На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теория социокультурной динамики Сорокина

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 09.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: 84.

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1. Доминирующий принцип в культуре 4
2. Типы культурных систем 5
3. Динамика культуры 7
4. Сущность и проявления культурного кризиса XX века 9
5. П. Сорокин о перспективах культурного развития 14
Заключение 17
Список литературы 19

Введение
В предыдущие годы шел активный процесс исследования творчества выдающегося русско-американского учёного П.А. Сорокина. Но осмысление его идей происходит преимущественно под углом зрения социологии. Признавая безусловную справедливость такого подхода, можно только сожалеть, что так же активно не разрабатывается культурологический аспект многочисленных работ П. Сорокина, тогда как в этом смысле его творчество открывает большой простор для исследователя. Своими работами, многие из которых непосредственно посвящены вопросам культуры, П. Сорокин в значительной мере способствовал становлению культурологии как науки. А предпринятые им в конце жизни исследования альтруизма позволяют рассматривать учёного и как представителя христианского гуманизма. Проблема культурного кризиса и будущности культуры относится как раз к тем проблемам в творчестве Сорокина, которые носят более философский и культурологический, чем социологический характер.
П. Сорокин как мыслитель прошёл непростой путь: взгляды его менялись от позитивистского требования отделить Истину от метафизических проблем (в ранний период своего творчества он весьма скептически относился к философско-религиозным исканиям как таковым) до понимания глубокой связи всех аспектов духовной жизни человека. Пережитый П. Сорокиным личный кризис – пограничная ситуация 1918 года, когда он в течение нескольких недель в тюрьме ожидал расстрела – обнажил перед учёным смысл и ценность человеческого существования. А кровопролитие и тяготы российской жизни четырёх последующих лет, свидетелем которых П. Сорокин был с момента освобождения из тюрьмы до высылки из страны, ещё более укрепили убеждения этого человека. "Что бы ни случилось в будущем, – писал П. Сорокин, – я знаю теперь три вещи, которые сохраню в голове и сердце навсегда. Жизнь, даже самая тяжёлая, – это лучшее сокровище в мире. Следование долгу – другое сокровище, делающее жизнь счастливой и дающее душе силы не изменять своим идеалам. Третья вещь, которую я познал, заключается в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не сумеют создать ничего вечного ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в материальном отношении".
Этот "экзистенциальный" опыт учёного, как нам кажется, во многом предопределил философское гуманистическое звучание многих научных выводов П. Сорокина, стал причиной выхода мыслителя за узкие цеховые рамки отдельной науки, в пространство смежных областей знания, где осуществляется синтез социологического, философского и культурологического методов исследования общества. П. Сорокин в своём творчестве реализовал социокультурный подход к действительности, когда факты социальной жизни анализируются в обязательной связи с доминирующими ценностями культуры. Личность, общество и культура рассматривались им как неразрывная триада, причём с годами всё заметнее становилось стремление учёного к философскому осмыслению этой взаимосвязи.
Цель данной работы определить современную значимость социокультурных идей П. Сорокина. На пути к поставленной цели нам нужно решить следующий спектр задач: сначала рассмотреть теорию социокультурной динамики П. Сорокина, ее доминирующий принцип, типы культурных систем и динамику культуры; далее показать сущность и проявления культурного кризиса XX века; и в завершении рассказать о перспективах культурного развития С точки зрения П. Сорокина.


