковь вселенская (кафолическая), т.е. простирающаяся на всю вселенную, собирающая в себе истинно верующих во всех народах и временах;
2) свободное собрание людей, стремящихся "жить в истине", высокой духовной жизнью и для этого объединяющихся в церкви, ибо истина дается человеку "не в обособлении и противопоставлении другим людям, но... в единении, в освобождении от ограниченности своего "я". (С.Булгаков).
Культу святых в православии отводится важное место. Однако в православном понимании святые - не боги. Они часть Церкви, обнимающей живых и мертвых, и по отношению к земным верующим - "сомолитвенники", приближенные к Святой Троице своим праведным житием. Молитва к ним - молитва к помощникам в общении с Христом.
Молитва в православии, как и в любой религии, главный сущностный элемент культа. Ее целью, по церковному учению, является приобщение верующего к Богу и достижение им готовности и способности исполнять божью волю. Кроме обязательных молитв утром, вечером, перед едою и после нее, православная церковь рекомендует постоянно в течение всего дня повторять какую-либо краткую молитву.
Особенностью православия в организационном отношении является отсутствие какого-либо единого церковного центра, что сложилось исторически. На территории Византийской империи с самого начала формирования православия церковная власть была сосредоточена в руках четырех патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, причем Константинопольский, хотя и именовался Вселенским, являлся всего лишь первым среди равных и никакой административной властью за пределами своей патриархии не обладал. По мере распада империи каждый из патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) поместную православную церковь.
В настоящее время православие представляет из себя совокупность: 15 автокефальных (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская, Американская) и 4 автономных церкви (Синайская, Финляндская, Критская, Японская). Богослужение в них ведется на национальных и мертвых языках, например, в Русской православной церкви - на церковнославянском, малопонятном верующим. Считается, что всего в мире более 200 млн. православноверующих христиан. Крупнейшей по числу приверженцев является Русская православная церковь, история которой началась в 988 году, когда киевский князь Владимир, стремясь укрепить внутреннее единство многоплеменного государства и его международное положение, принял решение о замене языческой религии православным христианством и осуществил крещение киевлян.


Список литературы:

1. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религий. Курс лекций Учебное пособие М-кала ИПЦ ДГУ 2008г.
2. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире // Миссионерское обозрение. 1996. № 7.
3. Бессонов Б. Н. Православие в наши дни. М., 1990.
4. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви, М., 1991.
5. Голубинский Е.Е. История Русской церкви, М.. 1901-1902, т. 1-2.
6. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия П на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. // Сб. документов и материалов юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Москва, 13—16 августа 2000 г. Н. Новгород, 2001.
7. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы". Очерки древнерусской духовности. - Л., 1991.
8. Иоанн Домаскин. Точное изложение православной веры. Ростов-на-Дону, 2003.
9. История Русской православной церкви в документах религиозных архивов России. Аннотированный справочник-указатель, М.,2003.
10. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви, М.,2003, т.1-2.
11. Ключевский В. О. Православие в России. - М., 2008.
12. Лосский О.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие, М.,1991.
13. Мень А. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. - М., 1991.
14. Милюков П. Н. Очерки по истории Русской культуры в 3 т. М.,1994. Т. 2.
15. Михаил (Мудьюгин) архиепископ. Русская православная церковность Вторая половина ХX века, М.,1995.
16. Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1988.
17. Новиков М. П. Православие и современность. М., 1965.
18. Одинцов М.И. Государство и церковь в России, ХХвек. М., 1994.
19. Поместный собор Русской православной церкви, 6-9 июня 1988г. Материалы, М.,1990.
20. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.,1995.
21. Правда о религии в России. М., 1942.
22. Православие: Словарь атеиста/ Под общ. ред. Н.С.Гордиенко. - М., 1988.
23. Православная церковь в истории России, - М.,1991.
24. Регельсон Л. Трагедии Русской церкви 1917-1945 г. Париж, 1977.
25. Розанов В. В. Религия, философия. Культура. М., 2003.
26. Русская православная церковь, 988-1988 гг. М., 1988, т. 1-2.
27. Русское православие. Вехи истории, М., 1989.
28. Скурат К.Е. История поместных православных церквей: Учебное пособие. В 2-х т., М., 1994.
29. Хопко Ф. Основы православия. - Вильнюс, 1991.
30. Цыпин В. История Русской православной церкви 1917-1990 г., М.,1994.
31. Шмеман А. Исторический путь православия. - М., 1991.
32. Яблоков И.Н. Религиоведение. Учеб. пособие для ВУЗов; Учебный словарь - минимум по религиоведению. /Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2005.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.