Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Социально - педагогическое сопровождение подростков - правонарушителей в условиях общеобразовательной школы

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 06.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 84. Уникальность по antiplagiat.ru: 74.

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Факультет социальной педагогики


курсовая работа
Социально-педагогическое сопровождение подростков -правонарушителей в условиях общеобразовательной школы
«Допущена к защите»
Руководитель:
«__»_________2011г.
Научный руководитель:
Русакова Наталья Анатольевна
ст. преподаватель




Пермь,
2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………..1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРАВОНАРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………4
1.1 Подростковая преступность как социально-педагогическая проблема.......8
1.2 Становление ювенальной юстиции в России……………………………...12
1.3 Реализация ювенальной юстиции в Пермском крае……………….……15
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОФИЛАКТИКУ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ………………20
2.1 Социальный педагог в общеобразовательной школе……………………..25
2.2 Социально-педагогическое сопровождение подростков в условиях общеобразовательной школы с целью профилактики правонарушений…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ
Современная общеобразовательная школа, остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся.
Педагогическое сопровождение – это педагогическая деятельность, суть которой заключается не только в превентивном научении старшеклассника самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную общеобразовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в перманентной готовности взрослого адекватно реагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости и актуальности разработки инструментария и методики его применения для решения задач по педагогическому сопровождению подростков - правонарушителей в школе.
Цель работы – поиск оптимального решения, устранение правонарушающего поведения подростков в общеобразовательной школе.
Проблема исследования: Нуждаются ли подростки в профилактике правонарушений общеобразовательной школе.
Объектом исследования, является подростковая преступность, как социально-педагогическое явление.
Предметом исследования, является процесс социально-педагогического сопровождения подростков-правонарушителей в условиях общеобразовательной школы.
За рабочую гипотезу, были приняты следующие положения: социально-педагогическое сопровождение подростков-правонарушителей в условиях общеобразовательной школы будет эффективной, если:
• все компоненты учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы вырабатывают у детей и подростков невосприимчивость к влиянию факторов, порождающих девиантное поведение;
• общеобразовательная школа выполняет специфические, только ей свойственные функции, связанные с модернизацией деятельности самой общеобразовательной школы;

• позитивная содержательная занятость подростков в свободное от учебы время будет обеспечена на основе межинституционального подхода.

Основные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
- познакомиться с подростковой преступностью как социально-педагогической проблемой;
- обосновать становление ювенальной юстиции в России;
- познакомиться с реализацией ювенальной юстиции в Пермском крае;
- проанализировать специфику социального педагога в общеобразовательной школе;
- разработать социально-педагогическое сопровождение подростков в условиях общеобразовательной школы с целью профилактики правонарушений.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

1 глава посвящена описанию:

- подростковой преступности как социально-педагогическая проблема;
- становления ювенальной юстиции в России;
- реализации ювенальной юстиции в Пермском крае.

Во 2 главе описывается:
- социальный педагог в общеобразовательной школе;
- Социально-педагогическое сопровождение подростков в условиях общеобразовательной школы с целью профилактики правонарушений.





