На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 09.04.2012. Сдан: 2010. Страниц: 75. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Факультет Педагогический
Кафедра Дошкольная педагогика и психология
Направление 050700 Педагогика
Профиль Детская практическая психология


БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
На тему: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ


СТУДЕНТКА О.В. ХХХХ_____________________________________________
(инициалы, фамилия) (личная подпись)

РУКОВОДИТЕЛЬ к.п.н., доцент В.В. Щетинина____________________________
(ученая степень, звание, инициалы, фамилия) (личная подпись)




Допустить к защите

Заведующий кафедрой д.п.н., профессор, О.В.Дыбина _
(ученая степень, звание, инициалы, фамилия) (личная подпись)


« » 2010 г.


Тольятти, 2010
Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях ………………………………….
6
1.1. Проблема формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества ... 6
1.2. Характеристика возрастных особенностей общения и взаимодействия детей 6-7 лет ………………………………………………
14
1.3. Характеристика педагогических условий формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях ………………………………….
20
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях ……………………….
27
2.1. Изучение уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества ………………………………………………………………
27
2.2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях по формированию элементарных математических представлений …………………………………………….

37
2.3. Контрольный срез ……………………………………………………… 58
Заключение ………………………………………………………………….. 65
Литература …………………………………………………………………... 69


Введение

В настоящее время становится востребованным человек, который умеет сотрудничать в ходе решения проблем, согласовывать свои действия, работая в команде, нести ответственность за общий результат. Это становится возможным только при наличии навыков эффективного взаимодействия, сотрудничества. Формирование соответствующих умений возможно уже в дошкольном возрасте.
Проблема формирования навыков сотрудничества представлена в исследованиях таких авторов как М.И. Лисина, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Л.С. Римашевская, Е.О. Смирнова и др.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью формирования навыков сотрудничества и определением возможности занятий, включающих совместную деятельность детей 6-7 лет.
Анализ исследований позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества и недостаточной разработанности педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Проблема: Какие педагогические условия могут обеспечить формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях?
Цель исследования: определить, охарактеризовать и апробировать педагогические условия формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях.
Объект исследования: формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях возможно при следующих педагогических условиях:
1) представление учебного содержание занятия в форме заданий продуктивного характера, решение которых предполагает необходимость взаимодействия детей по типу сотрудничества;
2) использование специфических дидактических средств, как наглядной основы организации взаимодействия;
3) особое построение занятия с учетом этапности организации взаимодействия детей и логики освоения детьми моделей сотрудничества;
4) изменение позиции педагога по мере накопления у детей опыта сотрудничества (обучающая и корректирующая, направляющая и координирующая, поддерживающая и стимулирующая).
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические исследования по проблеме формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества;
2) выявить начальный уровень сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества;
3) апробировать педагогические условия по формированию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях;
4) выявить эффективность педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях.
Методологической и теоретической основой данного исследования являются:
– технология развития сотрудничества (Л.С. Римашевская);
– теоретические положения о знаково-символической деятельности и этапах ее становления (Н.Г. Салмина, Е.Е.Сапогова); об особенностях моделей (В.В.Давыдов); о функциях моделей (Л.А. Айдарова);
– теоретическое положение о необходимости использования наглядных моделей и осуществления рефлексии на занятиях, предполагающих совместную деятельность детей (В.В. Щетинина).
Методы исследования:
1) теоретический анализ исследований по проблеме формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества;
2) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) доказана возможность формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях при создании ряда педагогических условий;
2) доказана возможность формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе специально организованных занятий, предполагающих совместную деятельность детей;
3) определены условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что охарактеризованы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях, охарактеризованы уровни сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что в ней представлен комплекс диагностических методик по выявлению уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества, разработан комплекс занятий, направленных на формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества, для работы педагогов с детьми по данной проблеме.
Экспериментальной базой исследования явился ДС № 66 «Матрешка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В эксперименте приняли участие 28 детей в возрасте 6-7 лет (14 детей ЭГ и 14 детей КГ).
Данная бакалаврская работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 61 наименований, и 8 приложений. Текст иллюстрирует 3 рисунка.


Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования
у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях

1.1. Проблема формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества
Многие известные исследователи (М.И. Лисина, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.) изучая процесс становления форм, поиска средств детского общения и сотрудничества, рассматривая возрастные изменения отношений ребенка к взрослому и сверстнику на протяжении дошкольного возраста, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного детства и, более интенсивно, на ступени старшего дошкольного возраста.
Существует несколько подходов к определению сотрудничества.
О.В. Солодянкина характеризует сотрудничество как «совместную деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к реализации которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнеров» [51, С.23].
Е.В. Коротаева определяет сотрудничество, как:
1) активную помощь друг другу в достижении результата, которая может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон.
2) особую форму человеческих взаимодействий, требующую учета многих факторов (уровень сплоченности коллектива, принятые формы ответственности, наличие действенной обратной связи, реакция на конфликтные ситуации, готовность к взаимообмену и взаимопомощи и т. д.) [24].
Е.О. Смирнова характеризует сотрудничество как взаимодействие, при котором дети заняты общим делом, согласовывают свои действия и учитывают активность партнера для достижения общего результата [50]...................


Заключение

В настоящее время становится востребованным человек, который умеет сотрудничать, принимать цель как единую, согласовывать свои действия с действиями другого участника совместной деятельности, ответственный за общий результат, умеет договариваться, знает правила помощи, умеет осуществлять рефлексию не только своей части деятельности, но и в целом проделанной работы с другим участником взаимодействия. Все данные умения возможно развить у ребенка уже в дошкольном детстве.
Проблема формирования навыков сотрудничества представлена в исследованиях таких авторов, как М.И. Лисина, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.В. Щетинина и многих других.
Сотрудничество детей на занятии предполагает специально организованную совместную деятельность детей, при которой осуществляется принятие цели как единой для всех участников взаимодействия, распределение обязанностей, согласование действий детей в процессе сотрудничества и общая ответственность за результат. В процессе осуществления такой деятельности очень важно соблюдать определенные правила сотрудничества (правила договаривания, помощи, работы над ошибками), помогающие детям взаимодействовать друг с другом и вести диалог в процессе совместного решения поставленных задач.
В начале нашего исследования мы предположили, что формирование навыков сотрудничества у детей 6-7 лет на занятиях возможно при следующих педагогических условиях:
1) представление учебного содержание занятия в форме заданий продуктивного характера, решение которых предполагает необходимость взаимодействия детей по типу сотрудничества;
2) использование специфических дидактических средств, как наглядной основы организации взаимодействия;
3) особое построение занятия с учетом этапности организации взаимодействия детей и логики освоения детьми моделей сотрудничества;
4) изменение позиции педагога по мере накопления у детей опыта сотрудничества (обучающая и корректирующая, направляющая и координирующая, поддерживающая и стимулирующая).
Данное предположение мы проверяли на состоятельность в ходе нашего исследования, которое предполагало осуществление констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было: выявить исходный уровень сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
В ходе констатирующего эксперимента мы опирались на следующие показатели сформированности навыков сотрудничества у детей 6-7 лет и диагностические методики, разработанные нами на основе исследований В.В. Щетининой, Л.С. Римашевской:
1) умение характеризовать особенности совместной деятельности;
2) умение учитывать эмоциональное состояние партнера в процессе взаимодействия;
