На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Регулирование естественной монополии на примере Росси, США и др. западных стран.

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 04.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Оглавление:

Введение 3
Глава 1. Роль монополии в экономике страны 5
1.1. Модель монополий, ее функционирование 5
1.2 Анализ особенностей российских естественных монополий 13
Глава 2. Исследование современного регулирования сферы монополий России 21
2.1. Сравнительный анализ антимонопольных законодательств США и России 21
2.2. Направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий 29
Заключение 36
Глоссарий 38
Список использованной литературы: 39



Введение

Тема монополий и их регулирования является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия монополий (в частности, естественных монополий) напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение.
Проблемы рыночного функционирования и регулирования естественных монополий являются качественно новыми для нашей страны, поэтому существующий уровень анализа данных проблем недостаточен. Научным исследованиям этих проблем отечественными экономистами свойственна нечеткость дефиниций, расплывчатость критерия отнесения хозяйствующих субъектов к естественным монополиям, различие взглядов на перспективы их разгосударствления и демонополизации, отсутствие устоявшихся подходов к определению эффективных направлений регулирования естественных монополий.
Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.
Россия на современном этапе развития находится в состоянии фундаментальных преобразований, связанных с переходом на рыночные отношения, с изменениями технологий, с развитием процессов глобализации. В связи с этим одним из главных позитивных изменений можно считать последовательное стремление российских предприятий улучшить свои производственно – экономические показатели за счет реформирования систем организации и управления.
В рыночных условиях спрос определяет все – объемы, ассортимент, качество и т.д. Под воздействием изменения спроса на продукцию или услуги предприятие сталкивается с необходимостью комплексного изменения методов функционирования для решения проблем выживания или повышения эффективности работы – т.н. реструктуризацией.
Для современной экономики России реструктуризация крупных предприятий стала высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и рассматривается как совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. При этом процесс реструктуризации включает в себя: совершенствование структуры и функций управления, преодоление отставания в технологических аспектах деятельности, совершенствование финансово–экономической политики и достижение на этой основе повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово – экономических результатов деятельности.
К необходимости реструктуризации подошли многие крупные предприятия и отрасли. В России уже накоплен реальный практический опыт по реструктуризации, который демонстрируют, например, РАО «ЕЭС России», железнодорожный, водный (морской и речной) и воздушный транспорт, ПО «Промприбор» (г. Чебоксары), ФПГ «Уральские заводы», ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» и ряд других структур, в том числе и не относящихся к сфере промышленного производства. Такой опыт позволяет утверждать, что разработка и массовая реализация программ реструктуризации крупных предприятий может привести к положительным изменениям на отраслевом рынке, в экономических регионах и стране в целом.
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей регулирования естественных монополий в РФ и за рубежом, антимонопольной деятельности государства.


Глава 1. Роль монополии в экономике страны

1.1. Модель монополий, ее функционирование

Значение деятельности естественных монополий обусловлено их ключевым местом в экономике страны. Их надежное функционирование является необходимым условием эффективности экономики в целом, оптимальной структуры издержек в смежных отраслях и в итоге -благосостояния потребителей конечной продукции, т.е. населения. Важнее всего то, что естественные монополии - это стратегические отрасли страны и от результатов их деятельности и государственной политики стратегического регулирования этих сегментов рынка зависит функционирование экономики страны в целом.
В экономической теории до начала 1970-х годов существовал определенный подход к определению естественной монополии как отраслевого рынка, формируемого экономией на масштабах производства. Естественная монополия считалась наиболее радикальным случаем воздействия этого технологического фактора на структуру рынка, и абсолютная реализация экономии на масштабах была возможна при присутствии на рынке только одного производителя данного блага или услуги. Если одна фирма способна удовлетворить рыночный спрос по любой цене при более низких средних издержках (издержках на единицу выпуска), чем две или более фирм меньшего размера, то рынок является естественной монополией. Это возможно, если у фирмы «средние издержки снижаются на большом диапазоне выпуска, так что линия отраслевого спроса (D) пересекает кривую средних издержек (LAC) еще до достижения последней точки своего минимума; соответственно, на всем рассматриваемом диапазоне выпуска кривая предельных издержек (LMC) лежит ниже кривой средних издержек» (рис.1). Такой вид кривых издержек обусловлен тем, что предприятие имеет очень высокие постоянные издержки при низких предельных издержках и характеризуется свойством субаддитивности. Согласно этой концепции «если N фирм в сумме производят некий выпуск Q, то их суммарные средние по производству Q выше средних издержек одной-единственной фирмы, выпускающей Q» .
Такая естественная монополия может считаться глобальной, так как никакая другая фирма не сможет войти в отрасль, так как естественный монополист обладает убывающей кривой средних издержек на всем ее протяжении. Монополист занимает доминирующее положение, и чем больше он будет производить, тем меньше будут его издержки на единицу продукции, поэтому конкуренты не смогут войти на рынок, так как монополист может снижать цену до уровня, при котором потенциальные конкуренты будут нести убытки. Крупная фирма пойдет на временное снижение цены, опираясь на низкий уровень своих издержек, чтобы устранить своих конкурентов, затем, став единоличным монополистом установит монопольный уровень цен и сократит соответствующим образом выпуск. Вхождение на этот рынок становится очень проблематичным, так как фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем, сопряженный с высокими средними издержками.