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРАВОНАРУЩАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1 Подростковая преступность, как социально-педагогическая проблема
Подросток - растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений [7].
Преступлениями, называются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой наказания. Испокон веков целью уголовного правосудия признается охрана общества в целом. Поэтому любое деяние, подлежащее уголовному суду, считается общественно опасным.
За преступления применяются наказания — наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, крупные штрафы и др.). За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, применяется исключительная мера наказания — смертная казнь. Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие, а по некоторым составам — за укрывательство и недонесение о преступлении. Давность привлечения к уголовной ответственности в зависимости от тяжести преступления может достигать пятнадцать лет (к лицам, совершившим преступления против мира и человечества, сроки давности не применяются).
Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленной для того процессуальной форме (уголовно-процессуальный кодекс). Отбывание наказания регулируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. После отбытия наказания у лица, осужденного за преступление, длительное время (в зависимости от тяжести преступления и соответственно отбытого наказания) сохраняется «судимость» — особое правовое состояние, являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении, отражающееся на моральном и правовом статусе лица, считающегося судимым.
Отличие преступления от других видов правонарушений заключается в его повышенной степени общественной опасности. Степень общественной опасности преступлений, позволяющая их отграничить от других правонарушений зависит от ряда объективных и субъективных признаков. Большое значение при этом имеет учет таких признаков, как объект посягательства, его важность, ценность объективных признаков правонарушения (повторность, систематичность, промысел, характер преступных последствий), степень вины, мотивы и цель деяния, особенности личности правонарушителя (состояние психики субъекта).
Подростковая преступность - совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. По действующему закону (ч. 1 ст. 20 УК) уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего, а за совершение перечисленных в законе 20 преступлений (ч. 2 ст. 20 УК) - достигшее 14-летнего возраста.
Рассмотрим основные характеристики подростково-юношеской преступности.
Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. А сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же получить точные данные трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины разные, зависящие от характера совершенного преступления, так, при изнасилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителями насильников родителям пострадавших «откупных»; чувство неловкости, испытываемое девушкой перед следователем (большинство из которых мужчины). При рэкете, карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто - это неверие в возможности милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла («по следствию и судам затаскают»). Даже не обо всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те, кому есть что-то из своих неправедных доходов скрывать. Так, группа подростков через наводчиков узнала богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами.
Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей. По не которым регионам - каждое четвертое. В последние годы отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Имеют место случаи, когда 11-12-летние дети имеют большой опыт карманных краж, крадут из автомобилей, угоняют велосипеды. Зачастую такие дети промышляют «обуванием» на вокзалах других детей - окружают их и отбирают деньги. Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедность выталкивают детей на улицу. Кто-то сдает бутылки и продает газеты, кто-то занимается воровством. Многие малолетние воришки попадаются по нескольку раз. После возвращения домой они вновь принимаются за свой промысел. Случаи, когда дети в 13 лет никогда не учились в школе, не умеют читать и писать, встречаются достаточно часто. Обычно 13-14-летние дети заканчивают 5-6 классов и больше учиться не хотят. Распространенным явлением среди этих детей является токсикомания [2]. Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдается в Республике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300-500 преступников на 10 тыс. Населения в возрасте 14-17 лет). В 1994 году этой группой населения было совершено свыше 210 тысяч преступлений. Что скрывается за этой цифрой? То, что очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигает уровня особо опасного рецидивиста. Это-закономерность.
Поэтому за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет). Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни [3]. Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, то есть начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков в сфере преступной деятельности. Молодой рецидивист опасен и тем, что по возрасту (23-25 лет) он не далеко «ушел» от подростков и поэтому как личность он психологически им интересен. Значит, чем больше несовершеннолетних становится, на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, то есть ее самопорождения, саморазвития по присущим ей законам. Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.
Именно потребность в общении (у подростков она особенна, обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.
Хотя о подростковой преступности можно услышать, увидеть и даже можно испытать на себе, большинство людей все еще не восприняли всерьез эту проблему. Конечно, экономика, социальная политика, духовная сфера не развиты в нашей стране на должном уровне и вовсе не располагают к искоренению преступности [6].
Таким образом, исследование проблем подростков показало, что в условиях нестабильности развития общества резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков, связанные с ростом бедности семей, алкоголизмом, увеличением беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, что порождает увеличением детской преступности.


1.2 Становление ювенальной юстиции в России...............


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конвенция ООН о правах ребенка
Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка
1.Беляев Л.И. Размышления по поводу ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2005. № 2 (5). С. 3-9.
2. Беличева, С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. / С.А. Беличева - М.: 1998. № 2. С.76-89.
3. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 1994.480 с.
4. Бочаров Ю. Первые особые суды по делам о малолетних в России //Дети-преступники. С. 525-542.
5. Бэйзмор Г. Три парадигмы ювенальной юстиции// Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Вып. 1. М. 1999. С. 67-69.
6. Воронова Е.Л. Создание службы пробации для несовершеннолетних в России // .
7. Выготский Л.С. Педагогика подростка // Выготский Л.С. Сбор. соч. в 6-ти т. Т. 4 м., 1984. С. 242.
8. Всесвятский П.В. Несовершеннолетние в тюрьме // Дети-преступники. С. 426.
9. Воронова Е.Л., Ткачев В.Н., Ювенальный суд и социальные службы: механизм взаимодействия. Ростов-на-Дону, 2004.
10. Гуревич С.А. Ответственность юных преступников по русскому законодательству // Дети-преступники. Сборник статей / С пред. И под ред. М.Н. Гернета. М. 1912. С. 9; Чарыхов Х.М.. Отношение действующего уголовно-процессуального законодательства к малолетним и несовершеннолетним в России.
11. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб, 2004. С. 58-122].
12.Карнозова Л.М. Восстановительный подход к правосудию для несовершеннолетних // Мельникова Э.Б., Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция – охранительная и восстановительная. М. 2002. С. 89-143.
13. Место примирения и посредничества в доктрине уголовного правосудия // Государство и право. 2006. № 9. С. 115-122; № 10. С. 113-119.
14. Организация и проведение программ восстановительного правосудия. Методическое пособие/ Под ред. Л.М. Карнозовой и Р.Р. Максудова. М., 2006.
15. Полное Собрание законов Российской Империи. Собрание третье. Т. ХVII. 1897. СПб., 1900.
16. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Резолюция 45/113 Генеральной Ассамблен от 14 декабря 1990 г., п.1.
17. Предеина И. В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России. Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. - Саратов, 2005. С. 188-191.
18. Проблемы формирования ювенальной юстиции в России. - СПб.: НОК "Российская семья", Ин-т комплексных прогнозов и мониторинга "Северо-Запад", 2007. С. 48
19. Приказ МВД РФ № 12 от 11.01.1999 г.; Российская юстиция, 1999, № 2. С. 3; Федеральный закон РФ от 24.11.1999 г. "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ".
20. Рубашова А.М. Очерк системы борьбы с детской заброшенностью и преступностью в Америке и Западной Европе // Дети-преступники. С. 483-524; Тарасова Е.П. Детские суды за границей // Дети-преступники. С. 429-482.
21. Трайнин А. Общие выводы // Дети-преступники. С. 549.
22. Собрание узаконений и распоряжений. 1918. Отд. 1. № 16. С. 227.
23. Шульга Т.И., Спанияярд Х., Слот В., Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением// Социальная педагогика. № 3, 2010. С. 109-121.
24. Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001. С. 404.