3) умение осуществлять помощь друг другу на основе соблюдения правил взаимопомощи, договаривания, работы над ошибками;
4) умение осуществлять совместное планирование на основе принятия цели как единой;
5) умение оценивать, и анализировать взаимодействие в создании продукта (результата) совместной деятельности;
6) умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию в процессе совместной деятельности;
7) умение действовать в соответствии с намеченным планом, согласовывая свои действия с действиями партнера по взаимодействию.
В соответствии с выделенными показателями в ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие диагностические методики: индивидуальная беседа «Уборка листьев»; решение проблемных ситуаций «Дежурим вместе»; игровые задания «Какое настроение», «Перчатки», «Составь картинку по образцу».
Проанализировав полученные данные по всем диагностическим методикам, мы условно разделили детей по уровням сформированности навыков сотрудничества. К высокому уровню было отнесено в ЭГ 43% детей (6 детей), средний уровень сформированности навыков сотрудничества был выявлен у 50% детей (7 детей), у 7% детей (1 ребенок) низкий уровень сформированности навыков сотрудничества. Выявленные результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость осуществления работы по формированию навыков сотрудничества у детей 6-7 лет.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, нами была определена цель формирующего эксперимента: осуществить формирование навыков сотрудничества у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Программа формирующего эксперимента состояла из 3 этапов:
1) мотивационный, цель которого – сформировать у детей желание осуществлять совместную деятельность;
2) действенно-обучающий (цель данного этапа – сформировать у детей умение осуществлять выполнение заданий, реализуя различные модели сотрудничества);
3) действенно-развивающий, цель которого – сформировать умение детей составлять обобщенный алгоритм совместной деятельности и действовать в соответствии с ним.
В результате проведенных игровых заданий, предполагающих их совместное выполнение детьми, ребята научились не только осуществлять совместное планирование на основе принятия цели как единой, но и осуществлять помощь друг другу на основе соблюдения правил взаимопомощи, договаривания, работы над ошибками, а также оценивать, и анализировать взаимодействие в создании продукта совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль и коррекцию, действовать в соответствии с намеченным планом, согласовывая свои действия с действиями партнера по взаимодействию.
Исходя из цели и задач исследования, нами была определена цель контрольного эксперимента: выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества после проведения с ними формирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента показали, что после проведения формирующего эксперимента в ЭГ высокий уровень повысился на 50% (7) детей, количество детей со средним уровнем составило 7% (1) детей, низкий уровень понизился на 7% (1) детей, и это свидетельствует о том, что детей с низким уровнем выявлено не было.
По результатам констатирующего и контрольного экспериментов в КГ положительная динамика не произошла, то есть количество детей с высоким, средним и низким уровнем не увеличилось.
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего эксперимента уровень сформированности навыков сотрудничества у детей ЭГ заметно возрос и качественно изменился.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о возможности формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества на занятии при их особом построении с учетом этапности организации взаимодействия детей и логики освоения детьми моделей сотрудничества, изменении позиции педагога по мере накопления у детей опыта сотрудничества (обучающая и корректирующая, направляющая и координирующая, поддерживающая и стимулирующая), а также использовании специфических дидактических средств, как наглядной основы организации взаимодействия, и представлении учебного содержания занятия в форме заданий продуктивного характера, решение которых предполагает необходимость взаимодействия детей по типу сотрудничества.
Литература