Рис. 1................

Заключение

Формирование стратегии регулирования естественных монополий связано с установлением необходимости их государственного регулирования, выявления естественно-монопольного и конкурентного ядра в вертикально-интегрированной корпорации и определения соотношения конкуренции и регулирования в естественно-монопольных отраслях экономики.
Подход к регулированию естественных монополий должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии - составная часть «планируемой системы», в которую входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы. Функции управления и контроля над ними должны выполнять государство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли.
Можно выделить следующие специфические проблемы, характерные для современной российской экономики:
• проблема износа основных фондов;
• отсутствие скоординированности функционирования отраслей на федеральном и региональном уровнях;
• институциональные проблемы создания среды функционирования естественных монополий. Разработка законодательства, формирование органов управления;
• проблема асимметрии информации и коррумпированности чиновников;
• проблема неэффективного проведения приватизации;
• проблема неразработанности четкой стратегии реформирования, учитывающей взаимозависимость микро-, мезо- и макроэкономики и влияния реформ на государство (увеличение ВВП, повышение конкурентоспособности страны, стратегическую безопасность), общество (повышение общественного благосостояния, решение социальных проблем) и экономику (эффективное функционирование естественных монополистов и других основных отраслей промышленности).
Выбор форм и методов формирования стратегии государственного регулирования естественной монополии определяется отраслевыми особенностями естественной монополии и спецификой их проявления на региональном и федеральном уровнях. Они обусловлены уникальностью производимого товара и специфичностью активов (длительный период окупаемости и немобильность), технологическими возможностями производства и уровнем технико-экономической оснащенности.
В вопросе эффективности применяемых инструментов государственного регулирования естественной монополии необходимо отметить несовершенство тарифного регулирования. Стратегия государственного регулирования должна ориентироваться не просто на понижение тарифов, а на соблюдение множества факторов, касающихся безопасного функционирования отрасли, надежности, соблюдения экологических стандартов.
Оптимальное сочетание государственного, рыночного и корпоративного регулирования, адекватное специфическим условиям функционирования естественных монополий на микро-, мезо-, макро-, мегауровнях, комбинированная форма регулирования выступает как способ адаптации монопольных структур экономики к изменившимся условиям хозяйствования.



Глоссарий
Антимонопольное законодательство - система правовых актов, позволяющих обеспечить конкурентные условия рыночных отношений, установить правила поведения участников на товарных рынках, защитить права предприятий малого и среднего бизнеса от хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Монополия - тип отраслевого рынка, на котором:
- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги;
- отсутствуют близкие заменители товара;
- имеются высокие барьеры входа.

Двусторонняя монополия - рынок, на котором одному монопольному продавцу противостоит один монопольный покупатель.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологических особенностей производства наиболее эффективно в отсутствие конкуренции.

Закрытая монополия - монополия, защищенная от конкуренции законодательными ограничениями: патентами или ограничениями на иностранную торговлю и др.

Монополист - фирма, осуществляющая контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ей получать монопольную прибыль.

Монополистическая прибыль - повышенная прибыль, получаемая за счет ценового контроля за рынком и производством.

Монопольная цена - рыночная цена, устанавливаемая производителем-монополистом на уровне, обеспечивающим:
- либо сверхприбыль;
- либо конкурентные преимущества для борьбы за рынки сбыта (демпинг).

Открытая монополия - монополия, не имеющая специальной защиты от конкуренции. Обычно открытая монополия выступает пионером в развитии нового отраслевого рынка.