ТЕЗАРИУС

Преступность - это отрицательное социально-правовое явление, количественные и качественные характеристики, влекущее негативные для общества и людей последствия, и требующее специфических государственных и общественных мер контроля за ней.
КДН и ЗП – комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав.
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) – систематизированный законодательный акт, регламентирующий содержание и порядок судопроизводства по уголовным делам, отдельной стадии уголовного процесса, права и обязанности органов, осуществляющих судопроизводство, и участников процесса.
Юстиция – это отправление правосудия, то есть деятельность, присущая судам.
Ювенальная юстиция – как система правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, то есть охватывающих ту сферу, где ребенок выступает в качестве субъекта права.
Педагогическая защита – это система педагогических действий, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность отдельного субъекта (воспитанника) в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением, которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.
Беспризорный – не имеющий места жительства или места пребывания.
Воспитательные колонии – это исправительные учреждения, предназначенные для отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, не достигшими к моменту вынесения приговора совершеннолетия, а также лицами, оставленными в воспитательных колониях до достижения возраста 21года.
Подростковое правонарушение – незаконные или «антиобщественные» действия совершаемые несовершеннолетними.
Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. От других видов диагностики (технической, медицинской, педагогической, профессиональной) психодиагностика отличается по ОБЪЕКТУ, ПРЕДМЕТУ и используемым МЕТОДАМ.
Сопровождение – сопровождает какое-нибудь явление, действие. Специальная группа, сопровождающая кого что-нибудь.
Педагогическое сопровождение – это педагогическая деятельность, суть которой заключается не только в превентивном научении старшеклассника самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную общеобразовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в перманентной готовности взрослого адекватно реагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии.
Реабилитация (aftercare) – долговременное наблюдение как вспомогательное или дополнительное средство для лечения больных хроническими заболеваниями или инвалидов, включая больных психическими заболеваниями и лиц с врожденными дефектами развития. Реабилитация включает в себя оказание специальной помощи таким больным и помощь в их адаптации к условиям окружающей жизни (национальная психологическая энциклопедия).
Социальная поддержка - это та деятельность, которая «рассматривается» в объективно существующей антиномии между образовательной логикой педагогической деятельности как деятельности приобщения, формированием ребенка средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка.
Подростковая преступность - совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. По действующему закону (ч. 1 ст. 20 УК) уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего, а за совершение перечисленных в законе 20 преступлений (ч. 2 ст. 20 УК) - достигшее 14-летнего возраста.


ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1.
Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка
Российское законодательство
Конституция Российской Федерации и права ребенка.
Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. В главе «Права человека» Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Однако практическая реализация этих конституционных норм связана с серьезными трудностями, вызванными процессом реформирования общественного строя и особенно негативными тенденциями, затронувшими экономику и социальную сферу государства.
В Конституции Российской Федерации ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина.
Статья 17 гласит:
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
2.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Кроме того, в статье 38 говорится о правовой защите, моральной и материальной поддержке материнства и детства. В статье 43 предусмотрены бесплатное образование, всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье также поддерживаются различные формы самообразования.
В статье 39 Конституции говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей.
По статье 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Наконец, статья 60 указывает на то, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет .
Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка находятся на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.