1. Бариленко, Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности/ Н. В. Бариленко// Вопросы психологии. – 1996. – № 4. – С. 12-19.
2. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником/ Л.Венгер// Дошкольное воспитание. – 1995. – №8. – С. 66-74.
3. Ветлугина, Н.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя детского сада./ Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987. – С. 160.
4. Виноградова, А.М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А. Козлова и др., Под ред. Р.С. Буре, – М.: Просвещение, 1987. – С. 222.
5. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя детского сада./ Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987. – С. 160.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр./ Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. — С. 352.
7. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет/ Л.Н. Галигузова – М.: Просвещение, 1992. – С. 142.
8. Грэй, Д. Дети – с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе/ Д. Грей. – М.: София, 2004. – С. 321.
9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов – М.: ИНТОР, 1996. – С. 287.
10. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия: Для студентов средних педагогических учебных заведений/ В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 160.
11. Детская практическая психология: Учебник для вузов/ Под ред. Марцинковской Т.Д. – М.: Гардарики, 2004.– С. 255.
12. Детская психология: Учебное пособие/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др. под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько – Мн.: Университетское, 1988. – С. 399.
13. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей/ Л.Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – С. 26-35.
14. Еник, О.А. Анализ исследований развития мышления дошкольников на основе знаково-символической деятельности (на основе моделирования) //Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов/под ред. О.В. Дыбиной, О.А. Еник. – Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование», 2004. – С. 137.
15. Еник, О.А. Практикум по математическому развитию дошкольников: Пособие для студентов и преподавателей факультета дошкольного воспитания/ Сост. Еник, О.А., Сидякина, Е.А. – Тольятти, «Форум», 2001. – С. 39.
16. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога/ О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 568.
17. Калишенко, В. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений/ В. Калишенко //Дошкольное воспитание. – 1984. – №7. – С. 42-45.
18. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – С. 138.
19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 416.
20. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Н. К.Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 192.
21. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах/ Я.Д. Коломинский – Мн., 1976. – С. 238.
22. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько – М.: Просвещение, 1988. – С. 190.
23. Кон, И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.С. Кон – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 336.
24. Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия/ Е.В. Коротаева. – М.: Профит Стайл, 2007. – С. 224.
25. Крайнова, Л. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности/ Л. Крайнова // Дошкольное воспитание. – 1984. –№ 10. – С. 35-38.
26. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001.— С. 318.
27. Леонтьев, А. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд./ А.А. Леонтьев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – С. 368.
28. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей //возрастная и педагогическая психология/ М.И. Лисина. М.: Издательство Московского Университета, 1992. – С. 256.
29. Маврина, И. Развивающие занятия: сотрудничество дошкольников/ И. Маврина// Дошкольное воспитание. – 1995. – №11. – С. 50-52.
30. Максакова, В. Учимся договариваться (я-ты-мы). Методическое пособие для учителей нач. школы/ В. Максакова, С. Полякова. – М.: Сфера, 2001. – С. 132.
31. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов.; Под ред. М. В. Гамезо и др./ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина – М.: Просвещение, 1984. – С. 256.
32. Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дет. сада.— 2-е изд., доп./ Л.С. Мухина – М.: Просвещение, 1985 г. – С. 223.
33. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип/ В.С. Мухина – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 456.
34. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет/Науч.-исслед. институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР/ Н.И. Непомнящая. – М.: Педагогика, 1992. – С. 160.
35. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов – М.: Мастерство, 2002. – С. 288.
36. Новик, И.Б. Системный стиль мышления. Особенности познания и управления в сложных системах/ И.Б.Новик – М.: Знание, 1986. – С. 64.
37. Общение детей в детском саду и семье под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М.: 1990 г. – С. 216.
38. Одинцова, Л. Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстников/ Л.Одинцова // Дошкольное воспитание. – 1988. – №1.– С. 38-40.
39. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. И. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 176.
40. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – С. 64.
41. Петрова, В. Формирование элементарных математических представлений/ В. Петрова// Дошкольное воспитание. – 1992. – № 1. – С. 105-107.
42. Репина, Т.А., Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.– М.: Педагогика. – 1978. – С. 225.
43. Римашевская, Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Л.С. Римашевская. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – С. 112.
44. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/ В.В. Рубцов. – М.: Педагогика, 1987. – С. 160.
45. Рузская, А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками/ А. Рузская //Дошкольное воспитание. – 1988. – №3. – С. 37-45.
46. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие/ Е.Ф. Рыбалко. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. – С. 256.
47. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении/ Н.Г. Салмина – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 287.
48. Салмина, Н.Г. Концепция Л.Г. Выготского и проблема развития символической функции/ Н.Г. Салмина// Вопросы психологии. – 1994. – №5. – С. 69-78.
49. Сапогова, Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников/ Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. – 1992. – № 5-6. – С. 26-30.
50. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений/ Е.О. Смирнова – М.: Академия, 2000. – С. 160.
51. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие/ О.В. Солодянкина – М.: АРКТИ, 2006 – С. 88.
52. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 368.
53. Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников/ Е.В. Субботский – М.: Издательство Московского Университета, 1976. – С. 144.
54. Таджибаева, Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях/ Л. Таджибаева// Дошкольное воспитание. – 1983 г. – №2. – С. 9-11.
55. Уваров, Л.В. Символизация в познании/ Л.В. Уваров – Минск: Наука и техника, 1971. – С. 319.
56. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. – С. 291.
57. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 5-е изд., стереотип/ Г.А. Урунтаева – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 336.
58. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: в 4 т./ К. Фопель. – М.: Генезис, 2006. – С. 160.
59. Шевелев, К. В. Развивающие игры для дошкольников./ К.В. Шевелев – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – С. 224.
60. Щетинина, В.В. Формирование навыков сотрудничества у детей 5-7 лет посредством моделирования/В.В. Щетинина// Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 7; в 2-х ч. / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2009. – Ч. 1. – С. 240.
61. Щетинина, В.В. Формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе совместной поисковой деятельности/В.В. Щетинина// Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 7; в 2-х ч. / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2009. – Ч. 1. – С. 240.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.