Список использованной литературы:

1. Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147 - ФЗ «О естественных монополиях», (изм. 29 декабря 2006№258-ФЗ)
2. Федеральный закон от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
3. Абдулгамидов П., Губанов С. О соотношении внутренних и внешних условий развития// Вопросы экономики. - 2005. - №4. - с. 13.
4. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках / С. Б. Авдашева, В. П. Балюкевич,А. В. Горбачев, В. Е. Дементьев, Я. Ш. Паппэ; Бюро эк. анализа. - М.: ТЕИС, 2000.
5. Байнев В. Электроэнергетика: пути развития// Экономист. - 2004. -№10. - с. 47
6. Варламова А. Н. Правовое регулирование конкурентных отношений на товарных рынках РФ. Дисс. канд. юр. наук. М. 2008. С. 186- 187
7. Васильева Н. В. Контроль антимонопольных органов за гражданско-правовыми сделками. Дисс. канд. юр.наук. М. 2001. С. 90
8. Горичева Л. Естественно-природные условия/Мировая экономика и международные отношения.-2006.-№2. с.56.
9. Горячева Л. Естественно-природные условия//Мировая экономика и международные отпотения.-2006.-№2. - с. 57.
10. Государственная политика промышленного развитая России: от проблем к действиям./Под ред. ЕМ Примакова и В. Л. Макарова. М, «Наука». - 2004. - с. 86.
11. Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. Научно-аналитический обзор. Е. Е. Луцкая. М.: ИНИОН, 1992.
12. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика. - Вопросы экономики, 2006, №1, с. 103.
13. Корольком Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция. Лекция 1.: Регулирование и естественная монополия// Экономический журнал ВШЭ. - 2006. - №2. - с. 241.
14. Краткие сообщения с энергетических рынков. - Внешнеэкономический Бюллетень. - 2005. - №12. - с. 7.
15. Кудрявый В.В. Об альтернативе проектируемому варианту реформирования отечественной электроэнергетики// Российский экономический журнал. - 2007. - №10. - с. 30.
16. Левитин И. Инвестиционные цели РЖД// Международный экспедитор. - 2005. - №6. - с. 20.
17. Макаров А. Электроэнергетика России: производственные перспективы и хозяйственные отношения// Общество и экономика. - 2008. - №7-8. - с.67.
18. Милль Дж.С Основы политической экономии. В 3-х томах: Пер. с англ: - М :Прогресс, 1981.
19. Монополизм и антимонопольное регулирование: опыт, проблемы, решения. Бокарева М. А., Бондарь Л. А., Васильева В. Ю.; под науч. ред. Бондарь Л. А. М.: НИИПИН, 1991.
20. Морозов В. Правильные тарифы: быть или не быть? - Международный экспедитор. - 2007. - №6. - с. 27
21. Николаев И., Ефимов С. Перспективы отмены государственного регулирования тарифов естественных монополий// Общество и экономика. - 2008. - №4. - с. 71.
22. Новые высокие технологии газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи. Том 12. , Информационно-издательский центр АТН РФ и редакция периодического издания «Новые высокие технологии» М. 2005
23. Пасько А.В. Государственное регулирование естественных монополий / Социально- экономическое развитие России. Материалы научно-практической конференции. Пенза. 2006.
24. Пасько А.В. Развитие конкурентных начал в сфере естественных монополий // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2006. №3.
25. Пасько А.В. Эффективное регулирование естественных монополий /Проблемы и перспективы совершенствования управления национальным экономическим потенциалом. Материалы международной научно-практической конференции. Саратов. 2006.
26. Поляков В.В. Макроэкономический прогноз на период до 2050 г. - Внешнеэкономический Бюллетень. -2005.-№9.-с. 22.
27. Свит Ю.П. Правовое регулирование цен и тарифов на услуги железнодорожного транспорта// Закон. - 2006. -№7,-с. 44.
28. Сергеев С. Калифорнийский кризис: частные интересы против социальных.-Экономист. -2005. - №8.-с.10-17.
29. Соколова О.В. О создании Института перевозчиков на железных дорогах// Внешнеэкономический бюллетень. - 2007. -№8.-с. 73.
30. Стребуляев Д.А. Проявления рассогласованности интересов в рыночно трансформируемой экономике России / Д.А. Стребуляев // Университетские чтения 2008. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть ХII. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008
31. Стребуляев Д.А. Структурная реформа электроэнергетики в аспекте согласования общенациональных и корпоративных интересов / Д.А. Стребуляев // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Том 5, № 4. Часть 3. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007
32. Цветков В. Необходим рост на основе высоких технологий. - Экономист. - 2005. - №6. - с.30.
33. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л., «Микроэкономика промежуточный уровень», Инфра-М, 2008
34. Чубайс А.Б. РАО «ЕЭС России»:от антикризисного управления -к рынку электроэнергии//ЭКО-2006.-№2 -с.
35. Якунин В. Государственное регулирование тарифов естественных монополий в условиях конфликта интересов.//Власть. - 2006. - №1. - с. 12




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.