Семейный Кодекс о правах ребенка
Семейный Кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1995 года и вступил в силу с 1 марта 1996 года. Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и отдельных ее членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить:
Право ребенка жить и воспитываться в семье;
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
Право ребенка на защиту;
Право ребенка выражать свое мнение;
Право ребенка на имя, отчество и фамилию;
Имущественные права ребенка.
Рассмотрим эти права более подробно.

Право ребенка жить и воспитываться в семье подразумевает, что ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства (ст. 54).

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Расторжение брака родителей, признание его не действительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом (ст. 55) .
Право ребенка на защиту.
Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и устанавливает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребенка на защиту своих прав и законных интересов. В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:
Произвольного или не законного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16 Конвенции о правах ребенка);
Всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка);
Экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья служить препятствием в получении им образования, либо наносит ущерб его психическому и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка);
Незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка);
Всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции о правах ребенка);
Бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции о правах ребенка);
Всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36 Конвенции о правах ребенка).
Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры (ст. 4,19 и 33 Конвенции о правах ребенка) .
По Семейному кодексу РФ ребенок имеет право:
На защиту своих прав и законных интересов.
На защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок в праве самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.
Должностные лица организаций и другие граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (ст. 56).
В качестве первоочередных мер по безусловной реализации ребенком права на защиту в ближайшей перспективе предусматривается введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье. В этих же целях планируется освещение в СМИ прецедентов процессов над гражданами, нарушающими права детей, как в семье, так и в
образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.
Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок в праве выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а так же быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 57).
В зависимости от возраста ребенка его мнению законом придается различное значение. Принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших десяти лет, является исключительной прерогативой родителей. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью и способностью осознавать свои интересы, хотя и бывает способен сформулировать свое мнение. Учет мнения ребенка, не достигшего возраста 10 лет, при решении вопроса, затрагивающего его интересы, предполагает, что его мнение будет заслушано, а при несогласии родителей или других лиц с мнением ребенка им следует объяснить ему – по каким причинам его точка зрения не может быть принята во внимание.
После же достижения ребенком возраста 10 лет учет его мнения родителями является обязательным. Исключение здесь могут составлять лишь те предложения ребенка, реализация которых прямо бы противоречила его интересам. Подобные случаи не представляется возможным перечислить, они смогут быть весьма разнообразны с учетом конкретных жизненных ситуаций
В некоторых случаях решение может быть принято компетентным органом (органом опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени или (и) фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских правах, усыновление, изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления; передача на воспитание в приемную семью.

Право ребенка на имя, отчество и фамилию
Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию, отчество появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретения гражданства.
В некоторых случаях, прямо предусмотренных Семейным Кодексом, решение может быть принято компетентным органом (органом опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени или (и) фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских правах, усыновление, изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления; передача на воспитание в приемную семью.
В статье 58 говорится, что имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.
Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
Наконец, в имущественные права ребенка входят права:
На получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
Право собственности на доходы, имущество, полученное им в дар, а так же другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
Право на имущество родителей, при условии, что родители не имеют права на имущество ребенка;
Правом владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании.
Международные нормативно-правовые акты
Конвенция ООН по правам детей.
Конвенция о правах ребенка была принята ООН сравнительно недавно. Она вступила в силу в 1990 году. Государства-участники взяли на себя обязательства обеспечить всем лицам не достигшим 18 лет, все права, указанные в Конвенции, без какой-либо дискриминации и принять в этих целях законодательные, административные и другие меры.
В отличие от Конституции Российской Федерации, в которой, в основном, выделяются права «граждан» и Семейного кодекса, в котором права детей регулируются, в основном, в семейных отношениях (усыновление, изменение имени или (и) фамилии, алименты и др.), в Конвенцию ООН по правам ребенка включены все права и обязанности детей, в государствах, принявших Конвенцию. Так, например, статья 6 Конвенции предусматривает права ребенка на жизнь, а по статье 2 права ребенка обеспечиваются независимо от их расы, национальности, вероисповедания и т.д.