1. Доминирующий принцип в культуре
Основополагающей в понимании П. Сорокиным культуры является теория "циклической флуктуации" исторического процесса, согласно которой в истории человечества последовательно сменяют друг друга различные типы интегрированных социокультурных систем: два основных и два переходных. Основой для выделения таких типов является доминирующий принцип, или ценность, в соответствии с которым организуются и развиваются все остальные элементы системы. "Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, её философии и религии, этики и права, её основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части её нравов и обычаев, её образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают её основополагающий принцип, её главную ценность". Изменение ключевой мировоззренческой ценности культуры влечёт за собой изменение других составных частей интегрированного целого. Доминирующий принцип в культуре П. Сорокин часто рассматривает через призму классической триады: Истина, Добро, Красота. Определённый тип культуры формирует свои подходы к познанию действительности, свою систему нравственных ценностей, свою эстетику
Методологическим основанием теории П. Сорокина, как нам кажется, является понимание типа как особого средства, с помощью которого строится теоретическая картина действительности. Выводимые исследователем типы выступают как результат сложной работы мысли, реконструирующей наиболее существенные характеристики множества объектов и объединяющей их в понятие типа. Тип не рассматривается П. Сорокиным как полное и однозначное отображение системы. Сам учёный писал: "Едва ли какая-либо культура в истории человечества была полностью и совершенно интегральной. Термин "доминантная форма интеграции" не означает абсолютного монопольного преобладания, ведущего к полному исключению других форм культуры". Тип предстаёт у П. Сорокина как сложная конструкция, размещённая в многомерном пространстве. Именно это позволяет рассматривать тот или иной тип культур на примере различных, удалённых друг от друга во времени и пространстве эпох.


2. Типы культурных систем.................

Заключение
Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П. Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира. Он выделяет два типа культуры с наиболее четкой поляризацией и доминированием способов мировосприятия: идеациональный и чувственный.
Идеациональный тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия, а чувственный - господство чувственности. Кроме того П. Сорокин различает еще два промежуточных (переходных, “не чистых”) типа культуры: смешано-гармоничный, его он называет идеалистический, смешанный, негармоничный - эклектический тип культуры.
Поскольку одной из важнейших исследовательских задач П. Сорокина была задача вскрыть социокультурную динамику, процесс изменения культуры, то он не только обозначает существование разных типов культуры, но и указывает на то, что оба “чистых”, “полярных” типа культуры - идеациональный и чувственный меняются волнами. Центральные темы культур, по его мнению повторяются, но своеобразно в разных культурах. Своеобразие это П. Сорокин объясняет состоянием психики (сходство с концепцией Шпенглера) и религии.
Оценивая кризис современной культуры, П. Сорокин выход из него связывает с формированием и универсализацией новых ценностей.
Подводя итоги, нужно отметить современное созвучие изложенных выше идей П. Сорокина и соответствующую их значимость. Как часто бывает с большими талантами, каждый следующий год не отдаляет от нас, а приближает к нам этого мыслителя. Чем больше практикой подтверждается правильность многих теоретических выводов П. Сорокина, чем более реальными становятся его прогнозы, тем большим предстаёт масштаб этого человека и тем больший интерес вызывает его творчество. Глобальность подхода к истории и культуре, глубокая озабоченность перспективой культурного развития, попытки связать прошлое, настоящее и будущее культуры, вера в созидательные возможности человека – все эти аспекты творчества П. Сорокина позволяют сопоставлять его с такими мыслителями, как Н. Бердяев, А. Тойнби, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет; подтверждают правомерность и необходимость рассмотрения ученого, как социолога, так и представителя философии культуры.
Таким образом, можно сказать, что человечеству на современном этапе развития нужен переход на Новый уровень (новый этап эволюции человечества), понимание Единых Духовных Законов Мироздание, становлению Духовного Начала Человека как Со-Творца.
И вполне возможно именно России предстоит играть особую роль при переходе к новому этапу эволюции. Причем эти надежды связывают с особенностями характера и души, как наиболее способных к духовному обновлению, обладающих наибольшей эволюционной способностью в этом плане. В подтверждение сказанного можно считать является сам президент России Путин – Начало Пути, Пути возрождения и преображения Мира через Россию.
Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Кризис искусства. (Репринтное издание). – М.: Интерпринт, 1990.
2. Медушевский А.Н. История русской социологии. – М.: Высш. шк., 1993.
3. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991.
4. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – М.: Наука, 1997.
5. Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. – М.: ТЕРРА, 1992.
6. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. – М., Наука, 1994.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.
8. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.