Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Внеклассная работа по математике, как средство развития познавательного интереса у школьников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 05.04.2012. Сдан: 2009. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: 10.

Описание (план):


Введение………………………………………………...………………………....3
I. Познавательный интерес…………………………………………………..
1.1Познавательный интерес, уровни познавательного интереса……………
1.2 Формирование познавательного интереса………………………
1.3 Значение познавательного интереса……………………………………..
1.4 Математические игры как средство развития познавательного интереса к математике…………………………………………………………………………
II. Организация внеклассной работы по математике…………………………....7
2.1 Особенности внеклассной работы по математике……………………….....7
2.2 Классификация внеклассной работы………………….……………………..9
III.Формы внеклассной работы по математике……………...…………………13
3.1 Кружковые занятия по математике и методика её проведения…………..14
3.2 Факультативные занятия по математике и методика их проведения…………………………………………………………………….....15
3.3 Общая характеристика школьных математических олимпиад. Примеры задач математических олимпиад для 9, 10, 11 классов……………………….22
3.4 Математический бой. Схема проведения………………...………………...22
3.5 Математический вечер. Подготовка и содержание вечера……………….24
3.6 Неделя математики………………………
3.7 Математическая игра для учащихся 10–11-х классов…………………….


Введение
Наука и практика утверждает, что подлинное мастерство учителя состоит в том, чтобы сделать учение для учащегося желанным, необходимым, важнейшей духовной потребностью. И путь к этому лежит через интерес. В этом отношении учитель располагает большими возможностями.
Формирование познавательных интересов и активности личности-процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Конечный результата усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия учителя должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром.
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увеличением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качество.
Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. В связи с этим интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием эмоционально – познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции – радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление радости познания (помимо радости выполненного долга) свидетельствует о появлении интереса.
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Несмотря на свою необязательность для школьника, внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по математике не снимает необходимости проведения внеурочных занятий.
Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы побольше узнать о своем любимом предмете, порешать более трудные задачи.
Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.
Актуальность поставленной проблемы определила выбор мною темы исследования.
Объект исследования – внеклассная работа по математике.
Предмет исследования – формы организации внеклассной работы по математике.
Цель исследования - изучить и проанализировать проблему организации внеклассной работы по математике, как средства формирования познавательного интереса школьников.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности познавательного интереса.
2. Познакомиться с особенностями внеклассной работы по математике.
3. Систематизировать формы внеклассной работы по математике.
4. Познакомиться с опытом работы школьных учителей по организации внеклассной работы по математике через изучение методической литературы и во время прохождения практики.
5. Разработать сценарий математической викторины и с помощью среды программирования Delphi подготовить задания к ней.


I. Познавательный интерес.
1.1 Познавательный интерес, уровни познавательного интереса.
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги - классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.
Интерес - это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).
В связи с этим интерес определяется как эмоционально-познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием эмоционально-познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции - радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление радости познания (помимо радости выполненного долга) свидетельствует о появлении интереса.
Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.
В самых разнообразных трактовках проблемы познавательного интереса в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.
Методика изучения и формирования познавательных интересов учащихся - вопрос в равной степени актуальный для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательного интереса учащихся подойдем, прежде всего, с позиции общей проблемы воспитания и развития, в фарватере которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.
Проблема познавательного интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную его функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить так, чтобы учение стало для ученика желанным.
Ян Амос Каменский, совершивший революцию в дидактике, считал интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения.
Весь многовековой опыт прошлого утверждает, что интерес - важный и благоприятный фактор построения обучения.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые содержатся в информации, получаемой учениками на уроке.
Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует догадки, поиска, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.
На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых ученика интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. Этот уровень можно назвать стадией описательства, которая характерна, по мнению исследователей, для младших подростков. Они не имеют еще достаточного багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес учащегося к причинно - следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.
Этот уровень бывает сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движение ученика, который обнаруживает глубокое осознание самых существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей.
1.2. Формирование познавательного интереса
Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса.
Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения. Учение закладывает основы познавательного интереса, но не исчерпывает собой всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности, поскольку познавательная и практическая стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. Особенно благоприятна деятельность, связанная с предметом интереса ученика.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию. Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
1.3. Значение познавательного интереса в обучении
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.
Ян Амос Коменский, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д.Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку. Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника - из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.
Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме......................