Основные нормативно-правовые акты Российской Федерации «переплетаются» с Конвенцией. Например, Семейный Кодекс или Конституция РФ. Так, по Семейному кодексу ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13 Конвенции). В Конституции РФ, рассматривается право ребенка на образование, на основе равных возможностей (ст. 28 Конвенции).
Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в данной Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают меры в максимальных рамках, имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества (ст. 4).
Конвенция рассматривает так же и права детей на семью. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Государства-участники поддерживают желание семьи на воссоединение. Принимаются меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (статьи 9 - 11).
Кроме того, в Конвенции изложено право ребенка право свободно выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью, ребенку предоставляется право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства (ст. 12).
Конвенцией, так же предусмотрены права детей-инвалидов. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (статья 23).
Для детей, которые входят в группу национальных меньшинств, тоже предусмотрены права.
В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (статья 30).
Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.
В данном документе, который был принят резолюцией генеральной ассамблеи ООН от 3.12.1986 года в основном рассматриваются «семейные» права ребенка. То есть это права, возникающие особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях.
В первой части, об общем благополучии семьи и ребенка, записано, что каждое государство должно уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка (ст. 1), благополучие ребенка зависит от благополучия семьи (ст. 2), а так же то, что забота о ребенке лежит прежде всего на его собственных родителях (ст. 3).
Если родители не проявляют заботы о своем ребенке, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении о помещении ребенка в специальное учреждение (ст. 4). Лица, отвечающие за процедуры передачи детей на воспитание или усыновление, должны иметь профессиональную или иную соответствующую подготовку (ст. 6). Так же здесь указывается тот факт, что ребенок всегда должен иметь имя, гражданство и законного представителя (ст.8).
Так же в декларации рассматриваются такие аспекты, как передача детей на воспитание и усыновление. Здесь предусмотрены права на защиту ребенка, при передаче его на воспитание в другую семью или усыновление. По статье 13 основная цель усыновления заключается в обеспечении постоянной семьи для ребенка, заботу о котором не могут проявлять его родители.
Кроме того установлены нормы усыновления детей зарубежными гражданами.
Усыновление за границей должно производиться через компетентные органы или учреждения с применением гарантий и норм, аналогичных тем, которые действуют при усыновлении в стране происхождения. Ни в коем случае усыновление не должно приводить к получению сторонами, принимающими участие в усыновлении, неоправданных финансовых выгод (ст. 20). Вопрос об усыновлении за границей может рассматриваться лишь после того, как будет установлено, что не имеется юридических препятствий для усыновления. Необходимо установить, что ребенок сможет переехать в страну будущих приемных родителей и сможет получить их гражданство. Так же следует учитывать культурное и религиозное воспитание и интересы ребенка (ст. 21 – 24)


Приложение 1
Анкета для подростка
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Отвечая на вопрос, обводите номера вариантов, которые Вам больше подходят и там, где предлагается письменный ответ, напишите его.

1. Сколько Вам полных лет? ________ Ваш пол: а) мужской б) женский
2. Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от учёбы время?
1) Читаю книги (назовите две любимые) _____________________________
2) Занимаюсь самообразованием, готовлюсь к поступлению в ___________
3) Смотрю телепередачи (назовите две любимые) ______________________
4) Смотрю фильмы, в основном в жанре: ____________________________
5) Слушаю музыку (назови две любимые группы) ____________________
6) Зарабатываю деньги (каким образом) ____________________________
7) Обучаюсь делу, профессии (какой) _______________________________
8) Гуляю по улице, «тусуюсь» с друзьями
9) Занимаюсь спортом (каким) _____________________________________
10) Хожу на кружок, клуб (какой) __________________________________
3. Как часто Вы пропускаете без уважительной причины уроки в школе?
1) постоянно (почти, что каждый день)
2) часто (5-7 уроков в неделю)
3) редко (2-3 урока в неделю)
4) практически не пропускаю
4. Как Вы считаете, почему подростки пропускают занятия в школе?
1) Их часто выгоняют с уроков за поведение
2) Думают, что есть дела и поважнее школьных уроков
3) К ним плохо относятся сверстники: смеются над ними, издеваются
4) Не видит смысла в учёбе, - всё равно эти знания не пригодятся в жизни.
5) Учителя не ценят этих ребят, не заслуженно ставят плохие оценки
6) Родители не следят за делами детей, - вот они и прогуливают школу
7) Учителя часто придираются по пустякам, делают не справедливые замечания
8) В школе не интересно, негде себя проявить
9) Дома родители контролируют каждый шаг, а в школе можно "выпустить пар"
10) В школе им угрожают "плохие ребята", требуют деньги
11) Учителя плохо смотрят за дисциплиной в классе
12) Слишком сложная программа, чуть пропустил и уже не догонишь
5. Что лично Вам нравиться в школе?
1) Учиться, получать знания
2) Общаться со сверстниками, друзьями
3) Участвовать во внеурочной деятельности (кружки, секции, творческие мероприятия)
4) Общаться с интересными людьми (педагогами, наставниками, тренерами)
5) Отношение учителей, администрации школы
6) Возможность проявить свои способности
7) Возможность получить навыки, которые пригодятся в жизни
8) Другое (напиши) ______________________________________________
6. Уходили ли Вы когда-нибудь из дома?
а) Да
б) Нет
7. Если да, то, как часто Вы это делали?
1) очень часто (более 5 раз)
2) часто (от 3 до 5 раз)
3) редко (1 - 2 раза)
8. Как Вы считаете, почему подростки уходят (убегают) из дома?
(отметьте один или несколько пунктов)
1) Не хватает знаний, опыта для того, чтобы разрешить сложную ситуацию
2) Хотят быть независимыми, ищут приключений на улице
3) Не находят поддержки и понимания у родственников
4) Из-за серьёзной психологической травмы (смерть родственника, развод родителей)
5) Хотят хоть немного заработать для себя и семьи
6) Родители не заботятся о детях, не обращают на них внимания
7) Из-за постоянных конфликтов в семье
8) Потому что их родители когда-то сами росли и воспитывались на улице
9) Получают много запретов и нареканий от родителей
10) Дома их бьют, унижают
11) Их "подталкивают" на это другие ребята
12) Боятся, что их накажут за совершённый проступок или не хотят огорчать родителей
9. Как Вы считаете, какие группы людей часто нарушаются права школьника:
1) учителя
2) администрация образовательных учреждений
3) сверстники, одноклассники
4) родители
5) медицинские работники
6) работники сервисных служб (в магазинах, в автобусах)
7) работники милиции
8) "общаг", криминальные структуры
9) свой вариант ответа ___________________________________________
10. Кто на Ваш взгляд мог бы эффективно, выступая в качестве посредника, заниматься разрешением конфликтов в школе:
1) школьный психолог или социальный педагог
2) директор школы
3) зам директора по воспитательной работе
4) команда "школьных миротворцев" из числа подготовленных педагогов и старшеклассников, имеющих влияние и авторитет
5) школьный инспектор
6) подростки сами разберутся
7) конфликтолог, приглашённый со стороны специалист
8) ваш вариант __________________________________________________
11. Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы жизнь подростков стала лучше?
_________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 2
Тест "Наедине с самим собой" (об отношениях с родителями)

1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
2. Говоришь ли ты со старшими "по душам", советуешься ли ты по "личным делам"?
3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?
4. Знают ли родители твоих друзей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?
7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свое свободное время вне дома?
8. Есть ли у тебя общение со старшими, занятия и увлечения?
9. Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?
10. А "Детские праздники" - предпочитаешь ли ты чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?
11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
12. А телевизионные передачи и фильмы?
13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
14. Участвуете ли вы в прогулках, туристских походах?
15. Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?

Утвердительный ответ оцени двумя очками. Если ответ выражается словом "отчасти", "иногда" - одним очком. Если он отрицателен - ноль.
Подсчитай, сколько очков ты набрал.

Если более 20 очков - твои отношение со старшими в семье в основном можно считать благополучными.
Если от 10 - 20 отношения можно оценивать как удовлетворительные. Но недостаточно многосторонние; подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 10 - твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.


Приложение № 3

Самооценка подростка, школьника

Самооценка – это уровень уважения самого себя. Как вы относитесь к себе, принимаете ли Вы себя таким, как есть, считаете ли себя личностью, достойной уважения, несмотря на отдельные недостатки, или не считаете себя таковым. В зависимости от этого различают адекватную, завышенную и заниженную самооценку. Как завышенная, так и заниженная самооценка для развития личности одинаково непродуктивна. При завышенной самооценке развиваться некуда, т.к. человек уже «само совершенство, идеал». Однако это признается, мягко говоря, не всеми, поэтому многочисленные конфликты с окружающими, в которых виноватыми являются обязательно другие.
Низкая самооценка личности
Заниженная самооценка приводит к тому, что человек считает себя хуже других, менее достойным, умным, красивым и т д.
Влияние самооценки на личность человека очень велико. Чем мешает человеку низкая самооценка? При низкой самооценке человек не верит в себя, свои возможности, не нравится себе. Недовольство собой испытывают постоянно или очень часто. Человек работает, достигает целей, ставит новые цели, а отрицательное отношение к самому себе остается. Кроме того, низкая самооценка обязательно отражается на внешности человека (это могут быть поза, жесты, мимика, поведение). Поскольку 70 % информации о человеке дают эти показатели, то понятно, что круг недовольства собой постоянно подпитывается и замыкается: «Я хуже, чем он» - говорите Вы на подсознательном уровне через позу, жесты. «Да, он хуже, и сам дает мне это знать о себе», - считывают вашу подсознательную информацию другой.