Заключение
Изучив всестороннюю проблему организации внеклассной работы мы пришли к следующим выводам, таким образом, любой вид внеклассных занятий предполагает применение и развитие творческих способностей учеников. Погружает их в обстановку более раскрепощенную, комфортную. Даже самый опытный учитель не всегда может создать во время урока условия комфорта абсолютно для всех, чтобы каждый ребенок мог раскрыться и показать, на что он способен. Даже тот факт, что на уроке обязательно выставляются оценки, многих детей удерживает от проявления активности. На внеклассных занятиях они не боятся получить плохую оценку, не боятся ошибиться, высказать какую-то "сумасшедшую" идею.
Наиболее широко используются такие формы организации внеклассной работы как: [стр. 21]
Любой вид внеклассной работы можно назвать свободным творческим производительным трудом. Еще в начале XX века известный русский педагог Вентцель К.Н. высказывал такую мысль: «...Свободный творческий производительный труд — это есть такая форма деятельности, в которой мы участвуем всем нашим существом, в которую мы вкладываем все наше «я», это есть такая форма деятельности, которая предъявляет на нас запрос как на цельную личность, а не на те только или другие стороны нашей личности. В свободном творческом производительном труде затрагиваются одновременно и наш интеллект, и наше чувство, и наша воля, - одним словом, вся наша личность во всем гармоническом единстве. Таким образом, он один ведет к гармоническому развитию всех способностей и всех сторон нашей природы» [28 с. 63-64].
Сбалансированная система взаимодействия классно-урочных и внеклассных форм обучения математике обеспечивает становление уверенности школьников в своих силах, развитие их творческой активности посредством такой организации деятельности, которая содержит в себе возможность создания ситуации успеха. Переживание успеха позволяет школьнику преодолеть свое неумение, незнание, дает возможность поверить в свои силы. Даже с недостатками ребенка можно бороться наилучшим образом, направив его силы на какой-либо любимый творческий труд.
Таким образом внеклассная работа по математике способствует развитию познавательного интереса. Она помогает отстающим ученикам улучшить успеваемость, а для тех, кто проявляет повышенный интерес к математике, даёт возможность развить себя и свои способности.


Библиография
1. Балк М. Б., Балк Г. Д. Математика после уроков.- М.:Просвещение, 1971.
2. Березин В. Н. Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике: Книга для учителя-М.: Просвещение, 1985.
3. Василевский А. Б. Задания для внеклассной работы по математике. -Минск, 1988.
4. Васильев Н. Б. Заочные математические олимпиады.-М.: Наука, 1987. 5.Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей, 2-е изд., М., 1923.
5. Вульфов Б. 3., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы.-М. :Просвещение, 1983.
6. Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки / Воспитание школьника.- 2002, №2.
7. Гарднер М. Математические чудеса и тайны.-М.: Наука, 1982.
8. Доморяд, А.П. Математические игры и развлечения. - М: Гос. издание Физико-математической литературы, 1961.
9. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка. - 1972.
10. Калинин Д. Математический кружок. Новые игровые технологии / Математика. Приложение к газете «Первое сентября».- 2001, №28.
11. Кордемский Б.А. Увлечь школьника математикой. Материал для классных и внеклассных занятий. - М: Просвещение, 1981.
12. Ленивенко И. П. К проблеме организации внеклассной работы в 6-7
классах/Математика в школе.-1993 .-№ 4.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность-М:1998.
14. Литцман В. Веселое и занимательное о числах и фигурах.- М.: 1963.
15. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М: Просвещение, 1979.
16. Петраков И. С. Математические кружки 8-10 классах. - М.: Просвещение, 1987.
17. Петрова Е.С. Теория и методика обучения математике. Учебно-методическое пособие для студентов математических специальностей. - Саратов: Издательство саратовского университета, 2004.
18. Пичурин Л. Ф., Ропьев В. В. Вопросы общей методики преподавания математики.-М.: Просвещение, 1979.
19. Риверс СМ. Метод целевых заданий и Дальтон план в школе 1
ступени. - М.: Раб.Просвет, 1928.
20. Самойлик Г. Развивающие игры / Математика. Приложение к газете «Первое сентября».- 2002, №24.
21. Саркисян А. А., Колягин Ю. М. Познакомьтесь с топологией.-М.:
Просвещение, 1976.
22. Сиденко А. Игровой подход в обучении / Народное образование.- 2000, №8.
23. Степанов В. Л. Активные внеурочные работы по математике в средней
школе.- М.: Просвещение, 1991.
24. Табай Т.В. Педагогическая психология. М.: МГУ.
25. Талызина. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М: Знания, 1983.
26. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников/ Математика в школе.- 1993, №2.
27. Халапсина Г. А. Добро пожаловать на мой кружок. Внеклассная
работа/Учительская газета.-1998, №39.
28. Шаталов В. Ф. «Педагогическая проза»-М, 1980.
29. Шатилова А. Занимательная математика. КВНы, викторины. - М: Айрис-пресс, 2004.- 128с.
30. Широкова Л. А. Учебная программа в форме игры/Математика в школе.-1994,№ 2.
31. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1984.
32. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика,1971.
33. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М: Педагогика, 1978.



Приложение

Приложение 1
Арифметические головоломки
Программа факультативных занятий для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений
Предлагаемые факультативные занятия направлены на формирование у учащихся 6 классов, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, представлений о числовых вычислениях с учетом разнообразных исторических сведений. При их изучении у учащихся развиваются навыки быстро и безошибочно производить действия над числами, находить числовые закономерности. Специально организованная система занятий позволит выработать умения компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента.
Развитие интеллектуального потенциала учащихся - важнейшая задача
учителя.............



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.