Диагностика уровня самооценки.

Если вы хотите узнать вашу самооценку личности, ответьте на вопросы теста, поставив у каждого числа одну из четырех цифр, наиболее соответствующую Вашей оценке: нет, не так – 0;
частично так – 1;
в основном так – 2;
да, все именно так и есть – 3.
1.Я обычно сравниваю себя с другими людьми.
2. Я часто чувствую себя усталым.
3. У меня сильная потребность в одобрении.
4. У меня часто возникает ощущение, что я должен защитить себя.
5. Я предпочитаю ничего не делать из-за боязни провала.
6. Я хочу всегда все сделать на 101%.
7. Я часто считаю, что другие люди несут ответственность за мои проблемы.
8. Я боюсь показать свое настоящее Я.
9. Я всегда пытаюсь сделать что-то хорошее для других.
10. Я очень зависим от мнения других людей.
11. Мне трудно в чем-то отказать людям.
12. Я часто завидую другим в том, что у них есть.
13. Если я сделаю ошибку, то считаю себя менее достойным, чем другие.
14. Я очень тревожусь о том, что окружающие думают обо мне.
15. Меня всегда тянет подвергнуть сомнению свои способности.
16. Я осуждаю себя за ошибки, которые совершаю.
17. Часто чувствую себя не готовым к новой ситуации.
18. Чаще всего я считаю себя менее достойным человеком, чем другие.
19. Мне трудно принимать комплименты от других людей.
20. Я часто испытываю чувство вины.

Если Вы хотите оценить результаты теста диагностики уровня самооценки, то просто сложите цифры, которые поставили с каждым предложением.

0-10 баллов - У Вас есть некоторые проблемы, связанные с недостатком самоуважения.

11-20 баллов - Вы чувствуете себя неуютно в жизни из-за недостаточного уважения к себе и поэтому часто неудовлетворенны и несчастны.

21-40 баллов - Вы могли бы подарить себе заслуженную порцию самоуважения, Вы сами затрудняете себе жизнь.

41-60 баллов - Вы почти отказываете себе в уважении и страдаете из-за этого. Вам надо серьезно поработать над собой.


Приложение № 4.

Способы повышения, коррекции и улучшения самооценки.

Улучшение самооценки с помощью упражнения «Самовосприятие».
Остановитесь на минуту и подумайте о том, что Вы должны нравиться и самому себе. Произнесите вслух или подумайте про себя: «Я забочусь о себе, мое благополучие очень важно для меня. Я хочу поддержать себя и сделать все хорошо. Я хочу по-настоящему хорошей жизни. Я всегда на своей стороне». Чувство собственной поддержки усилится, если Вы обнимите себя или просто сожмете руки, как бы подкрепляя этим ободряющие слова».

Коррекция самооценки с помощью упражнения «Ваши ценные качества» Составьте список Ваших ценных качеств. Можно внести в него какие-нибудь из нижеперечисленных пунктов:
1.Я забочусь о своей семье.
2.Я люблю животных.
3. Я – хороший друг.
4. Я помогаю людям.
5. Я признаю свои ошибки.
6. Я довольно привлекателен.
7. Я талантлив.
8. Я умею хорошо делать (перечислите).
9. Я стал лучше понимать себя.
Носите написанный на листе бумаги список с собой. Когда негативные мысли начинают одолевать Вас – достаньте его, прочитайте.
Представьте себе то, что у Вас получается особенно хорошо, мысленно похвалите себя за наличие этого позитивного качества. Думайте о себе только хорошее. Распространите на себя собственную любовь просто потому, что она очень полезна для Вас.
Анкета для подростка

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Отвечая на вопрос, обводите номера вариантов, которые Вам больше подходят и там, где предлагается письменный ответ, напишите его.

1. Сколько Вам полных лет? ________ Ваш пол: а) мужской б) женский

2. Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от учёбы время?

1) Читаю книги (назовите две любимые) __________________________

2) Занимаюсь самообразованием, готовлюсь к поступлению в…

3) Смотрю телепередачи (назовите две любимые) __________________

4) Смотрю фильмы, в основном в жанре: _______________________

5) Слушаю музыку (назови две любимые группы) _______________

6) Зарабатываю деньги (каким образом) ________________________

7) Обучаюсь делу, профессии (какой) _____________________________

8) Гуляю по улице, тусуюсь с друзьями

9) Занимаюсь спортом (каким) ___________________________________

10) Хожу на кружок, клуб (какой) ________________________________

3. Как часто Вы пропускаете без уважительной причины уроки в школе?

1) постоянно (почти, что каждый день)

2) часто (5-7 уроков в неделю)

3) редко (2-3 урока в неделю)

4) практически не пропускаю

4. Как Вы считаете, почему подростки пропускают занятия в школе?

1) Их часто выгоняют с уроков за поведение

2) Думают, что есть дела и поважнее школьных уроков

3) К ним плохо относятся сверстники: смеются над ними, издеваются

4) Не видит смысла в учёбе, - всё равно эти знания не пригодятся в жизни.

5) Учителя не ценят этих ребят, не заслуженно ставят плохие оценки

6) Родители не следят за делами детей, - вот они и прогуливают школу

7) Учителя часто придираются по пустякам, делают не справедливые замечания

8) В школе не интересно, не где себя проявить

9) Дома родители контролируют каждый шаг, а в школе можно "выпустить пар"

10) В школе им угрожают "плохие ребята", требуют деньги

11) Учителя плохо смотрят за дисциплиной в классе

12) Слишком сложная программа, чуть пропустил и уже не догонишь

5. Что лично Вам нравиться в школе?

1) Учиться, получать знания

2) Общаться со сверстниками, друзьями

3) Участвовать во внеурочной деятельности (кружки, секции, творческие мероприятия)

4) Общаться с интересными людьми (педагогами, наставниками, тренерами)

5) Отношение учителей, администрации школы

6) Возможность проявить свои способности

7) Возможность получить навыки, которые пригодятся в жизни

8) Другое (напиши) _________________________________________

6. Уходили ли Вы когда-нибудь из дома?

а) Да

б) Нет

7. Если да, то как часто Вы это делали?

1) очень часто (более 5 раз)

2) часто (от 3 до 5 раз)

3) редко (1 - 2 раза)

8. Как Вы считаете, почему подростки уходят (убегают) из дома?

(отметьте один или несколько пунктов)

1) Не хватает знаний, опыта для того, чтобы разрешить сложную ситуацию

2) Хотят быть независимыми, ищут приключений на улице

3) Не находят поддержки и понимания у родственников

4) Из-за серьёзной психологической травмы (смерть родственника, развод родителей)

5) Хотят хоть немного заработать для себя и семьи

6) Родители не заботятся о детях, не обращают на них внимания

7) Из-за постоянных конфликтов в семье

8) Потому что их родители когда-то сами росли и воспитывались на улице

9) Получают много запретов и нареканий от родителей

10) Дома их бьют, унижают

11) Их "подталкивают" на это другие ребята

12) Боятся, что их накажут за совершённый проступок или не хотят огорчать родителей

9. Как Вы считаете, какие группы людей часто нарушаются права школьника:

1) учителя

2) администрация образовательных учреждений

3) сверстники, одноклассники

4) родители

5) медицинские работники

6) работники сервисных служб (в магазинах, в автобусах)

7) работники милиции

8) "общаг", криминальные структуры

9) свой вариант ответа _______________________________________

10. Кто на Ваш взгляд мог бы эффективно, выступая в качестве посредника, заниматься разрешением конфликтов в школе:

1) школьный психолог или социальный педагог

2) директор школы

3) зам директора по воспитательной работе

4) команда "школьных миротворцев" из числа подготовленных педагогов и старшеклассников, имеющих влияние и авторитет

5) школьный инспектор

6) подростки сами разберутся

7) конфликтолог, приглашённый со стороны специалист

8) ваш вариант _____________________________________________

11. Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы жизнь подростков стала лучше?

_______________________________________________________________________________________________________________________________


Тест "Наедине с самим собой" (об отношениях с родителями):

1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

2. Говоришь ли ты со старшими "по душам", советуешься ли ты по "личным делам"?

3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?

4. Знают ли родители твоих друзей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?

7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свое свободное время вне дома?

8. Есть ли у тебя общение со старшими, занятия и увлечения?

9. Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?

10. А "Детские праздники" - предпочитаешь ли ты чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?

11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вы в прогулках, туристских походах?

15. Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?

Утвердительный ответ оцени двумя очками. Если ответ выражается словом "отчасти", "иногда" - одним очком. Если он отрицателен - ноль. Подсчитай, сколько очков ты набрал.

Если более 20 очков - твои отношение со старшими в семье в основном можно считать благополучными.

Если от 10 - 20 отношения можно оценивать как удовлетворительные. Но недостаточно многосторонние; подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 10 - твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.